теология, совокупность религиозных наук о сущности и действии Бога. Применительно говорить к христианству, исламу, иудаизму.
БОГОСЛОВИЕ
БОГОСЛОВИЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Богословие
систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т. е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т. е. духовного опыта Церкви. Основоположниками православного Б. считаются Иисус Христос и апостолы, а создателями – отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II–VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое личное Существо, православие выдвигает на первое место апофатическое Б., тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями. Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем Б. восточнохрист. мира широко использовало опыт античной философии и выработало в богословских спорах IV–VII вв. высокоразвитую систему умозрительной аргументации. В процессе оформления православного Б. исключительно важную роль сыграл кружок богословов IV в., прозванных каппадокийцами (от названия малоазийской области Каппадокии). Во главе кружка стоял Василий Великий, в кружок входили ближайший друг Василия Григорий Богослов, младший брат Василия Григорий Нисский и др. Это были ученые и епископы, посвятившие свою жизнь осмыслению содержания христ. Откровения. Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник, с кончиной которого (662) подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Иоанн Дамаскин (VII–VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен. В последующий период православное Б. не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии идейному давлению западнохрист. мира. Видную роль в этом плане сыграли Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богослововмистиков, и Григорий Палама (XIV в.), вновь утвердивший приоритет богословскомистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.
Религиозномистическое и духовносимволическое Б. восточного христианства в своей многовековой истории проявило себя как более свободное, чем западная теология, от стремления к жесткой систематичности, от чрезмерной привязанности к абстрактным понятиям, от разного рода доказательств бытия Божия. Эта внутренняя свобода православной мысли является не следствием пренебрежения теоретическими способностями человеческого разума, а свидетельством духовного превосходства боговдохновенного опыта отцов Церкви над опытом познания, которым располагает обычный философский интеллект. Несмотря на исторические трудности в развитии богословской мысли восточнохристианского мира и Руси после падения Византии, на разрушительный удар по русской богословской науке после 1917, а также на известные влияния западной теологии, православное Б. сохранило верность своим традиционным устоям и способность к дальнейшему самоусовершенствованию. В наше время оно представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят: Б. догматическое, занимающееся обоснованием Богоустановленности и абсолютной истинности христ. догматов; Б. нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения; Б. сравнительное, обосновывающее преимущества православия перед инославными христ. вероучениями; Б. пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей (к пастырскому Б. примыкают литургика – теория богослужения, гомилетика – раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики проповеднической деятельности, – и ряд других дисциплин практического характера, преподаваемых в семинариях и академиях РПЦ).
Религиозномистическое и духовносимволическое Б. восточного христианства в своей многовековой истории проявило себя как более свободное, чем западная теология, от стремления к жесткой систематичности, от чрезмерной привязанности к абстрактным понятиям, от разного рода доказательств бытия Божия. Эта внутренняя свобода православной мысли является не следствием пренебрежения теоретическими способностями человеческого разума, а свидетельством духовного превосходства боговдохновенного опыта отцов Церкви над опытом познания, которым располагает обычный философский интеллект. Несмотря на исторические трудности в развитии богословской мысли восточнохристианского мира и Руси после падения Византии, на разрушительный удар по русской богословской науке после 1917, а также на известные влияния западной теологии, православное Б. сохранило верность своим традиционным устоям и способность к дальнейшему самоусовершенствованию. В наше время оно представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят: Б. догматическое, занимающееся обоснованием Богоустановленности и абсолютной истинности христ. догматов; Б. нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения; Б. сравнительное, обосновывающее преимущества православия перед инославными христ. вероучениями; Б. пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей (к пастырскому Б. примыкают литургика – теория богослужения, гомилетика – раздел Б., рассматривающий вопросы теории и практики проповеднической деятельности, – и ряд других дисциплин практического характера, преподаваемых в семинариях и академиях РПЦ).
Источник: Краткий православный словарь.
