Жертва

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ЖЕРТВА
Приношение божеству в знак благодарности животных, птиц, плодов и др. В христианстве Иисус принес Себя в жертву ради людей, чтобы искупить их грехи. Главной жертвой Богу в христианстве считается покаяние. Жертвенник– помещение в храме, в котором располагают предметы для подготовки и освящения Святых Даров. Жертвенный, прил – предназначенный для жертвы.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Жертва
в самом общем смысле: принесение даров Богу как свидетельство ограниченных возможностей человека и следствие потребности получить Божественную помощь. По православному вероучению, Иисус Христос принес себя на Голгофе в Ж. за всех людей и тем самым сделал излишними иные жертвоприношения. Остается необходимой только бескровная Ж. – Евхаристия, заповеданная Спасителем. Евхаристия неразрывно связана с Голгофской Ж. Христа, имеет такое же спасительное значение, но лишена, в отличие от нее, кровопролития, страдания и смерти, поскольку совершается по Воскресении Христовом в память о Ж. Христа.

Источник: Краткий православный словарь.

ЖЕРТВА
совершаемое по определенному ритуалу умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или царства животных. Слово происходит от слав. глагола «жрети», «жрать», «пожирать» (отсюда «жрец»). Идея жертвы существует во всех религиях и имеет разнообразные формы. В Ветхом Завете различались жертвы хлебные, возлияния, заклания, огненная жертва, искупительные, воскурения и жертвы первенцев. Однако, несмотря на сложную обрядность библейских жертв, все большее развитие получала идея замены символа сущностью, т.е. вместо животных или земных плодов Богу благоугоднее чистое сердце. «Милости хочу, а не жертвы» – основной тон пророческих воззрений на этот предмет.
В высшем своем значении ветхозаветные жертвы были символом великой жертвы Богочеловека, принесенной им во искупление человечества от первородного греха.
Иисус Христос не отбросил жертвенный культ Ветхого Завета, но заменил его, введя на Тайной вечере причащение. См. Евхаристия.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Жертва
евр. курба. Жертва, т. е. дар — общее название всевозможных даров, которые поклоняющийся приносит Богу. Это слово буквально соответствует еврейскому слову «корван» — «предназначенное в дар» ( Map. 7:11), которым обозначаются всевозможные дары; так названы жертвы в Исх. 28:38, кровные и бескровные (Лев. 1-2; 2:1; 4:23; Чис. 5:15; Лев. 6:20, Чис. 6:14,21; 7: 10 и дал.). Если бы человек не впал в грех, то вся его жизнь была бы непрерывным личным самопожертвованием и все внешнее входило бы в это пожертвование, как часть целого. Но когда грех порвал связь между Богом и человеком и прежнее общение с Богом у человека заменилось отчужденностью, соединенною со страхом, то он почувствовал потребность отделять от своего имущества самое лучшее для приношения Божеству, чтобы, таким образом, вновь получить доступ к оскорбленному его грехом Величию, или чтобы этим выразить Ему свою благодарность за полученную помощь. Поэтому жертвы стали приноситься немедленно после изгнания из рая. Вспомним Каина и Авеля. Ной принес жертву всесожжения Иегове после спасения от вод потопа; патриархи строили жертвенники и приносили жертвы заклания, призывая имя Господа (Быт. 12:7; 13:4; 26:25 и т.д.), так что жертва, сопровождаемая молитвою, сама была, как бы «воплощенной молитвой». Когда человек хотел приблизиться к Богу с молитвою или благодарением, он чувствовал, что ему следовало прийти не с пустыми руками. Языческое богослужение, как в древние времена, так и теперь, свидетельствует, как глубоко заложено в человеке это чувство. Со всех жертвенников языческих храмов, со всех священных рек, поглотивших так много тысяч жизней, через века к нам доносится жалобный вопль: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом Небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего — за грех души моей?» (Мих. 6:6,7) На этот вопль языческого мира Бог ответил устройством среди Израиля жертвенного служения с обещанием