Символ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Символ
предмет, изображение, явление, служащие условным обозначением какого либо образа, понятия, идеи.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Символы
Основу масонской символики составляют инструменты мастера-строителя: молоток, циркуль, угольник, линейка. Современная масонская символика фактически ограничивается этими элементами. В прошлом она была гораздо более богатой и изощренной.

Источник: Словарь масонских терминов

Символ
греч. symbolon – знак, примета) – универсальная категория в культуре, раскрывающаяся через сопоставления предметного образа и глубинного смысла. Символ – 1) предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи; 2) художественный образ, воплощающий какую-либо идею; 3) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной социальной группы.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СИМВОЛЫ
   • ???????,

       1. ????? ???? ????????, см. ´???????? ?????;

       2. знаки освидетельствования и удостоверения личности, напр., печать, марки (tesserae) для афинских судей, для участвующих в народном собрании, знаки гостеприимства (tessera hospitalis), также знаки, удостоверяющие личность и звание посланников.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

СИМВОЛ
(греч. symbolon — условный знак, опозна-вательная примета) — вещественный знак, предмет, изображение, условно выражающее суть какоголибо явления. Всякий символ есть образ, а художественное творчество символично по своей сути. Символы субъ-ективны, они возникают в соответствии с художественными традициями или вводятся художниками. Поэтому они часто остаются непонятными людям, воспитанным в другой культуре. Символическое художественное мышление по-разному проявляет себя в различных культурных эпохах, художественных стилях, видах и жанрах искусства.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СИМВОЛ
в искусстве (греч. sуmbolon – знак, опознавательная примета), способность художественного образа соединять предметное значение с множеством переносных смыслов. Понятие символа было разработано в философии неоплатонизма (3–6 вв. н. э.) и в средневековом христианском богословии, испытавшем воздействие неоплатонизма.
Символ отличается от аллегории, несмотря на их внешнее сходство. Аллегория – однозначное иносказание, этот рационалистичный образ достаточно просто поддается расшифровке. Не случайно аллегория широко распространена в таком назидательном и рационалистичном жанре, как басня. Аллегории – отличительная особенность классицизма. Связь между предметным планом и планом иносказательным в аллегории неглубока. Так, в басне власть может быть представлена в аллегорических образах царской птицы орла и царского зверя льва. В отличие от аллегории символ многозначен, его предметный план неразрывно связан с переносными значениями. Если орел в басне – это аллегория царской власти, то Медный всадник, статуя Петра I работы скульптора Э. М. Фальконе, в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833) – это символ. Это и воплощение власти, государства в их противопоставлении обыкновенному, заурядному человеку, и подобие языческого божества («кумир», «горделивый истукан»), и дух-гений Санкт-Петербурга, и, наконец, сам Петр I, как бы оживший в своем бронзовом изображении. Прекрасная Дама в сборнике А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) и героиня в стихотворении «Незнакомка» (1906) – не просто персонажи (хотя прототипом Прекрасной Дамы была невеста, а затем жена поэта Л. Д. Менделеева-Блок), но и воплощение религиозно-мистических и философских идей. Прекрасная Дама – символ мистических религиозно-философских представлений о Софии, душе мира и вечной женственности. Образ-символ Незнакомки указывает на эти же смыслы, но на сей раз в их двойственной оценке; в отличие от светлой Прекрасной Дамы Незнакомка двойственна, она причастна и божественному миру, и темному, демоническому. Это воплощение вечной женственности, способной обмануть, возможно, падшей. Значения символа с трудом переводимы на логический, понятийный язык. В нем дана иерархия, «лестница» смыслов. Так, вечная женственность, составляющая содержание женских образов-символов в поэзии В. С. Соловьева и А. А. Блока, – сама есть символ некоего мистического начала мира.
Символы часто восходят к мифологическим образам. Часто авторы создают на основе существующих мифологий или религиозных и философских учений собственные мифы. Это мифотворчество характерно для символизма, символисты провозгласили, что в их творчестве символ впервые становится доминирующим поэтическим средством изображения и преображения мира. Однако символ – неотъемлемая особенность литературы разных эпох.
В истории литературы известны случаи, когда художественные образы, по-видимому не задуманные их создателями как символические, в восприятии читателей позднейшего времени становились символами. Так, Татьяна Ларина из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» стала восприниматься как символ русской души и идеального женского начала. А образ Дон Кихота из романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» М. Сервантеса стал символом безрассудной, но возвышенной мечтательности, не считающейся с обыденной, прозаической жизнью.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

О. И. Пантюхов как символ единства русских скаутов

Булатов Иван Александрович
В статье рассматривается история русского скаутского движения в эмиграции и роль Старшего русского скаута, Олега Ивановича Пантюхова, в этом движении.
Читать PDF

Средневековый Европейский замок X-XV вв. Как символ рыцарской культуры

Килимник Евгений Витальевич
В данной статье на основе широкого анализа средневековых источников центральных и южных княжеств Священной Римской империи, данных, полученных в ходе археологических раскопок, делается попытка анализа европейской рыцарской культур
Читать PDF

Птица как символ религиозно-мифологической системы в традиционной культуре этносов Сибири

Бычков Юрий Александрович
Анализируются образы птиц в сакральных культурах древних народов.
Читать PDF

Символ. Журнал христианской культуры, основанный в 1979 году славянской библиотекой в Париже. 2010.

