пища

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

пища
вначале человеку была дана только растительная (Быт 1.29), но после потопа также и животная (Быт 9.2-4). В Писании часто упоминаются как простые естественные продукты (фрукты, орехи, мед), так и произведения земледелия (хлеб, вино, овощи) и животноводства (мясо, молоко, сыр-1Ц 17.18; Иов 10.10). (См. вино, еда, елей)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ПИЩА
в антич. эпоху употребл. в осн. простая П. С древнейших времен питание греков составляла каша (пшенная или ячневая) и хлеб. Для выпекания хлеба ячневая мука замешивалась на подсоленой воде, затем получ. тесто раскладывалось в формы и выдерживалось на воздухе перед отправкой в печь; для выпечки пшенич. хлеба применялась закваска. В кач-ве приправы использовались овощи, фрукты, сыр, соленая рыба, приготовл. на оливковом масле. Деликатесом считались султанка, сельдь-алоза, угорь. Мясо редко употреблялось в пищу. Римляне, напротив, ели гораздо больше мяса, гл. обр. свинину, предпочитая молодых или еще не рожд. животных. Для питья употреблялась вода, молоко, разбавл. вино. Совр. представл. о роскошных пирах античности преувеличено, вместе с тем антич. поварен. книги свидет. о том, что с теч. времени поварское иск-во Греции и в особенности Рима становилось все более изысканным.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Пища
В античную эпоху употреблялась в основном простая П. С древнейших времен питание греков составляла каша (пшенная или ячневая) и хлеб. Для выпекания хлеба ячневая мука замешивалась на подсоленной воде, затем получ. тесто раскладывалось в формы и выдерживалось на воздухе перед отправкой в печь; для выпечки пшеничного хлеба применялась закваска. В качестве приправы использовались овощи, фрукты, сыр, соленая рыба, приготовл. на оливковом масле. Деликатесом считались султанка, сельдь-алоза, угорь. Мясо редко употреблялось в пищу. Римляне, напротив, ели гораздо больше мяса, главным образом свинину, предпочитая молодых или еще не рожд. животных. Для питья употреблялась вода, молоко, разбавл. вино. Совр. представление о роскошных пирах античности преувеличено, вместе с тем античные поваренные книги свидетельствуют о том, что с течением времени поварское искусство Греции и в особенности Рима становилось все более изысканным.