примирения, которое возвращает грешнику общение с Богом. Естественное чувство, не допускавшее человека приближаться к Богу с пустыми руками, было правильно, что Бог подтвердил Сам: и пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» (Исх. 23:15; Втор. 16:16). Он не оставил Израиля в неведении о характере жертв и формах жертвоприношения; кроме того, Бог дал ему уверенность в том, что встретит его при жертвеннике с Своей благодатью. Итак, жертва, которая у язычников являлась выражением страха, у Израиля была средством получения благодати. И, смотря по различным потребностям, как общества, так и отдельных личностей, в законе о жертвах (Лев.) было дано указание относительно различных жертв: для очищения от греха, примирения с Богом, или выражения преданности Ему в служении, хвалы и благодарности и т.д. Смотря по цели и назначению жертвы, по закону Моисееву,, можно разделить их на четыре главных рода: I ) жертвы очищения в действительном значении этого слова, которые разделяются на жертву за грех и жертву повинности, 2) жертвы всесожжения, 3) мирные жертвы, которые делились на жертвы хваления, обетования и добровольные, 4) хлебные и возлияние. Первая из перечисленных жертв имела целью поставить человека под покров благодати, для его примирения с Богом. Три следующие рода жертв приносились уже примирившимся. В тех случаях, когда приносилось одновременно несколько жертв, первыми приносились жертвы за грех и повинности или только одна из них, а затем уже жертвы всесожжения и мирная жертва. Хлебная жертва и жертва возлияния приносились, большею частью, совместно с другими, а также и самостоятельно. Жертвы были или кровавые, т. е. жертвы заклания, или бескровные, состоявшие из хлеба, вина и елея. Некоторые из жертв были точно определены, например, ежедневные, в известные праздники, очищения и освящения. Другие же были добровольные и приносились или всем обществом, или отдельными лицами по различным причинам. В жертву приносили животных из крупного и мелкого рогатого скота: волов, коров, овец и коз; из птиц — горлиц и молодых голубей. Мелкий скот должен был быть не моложе 8 дней, а крупный не старше трех лет (Исх. 22.30, 29:38; Лев. 9:3; 22:27). Животные должны были быть без телесных недостатков, повреждений, уродливостей и т.д. (Лев. 22:20 и дал.). Жертвами из растений были колосья, мука, пресные хлебы, оливковое масло, курения, соль и вино (Лев. 2:1 и дал.). Мед и закваска не допускались для жертвоприношения (Лев. 2:11). Вообще израильтяне должны были приносить в жертву только то, что служило человеку пищею и что имело ценность, а не такие продукты или плоды, которые легко были доступны или приобретаемы — например, рыба, плоды диких растений или пойманная дичь, — все это нельзя было приносить в жертву, а только то, что требовало от человека прилежания и труда. Человек должен был лучшие плоды своих трудов давать Богу, чтобы жертва представляла достойную пищу Ему; жертва и называется хлебом Божиим (Лев. 21:6 и дал.; Чис. 28:2). Конечно, это нельзя понимать так, что Богу нужна материальная пища: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:12). Он благоволит к душе, самопожертвование которой проявилось в ее даре — ибо для того, чтобы спасать души и вернуть их из плена греха к Себе, Он и дал все эти жертвы, которые уже в завете закона возвещали Евангелие Это значение жертвы, как средства благодати к воссоединению человека с Богом, особенно проявляется в жертвах заклания. Животное приводилось к скинии или храму и жертвующий возлагал руки на его голову, — после чего животное закалывали, и кровь его, собранная священником в сосуд, приносилась пред Господом и ею кропился жертвенник или завеса, или крышка ковчега. Если жертвою был голубь, то его кровь выпускалась на стену жертвенника (См. Лев. 1:4,15; 3:8; 4:4 и дал). Это пролитие крови и кропление ею было именно то в жертвоприношении, чем достигалось примирение; ибо кровь считалась носительницей жизни и потому ее именно следовало приносить Богу. Язычество хотело приносить Богу человеческие жертвы, но Бог назначил израильскому народу