ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
(ВМФ) СССР к началу Вел. Отеч. войны насчитывал ок. 1 тыс. боевых кораблей (в т. ч. 3 линкора, 8 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 ПЛ, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров), 2,5 тыс. самолетов морской авиации, 260 батарей береговой артиллерии. В ходе Вел. Отеч. войны советский ВМФ вел активные боевые действия, участвуя вместе с приморскими группировками Сов. Армии в наступательных и оборонительных операциях, уничтожая корабли противника и нарушая его морские коммуникации, защищая свои морские, речные и озерные перевозки, а Северный флот в контакте с ВМС Великобритании и США обеспечивал и внешние коммуникации. Св. 400 тыс. моряков сражались на сухопутных фронтах, обороняли Одессу, Севастополь, Керчь, Москву, Ленинград. За годы войны было высажено более 100 морских оперативных и тактических десантов. Более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, св. 500 присвоено звание Героя Сов. Союза (см. также Балтийский флот, Северный флот, Тихоокеанский флот, Черноморский флот, флотилия). ВМФ возглавлял Н. Г. Кузнецов.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

Военно-морской флот
Военно-морской флот (navy), группы кораблей и обслуживающий их персонал, предназначенные для ведения боевых действий на море. В 5-4 вв. до н.э. Афины и Коринф использовали триремы (галеры с тремя рядами весел) и быстроходные, высокоманевренные галеры с пятью рядами весел, сконструированные македонцами. Разгромив в мор. сражении у о. Саламин перс, флот, афиняне обеспечили себе господство в Вост. Средиземноморье, и именно флот был основой их могущества. Хотя Римская империя опиралась гл. об. на сухопутные войска, в 1-й Пунической войне она использовала и корабли, захватив контроль над Средиземным морем. В те времена военно-мор. флот был необходим также для защиты торг, судов от пиратов. Воен. корабли Византийской империи обеспечивали безопасность всех важных торг, путей. Король Уэссек-са Альфред создал в 9 в. флот, чтобы защищаться от набегов викингов. В 11-16 вв. англ, конфедерация Пяти портов снабжала воен. корабли всем необходимым. В период правления династии Тюдоров военно-мор. силы Англии были увеличены и реформированы. Итал. города-государства содержали флотилии галер и специально оснащенных торг, судов для защиты своих портов от турок. Сражение у Лепанто наглядно продемонстрировало преимущества воен. флота христиан над тур. флотом. В 17 в. под руководством Пипса Англия реорганизовала военно-мор. силы. С расширением колоний и торговли с ними в 18 в. увеличили свои воен. флоты Голландия и Франция. Уже в начале Средневековья обычные торг, суда приспосабливали для ведения боя с помощью спец. надстроек, оснащенных полевой артиллерией. В 14 в. на судах устанавливались пушки, а к 16 в. стали строить корабли с тяжелым вооружением. Победа или поражение в битве во многом определялась тактическим мастерством, поскольку все парусные суда зависели от силы и направления ветра. Изобретение паровых двигателей в 19 в. кардинально изменило возможности военно-мор. флота.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ВОЕННО‑МОРСКОЙ ФЛОТ
Декрет о создании Рабоче‑Крестьянского Красного Флота подписал В.И. Ленин 29 января (11 февраля) 1918. В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции революционные моряки Балтийского и Черноморского флотов успешно воевали совместно с Красной Армией на Севере, Западе, Юге и Дальнем Востоке, защищая молодую Советскую Республику. В 1919 под руководством члена Реввоенсовета Республики И.В. Сталина впервые была осуществлена комбинированная операция – с суши пехоты и с моря кораблей – по подавлению мятежных фортов Красная Горка и Серая Лошадь, благодаря чему была ликвидирована угроза советскому Петрограду.
В марте 1921 на Х съезде РКП(б) было принято решение о возрождении военно‑морских сил страны и укреплении советского ВМФ. Новыми первоклассными кораблями пополнились Балтийский и Черноморский флоты. В июле 1929 И.В. Сталин присутствовал на учениях эскадры Черноморского флота, посетил крейсер «Червона Украина», присутствовал на вечере художественной самодеятельности краснофлотцев.
И.В. Сталин указывал, что мы должны считаться с тем, что страна наша большая, омывается морями на громадном протяжении, и это нам всегда напоминает о том, что флот у нас должен быть крепкий, сильный. В 1932 в связи с агрессивными происками японского милитаризма были созданы Советские Морские Силы Дальнего Востока, 11 января 1935 переименованные в Тихоокеанский флот. Северная военная флотилия (1933) была 11 мая 1937 преобразована в Северный флот, который в ходе советско‑финляндской войны успешно взаимодействовал с Красной Армией. В 1937 был образован самостоятельный Народный Комиссариат Военно‑Морского Флота СССР. В годы предвоенных пятилеток под непосредственным руководством высших партийных и советских органов и лично И.В. Сталина проводилась коренная реконструкция Советского ВМФ (строительство новых боевых кораблей, развитие морской авиации, укрепление береговой обороны и др.).
Во время Великой Отечественной войны Балтийский, Черноморский и Северный флоты СССР, а также речные и озерные флотилии успешно выполняли боевые задания, обороняли советские берега, береговые базы и коммуникации и активно действовали против неприятельских кораблей (боевых и транспортных), баз и коммуникаций. В войне против Японии (август 1945) успешно действовал Тихоокеанский флот СССР. Боевые действия советских моряков отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
В феврале 1946 Наркомат Военно‑Морского Флота был упразднен: сухопутные войска, военно‑морские силы и военно‑воздушные силы были объединены в едином Министерстве Вооруженных Сил СССР. Главнокомандующий военно‑морскими силами стал заместителем министра Вооруженных Сил СССР.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
вид вооруженных сил, предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанических и морских театрах военных действий. У восточных славян военный флот зародился в VI-VII вв. Их корабли совершали походы по Черному и Средиземному морям. Новгородские мореходы плавали в Балтийском море и ходили на Грумант (Шпицберген), Новую Землю и в Карское море. Начало созданию регулярного военного флота положено в 1696, когда по указу Петра I начато строительство Азовского флота. В ходе Северной войны 1700-1721 за сравнительно короткий срок был создан Балтийский флот, сыгравший важную роль в победе над Швецией и выдвинувший Россию в число крупных морских держав. Большая заслуга в строительстве русского флота принадлежит сподвижникам Петра I А. Д. Меншикову, Ф. М. Апраксину, Н. А. Сенявину, М. М. Голицыну. Опыт ведения боевых действий флота был обобщен в Морском уставе 1720. В русском флоте, раньше чем на Западе, широкое применение нашла маневренная тактика, предусматривавшая охват головы колонны (линии баталии) противника, прорезание его строя, выделение против флагманских кораблей неприятеля превосходящих сил и т. д. Весомый вклад в развитие теории русского парусного флота внесли адмиралы Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, П. С. Нахимов (см. также Русский военно-морской флот). Во второй половине XVIII в. развитие промышленности, науки и техники позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное и артиллерийское вооружение. Водоизмещение линейных кораблей увеличилось с 1-2 до 3-4 тысяч т, число орудий возросло до 120-135. Произошло качественное совершенствование корабельной артиллерии, бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность возросла до 1 выстрела в 3 минуты, дальность стрельбы — с 300 до 600 м. В начале XIX в. появились паровые боевые корабли. В России первыми пароходами с артиллерийским вооружением были: на Черноморском флоте «Метеор» (1825), на Балтийском флоте «Ижора» (1826). В 1848 в России вступил в строй винтовой фрегат «Архимед» с паросиловой установкой, на вооружение поступили бомбические орудия, которые стреляли ядрами с пороховыми зарядами (фугасного действия) и помимо повреждения корпуса и поражения осколками личного состава вызывали сильные пожары на корабле. После Крымской войны 1853-1856 началось строительство паровых броненосных кораблей (см. Броненосный флот). Основной ударной силой флота стали броненосцы. В 1877 вступил в строй броненосец «Петр Великий» водоизмещением 9700 т, построенный по проекту архитектора А. А. Попова. Переход к строительству парового флота совпал с внедрением нарезной корабельной артиллерии, обладавшей большей дальностью и точностью стрельбы. Значительное влияние на развитие флота оказало появление в 70-х годах XIX в. мины, а затем торпеды, что привело к созданию минных заградителей и миноносцев, а также потребовало улучшить живучесть и непотопляемость крупных кораблей (деление корпуса на отсеки, усиление корпусных конструкций ниже ватерлинии, установка двойного дна). Теоретической основой решения этой проблемы стали труды выдающихся ученых адмиралов С. О. Макарова и А. Н. Крылова. Изменение материально-технической базы флота вызвало зарождение и развитие принципиально новой тактики ведения морского боя. Первые фундаментальные труды в этой области — книга адмирала Г. И. Бутакова «Новые основания пароходной тактики» (1863) и труд адмирала С. О. Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики». После русско-японской войны 1904-1905 в составе флотов появились линейные корабли (линкоры), ставшие решающей силой в вооруженной борьбе на море. Они постоянно совершенствовались: увеличивалось количество стволов артиллерии главного калибра, ее дальнобойность и скорострельность (до 2 выстрелов в минуту), бронирование, скорость хода. В числе лучших линкоров того времени были корабли типа «Севастополь», на которых впервые устанавливались 4 трехорудийные башни с орудиями калибра 305 мм. В связи с техническим совершенствованием и возросшей ролью в морском бою торпедного оружия в составе флота вместо миноносцев появились эскадренные миноносцы (эсминцы) типа «Новик», значительно превосходившие эсминцы в артиллерийском и торпедном вооружении, живучести и скорости хода. В 1908-1912 в России началась постройка первых в мире тральщиков. Значительную роль в восстановлении морской мощи России перед первой мировой войной сыграл морской министр И. К. Григорович. , В области боевого применения флота большое внимание уделялось ведению оборонительного боя на заранее подготовленных минно-артиллерийских позициях в узкостях и на подходах к базам.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ
морские вооруженные силы и речные флотилии в России. Зарождение Русского военно-морского флота и военно-морского искусства связано с борьбой, которую с IV-VI вв вели восточные славяне против Византийской империи. Флотилии славян состояли из небольших парусно-гребных судов (челны-однодеревки, лодьи), которые могли действовать на реках и в то же время обладали неплохой мореходностью В Киевской Руси IX-XII вв. существовали флотилии, насчитывающие несколько сот судов (лодей, коч, 2- и 3-мачтовых лодок и др.). В более позднее время новгородцы совершали морские походы в Швецию (напр., поход 1187, когда была взята штурмом крепость Сигтуна, на месте современного Стокгольма и др.). В морском бою основным тактическим приемом являлась групповая атака своими кораблями вражеских кораблей, завершавшаяся абордажем. В период феодальной раздробленности Русь была отрезана от южных морей, морские силы сохранились только в Новгородской земле.
С XVII в. Русское государство начало борьбу за выходы к Балтийскому, Черному и Азовскому морям, в ходе которой к к. XVII в был накоплен опыт использования речных флотилий в совместных действиях с сухопутными войсками. Первые морские боевые корабли были построены в 1667-69 в с. Дединове на Оке для защиты торговых путей по Волге и Каспийскому морю. Лучшим из них являлся 26-пушечный корабль "Орел" (1668, был сожжен во время крестьянской войны 1670-71). На Черном и Азовском морях действовали флотилии парусно-гребных судов запорожских и донских казаков.
Создание регулярного Русского военно-морского флота относится к концу XVII-XVIII вв. и связано с именем Петра I. Во втором Азовском походе 1696 против Турции впервые участвовало 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж. После взятия крепости Азов в 1696 по докладу Петра I о строительстве Азовского флота Боярская дума 20 октября 1696 постановила "морским судам быть". Этот день принято считать днем рождения постоянного регулярного Российского военно-морского флота. Азовский флот просуществовал около 15 лет. После неудачного Прутского похода 1711 Россия вынуждена была временно отказаться от Азова и побережья Азовского моря.
Балтийский флот был создан в период Северной войны 1700-21. В 1702-04 на Сяськой, Олонецкой и Лужской верфях в первую очередь было развернуто строительство гребного (галерного) флота, что отвечало задаче содействия армии при ее движении вдоль побережья, техническим возможностям, а также театру военных действий (шхеры). Для обороны завоеванного побережья и действий на морских сообщениях противника в Балтийском море был позже создан парусный корабельный флот из построенных в России и купленных за границей кораблей. Основными классами кораблей были линейные корабли и фрегаты, основным типом парусно-гребных кораблей - скампавеи и галеры. С 1703 до 1723 главной базой Балтийского флота был Петербург, а затем Кронштадт. Кроме того, были сооружены базы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Кораблестроением в России ведал сначала Владимирский приказ, а затем выделенный из него Адмиралтейский приказ. Личный состав флота комплектовался из наиболее здоровых рекрутов, служба была пожизненной. Офицерский состав флота комплектовался из дворян. Дворянские дети проходили обучение в военно-морских учебных заведениях в Школе математических и навигацких наук (осн. 1701) и Морской академии (создана 1715). Практиковались также посылка дворян на учебу в иностранные флоты и наем иностранцев на русскую службу. Вопросы управления флотом и использования его возлагались на Воинский морской приказ. В 1718 была создана Адмиралтейств-коллегия с правами высшего военно-морского органа, во главе которой находились постоянный президент и вице-президент. Временные члены коллегии назначались из флагманов. В период Северной войны в России существовали Балтийский и Азовский флоты, Беломорская и Каспийская флотилии. Тактическое искусство русского флота в Северной войне ярко проявилось в успешных сражениях у Гангута (1714), Эзеля (1719), Гренгама (1720).
Организационные принципы русского флота, методы обучения и воспитания его личного состава, способы ведения боевых действий были обобщены в Морском уставе 1720, где был учтен и положительный опыт иностранных флотов. В развитии русского военно-морского искусства большая заслуга принадлежит Петру I и его соратникам Ф.М. Апраксину, Акиму и Науму Сенявиным, М.М. Голицыну и др. Основные принципы ведения войны на море в дальнейшем были развиты Г.А. Спиридовым, Ф.Ф. Ушаковым, Д.Н. Сенявиным.
В 1-й пол. XVIII в русские морские офицеры сделали много важнейших географических открытий, исследовали северные берега Сибири, берега Камчатки, Аляски, Алеутских и Курильских островов, Сахалина, Охотского моря. В 1740 В. Беринг и А.И. Чириков основали Петропавловск-на-Камчатке С 1741 после периода ослабления флота в 30-х началось усиление боевой мощи флота. В 1752 был основан Морской шляхетный кадетский корпус, куда вошли гардемаринская рота, Морская академия и переведены дворяне из Московской Навигационной школы.
Во 2-й пол. XVIII в экономическое развитие России и интересы обороны ее южных границ от притязаний Турции, а также задачи обеспечения обороны северных и западных границ с моря потребовали усиления военно-морского флота. В 1763 по предложению государственной комиссии в составе С.И. Мордвинова, И.Г. Чернышева, Г.А. Спиридова и др. было реорганизовано управление флотом. Комиссией был разработан утвержденный в 1765 "Регламент о управлении адмиралтейств и флотов", который и закрепил реорганизацию. Вопросы командования флотами и эскадрами были изъяты из ведения коллегии и переданы флагманам, подчиненным коллегии. При флагманах создавались канцелярии, являвшиеся зачатками штабов флотов. Был расширен штат Морского кадетского корпуса и пересмотрены программы. На Балтийском море решено было иметь флот сильнее любого из флотов соседних государств. Значительно оживилась боевая подготовка личного состава. Во 2-й пол. XVIII в. Россия создала сильный флот и впервые пыталась решать военно-политические вопросы путем направления эскадр на отдаленные театры военных действий. Эскадры Балтийского флота совершали походы в Средиземное море с целью обеспечить активными действиями главное стратегическое направление. Эскадра адмирала Спиридова, уничтожив турецкий флот в Чесменском бою 1770, завоевала господство в Архипелаге. В 1771 русская армия овладела берегами Керченского пролива, а также крепостями Керчь и Еникале. В 1773 отряд судов Азовской флотилии, вновь созданной в 1771, вышел в Черное море, положив начало существованию Черноморского флота. После выхода русской армии на Дунай в 1771 была сформирована Дунайская военная флотилия, которая несла охрану в устье Дуная и прикрывала войска со стороны реки. Русско-турецкая война (1768-74) окончилась победой России, которая получила берега Азовского моря и берег Черного моря между Бугом и Днестром. Крым был объявлен независимым. В 1778 в устье Днепра был заложен новый порт Херсон, в котором в 1783 был спущен на воду первый линейный корабль Черноморского флота, а в 1784 была создана уже целая эскадра. В победоносных сражениях (Фидониси, Тендра, Калиакрия) с турецким флотом в ходе Русско-турецкой войны 1787-91 развивалась активная тактика русского флота, основы которой были разработаны адмиралом Ф.Ф. Ушаковым. Важнейшие особенности этой тактики: взаимодействие армии и флота; сочетание огня и маневра; удар по флагманским кораблям противника; атака из походного порядка; создание резерва для нанесения сосредоточенного удара на решающем направлении; тактическая внезапность; непрерывность боевого управления, достигаемая ясностью поставленных задач и предоставлением широкой инициативы командирам. Передовой характер русского военно-морского искусства особенно ярко проявился во время Средиземноморского похода Ушакова 1798-1800. Во время 2-й Архипелагской экспедиции 1805-07 русские корабли под командованием адмирала Д.Н. Сенявина мастерски взаимодействовали с сухопутными войсками и с отрядами местного населения, вели борьбу на коммуникациях противника и осуществляли блокаду его побережья. Во время Русско-турецкой войны 1806-12 в Дарданелльском сражении 1807 и Афонском сражении 1807 маневренная тактика русского флота была обогащена новыми методами ведения морского боя: охват головной части вражеского флота, выделение тактических групп и резерва, атака неприятельского корабля сосредоточенным ударом двух своих кораблей с одного борта, нанесение одновременных ударов на главных и вспомогательных направлениях, непрерывность боевого управления.
