Адам

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Адам
земля или земной, может быть также красноватый)-а) человек, сотворенный Богом по Своему образу и подобию, праотец всех людей на земле, собирательное имя людей. Господь Иисус Христос называется вторым или последним Адамом; (См. человек)
б) (Нав 3.16)-город южнее места впадения Иавока в Иордан.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

АДАМ
в мусульм. религии первый человек. Соотв. библейск. Адаму. По одной из версий Корана, аллах создал А. из глины, по другой — из праха земного, с тем чтобы он был его наместником на земле, научил именам всех вещей и приказал ангелам, к-рые этих имен не знали, пасть перед А. ниц. Отказался только Иблис, за что и был изгнан из райского сада, в к-ром жили А. и его жена (Хавва).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

АДАМ
Первый человек. Согласно Библии Адама, родоначальника всего человеческого рода, создал Сам Бог по Своему образу и подобию, т.е. совершенным и гармоничным окружающему миру. Адам был не рожден, а именно сотворен из праха, т.е. из земли, а затем Бог вдохнул в него жизнь. И этим Адам отличается от всех будущих людей. Он «рукотворный», т.е. он сделан из реально существующей материи, но сделан Богом, что и определило божественность человека как потомка Адама. Вот почему каждый человек всегда имеет право обращаться к своему Создателю и Отцу за помощью. Имя Адам, по одной из версий, означает «красный» и указывает на красную землю, из которой он был создан. Адам прожил девятьсот тридцать лет. В русском языке имя встречается в пословицах: Адам грех сотворил – рай затворил. Адам согрешил, а мы воздыхаем. Хозяин в дому – что Адам в раю.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Адам
по Библии, первый, не рожденный, а Богосозданный человек, сотворенный Богом бессмертным, однако впавший вслед за Евой в первородный грех (см. Быт. 3, 6–7) и тем самым сделавший уделом человека греховность и смерть. Имя «А». не имеет однозначного толкования и чаще всего переводится с евр. как «человек» и как «красный», что, возможно, указывает на красную глину, из которой А., согласно Библии, был создан. Грехопадение А. является одним из центральных моментов христ. вероучения. Если через А. грех и смерть вошли в мир, утвердив над ним власть адских сил, то через Иисуса Христа – «второго А». – людям даровано искупление грехов, спасение и жизнь вечная. Верующие во Христа в таинстве крещения очищаются от наследственного греха и становятся потомками «второго А.». В Библии сказано, что А. прожил 930 лет (Быт. 5, 5). По церковному преданию, он был погребен на Голгофе, в том месте, где впоследствии был распят Иисус Христос.

Источник: Краткий православный словарь.