кровь жертвенного животного, как средство примирения (Лев. 17:11). Однако, это все же не было в полной мере примирением. Жизнь самых лучших животных не могла равняться с жизнью человека; к тому же «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:8). «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожила грех» (Евр. 10:4). Все жертвы искупления в Ветхом Завете указывали на грядущую совершенную жертву, которую Иисус Христос должен был однажды принести. Срав. «очищение», «примирение». Хотя идея о приношении не выявляется так ясно в прочих жертвоприношениях, как в двух первых, — однако и в них можно уловить указание на то и напоминание о том, что все вообще приносимые жертвы благоугодны Богу только ради крови «примиряющей». Ежедневные жертвы также должны были свидетельствовать о примирении. По закону, ничего не очищалось без крови, ибо «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22) Все жертвенное служение было прообразом Евангелия, пронизывавшим всю жизнь общества того времени, почему и видят в отдельных действиях и обрядах при жертвоприношении Евангельские прообразы. Жертвы позволялось приносить только пред жилищем Господним (Лев 17:3 и дал.), что говорило о единстве Существа Иеговы, Его Едином имени (Втор 12:2; Зах. 14:9) и, кроме того, являлось средством для объединения всего народа (Несмотря на это, было возможно приносить жертвы и в других местах вне храма, что видно из некоторых мест Библии. См примечание к слову «Священник»). В крови приносилась Богу жизнь души, кропление кровью символизировало искупление, омытие греха и помилование грешника. Огонь на жертвеннике символизировал Бога, как живую силу, Который не терпит ничего нечистого в Своем присутствии Сгоравшая в огне жертва — символизировала полное предание Богу души, которая переходит от смерти в жизнь При жертвоприношении плодов не должно было быть меда и закваски; первый не подходил к святости и чистоте жертвы, последняя обозначала, что все нечистое и плотское не устоит перед Богом. Елей при хлебных жертвах, понимают, как символ Святого Духа или смягчающего и оживляющего милосердия Божьего. Курение обозначает молитвы праведников (Отк. 5:8), соль — твердый союз благодати с Иеговою и ее сохраняющие свойства ( Map. 9:49 и дал.; Чис. 18:19). Евреям часто напоминалось о том, что одно внешнее соблюдение жертвенных обрядов не давало мира с Богом; пророки, наоборот, нередко заявляют обратное, что все жертвы суть мерзость перед Богом, если они не являются выражением сердечного стремления к Богу и добру (Прит. 21:27; Иер. 6:20; Ам. 5:22, Мих. 6:6 и дал.; Ос. 6:6; Мат. 9:13). «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар. 15:22). Давид уже знал, что «жертва Богу дух сокрушенный. (Срав. Пс. 49), сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). Благодарность, послушание и самопожертвование, которые все дети Божий в Новом Завете должны воздавать своему Небесному Отцу, символизируются часто картинами из жертвенного богослужения. Христианам следует поэтому приносить Господу, не жертву за грех и вину, ибо таковую они навеки имеют во Христе, а лишь жертвы всесожжения, хваления, хлебные жертвы и курение (Срав. Пс. 5021; 1 Пет. 2:5; Мал. 1:11; Рим 12:1; Фил. 2:17; 4:18; Евр. 13: 15 и дал.).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ЖЕРТВА
   • Sacrific?a.
         В обширном смысле под Ж. разумеется всякое приношение богам, которым выражается или зависимость от них, или свидетельство благоговения и благодарности к ним или посредством которого желают приобрести божественную милость. (Об очистительной Ж. см. Lustratio, Очищение.) Под понятие Ж. подходят и священные подарки, которые отличаются от Ж. в собственном смысле тем, что они назначаются для постоянного пользования богам, между тем как собственно Ж. доставляет им только моментальное наслаждение. К Ж. относятся также и те предметы, которые клали или вешали в храм, но которые там долго не оставались, напр., первые плоды, цветы и т. п. (??????????, primitiae). У греков и римлян Ж. была главной частью культа и самым важным актом большей части праздников. Ж. приносились как в праздничные дни, так и в обыкновенные, и притом как частными лицами, семействами, родами, так и от лица всего государства, и приносились при всяком значительном событии в жизни как частного лица, так и народа. Ж. можно разделить на два главных вида: кровные и бескровные.