БОГОСЛОВИЕ
слово, заимствованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. У древних учителей Церкви «богословие» в этимологическом отношении означало «слово о Боге», «слово от Бога», а у иных – «слово к Богу». Усвоив это слово от древних греков (классические писатели обозначали этим словом первоначально мифологическое учение о богах, а со времени Аристотеля – и философское учение о Божестве, теологами же называли древних поэтов – Гомера, Гесиода, Орфея, сложивших поэмы о богах и составивших образцы молитвенных гимнов), учители Церкви на первых порах называли так лишь Священное Писание, поскольку оно – слово о Боге и от Бога: Ветхий Завет – богословием ветхим, Новый Завет – новым богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом словом «богословие» стали называть, кроме Священного Писания, и всякое учение о христианских истинах, и в этом значении оно иногда употреблялось в приложении к учению о Боге и богопочитании, иногда – в приложении к учению о Пресвятой Троице, иногда, еще теснее, – в приложении к учению собственно о Боге Слове. Наконец, уже в XII в. под богословием стали подразумевать систематическое изложение всех христианских истин о Боге и богопочитании. В настоящее время под богословием подразумевается систематическое учение о Боге, которое строится на основе текстов Священного Писания, принимаемых Церковью как Откровение, т.е. свидетельство Бога о Самом Себе, и в русле Священного Предания, т.е. духовного опыта Церкви. Создателями богословия считаются отцы Восточной Церкви, духовные подвижники II-VIII вв., разработавшие догматическое учение христианства. Понимая Бога не как безличную сущность, но как рационально непостижимое личное Существо, Православие выдвигает на первое место апофатическое богословие, тем самым подчеркивая необходимость для христианина, дерзающего заниматься богопознанием, духовного общения с Богом, с его нетварными энергиями. Человек, не имеющий мистического опыта богообщения, не может претендовать, согласно православной традиции, на истинное знание о Боге. Вместе с тем богословие восточно-христианского мира широко использовало опыт античной философии и выработало в богословских спорах IV-VII вв. весьма тонкую систему соотношения понятий и умозрений. В процессе оформления православного богословия исключительно важную роль сыграли богословы IV в., прозванные каппадокийцами (от названия малоазийской области Kаппадокии): свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Важную роль в формировании православного мировоззрения сыграл Максим Исповедник (ум. 662 г.), с кончиной которого подошла к завершению эпоха патристики – период трудов святых отцов по формированию догматического учения Церкви. Прп. Иоанн Дамаскин (VII-VIII вв.) завершил эту эпоху, став преимущественно систематизатором богословского опыта предшествующих времен. В последующий период православное богословие не переставало развиваться, имея основной целью защиту и усовершенствование сложившегося учения Церкви в новых условиях, в противодействии давлению западно-христианского мира. Видную роль в этом плане сыграли прп. Симеон Новый Богослов (XI в.), один из самых значительных византийских богословов-мистиков, и свт. Григорий Палама (XIV в.), вновь утвердивший приоритет богословско-мистического начала в рамках православного мировоззрения и защитивший его от влияний западной схоластики.
В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят: богословие догматическое, занимающееся раскрытием богооткровенности и абсолютной истинности христианских догматов; богословие нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения; богословие сравнительное, обосновывающее преимущества Православия перед инославными христианскими вероучениями; богословие пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей (к пастырскому богословию примыкают литургика – теория богослужения, гомилетика – раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповеднической деятельности, и ряд других дисциплин практического характера, преподаваемых в семинариях и академиях Русской Православной Церкви).