АДАМ
по Библии, первый, не рожденный, а богосозданный человек, сотворенный Богом бессмертным. Имя «Адам» не имеет однозначного толкования и чаще всего переводится с еврейского как «человек» или как «красный», что, возможно, указывает на красную глину, из которой Адам был создан. Существует и другое объяснение слова «Адам». Это слово производят от еврейского «уподоблять», так что оно буквально значит: «я уподобил». Таким образом, в этом наименовании первого человека звучит высшее достоинство человека – подобие Богу.
Грехопадение Адама является одним из центральных моментов христианского догматического учения. Если через Адама грех и смерть вошли в мир, то через Иисуса Христа – второго Адама – людям даровано оправдание, спасение и жизнь вечная. Верующие во Христа в Таинстве Kрещения очищаются от наследуемого каждым человеком греха Адама и становятся потомками второго Адама.
В Библии сказано, что Адам прожил 930 лет (см. Быт. 5, 5). По церковному преданию, он был погребен на Голгофе, в том месте, где впоследствии был распят Иисус Христос. Память праотца Адама – в Неделю св. праотец и в Неделю св. отец (перед праздником Рождества Христова). Изгнание Адама из рая вспоминается Церковью в Неделю сыропустную (воскресенье перед Великим постом).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Адам
первый человек, праотец и родоначальник всего человечества. В шестой день сотворения мира Бог создал человека из красной глины по Своему образу и подобию. Он вдунул в него жизнь и стал человек живой душой. Вседержитель поставил человека над всеми животными, рыбами и пресмыкающимися, а для его жительства насадил райский сад в Эдеме. В этом саду росло множество деревьев, приятных видом и приносивших съедобные плоды. Из Эдема вытекала река, орошавшая сад и разделявшаяся на четыре реки. Сад Эдемский был оставлен Богом на попечение человека, чтобы тот хранил и возделывал его. Адаму было позволено вкушать плоды от любого древа, растущего в саду, кроме древа познания добра и зла. Плоды от этого дерева человеку запрещено было употреблять в пищу под страхом смерти. Как только Адам устроился в своем счастливом жилище, Господь привел к нему всех зверей полевых, всех птиц и рыб, которых сотворил, а первый человек дал всем им имена. Но для него самого не нашлось среди животных ни одного помощника. И тогда «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, закрыл то место плотию. И создал Бог из ребра, взятого у человека жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа… И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Бытие, 2, 21–25). Первые люди блаженствовали в раю, пребывая в общении с Богом, но однажды Адам нарушил заповедь Божью: увлеченный своей женой, которую прельстил змей, он вкусил плодов дерева познания добра и зла и этим навлек на себя гнев Создателя. Первым признаком преступления заповеди был стыд от собственной наготы и желание спрятаться от Вездесущего Бога. Когда же Господь призвал Адами и его жену, они стали перекладывать свою вину на змея. Но Божье проклятие настигло не только лукавое животное, но и всех участников этого преступного дела, в том числе падших прародителей и весь человеческий род. Позднее страшное проклятие было растворено первоевангелием: первообетованием о Спасителе мира, который был должен родиться от Девы. После этого Адам назвал свою жену Евой (поеврейски «жизнь»), так как ей предстояло стать матерью всего рода человеческого.

Источник: Православная энциклопедия.

