Бартоломео Карло (1675–1744) — выдающийся скульптор эпохи барокко, по происхождению итальянец. Впервые проявил себя в Париже (с 1700 г.) и в 1716 г. был приглашен Петром I в Петер-бург для ведения архитектурных и скульптурных работ и обучения русских мастеров. Деятельность Растрелли была весьма разнообразной. Он внес существенный вклад в украшение петергофского Большого каскада, участвовал в создании модели триумфальной колонны (в духе колонны Траяна), которую Петр хотел поставить в память о Северной войне (она так и осталась в чертежах). Но самое замечательное наследие Растрелли — многочис-ленные скульптурные портреты, в которых барочная нарядность и пышность сочетаются со стремлением правдиво передать все особенности модели. Он много работал над образом Петра I. И в 1723 г. создал бронзовый бюст императора, в котором смог ясно подчеркнуть ум, волю и энергию царя. Это изображение не просто значительного человека, а государственного деятеля исключительного масштаба. В это же время он работал над конной статуей Петру I, но она была отлита уже после смерти Растрелли. Сам памятник был поставлен лишь в 1800 г. перед Инженерным замком. В этом произведении образ Петра предстает полным огромной внутренней силы и отличается подчеркнуто суровой мощью образа. Особенно выразительна голова со смелыми, решительными чертами лица.
Также Растрелли создал бронзовый бюст А. Д. Меншикова, бюст неизвестного мужчины (возможно, автопортрет). В последний период творчества скульптора появилась группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (1741) — парадный портрет императри-цы, передающий при всей его нарядности и торжественности грубые крупные черты лица. Он убедительно воспроизводит фигуру, олицетворяющую один из самых мрачных периодов в русской истории. Для этого памятника характерны ювелирная отделка поверхности бронзы, пышность костюма, обилие украшений, которые в итоге придают произведению исключительную нарядность. Вместе с тем Растрелли передает индиви-дуальную выразительность грозного и грубого лица Анны.
Растрелли
РАСТРЕЛЛИ
РАСТРЕЛЛИ
Варфоломей Варфоломеевич (Бар-толомео Франческо) (1700–1771) — русский архитектор, глава русского барокко середины XVIII в. Сын скульптора Б. К. Растрелли. Он приехал в Петербург в 1716 г. вместе со своим отцом, у которого получил ар-хитектурное образование, позже также учился за границей (возможно, в Италии). В 1730–1763 гг. был при-дворным архитектором. Первыми крупными постройками Растрелли являются дворцы Бирона в Митаве (1738–1740) и Руентале (1736–1740), а также несохранившийся деревянный дворец Елизаветы Пет-ровны (1741–1744). Для них характерна некоторая сдержанность, ограниченное использование декоративной скульптуры и орнаментальных композиций, подчеркнутая горизонтальность членений и плоскост-ность трактовки фасадов. Это говорит о близости ранних построек Растрелли к русской архитектуре первой четверти XVIII в. В зрелый период творчества Рас-трелли переосмыслил традиции европейского барокко под влиянием русской художественной школы. Визит-ной карточкой мастера стали пространственный размах архитектурного ансамбля, применение характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, обильная позолота в декоре, яркая расцветка стен. Среди работ переходного периода, подготовивших развитый стиль мастера, могут быть названы дворец М. И. Воронцова (1749-1757) в Петербурге и проект Андреевской церкви в Киеве (1747), построенной позже архитектором И. Ф. Мичуриным.
