иллюстрированный православно-монархический журнал, издавался в Петербурге в 1887-1905. Ориентировался преимущественно на простых людей - крестьян, солдат, рабочих, сельское духовенство и сельских учителей. Издатели-редакторы - кн. В.П. Мещерский, К.В. Тхоржевский, Н.К. Тхоржевская и др.
ВОСКРЕСЕНИЕ
ВОСКРЕСЕНИЕ
ВОСКРЕСЕНИЕ
Оживание, восстание из мертвых. Слово «воскресение» образовано от русского глагола «воскресати» со значением «восставать», «оживать» – 1. Важнейшее событие земной жизни Христа Спасителя, завершившее Его земное служение. После мучительной казни – распятия на кресте – и на третий день после смерти Иисус Христос опять стал живым. Он воскрес. Женымироносицы пришли наутро после казни Христа к пещере, где Он был погребен, но пещера оказалась пустой. Апостолы тоже пришли к гробнице и убедились, что мертвого Иисуса Христа там уже не было. А затем в Евангелии повествуется о неоднократном явлении воскресшего Христа ученикам. Воскресение свидетельствует об окончательной победе над смертью. Оно открывает человечеству путь к жизни вечной, утверждает грядущее воскресение всех мертвых. На этой истине основано христианское учение и вера. 2. Сюжет православных икон, на которых представлено несколько сюжетов Воскресения. Это, напр.: «Женымироносицы у Гроба Господня», «Сошествие во ад» и др.
Источник: Основы православной культуры. 2011
воскресение
это Господь Иисус Христос (Ин 11.25), дающий жизнь верующему в Него. Господь сказал Своим ученикам: «Я живу и вы будете жить» (Ин 14.19). Воскресение Христа, которое Бог совершил силою Своею (Деян 2.24; 10.39-43), является божественной печатью истинности всех слов Христа и основой упования и веры христиан. Воскресение вслед за Первенцем-Христом, обетовано всем Христовым в пришествие Его (1Кор 15.23), а затем и всем остальным для окончательного суда (От 20.5,12-15). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом!» (От 20.6).
В Ветхом Завете не было определенных указаний о воскресении человека в будущем. Закон об этом молчит, но некоторые пророки говорили о возможном воскресении (Иов 19.25-26; Пс 48.16; Ис 26.19; Иез 37.5,12-14; Дан 12.2) и евреи думали о нем (ср. Мф 22.28-32; Ин 11.24). Но с явлением Господа Иисуса Христа и воскресением Его из мертвых был положен конец всякой неопределенности (Деян 17.31).
В Священном Писании упомянуты следующие воскрешенные люди:
- сын сарептской вдовы (3Ц 17.22),
- сын Сонамитянки (4Ц 4.35),
- один человек (4Ц 13.21),
- сын вдовы из Наина (Лк 7.11-15),
- дочь Иаира (Лк 8.41-42,50-55),
- Лазарь (Ин 11.43-44),
- многие святые (Мф 27.52),
- Тавифа (Деян 9.40),
- Евтих (Деян 20.9-12),
- два Божиих свидетеля (От 11.11).
Видимо, были и другие (Мф 10.8). (См. день воскресный, жизнь, неделя, чудеса)
В Ветхом Завете не было определенных указаний о воскресении человека в будущем. Закон об этом молчит, но некоторые пророки говорили о возможном воскресении (Иов 19.25-26; Пс 48.16; Ис 26.19; Иез 37.5,12-14; Дан 12.2) и евреи думали о нем (ср. Мф 22.28-32; Ин 11.24). Но с явлением Господа Иисуса Христа и воскресением Его из мертвых был положен конец всякой неопределенности (Деян 17.31).
В Священном Писании упомянуты следующие воскрешенные люди:
- сын сарептской вдовы (3Ц 17.22),
- сын Сонамитянки (4Ц 4.35),
- один человек (4Ц 13.21),
- сын вдовы из Наина (Лк 7.11-15),
- дочь Иаира (Лк 8.41-42,50-55),
- Лазарь (Ин 11.43-44),
- многие святые (Мф 27.52),
- Тавифа (Деян 9.40),
- Евтих (Деян 20.9-12),
- два Божиих свидетеля (От 11.11).
