ПЕСНИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПЕСНИ
группа фольклорных стихотворных жанров, объединяющая тексты различного объема, содержания и формы. Различают песни эпические, лирические, лиро-эпические, обрядовые и необрядовые.
Обрядовые песни исполняются в рамках различных обрядов и символически отражают их цель или описывают сами ритуальные действия. Они составляют органическую часть обряда и исполняются только внутри него. Разным обрядам соответствуют разные песни: колядки, купальские, масленичные, петровские, жатвенные, свадебные, гадательные и др. Все они небольшого объема, исполняются без музыкального сопровождения, обычно хором. При утрате формальной связи обрядовых песен и действий оказывается возможным использование песен из одного обряда в другом. Иногда в качестве обрядовых поются необрядовые песни близкого содержания.
Необрядовые песни поются вне ситуации исполнения ритуала, имеют развлекательный или назидательный характер. Среди необрядовых песен значительное место занимают эпические жанры: былины, исторические песни, духовные стихи. Эпические песни имеют развитый сюжет, в основе которого лежат действия главного героя и его столкновение с противником-оппонентом. Основное внимание эпических песен сосредоточено именно на описании событий, участником которых является герой. В лирических песнях повествовательная часть развита слабо и основной акцент делается на передаче чувств и переживаний героев. Необрядовые лирические песни также отличаются большим разнообразием. Их виды выделяются на основании условий и среды бытования, формы исполнения, сюжетов. Плясовые песни исполняются во время танцев и служат своего рода музыкальным сопровождением к ним. Одновременно они могут задавать и саму структуру танца, который иногда воспроизводит сюжет песни.
Значительный корпус составляют песни, бытующие в среде, ограниченной родом деятельности (профессиональные песни), полом или возрастом (молодежные, женские, мужские песни), ситуацией исполнения (посиделочные песни). Профессиональные песни возникают обычно среди людей, объединенных общим занятием и живущих вне дома и семьи. Наиболее распространены солдатские, разбойничьи, бурлацкие и др. песни. Род занятий исполнителей и среда бытования находят отражение в сюжетах песен. Молодежные песни имеют ярко выраженную любовно-брачную тематику, в них воспроизводятся ситуации счастливой или несчастной любви, измены, бракосочетания, ревности.
Лирические необрядовые песни подразделяются на долгие (протяжные, проголосные), большого объема, исполняемые нараспев, как правило, в миноре, и короткие (частые) – частушки, песни, поющиеся в мажоре, динамично и задорно.
Песни в зависимости от разновидности поются соло или хором, в сопровождении музыкальных инструментов или без них. Как правило, песни пелись на посиделках, в ходе праздничного застолья, во время разных видов работы (жатва, бурлачество, плетение корзин или обуви и др.).
Ряд народных лирических и лиро-эпических долгих песен восходит к литературным текстам, заимствованным народной традицией.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ПЕСНИ
народное творчество чистого вида, зародившееся в самой глубокой древности; состоит из совместного проявления поэтических и музыкальных способностей человека. Иногда слова и мелодия песен создаются одним лицом, чаще - двумя, но потом они проходят путь широкого распространения в народе, изменяются, совершенствуются и делаются произведением общенародным.
У Казаков творческие силы подобного рода проявлялись всегда особенно отчетливо, а потому казачьи П. широко разошлись по свету и встречают восторженную оценку даже у иностранцев, не понимающих их слова. Из этого следует, что успех им создает не так содержание, как оригинальное звучание мелодии.
Казаки "играют" песни на своих двух диалектах, из которых один близок к речи русской, другой - к украинской. При этом песни Донских Казаков входят уже в самостоятельную группу, отдельную от песен великорусских, в то время как песни Черноморцев, с малым на то основанием, все еще считаются украинскими.
В эпоху близкого сожительства с Казаками (XVII -XVIII вв.) Украинцы, действительно, позаимствовали от Днепровских Казаков многие их песни, так же как Казаки позаимствовали от них многие черты украинского языка, но по тематике, по динамике, по способам, исполнения, песни наших Черноморцев во многом отличаются от украинских. Это делается очевидным даже при поверхностном анализе тех и других. Прежде всего различаются они строением мелодии; затем из казачьих песен должны быть выделены все - обрядовые; это собственность Украинцев, т. к. во времена языческой Руси, когда они создавались, наши предки Черные Клобуки еще не проживали на Днепре; должны быть исключены из числа казачьих и все бытовые песни, возникшие далеко от казачьих земель в Западной Украине; их можно распознать по особым оборотам речи, характерным для Волыни и Галичины, и по отдельным штрихам содержания, касающимся социальных отношений; в них иногда говорится о Казаках, но это не делает их казачьими. Тоже самое можно сказать о большинстве бытовых песен семейных и девичьих. А зато песни военно-исторические почти полностью принадлежат Казакам, потому что они одни создавали историю Дикого Поля и казачьей земли на Украине.
Донские песни оказались счастливее, их теперь, никто не сможет присвоить, т.к. в наше время уже имеется пятитомное их собра­ние, принадлежащее труду. Казака А. М. Листопадова (А. Листопадов. Песни Донских Казаков. Музгиз, 1953). Во время специальных экспедиций этого ученого-фольклориста и его помощников записано 1200 песен. В одной из своих книг он отмечает также особенность казачьего пристрастия к П.: "Иногородние, живущие среди Казаков, посмеиваются иногда: "Гаврилычи-то наши соберутся на ярмарке, купят косушку и сидят над ней целую ночь гуляют. Заведут бесконечную до самого утра, - косушка цела и допьяна наиграются". Т. е. не водка, не пьянство привлекают Казаков, а возможность "собраться вместе и "играть песни, играть песни именно до пьяна, до утра!".
"Большинство записанных экспедицией песен носили в себе характерные признаки древнего сложения. Даже песни более позднейшего происхождения, исторические послепетровских времен, протяжные военно-бытовые того же периода, творцами которых являются по преимуществу сами же Казаки, слагались как бы по одному типу, выработанному глубокой стариной и передаваемому непосредственно и в чистом виде из поколения в поколение". Например, мелодия донского гимна, до своего последнего применения, служила уже двум песням.
"Былины и песни былинные поются Донскими Казаками, так же как и все протяжные песни; речитатив северных былин, за очень немногим исключением, в них отсутствует". "Что касается до мелодического склада донских песен, то и с этой стороны мы замечаем в них особенности, отличающие казачью музыку от современной и относящие ее к более ранним эпохам музыкального развития. В основе ее лежат особые гаммы. Наиболее характерной является так называемая "индокитайская" или "шотландская" гамма, (исполняемая на одних, черных клавишах фортепиано), состоящая из двух невыполненных кварт со скачками в полтора тона".
Эта "пентатоника" придает мелодии особый колорит необычный для уха, привыкшего к гармоническому сочетанию классической музыкальной гаммы.
Мотивы песен наших Черноморцев отличаются от украинских музыкальных произведений преобладанием тех же звуков восточной пятитонной гаммы. (Все выдержки из указанного в тексте труда А. М. Листопадова).