Русский военно-морской флот в войнах 2-й пол. XVIII и н. XIX в. по количеству боевых кораблей вышел на третье место в мире после Англии и Франции и превратился в важнейший фактор внешней политики России. В н. XIX в. русский военно-морской флот состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской флотилий. В 1804 на флотах были созданы постоянные соединения - дивизии, которые делились на бригады; дивизии прикреплялись к определенным базам. В 1810 было введено деление личного состава флота на экипажи и роты; всего имелось 98 экипажей 4-ротного состава. В 1802 было образовано Министерство военно-морских сил (переименованное в 1815 в Морское министерство). В 1827 оперативно-стратегические функции были переданы Морскому штабу, который с 1831 стал называться Главным морским штабом (в 1836 ликвидирован и снова создан в 1855). При морском министре впоследствии были созданы Адмиралтейский совет и Ученый комитет. Русские моряки с 1803 по 1855 осуществили свыше 40 кругосветных плаваний, сыгравших важную роль в освоении Дальнего Востока и в изучении тихоокеанского театра.
К началу Крымской войны 1853-56 Россия имела Балтийский и Черноморский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии (40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 15 пароходофрегатов и др.). Общая численность личного состава флота достигла 90 985 чел. Часть русских кораблей была вооружена бомбической артиллерией (тяжелые пушки, стрелявшие разрывными сферическими бомбами); высокого уровня развития достигло минное дело.
Боевая практика Черноморского флота способствовала совершенствованию наступательной тактики применительно к возросшей артиллерийской мощи кораблей. В Черноморском флоте, благодаря деятельности адмиралов М.П. Лазарева, П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, развивались традиции, возникшие и утвердившиеся во времена командования эскадрой адмирала Ушакова. Синопское сражение 1853 показало превосходную боевую выучку, отвагу и героизм моряков Черноморского флота и тактическое новаторство Нахимова. Во время героической Севастопольской обороны 1854-55 русский флот показал пример использования всех сил и средств для активной обороны базы с суши и моря. В ходе войны Севастополь был разрушен, а корабельный состав флота уничтожен. По условиям Парижского мирного договора Россия лишилась права иметь на Черном море береговые укрепления и флот. В связи с применением новых средств борьбы деревянные парусные корабли, вытесняемые паровыми, потеряли свое значение. Первый в мире опыт массовой постановки русским флотом мин на Балтийском и Черном морях показал громадную роль этого нового оружия и потребовал выработки новых тактических приемов борьбы на море. На основе этого опыта в 1877-78 русским флотом впервые была осуществлена идея использования минно-артиллерийских позиций, получившая развитие во всех последующих войнах. После Крымской войны Россия приступила к созданию железно-броненосных паровых кораблей. С 1861 по 1870 в России строились броненосцы береговой обороны, мониторы, канонерские лодки, плавучие батареи и т.п. по проектам и под руководством русских инженеров и техников, в большинстве случаев на отечественных заводах. Корабли имели сильную артиллерию и мощную броню, но недостаточную мореходность, а также малую скорость хода и довольно ограниченную дальность плавания. В 1869 по проекту адмирала А.А. Попова был заложен первый мореходный броненосец "Петр Великий", вступивший в строй в 1877 и положивший начало классу эскадренных броненосцев (существовали до 1907). В 1870 в России были заложены первые корабли класса броненосных крейсеров "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский". В 1871, после отмены ограничительных статей Парижского мирного договора, начал восстанавливаться Черноморский флот. В ходе Русско-турецкой войны 1877-78 все задачи на Черном море и Дунае решались вооруженными пароходами и минными катерами. Первым миноносцем был миноносец "Взрыв", спущенный на воду в 1878. Русские кораблестроители во 2-й пол. XIX в. создали подводные лодки и минные заградители. К концу века на вооружении флота появились нарезные орудия, заряжавшиеся с казенной части; вместо чугунных и железных орудий выпускались стальные орудия, а вместо железных броневых плит - хромоникелевые; были созданы поворотные станы, артиллерийские башни, приборы управления артиллерийским огнем; резко улучшилось качество боеприпасов; поступили на вооружение бронебойные, фугасные снаряды; появились более сильные взрывчатые вещества (пироксилин, мелинит, лидит). В развитии артиллерии и брони большое значение имело изобретение способа изготовления брони (B.C. Пятов), создание бронебойного наконечника (С.О. Макаров), приборов управления огнем (А.П. Давыдов), бездымного пороха (Д.И. Менделеев) и др. Наряду с развитием артиллерии совершенствовалось и минное оружие. Изобретение в 1875 Н.Н. Назаровым минного якоря позволило применять мину не только как оборонительное, но и как наступательное средство. В 1865 И.Ф. Александровский предложил новый вид оружия - торпеду.
К к. XIX в. полностью завершился переход к паровому броненосному флоту, что потребовало изменения системы комплектования личным составом и перестройки подготовки флота. Закон о всеобщей воинской повинности 1874 предусматривал сокращение срока службы на флоте до 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе), наличие резерва подготовленного личного состава и т.п. Вместе с сокращением срока службы рост технического оснащения кораблей заставлял призывать во флот более квалифицированных людей из среды фабрично-заводских рабочих, что привело к усилению революционного движения во флоте.
В целях повышения технических знаний офицерского состава в Морском кадетском корпусе были расширены курсы технических дисциплин, а также открыты специальные морские училища: инженерное, артиллерийское, штурманское. Офицерские классы при Морском училище в 1862 были реорганизованы в Академический курс, а в 1877 - в Николаевскую морскую академию.
Главный морской штаб в 1867 был опять ликвидирован и вновь создан в 1885. В этот же период появились штабы соединений, состоявшие из флагманских специалистов (штурмана, артиллериста, минера, механика и др.). Основным соединением кораблей считалась эскадра. Дивизии и бригады были упразднены. Эскадра состояла из кораблей различных классов, сведенных в отряды. В 1899 впервые была введена должность командующего флотом и организован штаб флота. Переход от парусного флота к броненосному, появление новых видов оружия потребовали разработки новых теоретических основ ведения войны на море. Большие заслуги в этой области принадлежат адмиралам Г.И. Бутакову и С.О. Макарову.
С 1883 в России началось строительство всех классов кораблей броненосного флота для четырех разобщенных между собой театров (Балтийское и Черное моря, Северный Ледовитый и Тихий океаны). Судостроительная программа, разработанная в 1881 на 20 лет, предусматривала постройку 24 эскадренных броненосцев, 15 крейсеров и более 140 кораблей др. классов. В 1904, когда Япония начала войну против России, судостроительная программа и планы укрепления обороны Порт-Артура и Владивостока еще не были выполнены. Русская 1-я Тихоокеанская эскадра уступала объединенному японскому флоту. В период обороны Порт-Артура (1904) большая часть ее кораблей была уничтожена. Посланная ей на помощь 2-я Тихоокеанская эскадра опоздала и в бою с японским флотом 27-28 мая 1905 у острова Цусима также была почти полностью уничтожена.
Русские моряки во время Русско-японской войны 1904-05 внесли много ценного в разработку способов использования новых боевых сил и средств. Впервые были сравнительно широко применены миноносцы. Искусное использование минных заграждений во взаимодействии с береговой артиллерией создавало прочную оборону Порт-Артура с моря. Интересен опыт применения крупных кораблей (крейсеров) и вспомогательных крейсеров для нарушения морских сообщений противника. После войны Русский военно-морской флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проекту русского кораблестроителя М.П. Налетова накануне 1-й мировой войны 1914-18 было начато строительство первого минного подводного заградителя. Русские конструкторы создали линейные корабли типа "Севастополь", 12-дюймовые орудия длиной в 52 калибра и 3-орудийные башни для установки этих орудий, наиболее совершенные образцы мин и тралов. Дальнейшее развитие получили вопросы ведения наступательного боя на море, на минно-артиллерийские позиции, охраны водного района базы и др. В 1906 был создан Морской генеральный штаб, которому были переданы оперативно-стратегические функции (разработка судостроительных программ, планов войны, оперативно-боевая подготовка флота). Административно-хозяйственные функции выполнял Главный морской штаб как аппарат морского министра.
В ходе 1-й мировой войны русский флот был усилен новейшими кораблями (7 линейных кораблей, 29 эскадренных миноносцев, 35 подводных лодок); впервые появилась морская авиация. Для обороны северного побережья России и защиты морских сообщений была создана флотилия Северного Ледовитого океана. Балтийский и Черноморский флоты в ходе войны нарушали морские сообщения противника и защищали своя морские сообщения, обороняли побережье от вторжения противника и поддерживали приморские фланги армии. Особенно успешными были постановка Балтийским флотом активных минных заграждений в 1914-15, оборона Рижского залива, операции Черноморского флота по содействию флангу Кавказской армии в 1916 и осуществлению блокады Босфора. Впервые в русском флоте было создано оперативное объединение (эскадра), состоявшее из однородных тактических соединений и включавшее авиационные корабли (авиатранспорты). Тактика флота обогатилась опытом использования миноносцев и подводных лодок для нанесения в бою предварительных ударов, а также опытом проведения тактического взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями.
В. Дивин, И. Соловьев

