Адам

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Адама
город в колене Неффалимовом (И. Нав. 19:36).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Адама
земля, почва)-а) (Нав 19.36)-один из укрепленных городов удела Неффалимова;
б) (Ос 11.8)-см. Адма.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Адам
земля или земной, может быть также красноватый)-а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (См. человек)
б) (Нав 3.16)-город южнее места впадения Иавока в Иордан.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

АДАМ
в мусульм. религии первый человек. Соотв. библейск. Адаму. По одной из версий Корана, аллах создал А. из глины, по другой — из праха земного, с тем чтобы он был его наместником на земле, научил именам всех вещей и приказал ангелам, к-рые этих имен не знали, пасть перед А. ниц. Отказался только Иблис, за что и был изгнан из райского сада, в к-ром жили А. и его жена (Хавва).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АДАМ
Первый человек. Согласно Библии Адама, родоначальника всего человеческого рода, создал Сам Бог по Своему образу и подобию, т.е. совершенным и гармоничным окружающему миру. Адам был не рожден, а именно сотворен из праха, т.е. из земли, а затем Бог вдохнул в него жизнь. И этим Адам отличается от всех будущих людей. Он «рукотворный», т.е. он сделан из реально существующей материи, но сделан Богом, что и определило божественность человека как потомка Адама. Вот почему каждый человек всегда имеет право обращаться к своему Создателю и Отцу за помощью. Имя Адам, по одной из версий, означает «красный» и указывает на красную землю, из которой он был создан. Адам прожил девятьсот тридцать лет. В русском языке имя встречается в пословицах: Адам грех сотворил – рай затворил. Адам согрешил, а мы воздыхаем. Хозяин в дому – что Адам в раю.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Адам (человек)
в Библии первый человек и прародитель человеческого рода. По одному из вариантов мифа, Бог создал Адама из праха земного, вдохнул жизнь в его ноздри и отправил в рай, чтобы охранять его при условии запрета вкушать плоды с дерева познания добра и зла. Чтобы Адам не был одинок, Бог создал разных животных. Адам дал им всем имя, но не нашел себе среди них помощника. Тогда Бог из одного из ребер Адама создал женщину (см. Ева), которая Адаму понравилась. Нагая пара, соблазненная змеем, вкусила плод с запретного дерева. В наказание Бог каждому дал свою участь: Еве в муках рожать детей и подчиняться мужу, Адаму в поте лица питаться от земли, которая проклята за него, а змею ползать и есть прах. Чтобы не дать Адаму стать бессмертным, Бог изгнал его из рая и закрыл ему доступ к древу жизни. Изгнанные из рая Адам и Ева родили Каина и Авеля. Жил Адам 950 лет.

Источник: Исторический словарь

Адам
по Библии, первый, не рожденный, а Богосозданный человек, сотворенный Богом бессмертным, однако впавший вслед за Евой в первородный грех (см. Быт. 3, 6–7) и тем самым сделавший уделом человека греховность и смерть. Имя «А». не имеет однозначного толкования и чаще всего переводится с евр. как «человек» и как «красный», что, возможно, указывает на красную глину, из которой А., согласно Библии, был создан. Грехопадение А. является одним из центральных моментов христ. вероучения. Если через А. грех и смерть вошли в мир, утвердив над ним власть адских сил, то через Иисуса Христа – «второго А». – людям даровано искупление грехов, спасение и жизнь вечная. Верующие во Христа в таинстве крещения очищаются от наследственного греха и становятся потомками «второго А.». В Библии сказано, что А. прожил 930 лет (Быт. 5, 5). По церковному преданию, он был погребен на Голгофе, в том месте, где впоследствии был распят Иисус Христос.

Источник: Краткий православный словарь.

