Аристотель

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Аристотель
384 - 322 г.г. до нашей эры) - великий греческий философ, систематически разработавший все отрасли знания своего времени, впервые установивший законы так называемой формальной логики и положивший начало естественно-историческому исследованию природы. Философия Аристотеля имела громадное влияние на все последующее развитие философской мысли и в эпоху позднего средневековья приобрела в европейских странах значение непререкаемого авторитета во всех вопросах научного знания.

Источник: 1000+ биографических данных: словарь. 2005

Аристотель
(384–322 гг. до н. э.) — выдающийся философ и социолог, воспитатель Александра Македонского. Ввел в научный оборот термин “экономика”. Разграничил два вида богатства: товары и деньги. Экономикой он называл тот способ ведения хозяйства, который направлен на умножение и приобретение денежного богатства. Называл его хремастикой и считал безнравственным исскуство делать деньги, стремиться к обогащению. Взгляды Аристотеля были одобрены христианской церковью. Только в эпоху Возрождения люди стали заново, применительно к изменившимся условиям познавать законы экономики.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

АРИСТОТЕЛЬ
384 — 322 до н.э.) — др.-греч. философ и ученый. Род. в г. Стагире, греч. колонии во Фракии. В 17 лет А. приехал в Афины и вступил в «Академию» Платона, в к-рой оставался 20 лет (сначала ученик, затем преподаватель). После смерти Платона (347 до н.э.) открыл в Афинах свою школу, где сложилась его философ. система, в к-рой совмещ. материализм и идеализм, диалектика и метафизика. В 343 стал воспитат. Александра Македонского. В 335 возврат. в Афины, основал школу перипатетиков (Ликей), где учил 12 лет. Лит. наследство А. огромно. Его труды, дошедшие до нас, охват. самые различ. отрасли знания: логику, физику, зоологию, психологию, этику, политику, риторику, поэтику; мн. соч. не сохран., в частн. диалоги «Эвдем», «О справедливости», «Софист», «Политик», «О богатстве» и др.; дошли до нас «Физика», «Органон» (под таким назв. известно соч. по логике), «Метафизика», «О душе», «Политика» и др. Школа А. заним. описанием гос. строя стран древ. мира; было сделано 158 описаний (сохран. отдел. отрывки, лишь «Афинская полития» была найдена полностью).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Аристотель
(лат. Aristotĕles, 384–322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и ученый. В 17 лет поступил в Академию Платона, где пробыл 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член. После смерти Платона стал учителем Александра Македонского. В 335 г. до н. э. основал учебное заведение Перипатетическую школу (Ликей) в Лике (Афины). После смерти Александра Македонского его преследовали за промакедонскую ориентацию, он уезжает в свое владение, где вскоре умирает. Аристотель изучал все проблемы развития природы и общества, популяризировал философские вопросы. Его труд именуется «Метафизикой». Аристотель сформулировал логические законы тождества, противоречия и исключение третьего. Колебался между материализмом и идеализмом. Источник движения и изменчивого бытия вечный и неподвижный «ум», нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. Последний (человек) — существо общественное. Наилучшие формы господства: монархия, аристократия, «политика» (умеренная демократия), худшие — тирания, олигархия, охлократия (господство «толпы»). Основные сочинения: «Органон», «Метафизика», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Поэтика», «Риторика».

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

АРИСТОТЕЛЬ
384 — 322 гг. до н. э.) — величайший из древних философовнатуралистов, основатель школы перипатетиков. Он родился в Македонии, в городе Стагире; отец его был врачом при дворе македонского царя Аминты. Семнадцатилетний Аристотель отправился в Афины и там стал учеником Платона. Впоследствии он сделался наставником молодого Александра Великого, сына Филиппа Македонского. Когда Александр вступил на престол, Аристотель в 335 г. до н. э. вернулся в Афины и стал преподавать в афинском гимназиуме, посвященном Аполлону Ликейскому и потому называвшемся Лицеем. На лекции его стекалось множество учеников, и так как Аристотель имел привычку преподавать, гуляя по аллее Лицея, то его последователи получили название перипатетиков (т. е. «расхаживающие»). Александр Великий во время своих походов собрал большое количество естественноисторического материала для бывшего своего учителя, чем способствовал составлению Аристотелем сочинения «О животных». Впоследствии Аристотель был обвинен в безбожии; он покинул Афины и поселился в Халкиде на острове Эвбея, где и умер на шестьдесят третьем году жизни. Свою библиотеку и сочинения он оставил ученику своему Феофрасту. Аристотель был человек необыкновенно одаренный, и его сочинения касаются всех известных в то время областей знания. Его трактаты о логике и философии до сих пор не утратили своего значения.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Аристотель
Аристотель (Aristotle) (384-322 г. до н.э.), один из самых почитаемых греч. философов. В возрасте 17 лет он поступил в Академию Платона, к-рую покинул после смерти последнего (348-47 до н.э.). Впоследствии (343-42 до н.э.) был наставником Александра Великого. В 335 г. до н.э. возвратился в Афины, где основал учебное заведение, создал собрание рукописей, ставшее моделью для будущих библиотек. Организовывал разл. исследования, плодом одного из них было сравнительное изучение 158 греч. конституций. После смерти Александра III в 323 г. до н.э. он был обвинен в неблагочестии и покинул Афины, отправившись в Халкиду, где вскоре умер.
Науч. наследие А. огромно: это диалоги, сохранившиеся в отрывках, собрания историч. сведений, полностью дошедшая до нас "Конституция афинян" (происх. к-рой, впрочем, сейчас вызывает сомнения), большая часть его науч. и филос. трудов, таких, как "Никомахова этика", "Политика" и "Метафизика"; в нек-рых из них заметно влияние Платона. Труды А. отличает стремление к порядку, что проявляется, напр., в тщательной классификации различных обл. науки. Тексты А. были заново открыты араб, учеными и переведены на лат. яз. Тем самым было задано общее направление развитию ср.-век. мысли в обл. иск-ва и науки. Св. Фома Аквинский соединил доктрины А. с положениями христ. теологии, и в 13-17 вв. они легли в основу высшего образования в Европе.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Аристотель
великий греческий философ IV в. до Р.Х., один их самых разносторонних мыслителей древности, сын Никомаха, врача македонского царя Аминты II. Родился в Стагире в 384 г., умер в Халкиде на острове Эвбея в 322 г. до Р.Х. В 367 – 347 гг. был учеником и соратником Платона, а после его смерти, уязвленный выбором Спевсиппа руководителем платоновской Академии, оставил Афины и преподавал в Ассе в Троаде, а затем в Митилене на острове Лесбос. В 342 г. македонский царь Филипп II доверил ему воспитание своего 13-летнего сына Александра, и 7 последующих лет Аристотель пребывал в Македонии. После вступления Александра на трон он вернулся в Афины и основал собственную философскую школу – знаменитый Лицей (Ликей), где преподавал 12 лет. В Лицее была крытая галерея для прогулок – перипат, где Аристотель общался со своими учениками, поэтому ее выпускников называли перипатетиками. Это было образцовое научное учреждение, снабженное богатой библиотекой, привлекавшее для преподавательской деятельности выдающихся ученых, специалистов в различных областях науки. Исследованиями руководил сам Аристотель, он обобщал их результаты, создавая систему, охватывавшую все знание о мире того времени. В те годы он не только создал философскую систему, которая просуществовала много веков и оказала огромное влияние на историю человеческой мысли и европейской философии, но также заложил основы развития таких научных дисциплин, как логика, биология и психология. В 323 г., после смерти Александра, своего покровителя, Аристотель оставил Афины, опасаясь репрессий афинских демократов, и вскоре умер на Эвбее. Обширное творческое наследие Аристотеля собрал, упорядочил и издал в Риме в I в. до Р.Х. известный философ-перипатетик Андроник Родосский. Среди трудов Аристотеля, посвященных логике, философии, физике, биологии, психологии, этике, политике, экономике, государственно-правовым вопросам, риторике и поэтике, имеется и одно сочинение историографического характера – «Афинская полития». Это произведение великого философа о государственном устройстве Афин и его истории было обнаружено в конце XIX в. в папирусном манускрипте. Источниками для него послужили труды нескольких историков, прежде всего Геродота, а также документы (законы, постановления Народного собрания) и даже фрагменты застольных песен-сколиев. К сожалению, начало «Афинской политии» не сохранилось, дошедший до нашего времени текст начинается буквально с полуфразы. Содержание ее утерянных глав восстанавливается по эпитоме (сокращению), сделанной Гераклидом, учеником Аристотеля.
 

