Уния
Уния
лат. unio - единение, союз) - объединение двух монархических государств общим монархом или объединение церквей.
Источник: Краткий исторический словарик
Уния
1) объединение религиозных течений, например православной и католической церквей (униатская церковь); 2) форма соединения монархических государств под короной одного суверена.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Уния
лат. – единение) – объединение, союз государств под властью одного монарха на основе договора или одностороннего акта более сильного государства. Уния церковная – объединение двух или нескольких церквей на началах главенства одной из них и при сохранении другими своеобразия обрядности.
Источник: Краткий исторический словарь
УНИЯ
объединение, союз государств: так называемая персональная или личная У. — под властью одного монарха, реальная У. — на основе договора или одностороннего акта более сильного государства. У. церковная — объединение 2 или нескольких церквей на началах главенства одной из них при сохранении другими своеобразия обрядности, например Брестская церковная У., Униатство, Флорентийская У.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Уния
лат. - единение) - объединение, союз государств под властью одного монарха на основе договора или одностороннего акта более сильного государства (например, существование со времени Люблинской унии 1569 г. до 1795 г. объединенного польско-литовского государства - Речи Посполитой). Уния церковная - объединение двух или нескольких церквей на началах главенства одной из них и при сохранении другими своеобразия обрядности.
УНИЯ
(лат. unus – один, единый, единственный) – объединение государств или Церквей на добровольной основе путем соглашения или династического брака. Кальмарская уния. Датская королева Маргарета (1387–1396) сумела объединить Данию, Норвегию и Швецию. Уния, заключенная в 1397 г., продлилась до 1523 г., когда из союза вышла Швеция. Союз Дании и Норвегии сохранился до 1814 г. Люблинская уния (1569 г.) объединила в единое государство Речь Посполиту Польское королевство и Великое княжество Литовское. Князь Ягайло, сын Ольгерда и тверской княжны Ульяны, по предложению польских послов сочетался браком с дочерью венгерского короля Людовика Великого Ядвигой, которой досталась польская корона. (Людовик Анжуйский (1342–1382), король Венгрии с 1370 г., занимал и польский трон). Уния Кастилии и Арагона состоялась путем брака Фердинанда и Изабеллы в 1469 г. В 1474 г. Изабелла вступила на трон Кастилии, в 1479 г. Фердинанд получил корону Арагона. Брестская уния – церковный союз Православной киевской митрополии с Католической церковью, заключенный в 1596 г. на соборе в Бресте. Провозглашенный союз вызвал раскол в Киевской митрополии и не был реализован. Он привел лишь к усилению влияния католического духовенства в западно-украинских областях. В среде православного духовенства союз вызвал решительный протест против верховенства Папы Римского над Церковью Киевской митрополии.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
УНИЯ
в смысле государственного права такое положение, при котором два свободных государства соглашаются иметь общего монарха. Возникновение такой Унии возможно только при наличии монархического правления хотя бы у одной из объединяющихся сторон. Различают У. персональную или личную и У. реальную. Под первой понимается объединение временное, возникающее путем избрания на престол правящего монарха соседней страны или как следствие брака его с наследницей престола другой страны. Если права общего для двух стран государя и его наследников подтверждаются договором и писаными законами этих стран, то У. персональная претворяется в Унию реальную. В этом случае обе страны управляются общими наследственными монархами из поколения в поколение и приобретают несколько общих государственных учреждений, по большей части министерства двора, финансов, иностранных и военных дел. При наличии монархически-конституционного строя, бюджеты принимаются сессией равного числа представителей от двух парламентов.
Отношения между Казаками Гетманщины и вел. князем литовским соответствовали понятию унии реальной. Они подтверждались декретами (привилеями). В такой же степени началом унии реальной может считаться Переяславский договор Казаков с московским царем, на том основании, что постановлением Переяславской Рады в 1654 году Земля Запорожских Черкасов избрала себе монарха другого государства и это было подтверждено обоюдным соглашением.