       1. К бескровным относятся — первые плоды полей, что составляет самый древний вид Ж. еще младенческого периода (Plat. legg. 6, p. 782. С. Ov. fast. 1, 337 слл.), лепешки (???????, placentae sacrae), особенно медовые и другие печенья, которым часто придавали форму какого-нибудь животного. Вошло даже в обычай — за недостатком жертвенных животных — приносить в Ж. подобные фигуры из теста, воска или даже дерева (fictae victimae, sacra simulata. Hdt. 2, 47. Plut. Lucull. 10). К бескровным Ж. принадлежат также Ж. сожжения, для которых сначала употреблялись местные горючие материалы, дающие много дыма (кедровое дерево, лавровое дерево, смола гумми и т. п.), а впоследствии особенно ладан, и которые были соединены часто с животными Ж. и возлияниями. Ноm. Il. 6, 270. 9, 449. Thuc. 1, 126. Возлияния, ??????, libatio, состояли в возлиянии на алтарь жидкости, преимущественно вина. Возлияния соединялись иногда с Ж. сожжения в том убеждении, что богам вместе с пищей следует доставить и удовольствие пития, а иногда оно составляло и самостоятельный вид Ж. Как самостоятельная Ж. возлияние совершалось при молитвах об успехе какого-либо предприятия (Ноm. Il. 9, 171. 16, 225. 24, 302), при торжественных договорах (Ноm. Il. 3, 295), при жертвоприношениях в честь умерших (????, Ноm. Od. 10, 518. 11, 26, inferiae см. дальше 10), и особенно на пирах, когда первые капли напитка выливали божеству и тем освящали напиток. Ноm. Il. 7, 480. Verg. Aen. 1, 740. 5, 77. Возлияния, как и всякая Ж., совершалось чистыми руками, и притом вино для Ж. должно было быть не смешанным с водой, за исключением Ж. Гермесу и приносимых за столом. Кроме вина, для возлияний употребляли мед, молоко, растительное масло, иногда в чистом виде, а иногда в смеси. Возлияния мертвым состояли преимущественно из меда и вина. Некоторым божествам вино совершенно не приносилось в Ж. (???????? ??????), как-то музам и нимфам, Гелиосу, Афродите Урании, аттическим Евменидам (Soph. О. С.). Греки обыкновенно совершали libatio при переходе от ???????? к ?????????, именно в честь ??????? ?????? и ????? ?????. Римляне говорили libare и о принесении в Ж. сухих предметов, напр., dapes (Liv. 39, 43), fruges (Cic. legg. 2, 8), tura (Ov. ex Pont. 4, 8, 39) и т. п.
       2. Кровные Ж. Животные Ж. были самыми важными и самыми обыкновенными во все время известной нам древности. Выбор жертвенного животного был обусловлен известными соображениями. Известные животные не приносились в Ж. некоторым божествам, напр., коза — Афине; другие божества, напротив, требовали себе в Ж. то или другое животное. Это предпочтение одних животных другим основывалось на том, что известное животное или особенно было любимо богом, или, напротив, было ему враждебно и ненавистно. Так обыкновенно объясняется то обстоятельство, что Деметре приносили в Ж. преимущественно свинью, а Дионису — козла, т. к. свинья наносит вред полям, а козел — винограду. Посейдон любил, чтобы ему приносили в Ж. черных быков (Ноm. Od. 3, 6) и лошадей; богам реки приносили в Ж. лошадей. Ноm. Il. 21, 132. Рыбу и дичь редко приносили в Ж. (олень был приносим в жертву Артемиде, богине охоты), птиц — чаще (петуха — Асклепию, Plat. Phaed. P. 118. ?., голубей — Афродите, перепелов — Геркулесу). Самыми обыкновенными жертвенными животными были: быки, овцы, козы и свиньи, причем самцы предпочитались самкам. Иногда соединяли для одной Ж. трех животных из различных пород (???????, ???????, suovetaurilia, solitaurilia), как у Ноm. Od. 11, 131, быка, барана и кабана. Ж. состояла иногда из значительного числа животных, так что во время больших праздников в богатых городах число животных доходило до ста. В Риме во время 2-й Пунической войны была принесена Ж. из 300 быков. Liv. 22, 10. Даже частные лица приносили иногда дорогостоящие Ж. Hdt. 6, 129. Гекатомбой (?????????) называлась собственно Ж. в сто животных, под этим же именем обозначали всякую большую и торжественную Ж. Животные, предназначавшиеся для Ж., должны были быть здоровы и без телесных недостатков (в Спарте допускались исключения, Plat. Atсib. 