Источник: Словарь античности. 1989

Пища
традиционная народов У. Характер и состав П. соотносится с определенными хоз.-культ. типами разл. народов. Так, осн. П. земледельцев У. (русских, башкир, удмуртов, чувашей, мордвы, татар, марийцев, коми-пермяков) составляли растительные продукты - рожь, пшеница, ячмень, горох, гречиха, просо, а также овощные культуры. Пищевой рацион дополнялся животными белками и жирами за счет продукции домашнего жив-ва и промыслов. В питании животноводов-пастухов (юж. и заур. башкир, коми-зырян, ненцев) преобладала мясная П., обычно в сочетании с продуктами рыболовства. Осн. П. полуоседлых рыболовов (ханты, манси, селькупов) являлась рыба; незначительную ч. рациона составляли мясо диких животных и продукты собирательства.    Выделяются три категории П. - сырая, термически обработанная (вареная, жареная и др.) и ферментированная (квашеная, соленая). В сыром виде употребляли большинство овощных культур и ягоды. Для коренных народов Зап. Сибири, Сев. и Приполярного У. характерно употребление сырой и свежемороженной рыбы, оленьего мяса. Термической обработке подвергались как животные, так и растительные продукты. Особое значение в традиционной кухне земледельческих народов имело хлебопечение в сочетании с предварительной дрожжевой ферментацией теста или без нее. Кроме ржаного и пшеничного хлеба, приготовляли шаньги, калачи, коврижки, пироги и т. д. Общераспространенными являлись супы и каши из разл. круп и муки. Из рыбы варили уху, ее жарили на костре или запекали в печи; на С. сушеную рыбу перерабатывали в муку. Мясо использовали для приготовления колбас, студней, жарнин, бульонов. Для длительного хранения овощные и мясные продукты подвергались ферментации. Земледельцы квасили и солили капусту, огурцы, лук и чеснок. Скотоводы солили и вялили мясо зверей (конину, баранину, оленину) и птиц (гусей, уток). Рыболовы С. Зап. Сибири квасили рыбу в земляных ямах, пересыпая ее ягодами. Из напитков в земледельческой среде наиб. употребимыми были хлебный квас, свежее и кислое молоко, пиво из ячменного или ржаного солода, мед. Чай шир. распространился в XIX в. До его появления жители таежной полосы заваривали листья можжевельника, в отвар иногда добавляли молодые мухоморы. Среди напитков скотоводов особенно известен слабоалкогольный башк. кумыс.    Прием П. у народов У. связан с разл. нац. и религиозными традициями. Определенный порядок в его проведении, меню совместных трапез отражали сложившиеся нормы внутрисемейных и социальных отношений. Напр., до 1917 в татарских семьях женщины ели отдельно от мужчин, как правило, после них; на свадьбах и праздниках угощения устраивались в разных домах. Половое разделение в трапезах соблюдалось и у сев. народов Зап. Сибири. Определенные виды П. сопровождали разл. жизненные события. В связи с этим П. разделялась на ритуальную, праздничную, жертвенную и др. Для мн. народов У. праздничными блюдами являлись рыбные пироги, пельмени, блины с разнообразной начинкой. В качестве обрядовой П. православного нас. бытовали крашеные яйца, пасха и куличи (на Пасху); кутья, блины и кисели (на поминки). Языческие приношения ненцев и ханты сопровождались причащением теплой кровью жертвенного животного. Немаловажную роль играли пищевые запреты, связанные с религиозными верованиями. Для христиан это посты, к-рые регулировали потребление мясной и молочной пищи. Для мусульман - запрет на употребление свинины. Помимо этого, в каждой культуре существовали бытовые символические представления о П. - полезности или вредности для детей, рожениц, беременных, стариков; совместимости разл. ее видов; целебных свойствах.    К 1970-м этнические особенности систем питания во многом утратили свою целостность. Снизили, а у ряда народов утратили совсем значение такие источники питания, как охота, рыболовство, пчеловодство, сбор дикорастущих трав, ягод и пр. Произошло перераспределение продуктов по степени важности: меньше стали использовать рожь, ячмень, полбу, просо, конину, конопляное и льняное масло, существенно возрос удельный вес пшеницы, продуктов пром. жив-ва и птицеводства. Значительную ч. пищевого рациона составляют ныне промышленные консерванты, а традиционные пищевые модели разл. культур нивелируются, приобретая все более унифицированный характер. Вместе с тем, в нац. системах питания ряда народов сохраняются только им присущие особенности, специфические блюда и способы их приготовления. Эти блюда довольно шир. используются в обществ. питании и таким обр. находят распространение среди др. народов У. Множество прежде только праздничных или ритуальных блюд народов У. перешло в разряд повседневных, практикующихся в гор. среде.    Лит.: Сепеев Г.А. Восточные марийцы: Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер. XIX - нач. XX в.). Йошкар-Ола, 1975; Мордва: Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981; Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985; Народы Сибири. М.; Л., 1956; Пименов В.В. Удмурты. Л., 1977; Трофимова В.Я. Как сложилась кухня удмуртов. Ижевск, 1991.    Лезова С.В., Трофимова Е.Я.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

