группа фольклорных стихотворных жанров, объединяющая тексты различного объема, содержания и формы. Различают песни эпические, лирические, лиро-эпические, обрядовые и необрядовые.
Обрядовые песни исполняются в рамках различных обрядов и символически отражают их цель или описывают сами ритуальные действия. Они составляют органическую часть обряда и исполняются только внутри него. Разным обрядам соответствуют разные песни: колядки, купальские, масленичные, петровские, жатвенные, свадебные, гадательные и др. Все они небольшого объема, исполняются без музыкального сопровождения, обычно хором. При утрате формальной связи обрядовых песен и действий оказывается возможным использование песен из одного обряда в другом. Иногда в качестве обрядовых поются необрядовые песни близкого содержания.
Необрядовые песни поются вне ситуации исполнения ритуала, имеют развлекательный или назидательный характер. Среди необрядовых песен значительное место занимают эпические жанры: былины, исторические песни, духовные стихи. Эпические песни имеют развитый сюжет, в основе которого лежат действия главного героя и его столкновение с противником-оппонентом. Основное внимание эпических песен сосредоточено именно на описании событий, участником которых является герой. В лирических песнях повествовательная часть развита слабо и основной акцент делается на передаче чувств и переживаний героев. Необрядовые лирические песни также отличаются большим разнообразием. Их виды выделяются на основании условий и среды бытования, формы исполнения, сюжетов. Плясовые песни исполняются во время танцев и служат своего рода музыкальным сопровождением к ним. Одновременно они могут задавать и саму структуру танца, который иногда воспроизводит сюжет песни.
Значительный корпус составляют песни, бытующие в среде, ограниченной родом деятельности (профессиональные песни), полом или возрастом (молодежные, женские, мужские песни), ситуацией исполнения (посиделочные песни). Профессиональные песни возникают обычно среди людей, объединенных общим занятием и живущих вне дома и семьи. Наиболее распространены солдатские, разбойничьи, бурлацкие и др. песни. Род занятий исполнителей и среда бытования находят отражение в сюжетах песен. Молодежные песни имеют ярко выраженную любовно-брачную тематику, в них воспроизводятся ситуации счастливой или несчастной любви, измены, бракосочетания, ревности.
Лирические необрядовые песни подразделяются на долгие (протяжные, проголосные), большого объема, исполняемые нараспев, как правило, в миноре, и короткие (частые) – частушки, песни, поющиеся в мажоре, динамично и задорно.
Песни в зависимости от разновидности поются соло или хором, в сопровождении музыкальных инструментов или без них. Как правило, песни пелись на посиделках, в ходе праздничного застолья, во время разных видов работы (жатва, бурлачество, плетение корзин или обуви и др.).
Ряд народных лирических и лиро-эпических долгих песен восходит к литературным текстам, заимствованным народной традицией.
ПЕСНИ
ПЕСНИ
народное творчество чистого вида, зародившееся в самой глубокой древности; состоит из совместного проявления поэтических и музыкальных способностей человека. Иногда слова и мелодия песен создаются одним лицом, чаще - двумя, но потом они проходят путь широкого распространения в народе, изменяются, совершенствуются и делаются произведением общенародным.
У Казаков творческие силы подобного рода проявлялись всегда особенно отчетливо, а потому казачьи П. широко разошлись по свету и встречают восторженную оценку даже у иностранцев, не понимающих их слова. Из этого следует, что успех им создает не так содержание, как оригинальное звучание мелодии.
Казаки "играют" песни на своих двух диалектах, из которых один близок к речи русской, другой - к украинской. При этом песни Донских Казаков входят уже в самостоятельную группу, отдельную от песен великорусских, в то время как песни Черноморцев, с малым на то основанием, все еще считаются украинскими.
В эпоху близкого сожительства с Казаками (XVII -XVIII вв.) Украинцы, действительно, позаимствовали от Днепровских Казаков многие их песни, так же как Казаки позаимствовали от них многие черты украинского языка, но по тематике, по динамике, по способам, исполнения, песни наших Черноморцев во многом отличаются от украинских. Это делается очевидным даже при поверхностном анализе тех и других. Прежде всего различаются они строением мелодии; затем из казачьих песен должны быть выделены все - обрядовые; это собственность Украинцев, т. к. во времена языческой Руси, когда они создавались, наши предки Черные Клобуки еще не проживали на Днепре; должны быть исключены из числа казачьих и все бытовые песни, возникшие далеко от казачьих земель в Западной Украине; их можно распознать по особым оборотам речи, характерным для Волыни и Галичины, и по отдельным штрихам содержания, касающимся социальных отношений; в них иногда говорится о Казаках, но это не делает их казачьими. Тоже самое можно сказать о большинстве бытовых песен семейных и девичьих. А зато песни военно-исторические почти полностью принадлежат Казакам, потому что они одни создавали историю Дикого Поля и казачьей земли на Украине.
Донские песни оказались счастливее, их теперь, никто не сможет присвоить, т.к. в наше время уже имеется пятитомное их собрание, принадлежащее труду. Казака А. М. Листопадова (А. Листопадов. Песни Донских Казаков. Музгиз, 1953). Во время специальных экспедиций этого ученого-фольклориста и его помощников записано 1200 песен. В одной из своих книг он отмечает также особенность казачьего пристрастия к П.: "Иногородние, живущие среди Казаков, посмеиваются иногда: "Гаврилычи-то наши соберутся на ярмарке, купят косушку и сидят над ней целую ночь гуляют. Заведут бесконечную до самого утра, - косушка цела и допьяна наиграются". Т. е. не водка, не пьянство привлекают Казаков, а возможность "собраться вместе и "играть песни, играть песни именно до пьяна, до утра!".
