СТАРОВ

Найдено 1 определение
СТАРОВ
Иван Егорович (1745, Санкт-Петербург – 1808, там же), русский архитектор, один из основоположников классицизма. Родился в семье дьякона. Учился в гимназии при Московском университете, в 1756 г. был переведен в Петербургскую академию художеств, где учился у известных архитекторов А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота (1758–62). Для совершенствования мастерства был послан в Париж, где работал у Ш. де Вайи; побывал в Риме. В 1768 г. вернулся в Санкт-Петербург и вскоре получил звание академика АХ. С 1772 г. – главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В 1784 г. возглавил «Контору Ее императорского Величества домов и садов».
Вместе с М. Ф. Казаковым и В. И. Баженовым Старов открыл новую страницу в истории русской архитектуры. Творчески переработав наследие античности, он создал свой стиль, оказавший влияние на многих русских мастеров последующего времени. Одно из самых прославленных его сооружений – Таврический дворец (дворец князя Г. Г. Потемкина– Таврического) в Санкт-Петербурге (1783–89), ставший образцом для подражания. Анфиладу парадных покоев, в том числе зал, перекрытый в подражание древнеримскому Пантеону куполом, он расположил перпендикулярно главному фасаду, завершив ее зимним садом. В саду было подобие античного нимфея, росли уникальные растения. Саду предшествовала огромная галерея. Интерьеры Старова отличают спокойная ясность, благородная простота и изящество архитектурных деталей. Свои композиции архитектор подчиняет строгой симметрии. Архитектор создал ряд усадебных комплексов (усадьбы Демидовых – Тайцы и Сиверцы под Санкт-Петербургом, 1770-е гг., и др.). В использовании отдельных приемов и деталей заметно увлечение мастера работами А. Палладио, знакомство с классицистической архитектурой Франции (Никольское-Гагарино под Москвой, 1773–76).
Старов много работал над планировкой городов (Воронежа, Пскова и др.). В Богородицке, имении графов Бобринских под Тулой (нач. 1770-х гг.), он умело связал планировку городка с усадьбой: пять радиальных улиц композиционно сходятся по направлению к главному залу дворца. По проекту Старова построен один из самых значительных храмов Санкт-Петербурга – Троицкий собор Александро-Невской Лавры, возведенный над гробницей св. Александра Невского (1776–90). Его отличают спокойные, классически ясные формы, простая, устойчивая композиция. Здание представляет в плане крест, на пересечении ветвей которого размещен большой купол на высоком барабане. Две колокольни обрамляют на западном фасаде портик дорического ордера с фронтоном. В строгом и торжественном интерьере применен более пышный коринфский ордер. Выразительная пластика архитектурных форм и лепного декора, их масштабность возрождали принципы архитектуры императорского Рима. Статуи и рельефы для интерьера создал Ф. И. Шубин.
Старов создавал также эскизы мебели, паркета, светильников, стремясь придать интерьерам стилистическое единство. Он любил использовать в декоре помещений росписи плафонов и стен, скульптуру, шелковые драпировки.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено схем по теме — 13

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
971.89 кб

СТАРО-ЛЫБАЕВСКИЙ-4 КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК (по раскопкам 1999 г.)

Матвеева Наталья Петровна
Публикуются материалы из раскопок раннего железного века Старо-Лыбаевского-4, расположенного в Лесостепном Зауралье.
Читать PDF
983.46 кб

Некоторые особенности организации изобразительного пространства часовен частных гробниц Египта Старо

Куликов Фёдор Иванович
Исследуется частная гробница Старого царства как система архитектурных и изобразительных компонентов. Выявлены особенности организации изобразительного пространства и основные тенденции его изменения.
Читать PDF
0.00 байт

Кириллические книжные собрания и их владельцы: сравнительный анализ конфессиональных стратегий старо

Дутчак Елена Ерофеевна
В статье старообрядческие книжные собрания рассматриваются как источник информации о конфессиональных стратегиях их владельцев. Материалом для исследования выступают собрания кириллических книг XV-XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о формировании староалейской культуры (по данным погребальной обрядности)

Фролов Я. В.
Читать PDF
266.58 кб

ЖАН СТАРОБИНСКИЙ. УРОК НОСТАЛЬГИИ

Душенко К.В.
Читать PDF
258.77 кб

ЖАН СТАРОБИНСКИЙ. ГРЕХ УНЫНИЯ (ACEDIA)

Душенко К.В.
Читать PDF
253.74 кб

ЖАН СТАРОБИНСКИЙ. СМЕХ ДЕМОКРИТА

Душенко К.В.
Читать PDF
180.56 кб

Практика датирования документов в Южной Месопотамии старовавилонского периода (2000-1600 гг. до н.

Козырева Нэлли Владимировна
Читать PDF
414.09 кб

Номера «Амур» в застройке Сенной площади Старо-татарской слободы

Сайфуллина Ляйля, Васильева Юлия, Хайруллина Альбина
Статья посвящена одному из наиболее красивых зданий Старо-татарской слободы Казани гостинице «Амур».
Читать PDF
566.67 кб

Комплекс усадеб как «Машина времени» в Старо-Татарской слободе

Забирова Фарида, Троепольская Татьяна
Статья посвящена истории трех городских усадеб, расположенных в центре Старо-татарской слободы г. Казани.
Читать PDF
431.77 кб

Технико-технологический анализ керамики из могильника Старо-Яппарово-1

Мухаметдинов Вадим Ильдарович, Бахшиева Александра Камиловна
Статья посвящена проблеме срубно-алакульских контактов. В ней представлены результаты технико-технологического анализа керамики из курганного могильника Старо-яппарово-1, расположенного в Республике Башкортостан.
Читать PDF
3.35 мб

Станица Старо-Титаровская: род - Образ. Два столетия…

Бугай Николай Федорович
В статье предпринята попытка на основе выявленных архивных документов, воспоминаний событий прошлых времен восстановить историю родов, имевших многочисленные ответвления.
Читать PDF
655.59 кб

К истории староверия на Пустошкинской земле

Яковлева Тамара Ивановна
Читать PDF
684.81 кб

«Новое время» на страже интересов «староверия»

П. С. Смирнов
Читать PDF
116.86 кб

Древнерусское наследие и новая литература в творчестве сибирских народных писателей-староверов конца

Н. Д. Золъникова

Похожие термины: