ВОСКРЕСЕНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОСКРЕСЕНИЕ
иллюстрированный православно-монархический журнал, издавался в Петербурге в 1887-1905. Ориентировался преимущественно на простых людей - крестьян, солдат, рабочих, сельское духовенство и сельских учителей. Издатели-редакторы - кн. В.П. Мещерский, К.В. Тхоржевский, Н.К. Тхоржевская и др.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ВОСКРЕСЕНИЕ
Оживание, восстание из мертвых. Слово «воскресение» образовано от русского глагола «воскресати» со значением «восставать», «оживать» – 1. Важнейшее событие земной жизни Христа Спасителя, завершившее Его земное служение. После мучительной казни – распятия на кресте – и на третий день после смерти Иисус Христос опять стал живым. Он воскрес. Женымироносицы пришли наутро после казни Христа к пещере, где Он был погребен, но пещера оказалась пустой. Апостолы тоже пришли к гробнице и убедились, что мертвого Иисуса Христа там уже не было. А затем в Евангелии повествуется о неоднократном явлении воскресшего Христа ученикам. Воскресение свидетельствует об окончательной победе над смертью. Оно открывает человечеству путь к жизни вечной, утверждает грядущее воскресение всех мертвых. На этой истине основано христианское учение и вера. 2. Сюжет православных икон, на которых представлено несколько сюжетов Воскресения. Это, напр.: «Женымироносицы у Гроба Господня», «Сошествие во ад» и др.