Адам
1) общее название всех людей, как рода, а также собственное имя первого человека, праотца всех народов. На 6 день творения мира Бог сказал: «Создадим человека (евр. Адам) по образу и по подобию нашему». — «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их» (Быт, 1:26,27). «И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями), и над птицами небесными (и над всяким скотом и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28), и повелел им питаться растениями (Быт. 1:29). В Быт. 2:7 описывается более подробно сотворение человека: «и создал Бог человека (адам) из праха земного (адама) и вдунул в лице его дыхание жизни: и стал человек (адам) душою живою». После этого Бог поместил человека в Едемском саду, чтобы он возделывал его. бог предупредил человека о дереве познания добра и зла, также привел к нему всех животных, чтобы он дал им имена; наконец, дал ему жену, сделанную из его ребра, чтобы была ему помощницей. Тогда сказал человек: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей, и она будет называться женою (иша), потому что взята от мужа (иш). Потому оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей и будут (два) одна плоть». Они оба — Адам и его жена — были наги и не стыдились (Быт. 2). В Быт. 3 рассказывается, как змей прельстил Еву плодами дерева познания добра и зла, и она ела сама эти плоды, дала их мужу и он также ел. Святая невинность сменилась сейчас же стыдом и страхом; они покрыли себя листьями и спрятались от Бога. За падением последовал суд: болезненное рождение детей, проклятие земли, добывание пропитания в поте лица и изгнание из Едемского сада. Еще до суда Бог дал им обетование, что семя жены сотрет главу змея (Быт. 3:15). Когда Каин, первородный сын Адама, убил своего брата Авеля и ушел в другую страну, Адам на 130 году родил сына, по подобию своему и назвал его Сифом. После этого Адам прожил еще 800 лет и родил сыновей и дочерей, так что всех дней его жизни было 930 лет (Быт. 5:3,4). Имя Адам, которое Бог дал человеку в тот день, когда создал его, легко объяснить еврейским словом — адама (земля), следовательно, Адам — земной (Быт. 2.7). Как Адам был праотцем грешного рода преступников (Ос. 6:7), так Христос сделался праотцем праведного рода (Рим. 5) по новому завету (Евр. 8), почему Он также называется вторым или последним Адамом: «первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15:45,47). 2) город, расположенный на реке Иордане, между Цартаном и Сокхофом, где воды Иордана остановились при переходе израильтян (И. Нав. 3:16).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Адам
древнеевр. Adam, греч. ????, лат. Adam) — библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah — земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. род, человека вообще или персонифицированного первого человека, причем последнее значение — не самое употребительное. Уже описание сотворения человека (Быт 1, 26) допускает как личностную, так и собирательную трактовку этого слова. В качестве прародителя А. упоминается в Быт 4, 1.25; 5, 1–5; 1 Пар 1, 1; Прем 10, 1–2; Тов 8, 6. Грехопадение А. и Евы и их изгнание из рая (Быт 3) отразилось на судьбе всего человечества (первородный грех).
В НЗ А. показан как родоначальник человеч. семьи (1 Тим 2, 13–14); в сопоставлении с Христом как с Новым Адамом — родоначальником тех, кто возрожден через веру в Него (Рим 5, 12–21; 1 Кор 15, 22.45–49), А. выступает как символ грешного, смертного человечества, нуждающегося в благодати и спасении. Перевод н.-з. фрагмента о необходимости облечься в «нового человека» (ср. Кол 3, 9–10) допускает использование в этом случае имени А. Параллель А.-Христос была развита Иринеем Лионским и др. Отцами Церкви. В Зап. Церкви почитание А. не получило распространения; его имя не упоминается ни в Римском мартирологе, ни в литург. книгах. В Русской Правосл. Церкви А. почитается (вместе с др. в.-з. праведниками) в воскресенье перед праздником Рождества.
Иконография. Самые ранние изображения А. и Евы (как правило, иллюстрирующие сюжет первородного греха и его последствий) встречаются в настенной живописи IV в. в рим. катакомбах и на саркофагах. Чаще всего это симметричные композиции, в которых А. и Ева обращены друг к другу и разделены деревом, по которому вьется змей; нередко в руках А. — яблоко, иногда — виноградная гроздь. Другие композиции представляют А. и Еву стоящими перед Христом или работающими в поле. В VI в. появляются изображения ангела, изгоняющего А. и Еву из рая.
В готическом искусстве тема прародителей исчезает, а в эпоху Возрождения вновь возникает, причем в необыкновенно яркой форме (Сотворение Адама кисти Микеланджело в Сикстинской капелле; фреска Изгнание из рая работы Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции).
В иконографических сценах Воскресения и, особенно, Сошествия во ад (икона XIV в., ГРМ, С.-Петербург; икона Дионисия с учениками, 1502, там же; миниатюры XV в., Библиотека Палатина, Парма) Христос выводит А. и Еву из преисподней, что служит символом искупления всего человечества и предзнаменованием грядущего воскресения мертвых; в эсхатологической перспективе А. и Ева предстают находящимися возле Христа (Страшный суд, XV в., ГТГ, Москва). В Центр. и Сев. Европе (XV–XVII вв.) тема А. и Евы также вдохновляла многих живописцев (Я. ван Эйк, Л. Кранах Старший, А. Дюрер и др.).
Лит-ра: Childs B.S. Adam // The Interpreter’s Dictionary of the Bible. NY., 1962, vol. 1, p. 42–44; Brandenburger E. Adam und Christus. Neukirchen–Vluyn, 1962; Scroggs R. The Last Adam: A Study in Pauline Anthropology. Ox., 1966; EK 1, 67–70; Bertrand D. La vie grecque d’Adam et йve. P., 1987; Stone M.E. A History of the Literature of Adam and Eve. Atlanta, 1992.
К. Войцель

