СЕМЬЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Семь
евр. шева). См. «Число».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Семеий
Лк 3.26)-аналог. Авиуд,г.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Семей
Лук. 3:26), один из предков Иисуса.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Семаий
Иегова слышит) (Иер 36.12)-отец (предок) Делаии.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

СЕМЬЯ
основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СЕМЬЯ

минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких-то иных отношениях (напр., неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах.

Источник: Общие понятия и термины этнологии

СЕМИ
(zemi), божество, которому поклонялись араваки Пуэрто-Рико, Эспаньолы и Ямайки. С. воплощались в виде людей и животных. Материалом для изображений служили камень, дерево и раковины. С культом С. связаны церемониальные центры, залы для игры в мяч, пещеры. Культ, по-видимому, проник на острова из Мезоамерики.

Источник: Археологический словарь. 1990

Съем
м. Металлическое приспособление в виде совка для снятия шлихового золота с поверхности золотопромывальных устройств. — Серый шлих снимается с плоскони два раза в день. По остановке завалки песков запирают воду, вынимают трафареты и плинтусы, собирают серый шлих железными съе-мами в лотки или яндовы и выгружают его на головку пирамидального вашгерда. Отмытое шлиховое золото снимается с головки вашгерда маленьким железным съемом на сковороду и просушивается на огне. Фил., 1869: 180.

Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998

Семей
известный, знаменитый)-а) (2Ц 16.5,7,13; 19.16,18,21,23; 3Ц 2.8,36,38-42,44,46)-сын (потомок) Геры, вениамитянин из рода Саулова, житель Бахурима, зло­словивший Давида на его пути из Иерусалима во время бунта Авессалома;
б) (3Ц 1.8)-один из приближенных Давида, оставшийся верным ему во время бунта Адонии (полагают, он же назван Шимей в 3Ц 4.18);
в) (1Пар 25.3)-левит, сын (потомок) Идифуна, глава десятой чреды певцов (в ст. 17 назван Шимей);
г) (Есф 2.5)-вениамитянин, сын (потомок) Киса, предок Мардохея.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

СЕМЬ (Шива)
Число "семь" часто встречается в Торе*, в Талмуде* и в каббалистических книгах. В Торе сказано: "И завершил Бог к седьмому дню дело Свое, которое делал, и почил в день седьмой от всей работы Своей, которую делал. И благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот день почил Он от всего творения Своего, которое Он совершил, созидая" (Быт. II, 2—3). Отсюда С. дней в неделе; сыны Израилевы обходили С. раз вокруг стен Иерихо; С. свечей у светильника, седьмой год — "шмита"*. В Талмуде приводится множество сказаний, в которых фигурирует число С: С. предметов скрыты от людей, С. творений созданы были до сотворения мира, и проч.

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Семей
Шими. Семей. 1) Сын Геры вениаминитянина из рода Саулова, был одним из первых противников Давида; бросал в него камнями и хулил его, когда тот бежал от Авессалома (2 Цар. 16:5 и дал.). По возвращении Давида он смирился и получил помилование (19: 16 и дал.) до смерти Давида. Давид заповедал своему сыну Соломону не оставить его безнаказанным (3Цар. 2:8 и дал.). Соломон запретил этому человеку под страхом смерти удаляться из Иерусалима, но когда тот, три года спустя, поехал в Геф за двумя убежавшими рабами, то, по возвращении, был казнен. (Ст. 36 и дал.). 2) Один из сторонников Соломона во время восстания Адонии (3 Цар. 1: 8). Он, может быть, то же лицо, что и Шимей в 4:18, сын Елы, один из двенадцати начальников у Соломона.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

