ВЕНЕРА
ВЕНЕРА
лат. Venus, p. п. Veneris) - в рим. мифологии и религии богиня, дочь Юпитера и Дионы. Принадлежала к числу древнейших италийских божеств. Первоначально почиталась как божество садов и огородов. Позднее была отождествлена с др.-греч. богиней Афродитой и стала почитаться как богиня любви и красоты.
ВЕНЕРА
богиня весны и произрастания, отождествляемая с греческой Афродитой. Поклонение ей приобрело особенное значение при Цезаре и Августе, которые считали себя потомками ее сына Энея и объявили Венеру своей покровительницей. У римлян Венера была богиней супружеской любви, а не любви вообще, как греческая Афродита.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Венера
в римской мифологии богиня садов, плодов, красоты, любви; прародительница потомков Энея и покровительница римлян. Особую популярность Венера приобрела в I в. до н. э. Сулла считал, что Венера приносит ему счастье; Помпей посвятил ей храм как Победительнице; Цезарь рассматривал ее в качестве прародительницы Юлиев. Известное распространение получил культ Венеры и Адониса — ее погибающего и воскресающего любовника. Соответствует греческой богине Афродите. Образ Венеры отражен на художественных полотнах С. Боттичелли, Тициана, П. Рубенса, А. ван Дейка.
Венера
(лат. Venus), рим. богиня, отождествл. с греч. богиней любви Афродитой. В 295 до н. э. в Риме был учрежден государств, культ В. В 215 до н. э. римляне освятили храм В. Эрицинской (т. е. В. с горы Эрике в Сицилии). В 1 в. до н. э. культ В. начинает использоваться в политич. целях. Сулла установил культ В., приносящей счастье и обещающей победу; Цезарь посвятил храм В. Родительнице (Venus Genetrix) как прародительнице рода Юлиев. Заботы о культе В. Родительницы впоследствии взял на себя приемный сын Цезаря Август. Так как В. считалась матерью Энея, ее стали почитать как прародительницу всех римлян. В искусстве и литературе послеантичного времени греч. богиня любви Афродита и связанные с ней мифы отразились преим. в их рим. преломлении. Произведения, посвящ. Афродите, носили назв. «В.» (скульптуры А. Ж. Майоля, О. Ренуара; картины Боттичелли, Лукаса Кранаха Старшего, Тициана, Джорджоне, Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Беклина, Фейербаха; басня Г. Сакса; поэма Шекспира «Венера и Адонис»).
Источник: Словарь античности. 1989
ВЕНЕРА
в рим. миф. богиня садов, имя ее употребл. как синоним плодов. В., почитавш. в нек-рых городах Италии как Фру-тис, была отожд. с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародит. потомков Энея и покровит. римлян. Большое влияние на распростр. культа В. в Риме оказал знамен. сицилийский храм В. на горе Эриксе, откуда было заимствов. почит. этой богини как В. Эруцины. Особую популярн. В. приобрела в 1 в. до н.э., когда ее покровит. пользовались: Сулла, считавший, что В. приносит ему счастье и сам принявший прозвище Эпафродит; Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице; и особенно Цезарь, считавший ее прародит. Юлиев. Др. ее эпитеты: «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая» (по преданию, в память самоотверж. римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовл. канатов) и др. У писателей В. — прежде всего богиня любов. страсти, мать Амура. С распростр. вост. культов В. стала отожд. с др. богинями — Исидой, Астартой. Известное распростр. получил культ В. и Адониса — ее погибающ. и воскресающ. любовника.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Венера
лат. Venus, Veneris)
первоначально в римской мифологии богиня весны и садов, затем богиня любви и красоты; отождествлялась с греческой богиней Афродитой.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
В римской мифологии Венера - первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней красоты и любви, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.
(Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
* * *
Первоначально малоизвестное италийское божество, чье имя значило "очарование" или "красота" и связано с классическим латинским прилагательным "venustus" (красивый, изящный). Венера ассоциировалась с растительной, а не животной плодовитостью. Впервые она была идентифицирована с Афродитой в культе Афродиты на горе Эрикс на Сицилии, который, согласно традиции, учредил Эней после смерти своего отца Анхиса. С 215 до н. э. Венера Эрицинская имела храм в Риме, поэтому она приняла на себя все функции Афродиты, в том числе ее легендарных спутников (см. Адонис, Купидон, Марс). Она особенно почиталась в официальном государственном культе, потому что Юлианская фамилия (последним императором которой был Нерон) выводила свое происхождение от Энея, сына Афродиты. Здесь богиня почиталась как Венера Прародительница, создательница всего живого; ей Лукреций Кар посвящает вступление к своей поэме "О природе вещей".
В средние века Венера была известна и как Анадиомена ("появляющаяся на поверхности моря") главным образом благодаря картине Апеллеса, и как Прародительница (Genetrix); но чаще она идентифицировалась с одним из семи средневековых грехов - чувственностью, и изображалась с зеркалом, как символом праздной неги, которая должна быть преодолена Целомудрием. В аллегорических битвах Души, образцом для которых была "Психомахия" ("Сражение за душу") Пруденция, она всегда находится в ряду пороков, и подобная интерпретация существует продолжительное время на таких картинах, как "Триумф мудрости над пороком" Мантеньи и "Битва любви и чести" Перуджино. Венера в самом деле была средоточием средневекового страха перед наготой и язычеством. Существовало много сказок о юношах, соблазненных Венерой, чтобы стать служителями дьявола. А в хронике 14 в. записано, что языческая статуя Венеры, найденная в Сиене, была поставлена на пьедестал и окружена восхищением, пока горожане не догадались, что именно она стала причиной поражения, нанесенного им флорентийцами. Тогда сиенцы разбили ее и тайно похоронили на вражеской территории.
Новая и неоклассическая Венера воцарилась в поэмах галантной и куртуазной любви; Гауэр, например, написал свою "Исповедь влюбленного" в форме диалога между ним самим и "жрецом Венеры". Троил Чосера страдает и умирает как ее слуга. Итальянские неоплатоники с их верой в любовь как метафизический опыт, ведущий к осознанию божественного, возвратили "живую" Венеру, свидетельство тому - "Весна" Боттичелли. Роскошная живопись в стиле барокко во дворце Фарнезе, принадлежащая кисти Караччи, иллюстрирует власть Любви изменять душу и представляет Венеру в разных ее аспектах. Написано также множество сцен веселья и отдыха, из которых величайшая, пожалуй, "Праздник Венеры" Тициана; а на полотне Рубенса "Ужасы войны" Венера и ее спутники оказываются невинными жертвами Марса и фурий. Прекрасные Венеры созданы Джорджоне, Веласкесом и Кановой, чья элегантная богиня носила черты сестры Наполеона Полины Боргезе. Существуют также вариации того различия, что впервые преподал Платон в своем "Пире", когда противопоставлял Афродиту Уранию ("небесную") и Афродиту Пандемос ("всенародную"), имея в виду божественную одухотворенность первой (в связи с происхождением от неба - Урана) и доступность, пошлую понятность второй. Общеизвестная картина Тициана "Любовь земная и небесная" - замечательный памятник этого разделения, но сколь бы ни разнились представления о Венере, она осталась богиней, вызывающей благоговение и интерес, но не страх.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(рим.) - древнеримская богиня садов, позднее отождествленная с Афродитой, греческой богиней любви, считавшейся матерью Энея, легендарного основателя римского государства. Мать бога любви, маленького Амура. Позднее В. отождествляли с восточными богинями чувственной любви - Исидой и Астартой. Именем В. была названа планета, которая рассматривалась как «милостивое ночное светило».
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
первоначально в римской мифологии богиня весны и садов, затем богиня любви и красоты; отождествлялась с греческой богиней Афродитой.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
В римской мифологии Венера - первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней красоты и любви, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.
(Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
* * *
Первоначально малоизвестное италийское божество, чье имя значило "очарование" или "красота" и связано с классическим латинским прилагательным "venustus" (красивый, изящный). Венера ассоциировалась с растительной, а не животной плодовитостью. Впервые она была идентифицирована с Афродитой в культе Афродиты на горе Эрикс на Сицилии, который, согласно традиции, учредил Эней после смерти своего отца Анхиса. С 215 до н. э. Венера Эрицинская имела храм в Риме, поэтому она приняла на себя все функции Афродиты, в том числе ее легендарных спутников (см. Адонис, Купидон, Марс). Она особенно почиталась в официальном государственном культе, потому что Юлианская фамилия (последним императором которой был Нерон) выводила свое происхождение от Энея, сына Афродиты. Здесь богиня почиталась как Венера Прародительница, создательница всего живого; ей Лукреций Кар посвящает вступление к своей поэме "О природе вещей".
В средние века Венера была известна и как Анадиомена ("появляющаяся на поверхности моря") главным образом благодаря картине Апеллеса, и как Прародительница (Genetrix); но чаще она идентифицировалась с одним из семи средневековых грехов - чувственностью, и изображалась с зеркалом, как символом праздной неги, которая должна быть преодолена Целомудрием. В аллегорических битвах Души, образцом для которых была "Психомахия" ("Сражение за душу") Пруденция, она всегда находится в ряду пороков, и подобная интерпретация существует продолжительное время на таких картинах, как "Триумф мудрости над пороком" Мантеньи и "Битва любви и чести" Перуджино. Венера в самом деле была средоточием средневекового страха перед наготой и язычеством. Существовало много сказок о юношах, соблазненных Венерой, чтобы стать служителями дьявола. А в хронике 14 в. записано, что языческая статуя Венеры, найденная в Сиене, была поставлена на пьедестал и окружена восхищением, пока горожане не догадались, что именно она стала причиной поражения, нанесенного им флорентийцами. Тогда сиенцы разбили ее и тайно похоронили на вражеской территории.
Новая и неоклассическая Венера воцарилась в поэмах галантной и куртуазной любви; Гауэр, например, написал свою "Исповедь влюбленного" в форме диалога между ним самим и "жрецом Венеры". Троил Чосера страдает и умирает как ее слуга. Итальянские неоплатоники с их верой в любовь как метафизический опыт, ведущий к осознанию божественного, возвратили "живую" Венеру, свидетельство тому - "Весна" Боттичелли. Роскошная живопись в стиле барокко во дворце Фарнезе, принадлежащая кисти Караччи, иллюстрирует власть Любви изменять душу и представляет Венеру в разных ее аспектах. Написано также множество сцен веселья и отдыха, из которых величайшая, пожалуй, "Праздник Венеры" Тициана; а на полотне Рубенса "Ужасы войны" Венера и ее спутники оказываются невинными жертвами Марса и фурий. Прекрасные Венеры созданы Джорджоне, Веласкесом и Кановой, чья элегантная богиня носила черты сестры Наполеона Полины Боргезе. Существуют также вариации того различия, что впервые преподал Платон в своем "Пире", когда противопоставлял Афродиту Уранию ("небесную") и Афродиту Пандемос ("всенародную"), имея в виду божественную одухотворенность первой (в связи с происхождением от неба - Урана) и доступность, пошлую понятность второй. Общеизвестная картина Тициана "Любовь земная и небесная" - замечательный памятник этого разделения, но сколь бы ни разнились представления о Венере, она осталась богиней, вызывающей благоговение и интерес, но не страх.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(рим.) - древнеримская богиня садов, позднее отождествленная с Афродитой, греческой богиней любви, считавшейся матерью Энея, легендарного основателя римского государства. Мать бога любви, маленького Амура. Позднее В. отождествляли с восточными богинями чувственной любви - Исидой и Астартой. Именем В. была названа планета, которая рассматривалась как «милостивое ночное светило».
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)