ПИЩА
Быт 1:29, Мк 7:19). Для пропитания человеку вначале были назначены Богом семена древесные и плоды (Быт 1:29). Употребление мяса животных разрешено после потопа (Быт 9:2-4). Вообще же пищу человека должно было составлять все. что Бог назначил ему для пропитания как из царства растительного, так и из животного (Быт 9:3, Рим 14:2-3). К этому издавна служила еще соль, как приправа (Иов 6:6). Главную пищу составлял зерновой хлеб: пшеница, ячмень, полба, пшено и проч., которые частью в виде муки употреблялись на приготовление хлеба и других печений, частью варились с разными приправами и маслом, частью употреблялись в колосьях и зернах, поджаренных на огне (Быт 25:29-34, Лев 23:14, 2Цар 17:28-29, Нав 5:11, Лев 2:1,4,14 и др.). С хлебом, как повседневной пищей, употреблялось молоко не только коровье, но и овечье и козье (Вт 32:14, Прит 27:27), свежее, густое, или свернувшееся, пресное, или кислое. Без сомнения, Израильтяне умели приготовлять разного рода сыры и творог (Иов 10:10; 1Цар 17:18, 2Цар 17:29), сбивали также вероятно и масло (Прит 30:33). Очень любили также пчелиный мед (Исх 16:31, Прит 16:24, Сир 39:32), также виноградный, сваренный в сироп морс из сладкого винограда и лесной мед диких пчел (I Цар 14:25, Мф 3:4), которым Палестина и доселе богата, изюм, или сушеный виноград, сушеные фиги, или смоквы (1Цар 25:18, 2Цар 16:1), финики и разные свежие плоды. Овощами служили преимущественно стручковые плоды, чечевица и бобы, также лук, чеснок, огурцы и разного рода зелень и злаки, частью разводимые в садах (3Цар 21:2) и частью на полях растущие (Прит 15:17). Между животною пищею первое место занимает мясо рогатого скота, коров, овец и коз. Особенно ценилось мясо тельцов, агнцев и молодых коз, вероятно, также голубей и горлиц; при том, к столу богатых шла еще дичь — олени и различные птицы (3Цар 4:23, Неем 5:18). А рыбу, вкус к которой Израильтяне приобрели еще в Египте (Чис 11:5) доставляло в великом множестве озеро Геннисаретское (Ин 21:11, Мф 14:17, 15:34), так что в Галилее она, вероятно, соленая и изжаренная на огне, служила обыкновенною закускою при хлебе (Ин 6:9,11; 21:9 и др.), а впоследствии Финикияне приносили на рынок даже морскую рыбу (Неем 13:16). Наконец, бедные люди ели еще саранчу (Лев 11:22, Мф 3:4, Мк 1:6), частью соленую и высушенную, или изжаренную, частью сваренную в воде и приправленную маслом. Законом запрещено было употреблять нечистых животных, все мертвое, издохшее, удавленное (Исх 22:31, Лев 17:18, Вт 14:21), Не должно было есть крови никакого животного и ничего не есть с кровью (Лев 17:10-14, 7:26, Вт 12:16-23, Иез 23:25. 2Цар 14:32, Деян 15:20-29, 21:25 и проч.). Что касается питья, то между разными видами его первое место занимала вода (Прит 25:21-25 и др.), а для лучшего утоления жажды в простых классах употреблялся особенный кислый напиток, вроде уксуса, смешанного с водою (Руфь 2:14). Вино, употребляемое состоятельными людьми, иногда разбавлялось водою и часто приправлялось пряными кореньями, отчего становилось острым и ароматическим. Употреблялось, наконец, крепкое вино — сикера (Лк 1:15). Что до уксуса, или вина с миррою, или до уксуса с желчью, которое давали на кресте Господу (Ин 19:29, Мк 15:23, Мф 27:3,4), то это было кислое, или окисшее вино, употребляемое воинами, но которое теперь смешано было с миррою, или каким другим одуряющим и притупляющим чувство вещество. Такой напиток давали пить осужденным, чтобы несколько уменьшить и облегчить тягость их страданий. Самым обыкновенным часом обеда был полдень. Молитва перед обедом в первый раз упоминается в 1Цар 9:13. Во времена Иисуса Христа она была обычна прежде и после каждого обеда и состояла в благословении, т.