Кораев Т. К.
Читать PDF

Город символ новой Сибири

Люлько Александр Николаевич
Читать PDF

Александровский сад как символ возрождения Москвы

Джанджугазова Елена Александровна
Читать PDF

Церковь святого Георгия Победоносца в здании Главного штаба: храм, памятник, символ

Седунова Татьяна Вячеславовна
Читать PDF

Миф Танненберга как символ власти в раннем Третьем рейхе

Нагорная О.С.
Читать PDF

Миф Танненберга как символ власти в раннем Третьем рейхе

Нагорная О.С.
Читать PDF

«Бык Юлиана» как символ securitas publica

Данилов Евгений Сергеевич
В статье содержится анализ монетных знаков императора Юлиана Отступника. Показана многозначность символа taurus (бык).
Читать PDF

Хлеб как ритуальное блюдо и пищевой символ в обрядах бесермян*

Попова Елена Васильевна
Рассматриваются обряды, верования и ритуалы бесермян, связанные с хлебом как одним из основных ритуальных блюд и пищевых символов многих праздников, олицетворяющим благополучие и счастье.
Читать PDF

«Слово» символ самоидентификации славян

Гурченко Леонид Александрович
Какое содержание вкладывалось в понятие «словене» в раннем средневековье самими славянами? Какой мог быть формообразовательный принцип для этого понятия? Является ли «словене» самоназванием ранних славян?

Похожие термины:

  • Афанасьевский символ веры

    лат. Symbolum Qui*****que) — древний христианский символ веры. Традиционно приписывается св. Афанасию Александрийскому, жившему в IV веке, однако большинство историков полагает, что он был составлен в начал
  • СИМВОЛ-КЕРАМИКА

    (symbolkeramik), распространена в медном — раннебронзовом веке Испании (Лос-Мильярес), орнаментирована стилизованными рисунками. Среди мотивов — oculus («глазковый мотив»), по-видимому, имел особое значени
  • СИМВОЛ ВЕРЫ

    двенадцать основных положений христианского вероучения, изложенных вкратце, утвержденных на двух первых Вселенских Соборах и принятых как непременное условие исповедания правой веры в Греческо
  • АПОСТОЛЬСKИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

    в древнейшей форме читается так: «Верую в Бога Отца Вседержителя; и во Христа Иисуса, Сына Его Единородного, Господа нашего, рожденного от Духа Святого и Марии Девы, распятого при Понтийском Пилате
  • СИМВОЛИЗМ

    на правление в литературе и искусстве конца XIX – начала. XX века, берущее за основу раскрытия окружающего символ, идею художественной осмысленности образа, находящегося за пределами чувственного в
  • СИМВОЛИКА ЦЕРКОВНАЯ

    греч. symbolon – знак, опознавательная примета) как условный вещественный знак, имеющий определенный тайный смысл и выражающийся в виде различных предметов, животных, растений, природных процессов, р
  • СИМВОЛИКА ХРИСТИАНСТВА

    Пастух с агнцем на плечах – символ Христа. Овца – олицетворение паствы. Грифон – фантастическое крылатое животное с головой орла и туловищем льва, символ Воскресения. Рыба отождествлялась с Хрис
  • Символисты

       • ????????          или ???????? ???? ?????????, см. Cibus, Пища, 2.
  • Символическое насилие

    Это понятие, пришедшее из социологии Пьера Бурдьё, означает умелую промывку мозгов, в результате которой в сознании людей откладываются и становятся «естественными» господствующие представлени
  • Цветовая символика

    В повседневной жизни (одежда, украшения) и в искусстве греко-рим. античности преобладали насыщ. чистые краски. Траур мог выражаться черными или белыми одеждами, в других случаях в цветах не следует
  • Государственная символика

    совокупность символов государства (герб, гимн, флаг).
  • Национальная символика

    совокупность символов, изображений, цветовых сочетаний, присущих определенным национальным, этническим или территориальным общностям. Используется в гербах и флагах государств и др. образований
  • СИМВОЛИКА

    система символов, знаков, отличающихся обычно многообразием своего содержания, с помощью которых выражаются отвлеченные понятия и концепции. Например, крест - символ христианства, двуглавый орел
  • СИМВОЛИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

    символ – знак идеи. Единорог – символ чистоты и непорочности Девы Марии. Его изображением украшали христианские соборы, книги, картины и гобелены. Считалось, что витой рог обладал целительным сво
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ СИМВОЛИКА ЦВЕТА

    Покрывало Ма- донны – знак смирения, его синий цвет – причастность к небу; пурпурный – символ Ее царственности. Темно-коричневый символизировал Отречение от мира, Вечность; серый – Печаль, Смирен
  • СИМВОЛОКОВ Виталий Николаевич

    (24.3.1898–24.2.1992), воен. деятель, комбриг (11.1.1938), ген.?м. (4.6.1940). В 1918 призван в РККА. Окончил Борисоглебские командные курсы (1920), курсы усовершенствования комсостава при Ленинградской высш. кав. школе (1925),
  • СИМВОЛЫ ЕВАНГЕЛИСТОВ

    Условные изображения евангелистов в образах живых существ на иконах или евангелиях. Вместо евангелиста Матфея изображается Ангел как символ посланника в мир Сына Божия Иисуса Христа. Евангелист