ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
(ВМФ) СССР к началу Вел. Отеч. войны насчитывал ок. 1 тыс. боевых кораблей (в т. ч. 3 линкора, 8 крейсеров, 54 эсминца и лидера, 212 ПЛ, 22 сторожевых корабля, 80 тральщиков, 287 торпедных катеров), 2,5 тыс. самолетов морской авиации, 260 батарей береговой артиллерии. В ходе Вел. Отеч. войны советский ВМФ вел активные боевые действия, участвуя вместе с приморскими группировками Сов. Армии в наступательных и оборонительных операциях, уничтожая корабли противника и нарушая его морские коммуникации, защищая свои морские, речные и озерные перевозки, а Северный флот в контакте с ВМС Великобритании и США обеспечивал и внешние коммуникации. Св. 400 тыс. моряков сражались на сухопутных фронтах, обороняли Одессу, Севастополь, Керчь, Москву, Ленинград. За годы войны было высажено более 100 морских оперативных и тактических десантов. Более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, св. 500 присвоено звание Героя Сов. Союза (см. также Балтийский флот, Северный флот, Тихоокеанский флот, Черноморский флот, флотилия). ВМФ возглавлял Н. Г. Кузнецов.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Военно-морской флот
Военно-морской флот (navy), группы кораблей и обслуживающий их персонал, предназначенные для ведения боевых действий на море. В 5-4 вв. до н.э. Афины и Коринф использовали триремы (галеры с тремя рядами весел) и быстроходные, высокоманевренные галеры с пятью рядами весел, сконструированные македонцами. Разгромив в мор. сражении у о. Саламин перс, флот, афиняне обеспечили себе господство в Вост. Средиземноморье, и именно флот был основой их могущества. Хотя Римская империя опиралась гл. об. на сухопутные войска, в 1-й Пунической войне она использовала и корабли, захватив контроль над Средиземным морем. В те времена военно-мор. флот был необходим также для защиты торг, судов от пиратов. Воен. корабли Византийской империи обеспечивали безопасность всех важных торг, путей. Король Уэссек-са Альфред создал в 9 в. флот, чтобы защищаться от набегов викингов. В 11-16 вв. англ, конфедерация Пяти портов снабжала воен. корабли всем необходимым. В период правления династии Тюдоров военно-мор. силы Англии были увеличены и реформированы. Итал. города-государства содержали флотилии галер и специально оснащенных торг, судов для защиты своих портов от турок. Сражение у Лепанто наглядно продемонстрировало преимущества воен. флота христиан над тур. флотом. В 17 в. под руководством Пипса Англия реорганизовала военно-мор. силы. С расширением колоний и торговли с ними в 18 в. увеличили свои воен. флоты Голландия и Франция. Уже в начале Средневековья обычные торг, суда приспосабливали для ведения боя с помощью спец. надстроек, оснащенных полевой артиллерией. В 14 в. на судах устанавливались пушки, а к 16 в. стали строить корабли с тяжелым вооружением. Победа или поражение в битве во многом определялась тактическим мастерством, поскольку все парусные суда зависели от силы и направления ветра. Изобретение паровых двигателей в 19 в. кардинально изменило возможности военно-мор. флота.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ВОЕННО‑МОРСКОЙ ФЛОТ
Декрет о создании Рабоче‑Крестьянского Красного Флота подписал В.И. Ленин 29 января (11 февраля) 1918. В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции революционные моряки Балтийского и Черноморского флотов успешно воевали совместно с Красной Армией на Севере, Западе, Юге и Дальнем Востоке, защищая молодую Советскую Республику. В 1919 под руководством члена Реввоенсовета Республики И.В. Сталина впервые была осуществлена комбинированная операция – с суши пехоты и с моря кораблей – по подавлению мятежных фортов Красная Горка и Серая Лошадь, благодаря чему была ликвидирована угроза советскому Петрограду.
В марте 1921 на Х съезде РКП(б) было принято решение о возрождении военно‑морских сил страны и укреплении советского ВМФ. Новыми первоклассными кораблями пополнились Балтийский и Черноморский флоты. В июле 1929 И.В. Сталин присутствовал на учениях эскадры Черноморского флота, посетил крейсер «Червона Украина», присутствовал на вечере художественной самодеятельности краснофлотцев.