Источник: Словарь античных историков. 2011

АРИСТОТЕЛЬ
aristoteles) Стагирит (384 до н. э., Стагир, полуостров Халкидика, Македония – 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, первый систематизатор античной литературной теории. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В 335 г. основал в Афинах собственную школу при храме Аполлона Ликейского, вошедшую в историю как Ликей (Лицей). Обучение в Ликее происходило во время прогулок в крытой галерее (peripatos), благодаря чему философская школа Аристотеля получила название перипатетической.
В античную эпоху Аристотелю приписывалось более 1000 трудов; до нашего времени дошло 47 сочинений, принадлежность которых Аристотелю не вызывает серьезных сомнений. Среди них – оказавший огромное влияние на развитие европейской философской мысли онтологический (т. е. посвященный сути бытия) трактат «Метафизика», а также натурфилософские трактаты, сочинения по логике, этике, политике, риторике и др.
Взгляды Аристотеля на поэтическое искусство изложены в «Поэтике» – трактате в двух книгах, из которых сохранилась лишь первая, содержащая общую часть и теорию трагедии и эпоса. Вслед за Платоном определяя поэзию как подражание («мимесис»), Аристотель расходится с учителем в понимании объекта подражания: поэзия – изображение не «того, что есть», а «того, что должно быть», она, таким образом, играет безусловно положительную – познавательную и воспитательную – роль.
Трагедия, по Аристотелю, есть «подражание действию важному и законченному… совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов». Очищение (по-гречески «катарсис»), – ключевая категория античной философии, критики, эстетики, медицины. Выражение Аристотеля, однако, оставляет простор для самых разных трактовок понятия «катарсис» – в соответствии с особенностями древнегреческого языка оно может быть истолковано двояко: «очищение страстей» или «очищение от страстей». Ныне под катарсисом обычно понимают такую форму трагизма, которая производит на читателя (зрителя) очищающее и просветляющее действие.
Согласно Аристотелю, эпос, как и трагедия, изображает людей «лучших, чем мы». Однако это менее совершенный жанр, уступающий трагедии в силе и благотворности художественного воздействия. В отличие от эпоса, трагедия «старается уложиться в один солнечный обход или незначительно выйти за его пределы», части же трагедии «должны быть соединены таким образом, чтобы при перестановке или пропуске какой-либо части изменялось и сдвигалось целое». Эти и другие постулаты послужили основой учения о «трех единствах» – места, времени и действия, впервые сформулированного итальянским теоретиком классицизма Л. Кастельветро (1570).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Аристотель
греч. Aristoteles)
(384 - 322 до н.э.)
   греческий философ, ученый-энциклопедист, ученик Платона и его великий противник («Платон мне друг, но истина дороже»). Выходец из халкидского г. Стагир (отсюда его прозвище Стагирит). Его отец Никомах был придворным врачом македон. царя Аминты, деда А. Македонского. В 17 лет А. отправился в Афины. После смерти Платона переехал в Троаду, а оттуда в Митилену (о-в Лесбос). Принял приглашение македон. царя Филиппа II и воспитывал А. Македонского. В 335 г. снова прибыл в Афины, где основал свою школу в гимнасии Ликея. Собрал огромную естественноисторическую библиотеку. Последние годы своей жизни провел на о-ве Эвбея. Сохранившиеся произведения А. разделяются на 7 групп: трактаты по логике, объединенные общим названием «Органон» («Категории», «Аналитики»); физические трактаты («Физика», «О небе»); биологические трактаты («История животных», «О возникновении животных», «О душе»); философские («Метафизика»); сочинения по этике («Никомахова этика», «Эвдемова этика»); социально-политические и исторические сочинения («Политика», «Афинская полития»); работы по искусству, поэзии и риторике («Риторика», «Поэтика»).
   Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976-1983; Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М.; Л., 1965; Зубов В.П. Аристотель. М., 1963; Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель: жизнь и смысл. М., 1982.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(384-322 до н. э.)
   Греческий ученый и философ, родился во Фракии, учился в Афинах у Платона. После смерти Платона путешествовал по Восточному Средиземноморью и некоторое время жил при дворе македонского царя Филиппа II учителем юного Александра (см. Александр Македонский). В 335 он вернулся в Афины и основал Лицей, в котором преподавал до своей отставки за год до смерти. Его школу иногда называли перипатетической, так как обучение происходило во время прогулок, под крытой галереей (peripatos). Его работы были собраны и изданы в 1 в. до н. э. По форме они кажутся набросками лекций, которые охватывают все области науки и философии, известные в его дни. Позднее возобладала популярность стоиков и эпикурейцев, но Аристотеля заново открывают в средние века, большей частью благодаря работам арабских ученых, таких, как Аверроэс и Авиценна, а в латинском переводе были широко известны особенно после того, как Фома Аквинский включил философию Аристотеля в католическую теологию. Данте считал его "первым среди знающих", и все западные мыслители использовали аристотелевскую систему классификации и терминологии. Сочетание острого ума с исключительной наблюдательностью, а также последовательность изложения фактов свойственны всем его работам, писал ли он о политике, этике, физике или биологии, и главной его характеристикой можно назвать "сильно развитый здравый смысл". В эпоху Возрождения работы Аристотеля переводились больше, чем других античных авторов, так как они являлись общим основанием для схоластиков и гуманистов. Однако если высочайший полет воображения Платона стал откровением, то Аристотель отождествлялся со схоластической логикой, осужденной Эразмом Роттердамским, а его оригинальные работы были забыты или утратили научное значение. Полагают, что драматическое единство времени, места и действия, ставшее неизменным правилом французских классицистов, берет начало в "Поэтике" Аристотеля, однако сам философ не формирует правил, он только замечает (исходя из практики театра, знатоком которого он был) при сопоставлении эпоса и трагедии, что первое не знает границ во времени, а второе "старается удержаться в рамках одного оборота солнца, или немного больше". Он также указывал, что эпос может описывать события, происходящие в разных местах, в то время как пьеса ограничивается сценой и небольшим числом актеров. В то же время он настаивал на "единстве сюжета". "Поэтика" Аристотеля содержит также теорию катарсиса, суть которого в очистительном воздействии трагедии на душу человека посредством возбуждения в нем сострадания и страха.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Аристотель
