безлесная равнинная территории, участки пашни, оборудованная для игр площадка, район боевых действий (П. боя), охватываемое глазом пространство (П. зрения); основной фон, на котором что-либо изображено. Свободная от печати или письма полоса вдоль края листа в тетради, книге. Кроме того, в русской юридической практике XIII—XVI вв. - поединок по решению суда. Престарелые, духовенство и малолетние могли выставлять за себя «наймитов». Проигрыш поединка или отказ от него означал проигрыш дела.
ПОЛЕ
ПОЛЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПОЛЕ
термин, обозначавший в рус. юридич. источниках 13-16 вв. судебный поединок. Обычно П. предусматривалось как альтернатива присяге (крестному целованию), причем в качестве противоборствующих могли выступать и свидетели обеих сторон. Инициатива решения дела П. принадлежала участникам процесса. Престарелые, малолетние и духовные лица имели право выставлять за себя "наймита". Проигрыш поединка или отказ от П. со стороны того или иного участника процесса означал проигрыш дела. Стороны имели право помириться как до поединка, так и выйдя. на него. В кон. 15 - нач. 16 вв. П., хотя оно довольно часто встречается в правовых грамотах, применялось уже сравнительно редко. К сер. 16 в. П. - юридич. анахронизм и почти полностью исчезает из судебной практики кон. 16 - 17 вв. (в качестве анахронизма П. упомянуто в Судебнике 1589). Лит.: Судебники XV-XVI вв., М.-Л., 1952, с. 47-50. В. Д. Назаров. Москва.
Поле
Это понятие, занимающее центральное место в работах Пьера Бурдьё, появилось в результате размышлений над общественным разделением труда. Оно указывает на «автономный микрокосм внутри социального макрокосма» (Bourdieu P. Propos sur le champ politique. P., 2000), употребляется применительно к определенному типу социальной деятельности или функции (артистическое, литературное, научное, политическое, бюрократическое поле, поле журналистики и т. д.). Будучи неразрывно связанным с понятием «габитус», оно обозначает социальный универсум, управляемый своими особыми законами и кодексами, отличающими его от любого другого поля. Но каждое из них представляет собой, в первую очередь, «силовое поле», т. е. агонистическое пространство, объект борьбы за собственность и легитимность (как в институциональном, так и в символическом смысле) между индивидами, вовлеченными в это поле и соперничающими из-за положения внутри него. Чтобы проиллюстрировать происходящее, Пьер Бурдьё часто прибегал к аналогии с игрой: каждый игрок имеет на руках жетоны разных цветов, соответствующие разным видам капитала - экономическому, социальному или символическому, - которыми он обладает; и он вырабатывает стратегии и играет в зависимости от своих возможностей и от позиции в игре. Конструируя социальное пространство таким образом, ученый выявлял механизмы доминирования, которые, с его точки зрения, структурируют общество в целом. В своей книге «Правила искусства. Генезис и структура литературного ноля» (Bourdieu P. Regies de l'art. Genese et structure du champ litteraire. P., 1992) он показал, каким образом в конце XIX в. сформировалось, завоевало автономию и постепенно структурировалось литературное поле (с его особым капиталом, действующими лицами и их целями). Понятие «поле» стимулировало размышления историков, занимающихся культурной и социальной историей и открытых к диалогу с социологами (таких как Роже Шартье, Жерар Нуарьель, Кристоф Шарль). В книге «Интеллектуалы в Европе XIX в.» (Charle Ch. Les intellectuels en Europe au XIXe siecle. P., 1996) Кристоф Шарль предпринял - в перспективе глобальной истории - анализ интеллектуального поля, которое, по его мнению, «может быть понято в его социокультурной логике только в связи с более общими трансформациями среды интеллектуалов, и, наоборот, только это пространство символической борьбы открывает нам общие социальные смыслы интеллектуальных дебатов». Употребление данного понятия стало в настоящее время общепринятым в историческом сообществе.
• Габитус, Символическое насилие
• Габитус, Символическое насилие
Источник: Словарь историка 2011