СУРИКОВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СУРИКОВ
Василий Иванович (1848–1916) — выдающийся русский художник, мастер жанра исторической живописи, первым начавший разрабатывать образ народа как активно действующего лица исторических событий. В своих монументальных картинах-эпопеях («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887) Суриков стремился раскрыть драматическое столкновение старого и нового. Для этого художником широко используются изобразительные средства эмо-ционального воздействия, язык поэтических уподоблений, контрасты, специальные композиционные построения. Живописный талант и мастерство художника проявляются в умении передать нарастающее движение, в изображении рассеянного света, голубоватой воздушной дымки, рыхлого снега и т. д. С начала 90-х годов Суриков от трагических исторических сюжетов переходит к изображению героических страниц нацио-нальной истории. В полотнах на эти события им показывается отвага и мужество первопроходцев Сибири («Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», 1895), беспримерный героизм русских солдат («Переход Суворова через Альпы», 1899). Если в его картинах 80-х гг. сила исторических обстоятельств одолевала героический характер, то в картинах 90-х гг. сила характера торжеству-ет над драматизмом исторических событий. По мнению многих знаменитых современников художника, Сурикову удалось лучше всех раскрыть глубинные черты русского национального характера — мужество, самоотверженность, бесстрашие перед лицом испытаний.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СУРИКОВ
Иван Захарович (1841, д. Новоселово Угличского у. Ярославской губ. – 1880, Москва), русский поэт. Родился в семье крепостного крестьянина. Стихи стал писать еще в детстве, несмотря на непонимание родных и близких. В 1862 г. Суриков познакомился с А. Н. Плещеевым, оказавшим поддержку начинающему поэту из народа. Стихи Сурикова сначала публиковались с 1864 г. в малоизвестных провинциальных изданиях, но вскоре ими заинтересовались и известные столичные журналы «Вестник Европы», «Дело» и др. При жизни Сурикова вышли три отдельных сборника стихов (1871, 1875 и 1877). Главная тема его поэзии – русское крестьянство. Близость к народу, к фольклорным традициям позволили поэту достичь необыкновенной выразительности и искренности образов, не используя при этом сложную поэтическую технику: стихотворения «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Косари», «Детство» («Вот моя деревня…») и др. Многие стихотворения стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь…»), «В степи» («Степь да степь кругом…») и др. Особое место в творчестве Сурикова занимают поэмы и баллады на историческую тематику: «Василько», «Богатырская жена», «Казнь Стеньки Разина». По мотивам поэмы Сурикова «Садко» Н. А. Римский-Корсаков написал одноименную оперу (1895). В 1872 г. Суриков стал инициатором создания литературного объединения для писателей и поэтов из народа, получившего название Суриковского литературного кружка, которое продолжало свою деятельность и после его смерти. Участниками кружка в разные годы были С. Д. Дрожжин, Н. А. Клюев, С. А. Есенин, С. А. Клычков, А. П. Чапыгин и другие.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