(лат. Aristoteles) Стагирит (род. в 384, Стагир, ум. в 322 до н. э., Халкида, о. Эвбея), др.-греч. философ и ученый-энциклопедист, основагель перипатетич. школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет А. вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. После смерти Платона в 347 до н. э. А. оставил Афины по политич. соображениям, путешествовал, затем стал учителем Александра Македонского. В 335 А. основал учебное заведение в Ликее (Афины). Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему оно получило назв. «Перипата» (отсюда назв. школы). После смерти Александра Македонского А. преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер. А. изучал почти все проблемы развития природы и общества, ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. А. популяризировал философские вопросы в искусно стилизованных диалогах, которые утрачены. Сохранились некоторые лекции и мн. труды. Согласно А., многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. «Сущее, поскольку оно сущее» является предметом «первой философии», или онтологии; со времен Андроника по издательским соображениям этот труд А. именуется «Метафизикой». Действительность определяется 4 осн. причинами: материей (hyle); пассивной возможностью становления; активной формой (morphe, eidos), которую приобретает материя, а также действующей (kinoyn) и целевой (telos) причинами, которые связаны с формой. Изменение и развитие есть осуществление формы, потенциально залож. в материи. В результате деятельности (energeia — энергия) формы, воздействующей на материю при онтогенезе, возникают виды, подобно тому как при работе художника возникает статуя, потенциально существующая в бронзе. А. принял платоновскую «идею» как имматериальный принцип «сущего в себе». Вместе с тем он стремился преодолеть идеализм своего учителя, как и механич. материализм Демокрита, «атомный круговорот» которого не мог объяснить целесообразной организованности и приспособленности живых существ, требовавший объяснения принципа управления. Аристотелю удалось ослабить, но не преодолеть дуализм Платона. Форма онтологически и ценностно приоритетна по отношению к материи и абсолютизирована в божественном «неподвижном перводвигателе» как чистая действенность и кульминационный пункт Вселенной. Она расчленяется, кроме того, и через дуалистич. отношения субординации: душа — тело, муж — жена, господин — раб и т. д. Труды по логике, содержащие также теорию познания, позднее объединены в т. н. «Органон». К нему принадлежат «Категории», «Первая и Вторая Аналитика», «Топика» и т. д. Вопреки Платону А. толкует восприятие как основу теории познания, которая требует познавать формы и их взаимосвязь в качестве цели научного познания, условием которого является соединение индукции и дедукции; истинность познания заключается в соответствии высказываний объективным обстоятельствам. А. стремился построить теорию науки и классификацию на основе «аксиомы — доказательства — структуры». Информация, получаемая от вещей, может быть сведена к осн. формам или категориям: 1) сущность в смысле субстанции, 2) количество, 3) качество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) образ действий, 8) страдание. Узловой пункт заключительного итога А. состоит в силлогизме, «вынуждающе определенном» способе доказательства, сообразно чему в спец. науках (например, в геометрии) из их очевидных аксиом вытекают все частные высказывания. Аристотель впервые в истории мышления исследовал все существ, формы дедуктивных заключений и сформулировал логич. законы тождества, противоречия и исключенного третьего. В этике А. постулировал в качестве цели всех человеч. поступков счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы. Если сущность человека — душа, то его эвдемония состоит в ее активности, т. е. в мышлении и познании. В соответствии с этим обосновывается преимущество духовной работы перед физической. Деятельность в науке и искусстве принадлежит к т. н. дианоэтическим добродетелям, достигаемым через подчинение страстей разуму. Добродетели суть среднее (мужество — среднее между безрассудной отвагой и малодушием). Среднее играет роль также в его политич. теории, к которой он подходил с различных точек зрения: из абстрактно-этич. категорий, а также из отношений собственности. Оптимальное государств, устройство представляет собой смесь олигархии и демократии, в которой демократич. элементы должны преобладать. Их носителями должны быть крепкие слои средних собственников, которые не были бы ни богаты, ни бедны, т. к. и те и другие склонны к развращенности и несправедливости. А. сознавал, что человек может реализоваться лишь как член общества, которое он мыслил как совр. ему полис. Идеологич. предрассудки, обусловл. социальной действительностью, заставляли А. оправдывать рабство как порожд. самой природой. Это противоречит его учению о едином принципе формы человека. С эстетикой А. мы знакомы меньше; сохранился лишь его анализ поэтич. искусства в «Поэтике». Функции искусства так же многообразны, как и формы выражения. Имеется в виду подражание (mimesis), которое на основе частного выражает общие типы и их сущность; следовательно, познание осуществляет позитивное психологич. действие, очищение (katharsis) души от аффектов и т. д. Учение о мимезисе и катарсисе имело влияние вплоть до нового времени. Согласно натурфилософским воззрениям А., которые представлены в «Физике» и «О небесах», Вселенная вечна, но ограничена концентрич. сферами космоса, по ту сторону которого не существует тел, а следовательно, также и пространства, времени и движения. Все вещи определяются своим качеств, характером, своим «естеств. движением» и своим «естеств. местом». В «надлунной области» вещи состоят из эфира, в «подлунной» — из огня, воздуха, воды и Земли, которая покоится в центре Вселенной. В земной природе существует иерархия различных субстанциальных форм, которые ведут от неорганического к человеку. В этой шкале бытия высшие ступени зависят от низших, но имеют со своей стороны специфич. закономерности. Растениям присуща воспроизводящая душа, животным — способность ощущения, желания и движения, наконец, человеку сверх того — разум. Из вечности и неизменности субстанциальных форм следует постоянство видов и отсутствие эволюционного развития. А. оказал огромное влияние на философские направления средневековья и нового времени. Его учение, в котором он стремился связать сильные стороны учения Демокрита с достижениями Платона, может иметь и последовательно материалистич. и объективно-идеалистич. истолкование. Материалистич. переработка началась в его школе уже Страбоном и привела в араб, философии Авиценны и Аверроэса к материалистич. пантеизму. В схоластике «неподвижный перводвигатель» был отождествлен с христианским понятием бога. Учение о бессмертной части души было использовано схоластикой, и вся философия А. была канонизирована Альбертом Великим и Фомой Аквинским. Большое влияние оказал А. на новую схоластику (Ф. Брентано), так же как и на совр. неотомизм.