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ
ВМФ) - вид вооруж. сил, предназначенный для выполнения стратегич. и оперативных задач на океанских и морских театрах воен. действий; в нек-рых гос-вах наз. военно-мор. силами (ВМС). ВМФ выполняет задачи как самостоятельно, так и совместно с др. видами вооруж. сил. Гл. свойства ВМФ - большая ударная мощь его осн. родов сил, высокая маневренность корабельных и авиац. группировок, большой пространств. размах действий, способность скрытно развертывать свои подводные лодки и внезапно наносить мощные удары по противнику, постоянная высокая боевая готовность его частей и соединений. Организационно делится на флоты и флотилии.

Зарождение ВМФ относится к эпохе рабовладельч. общества (Др. Египет, Финикия, Др. Греция, Др. Рим и др.), когда начало развиваться мореплавание. Флоты состояли из гребных судов, осн. типами к-рых в Др. Греции и Др. Риме были: триера (в Др. Риме - трирема) - судно с 3 рядами весел, расположенных один над другим, и пентера (в Др. Риме - пентерема) - судно с 5 рядами весел. В 1 в. до н. э. в рим. флоте появились легкие маневренные суда с одним рядом весел - либурны. Боевые действия гребных судов сводились к сближению с судами противника и нанесению им таранного удара или высадке на них абордажных групп, к-рые вели бой холодным оружием. Применялось также метательное оружие (лук и стрелы, дротики), а с 1 в. до н. э. использовались метательные машины (баллисты и катапульты).

В период раннего феодализма (до 11 в.) ВМФ существенного развития не получил. В 7 в. венецианцы на основе рим. либурны создали улучшенный тип гребного судна - галеру. В 6-9 вв. вост. славяне, ведя борьбу с Византией, совершали походы через Черное м. (в 7 в. и через Средиземное м.) на парусно-гребных челнах, способных плавать по рекам и в море. В 7-8 вв. норманны строили легкие беспалубные парусно-гребные суда (драккары), имевшие мачту и рей для прямого паруса. Их длина достигала 30-40 м (до 32 пар весел), число воинов (они же гребцы) - 100-150 чел. В 9 в. с расширением набегов норманнов на Англию и др. страны размеры судов увеличились; на корме и в носовой части сооружались надстройки для десантных отрядов. К кон. 10 в., когда Венеция установила свое монопольное господство в Адриатике и стала посредником в торговле Зап. Европы с Востоком, возникла необходимость защиты торг. судоходства от пиратов и венецианцы создали сильный ВМФ. В 11-12 вв. возникают флоты Генуи и др. итал. гос-в, затем Франции, Испании и др. Осн. типом воен. корабля была галера (длина 25 м, ширина 10 м, высота надводного борта 1,5-2 м). Галеры имели 25-30 пар весел, на каждом из к-рых работало 3-5 гребцов из невольников, каторжников и частично наемников. Боевой экипаж состоял из 50-100 чел., вооруженных холодным и метательным оружием. При попутном ветре использовался парус. В кон. 10 - нач. 11 вв. создаются парусные суда (нефы). В 11-12 вв. появляются средства навигации- компас, мор. карты, секстан, что позволило совершать длит. плавания в открытом море. Начался переход от гребного к парусному флоту, завершившийся к сер. 17 в. (до 19 в. гребные суда сохранялись лишь в России и Швеции). Развитие мор. торговли привело к образованию во 2-й пол. 13 в. в Сев. Германии торг. союза приморских городов - Ганзы, к-рая для защиты своего судоходства создала сильный парусный ВМФ. Воен. суда этого флота - "когги" имели: длину 40 м, ширину 10 м, водоизмещение до 800 т, скорость хода ок. 8 узлов, экипаж до 250 чел.; у "когги" было 2 палубы, 3 мачты и вместительные трюмы. Переход к парусному флоту и его совершенствование расширили возможности дальних плаваний, что создало условия в 15 в. для Великих географических открытий. Распространение огнестрельного оружия привело к вооружению (с 16 в.) парусных судов артиллерией. Однако тактика парусных флотов вначале сохраняла черты тактики гребного флота - сближение вплотную с противником при использовании огня артиллерии и абордажные бои.

