Олимпиада

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Олимпиада

игуменья Алексеевского мон. в Москве, 1713—15, Георгиевского мон. 1714—18 г., Новодевичьего 1718—38 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ОЛИМПИАДА
промежуток времени в 4 года между двумя Олимпийскими играми в Древней Греции, единица летосчисления до 394 г. Годом 1-й Олимпиады считается 776 г. до н. э. Крупные международные спортивные соревнования современности. Кроме того, общее название соревнования, смотра, конкурса, например, О. школьников.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ОЛИМПИАДА (2)
у древ. греков четырехлетний период между двумя Олимпийск. играми. Счет времени по О. был введен ок. 264 до н.э. историком Тимеем. Началом первой О. считается 776 до н.э. (с этого времени велись списки победителей в Олимпийских играх). Хронологией по О. пользовались Полибий, Диодор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский и др. историки.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ОЛИМПИАДА
´Olympias) - у др. греков четырехлетний период между двумя последовательными Олимпийскими играми. Счет времени по О. был введен ок. 264 до н. э. историком Тимеем. Началом первой О. считается 776 до н. э. (с этого времени велись списки победителей в Олимпийских играх). Хронологией по О. пользовались Полибий, Диодор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский и др. историки.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Олимпиада
промежуток времени в четыре года между двумя последовательными Олимпийскими играми (древнегреческими); единица летосчисления в Древней Греции (до 394 г. н.э.). Годом 1-й олимпиады считается 776 г. до н.э. Счет времени по олимпиадам был введен около 264 г. до н.э. историком Тимеем. Хронологию по олимпиадам использовали Полибий, Диодор Сицилийский и другие историки.

Источник: Исторический словарь

Олимпиада
(375 316 до н. э.), дочь молосского царя Неоптолема I, жена Филиппа II Македонского и мать Александра. После смерти сына она боролась против диадохов, особенно против Антипатра и Кассандра; приказала убить одного из наследников Александра, Филиппа III. Осажд. Кассандром в Пидне, она по решению македонского войска была казнена в 316 до н. э. О. считалась прекрасной, но гордой, деспотичной, мстительной и властолюбивой царицей, принесшей мн. македонцев в жертву своему произволу и ненависти.

