ЮВЕНАЛ
ЮВЕНАЛ
Децим Юний (ок. 60 — ок. 140) — рим. поэт-сатирик. Биографич. сведения малодостоверны. Был про-фессион. ритором-декламатором, стал писать сатиры после падения имп. Домициана (96). Написал 16 сатир в 5 кн.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ЮВЕНАЛ
великий римский сатирик, живший при императорах Домициане и Траяне в городе Аквине. До нас дошло шестнадцать его сатир, ярко рисующих в язвительном тоне людей и нравы его времени. Ювенал умер в конце I в.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Ювенал
Децим Юний (лат. Iuvenalis, D. Iunius), род. ок. 60 в Аквинке в области вольсков, ум. после 127, рим. поэт, автор сатир. В поздние годы жизни, в царствование Траяна и Адриана, написал 16 сатир в 5 книгах. В них он обличал пороки своего времени. Его ирония метко поражала раболепство придворных, чрезмерную роскошь богачей, бесстыдство выскочек, безнравственность. Правдиво и резко Ю. изображает теневые стороны жизни большого города, недостойное человека существование бедных в Риме, жалкую жизнь клиентов, бичует корыстолюбие имущих, доходящее до каннибализма суеверие египтян, извращенность отношений и пустое стремление людей к богатству, славе и власти. Круг тем и лиц у Ю. охватывает все слои рим. общества. О всех обществ, слоях он говорит с горечью и пессимизмом. Формой и содержанием своих сатир (особенно поздних) Ю. обязан популярной философии и риторике. В средние века Ю. благодаря своей моралистич. строгости был одним из самых читаемых авторов. Мн. из его четко сформулированных стихов стали ныне часто употребляемыми сентенциями («В здоровом теле здоровый дух»).
Источник: Словарь античности. 1989
ЮВЕНАЛ
Juvenalis) Децим Юний (ок. 60, Аквинум, близ Рима – ок. 127, Египет?), римский поэт-сатирик. Был профессиональным ритором, после гибели прославившегося жестокими репрессиями императора Домициана (96) начал писать гекзаметрические сатиры. 5 книг – 16 сатир Ювенала (последняя не закончена) обличают пороки римского общества: чрезмерную роскошь богачей, раболепие их клиентов и нахлебников, всеобщий разврат, охватившие всех суеверия. Обосновывая свой отказ от мифологических сюжетов и обращение к злободневным темам невероятным падением нравов («Трудно сатир не писать!..») и заранее отводя упреки в недостатке таланта («Коль дарования нет, порождается стих возмущеньем!»), Ювенал дает намеренно гиперболизированную, написанную мрачными красками картину всеобщего упадка. Он связывает его прежде всего со временем правления Диоклетиана, которое было принято осуждать во времена императоров Траяна и Адриана, когда создавались сатиры Ювенала. Впрочем, обличение пороков прошлого было не слишком безопасным: есть свидетельства того, что Ювенал закончил жизнь в ссылке.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
ЮВЕНАЛ
Децим Юлий (ок. 60 — после 127 н.э.), римский поэт-сатирик, написал 16 сатир: первые шесть в эпоху правления Траяна, остальные — при Адриане. Сатиры первого периода, порожденные, по словам Поэт а, «возмущеньем», носят резко обличительный характер. Наибольшее негодование Ювенала вызывает все-общее разложение римских нравов, отсутствие гражданских чувств у римской знати, бедственное положение людей умственного труда, моральное падение семьи, невежество разбогатевших выскочек. Однако «Ювеналов бич» обращен не против настоящего, а против недавнего прошлого — времени правления Домициана, хотя ни настоящее, ни будущее также не сулит поэту никакой надежды, отсюда и тоска о безвозвратно прошедших временах, о древних установлениях. Сатиры, написанные после 120 г., представляют собой рассуждения на морально-философские темы. Поэт видит свою задачу в том, чтобы сохранить «Здоровый дух в здоровом теле», Ювенал создает сатиры декламационного характера, изобилующие гиперболами, средствами ораторского убеждения, патетическими восклицаниями и вопросами, сентенциями, ставшими крылатыми. Ни один из римских сатириков не оказал на европейскую литературу такого влияния, как Ювенал, а в средние века он благодаря своей моралистической строгости был одним из самых читаемых авторов.