В кон. 16 - нач. 17 вв. в Англии, Испании, Франции и др. странах возникают постоянные регулярные воен. флоты под единым управлением адмиралтейств, а для строительства кораблей создаются гос. верфи. В 16-18 вв. между Англией, Голландией, Испанией и Францией развернулась борьба за господство на море и колонии, в ходе к-рой к сер. 18 в. Великобритания, создавшая сильный ВМФ, стала первой в мире мор. державой. В нач. 18 в. Петр I создал регулярный русский военно-морской флот и Россия выдвинулась в число крупных мор. держав. В 17-18 вв. происходит быстрое развитие корабельной артиллерии, к-рая становится гл. оружием в мор. бою, на кораблях увеличивается число пушек, размещаемых на 2-3 палубах у бортовых амбразур, происходят изменения в боевом составе флотов, их организации и тактике, на основе чего зарождается классификация воен. кораблей. Сначала в Великобритании (1651), а затем в др. странах корабли были разделены на 6 рангов: 1-3-й ранги - линейные корабли (44-100 орудий) для ведения арт. боя в линии; 4-5-й ранги - фрегаты (с меньшим числом орудий) для разведки и самостоят. действий против торг. судоходства противника; 6-й ранг - посыльные и вспомогат. суда. Линейные корабли объединялись в эскадры, к-рые делились на 3 отряда (дивизии): авангард, центр и арьергард. Отряды вели бой в линии баталии (кильватерной колонны), стремясь подойти к противнику с наветренной стороны и поражать его арт. огнем. Утвердилась линейная тактика мор. боя. В боевых столкновениях применялись также брандеры (суда, нагруженные горючими и взрывчатыми материалами), а при известных условиях и абордаж.

Достижения в области техники в 18 в. создали условия для развития воен. кораблестроения. Водоизмещение линейных кораблей достигло 3-4 тыс. т, число орудий - 120-125. Бронзовые орудия заменялись чугунными, возросли их скорострельность (1 выстрел в 3 мин.) и дальность стрельбы (до 600 м). Большая эффективность корабельной артиллерии и усовершенствование кораблей обусловили во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. переход от линейной тактики к маневренной, к-рая была успешно применена рус. флотоводцами Г. А. Спиридовым и Ф. Ф. Ушаковым, англ. флотоводцем Г. Нельсоном и принята в др. флотах.

Дальнейший технич. прогресс позволил в 1-й пол. 19 в. перейти к строительству боевых кораблей с паровыми двигателями. В 1824 впервые в боевых действиях принял участие англ. пароход "Лайтнинг". Несколько позже в ряде стран, в т. ч. и в России (1836), появились парусно-паровые пароходофрегаты (водоиз- мещение до 1400 т, скорость 8-9 узлов, вооружение 16-28 орудий), использовавшиеся для разведки, связи и буксировки парусных кораблей. В 1836-1837 вместо колесных пароходов началось строительство винтовых. На вооружение флотов стали поступать бомбические пушки калибром до 80 фунтов (220 мм), к-рые имели большую разрушит. силу. В 1-й пол. 19 в. в рус. флоте появилось минное оружие.

Во время Крымской войны 1853-56 выявилось большое преимущество паровых кораблей перед парусными, и после войны завершился переход от парусного флота к паровому. Произошло дальнейшее усиление артиллерии (корабли стали вооружаться гладкоствольными орудиями калибром до 406 мм), в связи с чем появились броненосцы с броней толщиной до 610 мм, к-рые во 2-й пол. 19 в. стали гл. ударной силой флотов для борьбы с броненосцами противника и береговыми укреплениями. Переход к паровому флоту усилил привязанность флота к берегу и базам ввиду необходимости пополнения запасов топлива, боеприпасов и проведения ремонта механизмов. Развитие минного оружия и появление самодвижущейся мины - торпеды привело к зарождению миноносцев и минных заградителей. В процессе совершенствования кораблестроения видоизменялось расположение артиллерии: вместо бортовых орудий - казематные, барбетные и башенные арт. установки. В 90-х гг. появился класс эскадренных броненосцев (водоизмещение до 12 тыс. т, скорость хода 16-18 узлов), вооруженных 4 305-мм орудиями, 6 и более 152-мм орудиями и имевших броневой пояс 300-450 мм. Для ведения разведки и действий на коммуникациях предназначались крейсера, имевшие меньшее вооружение и броневую защиту, но обладавшие более высокой скоростью хода. В 1900 в США началось строительство подводных лодок (их проекты создавались еще в 18-19 вв.), к-рое вскоре развернулось и в др. странах. На кораблях появились первые радиостанции.

Броненосные и минно-торпедные корабли получили широкое применение во время русско-японской войны 1904-05, опыт к-рой выявил необходимость создания новых классов кораблей (линейных кораблей, тральщиков и др.) и новых образцов минного и арт. оружия; наметились основы тактики мор. боя с участием большого числа броненосных кораблей; определилась необходимость организации дозоров, разведки и траления в целях обеспечения благоприятного режима в районе своих баз. Во время войны был получен опыт широких минных постановок, действий крейсеров на коммуникациях, перевозок войск и высадки десантов, ночных действий миноносцев, обороны воен.-мор. базы и ведения противоблокадных действий и т. д. После войны началась гонка мор. вооружений. При этом первостепенное значение придавалось созданию крупных кораблей с сильным арт. вооружением, на к-рые возлагалась задача добиться решающей победы в генеральном сражении, завоевать господство на море и тем самым предрешить исход всей войны. Вместо эскадренных броненосцев с 4 крупнокалиберными орудиями с 1906 началось строительство линейных кораблей - дредноутов, вооруженных 10-12 орудиями калибра 254-305 мм и защищенных мощной броней. Для ведения разведки, отражения атак эскадренных миноносцев (эсминцев) и нарушения мор. коммуникаций начали строиться быстроходные легкие крейсера. Совершенствовались эсминцы, предназначавшиеся как для ночных атак крупных кораблей, так и для участия в генеральном сражении вместе с линейными кораблями. Получили развитие минные заградители, были созданы тральщики, значительно усовершенствованы подводные лодки, к-рые предназначались для уничтожения надводных кораблей и торг. судов противника, для ведения разведки и постановки минных заграждений у берегов противника. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 были созданы первые гидросамолеты и авиатранспорты (на неск. самолетов).

Большое развитие получил ВМФ в ходе Первой мировой войны 1914-18 и после нее.

