СКУЛЬПТУРА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СКУЛЬПТУРА
   • Sculpt?ra,
         (ваятельное и резное искусство), см. Sculptores, Скульпторы.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

СКУЛЬПТУРА
вырезаю, высекаю - ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов: металла, камня, глины, дерева, гипса и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Скульптура
лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а также монументальную и станковую. Материалы – металл, гипс, дерево, глина и др. Методы обработки – лепка, высекание, вырезание, литье, ковка, чеканка и др.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СКУЛЬПТУРА
вид изобразит. иск-ва, произв. к-рого имеют объемную пластич. или полупластич. форму (рельефы) и выполнены из мрамора, бронзы, обожж. глины (терракота), дерева, слоновой кости, янтаря, воска и др. материалов, а также большого или малого размера изображ. из золота и слоновой кости (хрисоэлефантин) или золота и мрамора (акролит). С. из терракоты, известняка, мрамора и др. материалов часто разрисовыв., заметные следы красок сохран. на С. Акрополя. Мн. С., в первую очередь монументал., существуют только в мраморных или бронз. копиях или в др. видах изобразит. иск-ва. Для др.-греч. С., начиная с раннего периода, хар-рны стремл. к пластичн., пропорциональн. и монументальн. и одновременно гражданств. пафос, свойств. свободным гражданам греч. полиса-госуд. В период классич. демократии создаются изображ. человека, сохраняющие вплоть до периода поздн. эллинизма, несмотря на сильную степень индивидуализации, следы идеализации образов, к-рым через преодол. случайн. придавалось нечто неизмен. и общее для всех. В этом находило свое проявл. воздействие классич. наследия, традиции полисов, интегриров. эллинистич. госуд. Для рим. С., напротив, хар-рно изображ. отдельных людей или процессов в их неповторим., исключит. (С. предков, ист. рельефы). Особенно тщательно в рим. С. выполн. голова портретируемого (бюсты и поясные портреты). В основе подобной С. у римлян лежит принцип республикан. централизма, действие к-рого продолжало ощущаться и во времена Империи.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Скульптура
(греч.), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную пластич. или полупластич. форму (рельефы) и выполнены из мрамора, бронзы, обожж. глины (терракота), дерева, слоновой кости, янтаря, воска и других материалов, а также большого или малого размера изображения из золота и слоновой кости (хрисо-элефантин) или золота и мрамора (акролит). С. из терракоты, известняка, мрамора и других материалов часто разрисовывались, заметные следы красок сохранились на С. Акрополя. Мн. С, в первую очередь монументальные, существуют только в мраморных или бронзовых копиях или в других видах изобразительного искусства. Для др.-греч. С, начиная с раннего периода, характерны стремление к пластичности, пропорциональности и монументальности и одновременно гражданств, пафос, свойств, свободным гражданам греч. полиса-государства. В период классич. демократии создаются изображения человека, сохраняющие вплоть до периода позднего эллинизма, несмотря на сильную степень индивидуализации, следы идеализации образов, которым через преодоление случайного придавалось нечто неизменное и общее для всех. В этом находило свое проявление воздействие классич. наследия, традиции полисов, интегрированные эллинистич. государствами. Для рим. С, напротив, характерно изображение отдельных людей или процессов в их неповторимости, исключительности (С. предков, историч. рельефы). Особенно тщательно в рим. С. выполнялась голова портретируемого (бюсты и поясные портреты). В основе подобной С. у римлян лежит принцип республиканского централизма, действие которого продолжало ощущаться и во времена Империи.

