ПОРТРЕТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Портрет
фр. portrait) – один из видов изобразительного искусства, в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности (автопортрет, групповой портрет, парадный портрет).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПОРТРЕТ
изображение или описание человека или группы людей (групповой П.). В изобразительном искусстве один из жанров, в котором воссоздается облик человека, запечатлевает и его духовный мир.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Портрет
изображение человека или группы людей, в изобразительном искусстве один из жанров, в собств. смысле этот жанр распространился в рим. изобразительном искусстве. Портретное искусство в Греции в 5 в. до н. э. концентрировалось вокруг полисных связей человеч. личности и ориентировалось на создание П., отражающих более обществ, функцию, нежели индивидуальные черты изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег). П. с ярко выраж. индивидуальностью составляли исключение для того времени (П. Фемистокла). Только в 4 в. началось создание П. в наиболее чистом жанре (Платон, Аристотель, Софокл, Еврипид, Александр Македонский). П. эллинистич. периода носили более индивидуализированный характер, что отвечало духу того времени, предоставлявшему отдельному человеку большие возможности (П. диадохов, философов). При этом греч. художники не отказывались от идеализации портретируемого, что было присуще этому жанру и в более поздний период. Для рим. П. характерно с самого нач. (2 в. до н. э.) пристальное внимание к изображению индивидуальных черт, признак, свойств, также этрусск. изобразительному стилю и искусству изображения предков. В П. времен Римской империи эта тенденция смягчается стремлением к некоторому обобщению, но вместе с тем и к заострению индивидуальных черт, выявляя противоречие, отражающее весь ход развития того времени.