2, p. 146 А.) и в большинстве случаев должны были быть из числа еще не употреблявшихся для работы. Рабочего быка особенно воспрещалось приносить в Ж. Требовался также известный возраст для жертвенного животного. Относительно пола соблюдалось то правило, что мужским божествам приносили в Ж. самцов, а женским — самок. Кроме того, делалось еще различие по цвету, причем, верховным богам приносили в Ж. животных белого цвета, а подземным и богам темного моря — черного цвета. Ноm. Il. 3, 103. Ноm. Od. 3, 6. 11, 33. Эти различия, в общем, были одинаковы у греков и римлян. Римляне разделяли жертвенных животных на maiores и lactentes (Cic. legg. 2, 12. 29), на victimae, т. е. быки, и hostiae, мелкий скот, преимущественно овцы (victima maior est, hostia minor. Fronto). Древнейшему греческому культу, так же как и культу многих народов, не были чужды человеческие Ж. Хотя в некоторых культах, равно как и в культе ликейского Зевса, принесение человеческих Ж. основано было на том воззрении, что божество находит наслаждение в человеческом мясе, но по большей части Ж. эти имели основанием желание умилостивить божества принесением в Ж. одного из среды народа, чтобы отвратить гнев бога, лежащий на всем народе. Очистительные человеческие Ж., принесенные в Грецию извне, принадлежат к раннему времени жизни греческого народа. Но как только гуманное чувство этого народа начало крепнуть, человеческие Ж. были по большей части отменены; если же где они и остались, то существовали фиктивно, будучи заменяемы другими предметами, напр., животными (принесение в Ж. Ифигении, Фриксе, см. Athamas, Афамант) или неодушевленными предметами, или же были смягчаемы другим образом. Так, для Ж. избирали преступников, которые и без того осуждены уже на смерть, и притом старались приносимого в Ж. каким-либо образом спасти, как, напр., было при человеческой Ж., ежегодно приносившейся Аполлону в Левкаде, когда преступника бросали со скалы; или же устраивали для Ж. бегство (см. Agrionia, Агриония); или довольствовались пролитием только человеческой крови (сечение спартанских мальчиков возле алтаря Артемиды. Eur. Iph. Taur. 1470). Человеческие Ж. при погребениях (Ноm. Il. 21, 28) предназначались собственно не богам, но теням умерших для удовлетворения гнева или чувства мести умершего. У римлян в отдаленной древности также существовали человеческие Ж. для умилостивления подземных богов человеческой кровью. Но этот жестокий обычай здесь также был смягчен или отменен. По древнему закону Ромула посвящаемы были подземным богам некоторые преступники (напр., изменники), и тот, кто убивал их, не был parricida. Во время праздника Iupiter Latiaris также приносили в Ж. преступника. На праздниках compitalia Мании, матери ларов, приносимы были сначала дети, а со времени Юния Брута — головки мака или чеснока, ut pro capitibus supplicaretur (ср. Argei, Аргеи). В консульство Кн. Корнелия Лентула и П. Лициния Красса (97 г. до Р. X.) человеческие Ж. были воспрещены постановлением сената. Plin. 30, 1, 3. Однако они иногда встречаются и после этого. Suet. Oct. 15. Приемы и обряды при совершении Ж. носили у греков характер трапезы, которую человек разделяет с богами, но при этом не забывалась святость повода к этой трапезе, что и сообщало ей характерную особенность. Главные источники для греческих жертвенных обрядов: Ноm. Il. 1, 458 слл. Ноm. Od. 3, 439 слл. 44, 414 слл. Eur. El. 792 слл. Жертвенное животное, украшенное венками, покрытыми позолотой (Ноm. Od. 3, 384, хотя у Гомера животные еще не украшены ????????), было приводимо к алтарю. Если оно шло спокойно, то это было хорошим знаком и его медлили убивать, пока наклонением головы оно само как бы изъявляло желание на принесение в Ж. После того как все присутствующие были окроплены