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Адам
древнеевр. Adam, греч. ????, лат. Adam) — библ. имя первого человека. Вероятно, этимологически имя А. связано с древнеевр. словом ‘adamah — земля. В древнеевр. тексте ВЗ слово ‘adam означает весь человеч. род, человека вообще или персонифицированного первого человека, причем последнее значение — не самое употребительное. Уже описание сотворения человека (Быт 1, 26) допускает как личностную, так и собирательную трактовку этого слова. В качестве прародителя А. упоминается в Быт 4, 1.25; 5, 1–5; 1 Пар 1, 1; Прем 10, 1–2; Тов 8, 6. Грехопадение А. и Евы и их изгнание из рая (Быт 3) отразилось на судьбе всего человечества (первородный грех).
В НЗ А. показан как родоначальник человеч. семьи (1 Тим 2, 13–14); в сопоставлении с Христом как с Новым Адамом — родоначальником тех, кто возрожден через веру в Него (Рим 5, 12–21; 1 Кор 15, 22.45–49), А. выступает как символ грешного, смертного человечества, нуждающегося в благодати и спасении. Перевод н.-з. фрагмента о необходимости облечься в «нового человека» (ср. Кол 3, 9–10) допускает использование в этом случае имени А. Параллель А.-Христос была развита Иринеем Лионским и др. Отцами Церкви. В Зап. Церкви почитание А. не получило распространения; его имя не упоминается ни в Римском мартирологе, ни в литург. книгах. В Русской Правосл. Церкви А. почитается (вместе с др. в.-з. праведниками) в воскресенье перед праздником Рождества.
Иконография. Самые ранние изображения А. и Евы (как правило, иллюстрирующие сюжет первородного греха и его последствий) встречаются в настенной живописи IV в. в рим. катакомбах и на саркофагах. Чаще всего это симметричные композиции, в которых А. и Ева обращены друг к другу и разделены деревом, по которому вьется змей; нередко в руках А. — яблоко, иногда — виноградная гроздь. Другие композиции представляют А. и Еву стоящими перед Христом или работающими в поле. В VI в. появляются изображения ангела, изгоняющего А. и Еву из рая.
В готическом искусстве тема прародителей исчезает, а в эпоху Возрождения вновь возникает, причем в необыкновенно яркой форме (Сотворение Адама кисти Микеланджело в Сикстинской капелле; фреска Изгнание из рая работы Мазаччо в капелле Бранкаччи во Флоренции).
В иконографических сценах Воскресения и, особенно, Сошествия во ад (икона XIV в., ГРМ, С.-Петербург; икона Дионисия с учениками, 1502, там же; миниатюры XV в., Библиотека Палатина, Парма) Христос выводит А. и Еву из преисподней, что служит символом искупления всего человечества и предзнаменованием грядущего воскресения мертвых; в эсхатологической перспективе А. и Ева предстают находящимися возле Христа (Страшный суд, XV в., ГТГ, Москва). В Центр. и Сев. Европе (XV–XVII вв.) тема А. и Евы также вдохновляла многих живописцев (Я. ван Эйк, Л. Кранах Старший, А. Дюрер и др.).
Лит-ра: Childs B.S. Adam // The Interpreter’s Dictionary of the Bible. NY., 1962, vol. 1, p. 42–44; Brandenburger E. Adam und Christus. Neukirchen–Vluyn, 1962; Scroggs R. The Last Adam: A Study in Pauline Anthropology. Ox., 1966; EK 1, 67–70; Bertrand D. La vie grecque d’Adam et йve. P., 1987; Stone M.E. A History of the Literature of Adam and Eve. Atlanta, 1992.
К. Войцель

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

АДАМ
красная земля) — имя одного лица и название одного города. Быт 2:25 — имя первого человека, родоначальника всего человечества (Деян 17:26). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над всяким животным пресмыкающимся по земле (Быт 1:26, 30; 2:16-20). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного. именно, от дерева познания добра и зла, — под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище. Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них; “но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и создал из ребра... жену (ишша — мужняя), и привел ее к человеку. Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, сказал Адам, — она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились” (Быт 2:20-25), и блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женою, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам — на жену, а жена — на змея. Страшное наказание постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15), сказал Господь. После того Адам нарек имя своей жене Ева (Евр Heva — жизнь, ибо она стала матерью всех живущих). История Адама и Евы содержится в первых главах кн. Бытия и заканчивается довольно обрывисто. Он жил 930 лет, Адам, говорит апостол, есть образ будущего (имеющего придти, т.е. Господа Иисуса Христа; Рим 5:14). Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба (1Кор 15:47). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор 15:22 и проч.). В заключение заметим, что история Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения. Нав 3:16 — Название города близ Цартана в колене Манассиином. Упоминается в означенной цитате по случаю перехода Израильтян через Иордан