Источник: Словарь античности. 1989

Портрет
скульпт. и живопис. жанр антич. иск-ва. Первые образцы П. относятся к эпохе Древнего царства в Египте (III тыс. до н. э.) - т. н. «резервные головы» из Гизы, возникшие в связи с погребальным культом. П. и в дальн. сохран. в Египте свой магический характер. В П. частных лиц нередко проглядывают черты фараона. Для др.-гр. П. начиная с V в. до н. э. характерны элементы идеализации, модель трактуется в соотв. со своим обществ, статусом - это П. гос. деятеля, полководца, философа, оратора, поэта. П. эпохи эллинизма передает черты и пафос героич. личности. Традиция др.-рим. П. восходит к этрусскому иск-ву. Он проходит развитие от веризма («правдоподобия») позднереспублик. периода к психологизму времени Антонинов (II в. н. э.) и затем к позднеантич. спиритуализму. Своеобр. синтезом египет. традиции погребального П. и антич. традиции почетного П. были живописные фаюмские П., созданные в технике энкаустики в первые века н. э. в Египте, во вр. господства там снач. греков, а затем римлян. Особую отрасль П. сост. изображения на монетах и геммах.
   Лит.: Античный портрет: Сб. ст. Л., 1929; БритоваН. Н., ЛосеваН. М., СидороваН. А. Римский скульптурный портрет: Очерки. М., 1975; Вальдгауэр О. Ф. Этюды по истории античного портрета. Пг., 1922. Ч. 1. Л., 1938. Ч. 2; Вощинина А. Римский портрет. Коллекция Гос. Эрмитажа. Л., 1974; Павлов В. В. Скульптурный портрет в Древнем Египте. М.; Л., 1937; его же. Египетский портрет I - IV веков. М., 1967.
   Д.М.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ПОРТРЕТ
в литературе, описание внешнего облика персонажа (лица, фигуры, мимики, одежды), один из способов его характеристики. Место портрета в произведении, равно как и способы его создания, менялось. В фольклоре, в античной и средневековой литературе, где индивидуальное начало было выражено довольно слабо, портретные характеристики либо вовсе отсутствовали, либо сводились к предельно обобщенным описаниям и устойчивым эпитетам, которые прямо соответствовали социальному статусу и внутренним качествам героев. Долгое время – включая эпоху романтизма – в литературе доминировали идеализирующие портреты, особенно если речь шла о героинях. С эпохи Возрождения до сер. 19 в. преобладал статичный экспозиционный портрет, основанный на подробнейшем перечислении черт лица, особенностей фигуры, одежды, характерных жестов и других примет внешности. Изобразив внешность персонажа в начале повествования, автор, как правило, больше к нему не возвращался. У писателей-реалистов такой портрет плавно переходит в социально-психологическую характеристику персонажа (напр., портрет Обломова, данный в самом начале одноименного романа И. А. Гончарова). В реалистической литературе второй пол. 19 в. утверждается другой способ изображения внешности, т. н. динамичный портрет, в котором портретные характеристики героев как бы растворяются в изменчивой и подвижной пластике их действий; здесь преобладает не социально-типическое, а индивидуально-неповторимое, присущее персонажу в данный момент времени. Такой портрет реализуется в виде кратких зарисовок, когда автором показываются лишь некоторые наиболее выразительные черты наружности персонажей. Иногда это может быть одна деталь, на которую автор обращает внимание на протяжении всего повествования, т. н. лейтмотивный портрет, широко использованный Л. Н. Толстым.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ПОРТРЕТ
(фр. portrait — изображение) — один из жанров живописи, скульптуры и графики, имеющий своим предметом изображение какоголибо конкретно-го человека или группы людей. Главной отличительной чертой жанра портрета является передача индиви-дуального сходства в его произведениях. При этом сходство не ограничивается лишь внешними призна-ками. Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник одновременно раскрывает его внутренний мир, сущность характера, выявляет типические черты эпохи и социальной среды.
Портретный жанр известен в мировом искусстве с глубокой древности. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Правдивостью и психологическим реализмом отличались древнеримские скульптурные портреты. Своего расцвета портретное искусство достигло в эпоху Возрождения. Множество своих современников — поэтов, ученых, властителей — запечатлел Ти-циан. В XVII в. в европейской живописи на первый план выходит камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному. Здесь проявился выдающийся талант голландского художника Рембрандта. С начала XVIII в. портретный жанр быстро развился в русском искусстве. Его основоположниками стали Никитин, Левицкий, Боровиковский, Рокотов. В настоящее время существует много разновидностей портрета. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камер-ные. Парадный портрет предполагает изображение че-ловека в полный рост (стоящим, сидящим на коне и т.п.). Камерный портрет представляет собой поясное, погрудное, оплечное изображение. Разновидностью камерного портрета является интимный портрет. Кро-ме того, по этому основанию различают аллегорический, мифологический и исторический портрет. По числу изображений на одном холсте обычно выделяют двойной и групповой портрет. Произведения портрет-ного жанра различают также по размеру. На этом основании принято выделять станковый, малоформатный и миниатюрный портрет Портретный жанр не утратил свое значение и в наши дни.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПОРТРЕТ
франц. portrait, от устаревшего portraire – изображать), один из главных жанров изобразительного искусства. В зависимости от техники исполнения, различают станковые портреты (картины, бюсты) и монументальные (статуи, фрески, мозаики). В соответствии с отношением художника к портретируемому, выделяют портреты парадные и интимные. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые.
Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передает не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определенную социальную среду и эпоху. Портретист создает не просто механический слепок с черт лица человека, но проникает внутрь его души, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир. Создание портрета – всегда очень сложный творческий акт, на который влияет множество факторов. Это и взаимоотношения художника с моделью, и особенности мироощущения эпохи, которая обладает своими идеалами и представлениями о должном в человеке, и многое другое.
