публицистический и литературный жанр.
ОЧЕРК
ОЧЕРК
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Очерк
1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы; 2) публицистические, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ОЧЕРК
малая форма эпического рода литературы, произведение, основное содержание которого не в развитии и разрешении конфликта, а в описании чего-либо: определенного явления, среды, феномена. Очерк может быть как литературным, так и публицистическим. Задача очерка – представить как можно более полную картину, описать что-либо, чтобы дать читателю представление об этом и натолкнуть его на определенные выводы. Напр., «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского рассказывают о быте бурсаков, сочетая авторские описания с небольшими сценками из жизни училища. Очерки «Районные будни» (1952–56) В. В. Овечкина, повествующие о социально-трудовой неустроенности русской деревни, управляемой посредством «бурного администрирования» и «залпов директив» свыше, – художественно реалистичные в изображении зла и бедствий и публицистичные, с уклоном к утопизму в размышлениях о справедливости. Очерки делятся на собственно художественные (напр., «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Москва и москвичи» В. А. Гиляровского), среди которых выделяются очерки-мемуары (напр., «Дневные звезды О. Ф. Берггольц) и путевые очерки (напр., «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина); публицистические (напр., «Власть земли» Г. И. Успенского) и полностью документальные (напр., «Деревенский дневник» Е. Я. Дороша). Жанр очерка был очень популярен в литературе 19 в., особенно в работах натуральной школы – т. н. физиологические очерки, документально фиксировавшие жизнь народа.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006