РАСПЕВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАСПЕВ
Роспев — система древнерусского пения. Выделяются кондакарный, демественный и путевой, киевский, болгарский и греческий.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

РАСПЕВ
круг песнопений Православной Церкви, объединенных определенным принципом строения мелодий. Существенными признаками каждого распева служат: тип попевок, тесситура, мелодический склад (преобладание песенного начала, или речитатива), ритмическое строение, а также общий эмоциональный характер. Наиболее распространен знаменный распев. По давности происхождения он близок к греческому и болгарскому распевам. Известны также: киевский, ярославский, ростовский, донской (по месту их возникновения), ипатьевский (по названию монастыря), успенский (по названию собора в Москве) и др. Распевы построены по системе осмогласия и делятся на полные (охватывающие все 8 гласов) и неполные.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Болгарский распев в контексте великорусской церковно-певческой культуры XVII-XVIII вв

Ларина Мария Геннадьевна
Данная статья посвящена болгарскому распеву поздней монодийной ветви русского богослужебного пения XVII-XVIII вв.
Читать PDF
0.00 байт

Знаменный распев в современной музыкальной культуре: грани сопряжения и перспективы развития

Гвоздецкий Алексей Алексеевич
Древнерусское певческое искусство как важнейшая составляющая русской традиционной певческой культуры обладает потенциалом, не осознанным в должной степени большей частью педагогического и музыкального сообщества в наше время.
Читать PDF
0.00 байт

Путевой распев в Троице-Сергиевском монастыре XVI-XVII вв. : функциональность музыкальных структур в

Генченкова Мария Владимировна
На примере песнопений путевого распева певческих сборников XVI-XVII вв. преимущественно из Троице-Сергиева монастыря анализируется функциональность музыкальных структур в древнерусской монодии.
Читать PDF
0.00 байт

Авторство в произведениях мастера-распевщика строгановской школы Ивана (Исайи) Лукошкова (ум. Ок. 16

Парфентьев Николай Павлович, Парфентьева Наталья Владимировна
Исследование общих принципов художественного творчества в древнерусском каноническом искусстве, а также приемов их индивидуального авторского преломления мастерами различных региональных школ является одной из фундаментальных проб
Читать PDF
0.00 байт

Методы анализа структурного и образно-смыслового содержания произведений русских распевщиков XV-XVII

Парфентьева Наталья Владимировна
Развитие методов исследования структурного и образно-смыслового содержания произведений древнерусских распевщиков XVI-XVII вв. имеет важное научное значение.
Читать PDF
0.00 байт

«Ирмосы прибыльные» знаменитого московского распевщика Федора Крестьянина (1606 г. )

Парфентьева Наталья Владимировна, Парфентьев Николай Павлович
Исследование посвящено авторскому произведению «Ирмосы прибыльные» Федора Крестьянина (ум. ок. 1607 г.), одного из самых выдающихся мастеров московской школы в древнерусском церковно-певческом искусстве.
Читать PDF
0.00 байт

Методологические подходы в изучении теоретических основ творчества выдающегося московского распевщик

Парфентьева Наталья Владимировна
На основе авторского метода структурного формульно-сравнительного анализа раскрываются новые подходы и результаты в изучении теоретических основ творчества выдающегося московского мастера Федора Крестьянина
Читать PDF
0.00 байт

Многолетия в честь царя Михаила романова в демественных распевах мастеров Усольской (строгановской)

Парфентьев Николай Павлович, Парфентьева Наталья Владимировна
Многолетствование государя было частью придворной и церковной обрядовой культуры древней России.
Читать PDF
0.00 байт

Соотношение авторских сочинений и гармонизаций древних распевов в творчестве С. З. Трубачева (на при

Коростина Елена Петровна
Статья посвящена рассмотрению двух важнейших жанрово-стилистических пластов в духовно-хоровом наследии композитора второй половины ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Древнерусские церковные распевы: от хомонии к пению «На речь»

Пожидаева Г. А.
В статье рассматривается взаимодействие литургической речевой и церковно-певческой культуры в сложный период книжных реформ третьей четверти XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы изучения традиций знаменного распева в старообрядческих общинах Приморского края: теоретиче

Балановская Т. П.
Описывается современное состояние знаменного пения в богослужебно-певческой практике старообрядческих общин Приморского края, рассматриваются некоторые теоретические и методологические аспекты проблемы.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о ритмических структурах в знаменном распеве (по материалам старообрядческих музыкально-те

Казанцева Татьяна Генриховна
В статье затрагивается комплекс вопросов, связанных с недостаточно изученной областью знаменного распева особенностями его ритмической системы.
Читать PDF
0.00 байт

Стихиры евангельские большего знамени как модель для работы распевщиков (на примере цикла задостойни

Тюрина О. В.
Статья посвящена одному из певческих стилей древнерусской церковной музыки большому роспеву и его воплощению в двух циклах песнопений в стихирах евангельских и в задостойниках.
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядческое сочинение о темпе знаменного распева и реалии современной литургической практики

Казанцева Татьяна Генриховна
Вопрос о темпе исполнения песнопений знаменного распева является одним из наименее изученных в отечественной музыкальной медиевистике.
Читать PDF
0.00 байт

О значении Стихираря Троицкого дьякона ионы Зуя для исследования путевого распева

Лукашевич Александр Анатолиевич
Исследуемый в статье рукописный сборник первой четверти XVI в. принадлежал дьякону Троице-Сергиева монастыря Ионе Зую («Стихирарь Зуевский»).

Похожие термины:

  • ГРЕЧЕСKИЙ РАСПЕВ

    имеет в истории русского церковного пения два вида: 1) древний, известный из безлинейных рукописей – кондакарей, употреблявшихся от конца XI до XIV в., и 2) поздний, известный из линейных нотных книг, на
  • KИЕВСKИЙ РАСПЕВ

    появился в юго-западной Руси к XVII в. как отдельная ветвь большого знаменного распева и вместе с малым знаменным представляет сокращение, упрощение мелодий большого распева. В некоторых случаях ки
  • Знаменный распев

    древнерусское унисонное одноголосное церковное пение по старинным нотным знакам – «крюкам», или «знаменам». З. р. в большей мере способствует духовной сосредоточенности молящегося человека, чем
  • РАСПЕВ (роспев)

    круг церковных мелодий в православной музыке, постепенно сложившийся в определенной местности, а затем вошедший во всеобщее употребление. Распев обычно охватывает все восемь гласов. Древнейшие р
  • Распер, Еремей

    лекарь, 1679 г. {Половцов}