В 1745–1755 гг. Растрелли работал над Большим Дворцом в Петергофе. И, хотя его сковывала необходимость сохранить прежний дворец начала XVIII в. как центральную часть новой композиции, архитектор смог проявить себя как зрелый мастер. Он расширил старый дворец пристройками, открытыми галереями с террасами, павильонами, заново создал все интерьеры — использовал обильную позолоту, живописные плафоны, которые отражались в многочисленных зеркалах. Самыми крупными и характерными для зрелого творчества Растрелли являются три обширных ансам-бля — Екатерининский дворец в Царском Селе, Зим-ний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец был поручен Растрелли в 1752 г., после того как здание начала XVIII в. было уже переделано А. В. Квасовым и С. И. Чевакинским. Растрелли соединил главный корпус и павильоны в единое со-оружение — громадную блок-галерею. Продольная ось здания стала главной его координатой, две параллельные анфилады подводили к громадному тронному залу. Все, начиная с размеров здания и кончая его яркой рас-цветкой (сочетание ярко-голубого, белого и позолоты), соответствовало назначению дворца, проходившим там пышным приемам и праздникам. Оформляя парки при дворце, Растрелли закончил строительство пави-льонов Эрмитаж и Монбижу, соорудил Грот на берегу острова и создал Катальную горку.
Зимний дворец представляет собой в плане огромное «блок-каре» (1754–1762). Это большое квадратное в плане здание с внутренним парадным двором. Фасады дворца обращены к Неве и к бывшему «лугу», где теперь находится Дворцовая площадь. Основные помещения дворца находились в угловых массивах: в северовосточном — парадная лестница, в югозападном — театр, в северозападном — тронный зал, в юговосточном — жилые помещения. И везде он применяет свое выдающееся открытие — композицию парадных интерьеров, наполненных светом, льющимся через огромные окна и отражающимся в зеркальных пилястрах и зеркалах, размещенных в простенках. Одним из самых совершенных творений мастера является здание Смольного монастыря, композиция которого отличается ясностью и стройностью, органично сочетающимися с насыщенной декоративной отделкой. Здесь архитектор проявил себя мастером загородного ансамбля — кресто-образный в плане монастырь был возведен в излучине Невы. Растрелли работал также в Москве, но эти постройки не уцелели.
В 1745–1755 гг. Растрелли работал над Большим Дворцом в Петергофе. И, хотя его сковывала необходимость сохранить прежний дворец начала XVIII в. как центральную часть новой композиции, архитектор смог проявить себя как зрелый мастер. Он расширил старый дворец пристройками, открытыми галереями с террасами, павильонами, заново создал все интерьеры — использовал обильную позолоту, живописные плафоны, которые отражались в многочисленных зеркалах. Самыми крупными и характерными для зрелого творчества Растрелли являются три обширных ансам-бля — Екатерининский дворец в Царском Селе, Зим-ний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец был поручен Растрелли в 1752 г., после того как здание начала XVIII в. было уже переделано А. В. Квасовым и С. И. Чевакинским. Растрелли соединил главный корпус и павильоны в единое со-оружение — громадную блок-галерею. Продольная ось здания стала главной его координатой, две параллельные анфилады подводили к громадному тронному залу. Все, начиная с размеров здания и кончая его яркой рас-цветкой (сочетание ярко-голубого, белого и позолоты), соответствовало назначению дворца, проходившим там пышным приемам и праздникам. Оформляя парки при дворце, Растрелли закончил строительство пави-льонов Эрмитаж и Монбижу, соорудил Грот на берегу острова и создал Катальную горку.
Зимний дворец представляет собой в плане огромное «блок-каре» (1754–1762). Это большое квадратное в плане здание с внутренним парадным двором. Фасады дворца обращены к Неве и к бывшему «лугу», где теперь находится Дворцовая площадь. Основные помещения дворца находились в угловых массивах: в северовосточном — парадная лестница, в югозападном — театр, в северозападном — тронный зал, в юговосточном — жилые помещения. И везде он применяет свое выдающееся открытие — композицию парадных интерьеров, наполненных светом, льющимся через огромные окна и отражающимся в зеркальных пилястрах и зеркалах, размещенных в простенках. Одним из самых совершенных творений мастера является здание Смольного монастыря, композиция которого отличается ясностью и стройностью, органично сочетающимися с насыщенной декоративной отделкой. Здесь архитектор проявил себя мастером загородного ансамбля — кресто-образный в плане монастырь был возведен в излучине Невы. Растрелли работал также в Москве, но эти постройки не уцелели.