СЕМЕЙ
знаменитый) — имя нескольких лиц: 2Цар 16:5 и др. — сын Геры из рода Саулова, Вениамитянин, который встретил Давида и его свиту с грубыми проклятиями и камнями в то время, когда тот бежал из Иерусалима при возмущении Авессалома, Авесса, сын Саруи, сказал Давиду: “Зачем злословит этот мертвый пес господина моего, царя? Пойду я и сниму с него голову.” Но Давид сказал ему: “оставьте его... пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида, кто же, может сказать: зачем ты так делаешь? Вот если мой сын ищет души моей, что же говорить об этом Вениамитянине, пусть он злословит. Может быть Господь призрит на мое уничижение и воздаст мне благостью за теперешнее его злословие (II Цар 17:9-12). После того, когда Давид возвращался с торжеством в Иерусалим, Семей первый вместе с друзьями вышел на встречу ему. Он пал ниц к царским ногам и умолял его о прощении своего греха, и он снова был пощажен Давидом, несмотря на ревностное негодование Авессы (2Цар 19:16-22). В то же время Семей получил обещание от Давида, что его жизнь будет обеспечена: “Ты не умрешь,” сказал царь Семею. Далее мы не находим в Библии никаких сведений о Семее, до последних дней жизни Давида. Между наставлениями умирающего Давида Соломону заключается особенное предостережение против Семея, в верности которого Давид, очевидно, сильно сомневался (3Цар 2:8-9). Вслед затем, по смерти Давида, Семею было приказано не оставлять Иерусалима и не переходить потока Кедронского ни под каким предлогом под опасением неминуемой смерти (ст. 36-37). Спустя три года после сего, Семей без дозволения нарушил царское приказание, именно, он удалился в Гее для того, чтобы найти здесь двух убежавших своих слуг. Соломон, узнавши об этом обстоятельстве, по возвращении Семея приказал призвать его к себе и укоривши его в нарушении данного слова, велел предать его смерти (36-46). При этом он сказал Семею: “ты знаешь, и знает сердце твое все зло, какое ты сделал отцу моему, Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою” (ст. 55). 3Цар 1:8 — одно из лиц, которые вместе с первосвящ. Садоком отказались признать Адонию преемником Давида. Он, вероятно, то же самое лицо, который в 3Цар 4:18 называется сыном Елы и который значился в числе 12-ти приставников Соломона над Израилем. 1Пар 25:17 — начальник над десятою чредою певцов при храме. 2Пар 31:12-13 — левит, который вместе с своим братом Хонаниею и другими был уполномочен царем Езекиею смотреть за приношениями в храм. Есф 2:5 — предок Мардохея, родственник Есфири. Тов 5:4 — один из известных по своему благочестию родственников Товита. 2Езд 9:33 — из Израильтян, сынов Асома. В 1Езд 10:33 он читается; Шимей. Лк 3:26 — Семей, лицо упоминаемое в родословной Господа И. X. в Евангелии от Луки, сын Иосифа.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Семя
евр. зера. Семя. Разного рода семена употреблялись в израильском полевом хозяйстве. Главным продуктом в Ханаане была пшеница. Уже в древние времена ее сеяли в таком количестве, что Соломон ежегодно отправлял Хираму 20.000 коробов. Пшеница из Миннифа привозилась на базар в Тип (Иез. 27: 17). Ее сеют и теперь в Палестине в значительном количестве. Обширная Авранская равнина, т. наз. «Нукра» доныне является житницей для северной Аравии. Главные пункты вывоза пшеницы — Яффа, Акка и Бейрут. Из пшеницы приготовляют так называемый «бургул», обыкновенную пищу Сирийских крестьян: варят пшеницу вместе с небольшим количеством закваски и высушивают на солнце. Пшеница часто упоминается в Священном Писании (Быт. 30:14; Втор 8:8; Суд. 6:11, Мат. 13:25; 1 Кор, 15:37). Хлебное приношение, за одним исключением (см. ниже), должно было состоять из мелкой пшеничной муки. Пшеница, которая теперь возделывается в Палестине, имеет, обыкновенно, на колосьях 2 или 4 ряда зерен. Следующее за пшеницей место занимал ячмень; он примешивался к другим хлебным семенам и употреблялся в пищу бедными людьми (Иез. 4:9); ячмень служил также кормом для лошадей (4 Цар. 4:42; Иоан. 6:9; 3Цар. 4:28). Гедеон своим врагам снился в виде ячменного хлеба (Суд. 7:13). Из ячменной муки должны были состоять жертва ревнования, предписанная в Чис. 5:11 и дал., в противоположность другим хлебным жертвам, состоявшим из пшеничной муки. Наряду с пшеницею, в Исх. 9:32 упоминается полба, — род хлеба, называемого по-еврейски «куссемет» ( Triticum Spelta), которая по качеству приближается к пшенице, хотя и мельче последней. О ней упоминается также у Ис. 28:25 и Иез. 4:9. Некоторые предполагают, что еврейское слово «куссемет» соответствует арабскому «курзенне», обозначающему растение в роде вики ( Vicia saliva), которое употребляется в корм скоту. Другой род хлеба, который называется у Иез. 4:9 пшеном (еврейское «дохан»), — турецкая пшеница или «дурра», несколько напоминающая пшеницу или рожь (Holcus dochna , H . sorghum ); она возделывается в Италии, Сирии и Египте и употребляется частью в корм скоту, частью же на приготовление хлеба, каши и крахмала. Далее в том же месте упоминается «чечевица» (евр. «адашим»), род гороха, которую сеют и теперь в довольно большом количестве в Палестине и едят в виде похлебки. Такая чечевичная похлебка красно-коричневого цвета возбудила алчность Исава (Быт. 25:26 и дал.). Возможно, что из чечевицы во время неурожая приготовляли хлеб, как это и теперь случается в Египте (Срав. Иез. 4:9; 2 Цар. 23:11). Наконец, в Иез. 4:9 упоминаются бобы неизвестно какого вида. Многообразие хлебных злаков и пищевых продуктов картинно изображается во 2 Цар. 17:28 и дал., где говорится о том, что друзья Давида послали ему в его убежище пшеницы, ячменя, муки и пшена, бобов и чечевицы, жареных зерен, меду и масла, овец, коровьего сыра. По закону запрещалось засевать поле двумя родами семян, равно как и носить одежду сделанную изо льна и шерсти (Лев. 19:19). Слово «семя» часто употребляется в значении потомства, рода; так говорится о семени жены (Быт. 3:15); о семени Авраама (Быт. 22:17 и дал.); о семени в духовном смысле см. Гал. 3:29; Рим. 9:7 и дал. и проч.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

