, Иоганн Мартин (Wagner, Johann Martin) 1777, Вюрцбург — 1858, Рим. Австрийский скульптор. Завершив в 1802 обучение в Академии художеств в Вене, продолжил его в Париже, в мастерской Ж. Л. Давида. С 1804 в качестве пенсионера мюнхенской Академии работал в Риме. В 1812 совершил путешествие в Германию по приглашению принца Людвига Баварского, ставшего его заказчиком. Для дворца Шлейсхейм в Баварии исполнил по заказу Луи Бонапарта рельеф Совет греков перед Троей. Значительными работами Вагнера явились оформление целлы и фриз из каррарского мрамора Древняя немецкая история для Валгалла (1822—1837), исполненных в Риме по заказу принца Людвига. После приобретения последним виллы Мальта в Риме становится (с 1827) ее главным хранителем; участвует в формировании коллекции Глиптотеки в Мюнхене. С 1837 — член Академии Св. Луки. Последние годы жизни провел в Риме.
Лит.: Heilmeyer A. Die Plastik des 19. Jahrhunderts in Munchen. Munchen, 1931.
Е. Федотова
Вагнер
ВАГНЕР
Рихард (1813– 1883) — немецкий композитор, дирижер, драматург и публицист. Вагнер вошел в историю мировой музыкальной культуры как один из величайших композиторов и крупнейших реформаторов оперного искусства. Целью его реформ было создание монументального программного вокальносимфонического произведения в драматической фор-ме, призванного заменить все виды оперной и симфо-нической музыки. Для этого было необходимо органическое слияние музыки, поэтического слова и элементов сценического действия. Формой такого произведения, по его мнению, должна быть музыкальная драма, в которой музыка, основанная на развитии системы лейтмотивов, течет непрерывным потоком, сливающим воедино все драматургические звенья. Свои идеи оперной реформы он изложил в теоретических работах «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850), «Опера и драма» (1851).
Большинство его опер написано на сюжеты из национальной немецкой мифологии, обработанных самим композитором. Обработка заключалась в усилении идеи превосходства немецкого духа и использовании драматизма мифа в качестве источника музыкальных построений. Для этого Вагнер также рефор-мировал оркестр, изобрел особые теноровые тубы, повысившие выразительность звучания, преобразовал увертюру, которая стала у него частью общего драматического целого, завязкой и синтезом всего тематического материала. Вагнер симфонизировал оперу, его музыкальные драмы основаны на «бесконечной мелодии» — непрерывном развертывании музыки. Отказавшись от законченных арий, хоров, ансамблей, он осуществляет свои драматургические задачи с помо-щью оркестра, в котором звучат основные музыкальные темы, и солистов, ведущих протяженные монологи и диалоги.
К концу своей творческой деятельности Вагнер стал автором 13 опер, из которых наиболее известными являются тетралогия «Кольцо Нибелунгов» (4 музыкальных драмы) (1854–1874), «Тристан и Изольда» (1859), «Парсифаль» (1882), «Тангейзер» (1844), 13 произведений для оркестра, многочисленных фортепианных пьес, романсов и т.д.
Большинство его опер написано на сюжеты из национальной немецкой мифологии, обработанных самим композитором. Обработка заключалась в усилении идеи превосходства немецкого духа и использовании драматизма мифа в качестве источника музыкальных построений. Для этого Вагнер также рефор-мировал оркестр, изобрел особые теноровые тубы, повысившие выразительность звучания, преобразовал увертюру, которая стала у него частью общего драматического целого, завязкой и синтезом всего тематического материала. Вагнер симфонизировал оперу, его музыкальные драмы основаны на «бесконечной мелодии» — непрерывном развертывании музыки. Отказавшись от законченных арий, хоров, ансамблей, он осуществляет свои драматургические задачи с помо-щью оркестра, в котором звучат основные музыкальные темы, и солистов, ведущих протяженные монологи и диалоги.
К концу своей творческой деятельности Вагнер стал автором 13 опер, из которых наиболее известными являются тетралогия «Кольцо Нибелунгов» (4 музыкальных драмы) (1854–1874), «Тристан и Изольда» (1859), «Парсифаль» (1882), «Тангейзер» (1844), 13 произведений для оркестра, многочисленных фортепианных пьес, романсов и т.д.