И.В. Сталин указывал, что мы должны считаться с тем, что страна наша большая, омывается морями на громадном протяжении, и это нам всегда напоминает о том, что флот у нас должен быть крепкий, сильный. В 1932 в связи с агрессивными происками японского милитаризма были созданы Советские Морские Силы Дальнего Востока, 11 января 1935 переименованные в Тихоокеанский флот. Северная военная флотилия (1933) была 11 мая 1937 преобразована в Северный флот, который в ходе советско‑финляндской войны успешно взаимодействовал с Красной Армией. В 1937 был образован самостоятельный Народный Комиссариат Военно‑Морского Флота СССР. В годы предвоенных пятилеток под непосредственным руководством высших партийных и советских органов и лично И.В. Сталина проводилась коренная реконструкция Советского ВМФ (строительство новых боевых кораблей, развитие морской авиации, укрепление береговой обороны и др.).
Во время Великой Отечественной войны Балтийский, Черноморский и Северный флоты СССР, а также речные и озерные флотилии успешно выполняли боевые задания, обороняли советские берега, береговые базы и коммуникации и активно действовали против неприятельских кораблей (боевых и транспортных), баз и коммуникаций. В войне против Японии (август 1945) успешно действовал Тихоокеанский флот СССР. Боевые действия советских моряков отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
В феврале 1946 Наркомат Военно‑Морского Флота был упразднен: сухопутные войска, военно‑морские силы и военно‑воздушные силы были объединены в едином Министерстве Вооруженных Сил СССР. Главнокомандующий военно‑морскими силами стал заместителем министра Вооруженных Сил СССР.
В марте 1921 на Х съезде РКП(б) было принято решение о возрождении военно‑морских сил страны и укреплении советского ВМФ. Новыми первоклассными кораблями пополнились Балтийский и Черноморский флоты. В июле 1929 И.В. Сталин присутствовал на учениях эскадры Черноморского флота, посетил крейсер «Червона Украина», присутствовал на вечере художественной самодеятельности краснофлотцев.
И.В. Сталин указывал, что мы должны считаться с тем, что страна наша большая, омывается морями на громадном протяжении, и это нам всегда напоминает о том, что флот у нас должен быть крепкий, сильный. В 1932 в связи с агрессивными происками японского милитаризма были созданы Советские Морские Силы Дальнего Востока, 11 января 1935 переименованные в Тихоокеанский флот. Северная военная флотилия (1933) была 11 мая 1937 преобразована в Северный флот, который в ходе советско‑финляндской войны успешно взаимодействовал с Красной Армией. В 1937 был образован самостоятельный Народный Комиссариат Военно‑Морского Флота СССР. В годы предвоенных пятилеток под непосредственным руководством высших партийных и советских органов и лично И.В. Сталина проводилась коренная реконструкция Советского ВМФ (строительство новых боевых кораблей, развитие морской авиации, укрепление береговой обороны и др.).
Во время Великой Отечественной войны Балтийский, Черноморский и Северный флоты СССР, а также речные и озерные флотилии успешно выполняли боевые задания, обороняли советские берега, береговые базы и коммуникации и активно действовали против неприятельских кораблей (боевых и транспортных), баз и коммуникаций. В войне против Японии (август 1945) успешно действовал Тихоокеанский флот СССР. Боевые действия советских моряков отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
В феврале 1946 Наркомат Военно‑Морского Флота был упразднен: сухопутные войска, военно‑морские силы и военно‑воздушные силы были объединены в едином Министерстве Вооруженных Сил СССР. Главнокомандующий военно‑морскими силами стал заместителем министра Вооруженных Сил СССР.
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ
вид вооруженных сил, предназначенный для решения стратегических и оперативных задач на океанических и морских театрах военных действий. У восточных славян военный флот зародился в VI-VII вв. Их корабли совершали походы по Черному и Средиземному морям. Новгородские мореходы плавали в Балтийском море и ходили на Грумант (Шпицберген), Новую Землю и в Карское море. Начало созданию регулярного военного флота положено в 1696, когда по указу Петра I начато строительство Азовского флота. В ходе Северной войны 1700-1721 за сравнительно короткий срок был создан Балтийский флот, сыгравший важную роль в победе над Швецией и выдвинувший Россию в число крупных морских держав. Большая заслуга в строительстве русского флота принадлежит сподвижникам Петра I А. Д. Меншикову, Ф. М. Апраксину, Н. А. Сенявину, М. М. Голицыну. Опыт ведения боевых действий флота был обобщен в Морском уставе 1720. В русском флоте, раньше чем на Западе, широкое применение нашла маневренная тактика, предусматривавшая охват головы колонны (линии баталии) противника, прорезание его строя, выделение против флагманских кораблей неприятеля превосходящих сил и т. д. Весомый вклад в развитие теории русского парусного флота внесли