Источник: Словарь античности. 1989

АРИСТОТЕЛЬ
Aрistotelns) (384-322 до н. э.) - др.-греч. философ и ученый, "...величайший мыслитель древности" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 414). Родился в городе Стагире, греческой колонии во Фракии. 17 лет А. приехал в Афины и вступил в "Академию" Платона, в которой оставался 20 лет (сначала ученик, затем преподаватель). После смерти Платона (347 до н. э.) открыл в Афинах свою школу, где сложилась его филос. система, в которой совмещались материализм и идеализм, диалектика и метафизика. В 343 стал воспитателем Александра Македонского. В 335 возвратился в Афины, основал школу перипатетиков (Ликей), где учил 12 лет.

Лит. наследство А. огромно. Труды А., дошедшие до нас, охватывают самые различные отрасли знания: логику, физику, зоологию, психологию, этику, политику, риторику, поэтику; мн. соч. не сохранились, в частности диалоги (Эвдем, О справедливости, Софист, Политик, О богатстве, и др.); дошли до нас "Физика" (рус. пер. 1937), "Органон" (под таким названием известно соч. по логике), "Метафизика" (рус. пер. 1934), "О душе" (рус. пер. 1937), "Политика" (рус. пер. 1911) и др. Школа А. занималась описанием гос. строя стран древнего мира; было сделано 158 описаний (сохранились отдельные отрывки, лишь "Афинская полития" (рус. пер. 1937) была найдена полностью (1890)).

Социологич. взгляды Аристотеля. А. безоговорочно оправдывал рабовладельч. строй, считая его естественным, соответствующим природе состоянием; он утверждал, что "варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные" ("Политика", I, 1, 5, 1252 а 12 - в 17; рус. пер., СПБ, 1911); рабство - обществ.-необходимый институт: граждане должны иметь досуг, а для этого им следует быть свободными от забот о предметах первой необходимости. "...Если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре, то тогда и зодчие, при постройке дома, не нуждались бы в рабочих, а господам не нужны были бы рабы" (там же, I 2, 5 1253b 14 - 1254а 17). А. отстаивал частную собственность, выступая против плана Платона об обобществлении имущества господств. верхушки общества. Однако он осуждал стремление афин. богачей к наживе, выступал против ростовщичества и широкого размаха торговли. Истинное богатство, по А., состоит из потребит. ценностей, из совокупности полезных вещей, ложное - из ден. накоплений. А. - сторонник преобладания в обществе "среднего" достатка, "средних" людей. Он высказывался против резких имуществ. различий среди свободных и мечтал о возрождении зажиточных земледельцев, составлявших значит. обществ. слой еще при Солоне. Одобряя политику поддержки бедноты, он советовал вместо систематических мелких подачек оказывать ей существенную единовременную помощь.

Неравенство политич. и имуществ. прав А. пытался обосновать аргументами этич. порядка. Он различал два вида справедливости - уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость - это область эквивалентных отношений, при к-рых со всеми людьми обходятся как с равными во всем, она есть "середина ущерба и выгоды" ("Этика Никомахова", V, 7; рус. пер. 1908). Напротив, распределяющая справедливость учитывает качеств. различия людей, она уделяет людям блага "по достоинству", в соответствии с теми или иными их свойствами: неравным она дает неравное. В политич. области применима лишь распределяющая справедливость: предоставление гражданам различных благ в соответствии с их имуществ. положением, занятиями, заслугами; так он обосновывал принцип неравенства в политич. правах.

Гос-во, по мнению А., призвано объединять одних только свободных людей; рабы, будучи необходимы гос-ву, должны стоять вне его; люди физич. труда - ремесленники - также исключались им из числа граждан в идеальном гос-ве, очерк которого дает А. Пытаясь найти естеств. причины образования гос-ва, А. на первый план выдвигал стремление людей к общению. "...Человек, - заявлял он, - по природе своей, - существо политическое..." ("Политика" I 1, 9, 1252 в 17 - 1253 а 16). Тот, кто стоит вне гос-ва, - либо бог, либо зверь. Влечение к общению с другими приводит прежде всего к образованию семьи, из семей возникают селения, а из селений - гос-ва (поэтому Боден, Боссюэ, Г. С. Мен видели в А. родоначальника патриарх. теории происхождения гос-ва).