водой, освященной через погружение в нее головни от жертвенного огня, жрец, приказав всем хранить молчание, посыпал затылок животного ячменем, смешанным с солью, и в знак посвящения смерти отрезал пучок волос на лбу и бросал в огонь; затем ударом дубины или топора повергали животное на землю и, чтобы добыть крови для окропления алтаря, перерезали ему горло жертвенным ножом, закинув назад голову. Если Ж. приносилась подземным богам, то голову животного пригибали к земле, причем кровь стекала в яму. Потом, сняв с животного кожу, разрезали его и, производя возлияния, сжигали на алтаре части мяса, принадлежащие богам, с курительными веществами и жертвенными печеньями. Богам назначался обыкновенно жир и частица от каждого члена животного или же особенные части, именно голени. Остальное мясо тут же делили между собой приносящие Ж., устраивая жертвенный пир, а часть, назначавшаяся жрецам, была относима иногда к ним в дом. В редких случаях сжигали все мясо. Но если Ж. приносилась умершим или была соединена с проклятием, то все мясо закапывали в землю или уничтожали иным образом. Принесение Ж. начиналось и сопровождалось молитвами, музыкой, пением и танцами. Жертвенные обычаи у римлян имеют много общего с таковыми же у греков. Если приносилась общественная Ж., то участники в ней шли в праздничных одеждах к алтарям, которые сооружались на открытом месте и были украшаемы священными травами и шерстяными повязками. Глашатай (рrаесо) приглашал понтифекса и магистрат совершать священнодействие с должным вниманием, а толпу — сохранять молчание (ut linguis taverent.). Служители при жертвоприношениях приводили на слабо натянутой веревке жертвенное животное, и после того как неочищенные были удалены, участники жертвоприношения, держась за алтарь, произносили за понтифексом молитву; потом понтифекс освящал животное, возливая на него свежую воду и вино и посыпая его голову жертвенной мукой (mola salsa; immolatio) и ладаном; отведав вина и дав выпить его участникам жертвоприношения, он отрезал на лбу животного пучок волос и бросал его в огонь. Потом, проведя ножом от лба животного до хвоста, он говорил, обратясь к востоку: животное освящено (macta est — magis aucta). Тогда прислужник (victimarius) спрашивал жреца: agone? На ответ: hoc age, он убивал животное, и притом, чтобы Ж. была благоприятна, он должен был убить его сразу. Затем подходил cultrarius и ножом пререзал горло животного. Если приносилась в Ж. свинья или овца, то действовал только cultrarius без victimarius. Собранную кровь лили на алтарь с ладаном, вином и жертвенной мукой, а само животное после возлияния вином разрезали на жертвенном столе, причем гаруспик рассматривал внутренности (exta consulere), вынув их ножом (руками нельзя было касаться их). Если рассмотрение внутренностей давало неблагоприятные результаты, то надо было принести другую Ж., и это могло повторяться несколько раз. Если же Ж. была принесена при благоприятных условиях (litatum), то следовало новое возлияние и сожжение жертвенных лепешек (ferctum, strues). Потом трижды обносили вокруг алтаря exta и клали на него. Призвав затем богов благосклонно принять Ж. (acciре, sume, cape libens, volens) и собрав предназначенные им части в корзину, сжигали их на алтаре, посыпав предварительно ладаном и мукой и полив вином. Затем следовало adoratio, состоявшее в том, что понтифекс с поднятыми кверху руками ходил вокруг алтаря на правую сторону, произнося молитвы соответствующим богам, а окружающие целовали его руки. Потом, повернувшись направо, он подносил правую руку ко рту, положив указательный палец на большой, и сидя, между тем как до сих пор стоял, совершал с народом veneratio. Совершив еще раз возлияние, отпускали народ словами: ilicet (ire licet) или valete или ex templo. Оставшиеся в храме жрецы устраивали великолепный пир. При частных жертвоприношениях пир устраивали приносящие Ж. со своими родственниками и друзьями. Ж., приносимые подземным богам, назывались inferiae.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Мария Фёдорова – террористка и жертва террора