АДАМ
по Библии, первый, не рожденный, а богосозданный человек, сотворенный Богом бессмертным. Имя «Адам» не имеет однозначного толкования и чаще всего переводится с еврейского как «человек» или как «красный», что, возможно, указывает на красную глину, из которой Адам был создан. Существует и другое объяснение слова «Адам». Это слово производят от еврейского «уподоблять», так что оно буквально значит: «я уподобил». Таким образом, в этом наименовании первого человека звучит высшее достоинство человека – подобие Богу.
Грехопадение Адама является одним из центральных моментов христианского догматического учения. Если через Адама грех и смерть вошли в мир, то через Иисуса Христа – второго Адама – людям даровано оправдание, спасение и жизнь вечная. Верующие во Христа в Таинстве Kрещения очищаются от наследуемого каждым человеком греха Адама и становятся потомками второго Адама.
В Библии сказано, что Адам прожил 930 лет (см. Быт. 5, 5). По церковному преданию, он был погребен на Голгофе, в том месте, где впоследствии был распят Иисус Христос. Память праотца Адама – в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец (перед праздником Рождества Христова). Изгнание Адама из рая вспоминается Церковью в Неделю сыропустную (воскресенье перед Великим постом).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Адам
первый человек, праотец и родоначальник всего человечества. В шестой день сотворения мира Бог создал человека из красной глины по Своему образу и подобию. Он вдунул в него жизнь и стал человек живой душой. Вседержитель поставил человека над всеми животными, рыбами и пресмыкающимися, а для его жительства насадил райский сад в Эдеме. В этом саду росло множество деревьев, приятных видом и приносивших съедобные плоды. Из Эдема вытекала река, орошавшая сад и разделявшаяся на четыре реки. Сад Эдемский был оставлен Богом на попечение человека, чтобы тот хранил и возделывал его. Адаму было позволено вкушать плоды от любого древа, растущего в саду, кроме древа познания добра и зла. Плоды от этого дерева человеку запрещено было употреблять в пищу под страхом смерти. Как только Адам устроился в своем счастливом жилище, Господь привел к нему всех зверей полевых, всех птиц и рыб, которых сотворил, а первый человек дал всем им имена. Но для него самого не нашлось среди животных ни одного помощника. И тогда «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, закрыл то место плотию. И создал Бог из ребра, взятого у человека жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа… И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Бытие, 2, 21–25). Первые люди блаженствовали в раю, пребывая в общении с Богом, но однажды Адам нарушил заповедь Божью: увлеченный своей женой, которую прельстил змей, он вкусил плодов дерева познания добра и зла и этим навлек на себя гнев Создателя. Первым признаком преступления заповеди был стыд от собственной наготы и желание спрятаться от Вездесущего Бога. Когда же Господь призвал Адами и его жену, они стали перекладывать свою вину на змея. Но Божье проклятие настигло не только лукавое животное, но и всех участников этого преступного дела, в том числе падших прародителей и весь человеческий род. Позднее страшное проклятие было растворено первоевангелием: первообетованием о Спасителе мира, который был должен родиться от Девы. После этого Адам назвал свою жену Евой (поеврейски «жизнь»), так как ей предстояло стать матерью всего рода человеческого.

Источник: Православная энциклопедия.