Источник: Словарь античности. 1989

СКУЛЬПТУРА
(лат. sculptura — вырезаю, высе-каю) — вид изобразительного искусства, основывающийся на создании объемных трехмерных изображений, размещаемых в реальном пространстве. Скульптура вместе с живописью принадлежат к самым ранним видам искусства, поскольку все древние цивилизации оставили образцы скульптурного творчества. Основными матери-алами скульптурных изображений являются глина, гипс, камень, дерево, кость, металл. Главным объектом скульп-туры служит человек, животные (анималистический жанр), природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). В процессе исторического развития сложилось два вида скульпту-ры: круглая скульптура (статуя, бюст, скульптурная груп-па) и рельеф (объемное изображение на плоскости). По содержанию и назначению все скульптурные изображения разделяются на станковую, монументальную, мону-ментальнодекоративную и скульптуру малых форм. Станковая скульптура носит камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Монументальная и монументальнодекоративная скульптура рассчитана на архитектурно-пространственное и природное окружение и размещается в общественных местах (улицы, площади, парки, фасады зданий, интерьеры общественных сооружений). Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных, преимущественно, для жилого интерьера и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. Основными техническими приемами исполнения скульптурных произведений служат лепка и высекание. Скульптура наряду с живописью получила широкое распространение в искусстве с глубочайшей древности, начиная с первобытной эпохи. Первые скульптуры от-мечены в культуре палеолита и были сделаны из камня, кости, слоновой кости. Развитые виды скульптуры известны у народов Древнего Востока и Южной Амери-ки. Одним из важнейших этапов развития архитектуры стала античность, на протяжении которой были созданы скульптурные образы гармонически развитого че-ловека — гражданина. Культовая скульптура средних веков уже стала элементом сложных архитектурных комплексов. Скульптура эпохи Возрождения и Нового времени обретает композиционную свободу и создает различные психологические образы человека. XX в. в истории скульптуры отмечен расширением ее возмож-ностей и методов, материалов и функций, жанров и стилей изображения.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СКУЛЬПТУРА
ваяние, один из видов изобразительного искусства. Скульптура, в отличие от живописи, имеет реальный, а не изображенный объем. Существует два основных вида скульптуры: круглая скульптура и рельеф. Круглая статуя «живет» в свободном пространстве, ее можно обойти со всех сторон, ощутить рукой шероховатую или гладкую поверхность, почувствовать округлость формы. Рельеф подобен объемному рисунку на плоскости.
Основной предмет изображения в скульптуре – человек. Лишь иногда мастера изображают животных и птиц, неодушевленные предметы. В круглой скульптуре, в отличие от живописи, весьма сложно воспроизвести природу, нельзя передать особенности воздушной атмосферы. Однако скульпторы способны выразить в телесной форме любые чувства и идеи – от лирических и задушевных до грандиозных и величественных. Мастер не стремится точно копировать формы, которые он видит в жизни. В скульптуре, как и в любом художественном произведении, необходимо отобрать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то, напротив, выделить, подчеркнуть, преувеличить. Ваятель не копирует, а творит, создает новую форму, опираясь на знание натуры.
Любая скульптура очень чувствительна к освещению. Она будет по-разному выглядеть при верхнем и боковом свете, в пасмурную погоду и при ярком солнце. Скульпторы учитывают это в своей работе. Скульптурное произведение создается в расчете на определенное окружение: улицу или городскую площадь, музейный зал, аллею парка, комнату в доме. Место, где будет стоять скульптура, определяет ее размер, материал, из которого она будет изготовлена, особенности ее формы.
В зависимости от назначения, скульптура подразделяется на монументальную и станковую. Монументальная скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них воплощается способность скульптуры выражать в обобщенных образах великие идеи. Парковая скульптура служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм. Статуэтки, выполненные на станке, относят к станковой скульптуре. Они предназначены для небольших помещений, для музейных залов.
Все скульптурные материалы можно разделить на мягкие (глина, пластилин, воск) и твердые (камень, дерево, слоновая кость). Работая с мягкими материалами, скульптор лепит, наращивает объем будущей статуи. Древнейший материал для пластики, известный еще с первобытных времен, вязкая и мягкая глина, принимает под пальцами мастера любую форму. Изделия из обожженной глины называют терракотой (от итал. terra cotta – обожженная земля). Из прочного камня с древнейших времен высекали скульптуры для гробниц и храмов. Твердые породы камня (гранит, базальт и др.) трудно обрабатывать, в них невозможно вырезать мелкие детали. Поэтому в подобных работах сильнее всего ощущается массив каменного блока (скульптура Древнего Египта). Известняк – более мягкий камень. В Средневековье его использовали для рельефных украшений порталов соборов. Древние греки первыми начали обрабатывать мрамор: мерцающий, словно дышащий камень, близкий своей окраской к телесному цвету, хорошо подходил для статуй обнаженных богов и героев.
Великому скульптору эпохи Возрождения Микеланджело приписывают знаменитое изречение о том, что скульптуру создать очень просто: надо взять камень и «убрать все лишнее». Действительно, мастер, работающий с твердыми материалами, «освобождает» будущую скульптуру «из плена» каменной или деревянной массы. Чтобы обрабатывать камень, нужно обладать физической силой и иметь уверенную руку. Одна ошибка – и работа будет испорчена. Сначала с камня скалывают самые большие куски с помощью шпунта – инструмента, похожего на большой гвоздь. Потом работают троянкой – крупным резцом с плоским зазубренным концом, которым сглаживают шероховатости. Скарпелью, более мелким резцом, вырезают мелкие детали. С помощью бурава (специального сверла) высверливаются отверстия (завитки волос, зрачки глаз и т. д.). По завершении работы отдельные части скульптуры полируют до блеска.
С незапамятных времен скульпторы использовали дерево. На протяжении тысячелетий оно оставалось излюбленным материалом народных мастеров, делавших из него забавные игрушки и маленькие декоративные статуэтки. Инструменты для работы с деревом в основном те же, что и для камня: различные ножи, резцы, пилы и молотки. Хотя резать по дереву легче, чем обрабатывать камень, в работе с ним есть свои трудности. Дерево можно резать только по направлению волокон; осуществлению замысла может помешать какой-нибудь сучок, «появившийся» в самом неподходящем месте. Наконец, чтобы деревянная скульптура не рассыхалась и не трескалась, готовую статую разнимают на две части, выдалбливают изнутри, а затем вновь соединяют половинки. Дерево, как никакой другой материал, «подсказывает» форму будущего произведения. Сплетение древесных сучков скульптор может превратить в руки статуи, разметавшиеся корни старого пня – в изогнутые лапы чудовища… Дерево – теплый, «живой» материал – словно наполняет скульптуру особой органической силой.
Особняком среди материалов скульптуры стоят металлы: бронза, медь, чугун, золото. В процессе изготовления бронзовой (или из др. металла) скульптуры сначала делают ее модель из воска, гипса, глины и т. д. Модель обмазывают гипсом, получая полую разъемную форму, внутрь которой потом заливают расплавленный металл.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Терракотовая скульптура погребального комплекса Цинь Шихуана (III век до н. э.) и скульптура Древней