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
283.78 кб

Малоизвестная версия «Песни о Роланде»

Марей Александр Владимирович
Читать PDF
103.01 кб

Восточнославянские песни в Башкортостане: собирание и исследование

Ахатова Ф. Г.
Песенный фольклор восточнославянских народов Башкортостана с давних пор привлекает внимание широкого круга людей тех, кто родился и жил здесь, кто нес службу, кто был сослан на Южный Урал за политические убеждения, кто был направл
Читать PDF
277.13 кб

Комментарий* к статье Н. А. Тучковой, Л. К. Шкуркиной «я спою вам свои песни. . . » (фольклорные про

Хелимский Е. А.
The comments present phonemic record of the Nenets words used in the article of N.A. Tuchkova and L.K. Shurkina.
Читать PDF
2.89 мб

Песни Владимира Величко или как не звереть на войне

Коробейников Алексей Владимирович
Читать PDF
76.46 кб

Калмыцкие песни об Отечественной вой не 1812 г

Басангова Тамара Гаряевна
В статье рассматриваются калмыцкие протяжные песни об Отечественной войне 1812 г. Автор приводит разные варианты песенных текстов.
Читать PDF
138.84 кб

\ живая Россия \ песни нашего дома

Трушин Александр
Читать PDF
327.70 кб

Медвежьи песни: мировоззренческий аспект[

Молданов Т.А.
Читать PDF
670.28 кб

Журавли над Россией: Всероссийский конкурс военнопатриотической песни о послевоенном детстве

Ситникова Т.А.
Читать PDF
99.84 кб

Небесные письма Кудая и шаманские песни лебединской черни (новые издания в алтайской фольклористике)

Доронин Дмитрий Юрьевич
Читать PDF
159.07 кб

Народные песни провинции Шаньси

Чан Лиин Чан Лиин
Статья посвящена вопросам классификации, специфики и музыкального своеобразия народных песен различных регионов провинции Шаньси.
Читать PDF
288.58 кб

Идейно-политический месседж песни Джона Леннона «Революция» в оценках зарубежной, советской и Россий

Бокарев Владимир Валентинович
Статья посвящена историографическому анализу идейно-политического месседжа песни Дж. Леннона «Революция» участникам молодежного бунта на Западе.
Читать PDF
216.32 кб

Песни времён Первой мировой войны

Лиманов Семён Вячеславович
Анализируются песни периода Первой мировой войны. Раскрывается деятельность первых граммофонных компаний в России («Экстрафон») и журнала «Граммофонный мир».
Читать PDF
273.94 кб

Воинские песни казаков Кубани как отражение жизни казачьей общины

Ярешко Полина Владимировна
В статье рассматриваются воинские песни кубанского казачества, в которых запечатлены важнейшие события жизни казачьей общины, их специфические особенности и отличительные черты.
Читать PDF
0.00 байт

Православие и свадебные песни русских старожилов Предбайкалья ХІХ-первой половины ХХ века

Белобородова Нина Михайловна
Записанный свадебный полевой материал русских Предбайкалья автор статьи рассматривает с точки зрения влияния православия и сравнивает его с текстами песен других регионов России.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу исследования протяжной песни казанских татар

Табаева А. А.

