(теория исторического процесса) - целостное системное представление исторического процесса с условием экспликации мировоззренческого, эпистемологического и парадигмального оснований. Теорию истории как теорию исторического процесса следует отличать от теории исторического знания, традиционно обозначаемую понятием методология истории. В структуре большинства теорий истории можно выделить представления о субъекте истории (в т. ч. о природе человека как существа исторического) и о ее движущих силах. По принципу конструирования выделяют два типа теории истории: философско-умозрительные, логически выводимые из системы аксиом (всеобщая история во всемирно-гражданском плане И. Канта, исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса), и собственно исторические, выстраиваемые как агрегирование / обобщение фактического материала (всеобщая история И. Ф. Шиллера, философия истории Г. В. Ф. Гегеля). Различие принципов построения теории истории ведут к различию в телеологии: теории истории первого типа, не ограниченные фактическим материалом, конструируют проект будущего; теории истории второго типа, как правило, нацелены на объяснение настоящего как результата предшествующего исторического процесса.
По структуре презентируемого исторического процесса следует выделить сингулярные теории истории, рассматривающие исторический процесс как единичный, не повторяющийся во времени и пространстве (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель) и стадиальные, предполагающие, что разные народы проходят в своем развитии одни и те же ступени / стадии. Наиболее известны стадиальные теории истории Дж. Вико (1668-1774): век богов - век героев - век людей; А. Фергюсона (1723— 1816): дикость - варварство - цивилизация; теория ступеней исторического развития И. Ф. Шиллера (1759-1805); теория общественноэкономических формаций К. Маркса и Ф. Энгельса. Начало процесса глобализации привело к кризису стадиальных теорий. В первой половине XX в. создаются цивилизационные теории истории. Морфология мировой истории («Закат Европы») О. Шпенглера (1880-1936) и теория «вызова-ответа» А. Тойнби (1889-1975) представляют исторический процесс как смену цивилизаций - автономных (Шпенглер) или генетически связанных (Тойнби). Теория «духовной Европы» Э. Гуссерля (1859-1938) и теория «осевого времени» К. Ясперса (1883-1969) выделяют исторический тип социума как жестко локализованный в пространстве (три центра «осевого времени» у Ясперса, уникальность феномена «духовной Европы» у Гуссерля) и во времени (начало истории - VIII—II вв. до н. э. у Ясперса, рубеж VII-VI вв. у Гуссерля), выявляют его истоки и специфику.
В связи с нарастанием полидисциплинарности гуманитарного и социального знания и все большим осознанием многофакторности исторического процесса выделить теорию истории в строгом смысле этого понятия применительно ко второй половине XX - началу XXI в. невозможно. При расширительном толковании термина следует обратить внимание на теории И. Валлерстайна (р. 1930), У. Бека (р. 1944), Ф. Фукуямы (р. 1952). Кризис теории истории в ситуации постмодерна связан также с кризисом доверия к историческому метанарративу как еще одному способу целостной презентации исторического процесса.
Лит.: Кареев Н. И. Историология: Теория исторического процесса. М., 2011; К роче Б. Теория и история историографии. М., 1998; М ининков Н. А., М ининкова Л. В. Теория истории: курс лекций. Ростов н / Д., 2011; Рум янцева М. Ф. Теория истории: учеб. пособ. М., 2002; Савельева К М., Полетаев А. В. История и время: В поисках утраченного. М., 1997. М. Ф. РУМЯНЦЕВА
ТЕОРИЯ ИСТОРИИ
ТЕОРИЯ ИСТОРИИ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.