Источник: Основы православной культуры. 2011

воскресение
это Господь Иисус Христос (Ин 11.25), дающий жизнь верующему в Него. Господь сказал Своим ученикам: «Я живу и вы будете жить» (Ин 14.19). Воскресение Христа, которое Бог совершил силою Своею (Деян 2.24; 10.39-43), является божественной печатью истинности всех слов Христа и основой упования и веры христиан. Воскресение вслед за Первенцем-Христом, обетовано всем Христовым в пришествие Его (1Кор 15.23), а затем и всем остальным для окончательного суда (От 20.5,12-15). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом!» (От 20.6).
В Ветхом Завете не было определенных указаний о воскресении человека в будущем. Закон об этом молчит, но некоторые пророки говорили о возможном воскресении (Иов 19.25-26; Пс 48.16; Ис 26.19; Иез 37.5,12-14; Дан 12.2) и евреи думали о нем (ср. Мф 22.28-32; Ин 11.24). Но с явлением Господа Иисуса Христа и воскресением Его из мертвых был положен конец всякой неопределенности (Деян 17.31).
В Священном Писании упомянуты следующие воскрешенные люди:
- сын сарептской вдовы (3Ц 17.22),
- сын Сонамитянки (4Ц 4.35),
- один человек (4Ц 13.21),
- сын вдовы из Наина (Лк 7.11-15),
- дочь Иаира (Лк 8.41-42,50-55),
- Лазарь (Ин 11.43-44),
- многие святые (Мф 27.52),
- Тавифа (Деян 9.40),
- Евтих (Деян 20.9-12),
- два Божиих свидетеля (От 11.11).
Видимо, были и другие (Мф 10.8). (См. день воскресный, жизнь, неделя, чудеса)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Воскресение
Учение о воскресении мертвых, проскальзывавшее в Ветх. Завете в более или менее туманных намеках (Иов. 19:25; Пс. 15:10; Ис. 26: 19) было ясно выражено в кн. Дан. 12: 2. Во время Христа воскресение мертвых пользовалось общим признанием правоверных евреев, что Марфа и высказала в словах: «Знаю, что (брат мой) воскреснет в воскресение, в последний день» (Иоан. 11:24). Однако свободомыслящие саддукеи отрицали его (Деян. 23:8), также и языческие философы (Деян. 17:32). Только через Христа и Его Евангелие свет воскресения в полном блеске взошел над миром. Христос, Который есть воскресение и жизнь (Иоан. 11:25), не только опроверг кривотолки саддукеев (Мат. 22:31 и дал.; Мк. 12:26 и дал.), воскресил умерших, напр., Лазаря, сына Наинской вдовы и дочь Иаира, и проповедовал о великом дне, когда Он Сам воскресит всех умерших, одних «в воскресение жизни» других «в воскресение осуждения» (Иоан. 5:29), но и Сам воскрес на третий день после действительной смерти, «первенец из умерших» (1 Кор. 15:20). Уже тогда многие умершие святые ветхозаветного времени воскресли и, по воскресении Христа вышли из своих отверстых могил и придя в святой город, явились многим (Мат. 27: 52). Воскресение Иисуса Христа является делом Отца (Деян. 2:24, 32; 3:15; 13:30; 1 Кор. 6:14; Рим. 4:24; также и Сына (Иоан. 2:19; 10:18). Поэтому для благовествования апостолов, которые не хотели знать ничего иного, кроме Христа распятого (1 Кор. 1:23; 2:2; Гал. 3:1), оно было главным исходным пунктом и твердым основанием (Деян. 1:22; 2:24 и дал.; 4:33: 10:40 и дал.), божественной печатью истинности слов Распятого, действительности примирения в Нем с Богом (1 Кор. 15:14 и дал.) и залогом победы с Ним (1 Кор. 15:22,57; 1 Фес. 4: 14). Это свидетельство апостолов является тем более стоящим вне всяких сомнений, что они в Писании откровенно говорят, как далеки они были от всяких мыслей о воскресении Иисуса, как трудно им было поверить в действительность Его воскресения и что только самые основательные доказательства могли убедить их в этом; Смот. Мат. 28:17; Map. 16:8; Лук. 24: 11,21 и дал.; Иоан. 20:9,25 и дал. Но, когда они уверовали в это и когда Дух Св. напомнил им ветхозаветные пророчества и собственные предсказания Иисуса (Мат. 12:40; Псал. 15: 10; Деян. 2:27; Мат. 16:21; 17:9; Map. 14:28; Иоан. 16:16), огонь загорелся в их сердцах (Лук. 21:32) и они с радостью стали отдавать жизнь за Того, Который сказал: «Я живу и вы будете жить» (Иоан. 14:19; Деян. 9:5; Гал. 1:16; 1 Иоан. 1:1 и дал.). Уже в первые времена христианства в азиатских общинах появились лжеучители, которые не признавали воскресения тела, говоря, что оно уже совершилось (2 Тим. 2:18), может быть, извращая слова Павла (сравни 2 Пет. 3:16) о воскресении через веру (Рим. 6:4; Кол. 2:12; 3:1). Подобно тому, как у Иоан. 5:29 Иисус различает воскресение осуждение от воскресения жизни и у Лук. 14:14 говорит о воскресении праведных, так и Его апостолы подчеркивают разницу во времени воскресения. Ап. Павел в 1 Кор. 15 говорит, что умершие воскреснут в известном порядке: первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его, а затем конец, когда все будет покорено Ему (1 Кор. 15:23 и дал.). Иоан описывает в Отк. 20 свое видение того, как Сатана будет скован на 1000 лет и в течение этого времени не будет прельщать народы (3 ст.). В начале этого времени мученики и те, которые не поклонились зверю (Антихристу), оживут и будут царствовать со Христом в течение 1000 лет (4 ст.); прочие умершие не оживут, пока не пройдут эти 1000 лет (ст. 5), после чего Иоанн говорит: «блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним 1000 лет». Затем Сатана будет освобожден на малое время, и соберет войско, которое окружит «стан святых и город возлюбленный» и уже после этого последует окончательное общее воскресение и суд (ст. 12:13). Упомянутые места Св. Писания послужили основанием для учения о тысячелетнем царстве, времени мира и счастья, когда исполнятся предсказания пророков о временах блаженства для всей земли (Ис. 59:18 и дал.; 60: 62); в них также видят указание на два воскресения, о которых выше упомянуто. По мнению Фиельстедта, эти слова определенно и ясно показывают, что первое воскресение совершится задолго до общего, и что первое воскресение отнюдь не имеет в виду воскресение в новую жизнь во Христе или духовное возрождение (Рим. 6), а воскресение тела. Мейер и Альфорд придерживаются того же мнения. Другие же толкователи придают указанному месту духовное значение, как, напр., Мелин, который в первом воскресении видит только время расцвета Церкви Христовой, а в тысячелетнем царстве — предел ее земного совершенства и т. д. Августин и многие после него усматривают тысячелетнее царство в теперешнем состоянии церкви.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

К апологии веры в Христово воскресение

К. Г. Григорьев
Читать PDF
0.00 байт

Какая должна быть апология веры в Христово воскресение?