е. в благодарении и прославлении Бога (Мф 15:36, 1Кор 10:30, Тим. 4:4). После Вавилонского плена вошло в обычай, вместо сидения на коврах, возлежать за столом на ложах (Амос 6:4). Женщины на Востоке не были приглашаемы к столу мужчин, а обедали в особой комнате; только в Вавилоне знатные женщины присутствовали на пирах мужчин. При еде не употреблялись ни тарелки, ни ложки, ни ножи, ни вилки. Вместо тарелок им служил тонкий хлебец, на который жители Востока клали то что мы кладем на тарелки. Хлеб они разламывали руками, а мясо подавалось уже нарезанное маленькими кусочками, которые они и подносили ко рту пальцами правой руки; даже соус и молоко они ели, обмакивая в них хлеб рукою. Так жнецы (Руфь 2:14) макали свой хлеб в кислый соус, или в уксус; так Господь Иисус Христос обмакнул Свой кусок в блюдо и подал его Иуде предателю (Ин 13:26). То же самое делается и теперь почти во всех Восточных странах, хотя в настоящее время имеются уже деревянные ложки даже при дворе Персидского шаха. Трезубая вилка, упоминаемая в 1Цар 2:13 служила не для еды, но для вынимания мяса из горшка, или котла. Напитки подавались в чашках, или кубках, как это и теперь водится на Востоке. Пища и питие нередко в Свящ. Писании употребляются в иносказательном смысле, означая манну и изведенную воду из камня в пустыне (1Кор 10:3-4), исполнение воли Божией (Ин 4:32-34), слово Божие (Мф 4:4, 1Кор 3:2, Евр 5:12-14), наконец. Тело и Кровь Христовы (Ин 6:32-58).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Пища
   • Cibus,
    I.
         У греков.
         Различие, существовавшее между отдельными гражданами, племенами и государствами, заметно также и в различной роскоши их стола. В то время как спартанцы в своих сисситиях имели в виду только удовлетворение телесной потребности, беотийцы, отличавшиеся чувственностью и не имевшие склонности к высшему духовному образованию, находили величайшее наслаждение в хорошем обеде; у сицилийских греков эта роскошь в столе достигла самого высокого развития. Ели греки главным образом 3 раза в день:
       1. завтрак (???????????) состоял из хлеба, обмоченного в несмешанное (чистое) вино (?????????),
       2. ?????????, вероятно, обыкновенно происходил в полдень и состоял из горячей пищи и, наконец,
       3. главный обед, ???????? или ??????, соответствовавший римскому coena, подавался обыкновенно к вечеру (час с точностью не определен).
         Подобное распределение времени для еды встречается уже в древнейшие времена, хотя у Гомера слова ?????????, ????????, ?????? по своему значению не вполне соответствуют этим же выражениям в позднейшее время, и вообще не всегда употребляются в точном смысле. Вечерний стол, ??????, ужин, имел значение нашего обеда и служил вместе с тем для собрания общества, будь это по случаю жертвоприношения (общественные обеды назывались ???????, при этом случае каждый получал свою порцию, ?????) или же по случаю какого-нибудь семейного праздника (дня рождения, отправления или возвращения друга и т. д.); устраивались пирушки и на общий счет, так что участники вносили свою долю деньгами или натурой (????????), в доме одного из участников, или вольноотпущенника, ???????? ????? ????????? (у Гомера ????????); или же отдельное лицо угощало друзей на свои собственные средства. Приглашение делалось обыкновенно самим хозяином в день обеда. Принимались также и незваные гости (?????????, ??????????), так, напр., Сократ привел с собой на пир Агафона — Аристодема, который был принят весьма дружелюбно. Plat. Symp., p. 174 ?.
         Впрочем, случалось иногда, что подобного рода гостеприимством злоупотребляли, именно так называемые параситы (слово это встречается и в другом значении, ср. ?????????, Паразит), которые делали из этого своего рода промысел; они являлись на пиры по преимуществу молодых людей, забавляли гостей шутками (???????????), сами в свою очередь служили предметом для насмешек, и лестью (???????), как, напр., Артотрог у Плавта в «Miles gloriosus», или услужливостью (????????????) старались сделаться необходимыми людьми. Обычай требовал, чтобы каждый, отправлявшийся на пир, обращал внимание на одежду и вообще на свою внешность. Обедали во времена Гомера сидя, позднее же лежа, кроме, впрочем, женщин и детей, которым обычай не дозволял участвовать в мужском пиршестве, возлежали обыкновенно вдвоем на одной скамье, ?????, таким