Адами
, Валерио (Adami, Valerio) Род. 1935, Болонья. Итальянский живописец. С 1951 по 1954 обучался в Академии Брера в Милане в мастерской Акилле Фуни. Впервые посетил Париж в 1955, завязав контакты с французскими художниками. В дальнейшем пребывал поочередно во Франции и Италии, часто посещая другие города Европы и Америки. С 1962 избрал постоянным местом жительства Арону на берегах озера Маджоре, где им была создана серия полотен Алиса в странах насилия. В условиях господства на художественной сцене направлений абстракции Адами вместе с другими молодыми художниками считал необходимым вернуться к изобразительному языку и отражению в живописи социальной действительности. В 1965 принял участие наряду с Эрро, Арройо, Рансийаком, Телемаком и Монори в выставке "Нарративная фигурация в современном искусстве", давшей название новому направлению. Основные темы Адами — типовые интерьеры современности, а также городские пейзажи. Заимствуя некоторые приемы массовой графики, комиксов (яркие цветные плоскости, обведенные черными линиями), художник рассекает и перекручивает формы мебели, других бытовых предметов, наполняя стандартные интерьеры гнетущим ощущением скрытого и безличного насилия. Хорошо знакомые формы искажаются, взбухают и прорастают друг в друга наподобие раковой опухоли. Фрагменты человеческих тел, застрявшие в очертаниях кресел, диванов, телевизоров, сами уподобляются хищным, агрессивным вещам (Общественный интерьер, 1969; Кино, 1969; Радости адюльтера, 1970; Спальня, 1970; все — частные собрания). Такие картины, перекликаясь с популярными критическими идеями времени, воспринимаются как зрительные метафоры внешне благополучного, но пораженного скрытой болезнью общества — "общества репрессивной терпимости", по определению Герберта Маркузе. В ряде полотен критика официального языка печатной продукции переходит в открытый протест против государственного насилия (триптих Нетерпимость <Политическая картина>, 1974, частное собрание). В 1989 выполнил для парижского театра Шатле монументальную фреску на тему французской музыки. В картинах 1990-х деформации снижаются, сюжет с человеческими фигурами читается более отчетливо (Пейзаж на берегу Ганга, 1991; Взгляд, 1997; обе — Лихтенштейн, Вадуц, фонд Адами).
Лит.: Damisch H., Martin H. Adami. Paris, 1974; Le Bot M. Valerio Adami, essai sur le formalisme critique. Paris, 1975; Exposition Adami. Paris, 1985; Adami V. Les regles du montage. Paris, 1989.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Адам
1) общее название всех людей, как рода, а также собственное имя первого человека, праотца всех народов. На 6 день творения мира Бог сказал: «Создадим человека (евр. Адам) по образу и по подобию нашему». — «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт, 1:26,27). «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28), и повелел им питаться растениями (Быт. 1:29). В Быт. 2:7 описывается более подробно сотворение человека: «и создал Бог человека (адам) из праха земного (адама) и вдунул в лице его дыхание жизни: и стал человек (адам) душою живою». После этого Бог поместил человека в Едемском саду, чтобы он возделывал его. бог предупредил человека о дереве познания добра и зла, также привел к нему всех животных, чтобы он дал им имена; наконец, дал ему жену, сделанную из его ребра, чтобы была ему помощницей. Тогда сказал человек: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, и она будет называться женою (иша), потому что взята от мужа (иш). Потому оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей и будут (два) одна плоть». Они оба — Адам и его жена — были наги и не стыдились (Быт. 2). В Быт. 3 рассказывается, как змей прельстил Еву плодами дерева познания добра и зла, и она ела сама эти плоды, дала их мужу и он также ел. Святая невинность сменилась сейчас же стыдом и страхом; они покрыли себя листьями и спрятались от Бога. За падением последовал суд: болезненное рождение детей, проклятие земли, добывание пропитания в поте лица и изгнание из Едемского сада. Еще до суда Бог дал им обетование, что семя жены сотрет главу змея (Быт. 3:15). Когда Каин, первородный сын Адама, убил своего брата Авеля и ушел в другую страну, Адам на 130 году родил сына, по подобию своему и назвал его Сифом. После этого Адам прожил еще 800 лет и родил сыновей и дочерей, так что всех дней его жизни было 930 лет (Быт. 5:3,4). Имя Адам, которое Бог дал человеку в тот день, когда создал его, легко объяснить еврейским словом — адама (земля), следовательно, Адам — земной (Быт. 2.7). Как Адам был праотцем грешного рода преступников (Ос. 6:7), так Христос сделался праотцем праведного рода (Рим. 5) по новому завету (Евр. 8), почему Он также называется вторым или последним Адамом: «первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15:45,47). 2) город, расположенный на реке Иордане, между Цартаном и Сокхофом, где воды Иордана остановились при переходе израильтян (И. Нав. 3:16).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Адам
древнеевр. Adam, греч. ????, лат. Adam) — библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah — земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. род, человека вообще или персонифицированного первого человека, причем последнее значение — не самое употребительное. Уже описание сотворения человека (Быт 1, 26) допускает как личностную, так и собирательную трактовку этого слова. В качестве прародителя А. упоминается в Быт 4, 1.25; 5, 1–5; 1 Пар 1, 1; Прем 10, 1–2; Тов 8, 6. Грехопадение А. и Евы и их изгнание из рая (Быт 3) отразилось на судьбе всего человечества (первородный грех).
В НЗ А. показан как родоначальник человеч. семьи (1 Тим 2, 13–14); в сопоставлении с Христом как с Новым Адамом — родоначальником тех, кто возрожден через веру в Него (Рим 5, 12–21; 1 Кор 15, 22.45–49), А. выступает как символ грешного, смертного человечества, нуждающегося в благодати и спасении. Перевод н.-з. фрагмента о необходимости облечься в «нового человека» (ср. Кол 3, 9–10) допускает использование в этом случае имени А. Параллель А.-Христос была развита Иринеем Лионским и др. Отцами Церкви. В Зап. Церкви почитание А. не получило распространения; его имя не упоминается ни в Римском мартирологе, ни в литург. книгах. В Русской Правосл. Церкви А. почитается (вместе с др. в.-з. праведниками) в воскресенье перед праздником Рождества.
Иконография. Самые ранние изображения А. и Евы (как правило, иллюстрирующие сюжет первородного греха и его последствий) встречаются в настенной живописи IV в. в рим. катакомбах и на саркофагах. Чаще всего это симметричные композиции, в которых А. и Ева обращены друг к другу и разделены деревом, по которому вьется змей; нередко в руках А. — яблоко, иногда — виноградная гроздь. Другие композиции представляют А. и Еву стоящими перед Христом или работающими в поле. В VI в. появляются изображения ангела, изгоняющего А. и Еву из рая.
В готическом искусстве тема прародителей исчезает, а в эпоху Возрождения вновь возникает, причем в необыкновенно яркой форме (Сотворение Адама кисти Микеланджело в Сикстинской капелле; фреска Изгнание из рая работы Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции).
В иконографических сценах Воскресения и, особенно, Сошествия во ад (икона XIV в., ГРМ, С.-Петербург; икона Дионисия с учениками, 1502, там же; миниатюры XV в., Библиотека Палатина, Парма) Христос выводит А. и Еву из преисподней, что служит символом искупления всего человечества и предзнаменованием грядущего воскресения мертвых; в эсхатологической перспективе А. и Ева предстают находящимися возле Христа (Страшный суд, XV в., ГТГ, Москва). В Центр. и Сев. Европе (XV–XVII вв.) тема А. и Евы также вдохновляла многих живописцев (Я. ван Эйк, Л. Кранах Старший, А. Дюрер и др.).
Лит-ра: Childs B.S. Adam // The Interpreter’s Dictionary of the Bible. NY., 1962, vol. 1, p. 42–44; Brandenburger E. Adam und Christus. Neukirchen–Vluyn, 1962; Scroggs R. The Last Adam: A Study in Pauline Anthropology. Ox., 1966; EK 1, 67–70; Bertrand D. La vie grecque d’Adam et йve. P., 1987; Stone M.E. A History of the Literature of Adam and Eve. Atlanta, 1992.
К. Войцель