По мере присоединения к воюющим коалициям Турции, Италии, США и др. и вступления в строй строившихся кораблей численность корабельного состава, участвовавшего в войне, значительно возросла. Всего в боевых действиях участвовало св. 2900 боевых кораблей. Основой боевой мощи флотов считались крупные надводные корабли - линкоры и линейные крейсера (водоизмещением до 35 тыс. т) с мощными артиллерией (калибра до 381 мм) и броней (до 356 мм). В ходе войны на этих кораблях начали устанавливать зенитные орудия. Большое развитие получили эсминцы (водоизмещение до 2 тыс. т, скорость хода 38 узлов), к-рые стали наиболее многочисл. и универсальными кораблями. Были усовершенствованы минные заградители и тральщики, численность к-рых резко возросла. Видное место в составе всех флотов (особенно германского) заняли подводные лодки. Установилась их классификация - деление на большие (водоизмещением до 1900 т), средние (до 940 т) и малые (до 600 т), увеличились дальность плавания (до 5500 миль), скорость хода (надводная до 18, подводная до 9-10 узлов), число торпедных аппаратов (до 6). Подводные лодки оказались эффективным средством нарушения коммуникаций и ударов по боевым кораблям и превратились в самостоят. род сил флота, способный решать не только тактические, но и оперативно-стратегич. задачи. Они уничтожили 192 боевых корабля, в т. ч. 12 линкоров, 23 крейсера, 39 эсминцев и др. Общие потери торг. флота всех стран от действий подводных лодок составили ок. 6 тыс. судов (14 млн. регистровых брутто-т). Повышение активности подводных лодок вызвало появление средств борьбы с ними: были выделены легкие силы флота, применены противолодочные мины, сети, спец. снаряды и гидроакустич. средства поиска. Для поиска и уничтожения подводных лодок Антанта и США привлекли в 1918 ок. 5000 кораблей различных классов, 2000 самолетов и дирижабли. В ходе войны появились новые классы и подклассы боевых кораблей: авианосцы, сторожевые и патрульные корабли, торпедные и арт. катера. Впервые в боевых действиях на море начала участвовать мор. авиация, к-рая вела разведку и корректировку арт. огня, наносила бомбовые и торпедные удары по кораблям и базам. В результате флоты стали превращаться в объединения разнородных сил при доминирующем положении надводных сил. —***—***—***—

Таблица 1 Состав ВМФ крупнейших держав к началу 1-й мировой войны 1914-18 (без учета устаревших кораблей) [s]ФЛОТ_1.JPG[/s]

Во время 1-й мировой войны воен. действия распространились на все моря и океаны. В ходе их было уничтожено ок. 1250 боевых кораблей (37 линейных кораблей и линейных крейсеров, 58 крейсеров, 265 эсминцев и миноносцев, 270 подводных лодок и др.) и ок. 17 млн. т торг. тоннажа. Наряду с развитием повседневной боевой деятельности флотов зародилась новая форма боевых действий - мор. операция, под к-рой понимались согласованные, объединенные единым замыслом и планом действия разнородных сил флота в определенный короткий промежуток времени, направленные на достижение оперативной или стратегии, цели.

В 20-30-е гг. развернулось широкое строительство ВМФ. Усиленное строительство линкоров (водоизмещением 35-45 тыс. т) и крупных авианосцев (водоизмещением до 22 тыс. т) началось в США, Великобритании и Японии, а также в фаш. Германии. Рост корабельного состава флотов и мор. авиации сопровождался их дальнейшим совершенствованием и зарождением новых видов оружия и технич. средств флота - мор. авиации, артиллерии, минно-торпедного оружия, гидроакустич. средств обнаружения, радиолокации. В условиях угрозы империалистич. агрессии СССР уделял большое внимание развитию Советского Военно-Морского Флота, к-рый за годы довоен. пятилеток превратился в мощную силу.

Во время Второй мировой войны 1939-45 воен. действия распространились на все морские и океанские театры. В них приняли участие флоты Германии, Великобритании (с доминионами), Франции, Италии, СССР, Японии и США, а также флоты Польши, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Греции, Румынии, Югославии, Финляндии и др. стран. —***—***—***—

Таблица 2 Состав ВМФ основных воюющих стран к моменту их вступления во 2-ю мировую войну 1939-45 [s]ФЛОТ_2.JPG[/s]

Всего в составе флотов к моменту их вступления в войну насчитывалось ок. 1700 кораблей осн. классов. Если учесть св. 3500 кораблей, построенных в годы войны, то всего в боевых действиях участвовало более 5000 кораблей осн. классов. Кроме того, в войне приняло участие огромное число средних и малых кораблей др. классов (корветы, фрегаты, сторожевые корабли, патрульные суда, тральщики, минные заградители, охотники за подводными лодками, катера всех типов, десантные корабли, вспомогательные и специальные корабли и суда).

Воен. действия на море развивались в двух осн. направлениях. Первое включало боевые действия по нарушению океанско-морских коммуникаций, к-рые являлись одним из осн. звеньев, обеспечивающих развертывание и использование воен.-экономич. потенциала воевавших стран и поддержание минимально необходимого жизненного уровня гражд. населения.

За время войны через Атлантич. ок. и прилегающие к нему моря прошло 11 500 конвоев союзников, в составе к-рых насчитывалось ок. 250 тыс. судов. Важное место в мор. перевозках занимала переброска войск. Из США через порты Атлантич. ок. было отправлено 4,5 млн. чел. и через порты Тихого ок. - 2,5 млн. чел. На нарушение этих перевозок были направлены осн. усилия нем.-фаш. флота (гл. обр. подводных лодок). В связи с тем, что вооруж. силы Великобритании и США в течение ряда лет не вели боевых действий на сухопутном фронте против фаш. Германии, англо-амер. командование смогло привлечь к защите своих коммуникаций огромные силы: св. 30 авианосцев, ок. 3500 эсминцев, эскортных и др. кораблей, св. 2500 самолетов берегового базирования.

Др. важнейшим направлением воен. действий на море было участие флотов в действиях против береговых объектов противника и в обороне своего побережья от воздействия с моря. За годы войны зап. союзниками было высажено св. 600 десантов, в т. ч. ряд крупных (в Сев. Африке, Италии, Франции, на островах Тихого ок.); 110 десантов было высажено Сов. ВМФ. Широкие масштабы имели эвакуации войск морем (английских - из Норвегии, Бельгии, Греции, с о. Крит. американских - с Филиппинских островов, немецких - из Туниса, Крыма, Курляндии и т. п.).

В интересах защиты мор. коммуникаций и высадки десантов неоднократно проводились крупные операции по уничтожению сил флота противника в море и базах (налет англ. авиации на Таранто в нояб. 1940, бой у мыса Матапан между англ. и итал. флотами в марте 1941, операция англ. флота против герм. линкора "Бисмарк" в мае 1941, операция япон. флота против флота США в Перл-Харборе в дек. 1941 и др.).

В результате расширения масштабов воен. действий на море возросла потребность в кораблях и самолетах, увеличилось взаимодействие разнородных сил флота, усилилась напряженность боевых действий флотов, усложнились мероприятия по их обеспечению. Широкое развитие получила мор. операция, подготавливаемая и проводимая на основе заранее разработанного замысла и плана, тщательной разведки и всесторонней организации взаимодействия между группировками сил. Утвердилась теория ведения операций по нарушению мор. сообщений, десантных и противодесантных операций и операций по уничтожению сил противника в море и в базах и др. Одновременно формировалась теория планирования и ведения систематич. боевой деятельности различных родов сил флота и организации всех видов обороны (ПВО, противолодочной и противоминной обороны). Большое развитие получили теория и практика взаимодействия объединений ВМФ с объединениями сухопутных войск, ВВС и войск ПВО, а также взаимодействие флотов двух и более гос-в, входивших в одну коалицию с общими органами управления.

