Символ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Символ
предмет, изображение, явление, служащие условным обозначением какого либо образа, понятия, идеи.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Символ
греч. symbolon – знак, примета) – универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставления предметного образа и глубинного смысла. Символ – 1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СИМВОЛ
(греч. symbolon — условный знак, опозна-вательная примета) — вещественный знак, предмет, изображение, условно выражающее суть какоголибо явления. Всякий символ есть образ, а художественное творчество символично по своей сути. Символы субъ-ективны, они возникают в соответствии с художественными традициями или вводятся художниками. Поэтому они часто остаются непонятными людям, воспитанным в другой культуре. Символическое художественное мышление по-разному проявляет себя в различных культурных эпохах, художественных стилях, видах и жанрах искусства.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СИМВОЛ
в искусстве (греч. sуmbolon – знак, опознавательная примета), способность художественного образа соединять предметное значение с множеством переносных смыслов. Понятие символа было разработано в философии неоплатонизма (3–6 вв. н. э.) и в средневековом христианском богословии, испытавшем воздействие неоплатонизма.
Символ отличается от аллегории, несмотря на их внешнее сходство. Аллегория – однозначное иносказание, этот рационалистичный образ достаточно просто поддается расшифровке. Не случайно аллегория широко распространена в таком назидательном и рационалистичном жанре, как басня. Аллегории – отличительная особенность классицизма. Связь между предметным планом и планом иносказательным в аллегории неглубока. Так, в басне власть может быть представлена в аллегорических образах царской птицы орла и царского зверя льва. В отличие от аллегории символ многозначен, его предметный план неразрывно связан с переносными значениями. Если орел в басне – это аллегория царской власти, то Медный всадник, статуя Петра I работы скульптора Э. М. Фальконе, в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833) – это символ. Это и воплощение власти, государства в их противопоставлении обыкновенному, заурядному человеку, и подобие языческого божества («кумир», «горделивый истукан»), и дух-гений Санкт-Петербурга, и, наконец, сам Петр I, как бы оживший в своем бронзовом изображении. Прекрасная Дама в сборнике А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) и героиня в стихотворении «Незнакомка» (1906) – не просто персонажи (хотя прототипом Прекрасной Дамы была невеста, а затем жена поэта Л. Д. Менделеева-Блок), но и воплощение религиозно-мистических и философских идей. Прекрасная Дама – символ мистических религиозно-философских представлений о Софии, душе мира и вечной женственности. Образ-символ Незнакомки указывает на эти же смыслы, но на сей раз в их двойственной оценке; в отличие от светлой Прекрасной Дамы Незнакомка двойственна, она причастна и божественному миру, и темному, демоническому. Это воплощение вечной женственности, способной обмануть, возможно, падшей. Значения символа с трудом переводимы на логический, понятийный язык. В нем дана иерархия, «лестница» смыслов. Так, вечная женственность, составляющая содержание женских образов-символов в поэзии В. С. Соловьева и А. А. Блока, – сама есть символ некоего мистического начала мира.
Символы часто восходят к мифологическим образам. Часто авторы создают на основе существующих мифологий или религиозных и философских учений собственные мифы. Это мифотворчество характерно для символизма, символисты провозгласили, что в их творчестве символ впервые становится доминирующим поэтическим средством изображения и преображения мира. Однако символ – неотъемлемая особенность литературы разных эпох.
В истории литературы известны случаи, когда художественные образы, по-видимому не задуманные их создателями как символические, в восприятии читателей позднейшего времени становились символами. Так, Татьяна Ларина из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» стала восприниматься как символ русской души и идеального женского начала. А образ Дон Кихота из романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса стал символом безрассудной, но возвышенной мечтательности, не считающейся с обыденной, прозаической жизнью.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
236.58 кб

О. И. Пантюхов как символ единства русских скаутов

Булатов Иван Александрович
В статье рассматривается история русского скаутского движения в эмиграции и роль Старшего русского скаута, Олега Ивановича Пантюхова, в этом движении.
Читать PDF
319.75 кб

Средневековый Европейский замок X-XV вв. Как символ рыцарской культуры

Килимник Евгений Витальевич
В данной статье на основе широкого анализа средневековых источников центральных и южных княжеств Священной Римской империи, данных, полученных в ходе археологических раскопок, делается попытка анализа европейской рыцарской культур
Читать PDF
273.36 кб

Птица как символ религиозно-мифологической системы в традиционной культуре этносов Сибири

Бычков Юрий Александрович
Анализируются образы птиц в сакральных культурах древних народов.
Читать PDF
708.66 кб

Символ. Журнал христианской культуры, основанный в 1979 году славянской библиотекой в Париже. 2010.