СУРИКОВ
Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва), русский живописец и график, выдающийся мастер исторической картины. Родился в старинной казачьей семье, его предки пришли с Дона в Сибирь вместе с Ермаком. Учился у местного художника Н. В. Гребнева, затем в Петербургской академии художеств (1869–75) у П. П. Чистякова. Первым самостоятельным полотном стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади» (1870). В 1875 г. написал картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста», за которую получил звание художника I степени и Большую серебряную медаль. В 1877–78 гг. выполнил в Москве монументальные росписи на хорах храма Христа Спасителя. С 1881 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок.
Москва поразила художника своей древней архитектурой. Он «допрашивал» ее памятники, изучал предметы быта. «Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и, вдруг, в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось…» – вспоминал Суриков. В картине «Утро стрелецкой казни» (1881) художник впервые представил историю как великую народную трагедию, столкновение старого и нового. Он изобразил не саму казнь, а, по его словам, «величие и торжественность последних минут» перед казнью. Картина Сурикова – не о смерти, а о жизни, о ярких русских характерах, которые наиболее выпукло проявляют себя в самые экстремальные моменты. Рыжебородый стрелец яростно смотрит через всю площадь на царя. Петр отвечает ему таким же непримиримым взглядом. Эта «дуэль взглядов», между которыми словно проскакивает молния, – психологическая ось композиции. Участники стрелецкого бунта – седобородый старец, чернобородый мужик, офицер, уводимый на казнь, – глубоко индивидуальны, но их всех объединяет непокорство, готовность идти в отстаивании своих идеалов до конца и принять за них смерть. Непримиримость стрельцов оттенена горем провожающих матерей, жен, детей. Уже в первой крупной картине выразилась удивительная способность художника угадывать, представлять как живое никогда не виденное. Картина была куплена П. М. Третьяковым, как и следующее полотно Сурикова «Меншиков в Березове» (1883; см. илл. на с. 220), в котором представлен «полудержавный властелин», потерпевший крах в борьбе за власть, разгоревшейся после смерти Петра, и отправленный в ссылку в Сибирь. Обреченный на бездействие, заключенный со своим семейством, как в клетку, в тесную и низкую избу, он весь ушел в скорбные мысли, и лишь рука с перстнем, напоминающим о былом богатстве, сжимается в бессильной горечи. Меншиков, его дочери и сын сидят рядом, но каждый занят своими мыслями. Хрупкая фигурка Марии подчеркивает мощь отца, ее смертельно бледное лицо свидетельствует, что дни ее сочтены. В образе сына – печальное раздумье, и только младшая дочь, как светлый «лучик», полна жизненных сил. Суриков пишет ее в сиянии золотых волос, ореолом окутывающем милое, юное лицо. С изумительным мастерством суриковская кисть передает ощущение холода, проникающего через заледенелое окно, сырость, вечный полумрак, мерцающий огонек лампадки в красном углу. Лучезарно сияют краски-самоцветы, которые художник сплавляет в единый светоносный поток.
В 1883 г. Суриков путешествовал по Германии, Франции, Италии. Его поразили картины «титанов» эпохи Возрождения – П. Веронезе, Тициана, Я. Тинторетто, Микеланджело. Впечатления от живописи импрессионистов и Э. Мане ощутимы в «Сцене из Римского карнавала» (1884). По возвращении в Россию художник более трех лет работал над картиной «Боярыня Морозова» (1887) на сюжет из истории церковного раскола 17 в. Морозова принадлежала к защитникам «древлего благочестия», противостоявшим церковным реформам Никона, ее духовным отцом был протопоп Аввакум. После долгих увещеваний боярыню пытали на дыбе, потом отправили вместе с сестрой, княгиней Урусовой, в Боровск, где держали в земляной яме и морили голодом. Ненадолго пережив свою сестру, Морозова скончалась 2 ноября 1675 г. «Персты рук твоих тонкостны, а очи молниеносны, кидаешься на врага аки лев», – писал о ней Аввакум. Этот образ лег в основу картины. Фигура Морозовой является центром композиции. Она выделена цветом, неистовым взглядом, высоко поднятой над толпой рукой с двуперстием – символом старой веры. Необычайно достоверно изображена толпа народа на московской улице, по которой в санях везут закованную в цепи боярыню: юродивый, благословляющий Морозову; упавшая на колени нищенка; безмолвно, сосредоточенно идущая за санями сестра Морозовой; молодая боярышня, склонившаяся в смиренном поклоне; странник с посохом, смеющиеся мальчишки… Один из величайших колористов в истории мирового искусства, Суриков смело сопоставляет в картине черный цвет шубы Морозовой (состоящий из синих, коричневых, зеленых тонов) с белым снегом, переливающимся на солнце всеми радужными оттенками, красное с синим; при этом все пронизывает и объединяет рефлексами (цветными отсветами) голубого, лилового, розового.
После «Боярыни Морозовой» Суриков создал еще четыре крупных исторических картины: «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Переход Суворова через Альпы» (1899) и «Степан Разин» (1906). В 1910 г. Суриков ездил в Испанию и Францию, по возвращении написал «Посещение царевной женского монастыря» (1912). В 1915 г. создавал эскизы к картине «Княгиня Ольга встречает тело Игоря», работа над которой была прервана смертью художника.
Помимо исторических картин, Суриков создал ряд замечательных акварельных пейзажей («Минусинская степь», 1873; «Неаполь. Набережная», 1884; «Река Обь», 1895; «Севилья», 1910), а также портретов («Казачка. Портрет Л. Т. Маториной», 1892; «Горожанка. Портрет А. П. Емельяновой», 1902) и автопортретов, в которых воплотился тип былинной русской красоты.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

2006. 01. 002. Суриков И. Е. Проблемы раннего афинского законодательства. - М. : языки слав. Культур

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 04. 005. Суриков И. Е. Очерки об историописании в классической Греции. - М. : языки славянских

Лебедева Ек Ю.
Читать PDF
0.00 байт

2008. 03. 005. Суриков И. Е. Остракизм в Афинах / РАН. Ин-т всеобщ. Истории; отв. Ред. Маринович Л.