Зародившись в глубокой древности, портрет впервые достиг расцвета в древнеегипетском искусстве, где скульптурные бюсты и статуи выполняли роль «двойника» человека в его загробной жизни. В Древней Греции в период классики получили распространение идеализированные скульптурные портреты общественных деятелей, философов, поэтов (бюст Перикла работы Кресилая, 5 в. до н. э.). В античной Греции право быть запечатленными в статуе получали прежде всего атлеты, победившие на Олимпийских и др. общегреческих играх. С кон. 5 в. до н. э. древнегреческий портрет становится более индивидуализированным (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа). Древнеримский портрет отличается неприкрашенной правдивостью в передаче индивидуальных черт и психологической достоверностью. В лицах мужчин и женщин, запечатленных в разные периоды истории римского государства, передан их внутренний мир, чувства и переживания людей, ощущавших себя властителями жизни на заре римской эпохи и впавших в душевное отчаяние в пору ее заката. В эллинистическом искусстве, наряду с бюстами и статуями, получили широкое распространение профильные портреты, вычеканенные на монетах и геммах.
Первые живописные портреты были созданы в Египте в 1–4 вв. н. э. Они представляли собой надгробные изображения, выполненные в технике энкаустики (см. ст. Фаюмский портрет). В Средние века, когда личностное начало растворялось в религиозном порыве, портретные изображения правителей, их приближенных, донаторов были частью монументально-декоративного ансамбля храма.
Новую страницу в истории портрета открыл итальянский художник Джотто ди Бондоне. По свидетельству Дж. Вазари, «он ввел обычай рисовать живых людей с натуры, чего не делалось уже более двухсот лет». Обретя право на существование в религиозных композициях, портрет постепенно выделяется в самостоятельное изображение на доске, а позднее – на холсте. В эпоху Возрождения портрет заявил о себе как об одном из главных жанров, возвеличивающих человека как «венец мироздания», воспевающих его красоту, мужество и безграничные возможности. В эпоху Раннего Возрождения перед мастерами стояла задача точного воспроизведения черт лица и облика модели, художники не скрывали недостатки внешности (Д. Гирландайо). В то же время складывается традиция профильного портрета (Пьеро делла Франческа, Пизанелло и др.).
16 в. ознаменовался расцветом портретной живописи в Италии. Мастера Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто) наделяют героев своих картин не только силой интеллекта и сознанием личной свободы, но и внутренним драматизмом. Уравновешенные и спокойные изображения чередуются в творчестве Рафаэля и Тициана с драматическими психологическими портретами. Обретают популярность символический (основанный на сюжетике литературных произведений) и аллегорический портрет.
В искусстве Позднего Возрождения и маньеризма портрет утрачивает гармонию, ей на смену приходят подчеркнутый драматизм и напряженность образного строя (Я. Понтормо, Эль Греко).
В сер. 15 в. бурное развитие портрета происходит в северных странах. Ренессансным гуманизмом проникнуты работы нидерландских (Я. ван Эйк, Р. ван дер Вейден, П. Кристус, Х. Мемлинг), французских (Ж. Фуке, Ф. Клуэ, Корнель де Лион) и немецких (Л. Кранах, А. Дюрер) художников этого времени. В Англии портретная живопись представлена творчеством иностранных мастеров – Х. Хольбейном Младшим и нидерландцами.
Стремление к наиболее полному и многостороннему познанию человеческой натуры во всей ее сложности характерно для искусства Голландии 17 в. Эмоциональной напряженностью, проникновением в сокровенные глубины человеческой души поражают портретные образы Рембрандта. Жизнеутверждающей силы полны групповые портреты Ф. Халса. Противоречивость и сложность действительности отразились в портретном творчестве испанца Д. Веласкеса, который создал галерею полных достоинства образов людей из народа и серию беспощадно правдивых портретов придворной знати. Полнокровные и яркие натуры привлекали П. П. Рубенса. Виртуозность техники и тонкая выразительность отличает кисть его соотечественника А. Ван Дейка.
Реалистические тенденции, связанные с идеалами эпохи Просвещения, характерны для многих портретов 18 в. Точность социальных характеристик и острая жизненная правдивость характеризует искусство французских художников (Ж. О. Фрагонар, М. К. де Латур, Ж. Б. С. Шарден). Героический дух эпохи Великой французской революции нашел воплощение в портретных работах Ж. Л. Давида. Эмоциональные, гротескно-сатирические, а подчас трагические образы создавал в своих портретах испанец Ф. Гойя. Романтические тенденции нашли отражение в портретном творчестве Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, Ф. О. Рунге в Германии.
Во второй пол. 19 в. возникает множество стилистических направлений и национальных портретных школ. Импрессионисты, а также близкие к ним Э. Мане и Э. Дега изменили традиционный взгляд на портрет, акцентируя прежде всего изменчивость облика и состояния модели в столь же изменчивой среде.
В 20 в. в портрете проявились противоречивые тенденции искусства, искавшего новые средства выражения сложной душевной жизни современного человека (П. Пикассо, А. Матисс и др.).
В истории русского искусства портрет занимает особое место. По сравнению с западноевропейской живописью, на Руси портретный жанр возник довольно поздно, но именно он стал первым светским жанром в искусстве, с него началось освоение художниками реального мира. Восемнадцатое столетие часто называют «веком портрета». Первым русским художником, учившимся в Италии и достигшим несомненного мастерства в портретном жанре, был И. Н. Никитин. Художники второй пол. 18 в. научились виртуозно передавать многообразие окружающего мира – тонкие серебристые кружева, переливы бархата, блеск парчи, мягкость меха, теплоту человеческой кожи. Работы крупнейших портретистов (Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова) представляли не столько конкретного человека, сколько общечеловеческий идеал.
Эпоха романтизма заставила художников (О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова) по-новому взглянуть на портретируемых, ощутить неповторимую индивидуальность каждого, изменчивость, динамику внутренней жизни человека, «души прекрасные порывы». Во второй пол. 19 в. в творчестве передвижников (В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин) развивается и достигает вершин психологический портрет, линия которого была блестяще продолжена в творчестве В. А. Серова.
Художники рубежа 19–20 вв. стремились усилить эмоциональное воздействие портретов на зрителя. Стремление запечатлеть внешнее сходство сменяется поисками острых сопоставлений, тонких ассоциаций, символического подтекста (М. А. Врубель, художники объединений «Мир искусства» и «Бубновый валет»). В 20 – нач. 21 в. портрет по-прежнему выражает духовные и творческие поиски художников различных направлений (В. Е. Попков, Н. И. Нестерова, Т. Г. Назаренко и др.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
463.48 кб