Отношения между Казаками Гетманщины и вел. князем литовским соответствовали понятию унии реальной. Они подтверждались декретами (привилеями). В такой же степени началом унии реальной может считаться Переяславский договор Казаков с московским царем, на том основании, что постановлением Переяславской Рады в 1654 году Земля Запорожских Черкасов избрала себе монарха другого государства и это было подтверждено обоюдным соглашением.
УНИЯ
от позднелат. unio - единство, объединение) - форма соединения монархич. гос-в под короной одного суверена. В гос. праве различают У. личную (персональную) и реальную (органическую). Формальными основаниями заключения личной У. (напр., шведско-польск. У. 1592-99, польско-саксонской У. 1697-1763, с перерывом, У. Англии и Ганновера в 1714-1837) были обычно династич. браки, особенности порядка престолонаследия (напр., в У. с др. гос-вами часто оказывались страны с выборной королев. властью). Объединенные в личной У. гос-ва сохраняли свой суверенитет и междунар. правосубъектность. У. нередко носила временный, непрочный характер, а власть общего монарха иногда была номинальной. Реальная У. (напр., шведско-норвежская уния 1814-1905, У. Австрии и Венгрии в 1867-1918, датско-исландская уния 1918-44) представляла собой более прочное объединение, выступала на междунар. арене как единый субъект, обладающий единым суверенитетом. Нередко в У. отношения носили характер господства и подчинения (напр., в Кальмарской унии трех скандинавских гос-в господствующее положение занимала Дания); более слабому партнеру предоставлялась лишь ограниченная адм. автономия. В ряде случаев У., заключавшаяся как личная, позднее приводила к более прочному объединению (напр., Польша и Литва, заключив сначала личную Кревскую унию 1385, позднее на основании Люблинской унии 1569 фактически объединились в единое гос-во - Речь Посполиту) или даже к полному слиянию гос-в (напр., личная У. 1479 Кастилии и Арагона явилась важным шагом к образованию единого Исп. королевства; Шотландия, оказавшаяся в 1603 в У. с Англией, в 1707 была присоединена к ней). А. А. Мишин.
Уния
(от лат. unio – объединение) – способ мирной экспансии католицизма (в отличие от экспансии путем Крестовых походов с благословения папы римского). У. – соглашение между руководством РимскоКатолической и Православной Церквей, предполагающее принятие последней догматики католицизма (с его пониманием исхождения Духа Святого, непогрешимости папы римского в вопросах вероучения и т. п.) и подчинение римскокатолической юрисдикции при сохранении восточнохристианской обрядности. От термина «У.» происходит понятие «униатство», обозначающее церковное направление, практикующее восточнохристианский обряд, но по догматике являющееся католическим. В настоящее время в Западной Украине и Западной Белоруссии вновь действует ГрекоКатолическая Униатская Церковь (ликвидированная под давлением советских властей в 1946 и восстановленная в начале 1990х). Первоначально она возникла в результате Брестской У. – объединения Православной Церкви Малороссии и Белоруссии с католиками на соборе в Бресте (1596). В истории православного мира важнейшее значение получила Флорентийская У. Она была заключена между ГрекоПравославной Церковью и РимскоКатолической в 1439 на соборе во Флоренции, вследствие стремления папы подчинить своей власти Восточную Церковь и стремления Византии получить военную помощь от Западной Европы в борьбе против турок. У. предусматривала принятие Греческой Церковью догм католицизма и была подписана участвовавшим в соборе русским митрополитом Исидором. Однако великий князь Московский Василий II и русское духовенство отказались в 1441 одобрить решение Исидора, который был низложен и изгнан из Москвы. Иерусалимский собор Православной Церкви в 1443 предал Флорентийскую У. анафеме. Запад не оказал необходимой помощи Византии, и в 1453 туркиосманы штурмом взяли Константинополь. Все эти события послужили предпосылками для формирования учения о Москве – Третьем Риме (см. «Москва – Третий Рим»).
Источник: Краткий православный словарь.