Дороги
Дороги
1) ("даруги") единица территориального деления XIV-XVI вв., особые округа, возникшие в период владычества татарских ханств (административно-территориальное деление); 2) пути сообщения (водные, грунтовые, железные). С древнейших времен через У. проходили водные торговые пути из ю.-вост. Азии через Хазарию, Волжскую Булгарию в Пермь Великую и Пермь Вычегодскую на устье р.Сев. Двины, где совершалась меновая торговля между Сев. Европой и Азией. Гл. водным путем по тер. У. была р.Кама с притоками. Издавна через степи Юж. У. проходили караванные пути из Ср. Азии в Россию, к-рые позже были использованы рус. нас. для освоения Юж. У. В конце XI в. новгородцы разведали путь по рекам басс. Сев. Двины и Печоры через Сев. У. и использовали его для сбора дани с коренного нас. В процессе колонизации У. значение Сев. Д. возросло в связи с необходимостью установления регулярной связи ц. с присоединенными вост. окраинами гос-ва и обеспечения гарнизонов сибирских городов продовольствием и боеприпасами. В конце XVI - нач. XVII в. были проложены более удобные Д. через Ср. У., что способствовало массовому заселению края. В XVII - первой пол. XVIII в. с целью контроля за миграционными потоками через У. и пополнения казны таможенными доходами пр-во вело борьбу с использованием "неуказных" путей, миновавших официальные дороги. Первоначально осн. средствами сообщения были водные пути. Большая ч. грунтовых Д. пролегала лишь по волокам между реками разных басс. В XVIII-XIX в. грунтовые Д. стали осн. путями сообщения на У. В 1905 по протяженности они составляли ок. 69%, жел. - ок. 16,3%, пароходное сообщение - ок. 14,6% всех путей. Манькова И.Л.
ДОРОГИ
• Via, viae,
?????. У греков постройка Д., о которых сохранилось мало достоверных сведений, соединялась с посещением национальных празднеств, которые были вместе с тем и главными ярмарками. Везде колеи в 5 футов и 4 вершка ширины высекались из скалы. Каждое государство должно было заботиться в своих пределах об исправности Д. и мостов. Неприкосновенность храмов, к которым вели Д., простиралась и на них. ср. Е. Curtius, zur Geschichte des Wegebaues bei den Griechen (1855). Настоящие искусственные Д. и вместе с тем viae militeres строились преимущественно римлянами. Первая Д., via Appia, из Рима в Капую, была построена в 312 г. до Р. X. цензором Аппием Клавдием и позже продолжена до Брундузия. Она называлась regina viarum (Stat. silv. 2, 12) и вполне сохранилась до времен Юстиана. Она была сделана из тесанных четырехугольных камней, плотно сдвинутых между собой и такой ширины, что два воза могли легко разъехаться. С этой Д. соединялась построенная императором Домицианом via Domitiana из Синуэссы в Путеолы. Via Flaminia, одна из старейших Д., была проведена в 220 г. до Р. X. цензором К. Фламинием от Рима через Этрурию в Аримин, а оттуда разделялась на две: via Aemilia, от Аримина до Аквилеи, была проложена в 188 г. консулом М. Эмилием Лепидом, другая того же названия, ведшая через Пизу и Луну в Лигурию, была построена в 115 г. М. Эмилием Скавром. Via Саmраnа вела от porta Coelimontana в Кампанию и соединялась с via Albana и Tusculana. Между via Flamina и via Aurelia, построенной в 241 г. до Р. X. консулом Л. Аврелием Коттой, проходила via Cassia в среднюю часть Этрурии. К красивейшим и наиболее длинным Д. принадлежала via Valeria, которая вела от Рима через страны сабинян, эквов, марсийцев в страны пелигнян и представляла продолжение viae Tiburtinae, которая вела в Тибур в юго-восточном направлении. Via Latina была проведена от капенских ворот по долине Лириса до Теана и соединялась с via Appia. Via Ostiensis пролегала по западному берегу Тибра до его устьев ниже Остии. Via Postumia вела из Кремоны в Мантую; via Salaria служила сабинянам для перевозки соли из Рима через porta Collina в Реате. О via Egnatia см. Egnatia, Эгнация. Об улицах Рима, которые в первый раз были вымощены по приказанию цензоров Албия и Флакка, в 174 г. до Р. X., и особенно о Sacria via см. Roma, Рим, 22. Со времен Цезаря все главные города Италии были соединены сетью искусственных Д., а императоры распространяли их в провинциях и даже на островах, где исходными точками служили гавани. Все Д. отличались искусным расположением, прочностью и удобством. Многие хорошо сохранились на значительном протяжении. Мильные камни (milliaria) были расставлены у них впервые К. Гракхом. Возле Д. устраивались также могилы и склепы (см. Sepulcrum, Погребение).