"Большинство записанных экспедицией песен носили в себе характерные признаки древнего сложения. Даже песни более позднейшего происхождения, исторические послепетровских времен, протяжные военно-бытовые того же периода, творцами которых являются по преимуществу сами же Казаки, слагались как бы по одному типу, выработанному глубокой стариной и передаваемому непосредственно и в чистом виде из поколения в поколение". Например, мелодия донского гимна, до своего последнего применения, служила уже двум песням.
"Былины и песни былинные поются Донскими Казаками, так же как и все протяжные песни; речитатив северных былин, за очень немногим исключением, в них отсутствует". "Что касается до мелодического склада донских песен, то и с этой стороны мы замечаем в них особенности, отличающие казачью музыку от современной и относящие ее к более ранним эпохам музыкального развития. В основе ее лежат особые гаммы. Наиболее характерной является так называемая "индокитайская" или "шотландская" гамма, (исполняемая на одних, черных клавишах фортепиано), состоящая из двух невыполненных кварт со скачками в полтора тона".
Эта "пентатоника" придает мелодии особый колорит необычный для уха, привыкшего к гармоническому сочетанию классической музыкальной гаммы.
Мотивы песен наших Черноморцев отличаются от украинских музыкальных произведений преобладанием тех же звуков восточной пятитонной гаммы. (Все выдержки из указанного в тексте труда А. М. Листопадова).
У Казаков творческие силы подобного рода проявлялись всегда особенно отчетливо, а потому казачьи П. широко разошлись по свету и встречают восторженную оценку даже у иностранцев, не понимающих их слова. Из этого следует, что успех им создает не так содержание, как оригинальное звучание мелодии.
Казаки "играют" песни на своих двух диалектах, из которых один близок к речи русской, другой - к украинской. При этом песни Донских Казаков входят уже в самостоятельную группу, отдельную от песен великорусских, в то время как песни Черноморцев, с малым на то основанием, все еще считаются украинскими.
В эпоху близкого сожительства с Казаками (XVII -XVIII вв.) Украинцы, действительно, позаимствовали от Днепровских Казаков многие их песни, так же как Казаки позаимствовали от них многие черты украинского языка, но по тематике, по динамике, по способам, исполнения, песни наших Черноморцев во многом отличаются от украинских. Это делается очевидным даже при поверхностном анализе тех и других. Прежде всего различаются они строением мелодии; затем из казачьих песен должны быть выделены все - обрядовые; это собственность Украинцев, т. к. во времена языческой Руси, когда они создавались, наши предки Черные Клобуки еще не проживали на Днепре; должны быть исключены из числа казачьих и все бытовые песни, возникшие далеко от казачьих земель в Западной Украине; их можно распознать по особым оборотам речи, характерным для Волыни и Галичины, и по отдельным штрихам содержания, касающимся социальных отношений; в них иногда говорится о Казаках, но это не делает их казачьими. Тоже самое можно сказать о большинстве бытовых песен семейных и девичьих. А зато песни военно-исторические почти полностью принадлежат Казакам, потому что они одни создавали историю Дикого Поля и казачьей земли на Украине.
Донские песни оказались счастливее, их теперь, никто не сможет присвоить, т.к. в наше время уже имеется пятитомное их собрание, принадлежащее труду. Казака А. М. Листопадова (А. Листопадов. Песни Донских Казаков. Музгиз, 1953). Во время специальных экспедиций этого ученого-фольклориста и его помощников записано 1200 песен. В одной из своих книг он отмечает также особенность казачьего пристрастия к П.: "Иногородние, живущие среди Казаков, посмеиваются иногда: "Гаврилычи-то наши соберутся на ярмарке, купят косушку и сидят над ней целую ночь гуляют. Заведут бесконечную до самого утра, - косушка цела и допьяна наиграются". Т. е. не водка, не пьянство привлекают Казаков, а возможность "собраться вместе и "играть песни, играть песни именно до пьяна, до утра!".
"Большинство записанных экспедицией песен носили в себе характерные признаки древнего сложения. Даже песни более позднейшего происхождения, исторические послепетровских времен, протяжные военно-бытовые того же периода, творцами которых являются по преимуществу сами же Казаки, слагались как бы по одному типу, выработанному глубокой стариной и передаваемому непосредственно и в чистом виде из поколения в поколение". Например, мелодия донского гимна, до своего последнего применения, служила уже двум песням.
"Былины и песни былинные поются Донскими Казаками, так же как и все протяжные песни; речитатив северных былин, за очень немногим исключением, в них отсутствует". "Что касается до мелодического склада донских песен, то и с этой стороны мы замечаем в них особенности, отличающие казачью музыку от современной и относящие ее к более ранним эпохам музыкального развития. В основе ее лежат особые гаммы. Наиболее характерной является так называемая "индокитайская" или "шотландская" гамма, (исполняемая на одних, черных клавишах фортепиано), состоящая из двух невыполненных кварт со скачками в полтора тона".
Эта "пентатоника" придает мелодии особый колорит необычный для уха, привыкшего к гармоническому сочетанию классической музыкальной гаммы.
Мотивы песен наших Черноморцев отличаются от украинских музыкальных произведений преобладанием тех же звуков восточной пятитонной гаммы. (Все выдержки из указанного в тексте труда А. М. Листопадова).