семь
число представителей скота чистого и птиц в Ноевом ковчеге (Быт 7.2,3),
число дней до начала потопа (Быт 7.4,10),
число дней, после которых Ной выпускал голубя (Быт 8.10,12),
число агниц для заключения союза (Быт 21.28),
число лет службы Иакова за Рахиль и Лию (Быт 29.18,20,27),
число поклонов (Быт 33.3),
число коров и колосьев, лет изобилия и голода (Быт 41),
число дней плача (Быт 50.10),
число дочерей Рагуила (Исх 2.16),
число дней поражения реки в Египте (Исх 7.25),
число дней опресноков (Исх 12.15; 23.15),
число дней пребывания с матерью (Исх 22.30),
число лампад светильника (Исх 25.37),
число дней посвящения первосвященников и очищения жертвенника (Исх 29.30,35; Иез 43.25,26),
число кроплений (Лев 4.6,17; 8.11; 14.7,16,51),
время посвящения (Лев 8.33,35),
число недель между праздниками (Лев 23.15; Вт 16.9),
число животных для жертвы (Лев 23.18; Чис 23.1,29; 1Пар 15.26; 2Пар 29.21; Иов 42.8; Иез 45.23),
число субботних лет до юбилейного года (Лев 25.8),
номер месяца праздников труб и кущей и дня очищения (см.),
число жертвенников (Чис 23.1,4,14,29),
число мест, ограничивавших распространение израильтян (Вт 1.1, см, Асироф),
число священников, труб и обходов Иерихона (Нав 6.3,7,12,14),
число кос на голове Самсона (Суд 16.13,19),
число сыновей Иессея (1Ц 16.10),
длительность постов (1Ц 31.13; 2Ц 12.16,18,22),
число выданных людей (2Ц 21.6,9),
число лет голода (2Ц 24.13),
число лет постройки храма (3Ц 6.38),
число чиханий ребенка (4Ц 4.35),
число омовений Неемана в Иордане (4Ц 5.10,14),
число лет голода в Самарии (4Ц 8.1),
число советников царя (Езд 7.14; Есф 1.14; Иер 52.25),
продолжительность пира (Есф 1.5),
число евнухов царя, призванных в седьмой день (Есф 1.10),
число приставленных к Есфири девиц (Есф 2.9),
число сыновей Иова (Иов 1.2; 42.13),
число мерзких вещей (Пр 6.16),
число столбов дома мудрости (Пр 9.1),
число лет сожигания оружия (Иез 39.9),
число месяцев захоронения убитых (Иез 39.12),
число ступеней (Иез 40.22,26),
число времен (Дан 4.13),
число седмин (Дан 9.25),
число звезд (Ам 5.8),
число пастырей (Мих 5.5),
число очей (Зах 3.9; 4.10),
число лампад и трубочек светильника (Зах 4.2),
число хлебов и корзин оставшихся кусков (Мф 15.34,37; 16.10),
число братьев (Мф 22.25),
число бесов, изгнанных из Марии Магдалины (Мк 16.9; Лк 8.2),
число выбранных (Деян 6.3),
число отправившихся к Корнилию (Деян 11.12),
число сынов Скевы (Деян 19.14),
число церквей, духов, светильников и звезд (От 1.4,12,16; 2.1; 3.1),
число светильников-духов Божиих (От 4.5),
число печатей (От 5.1),
число рогов и очей (От 5.6),
число Ангелов, труб (От 8.2),
число громов (От 10.3),
число голов дракона (От 12.3),
число голов зверя (От 13.1),
число Ангелов, язв, чаш (От 15.1; 16.1),
число царей (От 17.10).
Совершив творение, Бог почил в седьмой день (Быт 2.2) и поэтому освятил его (Быт 2.3) и заповедал Своему народу святить день субботний, то есть каждый седьмой день (Исх 20.8-11).
Число семь всегда считалось у евреев священным и часто использовалось в богослужебных действиях (особенно это видно на выборе числа жертв), в праздниках (см.), а также для выражения многократности (Быт 4.15; Лев 26.18,21,24,28; Вт 28.7,25; Руф 4.15; 1Ц 2.5; 3Ц 18.43-44; Иов 5.19; Пс 11.7; 118.164; Пр 24.16; 26.16,25; Ис 4.1; 11.15; Иер 15.9; Дан 3.19; Мф 12.45; 18.21; Лк 17.4). Семь раз употреблено в Писании слово «вечный» в отношение наказания злых.
Число семь считалось также священным и у других древних народов (Египта, Ассирии, Персии) и выводилось оно из числа «главных» (самых ярких) небесных тел-солнца, луны и пяти известных в то время планет (Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна), а также того факта, что фаза луны меняется каждые семь дней. (См. также неделя, суббота)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