В.А. Харламов - казак, кадет, депутат Государственной думы (исторический портрет)

Братолюбова М. В.
Читать PDF
49.46 кб

Генерал-губернаторский корпус азиатской России: социологический портрет

Дамешек Ирина Львовна
Рассмотрен генерал-губернаторский корпус Азиатской России в период XVII-XIX вв. Составлен социологический портрет генерал-губернаторов Азиатской России.
Читать PDF
115.46 кб

Социокультурный портрет коммуниста Горской республики

Бичегкуев Тамерлан Таймуразович
Статья посвящена социокультурной характеристике горского коммуниста первой половины 20-х гг. ХХ в. Рассматривается культурно-образовательный облик членов партии, а также нравственные и религиозные устои.
Читать PDF
544.01 кб

Министр Сибири. Политический портрет А.А. Червен-Водали

Токарев Сергей
Упоминания об Александре Александровиче Червен-Водали деятеле партии кадетов, а в годы гражданской войны министре в правительстве адмирала А.В. Колчака, появились в трудах историков только в 70-е гг. ХХ в.
Читать PDF
265.01 кб

Донской учитель конца XIX - начала XX в.: социокультурный портрет

Кислицына И. Г.
Читать PDF
99.09 кб

Дагестан: этнополитический портрет (очерки. Документы. Хроника. ) владимир Бобровников

Бобровников Владимир Олегович
Читать PDF
442.74 кб

Портрет Туркменбаши как мифологическая основа его режима

Горак Славомир
Читать PDF
242.76 кб

Социальный портрет мещанского сословия уездного города Острова в пореформенный период