В наше время богословие представляет собой систему различных богословских дисциплин, служащих раскрытию, обоснованию и защите вероучения, богослужебной традиции Православной Церкви, а также развитию различных элементов этой системы. Сюда входят: богословие догматическое, занимающееся раскрытием богооткровенности и абсолютной истинности христианских догматов; богословие нравственное, раскрывающее существо моральных принципов христианства и необходимость соблюдения их в целях личного спасения; богословие сравнительное, обосновывающее преимущества Православия перед инославными христианскими вероучениями; богословие пастырское, раскрывающее различные аспекты практической деятельности священнослужителей (к пастырскому богословию примыкают литургика – теория богослужения, гомилетика – раздел богословия, рассматривающий вопросы теории и практики проповеднической деятельности, и ряд других дисциплин практического характера, преподаваемых в семинариях и академиях Русской Православной Церкви).
Источник: Православие. Словарь-справочник.
БОГОСЛОВИЕ
теология (греч. teologia, от teos - бог и logos - учение), - совокупность религ.-церк. учений, имеющих задачей систематизацию и обоснование гл. положений той или иной религии; исходит из существования бога, сверхъестеств. явлений, бессмертия души, загробной жизни. Б. - не наука и ничего общего с наукой не имеет. Основа Б. - идеализм, гл. обр. объективный. Будучи теоретич. основой религии и базируя свои положения на вере, Б. враждебно науке и обществ. прогрессу: оно отправляется от определенной системы догматов, из к-рых выводятся все решения частных проблем; простое соответствие догматам является в Б. критерием истинности этих решений. Истинность догматов "гарантируется" авторитетом проповедующей их церкви. Развиваясь в условиях сложившихся религ. систем (христианства (во всех вероисповеданиях), ислама, иудаизма, буддизма) в обществах с определившимися клас. отношениями, Б. выражает в форме религ. идей идеологию господствующего эксплуататорского класса. "Сущность теологии, - говорит Маркс, - особенно в наше время, есть примирение и затушевывание абсолютных противоположностей" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 488). Среди различных богословских учений одним из наиболее разработанных являются богословские положения христианства. Христ. Б. начало складываться в 3-5 вв., отстаивая новую веру в борьбе с античной философией, иудаизмом и ересями и воспринимая в переработанном виде нек-рые положения идеалистич. направлений антич. философии. При этом церковниками резко подчеркивался иррационализм христианского учения ("credo, quia absurdum" - "верю, потому что нелепо" - Тертуллиан); требовалось, чтобы все знания подчинялись Б., "как служанка подчиняется госпоже" (Климент Александрийский, также - Ориген, Лактанций и др.). Осн. социально-политич. задачей христ. Б. на этом этапе являлось устранение из христ. учения бунтарско-демократич. духа раннего христианства, преодоление положения о нац. исключительности иудеев в учении о мессии, разработка идеи всеобщей греховности и вытекающего из нее представления о неизбежности и справедливости земных страданий, якобы необходимых для спасения души. Б. этого периода было систематизировано Августином Блаженным, к-рый развил, особенно в соч. "О граде божьем" - "De civitate Dei" (рус. пер. 1901), осн. идею христ. Б. - о "церкви воинствующей" и ее превращении в "церковь торжествующую", представляющем собой якобы смысл мировой истории. В 9-11 вв. в Б. эначит. место заняла борьба между зап.-европ. (католич.) и визант. (православными) богословами; в ней нашли отражение различные пути формирования феодализма (в Зап. Европе и Византии), а также борьба за влияние в Болгарии и др. странах; полемика велась как по догматич. вопросам (спор о "filioque" и др.), так и по вопросу о главенстве рим. папы над всем христ. миром (см. "Разделение церквей"). В противовес папским теократич. притязаниям православное Б. усердно обосновывало цезарепапизм. С 12-13 вв. начался новый этап в развитии христ. Б., связанный с формированием схоластики; нек-рые представители схоластики задались целью "доказать" наличие гармонии между верой и разумом, "обосновать величие