СЕМЬЯ
исторически обусловленная социальная ячейка, основанная на брачных связях и отношениях кровного родства. На разных этапах развития семейно-брачных отношений размеры, структура и социальная роль С. различны. Выделяются несколько основных историч. форм (типов) С., соответствующих последовательным эпохам в эволюции человеческого общества.

Древнейшая ист. форма С., к-рую можно с большей или меньшей степенью достоверности реконструировать на основании этнографич. мат-лов, - парная С. - характеризовалась неустойчивостью брачных и экономич. связей. По вопросу о времени и ист. условиях появления парной С. среди сов. ученых нет единого мнения. Согласно точке зрения, разделяемой большинством сов. историков, в первобытном обществе производств. отношения совпадали с родовыми отношениями, род выступал в качестве кровно-родственного коллектива, являясь в то же время реальной производственной ячейкой общества - родовой общиной. Поэтому формирование парной С. означало возникновение противоречия между родом и новой социальной ячейкой, стоявшей вне рода, т. к. муж и жена в силу закона экзогамии принадлежали к различным родам. Нек-рые этнографы (А. М. Золотарев, М. О. Косвен, Ю. И. Семенов, С. П. Толстов и др.) исходят при этом из гипотезы о дислокальности первонач. брака (т. е. муж и жена жили раздельно в своих родовых общинах). Др. исследователи (Н. А. Бутинов) считают, напротив, что предположение об универсальности дислокального брака не может считаться доказанным. Род, по их мнению, никогда не совпадал с родовой общиной, внутри к-рой уже на ранних стадиях первобытного общества могли возникать парные С.