И. А. Глебов
Читать PDF
0.00 байт

«Светлое Воскресение» В. И. Рубина: жанровые и драматургические особенности

Ковалев Андрей Борисович
Объектом исследования в данной статье является циклическое хоровое произведение В. И.
Читать PDF
0.00 байт

«Политические» в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»

Масолова Елена Александровна
Читать PDF
0.00 байт

Джордж Элиот и Л. Н. Толстой (пасторальные традиции в романах «Адам Бид» и «Воскресение»)

Гнюсова Ирина Федоровна
Предпринимается попытка доказать, что при создании романа «Воскресение» Л.Н. Толстой использует опыт переосмысления пасторальных традиций, продемонстрированный Джордж Элиот в ее первом романе «Адам Бид».
Читать PDF
0.00 байт

Концепт «Воскресение» в поэтическом цикле Б. Пастернака «Стихотворения Юрия Живаго»

Дмитриева Наталья Михайловна, Пороль Ольга Анатольевна
Автор статьи в библейском аспекте рассматривает концепцию пространства и времени в поэтическом сборнике Б.Л. Пастернака. Наиболее подробно анализируется семантическая наполняемость концепта «воскресение».
Читать PDF
0.00 байт

Мифопоэтическая образность романа Толстого «Воскресение»

Масолова Е. А.
В статье доказывается, что цветовая символика, мифопоэтические образы облака, реки, солнца, ночи, притча о Саде и Садовнике в романе Толстого «Воскресение» имплицитно воспроизводят Евангельский код и особым образом конструируют на
Читать PDF
0.00 байт

О нескольких центральных антитезах в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»

Андреева Валерия Геннадьевна
Автор статьи доказывает, что оппозиция «работа бездействие» организует центральные противопоставления в романе «Воскресение» на уровне эпизодов, образов, этапов жизни движущихся героев.
Читать PDF
0.00 байт

Икона и картина в романе «Воскресение» и поздних повестях Л. Н. Толстого

Ахметова Г. А.
Роман «Воскресение» и поздние повести Л. Толстого рассматриваются с точки зрения отражения в них православной иконописи и светской живописи. После религиозного кризиса рубежа 1870–1880-х гг.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции английского социально-криминального романа в романе Л. Н. Толстого «Воскресение»

Матвеенко Ирина Алексеевна
В статье рассматриваются типологические схождения романа Л. Н. Толстого «Воскресение» и английского социально-криминального романа как жанровой модели.
Читать PDF
0.00 байт

Первые переводы на французский язык романа Л. Н. Толстого «Воскресение»

Полосина Алла Николаевна -
В статье рассматривается история первых переводов на французский язык романа Л.Н. Толстого «Воскресение», «этой этической утопии величайшего стиля», анализируется их восприятие читателями, критиками и самим Л.Н. Толстым.
Читать PDF
0.00 байт

Природа и «Пейзаж души» в романе Льва толстого «Воскресение»

Данг Тхи Тху Хыонг
Статья посвящена проблеме контакта природы и духовного мира человека в романе Л.Н. Толстого «Воскресение». В статье рассматривается вопрос о различных названиях романа в его переводах на вьетнамский язык.
Читать PDF
0.00 байт

«Евангельский текст» в романе Льва Толстого «Воскресение» в переводе на вьетнамский язык

Ермилова Галина Георгиевна, Данг Тхи Тху Хыонг
В статье анализируется роль «евангельского текста» в романе Л.Н. Толстого «Воскресение», показывается возможность его передачи в переводе на вьетнамский язык, осуществленном талантливыми переводчиками Фунг Уонг и Ву Динь Фонг.
Читать PDF
0.00 байт

Культурное бессознательное и воскресение России

Есаулов Иван Андреевич
В статье автор полемизирует с воззрениями формалистов, согласно которым в художественном творчестве действует «закон уничтожения формой содержания».
Читать PDF
0.00 байт

Евангельский текст в романе Л. Толстого «Воскресение»

Масолова Елена Александровна
В статье уточняется представления о позднем Толстом как о «нехристианском писателе», рассматривается функционирование евангельских стихов в романе «Воскресение».