?????. У греков постройка Д., о которых сохранилось мало достоверных сведений, соединялась с посещением национальных празднеств, которые были вместе с тем и главными ярмарками. Везде колеи в 5 футов и 4 вершка ширины высекались из скалы. Каждое государство должно было заботиться в своих пределах об исправности Д. и мостов. Неприкосновенность храмов, к которым вели Д., простиралась и на них. ср. Е. Curtius, zur Geschichte des Wegebaues bei den Griechen (1855). Настоящие искусственные Д. и вместе с тем viae militeres строились преимущественно римлянами. Первая Д., via Appia, из Рима в Капую, была построена в 312 г. до Р. X. цензором Аппием Клавдием и позже продолжена до Брундузия. Она называлась regina viarum (Stat. silv. 2, 12) и вполне сохранилась до времен Юстиана. Она была сделана из тесанных четырехугольных камней, плотно сдвинутых между собой и такой ширины, что два воза могли легко разъехаться. С этой Д. соединялась построенная императором Домицианом via Domitiana из Синуэссы в Путеолы. Via Flaminia, одна из старейших Д., была проведена в 220 г. до Р. X. цензором К. Фламинием от Рима через Этрурию в Аримин, а оттуда разделялась на две: via Aemilia, от Аримина до Аквилеи, была проложена в 188 г. консулом М. Эмилием Лепидом, другая того же названия, ведшая через Пизу и Луну в Лигурию, была построена в 115 г. М. Эмилием Скавром. Via Саmраnа вела от porta Coelimontana в Кампанию и соединялась с via Albana и Tusculana. Между via Flamina и via Aurelia, построенной в 241 г. до Р. X. консулом Л. Аврелием Коттой, проходила via Cassia в среднюю часть Этрурии. К красивейшим и наиболее длинным Д. принадлежала via Valeria, которая вела от Рима через страны сабинян, эквов, марсийцев в страны пелигнян и представляла продолжение viae Tiburtinae, которая вела в Тибур в юго-восточном направлении. Via Latina была проведена от капенских ворот по долине Лириса до Теана и соединялась с via Appia. Via Ostiensis пролегала по западному берегу Тибра до его устьев ниже Остии. Via Postumia вела из Кремоны в Мантую; via Salaria служила сабинянам для перевозки соли из Рима через porta Collina в Реате. О via Egnatia см. Egnatia, Эгнация. Об улицах Рима, которые в первый раз были вымощены по приказанию цензоров Албия и Флакка, в 174 г. до Р. X., и особенно о Sacria via см. Roma, Рим, 22. Со времен Цезаря все главные города Италии были соединены сетью искусственных Д., а императоры распространяли их в провинциях и даже на островах, где исходными точками служили гавани. Все Д. отличались искусным расположением, прочностью и удобством. Многие хорошо сохранились на значительном протяжении. Мильные камни (milliaria) были расставлены у них впервые К. Гракхом. Возле Д. устраивались также могилы и склепы (см. Sepulcrum, Погребение).
ДОРОГИ
уже в госуд. Др. Востока и на Крите имелись мощеные проезжие Д. с каменными столбами для указания дистанции, станциями для смены лошадей, водосточ. желобами, а в нек-рых случаях (при неровном рельефе) — виадуками, служив. также мостами. В Греции Д. известны с микенских времен. В Египте Д. были в первую очередь подъездн. путями к крупным святилищам. Улицы греч. городов представляли собой узкие, извилистые Д., круто поднимающ. к акрополям. Лишь после Гипподама из Милета, первого теоретика градостр-ва, разработавш. план застройки Пирея, начали заботиться о создании правильной системы Д.-улиц, пересекающ. под прямым углом. В стр-ве г. Фурии Гипподам воплотил свой принцип в идеал. варианте, разделив город на 16 частей. В греч. городах Д., особенно на крутых подъемах, были замощены (за счет владельцев прилегающих участков), снабжены водосточ. желобами и пешеход. тротуарами, а иногда и колеями для движения повозок (как правило, днем оно было запрещено). Важные улицы, как и крупные Д., имели назв. либо по профессии ремесленников, живших вдоль них, либо по имени близлежащ. храма. Однако лишь римляне стали поистине великими мастерами дорож. дела. Уже Законы 12 таблиц определяют нормы ширины Д. В 312 до н.