Несмотря на то, что парная С. представляла собой определенное экономич. единство, она не была самодовлеющей производств. ячейкой. Такая ячейка возникала по мере разложения первобытнокоммунистич. отношений. Сложился новый тип С. - большая С. По мнению нек-рых сов. исследователей (М. О. Косвен и др.), большая С. формируется в материнско-родовом обществе. Она представляет собой сравнительно широкую социальную группу - обычно матрилокальную (см. Матрилокальность), состоящую из четырех-пяти поколений ближайших родственников, потомков одной женщины. Развитие производит. сил и переход к прочному патрилокальному (см. Патрилокальность) поселению супругов обусловливают превращение материнской большой С. в патриархальную. Эта точка зрения, однако, оспаривается нек-рыми исследователями, полагающими, что большая С. возникает лишь с переходом к патриархальному (отцовскому) роду.

В условиях господства патриархально- родовых отношений осн. экономич. ячейкой общества является, как правило, патриархальная большая С., семейная община. Примером такой семейной общины является задруга; это, однако, не означает, что характеристика задруги, относящейся к эпохе феодализма и ставшей объектом этнографич. изучения с 18 в., может быть полностью перенесена на большую С. первобытного общества. При родовом строе неизбежное разрастание и дробление большой С. не приводят к полному обособлению дочерних групп. В результате сегментации большесемейной общины возникает группа родственных семей, представляющая собой экономич., обществ. и идеологическое единство - патронимия. Первоначально в патронимии объединялись большие семьи; позднее, с развитием частной собственности, укрепляется и постепенно обособляется малая (индивидуальная, моногамная) С., состоящая только из родителей и их детей.

В этой форме (малой, моногамной) С. вступает в клас. общество, она "...содержит в миниатюре все те противоречия, которые позднее широко развиваются в обществе и в его государстве" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 61). Но при определенных конкретно-историч. условиях в клас. обществе часто сохраняется и патриархальная семья (напр., др.-рим. фамилия, задруга и др.). Малая семья является господствующей во всех антагонистич. клас. формациях, женщина занимает в ней неполноправное, подчиненное положение. Лишь социалистич. революция создает условия для формирования семьи нового типа, основанной на подлинном равноправии полов и новой социалистической морали. Историография С. Несмотря на то, что нек-рые мыслители древнего мира высказывали догадки о преходящем характере совр. им формы С., в целом для древности и средневековья была характерна т. н. патриархальная теория С. К 19 в. был накоплен значит. фактич. материал по семейной организации у различных народов мира, но изучение С. носило преим. описательный характер. Начало науч. разработке истории С. было положено И. Бахофеном, впервые сформулировавшим тезис о том, что возникновению С. предшествовал длит. период беспорядочных брачных отношений - промискуитета. Первая попытка дать всемирно-ист. схему развития С. принадлежит Л. Г. Моргану. Опираясь гл. обр. на результаты своих исследований в области системы родства, Морган высказал предположение, что человечество прошло через пять последовательных стадий С.: кровнородственную, пуналуальную, парную, патриархальную и моногамную. По мысли Моргана, первый, второй и пятый типы С. были основными; им соответствуют малайская, турано-ганованская и описательная системы родства. 3-й и 4-й типы, как переходные, не породили особых систем родства. Последующие исследования внесли существ. уточнения в эту гипотезу. Ф. Энгельс, положивший периодизацию Моргана в основу своей работы "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в 4-м изд. этой книги (см. там же, с. 47) отказался от предположения об универсальном распространении в древности С. типа пуналуа (см. Пуналуальная семья). Исследования систем родства (У. Риверс, А. М. Золотарев, Д. А. Ольдерогге) позволили установить, что Морган ошибался, когда считал малайский тип номенклатуры родства древнейшим и отражающим отношения кровнородственной С. В действительности, малайская система возникает по мере разложения рода и исчезновения родовой экзогамии. Тем самым отпало единственное основание для реконструкции кровнородственной С. Подчеркивая эти частные ошибки Моргана, нек-рые бурж. ученые, исходя из предвзятых соображений, стремились доказать, что этнографич. данные опровергли суть его теории - идею ист. развития форм С. В теоретич. построениях Р. Лоуи, Дж. Мердока и др. малая С. выступает социальным ин-том, издавна присущим человеческому обществу. Сов. этнографы, работая над реконструкцией ист. типов С., уделяют большое внимание изучению процессов, происходящих в С. социалистич. общества.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; его же, К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., М.-Л., 1935; Максимов A., Что сделано по истории семьи, M., 1901; Штернберг Л. Я., Семья и род у народов северо-восточн. Азии, Л., 1933; Вольфсон С. Я., Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; Ковалевский M., Очерки происхождения и развития семьи и собственности, пер. с франц., М., 1939; Ольдерогге Д. A., Малайская система родства, в кн.: Родовое общество, М., 1951 (Труды ИЭ. Новая сер., т. 14); Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологич. исследования, М., 1964; Бутинов Н. A., Письмо в редакцию, "СЭ", 1965, No 3; Семенов Ю. И., О периодизации первобытной истории, "СЭ", 1965, No 5; его же, Как возникло человечество, М., 1966; Lowie R., Primitive society, N. Y., 1961; Murdock G., Social structure, N. Y., 1949; Levi-Strauss C., Les structures ?l?mentaires de la parent?, P., 1949; Leach E., Rethinking anthropology, L., 1961.