адмиралы Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, Д. Н. Сенявин, П. С. Нахимов (см. также Русский военно-морской флот). Во второй половине XVIII в. развитие промышленности, науки и техники позволило значительно улучшить конструкцию корпусов кораблей, их парусное и артиллерийское вооружение. Водоизмещение линейных кораблей увеличилось с 1-2 до 3-4 тысяч т, число орудий возросло до 120-135. Произошло качественное совершенствование корабельной артиллерии, бронзовые орудия были заменены чугунными, скорострельность возросла до 1 выстрела в 3 минуты, дальность стрельбы — с 300 до 600 м. В начале XIX в. появились паровые боевые корабли. В России первыми пароходами с артиллерийским вооружением были: на Черноморском флоте «Метеор» (1825), на Балтийском флоте «Ижора» (1826). В 1848 в России вступил в строй винтовой фрегат «Архимед» с паросиловой установкой, на вооружение поступили бомбические орудия, которые стреляли ядрами с пороховыми зарядами (фугасного действия) и помимо повреждения корпуса и поражения осколками личного состава вызывали сильные пожары на корабле. После Крымской войны 1853-1856 началось строительство паровых броненосных кораблей (см. Броненосный флот). Основной ударной силой флота стали броненосцы. В 1877 вступил в строй броненосец «Петр Великий» водоизмещением 9700 т, построенный по проекту архитектора А. А. Попова. Переход к строительству парового флота совпал с внедрением нарезной корабельной артиллерии, обладавшей большей дальностью и точностью стрельбы. Значительное влияние на развитие флота оказало появление в 70-х годах XIX в. мины, а затем торпеды, что привело к созданию минных заградителей и миноносцев, а также потребовало улучшить живучесть и непотопляемость крупных кораблей (деление корпуса на отсеки, усиление корпусных конструкций ниже ватерлинии, установка двойного дна). Теоретической основой решения этой проблемы стали труды выдающихся ученых адмиралов С. О. Макарова и А. Н. Крылова. Изменение материально-технической базы флота вызвало зарождение и развитие принципиально новой тактики ведения морского боя. Первые фундаментальные труды в этой области — книга адмирала Г. И. Бутакова «Новые основания пароходной тактики» (1863) и труд адмирала С. О. Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики». После русско-японской войны 1904-1905 в составе флотов появились линейные корабли (линкоры), ставшие решающей силой в вооруженной борьбе на море. Они постоянно совершенствовались: увеличивалось количество стволов артиллерии главного калибра, ее дальнобойность и скорострельность (до 2 выстрелов в минуту), бронирование, скорость хода. В числе лучших линкоров того времени были корабли типа «Севастополь», на которых впервые устанавливались 4 трехорудийные башни с орудиями калибра 305 мм. В связи с техническим совершенствованием и возросшей ролью в морском бою торпедного оружия в составе флота вместо миноносцев появились эскадренные миноносцы (эсминцы) типа «Новик», значительно превосходившие эсминцы в артиллерийском и торпедном вооружении, живучести и скорости хода. В 1908-1912 в России началась постройка первых в мире тральщиков. Значительную роль в восстановлении морской мощи России перед первой мировой войной сыграл морской министр И. К. Григорович. , В области боевого применения флота большое внимание уделялось ведению оборонительного боя на заранее подготовленных минно-артиллерийских позициях в узкостях и на подходах к базам.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ
морские вооруженные силы и речные флотилии в России. Зарождение Русского военно-морского флота и военно-морского искусства связано с борьбой, которую с IV-VI вв вели восточные славяне против Византийской империи. Флотилии славян состояли из небольших парусно-гребных судов (челны-однодеревки, лодьи), которые могли действовать на реках и в то же время обладали неплохой мореходностью В Киевской Руси IX-XII вв. существовали флотилии, насчитывающие несколько сот судов (лодей, коч, 2- и 3-мачтовых лодок и др.). В более позднее время новгородцы совершали морские походы в Швецию (напр., поход 1187, когда была взята штурмом крепость Сигтуна, на месте современного Стокгольма и др.). В морском бою основным тактическим приемом являлась групповая атака своими кораблями вражеских кораблей, завершавшаяся абордажем. В период феодальной раздробленности Русь была отрезана от южных морей, морские силы сохранились только в Новгородской земле.
С XVII в. Русское государство начало борьбу за выходы к Балтийскому, Черному и Азовскому морям, в ходе которой к к. XVII в был накоплен опыт использования речных флотилий в совместных действиях с сухопутными войсками. Первые морские боевые корабли были построены в 1667-69 в с. Дединове на Оке для защиты торговых путей по Волге и Каспийскому морю. Лучшим из них являлся 26-пушечный корабль "Орел" (1668, был сожжен во время крестьянской войны 1670-71). На Черном и Азовском морях действовали флотилии парусно-гребных судов запорожских и донских казаков.