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Адам
древнеевр. Adam, греч. ????, лат. Adam) — библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah — земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. род, человека вообще или персонифицированного первого человека, причем последнее значение — не самое употребительное. Уже описание сотворения человека (Быт 1, 26) допускает как личностную, так и собирательную трактовку этого слова. В качестве прародителя А. упоминается в Быт 4, 1.25; 5, 1–5; 1 Пар 1, 1; Прем 10, 1–2; Тов 8, 6. Грехопадение А. и Евы и их изгнание из рая (Быт 3) отразилось на судьбе всего человечества (первородный грех).
В НЗ А. показан как родоначальник человеч. семьи (1 Тим 2, 13–14); в сопоставлении с Христом как с Новым Адамом — родоначальником тех, кто возрожден через веру в Него (Рим 5, 12–21; 1 Кор 15, 22.45–49), А. выступает как символ грешного, смертного человечества, нуждающегося в благодати и спасении. Перевод н.-з. фрагмента о необходимости облечься в «нового человека» (ср. Кол 3, 9–10) допускает использование в этом случае имени А. Параллель А.-Христос была развита Иринеем Лионским и др. Отцами Церкви. В Зап. Церкви почитание А. не получило распространения; его имя не упоминается ни в Римском мартирологе, ни в литург. книгах. В Русской Правосл. Церкви А. почитается (вместе с др. в.-з. праведниками) в воскресенье перед праздником Рождества.
Иконография. Самые ранние изображения А. и Евы (как правило, иллюстрирующие сюжет первородного греха и его последствий) встречаются в настенной живописи IV в. в рим. катакомбах и на саркофагах. Чаще всего это симметричные композиции, в которых А. и Ева обращены друг к другу и разделены деревом, по которому вьется змей; нередко в руках А. — яблоко, иногда — виноградная гроздь. Другие композиции представляют А. и Еву стоящими перед Христом или работающими в поле. В VI в. появляются изображения ангела, изгоняющего А. и Еву из рая.
В готическом искусстве тема прародителей исчезает, а в эпоху Возрождения вновь возникает, причем в необыкновенно яркой форме (Сотворение Адама кисти Микеланджело в Сикстинской капелле; фреска Изгнание из рая работы Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции).
В иконографических сценах Воскресения и, особенно, Сошествия во ад (икона XIV в., ГРМ, С.-Петербург; икона Дионисия с учениками, 1502, там же; миниатюры XV в., Библиотека Палатина, Парма) Христос выводит А. и Еву из преисподней, что служит символом искупления всего человечества и предзнаменованием грядущего воскресения мертвых; в эсхатологической перспективе А. и Ева предстают находящимися возле Христа (Страшный суд, XV в., ГТГ, Москва). В Центр. и Сев. Европе (XV–XVII вв.) тема А. и Евы также вдохновляла многих живописцев (Я. ван Эйк, Л. Кранах Старший, А. Дюрер и др.).
Лит-ра: Childs B.S. Adam // The Interpreter’s Dictionary of the Bible. NY., 1962, vol. 1, p. 42–44; Brandenburger E. Adam und Christus. Neukirchen–Vluyn, 1962; Scroggs R. The Last Adam: A Study in Pauline Anthropology. Ox., 1966; EK 1, 67–70; Bertrand D. La vie grecque d’Adam et йve. P., 1987; Stone M.E. A History of the Literature of Adam and Eve. Atlanta, 1992.
К. Войцель