Похожие термины:

  • АКРИТСКИЕ ПЕСНИ

    греч. «акрит» – граница) появились в Византии в IX – X вв. В них прославлялись подвиги поселенцеввоинов, живших на восточных границах империи и охранявших их от врагов. Акриты имели собственную вое
  • Песни частые

    один из осн. видов русской фольк. лирической песни. При определенном тематическом различии имеется мн. общего в муз.-поэтических системах п.ч. и песен проголосных. Однако П.Ч. (в народе называют "весе
  • ЭПИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

    один из древнейших жанров эпоса, группа повествовательных произведений, объединенных историко-героической тематикой. К эпическим песням относится стихотворный героический эпос разных народов:
  • Фаллические песни

    в Др. Греции культовые песни, сопровождавшие процессию в честь бога плодородия Диониса. Участники шествия несли изобр. фалла - муж. органа оплодотворения и осыпали при этом зрителей достаточно вол
  • ФЕСЦЕННИНСКИЕ ПЕСНИ

       • Fescennina carm?na,          см. Satira, Сатира.
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

    музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былев
  • ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ

    песни, сопровождавшие гадания, жанр фольклора.
  • АНСАМБЛИ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ

    в армии и на флоте, художественные коллективы Сов. Вооруж. Сил. В годы Вел. Отеч. войны средствами музыкального, вокального и хореографического искусства содействовали политическому, военно-патрио
  • Библейские песни

    9 текстов из Библии, в частности Ветхого Завета, которые послужили основой для составления песен канона. В старину библейские песни читали во время церковных служб, затем в VI–VII веках к ним состави
  • КАРСЕЛЕРАС/тюремные песни/

    Ярко выраженное “хондо” андалузийского канте. Его поют со всем драматизмом человека ,давно потерявшего свободу. Я вышел во двор тюрьмы Посмотрел на небо и вздохнул – Где же моя свобода, Которую я
  • Кембриджские песни

    (лат. Carmina Cantabrigiensia), 50 стихотворений религиозного и светского содержания, написанных в Германии и Франции, обнаруж. в одной из кембриджских рукописей 11 в. По своей форме преим. метрич. К. п. представл
  • КЛУБ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ

    КСП) — cамодеятельные организации, объединившие любителей авторской песни (АП). АП стала одним из первых культурных феноменов в СССР, вокруг которого сформировалось общественное движение. Позже б
  • Песни Песней Соломона, книга

    22я книга Ветхого Завета, последняя в ряду учительных книг (см. Библия). Величественная, самая прекрасная песнь Соломона (выражение «песнь песней» означает высшую степень так же, как выражения: сует
  • Песни проголосные

    древнейший жанр рус. фольклора, происхождение его связано с ранними периодами рус. истории. Название "проголосные", т.е. "протяжные", "долгие", определено характером распева. Проголосные лирические п
  • ПЕСНИ О СТАЛИНЕ

    В Советском Союзе воспевали героев революции и социалистического труда, героев Гражданской и Отечественной войн, любовь к своей Советской Родине, Ленину и Сталину. Советская художественная культ
  • Клуб самодеятельной (бардовской) песни

    неформальное социальное движение, возникшее в СССР и объединившее любителей авторской песни.
  • РОДОССКИЕ ПЕСНИ

    XIV – XV вв.) – анонимный сборник любовных песен и стихотворений (707 нерифмованных стихов). Он состоит из трех циклов. В первом цикле содержатся песни (11), написанные от лица влюбленного юноши или девуш
  • СУББОТА ПЕСНИ

    Суббота, в которую читают раздел "Бешалах" из книги Исход, содержащую "Песнь моря". Эту главу читают в Субботу, предшествующую Новому году деревьев — "Ту би-шват" — или совпадающую с ним. Принято в эт
  • Трудовые песни

    О существовании Т. п. на Ближнем Востоке и в Египте свидетельствуют письм. источники. Гомер упоминает о Т. п. во время сбора винограда и ткацкой работы. В комедиях Аристофана песни сопровождают трап
  • ЗАСТОЛЬНЫЕ ПЕСНИ

    Песни и благословения, которые поют во время субботних и праздничных трапез, а также в канун Субботы и на исходе ее. Евреи, молящиеся по сфардскому обычаю, произносят во время утренней молитвы псал