образом, что левой рукой опирались на лежавшую за спиной подушку (?????????????), а правая оставалась свободной. Места указывались обыкновенно самим хозяином, почетным местом считалось, кажется, место возле хозяина. Перед началом обеда рабы снимали обувь (?????????) и мыли ноги (??????????), затем подавалась вода для мытья рук (?????? ????? ??????? ??????) и полотенце (????????????); это повторялось и после окончания пира (????????????), т. к. ножей и вилок в употреблении не было (о лакомках, ?????????, рассказывается, что они приучали свои руки к жару или же носили перчатки, для того чтобы принимать пищу в самом горячем виде); ложки (???????, ???????, — ??), имелись и были большей частью металлическими. Скатертей и салфеток не имелось; вытирали же руки во время еды смятым мякишем хлеба (см. ?????????????, Хлебный мякиш). Прислуживали за столом рабы; гости часто приводили с собой и своих рабов. Распоряжение и заведование пиром находилось в руках особого слуги, ???????????. Кушанья первоначально были простые; впоследствии же сделались весьма роскошными. Главной пищей, особенно для беднейших сословий, был род каши из ячменной крупы (????), хлеб (???????) и разные овощи, как, напр., мальва (??????), салат (??????), капуста (???????, ??????), бобы (??????), чечевица (?????), лук (???????) и т. п., затем были и мясные кушанья из баранины, козлятины, свинины, далее различные сорта рыбы, составлявшей собственно так называемый ??????, на что тратилось много денег; встречается также и дичь. Ежедневная пища приготовлялась невольницами под присмотром хозяйки. При пиршествах часто нанимался повар, ????????; преимущественно славились сицилийские повара. На каждых двух гостей полагался отдельный стол (???????). После еды столы убирались (????????, ?????????, ??????????, ????????? ???? ????????), пол подметался и подавалась вода для мытья вместе с ???????, родом мыла, часто душистые мази и венки, затем совершалось возлияние из чистого вина (???????) и произносилась формула ???????? ???????? или ???????. После этого подавался десерт, ???????? ????????, состоявший из плодов, соли (??????) для возбуждения жажды, в позднейшее время разного рода лакомства (?????????), непременно сыр, особенно сицилийский, и пирожное, которое ели во время попойки по желанию. С дессерта начиналась самая попойка (?????????, ср. convivium, Пир), оживлявшаяся шутками, забавами, музыкой и танцами, а также и остроумными разговорами, доказательством чему служит «Симпосий» Платона, хотя глубокомысленное содержание и оконченная форма предлагаемых в ней речей не позволяет считать это сочинение вполне верным описанием и изображением настоящего симпосия. Главной целью попойки было насладиться вином, которым Эллада была весьма богата; самыми лучшими винами считались, между прочим, фасосские, лесбосские, наксосские и преимущественно хиосские. Упоминаются и различного рода смеси, куда входили иногда и другие составные части, напр. пряности, мед. Вообще пили вино, смешанное с водой, горячей или очень холодной, часто стуженной снегом (????? ???? ??????). Пить чистое вино (?????????) считалось варварством; считалась даже слишком крепкой смесь, содержавшая поровну вина и воды (?????? ?????). Впрочем, пропорция смеси не всегда была одинакова; обыкновенно брали 3 части воды на 1 часть вина или же 3 части воды на 2 части вина. Делали смесь в особом сосуде (??????), из которого потом черпали вино посредством ??????o? в кубки (??????). Распоряжался попойкой один из пирующих по выбору или по жребию (??????? ???? ??????, ????????????, ????????), определявший количество частей для смеси, он же заботился об удовольствиях и назначал штрафы, состоявшие обыкновенно в том, чтобы выпить целый бокал залпом (?????????). К увеселениям принадлежали, напр., остроумные вопросы и загадки (??????????, ???????), игры; особенно любили игру, называемую ????????, которая имела много видоизменений, но существенным образом состояла в том, что остатком недопитого вина, ?????, ?????? (отсюда ?????????), брызгали в маленькие