творца через совершенство его творений" (Фома Аквинский - создатель новой системы католич. Б.). Сделав нек-рые уступки рационалистич. веяниям, Б. продолжало ожесточенно бороться как с передовыми рационалистич. течениями (Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Давид Динанский, Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.), так и течением мистич. пантеизма (Эриугена, Амори Шартрский, Иоахим Флорский и их последователи), хотя мистицизм проникал и в богословские системы защитников офиц. церковности (Бернар Клервоский, Франциск Ассизский, Бонавентура, Фома Кемпийский и др.). Б. в Зап. Европе в период развитого феодализма обеспечило за собой "...верховное господство... во всех областях умственной деятельности..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с.360) и превратилось во всеохватывающее феод. мировоззрение, служившее действенным орудием социального и духовного порабощения масс, поскольку оно освящало божеств. санкцией основы феод. господства и феод. эксплуатации. В этих условиях и те идеи, в к-рых отражались интересы и чаяния эксплуатируемых масс, как правило, выступали также в религ. форме. С возникновением капиталистич. отношений появляется протестантское Б., приспособлявшее христианство к интересам нарождавшегося класса буржуазии. Оно перенесло гл. внимание на религ. чувство, переживания, эмоции, развило (критикуя приверженность традициям, обязательность церк. предания) догмат о внутр. религиозности, об "оправдании одной лишь верой", отвергло положение о главе церкви - папе и, возвратясь к Августину, признало (Лютер, Меланхтон, Кальвин) единств. источником вероучения "священное писание". В дальнейшем в протестант. Б. развились пиетизм (Ф. Я. Шпенер, А. Г. Франке) и рационалистич. направления, смыкающиеся с идеалистич. философией 19-20 вв., "историко-критическое" Б. (Ройс, Ю. Вельхаузен, А. Гарнак и др.), "религиозно-историческое" (Вернле, Г. Гункель, Э. Трельч и др.), "консервативное" (Цан, А. Гаук и др.) - стремившиеся примирить веру и знание. Для Б. периода капитализма, как и Б. предшествующего периода, характерна защита эксплуатации. Важнейшими социальными темами Б., в т. ч. и православного, являются про-возглашение различий в судьбе богача и бедняка результатом "божественного предустановления", проповедь смирения и терпения, обращенная к трудящимся. Так, напр., один из представителей православного Б. в России митрополит Филарет (1783 -1867) активно выступал в ващиту крепостничества. Совр. христ. Б. характеризуется большим идейным разбродом, банкротством осн. идей традиц. Б., обусловленным ростом прогрессивных сил во всем мире, победой социализма в ряде стран, триумфальным шествием передовой науки, опирающейся на материалистич. мировоззрение. Совр. богословские течения, в зависимости от того, на какие обществ. прослойки эти направления ориентируются, разнятся гл. обр. решением вопроса об отношении религии к политике и к науке. Активизировался адресующийся к бурж. интеллигенции модернизм, допускающий элементы "рационализма" (отрицание букв. смысла библ. мифов ("демифологизация" Р. Бултмана), толкование таких понятий, как рай, ад, воскресение мертвых и др. только в нравств.-аллегорич. смысле как "состояния духа" (ряд англ. богословов)). Нек-рые богословы становятся на позиции "двойственной истины", утверждая, что наука и религия имеют разные области познания и якобы дополняют друг друга; причем они требуют признания примата религии над наукой. В 1950 Папа Пий XII признал, что эволюц. теория Дарвина, многократно осужденная церковью, может рассматриваться как науч. гипотеза происхождения человека. В 1951, ратуя за "союз" между религией и наукой, он выдвинул задачу "обосновать" религию с помощью новейших данных науки и "доказать" сотворение мира богом. Большое значение в совр. католическом Б. получил неотомизм, стремящийся оживить в интересах империалистич. реакции ср.