первая достоверная эпоха истории Китая (16- 11 вв. до н.э.). В период Инь появилось иероглифическое письмо. К 14 в. уже сложилось государство с царем (ваном) во главе. В 11 в. было уничтожено племенем чжоу. Последняя столица Инь - близ современного города Аньян.
ШАН-ИНЬ
Инь (Шан)
Источник: Исторический словарь
Инь Шан
название первой достоверной эпохи китайского народа и раннего государства в Китае (16 – 11 в.в. до н.э.). Последняя столица Инь находилась близ современного Аньяна, у села Сяотунь (провинция Хэнань). В хозяйственной жизни основную роль играли земледелие и скотоводство, существовали охота и рыболовство. Землю обрабатывали главным образом каменными и деревянными орудиями. Ремесленное производство достигло значительного развития, в частности изготовление бронзовых сосудов, оружия, некоторых орудий труда, предметов керамики. Появилась иероглифическая письменность – так называемые гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах. Данные археологических находок и эпиграфические памятники позволяют сделать вывод о значительном имущественном расслоении, классовой дифференциации в иньском обществе. Угнетенные классы состояли из общинников – основных непосредственных производителей в земледелии – и рабов. Общинники (чжди, чжунжэнь) фактически находились на положении государственно зависимых и немногим отличались от рабов. Рабами были в основном военнопленные. К 14 в. до н.э. уже сложилось государство, во главе которого стоял ничем не ограниченный царь – ван. Государство вело длительную борьбу с соседними племенами (туфан, мафан, цян и др.). В 11 в. до н.э. родственное племя чжоу, воспользовавшись междуусобной борьбой в государстве Инь уничтожило его. См. Китайцы.
ШАН-ИНЬ
(shang или Yin), первая китайская династия, для которой имеется археологическое подтверждение. Она сменила царство Ся в 1500 г. до н.э. и была свергнута династией Чжоу в 1027 г. до н.э. Хотя инвентарь населения едва ли изменился со времен неолита (луншаньская культура), технологически Ш.-И. принадлежит к бронзовому веку. Металл использовался для орудий (кельты, ножи), оружия (алебарды, копья, наконечники стрел), а также для высокохудожественных, богато орнаментированных ритуальных сосудов , К числу мотивов орнамента принадлежат маска Таоте, дракон, цикада, рисунок бегущего меандра. Эти композиции встречаются на резном жадеите и мраморе, реже на высококачественной белой керамике. Более грубая серая посуда, теперь делавшаяся на кругу, иногда покрытая глазурью, явно происходит от предшествующей неолитической керамики, как и некоторые формы бронзовых сосудов, особенно триподы дин и ли. На цивилизованность периода указывают размеры и уровень развития городов, использование письма. Обе столицы, Чжэнчжоу и Аньян, расположены в провинции Хэнань, близ р. Хуанхэ. Здания столбовой конструкции строились на фундаментах из утрамбованной земли, глинобитными были также стены города. Погребальный обряд предусматривал вытянутое трупоположение в ямах, иногда лицом вниз. Особенно богатыми были царские могилы в Аньяне. Важнейшие здания и захоронения сопровождались жертвоприношениями (в т.ч. человеческими). В надписях на бронзе, а также на гадательных костях используется пиктографическое письмо. Эти данные могут быть соотнесены с историческими источниками. Династия Ш.-И. в прямом смысле заложила основы китайской истории. Если какие-то признаки были заимствованы извне (едва ли высокое мастерство металлообработки было выработано самостоятельно), они были незначительны.
Источник: Археологический словарь. 1990