Большое влияние на боевую деятельность флотов оказала авиация. Ее рост и совершенствование расширили возможности нанесения ударов по надводным боевым кораблям и транспортам в море и в базах, по портовым сооружениям, складам, подъездным путям. Если во время 1-й мировой войны удельный вес кораблей, потопленных авиацией, составлял ок. 2%, то во время 2-й мировой войны из общего числа погибших линейных кораблей авиацией было потоплено 35,5%, авианосцев - 41,7%, крейсеров - 28,4%, эсминцев и миноносцев - 27,5%. Исключительно важную роль авиация играла во всех десантных операциях (напр., в Нормандской десантной операции 1944 участвовало 14 300 самолетов союзников), в обеспечении эвакуации войск. Авиация берегового базирования производила скрытные постановки мин в водах противника. Особое значение имела авианосная авиация, применение к-рой позволило распространить возд. угрозу флоту противника практически на все районы Мирового океана. Группировки надводных сил и отд. корабли, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность действовать у побережья противника, и наоборот, корабли, лишенные такого прикрытия, стали уязвимыми целями для береговой и авианосной авиации. Под влиянием этого фактора уже в ходе войны резко снизилось значение линейных кораблей и тяжелых крейсеров с арт. вооружением. Использование авианосной авиации позволило вести мор. бои в условиях, когда противостоящие группировки кораблей находились в неск. сотнях миль друг от друга вне досягаемости корабельной артиллерии. Возросли значение и количество авианосцев, особенно в составе флота США. Если в начале войны в нем было лишь 8 легких, тяжелых и эскортных авианосцев, то к концу 1944, несмотря на потери, числилось 32 легких и тяжелых и св. 90 эскортных авианосцев; кроме того, 20 находились в постройке. Существенное влияние авиация оказала и на роль надводных торпедных кораблей. Если во время 1-й мировой войны они активно участвовали в мор. боях, применяя торпедное оружие, то во время 2-й мировой войны возможности атак с применением торпед со сравнительно небольших дистанций резко сократились и торпедные корабли стали чаще использоваться для противолодочного и противовозд. охранения авианосцев, соединений надводных кораблей и конвоев и для поддержки мор. десантов.

Большой размах приняло строительство подводных лодок. Если к началу войны в составе иностр. ВМФ было 468 подводных лодок, то за время войны их было построено еще 1669, в т. ч. 1131 - в Германии. Подводные лодки явились наиболее эффективным средством уничтожения торг. судов. Из общих потерь торг. флота (ок. 36 млн. регистровых брутто-т) они потопили 60% (св. 22 млн. т). Кроме того, подводными лодками было потоплено 3 линкора, 17 авианосцев, 32 крейсера, св. 250 эсминцев, фрегатов и др. противолодочных кораблей. 75 подводных лодок, а также повреждено 12 линкоров, 9 авианосцев и 22 крейсера. Все флоты понесли значит. потери на минах, поставленных подводными лодками.

Во время 2-й мировой войны изменилась роль различных видов оружия и технич. средств флота. Арт. оружие, являвшееся в прошлом осн. средством поражения надводных кораблей, утратило это значение и стало осн. средством подавления полевой и береговой артиллерии в ходе десантных операций. Вместе с тем резко возросла роль зенитной артиллерии. Важное значение сохранило торпедное оружие, особенно подводных лодок, к-рым было потоплено 45 линкоров и крейсеров, 19 авианосцев, 208 эсминцев и др. эскортных кораблей и 5039 торг. судов. Намного возросли масштабы использования минного оружия. Если во время 1-й мировой войны было выставлено 308 тыс. мин, то во время 2-й мировой войны - ок. 800 тыс. мин. Кроме якорных мин с ударными (контактными) взрывателями, нашли широкое применение неконтактные мины с магнитными, акустич. и комбинированными взрывателями. Появление новых видов оружия вызвало к жизни новые средства защиты и обороны. В целях борьбы с новыми типами мин и защиты от них были созданы электромагнитные и акустич. тралы, введено размагничивание корпусов кораблей; акустич. самонаводящимся торпедам было противопоставлено спец. буксируемое шумящее в воде устройство, отвлекавшее торпеду на себя. Получили дальнейшее развитие гидроакустич. средства обнаружения подводных и надводных целей, стали широко применяться радиолокаторы на кораблях и самолетах, что позволило наносить удары по противнику ночью и в условиях плохой видимости. Увеличились возможности радиосвязи, радиоперехвата, радиопеленгования и опознавания (система "свой - чужой").

Возросло значение штабов как органов управления флотами, повысилось значение разведки и всех др. видов обеспечения боевых действий ВМФ. Широкое развитие получила система обеспечения ВМФ плавучими и передовыми стационарными базами, во многих случаях предвоен. воен.-мор. базы стали играть роль тыловых баз.

Большую и активную роль в войне играл торг. флот, к-рый понес значит. потери. Страны антигитлеровской коалиции и нейтральные страны потеряли 5160 торг. судов общим тоннажем 21,6 млн. т, в т. ч. Великобритания - 11,3 млн. т, США - 3,3 млн. т. С учетом навигац. потерь общие потери составили 6470 судов общим тоннажем 24,3 млн. т. Страны гитлеровской коалиции потеряли торг. суда общим тоннажем ок. 15 млн. т; из них Япония - св. 8 млн. т. Однако развитая экономика позволила воевавшим гос-вам, особенно антигитлеровской коалиции, развернуть судостроит. пром-сть и не только восполнить потери в тоннаже, но и увеличить его в ходе войны.

В послевоен. период гл. особенностями развития ВМФ крупнейших мор. держав, в т. ч. и Сов. ВМФ, явились оснащение осн. родов сил (надводных кораблей, подводных лодок и авиации) новыми видами оружия, прежде всего ракетно-ядерного, внедрение атомных энергетич. установок, широкое применение радио- электроники и др. научно-технич. достижений в кораблестроении. Современный ВМФ имеет все средства ведения войны, к-рыми располагают вооруж. силы гос-в в целом, что делает его способным выполнять широкий круг оперативно-стратегич. задач в войне. Осн. задачами ВМФ являются: уничтожение наземных объектов противника и сил его флота на море и в базах, поддержка сухопутных войск на сухопутных театрах воен. действий, высадка мор. десантов и отражение десантов противника, нарушение океанских и мор. вражеских коммуникаций и защита своих.

Под влиянием научно-технич. революции в воен. деле изменилась роль родов сил флота. На первое место по ударной силе и значению вышли атомные подводные лодки, вооруженные дальнобойными ракетами с подводным стартом и самонаводящимися торпедами. Атомные двигатели обеспечили подводной лодке возможность совершать длительные скрытные плавания на больших глубинах с большими скоростями и в течение продолжит. времени находиться в море без пополнения материальных средств, причем эта продолжительность определяется в значит. мере физич. и психологич. возможностями экипажей. Атомные ракетные лодки способны поражать с больших расстояний как морские цели, так и важные объекты, расположенные на побережье и в тылу противника. Надводные корабли предназначаются для поиска и уничтожения подводных лодок противника, борьбы с его надводными кораблями, высадки мор. десантов, поддержки сухопутных войск и др. В ВМС США большая роль отводится ударным авианосцам. На вооружении надводных кораблей имеются ракеты различных типов и назначения, палубные самолеты и вертолеты. Общей для надводных кораблей и подводных лодок является их высокая оснащенность новейшим навигац. оборудованием, средствами связи дальнего действия и различными средствами радиоэлектроники. Важную роль играет авиация ВМФ, к-рая предназначена для уничтожения подводных и надводных кораблей, а также транспортов противника. В состав ВМФ входят также береговые ракетно-артиллерийские войска (для обороны побережья) и морская пехота (для действий в составе мор. десантов).