Большое значение А. придавал форме гос-ва, понимая под ней организацию гос. власти, в первую очередь - высшей. В основу классификации форм гос-ва А. положил два признака: 1) количество людей, имеющих власть, 2) преследуют ли эти люди общее благо или личную пользу. Исходя из второго признака, А. делит гос. формы на правильные (монархия, аристократия, полития) и неправильные, извращенные (тирания, олигархия, демократия) и противопоставляет монархии тиранию, аристократии - олигархию, демократии - политию. Сам А. выступал сторонником "политии" - "среднего" гос. строя, умеренной цензовой демократии, в к-рой политич. правами пользуется большинство свободного населения. Демократию А. считал извращением политии. Идеал А. недалек от "умеренной" конституции Ферамена, введенной в действие в Афинах вслед за олигархич. переворотом 411 до н. э. К афинской демократии периода ее расцвета А. относился отрицательно. Он рассматривал ее как "крайнюю" демократию, высказываясь против широкого участия нар. собраний в гос. управлении и против активной роли свободной бедноты в политич. жизни. Крупные деятели афинской демократии 5 в. - Фемистокл, Перикл - не вызывали одобрит. оценок А. Лучшим из политич. деятелей Афин А. считал Ферамена и особенно Солона, к-рому приписывал заслугу создания "среднего" гос. строя, представлявшего собой, по его словам, соединение демократич. принципа с аристократическим.

Не одобряя демократич. учреждений Афин, А. подвергал вместе с тем суровой критике и олигархич. строй Спарты, ее антидемократич. учреждения, безответственность должностных лиц, наследств. характер царской власти, воен. характер воспитания, жестокое обращение с илотами и мн. др.

В трудах А. встречается иногда одобрение монархии ("Метафизика", XII 1075 b 9 - 1076 а 5; "Этика Никомахова", X 10; "Политика", IV 2, 1, 2 1289 а 5 в 8). По-видимому, эти положительные оценки были вызваны успехами македонской монархии при Александре. И все же, сопоставляя монархию и демократию, А. отдавал предпочтение последней. Монархии, как правильной форме, указывал А., противостоит тирания - извращенное правление, при к-ром единоличный носитель власти преследует личные интересы, в особенности цели личного обогащения.

Большое внимание уделял А. вопросу гос. переворотов, смене одной формы гос-ва другой. Перевороты рождаются, по А., из создающихся в обществе противоположностей, гл. обр. из противоположности между богатством и бедностью (одна из гл. причин - стремление неимущих устранить существующее неравенство и стремление имущих усугубить его, создать для себя новые преимущества; менее существенны причины психологич. порядка: наглость, корыстолюбие, страх и т. п.). Характер гос. организации и свойства населения зависят также от географич. положения страны, климатич. условий. Касаясь мер предотвращения переворотов, А. считал необходимым смягчение резких противоречий, обусловленных имуществ. положением граждан, призывал к умеренности, к созданию "среднего" достатка, к обеспечению сочувствия гос. строю со стороны большинства свободного населения.

Общественно-политич. взгляды А. нашли отражение в произв. антич. авторов: Теофраста, Цицерона, Полибия. У двух последних - в форме учения о "смешанном" гос. строе. В ср. века учение А. было фальсифицировано церковниками. Лишь в эпоху Возрождения были изданы подлинные тексты А. Учение о значении климата для гос. устройства было воспринято Ибн Хальдуном (14 - нач. 15 вв.), Боденом (16 в.). Многие идеи А., в частности о форме гос. строя, встречаются у монархомахов (16 в.), Макиавелли и др.

Бурж. историки и государствоведы анализировали политич. и социологич. взгляды А. в отрыве от ист. обстановки, в к-рой они сложились. Вследствие этого они часто допускали модернизацию взглядов А. по вопросам обществ. жизни. Так, Р. Пельман приписывает ему отрицат. отношение к капиталистич. х-ву ("История античного коммунизма и социализма", в кн.: "Общая история европейской культуры", т. 2, СПБ, 1910, с. 115-16), Г. Еллинек усматривает в его теории предвосхищение бурж. конституционализма (см. "Общее учение о государстве", СПБ, 1908, с. 371, а также с. 205, 214, 235, 297), Г. Рем пишет, что А. первый подверг систематич. рассмотрению "целесообразность конституционной и представительной системы", что А. дал учение о разделении властей (Rehm H., Geschichte der Staatsrechtswissenschaft, Freiburg - Lpz., 1896, S. 114, 84).

Бурж. ученые склонны также подчеркивать мнимый аполитич. подход А. к вопросам обществ. жизни. Еще Онкен пытался изобразить А. "естествоиспытателем с учении о гос-ве" (Oncken W., Die Staatslehre des Aristoteles, 1870..., Lpz., S. 3). Следуя этим превратным представлениям, Р. Ю. Виппер пишет: "Удаленный от партийной борьбы и от политических принципов, он вполне способен трактовать государственные формы археологически, на манер музейных коллекций, или натуралистически, как энтомолог перебирает собрание бабочек и жуков..." ("История Греции в классическую эпоху IX-IV вв...", М., 1916, с. 568). Виламовиц-Меллендорф пишет, что с открытием "Афинской политии" Аристотель "оказался не только замешанным в политические течения дня, но и разделяющим предрассудки своего времени" (Wilamowitz-M?llendorf U. von, Aristoteles und Athen, Bd I, В., 1893, S. 373), подчеркивая этим, что до этого времени А. почитался в бурж. лит-ре как мыслитель, стоящий якобы над политич. борьбой своего времени. Мн. бурж. исследователи преувеличивают близость А. к Платону в политич. и социологич. вопросах и затушевывают остроту критики А. спартанского строя. Правильная оценка социологич. и историч. взглядов А. была дана основоположниками марксизма-ленинизма. Маркс отмечал, что, по А., быть "общественным животным" составляет назначение человека (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 5, с. 255); разъясняя историч. значение этой формулы А., Маркс заметил: "Аристотелевское определение утверждает, строго говоря, что человек по самой своей природе есть гражданин городской республики" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 333). Сов. ученые на основе марксизма-ленинизма стремятся показать неразрывную связь учения А. с ист. обстановкой и клас. сущность его взглядов по вопросам обществ. и политич. жизни.

Соч.: А. см. в тексте статьи.