Медовичев А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Тема раскола в искусстве XIX века: М. П. Мусоргский, В. И. Суриков

Молзинский Владимир Владимирович
Рассматриваются вопросы методологии и научного анализа произведений русского искусства (музыки и живописи), в которых отображена тема старообрядческих движений второй половины XVII в. В музыке это опера «Хованщина» М. П.
Читать PDF
0.00 байт

«Русская история» В. И. Сурикова и отечественная историография второй половины XIX В. (к 165-летию с

Маджаров Александр Станиславович
Статья об исторической живописи В. И. Сурикова и русской историографии второй половины XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Неизвестный этюд Василия Сурикова (?) «Голова стрельца» (из коллекции музея русской культуры в Сан-Ф

Телешова (Борисова) Ольга Анатольевна
Сообщается о ранее не опубликованном этюде Василия Ивановича Сурикова (?) «Портрет стрельца» к картине «Утро стрелецкой казни», который с 1952 г. находится в Музее русской культуры в Сан-Франциско.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема построения субъективной реальности в искусстве (на примере творчества Александра Сурикова)

Серикова Татьяна Юрьевна
Анное исследование посвящено изучению одного из способов познания объективной реальности через создание новых, не бывших прежде, субъективных моделей мироздания.
Читать PDF
0.00 байт

Картина Василия Сурикова "взятие снежного городка" как явление переходного периода в творчестве худо

Безызвестных Елена Юльевна
Картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» единственная картина Василия Сурикова, написанная в Красноярске, и посвящена она родной Сибири и сибирякам. Художник называл ее бытовой, но так ли однозначен жанр картины?
Читать PDF
0.00 байт

В. И. Замышляев. Философия истории в творчестве В. И. Сурикова

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Поэт-«Суриковец» М. Л. Леонов сотрудник газеты «Волховский листок»

Иванова Е. В.
On the example of «Volkovsky Listok»publications of M.L.
Читать PDF
0.00 байт

"философия Сибири" в творчестве В. И. Сурикова

Шишин Михаил Юрьевич, Иванов Андрей Владимирович
Статья посвящена творчеству В. И. Сурикова, а именно его двум «сибирским» картинам «Взятие снежного городка» и «Покорение Сибири Ермаком».
Читать PDF
0.00 байт

Суриковский след в русской поэзии ХХ века

Зверева Татьяна Вячеславовна
В данной статье впервые исследуется рецепция исторической живописи В. И. Сурикова в русской поэзии ХХ века (М. Волошин, М. Цветаева, А. Ширяевец, М. Кузмин, А. Ахматова, А. Тарковский, Н. Глазков, В. Шаламов, Л. Губанов).
Читать PDF
0.00 байт

Карикатура в творчестве В. И. Сурикова

Белоусова-Лебедева Вероника Анатольевна, Болонкина Елена Владимировна
Карикатурное творчество В.И.

Похожие термины:

  • Суриков, Алексей Иванович

    Первый заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России; родился 1 января 1944 г.; окончил Владимирский машиностроительный техникум инструментального производства в 1966 г.; с 1975 г. н
  • Суриков, Александр Александрович

    Глава администрации Алтайского края; родился 15 августа 1940 г. в г. Мурманске; окончил Саратовский политехнический институт в 1966 г.; трудовую деятельность начал в 1957 г. рабочим на строительстве Куйбы
  • Суриков, Игорь Михайлович

    Ведущий научный сотрудник Института общей генетики РАН, заместитель руководителя Московской региональной организации и член Координационного совета Движения "Вперед, Россия!"; родился 1 июн
  • СУРИКОВ Иван Захарович

    25.03.1841 - 24.04.1880), русский поэт. Родился в д. Новоселово Ярославской губ., в семье оброчного крепостного, работавшего приказчиком в Москве. Весной 1849 Суриков вместе с матерью переехал к отцу. Мальчик мн
  • СУРИКОВ Василий Иванович

    — исторический живописец и жанрист; род. в 1848 г.; с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисован
  • Сурикова, Алла Ильинична

    Кинорежиссер-постановщик киноконцена "Мосфильм"; родилась 6 ноября 1940 г. в г. Киеве; окончила филологический факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко в 1965 г., Высшие