Ли Фуцзюнь Ли Фуцзюнь
Статья выявляет общие закономерности в подходе к трактовке человеческого тела в погребальной скульптуре императора Цинь Шихуана (III в. до н. э.) и в скульптуре древней Греции времени классики (V в. до н. э.).
Читать PDF
0.00 байт

Деревянная скульптура «Преподобный макарий Унженский и Желтоводский» уникальный памятник русской цер

Тихомирова Елена Леонидовна
Читать PDF
0.00 байт

Зооморфная скульптура эпохи неолита-энеолита с территории степной и лесостепной зоны Восточной Европ

Крюкова Е. А.
Работа посвящена рассмотрению одной категории находок произведений искусства неолита-энеолита степной и лесостепной зоны Восточной Европы.
Читать PDF
0.00 байт

Полиэйконическая каменная скульптура из Кольчёма (Нижний Амур)

Давид Лазаревич Бродянский
Автор дает оценку значения каменной скульптуры, найденной школьником из села Кольчём.
Читать PDF
0.00 байт

Загадочная скифская скульптура с тремя личинами из вознесенского краеведческого музея

Росляков Сергей Николаевич
Статья посвящена изучению и введению в научный обиход уникальной скифской каменной скульптуры, найденной на юге Украины. Автор проводит атрибуцию памятника, отнеся его к концу IV – началу III в. до н.э.
Читать PDF
0.00 байт

Поп-скульптура

Канноне Саша
Читать PDF
0.00 байт

2007. 01. 024. Ольховский В. С. Монументальная скульптура населения Западной части евразийских степе

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Скульптура на улицах Москвы

Косарева Наталья Викторовна
Читать PDF
0.00 байт

Ритуальная скульптура нанайцев на материале музея истории и культуры народов сибири и дальнего восто

Рудая Ирина Михайловна
Читать PDF
0.00 байт

Скульптура В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»: строительные аспекты создания и реконструкции

Молокова Татьяна Алексеевна
Рассмотрены проблемы создания и реконструкции известной скульптурной группы В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданной в 1930-е гг. для советского павильона Всемирной выставки (1937 г.) в Париже.
Читать PDF
0.00 байт

Монументальная скульптура в изображениях на памятниках прикладного искусства из античных государств

Скржинская Марина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Русская деревянная скульптура «Никола Мценский»: сказание, иконография, стиль

Комова М.А.
Материалом научного исследования служит деревянная скульптура, сохранившаяся в церкви города Мценска. Скульптура называется «Никола Мценский». Она является известной иконой-реликвией в Верхнем Поочье.
Читать PDF
0.00 байт

Скульптура перса из Гераклеи Понтийской и некоторые вопросы политической истории города

Т. Ю. Шашлова
В данной статье анализируется архитектурная находка из Гераклеи Понтийской – голова от мраморной статуи.
Читать PDF
0.00 байт

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА БАШКОРТОСТАНА В 1950-1970 гг.: К ПРОБЛЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ

Миннигулова Ф. М.
Статья посвящена процессу возникновения и становления башкирской монументальной скульптуры, проведен анализ основных причин, сдерживавших формирование региональных художественных особенностей.
Читать PDF
0.00 байт

Древние пластические традиции и современная скульптура Осетии

Тандуева А. Т.
В статье рассматривается влияние древних пластических традиций кобанской бронзы и скифской скульптуры на современную осетинскую пластику через призму творчества трех скульпторов Билара Царикаева, Юрия Кцоева и Вадима Джиоева.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Скульптура античная

    скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII - VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост.
  • Пермская деревянная скульптура

    явление в рус. культовой пластике. В XVII в. работы выполнялись в традициях древнерус. резьбы (объемы обобщены, формы плоскостны, композиции фронтальны и неподвижны). Традиционна многоцветная роспис
  • Культура Древнего Египта:Скульптура

    Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию, место у
  • Скульптура древнегреческая

       известняковая, мраморная, бронзовая, терракотовая пластика греков VIII - I вв. до н. э.    Первые памятники С. д. определяются геометр, стилем (VIII в.). Это схематичные фигурки, найденные в Афинах, Олим
  • ЕСТЕСТВЕННАЯ СКУЛЬПТУРА

    фигуры из камня и дерева, формировавшиеся веками под воздействием природных сил. Были определены Буше де Пертом как древнейшие осмысленные символические фигуры (подлинники четвертичного творчес
  • Круглая скульптура

    вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют собой самостоятельные трехмерные объемы, не связанные с плоскостью фона. Главные типы К.С.: статуя, бюст, скульптурная групп
  • ПЕРМСКАЯ СКУЛЬПТУРА

    произведения деревянной пластики, в основном на сюжеты христианства, созданные в северо-западном Приурапье в XVII—начале XX ев. Впитала традиции местной языческой пластики, с XVIII в. в нее проникли пр
  • Скульптура римская

       оригинальные произв. статуарной и рельефной пластики Др. Рима и копии др.-гр. скульптур III в. до н. э. - IV в. н. э. Плиний Старший сообщает о скульптуре II в. до н. э. и более ранней, включая почетные стат
  • СКУЛЬПТУРА, СКУЛЬПТОРЫ

    •Sculptores, ваяние, резьба. Пластика, или ваяние, в широком смысле соединилась у эллинов с соответствующими родами ремесла, именно с выделкой деревянных сосудов, которые были вырубаемы топором из боль
  • СКУЛЬПТУРА ВИЗАНТИЙСКАЯ

    не во всем отвечала тем требованиям, которые предъявлялись церковью к искусству. Круглая скульптура со свойственной ей пространственной трехмерностью приравнивалась церковниками к идолопоклон
  • Моисеев, Иван, академик скульптуры

    при Алекс. I; раб. для Казанск. соб. и Биржи. {Половцов}