чашечки (??????????), укрепленные на коромысле (?????), поверх небольших металлических фигур (иногда одной, называвшейся ?????); чашечка, в которую попадало вино, опускалась на одну из фигур и вследствие удара об нее перебрасывалась на другую фигуру, и так поочередно: иногда брызгали вино в небольшие плавающие чашечки, которые погружались вследствие попавшей в них жидкости. Кто не разрешал предложенной задачи, тот должен был пить штрафной бокал и часто в довольно большом количестве, если намеревались попить изрядно (?????? ????? ????); иногда гости пили здравицу каждый со своим соседом справа (????? ?????). Часто появлялись на пирах флейтистки (???????????) и устраивались мимические представления. ср.: Becker, Charicles, II, 231.
    II.
         У римлян.
         Здесь прежде всего следует иметь в виду различные времена. Известно, что в древний период простота и привычка к умеренности была всеобщею; но к концу Республики, вследствие войн в Греции и Азии, проникла в обычаи римской жизни большая роскошь, явились особенные повара и пекари (см. Coquus, Повар, и Pistor, Мельник), что привело к самому утонченному лакомству и мотовству. В древнейшее время во всеобщем употреблении была каша, puls, из полбы, far, ador (ср. Iun. 14, 170 слл.), которая и в позднейшее время составляла главную пищу простолюдина. Вместе с этим ели овощи, olera и стручковые плоды, legumina, но мало мяса. Для позднейшего времени следует различать в течение дня: ientaculum, первый утренний завтрак, для которого не было определенного часа, но который назначался смотря по потребности. Обыкновенно он состоял из хлеба с солью или с чем-нибудь другим, из сушеного винограда, олив, сыра и т. п. или из молока и яиц. Prandium был второй завтрак или полдник, который ввиду следующего обеда, соеnа, был ограничен; происходил обыкновенно около 6-го часа, т. е. около полудня по нашему, и состоял то из теплых блюд, то из холодной закуски, на что шли иногда остатки последнего обеда. С возникновением невоздержанности стали подаваться olera, раковины, рыбы, яйца и др.; пили при этом mulsum, см. Винный мед, вино и особенно любимый напиток calda (см. Калда). Более редкое выражение merenda, кажется, означает то же, что и prandium. Главным обедом по окончании дневного труда была coena, происходившая между полуднем и закатом солнца, разумеется, в различное время года различно, летом около 9-го, зимою около 10-го часа, по нашему определению времени между 2 и 3 часами пополудни. Coenae, начинавшиеся слишком рано или продолжавшиеся до ночи, назывались tempestivae. Зимою обед происходил несколько позже, чтобы до его начала можно было окончить все занятия. Coena продолжалась довольно долго, т. к. она служила вместе с тем для отдыха и для различного рода разговоров; даже и у небогатых людей она продолжалась часа три. Состояла coena из трех частей:
       1. закуски, gustus или gustatio, также promulsis,
       2. собственного обеда, fercula, состоявшего из многих перемен блюд, и
       3. десерта, mensae secundae или tertiaae. Закуска, gustus, имела целью возбудить аппетит и способствовать пищеварению, для чего особенно служили lactuca, раковины, удобоваримые рыбы с пикантным соусом, сперва обыкновенно яйца, отсюда и поговорка ab o?? usque ad mala (Cic. ad. fam. 9. 20. Schol. ad Horat. Sat. 1, 3, 6).
         Пили при этом mulsum, см. Винный мед, род морса, приготовленного из виноградного сока, или смесь вина с медом, отчего и вся закуска называлась promulsis. Перемена блюд за обедом называлась prima, alt?ra, tertia соеnа; первоначально были большею частью только две перемены. Десерт, без которого не обходился ни один обед, состоял из пирожного (bellaria), из свежих и сушеных плодов и из других искусно приготовленных на вид кушаний (epideipnides). Первоначально за столом сидели, а впоследствии лежали, см. Lectus, Постель, и Triclinium, Триклиний. Меню обедов можно найти, между прочим, у Mart. 5, 78 слл. 10. 48 слл. Macrob. sat. 2, 9.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
88.37 кб