Кораев Т. К.
Читать PDF
144.84 кб

Город символ новой Сибири

Люлько Александр Николаевич
Читать PDF
1.95 мб

Александровский сад как символ возрождения Москвы

Джанджугазова Елена Александровна
Читать PDF
183.38 кб

Церковь святого Георгия Победоносца в здании Главного штаба: храм, памятник, символ

Седунова Татьяна Вячеславовна
Читать PDF
353.19 кб

Миф Танненберга как символ власти в раннем Третьем рейхе

Нагорная О.С.
Читать PDF
353.26 кб

Миф Танненберга как символ власти в раннем Третьем рейхе

Нагорная О.С.
Читать PDF
345.18 кб

«Бык Юлиана» как символ securitas publica

Данилов Евгений Сергеевич
В статье содержится анализ монетных знаков императора Юлиана Отступника. Показана многозначность символа taurus (бык).
Читать PDF
319.75 кб

Хлеб как ритуальное блюдо и пищевой символ в обрядах бесермян*

Попова Елена Васильевна
Рассматриваются обряды, верования и ритуалы бесермян, связанные с хлебом как одним из основных ритуальных блюд и пищевых символов многих праздников, олицетворяющим благополучие и счастье.
Читать PDF
653.36 кб

«Слово» символ самоидентификации славян

Гурченко Леонид Александрович
Какое содержание вкладывалось в понятие «словене» в раннем средневековье самими славянами? Какой мог быть формообразовательный принцип для этого понятия? Является ли «словене» самоназванием ранних славян?
Читать PDF
0.00 байт

«Вещь» и «Символ»: к проблеме прочтения символики шаманских атрибутов

Нам Елена Вадимовна
Проводится анализ символического значения некоторых, возможно, наиболее архаичных по своему происхождению шаманских атрибутов, утверждается нерасчлененность символических и утилитарных аспектов человеческой деятельности в архаичес
Читать PDF
0.00 байт

Карлаг - символ памяти неоднозначной истории ХХ века

Бахтин Виктор Викторович
В статье на основе личных впечатлений рассматривается один из крупнейших лагерей ГУЛАГА.
Читать PDF
0.00 байт

Александр Невский как символ национальной идентичности в современном искусстве

Регинская Н. В.

Похожие термины:

  • Афанасьевский символ веры

    Stammesstaat. Tribal state (лат. tribus – народ, племя). Государство, в котором притязания на власть вождя (правителя) распространяются на определенную группу лиц (род, племя) и не зависят от того, какую территорию
  • СИМВОЛ-КЕРАМИКА

    (symbolkeramik), распространена в медном — раннебронзовом веке Испании (Лос-Мильярес), орнаментирована стилизованными рисунками. Среди мотивов — oculus («глазковый мотив»), по-видимому, имел особое значени
  • СИМВОЛ ВЕРЫ

    двенадцать основных положений христианского вероучения, изложенных вкратце, утвержденных на двух первых Вселенских Соборах и принятых как непременное условие исповедания правой веры в Греческо
  • АПОСТОЛЬСKИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

    в древнейшей форме читается так: «Верую в Бога Отца Вседержителя; и во Христа Иисуса, Сына Его Единородного, Господа нашего, рожденного от Духа Святого и Марии Девы, распятого при Понтийском Пилате
  • СИМВОЛИЗМ

    на правление в литературе и искусстве конца XIX – начала. XX века, берущее за основу раскрытия окружающего символ, идею художественной осмысленности образа, находящегося за пределами чувственного в
  • СИМВОЛИКА ЦЕРКОВНАЯ

    греч. symbolon – знак, опознавательная примета) как условный вещественный знак, имеющий определенный тайный смысл и выражающийся в виде различных предметов, животных, растений, природных процессов, р
  • СИМВОЛИКА ХРИСТИАНСТВА

    Пастух с агнцем на плечах – символ Христа. Овца – олицетворение паствы. Грифон – фантастическое крылатое животное с головой орла и туловищем льва, символ Воскресения. Рыба отождествлялась с Хрис
  • Символисты

       • ????????          или ???????? ???? ?????????, см. Cibus, Пища, 2.
  • Символическое насилие

    Это понятие, пришедшее из социологии Пьера Бурдьё, означает умелую промывку мозгов, в результате которой в сознании людей откладываются и становятся «естественными» господствующие представлени
  • Цветовая символика

    В повседневной жизни (одежда, украшения) и в искусстве греко-рим. античности преобладали насыщ. чистые краски. Траур мог выражаться черными или белыми одеждами, в других случаях в цветах не следует
  • Государственная символика

    совокупность символов государства (герб, гимн, флаг).
  • Национальная символика

    совокупность символов, изображений, цветовых сочетаний, присущих определенным национальным, этническим или территориальным общностям. Используется в гербах и флагах государств и др. образований
  • СИМВОЛИКА

    система символов, знаков, отличающихся обычно многообразием своего содержания, с помощью которых выражаются отвлеченные понятия и концепции. Например, крест - символ христианства, двуглавый орел
  • СИМВОЛИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    символ – знак идеи. Единорог – символ чистоты и непорочности Девы Марии. Его изображением украшали христианские соборы, книги, картины и гобелены. Считалось, что витой рог обладал целительным сво
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ СИМВОЛИКА ЦВЕТА

    Покрывало Ма- донны – знак смирения, его синий цвет – причастность к небу; пурпурный – символ Ее царственности. Темно-коричневый символизировал Отречение от мира, Вечность; серый – Печаль, Смирен
  • СИМВОЛОКОВ Виталий Николаевич

    (24.3.1898–24.2.1992), воен. деятель, комбриг (11.1.1938), ген.?м. (4.6.1940). В 1918 призван в РККА. Окончил Борисоглебские командные курсы (1920), курсы усовершенствования комсостава при Ленинградской высш. кав. школе (1925),
  • СИМВОЛЫ ЕВАНГЕЛИСТОВ

    Условные изображения евангелистов в образах живых существ на иконах или евангелиях. Вместо евангелиста Матфея изображается Ангел как символ посланника в мир Сына Божия Иисуса Христа. Евангелист