ЮВЕНАЛ
Децим Юний (Decimus Junius Juvenalis) (ок. 60 - ок. 140) - рим. поэт-сатирик. Биографич. сведения малодостоверны. Был профессиональным ритором-декламатором, стал писать сатиры после падения имп. Домициана (96). Написал 16 сатир в 5 книгах (последняя не закончена); сатиры 1-3-й книг посвящены в основном времени правления Домициана и носят резко обличит. характер (против домициановского двора, о положении поэтов и риторов, о положении бедняков-клиентов и др.); сатиры 4-5-й книг представляют собой более отвлеченные рассуждения на моральные темы (об истинном счастье, о твердости мудреца, о воспитании и пр.). Круг тем и лиц у Ю. охватывает все рим. общество, изображаемое с точки зрения "маленького человека", литератора-клиента, зависимого от патрона. Взгляд Ю. на мир пессимистичен, о произволе императоров и вздорности толпы он говорит с одинаковым озлоблением; тон его сатир - тяжелый и грозный обвинит. пафос, насыщенный гиперболами и контрастами. Представление об "упадке нравов" в Рим. империи во многом восходит к его сатирам. Ю. - классик "суровой сатиры" (в противоположность Горацию, классику "доброй сатиры"); средневековье ценило Ю. как наставника-моралиста, новое время - как обличителя-борца ("Ювеналов бич" у А. С. Пушкина). Изд.: Satirae, hrsg. von U. Knoche, Miinch., 1950; в рус. пер. - Сатиры, М., 1888; Сатиры, М. - Л., 1937. Лит.: Highet G., Juvenal the satirist, N. Y., 1961. M. Л. Гаспаров. Москва.
ЮВЕНАЛ
• Iuvenalis,
Decimus Iunius, родился в правление Клавдия ок. 47 г. от Р. X. в Аквине, в земле вольсков (3, 319). Сообразно с обычным в то время учебным курсом он посещал в Риме школы риторов и грамматиков (1, 15), затем служил трибуном в войске и впоследствии исправлял в своем родном городе должность цензора. Тяжелое время правления Домициана заставило его оставить общественную деятельность. Гнев и скорбь об испорченности века привели его к сатирической поэзии (1, 89: facit indignatio versum). Его главная деятельность совпадает с правлением Траяна, когда после долгого гнета дана была возможность свободного обсуждения недавнего прошлого, и простирается до времени Адриана (15, 27, consule Iunco в 127 г.). По некоторым рассказам, он был сослан за откровенные отзывы в своих сатирах императором Траяном или Адрианом, но не Домицианом, вероятно, под видом военной ссылки или в Британнию или (ср. 15, 45) в Египет. Мы имеем от него в 5 книгах 16 сатир, которые большею частью содержат в себе описания из времен Домициана. С точным знанием жизни соединяет он большую способность изображать нравы: немногими чертами рисует он личности и события, в которых самыми яркими красками изображает развратность, проявлявшуюся во всех положениях жизни вплоть до высших кругов, разоблачая с откровенною прямотою порок в его наиболее пошлом и отвратительном виде. При этом он всюду обнаруживает свое честное настроение, которое с омерзением отворачивается от развращенного состояния окружающих и тоскует по доблестям великого прошлого. Только изредка язвительный, бичующий тон его сатиры прерывается отдельными комическими сценами. Хотя его слог имеет сильную риторическую окраску, тем не менее его образы дают нам наглядное изображение размеров, до которых дошла нравственная порча в Риме во времена императоров, наряду с величайшим блеском внешней жизни. Некоторыми учеными несправедливо оспаривается подлинность обеих последних сатир, причем Риббек считает принадлежащими Ювеналу только 9 первых сатир, 11-ю и еще, пожалуй, 16-ю, а прочие работою какого-то ничтожного болтуна и пошлого фразера, не приводя, впрочем, в свою пользу убедительных доводов. Сохранившиеся схолии суть извлечения из сделанного в Риме ок. 400 г. от Р. X. комментария, составленного, вероятно, каким-нибудь начитанным грамматиком (лучше всего изд. О. Jahn в его издании 1851 г.); второй разряд схолий происходит лишь из каролинской поры и не имеет цены. Изд. Henninius (1685 и 1695), Ruperti (1801-1819), Weber (1825), Heinrich (1839), О. Jahn (1851, лучшее критическое изд.), Weidner (1873); издание текста К. F. Hermann (1854), Ribbek (1859), О. Jahn (1868); хороший перевод Hertzberg´а и Teuffel´я (1864 и слл.).