M. В. Крюков. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
230.75 кб

Семья в контексте традиционногороссийского общества:экономические и социокультурные аспекты

Гавров Сергей Назипович
Статья посвящена анализу семейных отношений в традиционном российском обществе. Стадия доиндустриального типа социальной организации захватывает не только русское Средневековье, но фактически и период XVIII-XIX вв.
Читать PDF
227.22 кб

Казачья семья как социальный институт формирования личности

Боднева Н. А.
Читать PDF
1.12 мб

Семья Кикоиных на Псковской земле

Левин Натан Феликсович
Читать PDF
484.31 кб

Русская семья рубежа XIX и XX вв. В зеркале сословных различий: историко-культурный аспект

Грицай Людмила Александровна
Рассматривается повседневная жизнь русской семьи рубежа XIX и XX вв. в русле сословного деления императорской России. Изучается национальная концепция семейного устройства и ее трансформация в новых социокультурных условиях.
Читать PDF
334.12 кб

Купеческая семья Тулы и тульского уезда в 1860-1870-е годы

Лобачева И. Н.
Прослеживаются некоторые аспекты эволюции Тульского купечества 60-70гг. XIX века, описаны особенности развития семей купечества разных гильдий.
Читать PDF
166.34 кб

Японская семья в различные периоды истории

Воркина Ксения Сергеевна
Статья посвящена исследованию семейных отношений в различные периоды истории Японии.
Читать PDF
100.23 кб

Семья Шереметевых в Марокко

Колупаев Владимир Евгеньевич
Читать PDF
258.35 кб

Брак и семья в восприятии римлян республиканского периода

Топчиян Юлия Александровна
Читать PDF
137.44 кб

Удмуртская православная сельская семья в конце XVIII века (анализ духовной росписи 1795 г. )

Васина Татьяна Анатольевна
В статье на примере населения церковного прихода Воткинского завода рассматривается структура удмуртской православной сельской семьи. С помощью количественных методов исследования проводится анализ домохозяйств крестьян.
Читать PDF
374.35 кб

Миссия спасения: Альфонс XIII и Российская императорская семья

Медников Игорь Юрьевич
Статья посвящена малоизвестному эпизоду российско-испанских отношений начала XX в.
Читать PDF
123.98 кб

Династийная семья

Помпеев Юрий Александрович
Публикация, приуроченная автором к 400-летию династии Романовых, затрагивает преимущественно судьбы женской половины этого царственного дома, не обходя вниманием их мужей.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Самойловы, артистическая семья

    — артистическая семья, в продолжение почти целого столетия имевшая даровитых представителей на сценах петербургских театров. Родоначальник этой семьи Василий Михайлович (1782—1839), сын купца, отли
  • Петипа, семья артистов

    — артистическая семья. Мариус Иванович П. — известный балетмейстер и танцовщик, род. в 1822 г. в Марселе, в семье танцовщика и балетмейстера Жана П. (1787—1855), служившего в 1850-х годах и на спб. балетной сц
  • Бакунины, дворянская семья Тверской губернии