Пища русского сельского населения Болотнинского района Новосибирской области конца ХIХ - ХХ веков (п

Блощицына М. В.
Читать PDF
0.00 байт

Пища в свадебной обрядности украинцев Омского Прииртышья XX века

Ефремова Юлия Николаевна
В статье подробно анализируется свадебная пища украинцев Омского Прииртышья XX в. Дается описание всех этапов свадебного обряда и блюд, задействованных в нем.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции крестьянского быта конца XIX начала XX веков (пища, жилище, одежда)

Безгин В. Б.
Рассматривается состояние основных компонентов бытовой культуры русского села конца XIX начала ХХ веков.
Читать PDF
0.00 байт

Новое исследование о тюркоязычных народах Дагестана: Рец. : Б. М. Алимова. Пища и культура питания т

Булатов Башир Булатович
Читать PDF
94.09 кб

Похоронно-поминальная пища дагестанских азербайджанцев: традиции и инновации

Алимова Барият Магомедовна, Кичибекова Алла Абдуллаевна
Читать PDF
168.44 кб

Ритуальная и обрядовая пища мордвы (этнолингвистический анализ)

Асанова Ирина Павловна
Читать PDF
65.19 кб

Растительная пища в рационе калмыков в XIX в

Батыров Валерий Владимирович
В статье рассматриваются вопросы места и роли растительной пищи у калмыков в XIX в
Читать PDF
0.00 байт

Пища без "души" не насыщает

Саввин Андрей Андреевич
Читать PDF
0.00 байт

Традиционная обрядовая и праздничная пища народов Дагестана (xix – начало xx В. )

Рамазанова З. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Пища в похоронно-погребальной обрядности чеченцев в XIX начале ХХ В. (по этнографическим материалам)

Хасбулатова Зулай Имрановна
В представленной статье ставится задача суммировать данные и проанализировать состав пищи, употреблявшейся или потребляемой до сих пор в похоронно-погребальной обрядности.
Читать PDF
17.56 мб

Пища и утварь мордвы Петровского района Саратовской области

Махалов Сергей Анатольевич
На основе полевых этнографических исследований описывается традиционная пища и утварь мордвы Петровского района Саратовской области XIX-XX вв.
Читать PDF
234.15 кб

Погребальная и поминальная пища в североселькупском захоронении XIX В. : опыт этноархеологического а

Пошехонова Ольга Евгеньевна, Адаев Владимир Николаевич
Дана интерпретация археологических и палеоэкологических источников, полученных в ходе раскопок селькупского захоронения XIX в. в могильнике Кикки-Акки в верховьях р. Таз, в сопоставлении их с этнографическими данными.
Читать PDF
0.00 байт

2009. 04. 007. Блю г. Пища, общество, наука. Blue G. food, publics, science // public understanding

Юдин Б. Г.
Читать PDF
144.69 кб

Традиционная пища лезгин-карчагцев в xix - начале XX вв

Караханов Савзихан Сейфулаевич
В статье исследуется традиционная пища лезгин-карчагцев Южного Дагестана, которая тесно связана с экологическими условиями, географической средой и хозяйственными занятиями.
Читать PDF
410.79 кб

Традиционная пища татар Кемеровской области в настоящее время

Тихомирова М.Н.
На основе устных исторических источников рассмотрены различия в традиционной пище локальных групп татар Кемеровской области.

Похожие термины:

  • Пища и питье

    На Востоке приготовление пищи не вызывает так много затруднений и хлопот, как у нас. Природа сама предлагает щедрою рукою готовые питательные вещества, множество вкусных и полезных плодов, наприм
  • СКОРОМНАЯ ПИЩА

    (др.-рус. «скором» – «жир», «масло») – мясная, молочная пища, яйца. Скоромная пища исключается во время поста.
  • ПИЩА, СТОЛ

    •Cibus, 1) у греков. Различие, существовавшее между отдельными гражданами, племенами и государствами, заметно также и в различной роскоши их стола. В то время как спартанцы в своих сисситиях имели в ви
  • ЗАПРЕТНАЯ ПИЩА

    Кушанья или напитки, запрещенные Торой* или постановлениями мудрецов, среди них продукты животного и растительного мира. Из растительных продуктов запрещены: продукты нового урожая (до 1. Нисана*);
  • ПИЩА ЧУВАШСКАЯ

    традиционные содержание и характер питания чувашей. Состоит из растит. и мясо-молочных продуктов. Гл. место отводилось блюдам из ржаной муки, кислому хлебу и выпечке, начиная с подовых лепешек и ко
  • ПИЩА МОРДОВСКАЯ

    традиционные содержание и характер питания мордвы. Морд. кухня зависела от продуктов, получаемых в хоз-ве от занятий земледелием и жив-вом. Несмотря на нек-рые особенности быта по отдельным р-нам, в
  • ПИЩА РУССКАЯ

    традиционные содержание и характер питания русских. В Посурском крае мало чем отличалась от общерус. рациона и не имела специфич. особенностей. Состояла в осн. из мучных и крупяных изделий. Предпоч
  • ПИЩА ТАТАРСКАЯ

    традиционное содержание и характер питания татар. Его основу издавна составляла растит. пища, прежде всего продукты, получаемые из хлебных злаков (ржи, пшеницы, проса, полбы, овса, гречихи). Пшенная