первый, самый ранний — нечто простое, не развившееся по сравнению с позднейшим, более совершенным. В широком значении ~ нечто простое, малокультурное, неразвитое.
ПРИМИТИВ
ПРИМИТИВ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПРИМИТИВ
термин истории искусства. В контексте той области, которой посвящено данное издание, может использоваться как синоним понятия«наивное искусство», однако обладает более широким значением, включая в свое означаемое и первобытное искусство, и детский рисунок, и народную картинку, и полуремесленную фотографию, и другие явления. В примитиве используются простейшие приемы, первоэлементы творчества. В то же время в нем отражаются в упрощенном варианте стилистика и приемы т. н. высокого искусства. Термин часто употребляется в негативном значении по отношению к профессиональному искусству, лишенному необходимого уровня мастерства. Характер негативной оценки, который слышится в данном термине, заставляет избегать его в характеристике творчества наивных художников, названии выставок и пр. Производным от примитива является термин «примитивизм». В отличие от аутентичного «настоящего» примитива те художники, которых называют примитивистами, сознательно выбирают язык примитива, уподобляют свои художественные приемы детскому рисунку, наивному творчеству, искусству «дикарей». Примитивистами, например, называли художников русского авангарда М. Ларионова и Н. Гончарову. В нечетком значении в некоторых текстах примитивистами называют и наивных художников. Проблематика примитива присутствует во многих художественных практиках. (К. Б.) Лит.: Пунин Н. Искусство примитива и современный рисунок // Искусство народностей Сибири. Л., 1930; Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М., 1981; Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М., 1983; Поспелов Г.Г. «Бубновый Валет». Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990; Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная выставка и художники авангарда. Л., 1991; Примитив в искусстве: грани проблемы / Ред.-сост. К.Г. Богемская. М., 1992; Поспелов Г.Г. Примитивы и примитивисты в русском искусстве начала ХХ в. // Вопросы искусствознания. 1995. № 1–2; Примитив в России. ХVI– ХIХ века. Иконопись. Живопись. Графика / Отв. ред. А.В. Лебедев М., 1995; Лебедев А.В. Тщанием и усердием. М., 1997; Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М., 1997; Богемская К.Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. СПб., 2001.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010