Похожие термины:

  • ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

    По утру в первый день по субботе, называемый ныне воскресным, повествуют евангелисты, некоторые благочестивые жены пошли ко гробу Господа Иисуса, чтобы помазать тело Его миром, чего не успели сдел
  • Воскресение Иисуса Христа

    в христианстве возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения. Евангелия не описывают само событие воскресения как таковое, т.е. оживание тела Христа и его выход из завал
  • Слово на Лазарево воскресение

    Слово на Лазарево воскресение – апокриф, возникший на русской почве на рубеже XII–XIII вв. Он связан с евангельским рассказом о воскрешении Лазаря (Иоанн, XI). И. П. Еремин считал С. русским по происхожд
  • ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ

    будущее всеобщее воскресение. Оно произойдет при конце сего мира, который преобразится огнем. В этот момент души почивших вновь соединятся со своими телами и будут бессмертны и духовны. До всеобще
  • Воскресение Господне

    в первый день недели, называемый теперь воскресением, рано утром благочестивые жены взяли миро и пришли к гробу Иисуса Христа, чтобы помазать Его тело благовониями, так как они не успели сделать эт
  • Воскресение Христово

    главнейший праздник православного христианства, предначертанный евангельскими свидетельствами о телесном возвращении к жизни погребенного в пещере Иисуса Христа на третий день после Его смерт
  • ПАСХА (Воскресение Христа)

    главный праздник Православной Церкви, установленный апостолами в честь Воскресения Христа. Христиане, празднуя Пасху, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и
  • ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ (Тхият hа-метим)

    Последняя из тринадцати основ веры, сформулированных Рамбамом*, гласит: "Я верую полной верой, что будет воскресение мертвых, когда изъявит желание Творец, да будут благословенны память и имя Его в
  • КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 9 ЯНВАРЯ 1905 г

    мирное шествие 140 тыс. рабочих, организованное но инициативе «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». В начале января 1905 г. в Петербурге вспыхнула всеобщая стачка. «Собрани
  • Воскресенский Александр Абрамович

    Воскресенский (Александр Абрамович), или русский ""дедушка химии"", родился 25 ноября 1809 года в городе Торжке Тверской губернии, а скончался 21 января 1880 года в Петербурге, живя уже на покое после долго
  • Адриан, игумен Воскресенского мон

    1698—1704 г. игумен Воскресенского мон. в Череповце. {Половцов}  Адриан, игумен Воскресенского мон. † 30 г. 17 февраля 1729 г. игумен Воскресенского мон. в Череповце. {Половцов}
  • Афанасий, основатель череповецкого Воскресенского мон

    основатель Череповецкого Воскресенского мон. {Половцов}
  • Афанасий, основатель Череповского Воскресенского монастыря

    — преподобный, основатель, вместе со святым Феодосием, Череповского Воскресенского монастыря. Полагают, что оба святых были иноками Троице-Сергиевой лавры и учениками преподобного Сергия Радоне
  • Афанасий, игумен Воскресенского мон. в Солигаличе

    1335 г. игумен Воскресенского мон. в Солигаличе. {Половцов}
  • Акакий, архимандрит Воскресенского монастыря

    1666-1670 с 25 дек. 3-й архимандрит Воскресенского монастыря (Новый Иерусалим). {Половцов}
  • Акилина, игуменья Воскресенского мон

    1640—1679 гг. игуменья Воскресенского псковского мон. "со Стадища". {Половцов}
  • Воскресенский, Алексей Дмитриевич

    Род. 14.05.1960, г. Москва. Окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ(1982); Сингапурский государственный университет (1983); Фуданьский университет, Шанхай (1986); Пекинский лингвистический университет (1987);
  • Александр, архимандрит Воскресенского мон

    1635—1639 г. архимандрит Воскресенского мон. в Череповце. {Половцов}  Александр, архимандрит Воскресенского мон. 1695-1697 г. архимандрит Воскресенского мон. в Череповце. {Половцов}
  • Александра, игуменья Горицкого Воскресенского мон

    1648-1651 г. игуменья Горицкого Воскресенского мон. {Половцов}
  • Воскресенский, Александр Григорьев

    учитель в пермской семинарии, писатель; р. 30 марта 1835, † 6 февр. 1869 г. {Половцов}