Лит.: Энгельс Ф., Избр. воен. произведения, М., 1956; Кладо Н. Л., Введение в курс истории воен.-мор. искусства, СПБ, 1910; Петров М. Б., Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота в связи с эволюцией воен.-мор. искусства, Л., 1927; Иванов Л. Н., Мор. соперничество империалистич. держав, М.-Л., 1936; Шесшов А. П., История воен. кораблестроения с древнейших времен и до наших дней, М.-Л., 1940; Шведе Е. Е., Воен. флоты. 1939-1940. Справочник по воен.-мор. флотам иностр. гос-в, М., 1940; Еремеев Л. М., Шергин В., Подводные лодки иностр. флотов во второй мировой войне, М., 1962; История воен.-мор. искусства, т. 1-3, М., 1963; Боевой путь Советского Военно-Морского флота, (2 изд.), М., 1967; Потапов И. Н., Развитие воен.-мор. флотов в послевоен. период, М., 1971; Горшков С. Г., Воен.-мор. флоты в войнах и в мирное время, "Морской сборник", 1972, No 2-6, 8-12. См. также лит. при статьях Русский военно-морской флот и Советский Военно-Морской Флот.

Л. М. Еремеев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.42 мб

История Российского военно-морского флота

Кондрескул Александр Михайлович
Рецензия на монографию В.А. Пальмина «Начало истории Российского военно-морского флота (Архангельск, Белое море, 1694 год)». Архангельск, 2014.
Читать PDF
442.30 кб

Военно-морской флот Понта - первые испытания

Молев Е.А.
В статье рассматривается история создания и боевые операции военно-морского флота Понта в период правления Митридата VI Евпатора.
Читать PDF
324.16 кб

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РОСТ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СИЛЛА

Дранишникова Е. П., Набиева К. М., Чо И Ок
Силла, у которой не было опыта в ведении морского боя, так как были атаки со стороны моря, постапенно подготавливали укрепление и возможность использования военно-морского флота.
Читать PDF
235.58 кб

Советский военно-морской флот в Карибском кризисе

Киличенков А. А.
Читать PDF
341.74 кб

К истории военно-морского флота в сасанидском Иране

Дмитриев В.А.
В историографии сложилось устойчивое восприятие Сасанидской державы как государства, чьи вооружённые силы были представлены исключительно сухопутными родами войск.
Читать PDF
494.17 кб

Обер-иеромонахи в российском Военно-морском флоте XVIII века

Бландов Алексей Александрович
На основе архивных источников рассмотрены вопросы, связанные с управлением священниками, служившими в XVIII в. в российском Военно-морском флоте.
Читать PDF
388.06 кб

Применение ракет в военно-морском флоте во второй половине XIX века

Попова Виктория Владимировна
В статье рассмотрен опыт использования ракетного оружия в качестве корабельной артиллерии во флоте Российской империи. Особое внимание уделяется значительному вкладу в распространение ракетной техники ученого и изобретателя К. И.
Читать PDF
243.88 кб

Исследование доверия в экипажах судов обеспечения Военно-Морского Флота

Татьянина Людмила Георгиевна
В статье рассматриваются психологические особенности доверия в экипажах судов обеспечения Военно-Морского Флота России.
Читать PDF
289.92 кб

Американский военно-морской флот в борьбе за Тайвань в середине XIX века

Анисимов Александр Леонидович
В 50-е годы XIX в. США переходят к использованию классической формы колониальной экспансии – территориальному захвату. Одним из ее объектов становится Тайвань.
Читать PDF
1.43 мб

О коллективных наградах Российского военно-морского флота (XVIII–XX вв. )

Тереханова А. А.
The collective rewards are traditional for Russian fleet and have an ancient history. The successful hostilities on the sea at the times of Peter the First promoted the development of rewarding system in Russia.
Читать PDF
327.57 кб

Роль и задачи военно-морского флота советского государства в мирное время

Луценко Владимир Трофимович, Прохоров Виктор Иванович, Савинкин Роман Васильевич
Рассмотрены принципы обеспечения интересов Советского Союза с помощью сил Военно-морского флота в различных районах планеты.
Читать PDF
263.08 кб

Состояние авиации военно-морского флота накануне Великой Отечественной войны

Герасимов Василий Леонидович
Статья посвящена состоянию авиации Военно-морского флота накануне Великой Отечественной войны. Особое внимание в статье уделено военно-воздушным силам Балтийского флота
Читать PDF
211.85 кб

Военно-морской флот СССР и геополитика: из истории изучения советского прошлого

Мейер Максим Михайлович
В контексте современной историографической ситуации в статье анализируется монография А.А. Киличенкова «"Холодная война" в океане: Советская военно-морская деятельность 1945-1991 гг.
Читать PDF
3.05 мб

Офицеры Русского Военно-Морского флота у истоков отечественного мерзлотоведения

Геворкян Сергей Георгиевич
В статье рассматриваются некоторые обстоятельства, при которых началось изучение многолетнемёрзлых грунтов (или «вечной» мерзлоты). Отмечается приоритет русских учёных в открытии и первоначальном изучении многолетнемёрзлых грунтов
Читать PDF
90.85 кб

Западная историография военно-морского флота СССР: теории времен холодной войны

Киличенков Алексей Алексеевич
В статье исследуются вопросы формирования теоретической и методологической основ зарубежной историографии советского Военно-морского флота периода холодной войны, сложившейся на Западе как самостоятельное направление исследований.

Похожие термины:

  • ВОЕНННО‑МОРСКОЙ ФЛОТ

    29 апреля 1939 народным комиссаром ВМФ СССР был назначен 34‑летний Николай Герасимович Кузнецов – он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Адмирал Флота Советского
  • Военно-морской флот, ВМФ

    Военно-морской флот, ВМФ (navy), совокупность кораблей вместе с экипажами, предназначенных для ведения воен. действий на море. К 1800 г. мн. страны имели флоты воен. кораблей, продолжая практику вооружен
  • РУССКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

    создан в конце XVII в. при Петре I на Азовском море для действий против Турции. Во время Северной войны 1 700-1721 гг. создан Балтийский флот, во второй половине XVIII в. — начале XIX в. русский ВМФ по количеству
  • ПАРУСНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

    флот, состоявший из парусных кораблей и судов. Возник в процессе перехода (длился несколько столетий) от гребных судов (см. Гребной флот) с парусом к парусным судам. На Руси парусные суда (ладьи, кочи
  • СОВЕТСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

    вид Вооруж. Сил СССР; предназначен для выполнения стратегич. и оперативных задач на океанских и мор. театрах воен. действий самостоятельно или совместно с др. видами Вооруж. Сил. Важнейшими задачам
  • АВИАЦИЯ ВОЕННО‑МОРСКОГО ФЛОТА

    (Авиация морская). К нач. ВОВ в составе Балт., Черноморск., Сев. и Тихоокеан. флотов имелись ВВС. Авиация флотов организационно объединялась в бригады, полки, отдельные эскадрильи. А. ВМФ состояла из 282
  • РОССИЙСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

    создан в конце 17 в. при Петре I на Азовском море для действий против Турции. Во время Северной войны 1700-21 создан Балтийский флот, в 1783 -Черноморский флот. Во 2-й половине 18 -начале 19 вв. российский ВМФ п
  • ГЛАВНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

    (ГлавПУ ВМФ) (июль 1941—февраль 1946), руководило партийно-политической работой на флоте. О содержании деятельности см. в статье Главное Политическое Управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Воз
  • РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

    в С.-Петербурге. Основан в 1718. Современное название с 1992. Крупнейшее хранилище документов по истории Российского ВМФ с конца 17 в.
  • Главное политическое управление советской армии и военно-морского флота

    руководящий партийный орган в ВС СССР. Работает иа правах отдела ЦК КПСС. ЦК КПСС осуществляет руководство партийной работой в ВС СССР через политические органы ГлавПУ состоит из управлений и отд