Лит.: Александров Г. Ф., Аристотель, М., 1940; Бузескул В. П., Афинская полития Аристотеля как источник для истории гос. строя Афин до конца V века, X., 1895; Кечекьян С. Ф., Учение Аристотеля о гос-ве и праве, М.-Л., 1947 (есть библ.); Brentano L., Aristoteles und seine Weltanschauung, Lpz., 1911; Newmann W. L., The politics of Aristotle..., v. 1-4, Oxf., 1887-1902; Oncken W., Die Staatslehre des Aristoteles in historischpolitischen Umrissen, Lpz., 1870; Hildebrand K., Geschichte und System der Rechts-und Staatsphilosophie, Bd 1 - Das classiscbe Altertum, Lpz., 1860.

С. Ф. Кечекьян. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АРИСТОТЕЛЬ
   • Aristoteles,

         ´???????????, знаменитый основатель школы перипатетиков, самый глубокий и всеобъемлющий ум древности, родился в Стагире (отсюда о ??????????, Стагирит) на македонском полуострове Халкидик у Стримонского залива в 384 г. до Р. X. Отцом его был Никомах, принадлежавший к греческому роду Асклепиадов и состоявший врачом у македонского царя Аминты, отца Филиппова. Рано потеряв своего отца, А. поступил под опеку и присмотр к атарнейцу Проксену, сына которого, Никанора, он впоследствии усыновил и женил на своей дочери Пифиаде. Как врач, отец А. занимался естественными науками и был даже писателем по этой области знания; весьма вероятно, что как это обстоятельство, так и связи Никомаха с македонским двором рано уже оказывали влияние на складе жизни А. и направление его мышления. 17-ти лет, в 367 г. до Р. X., он отправился в Афины; в это время Платон находился в Сицилии или на пути туда, так что А. познакомился с ним лишь 3 года спустя, после его возвращения, и затем оставался в его школе 20 лет, до 347 г. до Р. X., как кажется всегда сохраняя чувства глубокого уважения и искренней преданности к учителю, который называл А. «умом своей школы», ????? ???? ??????????, и «книжником», ???????????. Едва ли разногласия, вполне понятные и почти неизбежные во взаимных отношениях людей с такими оригинальными и притом противоположными один другому характерами, переходили в ту враждебность, о какой рассказывает литературная хроника древности. По смерти Платона в 347 г. до Р. X. преемником его по управлению академией сделался Спевсипп, сын его сестры. В том же году А. оставил Афины и отправился в Мисию к атарнейскому властителю Гермию, своему другу; но последний вскоре был низвергнут и казнен персами; тогда (ок. 345 г. до Р. X.) А. с женой своей Пифаидой, сестрой или племянницей Гермия, удалился в лесбосский город Митилену. Отсюда он, кажется, вернулся в Афины и тогда уже открыл свою школу; в это, вероятно, время в своих чтениях по риторике он оспаривал теорию Исократа. Менее правдоподобно, что А. имел школу уже при жизни Платона. В 343 или 342 г. до Р. X. А. был приглашен к македонскому двору для воспитания Александра, которому было тогда 13 лет. (Известное пригласительное письмо, помещенное у Gell. 9, 3, наверное подложно.) Философ оставался здесь в продолжение 8 лет (до 335 г. до Р. X.), но не более половины этого времени было посвящено им собственно воспитательной деятельности, т. к. Александр уже в 339 г. до Р. X., в отсутствие отца, исполнял обязанности правителя государства. Более всего, конечно, А. заботился о том, чтобы освоить царственного воспитанника с греческой образованностью и литературой; говорят, что он сделал для Александра особое издание «Илиады», посвятил его в таинства умозрения и ознакомил в особенности с ификой и политикой. Однако Александр рано уже пошел своей особой дорогой и свойственными ему упорством и непреклонностью воли, вероятно, немало затруднял дело воспитателя. Пристрастие к централизации, не принимавшее в расчет ни исторических, ни национальных условий, явилось в будущем владыке мира, конечно, помимо влияния учителя. Однако высокое личное уважение долгое время связывало Александра с А. и иногда имело благодетельные последствия. По ходатайству А. был восстановлен родной его город Стагира и философ написал, говорят, для него новые законы; он же своим заступничеством спас город Ересь и т. п. С другой стороны, царь щедрой рукой оказывал помощь естественно-историческим, особенно зоологическим трудам своего учителя. Рассказывают, будто по приказу Александра множество рыболовов, охотников и т. п. заняты были доставкой естественно-исторического материала для исследований А. В 335 г. до Р. X., оставив при Александре племянника своего Каллисфена, А. возвратился в Афины и оставался здесь 12 лет. Теперь местом для своего преподавания он избрал афинскую гимназию ???????, посвященную Зевсу ???????. Здесь по утрам для более тесного кружка слушателей, способных уже следить за строго-философским изложением (?????????), он преподавал труднейшие отделы науки, а по вечерам для смешанной публики излагал более простые и легкие отделы, напр. риторику, ифику и т. п.; утреннее преподавание называлось ????????? (по мнению одних, от находившейся в Ликее галереи или аллеи, по мнению других, оттого, что А. имел привычку во время преподавания не сидеть, а ходить) ???????, вечернее — ????????? ????????; подобным образом и его сочинения разделялись на ?????????? и ?????????? (??????????): первые, более популярные по своему изложению, изданы были им для публики, вторые, изложение которых менее блестяще и ясно, но зато более соответствует строго методическому ходу научного исследования, служили, может быть, только руководствами и пособиями для слушателей философа. Метод аристотелевского преподавания по преимуществу был, кажется, акроаматический, т. е. состоял в связном непрерывном изложении предмета, а не в собеседовании. В Афинах А. потерял свою жену Пифиаду, от которой имел дочь того же имени. Расположение Александра к своему учителю под конец несколько охладело из-за племянника А. Каллисфена, который, по желанию царя, сопутствуя ему в походах, чтобы описывать его деяния, отчасти из тщеславия, а отчасти из патриотизма, с такой неугомонной резкостью восставал против стремления Александра подчинить македонян и греков восточным порядкам, что наконец возбудил против себя неудовольствие царя и подвергся тяжкому заключению, в котором и умер. Но все-таки в Афинах смотрели на А. как на приверженца Македонии, и когда Александр умер, его учитель подвергся преследованиям от восторжествовавшей теперь антимакедонской партии. Демофил обвинил А. в ???????; тот бежал в эвбейский город Халкиду (в 223 или 222 г. до Р. X.) и там умер. А. во время своей жизни был оцениваем различно и имел даже ожесточенных врагов. Его благоприятное внешнее положение, а может быть, и самомнение, от которого он не был, кажется, вполне свободен, возбуждали против него зависть и ненависть, искавшие себе удовлетворения в клевете на великого мыслителя. Но, с другой стороны, жители Стагиры почитали его как героя и ежегодно совершали в память его праздник ????????????. Римляне не могли и не умели понять достоинств аристотелевской философии, несмотря на уважение, выказываемое к ней Цицероном. В средние века то из-за достоинств А. не хотели видеть заслуг Платона, то наоборот; сочинения А. были предметом то возвеличения, усердного изучения и толкования (особенно у арабов), то порицания и унижения. А., в одно и то же время и великий мыслитель, и великий наблюдатель, обращает внимание на все стороны мирового целого, но при этом в своей мысли так перерабатывает все разнообразие явлений, что от частностей доходит до самых широких обобщений. Благодаря этому направлению его ума он сделался основателем многих новых наук, так, напр., у него впервые подвергаются систематической обработке грамматика и логика, хотя, как и естественно на первых порах, часто не различаются одна от другой; риторика, пиитика и вместе с последней вообще философия искусства, зоология и физиология, ботаника, анатомия, психология впервые получили научный вид благодаря А. Он удержал деление философии на три части: диалектику или логику, физику и ифику, но вместе с тем сильнее оттенил различие теоретической философии от практической; вообще отдельные части он резче разграничил и каждой придал более строгую систематическую форму. Предмет философии для А. есть то, что по преимуществу подлежит пониманию, т. е. начала и причины, т. к. посредством их понимается все остальное, все отдельные вещи (???????????), а не наоборот. Самое главное в знании — это понимание причин (?????????? ???? ??????? ??? ????? ????????), а т. к. оно дается только философией, и последняя по тому самому по преимуществу перед всеми науками отличается свободой и самостоятельностью, то ей должно принадлежать первое место среди наук. ?????? ????, пишет А. в Метафизике, ?? ??´ ????????? ??????? ????????? ?????? ??????, ????´ ??????? ?????????? ????? ?????????? ? ?????? ??????? ???? ??? ??????? ????, ?????? ???? ?????? ???? ????????? ????? ???? ??????????? ???? ???? ????? ?????? ???????? ??????, ???? ???? ??????? ???? ???? ?????????? ????????? ?????? ? ???????. Далее о важности ее он говорит еще следующее: ???? ?? ???? ??????´ ???? ? ????? ??????, ???? ???? ??????????? ?????, ???? ???? ??? ???? ????? ?????. ???? ?´ ?????? ?????? ?????????? ????????? ??? ?? ???? ????? ?????? ???? ??????? ?????? ?????? ???? ????? ???, ???? ???? ???????? ??? ????? ??? ??????´ ???? ?????? ? ????. ?????????????? ???? ???? ?????? ??????, ???????? ?´ ????????. ? частности, особенно важно было выставленное в аристотелевской философии на вид понятие развития или различие двух форм существования, возможности (???????, potentia), как бы зерна, которое только в скрытом и неразвитом еще виде содержит в себе все условия и формы, и действительности (?????????, actus), осуществления идеи или возможности; часто в том же значении, как ?????????, употребляется у А. слово ???????????, но иногда первым обозначается самый процесс или действие, а вторым результат осуществления. Лишь немногие из сочинений Аристотеля — а всего их насчитывали 400-1000 томов (??????) — были изданы им самим. Свою библиотеку, благодаря царским милостям весьма обширную, он оставил своему преемнику по академии, Теофрасту. Это первое значительное книжное собрание перешло, говорят, позже в Александрию и послужило основанием птолемеевской библиотеке. По преданию, в своих подробностях маловероятному, рукописи сочинений А. Теофраст завещал некоему Нелею; наследники Нелея небрежно обращались с драгоценными рукописями, а потом сложили их в погреб из боязни, чтобы они не были отняты пергамскими царями для своей библиотеки; в погребе они пролежали 130 лет. Этими обстоятельствами древние объясняли сильную испорченность аристотелевского текста. Апелликонт Теосский, которому потом удалось завладеть рукописями, старался исправить поврежденное, но не обладал достаточным для того умением. Сулла, взяв Афины, перевез отсюда принадлежавшие прежде Апелликонту рукописи в Рим. Здесь, говорят, грамматику Тиранниону позволено было сделать с них копии, а потом родосец Андроник привел сочинения А. в порядок и разделил на ????????????. Сохранились под именем А. следующие сочинения:

       1. логические, соединенные впоследствии в ?????????:

         a) ??????????, о главных классах понятий;

         b) ???? ????????? (собствено о выражении мыслей), о предложении;

         c) ??????????? ??????? и ????????, каждое в 2 книгах, об умозаключениях и доказательствах;

         d) ??????, в 8 книгах, учение об общих точках зрения (?????), с которых можно доказывать или опровергать какое-нибудь положение;

         e) ????? ??????????? ????????, 2 книги, об опровержении софистических, ложных умозаключений. Некоторое сродство с этими сочинениями имеют:

         f) ????? ?????????, 3 книги, о трех родах красноречия: ??????????, ???????? и ????????????; другое риторическое сочинение — ?????????? ????? ??????????, приписывавшееся ?., принадлежит, вероятнее всего, Анаксимену Лампсакскому (см. Anaximenes, 2., Анаксимен);

         g) ????? ??????????, о родах поэзии, особенно о трагедии; может быть, это или набросок для большого оставшегося невыполненным сочинения, или заметки, долженствовавшие служить основой для устных чтений;

       2. Собственно философские:

         a) ??? ????? ??? ??????, сочинение большей частью делимое на 14 книг; заглавие не принадлежит А.; у него эта часть философии называлась ????? ?????????; по всей вероятности, различные отделы сочинения существовали первоначально как самостоятельные рассуждения и лишь впоследствии были соединены в одно целое;

         b) ????? ??????, в 3 книгах, прекрасный опыт научного обоснования психологии; изложение представляет много трудностей для понимания; сочинение ?????????????? подложно;

         c) ??????? ??????????, в 10-ти книгах, сочинение столько же отличающееся глубиной содержания, как и благородным характером изложения; евдемовская ифика (??????? ????????, в 7 книгах) есть переработка никомаховской, сделанная Евдемом Родосским, а большая ифика (??????? ??????, в 2-х книгах) представляет извлечение из двух первых;