Квасов Олег Николаевич
В статье на основании документов областных и центральных архивов впервые в историографии рассматривается покушение 23 апреля 1908 г. в Воронеже эсерки М. Федоровой на воронежского губернатора М.М. Бибикова.
Читать PDF
0.00 байт

Губернатор как жертва конфронтации коронной власти, губернского дворянства и «Локального» общества (

Бикташева Алсу Назимовна
В статье анализируются специфика взаимоотношений, сложившихся между казанскими губернаторами и представителями корпоративных дворянских учреждений губернских собраний. Вскрываются причины прямой конфронтации и ее последствия.
Читать PDF
0.00 байт

Эмилий Штемпель — агент германской разведки или жертва ограничительного законодательства?

Бочков Евгений Анатольевич
Публикация источника
Читать PDF
0.00 байт

Газета «Русская правда» как жертва цензурных взысканий 1878-1880 гг

Ромащенко V.A.
В статье на примере газеты «Русская правда» показана проблема эффективности цензурных законов второй половины XIX в. Газета возникла осенью 1878 г., а уже в 1880 г. прекратила свое существование после 7 предостережений.
Читать PDF
0.00 байт

«Жертва аборта»: отношение к родам и абортам в первые годы советской власти

Кобозева З.М., Скачкова У.О.
В статье анализируется проблема абортов в новой советской этике. Показана женская повседневность сложного послереволюционного времени через призму таких жизненных обстоятельств, как роды и аборты.
Читать PDF
0.00 байт

Танковые войска Великобритании 1920-1930-х годов: путь из лидеров в отстающие или жертва компромисса

Петунин Константин Борисович
На основе новых для российской историографии материалов Национального архива Великобритании, стенограмм заседаний британского парламента и широкого круга литературы автор проанализировал практический аспект развития танковых войск
Читать PDF
0.00 байт

НОВАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА ИЗ ФАНАГОРИИ

Завойкин Алексей Андреевич
При раскопках 2017 г. на акрополе Фанагории в стене дома второй половины VI в. до н.э., построенного из сырцового кирпича, была найдена односторонняя терракота.
Читать PDF
0.00 байт

Жертва (из авторского словаря «Космос русского самосознания»)

Исупов Константин Глебович
Статья «Жертва» из авторского словаря «Космос русского самосознания», описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
0.00 байт

Жертва настоящего времени

Савчук Валерий Владимирович
Жертва условие культуры. Однако сего-дня, с одной стороны, нельзя игнорировать вопрос теоретиков: есть ли жертва в настоящем времени?
Читать PDF
0.00 байт

Реминисценции Достоевского в романе Сола Беллоу "Жертва"

Бронич М. К.
Рассматривается проблема литературности Сола Беллоу и особенности его рецепции творчества Достоевского на примере раннего романа "Жертва".
Читать PDF
0.00 байт

Лицемер и его жертва: трагический поворот сюжета (от «Кентерберийских рассказов» к «Селу Степанчиков

Горбунов Андрей Николаевич
Статья посвящена проблеме отношений лицемера и его жертвы, которые возникли в литературе Средних веков, а затем имели развитие и в литературе последующих столетий.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 02. 042. Таба М. Безвинная, самонадеянная - и все же жертва: демифологизация и ремифологизация

Барцева С. М.
Читать PDF
0.00 байт

«Следователь-жертва» в криминальной литературе: к вопросу о типологии героя и жанра

Федунина Ольга Владимировна
В статье рассматриваются генезис и типологические особенности одного из основных субъектов расследования в криминальной литературе потенциальной жертвы преступления.
Читать PDF
0.00 байт

Вербализация ритуальных моделей мифосознания в поэтике рассказа И. Бунина «Жертва»

Мещерякова Ольга Александровна, Шестеркина Наталья Викторовна
В статье проводится мифореставрация текста рассказа И. А. Бунина «Жертва»:выделяются элементы мифосознания, мифологические мотивы и восстановливаютсямифологические сюжеты.
Читать PDF
0.00 байт

Средства репрезентации концепта «Жертва» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смирнов Ярослав Викторович
Проводится анализ средств репрезентации концепта «жертва» в образе Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Концепт «жертва» в тексте романа Ф. М.