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
196.40 кб

Путешествие к Адам-хану: камлание хакасского шамана Туда Юктешева

Бурнаков Венарий Алексеевич
Шаманизм занимал и продолжает занимать важное место в культуре хакасского народа. Он имеет отношение не только к личности самого шамана и всему, что с ним было связано образу мышления, атрибутике, ритуалам и пр.
Читать PDF
79.34 кб

2005. 03. 008. Адам и Ева. Альманах гендерной истории. - М. : ИВИ РАН, 2004. - 350 с

Ястребицкая А. Л.
Читать PDF
78.57 кб

Адам Чарторыйский и формирование государственной политики по польскому вопросу (конец XVII – начало

Зюзин А. М.
Читать PDF
261.90 кб

АДАМ ГЕЧИ. НОВОЕ ВРЕМЯ: ТРИ РЕШАЮЩИХ МОМЕНТА В ПЕРЕСЕЧЕНИИ ИСКУССТВА И МОДЫ

Душенко К.В.
Читать PDF
350.49 кб

РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК «АДАМ МИЦКЕВИЧ И ПОЛЬСКИЙ РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ» Отв. ред. В.А.Хорев. Нау

Липич Т. И.
Читать PDF
166.16 кб

Джордж Элиот и Л. Н. Толстой (пасторальные традиции в романах «Адам Бид» и «Воскресение»)

Гнюсова Ирина Федоровна
Предпринимается попытка доказать, что при создании романа «Воскресение» Л.Н. Толстой использует опыт переосмысления пасторальных традиций, продемонстрированный Джордж Элиот в ее первом романе «Адам Бид».
Читать PDF
282.11 кб

Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре: сб. Ст. Редколл. : Н. М. Филатова, Е. З. Цыбе

Туркевич Г. К.
Читать PDF
850.01 кб

Идея бессмысленности войны в романе Генриха Белля «Где ты был, Адам?»: взгляд реалиста XX века

Авраменко Юлия Игоревна
Читать PDF
263.14 кб

Образ Мессии в рассказе А. Белого «Адам»

Тимофеева Ольга Евгеньевна
В статье рассматривается синтез ветхозаветных и евангельских коннотаций с культурно-философскими установками русского символизма и мистицизма, а также теософскими взглядами А. Белого.
Читать PDF
142.25 кб

Роман Фредерика Палудан-Мюллера «Адам Хомо»

Куприянова Ирина Петровна
Роман Ф. Палудан-Мюллера (1809-1870) занимает особое место в истории датской литературы XIX века. Это глубоко ироническое повествование в стихах о судьбе достаточно заурядного представителя буржуазного общества своего времени.
Читать PDF
158.07 кб

Принципы голландской живописи в романе Джордж Элиот «Адам Бид»

Шамардина Наталья Анатольевна
Анализируется роман Д. Элиот «Адам Бид» в аспекте его отношения к голландской живописи.
Читать PDF
1.42 мб

Идейно-композиционное своеобразие романа г. Белля "где ты был, Адам?"

Навасардян Сюзанна Карапетовна
Генрих Белль один из писателей который поднял проблему вины правителей и народа Германии за развязанную мировую войну. “Война” ни для кого не может быть оправданием.
Читать PDF
72.00 кб

Политический бестселлер: Адам Пшеворски представляет книгу «Democracy in a Russian mirror»

Читать PDF
422.93 кб

Ксеркс в пьесе М. А. Булгакова “Адам и Ева”

Тахтаджян Сурен Арменович
В пьесе М. Булгакова советский летчик Дараган выносит следующий приговор своему спасителю Ефросимову: за свое изобретение он достоин награды, а за уничтожение бомб расстрела.
Читать PDF
1.01 мб

Нравственные ценности в политической трагикомедии М. Булгакова «Адам и Ева»

Петров Василий Борисович
Пьеса Михаила Булгакова «Адам и Ева» рассматривается в контексте философских исканий начала ХХ в. Проблема России, ее настоящего и будущего является одной из глобальных в сознании российской интеллигенции.