Источник: Словарь античности. 1989

ОЛИМПИАДА
ок. 375 — ок. 315 до н.э.) — жена македон. царя Филиппа II, мать Александра Македонского. Честолюбивая и властная, О. вмешивалась в политич. жизнь; была, видимо, причастна к убийству мужа (336 до н.э.). После смерти Александра О. приняла активное участие в борьбе диадохов за власть, отстаивая права на престол своего внука Александра IV, сына Александра. О. подчинила своей власти всю Македонию и расправлялась со сторонниками диадоходов Кассандра и Антипатра. Однако Кассандр вскоре осадил столицу Македонии Пидну и вынудил О. к сдаче. По его приказу О. была убита.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Олимпиада
греч. Olympias)
(375 - 316 до н.э.)
   дочь эпирского царя Неоптолема, жена Филиппа II Македонского, мать А. Македонского. После смерти сына О. боролась против диадохов Кассандра и Антипатра; по ее приказу убили одного из наследников Александра - Филиппа III. В 316 г. по решению македон. войска она была казнена.
   Тимохович Ю.Н. Мать Александра Македонского // Женщины- легенды. Минск, 1993.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Жена Филиппа II Македонского, дочь царя Неоптолема I, мать Александра Македонского. После смерти сына была казнена по решению македонского войска в осажденной Пидне.
   Олимпиада - образ прекрасной, но деспотичной царицы, принесшей македонцев в жертву своим амбициям.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Олимпиады
греч. Olympiados)
   общегреческие игры в честь Зевса Олимпийского, которые устраивались каждые четыре года в Олимпии, на берегу р. Алфей; они проводились с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э. и начинались 11 гекатомбеона.
   В греческой мифологии основателем О.и. считался Геракл Идейский, один из слуг младенца Зевса; но те О.и., которые стали традиционными в историческое время, возводили к Пелопсу, устроившему в честь Зевса Олимпийского состязания, по словам Павсания, «более блестящие, чем кто-либо до него». Именно эти игры, по преданию, и были после долгого перерыва возобновлены царем Элиды Ифитом, который вместе со спартанским царем Ликургом установил их правила и порядок. Спарта и Элида заключили между собой священный союз для проведения этих игр, что стало традицией для всех последующих поколений. Год первых в историческое время О.и., 776 г. до н.э., стал началом греческого летосчисления. Расцвет О.и. относится к V в. до н.э. В это время в их проведении принимали участие все свободные жители городов Эллады, а также греки из колоний. Открытие и закрытие игр сопровождалось религиозными церемониями. В программу праздника входили также театрализованные представления, эстафета с факелом, выступления поэтов, ораторов и музыкантов.
   Важнейшим событием О.и. были атлетические соревнования (агоны). Главный их вид - пятиборье - включал в себя бег, борьбу, прыжки, метание диска и копья. С течением времени в программу О.и. включались новые виды соревнований (в Приложении см. табл. «Введение новых видов агонов»). Участвовать в играх имели право только мужчины, обладавшие гражданством какого-либо греческого полиса. Они делились на три возрастные группы - мальчики, юноши и взрослые. Женщины не имели права посещать состязания, хотя рабам это не запрещалось. О.и. не только были школой мужества, силы, ловкости и физической культуры, но и преследовали политическую цель: для греков, которые не имели единого гос. образования, они служили средством объединения.
   С покорением Греции Римом значение О.и. было утеряно; неоднократно нарушались сроки их проведения, попирались принципы и правила Олимпии. Победа христианства в Римской империи также не способствовала О.и. в силу их языческой окраски. В 394 г. н.э. император Феодосии I запретил О.и. Только в 1896 г. благодаря французскому педагогу и общественному деятелю Пьеру де Кубертену в Афинах состоялось открытие первых Олимпийских игр современности.
   Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Олимпийские игры. Л., 1959; Немировский А.И. Возникновение Олимпийских игр // ВИ. 1980. № 6; Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969; Шанин Ю. Герои античных стадионов. М., 1979.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ОЛИМПИАДА
   • Olymp?as,
         ????????,
       1. сначала называвшаяся Myrtalis (Justin. 9, 7), дочь Неоптолема Эпирского; она была воспитана своим дядей Аримбасом и в 358 или 357 г. до Р. X. вышла замуж за Филиппа Македонского, который узнал ее в Самофракии. Plut. Alex. 1. 2. В 356 г. у нее родился Александр, а позднее Клеопатра. Несмотря на свой раздражительный характер, она долго жила с мужем, пока ок. 340 г. не наступил между ними окончательный разрыв, именно когда он женился на македонянке Клеопатре, она отправилась в сопровождении Александра в Эпир и больше не возвращалась. На нее падало сильное подозрение в участие в убийстве Филиппа, т. к. она высказывала одобрение убийцам и жестоко мстила Клеопатре. Justin. 9, 7. Plut. Alex. 10. Хотя Александр нежно любил ее, но решительно отказал ей в управлении царством во время своего отсутствия, чего она сильно желала. Несмотря на это, она старалась при всяком случае вмешиваться в государственные дела (Plut. Alex. 39. Arr. 7, 12) и, поспорив сильно из-за этого с Антипатром, удалилась вскоре после смерти Александра в Эпир, чтобы там достигнуть влияния (Plut. Alex. 68). Полисперхон пригласил ее обратно в Македонию, чтобы вручить ей воспитание молодого Александра. Со страстным желанием отомстить своим врагам, пришла она в Македонию с молосским войском под предводительством Эакида. Арридей и Эвридика, а также сто знатных македонян пали жертвой ее мести в 317 г. Justin. 14, 5. Но своей жестокостью она оттолкнула от себя привязанность народа. Поспешивший из Пелопоннеса в Македонию Кассандр осадил ее в Пидне, и после продолжительной осады, во время которой страшный голод уничтожил почти весь ее гарнизон, она принуждена была сдаться, получив прежде обещание личной безопасности. Вероломный Кассандр, несмотря на данное обещание, позволил родственникам убитых ею выставить против нее обвинение, и, осужденная в собрании македонян на смерть, она была убита (315 г.) слугами Кассандра, против которых она отважно защищалась. Justin. 14, 6;
       2. О., период времени в полных 4 года. Начало счета по О. относится, по Петавию, к 777 г., а по другим, к 776 г. до Р. X., со времени победы Корэба. Благодаря той важности, какую имели Олимпийские игры, счет по олимпиадам был господствующим в Греции. В списках победителей, которые хранились в государственном архиве, имя победителя ставилось рядом в Афинах с именем архонта эпонима, в Спарте — с именем царствующего эфора, в Аргосе — с именем жрицы Геры, в Дельфах — с именем Пифии. Древнейшие историки не вели хронологии по олимпиадам; первый историк, применивший олимпиады к хронологии, был сицилиец Тимей, ок. 264 г. до Р. X. За ним следовали Полибий, Дидор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский и другие. Т. к. перевод О. на наше летосчисление представляет некоторые трудности, то в приложении помещена таблица, облегчающая это. При этом надо иметь в виду, что т. к. Олимпийские игры праздновались обыкновенно в середине лета, около которого времени начинался и аттический год, то если требуется определить время какого-либо события, случившегося во вторую половину аттического года по нашему счету, то надо из данного числа вычесть 1. Так, Сократ был осужден на смерть в 95,1 ол. = 400 г., но это случилось в 11 месяце года, в месяце фаргелионе, следовательно, в 399 г., и т. п.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
203.48 кб