Видимо, были и другие (Мф 10.8). (См. день воскресный, жизнь, неделя, чудеса)
Воскресение
Учение о воскресении мертвых, проскальзывавшее в Ветх. Завете в более или менее туманных намеках (Иов. 19:25; Пс. 15:10; Ис. 26: 19) было ясно выражено в кн. Дан. 12: 2. Во время Христа воскресение мертвых пользовалось общим признанием правоверных евреев, что Марфа и высказала в словах: «Знаю, что (брат мой) воскреснет в воскресение, в последний день» (Иоан. 11:24). Однако свободомыслящие саддукеи отрицали его (Деян. 23:8), также и языческие философы (Деян. 17:32). Только через Христа и Его Евангелие свет воскресения в полном блеске взошел над миром. Христос, Который есть воскресение и жизнь (Иоан. 11:25), не только опроверг кривотолки саддукеев (Мат. 22:31 и дал.; Мк. 12:26 и дал.), воскресил умерших, напр., Лазаря, сына Наинской вдовы и дочь Иаира, и проповедовал о великом дне, когда Он Сам воскресит всех умерших, одних «в воскресение жизни» других «в воскресение осуждения» (Иоан. 5:29), но и Сам воскрес на третий день после действительной смерти, «первенец из умерших» (1 Кор. 15:20). Уже тогда многие умершие святые ветхозаветного времени воскресли и, по воскресении Христа вышли из своих отверстых могил и придя в святой город, явились многим (Мат. 27: 52). Воскресение Иисуса Христа является делом Отца (Деян. 2:24, 32; 3:15; 13:30; 1 Кор. 6:14; Рим. 4:24; также и Сына (Иоан. 2:19; 10:18). Поэтому для благовествования апостолов, которые не хотели знать ничего иного, кроме Христа распятого (1 Кор. 1:23; 2:2; Гал. 3:1), оно было главным исходным пунктом и твердым основанием (Деян. 1:22; 2:24 и дал.; 4:33: 10:40 и дал.), божественной печатью истинности слов Распятого, действительности примирения в Нем с Богом (1 Кор. 15:14 и дал.) и залогом победы с Ним (1 Кор. 15:22,57; 1 Фес. 4: 14). Это свидетельство апостолов является тем более стоящим вне всяких сомнений, что они в Писании откровенно говорят, как далеки они были от всяких мыслей о воскресении Иисуса, как трудно им было поверить в действительность Его воскресения и что только самые основательные доказательства могли убедить их в этом; Смот. Мат. 28:17; Map. 16:8; Лук. 24: 11,21 и дал.; Иоан. 20:9,25 и дал. Но, когда они уверовали в это и когда Дух Св. напомнил им ветхозаветные пророчества и собственные предсказания Иисуса (Мат. 12:40; Псал. 15: 10; Деян. 2:27; Мат. 16:21; 17:9; Map. 14:28; Иоан. 16:16), огонь загорелся в их сердцах (Лук. 21:32) и они с радостью стали отдавать жизнь за Того, Который сказал: «Я живу и вы будете жить» (Иоан. 14:19; Деян. 9:5; Гал. 1:16; 1 Иоан. 1:1 и дал.). Уже в первые времена христианства в азиатских общинах появились лжеучители, которые не признавали воскресения тела, говоря, что оно уже совершилось (2 Тим. 2:18), может быть, извращая слова Павла (сравни 2 Пет. 3:16) о воскресении через веру (Рим. 6:4; Кол. 2:12; 3:1). Подобно тому, как у Иоан. 5:29 Иисус различает воскресение осуждение от воскресения жизни и у Лук. 14:14 говорит о воскресении праведных, так и Его апостолы подчеркивают разницу во времени воскресения. Ап. Павел в 1 Кор. 15 говорит, что умершие воскреснут в известном порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его, а затем конец, когда все будет покорено Ему (1 Кор. 15:23 и дал.). Иоан описывает в Отк. 20 свое видение того, как Сатана будет скован на 1000 лет и в течение этого времени не будет прельщать народы (3 ст.). В начале этого времени мученики и те, которые не поклонились зверю (Антихристу), оживут и будут царствовать со Христом в течение 1000 лет (4 ст.); прочие умершие не оживут, пока не пройдут эти 1000 лет (ст. 5), после чего Иоанн говорит: «блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним 1000 лет». Затем Сатана будет освобожден на малое время, и соберет войско, которое окружит «стан святых и город возлюбленный» и уже после этого последует окончательное общее воскресение и суд (ст. 12:13). Упомянутые места Св. Писания послужили основанием для учения о тысячелетнем царстве, времени мира и счастья, когда исполнятся предсказания пророков о временах блаженства для всей земли (Ис. 59:18 и дал.; 60: 62); в них также видят указание на два воскресения, о которых выше упомянуто. По мнению Фиельстедта, эти слова определенно и ясно показывают, что первое воскресение совершится задолго до общего, и что первое воскресение отнюдь не имеет в виду воскресение в новую жизнь во Христе или духовное возрождение (Рим. 6), а воскресение тела. Мейер и Альфорд придерживаются того же мнения. Другие же толкователи придают указанному месту духовное значение, как, напр., Мелин, который в первом воскресении видит только время расцвета Церкви Христовой, а в тысячелетнем царстве — предел ее земного совершенства и т. д. Августин и многие после него усматривают тысячелетнее царство в теперешнем состоянии церкви.