    — дворянская семья Тверской губернии, Новоторжского уезда, давшая во второй половине XIX столетия ряд выдающихся общественных деятелей (о роде Б. см. соотв. статью). 1) Александр Михайлович, скончавш
  • БРАК И СЕМЬЯ

    Брак - оформленный обычным правом или законом союз между мужчиной и женщиной, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе. Семья - форма с
  • Семья, Галина Владимировна

    Заместитель директора Института развития личности Российской академии образования (1992—1998); родилась 10 апреля 1957 г. в г. Электросталь Московского области; окончила физический факультет 1-го Москов
  • Койсанская семья языков

    (250 тыс. чел.) – языки, в состав которых входят готтентотские языки и бушменские языки, к которым присоединяются некоторые языки Восточной Африки (сандаве, хатса). См. Языки мира.
  • Индогерманская языковая семья

    1. назв., ранее употреблявшееся вместо интернационального термина «индоевропейская семья языков»; иногда используется и сейчас в нем. языкознании.         2. Включает наряду с примерно 15 языками и
  • ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ

    включает языки, связанные общим происхождением. Единица классификации языков. Языковая семья делится на ветви, те соответственно на группы и подгруппы родственных языков в зависимости от их близ
  • Уральская языковая семья

    вкл. языки народов, расселенных от Скандинавии и Венгрии на з. до Таймыра и Алтая на в. Ее образуют три группы языков: финно-пермская, угорская и самодийская. В финно-пермскую входят прибалтийско-фин
  • КРОВНОРОДСТВЕННАЯ СЕМЬЯ

    гипотетически реконструированная Л. Морганом особая древнейшая форма групповой семьи, при к-рой супружеские отношения, будучи запрещены между родственниками разных поколений, еще разрешены были
  • Лангер, семья музыкантов

    — московская семья музыкантов: 1) Леопольд, род. 1802, ум. 4 февраля 1885, прибыл в Москву в начале 20-х годов 19-го века из Вены, где музыке учился у Плахи и Гуммеля. Много содействовал распространению класс
  • Морозовы, семья промышленников

    — семья промышленников из старообрядцев. Савва М. положил основание Никольской хлопчатобумажной мануфактуре, а Викула М. основал такую же мануфактуру близ ст. Орехово. Захар М. основал Богородско-
  • ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

    большая семья, состоящая из нескольких поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Форма семьи на этапе перехода от матриархата к патриархату, когда мужчина является главой
  • ПУНАЛУАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

    поздняя форма группового брака, отмеченная в 19 в. у гавайцев, по которой несколько сестер, родных или более дальних степеней родства, состояли в браке с несколькими мужчинами как общими мужьями. См.
  • Салезианская семья

    это движение монашествующих и мирян, соотносящих себя с харизмой Дона Боско. По словам Павла VI, Салезианская семья присутствует "везде, куда дошла Церковь... Ее аспекты те же, что и у самой Церкви, и о
  • Семья Терещенко

    (XVIII–XX вв.) сахарозаводчики, крупные землевладельцы, меценаты Терещенки — известнейший (с XVIII в.) в Украине и за ее пределами род, представители которого прославились не только на коммерческом поп
  • Австроазийская семья языков

    (65 млн. чел.) – включает следующие группы: вьетскую, мон-кхмерскую, палаун-ва, малаккскую, кхаси, никобарскую, мунда, мяо-яоскую. Многие языки этих групп, распространенные некогда во всех странах Индо
  • Австронезийская семья языков

    (191 млн. чел.) – семья, на языках которой говорит большинство народов Индонезии, Филиппин, Малайзии и стран Океании (кроме народов Новой Гвинеи). Подразделяют на 4 группы: индонезийскую, полинезийску
  • Дравидийская семья языков

    (154 млн. лет.) – языки, на которых говорит значительная часть населения Индии. К дравидийской семье языков принадлежат тамильский язык, близкие к нему малаялам и каннада, а также язык телугу, языки к
  • Китайско-тибетская семья языков

    (865 млн. чел.) – семья языков, в которую многие лингвисты включают лишь 2 группы – китайскую и тибетобирманскую. В китайскую группу входит китайский язык, многие диалекты которого объединяются в 7 ос