• Rhet?res,
´???????, назывались у греков как действительные ораторы, так и учителя красноречия, у римлян же только последние, а не действительные ораторы (oratores). Исключения из употребления этого названия являются только во времена Империи, когда искусство говорить и красноречие по большей части сделалось не общественным делом, а долгом школьного обучения. Потому оратор и ритор сделались одним и тем же и это слово приобрело, как и в греческом, значение учителя красноречия и оратора. Но между тем случалось, что в позднейшие времена и учителя красноречия назывались oratores, и адвокаты в написанных по-гречески постановлениях (Constitutiones) назывались ´???????, что в позднейшие времена было синонимом с ????????. Искусство красноречия у греков в особенности было выработано в Афинах. Софисты создали для него полную теорию. Все желавшие достигнуть политического влияния и почестей занимались изучением красноречия. Наряду с Аттикой риторическими школами были известны некоторые города в Азии и некоторые острова, особенно Родос. Их образцовые речи назывались ??????????? или ????????????? ?????: они не предназначались для какого-нибудь действительного государственного и судебного дела, но должны были выставить на удивление опытность и дарование оратора в стиле и произношении. Кроме того, выражение ?????????? встречается для обозначения произношения, декламации, чтения, ??????????, как они производились в собраниях греков историками, поэтами и т. д. для более скорого ознакомления с их произведениями. Впоследствии из трех родов красноречия (????), наряду с ??????-????????, deliberativum, ????????? iudiciale, третий род получил название ?????????????, demonstrativum, образцами которого Цицерон (Cic. or. 11, 13. 61) считает Исократа и Феопомпа. В Риме красноречие явилось только после 155 г. до Р. X., через известное посольство афинян, состоявшее из перипатетика Критолая, стоика Диогена и академика Карнеада. Cic. de or. 2, 37, 155. Cic. tusс. 4, 3, 5. Вначале греческие ораторы считались опасными людьми, которых изгоняли из города. Но раз воспринятое искусство могло быть совершенно признано, т. к. знатные римляне скоро стали ездить в Афины, Азию и Родос для методического изучения этого искусства. Первым искусно сочинявшим свои речи был Серв. Сульпиций Гальба (консул в 144 г. до Р. X.), и уже младший Гракх, благодаря природному искусству, был выдающимся оратором. В Риме также прилежно упражнялись, под руководством своих собственных учителей (declamatores), в искусстве произношения речей (declamare); эти ученические упражнения, как и образцы, даваемые учителями, назывались declamationes, как мы их встречаем под именами Квинтилиана и ритора Сенеки. Темы были обыкновенно из политических и юридических наук. (ср. Quint. 2, 10, 12. 4, 2, 29). Лучшие риторические сочинения у греков написали: Аристотель, Дионисий Галикарнасский, Афтоний, Гермоген, Сонатр, Деметрий, Аристид и др.; у римлян первое место занимают сочинения Цицерона de inventione, de oratore, Brutus и orator. Сборники: Rhetores graeci ed. Walz (1831-1836, 9 т.) и Spengel (1853-1856, 3 т.); rhetores Latini minores ed. Halm (1863).