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

АДАМ
красная земля) — имя одного лица и название одного города. Быт 2:25 — имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян 17:26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле (Быт 1:26, 30; 2:16-20). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного. именно, от дерева познания добра и зла, — под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище. Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них; “но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и создал из ребра... жену (ишша — мужняя), и привел ее к человеку. Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, сказал Адам, — она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились” (Быт 2:20-25), и блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женою, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам — на жену, а жена — на змея. Страшное наказание постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене Ева (Евр Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет, Адам, говорит апостол, есть образ будущего (имеющего придти, т.е. Господа Иисуса Христа; Рим 5:14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (1Кор 15:47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор 15:22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Нав 3:16 — Название города близ Цартана в колене Манассиином. Упоминается в означенной цитате по случаю перехода Израильтян через Иордан

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Путешествие к Адам-хану: камлание хакасского шамана Туда Юктешева

Бурнаков Венарий Алексеевич
Шаманизм занимал и продолжает занимать важное место в культуре хакасского народа. Он имеет отношение не только к личности самого шамана и всему, что с ним было связано образу мышления, атрибутике, ритуалам и пр.
Читать PDF

2005. 03. 008. Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М. : ИВИ РАН, 2004. - 350 с

Ястребицкая А. Л.
Читать PDF

Адам Чарторыйский и формирование государственной политики по польскому вопросу (конец XVII – начало

Зюзин А. М.
Читать PDF

АДАМ ГЕЧИ. НОВОЕ ВРЕМЯ: ТРИ РЕШАЮЩИХ МОМЕНТА В ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИСКУССТВА И МОДЫ

Душенко К.В.
Читать PDF

РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК «АДАМ МИЦКЕВИЧ И ПОЛЬСКИЙ РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ» Отв. ред. В.А.Хорев. Нау

Липич Т. И.
Читать PDF

Джордж Элиот и Л. Н. Толстой (пасторальные традиции в романах «Адам Бид» и «Воскресение»)

Гнюсова Ирина Федоровна
Предпринимается попытка доказать, что при создании романа «Воскресение» Л.Н. Толстой использует опыт переосмысления пасторальных традиций, продемонстрированный Джордж Элиот в ее первом романе «Адам Бид».
Читать PDF

Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре: сб. Ст. Редколл. : Н. М. Филатова, Е. З. Цыбе

Туркевич Г. К.
Читать PDF

Идея бессмысленности войны в романе Генриха Белля «Где ты был, Адам?»: взгляд реалиста XX века

Авраменко Юлия Игоревна
Читать PDF

Образ Мессии в рассказе А. Белого «Адам»

Тимофеева Ольга Евгеньевна
В статье рассматривается синтез ветхозаветных и евангельских коннотаций с культурно-философскими установками русского символизма и мистицизма, а также теософскими взглядами А. Белого.
Читать PDF

Роман Фредерика Палудан-Мюллера «Адам Хомо»

Куприянова Ирина Петровна
Роман Ф. Палудан-Мюллера (1809-1870) занимает особое место в истории датской литературы XIX века. Это глубоко ироническое повествование в стихах о судьбе достаточно заурядного представителя буржуазного общества своего времени.
Читать PDF

Принципы голландской живописи в романе Джордж Элиот «Адам Бид»

Шамардина Наталья Анатольевна
Анализируется роман Д. Элиот «Адам Бид» в аспекте его отношения к голландской живописи.
Читать PDF

Идейно-композиционное своеобразие романа г. Белля "где ты был, Адам?"