Олимпиада-80 и олимпийский туризм через призму «Холодной войны»

Багдасарян В. Э.
В статье рассматриваются вопросы олимпийского туризма в идеологическом ракурсе, подчеркивается роль Олимпийских игр в противостоянии разных политических систем.
Читать PDF
97.12 кб

Олимпиада-80. «За кадром». Воспоминания и размышления современника событий

Морозников Б. К.
Читать PDF
251.68 кб

«Торговля - наш кумир» (студенческая олимпиада по истории экономики)

Рощупкина Елена Викторовна
Читать PDF
312.20 кб

Олимпийский геополитический контекст (размышления о монографии Г. Н. Колбая «Сочинская олимпиада в г

Трапш Николай Алексеевич
В статье представлены результаты авторского анализа масштабной монографии российского исследователя Г.Н.
Читать PDF
908.65 кб

Мегасобытие «Олимпиада-80»: информационно-пропагандистский инструментарий советской ивент-дипломатии

Милованова Р.В.
Статья посвящена исследованию феномена советских мегасобытий как одного из инструментов советской культурной дипломатии на примере XXII летних Олимпийских игр.
Читать PDF
202.80 кб

Профсоюзы СССР и олимпиада–80: опыт, уроки и ошибки

Долгов Сергей Николаевич
Читать PDF
149.94 кб

XII «СМОРодина» — межвузовская олимпиада по русскому языку

Читать PDF
271.91 кб

Всероссийская студенческая олимпиада-конкурс по специальности 020400 «Психология»

Мещерякова Эмма Ивановна
Читать PDF
255.30 кб

Святая олимпиада диаконисса: жизнь без тщеславия

Чуева Юлия Юрьевна
В эпоху становления христианства как государственной религии в Ранней Византии особое место занимали женщины. Они были проводниками идей христианства в реальную повседневную жизнь любой православной семьи.

Похожие термины:

  • Олимпиада, 1850—56 г

    игуменья: смоленского Вознесенского м. и Максаковского Преображен. мон. 1841—47. {Половцов}
  • Олимпиада, 1845—66 г

    игуменья Касимовского м. {Половцов}
  • Олимпиада, 1849—67

    игум. Брусенского Успен. мон. {Половцов}
  • Олимпиада, 1845—69

    игум. Десятин. мон., в Новгороде. {Половцов}
  • Олимпиада, 1860—69

    игум. саратов. Воздвиж. мон. {Половцов}
  • Доброницкая, Олимпиада

    по мужу Гершельман, любимая приближенная к имп. Марии Фед.; † 1807 г. 26 июля. {Половцов}
  • Жебелева, Олимпиада Григорьевна

    актриса СПб. театров р. 1807 г., † 1853 г. 28 ноября. {Половцов}
  • Олимпиада, игуменья монастырей

    1750—57 г. и 1759—94 г. Знаменского, в Осташкове; 1757—59 г. — кашинского Стретенского; † 24 августа 1794 г. {Половцов}
  • Куза-Покассовская, Олимпиада Илларионовна

    (урожд. Покассовская) (1877, с. Стечанка Киев. губ. — ?) — арт. оперы (лирико-драм. сопрано). Род. в семье священника. Окончила Киев. епархиальное уч-ще. Пению обучалась в Киев. муз. уч-ще (кл. Н. Львовой и М. А
  • Павлова, Олимпиада Петровна

    (урожд. Пересветова, по мужу Тяжелова) (1852 — ?) — арт. оперы (меццо-сопрано). В 1882—88 начальница главного гардероба Моск. императорских т-ров. В эти же годы обучалась пению. В 1888—98 выступала на сцене моc
  • Шишкина Олимпиада Петровна

    Шишкина (Олимпиада Петровна, 1791 - 1854) - писательница, фрейлина. Напечатала: "Князь Скопин-Шуйский, или Россия в начале XVII столетия" (4 части, СПб., 1835); "Прокопий Ляпунов, или Междуцарствие в Росс
  • Тарновская, Олимпиада Владимировна

    (по первому мужу Филоненко-Бародич) [24. (5.8.). 1888 (в нек-рых источ. 1890), Саратов — 1964, Ленинград (?)] — арт. оперы (меццо-сопрано), оперетты, камерная певица. Жена С, Мельникова. Род. в семье бухгалтера, с трех
  • ФЕСТИВАЛИ, СМОТРЫ, ОЛИМПИАДЫ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    В разные периоды XX столетия использовались различные термины для обозначения массовых мероприятий, основным содержанием которых был показ и сопоставление достижений художественных коллективов
  • ОЛИМПИАДЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ

    разновидность массового музыкального праздника и одновременно одна из форм организации самодеятельности, получившая распространение в 1920–30-е гг. Исторический прообраз О.М. содержится уже в само