вокальное искусство) – искусство передачи средствами голоса художественного содержания музыкального произведения, в том числе без слов – вокализ. Различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное – концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучий – кантилена; декламационный – речитатив; колоратурный).
Пение
Пение
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПЕНИЕ
наиболее раннее творч. проявление и важнейшая обл. греч. муз. жизни. Слово «мелос» (сначала «звено», затем «песня») означало: «звучание, мелодия» и «лирич. поэзия», позднее стали различать мелос и оду. Согл. традиц. воззрениям (Платон), мелос состоял из логоса (текст), гармонии (тональность) и ритма. Поэт и композитор назыв. melopoios, певец — аэдом и кифаредом. Согл. имеющ. изображениям, певец выступал перед публикой стоя, на пирушках — сидя, в большинстве случаев сопровождая П. игрой на струнных инструментах. В творчестве Гомера встречаются профессион. певцы, выступавшие чаще в одиночку, чем в хоре; при княжеских дворах, на приемах и пирушках, во время танцев иногда пели и благородные герои. Песни пелись и во время работы. Сольное и хоровое лирич. пение сопровожд. игрой на различ. инструментах; комедии Аристофана позволяют составить представл. о богатых традициях нар. песни. У римлян также известны нар. песни, связанные с различ. жизнен. ситуациями; наряду с этой музыкой получила широкое распростр. заимствов. в эллинизме камерная музыка, сопровождающая пение солиста. Наряду с человеч. голосом лит. источ. античности превозносят пение различ. птиц (соловья, ласточки, лебедя), а также дельфина.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Пение
наиболее раннее творч. проявление и важнейшая область греч. музыкальной жизни. Слово «мелос» (сначала «звено», затем «песня») означало: «звучание, мелодия» и «лирическая поэзия», позднее стали различать мелос и оду. Согласно традиционным воззрениям (Платон), мелос состоял из логоса (текст), гармонии (тональность) и ритма. Поэт и композитор называется melopoios, певец — аэдом и кифаредом. Согласно имеющимся изображениям, певец выступал перед публикой стоя, на пирушках — сидя, в большинстве случаев сопровождая П. игрой на струнных инструментах. В творчестве Гомера встречаются профессиональные певцы, выступавшие чаще в одиночку, чем в хоре; при княжеских дворах, на приемах и пирушках, во время танцев иногда пели и благородные герои. Песни пелись и во время работы. Сольное и хоровое лирич. пение сопровождалось игрой на различных инструментах, в то время как комедии Аристофана позволяют составить представление о богатых традициях народной песни. У римлян также известны народные песни, связанные с различными жизненными ситуациями; наряду с этой музыкой получила широкое распространение заимствованная в эллинизме камерная музыка, сопровождающая пение солиста. Наряду с человеч. голосом лит. источники античности превозносят пение различных птиц (соловья, ласточки, лебедя), а также дельфина.
Источник: Словарь античности. 1989
Пение
как выражение чувств и настроений, упоминается с самых древних времен. Мы читаем о песнях священного праздника (Ис. 30:29), о песнях любви (Ис. 5:1; Пс. 44:1); о плачевных песнях (2 Пар. 35:25); о песне при сборе жатвы (Ис. 16:10; Иер. 48:33) и о брачных песнях (См. Быт. 31:27; Иер. 7:34; Срав. Лук. 15:25). После перехода через Чермное море израильтяне воспели песнь хваления во славу Божию (Исх. 15). Давид поставил пение при официальном богослужении в скинии на надлежащую высоту, сам слагал псалмы и песни, устроил хоры из левитов под руководством таких мужей, как Асаф, Еман и Ефин; их 24 сына управляли 24 хорами певчих, общее число которых было 2000 человек, и которые по очереди служили в храме (1 Пар. 25); с этого времени жертвоприношения стали сопровождаться священным пением и музыкой (2 Пар. 5:12 и дал.; 7:6; 29:25 и дал.; 35:15). Среди возвратившихся из Вавилона упоминаются также 245 певцов и певиц (Неем. 7:67; Срав. Езд. 2:41,65; Неем. 12:27). См. дал. «Музыка»; «Поэзия». Христос и Его ученики пели израильские песни хваления (Мат. 26: 30; Map . 14:26). Павел и Сила пели в тюрьме (Деян. 16:25). В собраниях христианской церкви пели духовные песнопения и псалмы во славу Божию (1 Кор. 14:26; Еф. 5:19; Кол. 3:16). Иоанн слышал пение на горе Сионе, звучащее как игра на гуслях, могучее, как шум от множества вод (Отк. 14:2).
пение
в Новом Завете упоминается только в следующих местах: Мф 26.30; Деян 16.25; Иак 5.13; Рим 15.9; 1Кор 14.15; Еф 5.19; Кол 3.16; От 5.9; 14.3; 15.3 и в них во всех говорится об известном с ветхозаветных времен строго регламентированном песенном сопровождении богослужения в храме, разработанном и установленном Давидом (1Пар 6.32; 2Пар 23.28; 29.27; Неем 12.46; Пс 41.9; 118.54; Авв 3.1). Ни одно из них не говорит о женском пении и о каком бы то ни было отходе от установленных канонов. Истинное пение уповающего на Господа-это Он Сам (Ис 12.2), а то пение, которое мы постоянно слышим теперь в церквах, слишком похоже на концерты «духовной музыки», чтобы быть истинным.
В Ветхом Завете часто говорится о пении и веселии во имя Господа, но это, видимо, нужно понимать как состояние, как особое отношение к Богу, ибо в этом смысле, сказано, поют и радуются горы, леса и даже развалины (Пс 64.14; 65.4; Ис 44.23; 49.13; 52.9). В Новом Завете также под пением больше подразумевается радостное, молитвенное настроение сердца и духа (Еф 5.19; Кол 3.16), чем буквальное, постоянное концертное пение. Всякое же постороннее пение и веселье неизменно осуждалось в обоих Заветах (Исх 32.6; Иак 4.9; Еф 5.4). (См. женщина, музыка)
Примечание: Августин, возможно последний из людей, предупреждал, что в песне важны слова, а не музыка, которая сильно действует лишь на чувственность (поэтому нужно быть очень внимательным к тому, что мы поем или слушаем).
В Ветхом Завете часто говорится о пении и веселии во имя Господа, но это, видимо, нужно понимать как состояние, как особое отношение к Богу, ибо в этом смысле, сказано, поют и радуются горы, леса и даже развалины (Пс 64.14; 65.4; Ис 44.23; 49.13; 52.9). В Новом Завете также под пением больше подразумевается радостное, молитвенное настроение сердца и духа (Еф 5.19; Кол 3.16), чем буквальное, постоянное концертное пение. Всякое же постороннее пение и веселье неизменно осуждалось в обоих Заветах (Исх 32.6; Иак 4.9; Еф 5.4). (См. женщина, музыка)
Примечание: Августин, возможно последний из людей, предупреждал, что в песне важны слова, а не музыка, которая сильно действует лишь на чувственность (поэтому нужно быть очень внимательным к тому, что мы поем или слушаем).