Похожие термины:

  • Иохер, Адам Адамов

    перемещение энергетических материалов и продуктов через территорию одной или нескольких стран с пересечением, по крайней мере, двух границ, включая морские и речные порты.
  • Чарторижский, князь Адам Адамович

    (МФСР) – специализированное учреждение ООН. Образован в 1977 г. Предложение о создании МФСР было выдвинуто на проходившей в 1974 г. в Риме Всемирной продовольственной конференции и в резолюции 29-й сесс
  • ЧАРТОРЫЙСКИЙ Адам Адамович

    (УНИДРУА) – международная межправительственная организация (г. Рим, Италия). УНИДРУА был учрежден на основе Соглашения между правительством Италии и Советом Лиги Наций от 3 октября 1925 г. В 1940 г. Инст
  • Диго, Адам Адамович

    (МИБ) международная банковская организация стран членов СЗВ. Начал свою деятельность 1.1 1971. Его членами являются НРБ, ВНР, ГДР, МНР, ПНР, СССР, ЧССР, СРР, Куба (с 1974), СРВ (с 1977). Осн. задача банка мобилиза
  • Иохер, Адам-Феофил-Константин Адамович

    проводится ежегодно 8 марта. Установлен в 1910 г. второй Международной женской конференцией социалисток как международный женский день. Это день объединения широких масс трудящихся женщин для борь
  • АДАМ ДУНКАН

    -ы, ж., мн. нет (араб. muzevvere – подделка). 1. Позолоченные медные или посеребренные металлические нити, идущие на изготовление парчовых тканей, галунов и т.п.
  • Фаустиан, Иоган Адам

    ая, -ое. Прилаг. к сущ. «митинг». Последние акции оппозиции стали явным свидетельством снижения митинговой активности (НГ. 2012.27.02).
  • Адамович, Адам-Фердинанд

    (МКА) международная неправительственная организация, объединяющая национальные и региональные союзы и федерации потребительских, с.х., кредитных и кр. кооперативов. Основан в 1895. Объединяет нацио
  • Адамович Адам-Фердинанд Осипович

    орган управления международным олимпийским движением, содействующий организации спортивных соревнований и обеспечивающий регулярное проведение Олимпийских игр. Несмотря на международный (все
  • Ржевуский, граф Адам Адамович

    международная организация, предусмотренная Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В 1994 г. в связи с принятием в 1994 г. Соглашения об осуществлении Части XI Конвенции ООН по морскому праву (ратифициро
  • Ржевусский, граф Адам Адамович

    (МОМТ) – орган, созданный Советом Безопасности ООН 22 декабря 2010 г. для исполнения основных функций международных уголовных трибуналов по бывшей Югославии (МТБЮ) и по Руанде (МТР) после окончания их
  • Солтыс, Адам Мечиславович

    побудительные причины, основания, повод к каким то действиям.
  • Смит Адам

    -а, м. (перс. мн. musliman – преданные исламу). Последователь мусульманства.
  • Левенгаупт Адам Людвиг

    (1659-1719) – шведский генерал. Одержал ряд побед над русскими войсками в начале Северной войны. Был повышен до генерала пехоты и стал губернатором Риги. Потерпел поражение в битве при Лесной. В 1709 г. в б
  • Мицкевич Адам Бернард

    (1798–1855) - польский поэт, деятель национально-освободительного движения. В 1815–1819 учился в Виленском университете. Был одним из организаторов патриотических студенческих обществ «филоматов» и «фи
  • Менелаус, Адам Адамович

    (МПЭСКП) – это универсальный международный договор, закрепляющий основные экономические, социальные и культурные права человека. МПЭСКП был принят 16 декабря 1966 г. и вступил в силу 3 января 1976 г. Уча
  • ВЕЙДЕ Адам Адамович

    полет воздушного судна через воздушное пространство над территорией более чем одного государства. М.п. гражданских воздушных судов осуществляется на основе многосторонних и двусторонних межпра
  • Веверн, Адам Адольфович

    один из шести главных органов ООН и главный судебный орган этой организации. Статут Международного суда, подписанный 26 июня 1945 г. и вступивший в силу 24 октября 1945 г., составляет неотъемлемую часть У
  • Гомолицкий, Адам Афан

    (МУС) – постоянно действующий международный судебный орган, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за основные международные преступления: геноцид, военные преступления
  • Гомолицкий, Адам Афонасьевич

    одна из разновидностей международных судебных органов, к которым обычно относят Нюрнбергский и Токийский военные трибуналы, а также Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и