       3. политико-экономические:

         a) ???????? или ????????? ?????????, в 8 книгах, о цели и идеале государственного устройства и о воспитании; сочинение ?????????? ?????? ??? (описание и история устройства 158 греческих, а частью и негреческих государств), имевшее весьма важное значение для истории, к сожалению, известно только по отрывкам;

         b) ???????????, в 2 книгах, из которых только первая согласуется с идеями А.;

       4. физико-математические:

         a) ????????? ??????????; ими пользовался Витрувий в сочинении de architectura;

         b) ????? ??????? ????????, о неделимых линиях;

         c) ??????? ?????????, 8 книг, о главных законах природы;

         d) ?????????????, 4 книги, с этим сочинением имеет некоторое сходство подложное сочинение ???? ?????? или ????? ?????????? ?????????? ????? ???? ??????, приписываемое новыми учеными то Посейдонию, то Хрисиппу, то Николаю Дамасскому и др.;

         e) ????? ????????, 4 книги,

         f) ????? ???????? ???? ???????, 2 книги,

         g) ??????? ?????? ???? ???????????, может быть, отрывок из большого, не дошедшего до нас сочинения: ????? ??????? ????????;

         h) ??????????, 38 глав;

       5. естественно-исторические:

         a) ????? ???? ????????, в 10 книгах;

         b) ????? ???? ??????, в 4 книгах;

         c) ????? ???? ????????, в 5 книгах; сохранившееся под именем А. сочинение ????? ?????? подложно;

         d) ряд небольших рассуждений (11) по физиологии, обыкновенно называемых Parva naturalia;

         e) ????? ?????????;

         f) ????? ????????? ?????????? — подложное собрание различных заметок;

         g) ????? ????????, вероятно, подложное. Подложны и 6 писем. Принадлежал А. гимн в честь добродетели, посвященный Гермию, но, по всей вероятности, не принадлежал сборник стихотворных эпитафий в честь героев Троянской войны, называвшийся ??????. Главное из изданий сочинений А. — издание Берлинской академии наук (1831 слл.): в нем аристотелевский текст обработан Беккером, схолии — Брандисом и др., фрагменты утраченных сочинений — Валентином Розе, а подробный указатель — Боницем.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Аристотель и история Спарты: некоторые проблемы хронологии

Еремин Андрей Юрьевич
В статье рассматриваются формы отражения и приемы хронологического соотнесения в «Политике» Аристотеля некоторых исторических фактов и процессов, связанных с историей Спарты.
Читать PDF

Аристотель о высыхании Арголиды (Meteor. I, 14, 352 a 9-13)

Верлинский А.Л.
Читать PDF

Аристотель и основание Массалии

Циркин Юлий Беркович
Читать PDF

Эпизод: бесплодная случайность или поэтический прием? (Платон, Аристотель, М. Кундера)

Медведева О. А.
Читать PDF

Аристотель и Сапфо (к истолкованию одного поэтического диалога из rhet. 1367а7-15)

Мякин Тимофей Геннадьевич
Статья показывает, что ритуальные песни обсценного характера, в которых Сапфо «срамит» своих соперниц Горго и Андромеду, являют собой близкую параллель поэтическому диалогу Сапфо и Алкея в «Риторике» Аристотеля (ср. Sapph. Frr.
Читать PDF

Аристотель как первый философ профессионал

Семенков В. Е.
Читать PDF

Платон и Аристотель: спор о реальности

Евдокимцев Дмитрий Владимирович
Читать PDF

2001. 01. 022. Агасси Дж. Кому нужен аристотель? Agassi J. Who needs Aristotle?//Boston studies in t

Яковлев В. А.
Читать PDF

2015.04.032. ГАРСИА Б. АРИСТОТЕЛЬ У ИЕЗУИТОВ: ОБЗОР НЕДАВНЕЙ ПУБЛИКАЦИИ. GARSIA B. ARISTOTLE AMONG T

Цибизова И.М.
Читать PDF

Закон и поступок (Аристотель, И. Кант, М. М. Бахтин)

Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович
Читать PDF

Душа, ум и пространство: как Аристотель (не) понимает Платона (de Anim. 406b–407b)

И. А. Протопопова
Читать PDF

Аристотель о природе общения

Агальцев Александр Матвеевич
Анализируется открытие Аристотелем онтологического основания природы человека и общения через развертывание их генетической сущности, самодетерминации и самооснованности.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Аристотель Фиораванти

    (1415—1485?) — Итальянский архитектор и инженер. В 1475—1479 гг. проектировал и возглавлял строительство Успенского собора.
  • ФИОРОВАНТИ Аристотель

    (ум. ок. 1486) — выдающийся итальянский архитектор и инженер. Родился и жил в Болонье. В 1474 г. по приглашению Ивана /// приехал в Россию. Был начальником русской артиллерии. По его проекту был возведен гл
  • АРИСТОТЕЛЬ ФЬОРАВАНТИ

    ок. 1415 – ок. 1486) Длинна череда архитекторов-иноземцев, нашедших вторую родину в нашей стране, вложивших знания, мастерство, силы в развитие российской архитектуры, но Фьораванти был первым. Аристот
  • Аристотель Халкидский

    греческий историк IV в. до Р.Х., автор утерянного сочинения «Об Эвбее».  
  • Кавторадзе, Аристотель Степанович

    (? — 13.07.1941) — летчик-истребитель, лейтенант. Участник советско-финляндской войны. На фронтах Великой Отечественной с первого дня. Воевал в составе 38 иап. 13 июля 1941 г. в воздушном бою над аэродромом С
  • АРИСТОТЕЛЬ ОНАССИС

    1906—1975) Греческий мультимиллионер, был одним из самых богатых людей мира. Крупнейший судовладелец. От первого брака имел двоих детей – сына и дочь. Второй раз был женат на Жаклин Кеннеди, вдове амер
  • Псевдо-Аристотель

    неизвестный греческий автор написанного около 300 г. до Р.Х. сочинения «Экономика» в 3 книгах, которое долгое время приписывалось Аристотелю. Возможно, это произведение принадлежало перу философа Ф
  • Аристотелевы врата

    См. Тайная Тайных
  • Аристотелики

    представители Аристотелевой философии; от Перипата, галереи в Ликее, получили название перипатетиков.