-век. схоластич. систему Фомы Аквинского и внушить представления о "научности" Б. Сторонники фундаментализма, ориентирующиеся на наиболее отсталые слои гор. населения, крестьянство, женщин, требуют не допускать никаких отступлений от догматич. формулировок и считают "священное писание" единств. "основой" (fundus) веры. Особое распространение получила "теология кризиса", или "диалектическая теология" (Э. Брюннер, П. Тиллих, Р. Нибур и др.), использующая христ. тезис о "греховности" человека (социальное зло - неизбежное порождение "неизменной греховной природы людей") для защиты империализма и для борьбы с социализмом (человек лишь "тварь божия", а потому не может создавать или изменять "установленные богом" порядки). Такую же антисоциалистическую сущность заключает в себе религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, П. Рикер, Р. Труафонтен - во Франции, К. Ясперс - в Западной Германии), оказывающий заметное влияние на современное Б. Это направление резко выступает против разума, отстаивает иррационализм и особое значение "подсознательного", утверждает, что смысл жизни человека заключается в смерти и только в момент смерти человек постигает "высшую истину"; оно является характерной формой совр. религ. идеологии. Православное Б. настаивает на том, что "богооткровенные истины вечны, неизменны, абсолютны...", отрицая к.-л. развитие или изменение христианства. В других религиях Б. преследует те же цели, что и в христианстве, и имеет сходное социальио-политич. назначение: оно также прошло ряд этапов, приспособляясь к изменяющейся социальной обстановке с тем, чтобы в различных исторических условиях более действенно защищать интересы эксплуататорских классов. В буддийском Б. центр. место занимает учение о страдании, к-рое является средством искупления грехов, связанным с представлением о переселении душ. В ходе развития буддизма сформировалась буддийская философия. В исламе Б. - калам; гл. объект калама - единобожие (таухид) аллаха; к нему примыкает учение о посланничестве, пророческой миссии Мухаммеда; сложилось (с 10 в.) в двух осн. направлениях: ашаризм (см. Ашари), проникнутый идеей о "предопределении", с чертами антропоморфизма, и мута-зилизм (см. Мутазилиты), для к-рого характерен тезис о свободе человеч. воли и отчасти рационалистич. тенденции. В иудаизме, после кодификации Торы ("закона") в 5 в. до н. э., постепенно было разработано догматич. В., осн. содержанием к-рого стало учение о едином боге Яхве. В период создания Талмуда, в условиях диаспоры, при синагогальном культе в 3-5 вв. н. э. было особенно развито учение о мессии. В ср. века в иудейском Б. появились многочисл. мистич течения, противопоставившие Талмуду каббалу (предание), в 18 в. это направление вылилось в хасидизм (осн. Бешт, ок.1700-60), призывавший к мистич. слиянию человека с богом (наиболее полно у цадиков). В 12 в. возникло идущее от Маймонида, разработавшего 13 догматов иудаизма, направление, имеющее ряд рационалистич. тенденций (особенно у Моисея Мендельсона (1729-86), реформировавшего иудаизм в интересах буржуазии). С развитием капитализма иудейские теологи стремятся модернизировать свою религию на основе неокантианства (Г. Коген), прагматизма (М. Каплан), экзистенциализма (М. Бубер) и др. бурж. идеалистич. учений. В Израиле и за его пределами тратятся огромные средства на издание иудейской богословской литературы, к-рая проповедует сионизм. Современное Б. является одной из наиболее реакционных форм бурж. идеологии; оно именем бога освящает общество, основанное на частной собственности, и насаждает враждебность идеям коммунизма. Б. еще более, чем раньше, стремится свести проблемы социально-классовые к морально-этическим, негодность капиталистич. обществ. строя подменить несовершенством отд. людей, а клас. борьбу - клас. сотрудничеством. Характерны попытки нек-рых представителей совр. Б. примениться к новой обстановке, созданной успехами социализма, и выступить с целью раскола рабочего движения и отвлечения масс от идей научного коммунизма, в качестве защитников "религиозного социализма". Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс о религии, М., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1955; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. (К вопросу о реакц. роли католич. церкви в развитии средневек. культуры), М., 1953; Крывелев И. А., Совр. богословие и наука, М., 1959; Кольман Э. Я., Православие о вере и знании, М., 1959; Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960. Б. Я. Рамм. Ленинград.