Медведева Н. М.
Читать PDF
460.02 кб

50 лет на службе России: портрет российского дипломата XIX В. И. Э. Персиани

Петрунина Ольга Евгеньевна
Читать PDF
100.35 кб

Новые «Деяния Екатерины»: портрет на фоне империи

Алексеев Сергей Викторович
Рецензия на два тома исторического труда Ольги Игоревны Елисеевой о деяниях императрицы Екатерины Великой.
Читать PDF
325.30 кб

Метод «Коллективной биографии» и исторический портрет политической элиты Веймарской республики

Евдокимова Татьяна Васильевна, Стризое Александр Леонидович
Представлен опыт исторического исследования политической элиты Веймарской республики при помощи метода «коллективной биографии». Авторы исходили из межпредметных связей истории и политологии.
Читать PDF
129.42 кб

Социально-исторический портрет православного духовенства (ХХ век)

Маслова И. И.
В статье анализируется положение православного духовенства в социальной структуре российского общества ХХ века, его численность, восприятие государственно-конфессиональной политики, правовой статус, социальная роль и состав, образ
Читать PDF
115.24 кб

Время и люди: обобщенный портрет лидеров поволжских Советов рабочих и солдатских депутатов в 1917 го

Липатова Надежда Валерьевна
Самодержавие свергнуто, вместе с ним за борт истории выброшена прежняя политическая элита. Практически все, на чем стояла печать царизма, было отвергнуто обществом в первые дни марта 1917 года. Но что оно сумело создать взамен?
Читать PDF
0.00 байт

Коллективный портрет студентов МГУ послевоенных лет (по материалам личных дел студентов)

Ягодкина Е. О.
Читать PDF
216.06 кб

Владимир Михайлович посохин: социальный портрет Сибирского предпринимателя начала ХХ в

Гаврилова Наталья Игоревна

Похожие термины:

  • Социальный портрет мусульманина 1930-х гг

    от лат. correctus исправленный, улучшенный) точность, правильность, четкость. Напр., корректность доказательства, корректность перевода, спора; тактичность в обращении с людьми; вежливость, учтивость.
  • ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ

    произв. живописи (I - IV вв.), происходящие гл. обр. из оазиса Фаюм (Египет). Исполнены в технике энкаустики (I - нач. II в.), восковой или чистой темперы (II - IV вв.) на доске, реже - холсте. Болып-во Ф. п. найдено в
  • Парадный портрет

    портрет, в котором подчеркивается величие и достоинство изображаемого человека, которого обычно пишут во весь рост, в красивых, тонко переданных одеяниях.
  • СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ

    в криминалистике метод описания наружности человека с целью его идентификации по признакам внешности.
  • Заупокойный портрет

    портрет, который писали на доске или холсте и вставляли в бинты мумии на месте лица. З. п. писали восковыми красками в технике энкаустики или восковой темперы. Большинство З. п. обнаружено в оазисе Ф
  • Вальтер, портретн. живопис

    (1835 г.). {Половцов}
  • Зубров, портретн. живописец

    выставлявший раб. свои 1852 г. {Половцов}
  • Завадзский, портретный живописец

    ученик Басина, выставлявший 1848 г. {Половцов}
  • Жанр портретный

    один из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященный изображению определенного, конкретного человека или нескольких людей, реально существующих или существовавших в прошлом. П. может изобр
  • Файюмские портреты

    древнеегипетские заупокойные живописные портреты (расцвет в I—III вв.), найденные в 1887 г. в оазисе Эль-Файюм. Писались на доске в особой технике. Яркая жизненная характеристика образов, сочная пласти
  • ФАМИЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ

    у римлян — восковые слепки, сделанные с лиц умерших. Во время похорон высокопоставл. чиновников Ф. п. несли участвующие в процессии актеры. В остальное время их хранили обычно в домаш. святилищах, н
  • ВОСКОВЫЕ ПОРТРЕТЫ

       • Imag?nes,          сделанные из воска изображения предков или восковые маски, висевшие в атрии знатных римлян в маленьких стенных шкафах (armaria Plin. 35, 2) и так соединенные гирляндами, что все вместе