э. Аппиева дорога, соед. первонач. Рим с Капуей, была покрыта каменной мостовой. Затем эта 220-километровая Д. была проложена до Брундизия. Все рим. Д. постоянно расширялись и благоустраивались, вдоль них создавались почтовые станции, постоялые дворы, сторож. заставы, мильные столбы, мосты, виадуки, в случае необходимости даже пробивались туннели. Дорожная администрация была подчинена спец. коллегии четырех мужей для надзора за дорогами. Во времена Империи Д. гос. назначения ведал спец. прокуратор. Стр-во Д. в покоренных обл. служило военно-политич. целям — вдоль таких Д. романизация шла интенсивнее, чем в отдалении от них. Сеть рим. Д. (с побоч. ответвлениями 2-го и 3-го порядка) имела дл. ок. 80 тыс. км. Для путешественников имелись дорож. путеводители и перечни Д. Достижения римлян в стр-ве Д. не были превзойдены в теч. полутора тысяч лет. Это касается как иск-ва выбора трассы будущих Д., так и их соотв. условиям почвы и строит. материала. В технич. отношении римляне стремились строить Д. с пятислойной структурой. Представляют интерес альпийские Д. римлян. С 15 до н.э. было проложено по меньшей мере 9 таких Д. Перевал Большой Сен-Бернар был проходим для верховых, однако Малый Сен-Бернар, а также Юлиер (2287 м), Бреннер (1363 м) и три перевала Тауер пересекались оживл. проезжими Д. Особым достижением стало превращение др.-егип. караванного пути в рим. Д., пересекающую пустыню от Антинополя до Красного м. Дорога, ведущая от Годесберга вверх по левому берегу Рейна, проложена по рим. трассе. Рим.-герм. Д. сохранились в Аугсбурге, Трире, Майнце и Кельне. На нек-рых Д. взималась дорожная пошлина, но были и такие времена, когда Д. пользовались бесплатно.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Дороги
(лат. stratum — мостовая). Уже в государствах Др. Востока и на Крите имелись мощеные проезжие Д. с каменными столбами для указания дистанции, станциями для смены лошадей, водосточными желобами, а в некоторых случаях (при неровном рельефе) — виадуками, служившими также мостами. В Греции Д. известны с микенских времен. В Египте Д. были в первую очередь подъездными путями к крупным святилищам. Улицы греч. городов представляли собой узкие, извилистые Д., круто поднимающиеся к акрополям. Лишь после Гипподама из Милета, первого теоретика градостроительства, разработавшего план застройки Пирея, начали заботиться о создании правильной системы Д. — улиц, пересекающихся под прямым углом. В строительстве города Фурии Гипподам воплотил свой принцип в идеальном варианте, разделив город на 16 частей. В греч. городах Д., особенно на крутых подъемах, были замощены (за счет владельцев прилегающих участков), снабжены водосточными желобами и пешеходными тротуарами, а иногда и колеями для движения повозок (как правило, днем оно было запрещено). Важные улицы, как и крупные Д., имели назв. либо по профессии ремесленников, живших вдоль них, либо по имени близлежащего храма. Однако лишь римляне стали поистине великими мастерами дорожного дела. Уже Законы 12 таблиц определяют нормы ширины Д. В 312 до н. э. Аппиева дорога, соединявшая первоначально Рим с Капуей, была покрыта каменной мостовой. Затем эта 220-километровая Д. была продолжена до Брундизия. Все рим. Д. постоянно расширялись и благоустраивались, вдоль них создавались почтовые станции, постоялые дворы, сторожевые заставы, мильные столбы, мосты, виадуки, в случае необходимости даже пробивались туннели. Дорожная администрация была подчинена спец. коллегии (лат. Quattuorviri viarum curandarum коллегия четырех мужей для надзора за дорогами). Во времена Империи Д. государств, назначения ведал спец. прокуратор. Строительство Д. в покоренных областях служило военно-политич. целям вдоль таких Д. романизация шла интенсивнее, чем в отдалении от них. Сеть рим. Д. (с побочными ответвлениями 2-го и 3-го порядка) имела дл. ок. 80 тыс. км. Для путешественников имелись дорожные путеводители и перечни Д. Достижения римлян в строительстве Д. не были превзойдены в течение полутора тысяч лет. Это касается как искусства выбора трассы будущих Д., так и их соответствия условиям почвы и строительного материала (шоссе: лат. via calceata — Д. с покрытием; тракт: лат. via strata грунтовая Д.). В технич. отношении римляне стремились строить Д. с пятислойной структурой. Представляют интерес альпийские Д. римлян. С 15 до н. э. было проложено по меньшей мере 9 таких Д. Перевал Большой Сен-Бернар был проходим только для верховых, однако Малый Сен-Бернар, а также Юлиер (2287 м), Бреннер (1363 м) и гри перевала Тауер пересекались оживленными проезжими Д. Особым достижением стало превращение др. егип караванного пути в рим. Д., пересекшую пустыню от Антинополя до Красного м. Дорога, ведущая от Годесберга вверх по левому берегу Рейна, проложена по рим. трассе. Рим. — герм. Д. сохранились в Аугсбурге, Трире, Майнце и Кельне. На некоторых Д. взималась дорожная пошлина, но были и такие времена, когда Д. пользовались бесплатно.
рис. Поперечный разрез римской дороги.
рис. Поперечный разрез римской дороги.
Источник: Словарь античности. 1989