Навасардян Сюзанна Карапетовна
Генрих Белль один из писателей который поднял проблему вины правителей и народа Германии за развязанную мировую войну. “Война” ни для кого не может быть оправданием.

Похожие термины:

  • Иохер, Адам Адамов

    р. 2 ноября 1833 в Вильне, с. польского библиографа, проф. А. И., ген.-м., препод. фортификации Никол. инж. акад., † 19 н. 1900. {Венгеров}
  • Чарторижский, князь Адам Адамович

    тайн. сов., член Сов. Минист. иностр. дел, попеч. Виленск. унив., с 1810 г. член Государствен. совета до 1832 г. р. 3 янв. 1770, † 1861 г. {Половцов}
  • ЧАРТОРЫЙСКИЙ Адам Адамович

    (Адам Ежи) (1770— 1861) — князь, польский и российский государственный деятель, дипломат. В 1792 г. участвовал в польском восстании и военной кампании против России. В 1793 г. эмигрировал в Великобританию. В
  • Диго, Адам Адамович

    механик, организат. рукодельн. (IV) отд. и. в. эк. общ. 1840 г. {Венгеров}  Диго, Адам Адамович механик, член организатор рукодельн. (IV) отд. Имп. В. Э. О. (1840 г.). {Половцов}
  • Иохер, Адам-Феофил-Константин Адамович

    — чл. конф-ции Николаевской инженерной академии, воен. инженер, г.-л., популярный и выдающийся воен. преподаватель. За время 44-лет. преподават. деятельности И. у него обучались фортификации неск. деся
  • Веверн, Адам Адольфович

    генерал-майор, † в Ярославле, 26 авг. 1883 г. {Половцов}
  • Гомолицкий, Адам Афан

    лекарь, р. 1803, † 1872. {Венгеров}
  • Люст, Ал-др Адам

    агроном 1890—1910 гг., специалист при деп. землед. {Венгеров}
  • Адамович, Адам-Фердинанд

    докт. медицины, президент Виленского медицинского общества; р. 1802 г. {Половцов}
  • Адамович Адам-Фердинанд Осипович

    (1802—1881) — с 1834 г. был профессором Виленской медико-хирургической академии, где читал сравнительную анатомию и историю медицины. Известен исследованиями над бешенством у животных. Вместе с Боянусо
  • Ржевуский, граф Адам Адамович

    — генерал-адъютант, генерал от кавалерии, член Александровского Комитета о раненых; родился в 1801 году, образование получил в Вене, где окончил курс в Инженерной Академии. Вернувшись в Россию, он 14 и
  • Ржевусский, граф Адам Адамович

    ген.-лейт., ген.-адъют. 1850—55 г. Дополнение: Ржевуский, граф Адам Адамович, ген.-адъют.; † 17 апр. 1888 г. в имении своем Верховня. {Половцов}
  • Менелаус, Адам Адамович

    (у нас писали Менелас), архитектор, англичанин в русской службе, строитель дворца в Александрии, близ Петергофа, р. 1756 г. (в России с конца ХVIII в.), † 31 авг. 1831 г., 75 л. {Половцов}
  • Адам, Альберт

    живописец на фарфоре 1750 (с Тр. 1782 г.), образоват. школы живописцев Императорского фарфорового завода, † 14 сент. 1820 г. {Половцов}
  • Глищинский, Адам Антон

    проф. гинекологии, р. 1830, † в Варшаве 16 окт. 1903. {Венгеров}
  • Оссовский, Адам Антон

    географ и математик, р. 1809, педагог, † 1879. {Венгеров}
  • ВЕЙДЕ Адам Адамович

    1667-1720), генерал от инфантерии. Участник Азовских походов 1695 и 1696, Северной войны 1700-21, Прутского похода 1711. В 1698 составил "Воинский устав" ("Устав Вейде"), который несколько лет служил руководством в ру
  • Гомолицкий, Адам Афонасьевич

    штаб-лекарь 1803 г.; р. 1803 г., † 1872 г., писал 1852—55 г. {Половцов}
  • Адам, Альбрехт

    (Adam) — род. в Нердлингене в 1786; баталический живописец, гравер и литограф. В 1812 г., во время похода Наполеона в Россию, находился при итальянском вице-короле и провел в Москве 14 дней во время пожара; он
  • Чарторыйский Константин-Адам-Александр-Казимир

    — польский генерал (1773—1860). Вместе с своим старшим братом, Адамом Юрием, путешествовал за границею для довершения образования. В 1795 г. оба брата должны были отправиться в СПб; младший, по вступлении