Похожие термины:

  • Жертва за грех и жертва повинности

    в израильском богослужении представляли два рода жертвоприношения, в которых особенно проявлялись необходимость и значение примирения. В то время, как остальные жертвы: всесожжения, мирная и хле
  • АМБАРВАЛЬСКАЯ ЖЕРТВА

       • Ambarvalis hostia и ambarvale sacrificium,          жертвенное животное, жертва, которую римские поселяне весной, обыкновенно в мае месяце, приносили Церере, Марсу и другим сельским божествам, моля об урожае. П
  • ЖЕРТВА БЕСКРОВНАЯ

    таинство Евхаристии. Православная Церковь, основываясь на Святом Писании (Ин. 6: 51; Мф. 26: 28; Мк. 14: 24; 1 Кор. И: 24) и на учении Отцов Церкви, полагает, что однажды и навсегда принесенная за род человечески
  • Жертва благодарения

    См. «Жертва мирная».
  • Жертва мирная

    евр. «шлемим» — особое название тех жертв, которыми примирившийся с Богом израильтянин выражал благодарность и готовность жертвовать (Лев. 3:7). Они были трех родов: жертва благодарности за получен
  • ПОСЛЕДНЯЯ ЖЕРТВА ВТОРОЙ МИРОВОЙ

    Ночью 13 июня 1945 года в Японском море был торпедирован и затонул самый большой советский транспортный пароход «Трансбалт». Он шел из Сиэтла (США) курсом на Владивосток с грузом ленд-лиза. «Трансбалт
  • Жертва по обету

    См. «Жертва мирная».
  • ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ ЖЕРТВА

       • Supplic?um.          Так называлась собственно примирительная или очистительная жертва, затем такая же жертва, соединенная с sacratio capitis, т. е. с посвящением головы (преступника) подземным богам, нак
  • Жертва от усердия

    См. «Жертва мирная (благодарения)».
  • Жертва ревнования

    См. «Блуд».
  • Тройная жертва

       • ???????,          suovetaurilia, см. Жертва, 4.
  • Жертва усердия

    См «Жертва мирная».
  • Жертва возлияния

    Быт. 35:4) соответствующее величине хлебной жертвы количество вина, возливавшееся на жертвенник при жертве всесожжения (Исх. 29:40; Лев. 23:18; Чис. 15: 5, 10, Иоил. 1:9,13). Значение возлияния, вероятно, было то же,
  • Жертва всесожжения

    евр. «оле», т. е. поднимающееся. Так называются те жертвы, при которых жертвенное животное, после того, как оно было заклано и его кровью окропили жертвенник, рассекалось и, за исключением снятой зар
  • ЖЕРТВЕННИК, АЛТАРЬ

    Быт 8:20) — строение, исключительно предназначенное для принесения Богу жертв. Хотя жертвоприношения существовали и до потопа, но слово жертвенник в 1-й раз употреблено в Библии по выходе Ноя из ковч
  • ЖЕРТВЕННИК НЕВЕДОМОМУ БОГУ

    Деян 17:22). Относительно означенного жертвенника существовало много объяснений. Ап. Павел в своей речи пред Афинским ареопагом говорит, что он видел такой жертвенник в Афинах. Можно полагать, что та
  • человеческие жертвы

    см. проводить через огонь.
  • жертвенник для курений

    постоянный жертвенник, установленный в скинии и храме перед завесой Святого-святых для принесения курений пред лицо Господа (Исх 30.1-10; 37.25-28; 3Ц 6.22) (в Чис 4.11 назван золотой жертвенник). (См. скиния, хр
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ЕВРЕЕВ

    Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода, мы видим из Свящ. Писания, что сынов
  • ФИЛЕНОРОВЫ ЖЕРТВЕННИКИ

    порт. город (совр. Мактар) на границе между обл. Карфагена и Кирены, впослед. между рим. пров. Африка и Киренаика. Назв. города произошло, очевидно, от имени двух братьев-карфагенян, добровольно принес