Создание регулярного Русского военно-морского флота относится к концу XVII-XVIII вв. и связано с именем Петра I. Во втором Азовском походе 1696 против Турции впервые участвовало 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж. После взятия крепости Азов в 1696 по докладу Петра I о строительстве Азовского флота Боярская дума 20 октября 1696 постановила "морским судам быть". Этот день принято считать днем рождения постоянного регулярного Российского военно-морского флота. Азовский флот просуществовал около 15 лет. После неудачного Прутского похода 1711 Россия вынуждена была временно отказаться от Азова и побережья Азовского моря.
Балтийский флот был создан в период Северной войны 1700-21. В 1702-04 на Сяськой, Олонецкой и Лужской верфях в первую очередь было развернуто строительство гребного (галерного) флота, что отвечало задаче содействия армии при ее движении вдоль побережья, техническим возможностям, а также театру военных действий (шхеры). Для обороны завоеванного побережья и действий на морских сообщениях противника в Балтийском море был позже создан парусный корабельный флот из построенных в России и купленных за границей кораблей. Основными классами кораблей были линейные корабли и фрегаты, основным типом парусно-гребных кораблей - скампавеи и галеры. С 1703 до 1723 главной базой Балтийского флота был Петербург, а затем Кронштадт. Кроме того, были сооружены базы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Кораблестроением в России ведал сначала Владимирский приказ, а затем выделенный из него Адмиралтейский приказ. Личный состав флота комплектовался из наиболее здоровых рекрутов, служба была пожизненной. Офицерский состав флота комплектовался из дворян. Дворянские дети проходили обучение в военно-морских учебных заведениях в Школе математических и навигацких наук (осн. 1701) и Морской академии (создана 1715). Практиковались также посылка дворян на учебу в иностранные флоты и наем иностранцев на русскую службу. Вопросы управления флотом и использования его возлагались на Воинский морской приказ. В 1718 была создана Адмиралтейств-коллегия с правами высшего военно-морского органа, во главе которой находились постоянный президент и вице-президент. Временные члены коллегии назначались из флагманов. В период Северной войны в России существовали Балтийский и Азовский флоты, Беломорская и Каспийская флотилии. Тактическое искусство русского флота в Северной войне ярко проявилось в успешных сражениях у Гангута (1714), Эзеля (1719), Гренгама (1720).
Организационные принципы русского флота, методы обучения и воспитания его личного состава, способы ведения боевых действий были обобщены в Морском уставе 1720, где был учтен и положительный опыт иностранных флотов. В развитии русского военно-морского искусства большая заслуга принадлежит Петру I и его соратникам Ф.М. Апраксину, Акиму и Науму Сенявиным, М.М. Голицыну и др. Основные принципы ведения войны на море в дальнейшем были развиты Г.А. Спиридовым, Ф.Ф. Ушаковым, Д.Н. Сенявиным.
В 1-й пол. XVIII в русские морские офицеры сделали много важнейших географических открытий, исследовали северные берега Сибири, берега Камчатки, Аляски, Алеутских и Курильских островов, Сахалина, Охотского моря. В 1740 В. Беринг и А.И. Чириков основали Петропавловск-на-Камчатке С 1741 после периода ослабления флота в 30-х началось усиление боевой мощи флота. В 1752 был основан Морской шляхетный кадетский корпус, куда вошли гардемаринская рота, Морская академия и переведены дворяне из Московской Навигационной школы.
Во 2-й пол. XVIII в экономическое развитие России и интересы обороны ее южных границ от притязаний Турции, а также задачи обеспечения обороны северных и западных границ с моря потребовали усиления военно-морского флота. В 1763 по предложению государственной комиссии в составе С.И. Мордвинова, И.Г. Чернышева, Г.А. Спиридова и др. было реорганизовано управление флотом. Комиссией был разработан утвержденный в 1765 "Регламент о управлении адмиралтейств и флотов", который и закрепил реорганизацию. Вопросы командования флотами и эскадрами были изъяты из ведения коллегии и переданы флагманам, подчиненным коллегии. При флагманах создавались канцелярии, являвшиеся зачатками штабов флотов. Был расширен штат Морского кадетского корпуса и пересмотрены программы. На Балтийском море решено было иметь флот сильнее любого из флотов соседних государств. Значительно оживилась боевая подготовка личного состава. Во 2-й пол. XVIII в. Россия создала сильный флот и впервые пыталась решать военно-политические вопросы путем направления эскадр на отдаленные театры военных действий. Эскадры Балтийского флота совершали походы в Средиземное море с целью обеспечить активными действиями главное стратегическое направление. Эскадра адмирала Спиридова, уничтожив турецкий флот в Чесменском бою 1770, завоевала господство в Архипелаге. В 1771 русская армия овладела берегами Керченского пролива, а также крепостями Керчь и Еникале. В 1773 отряд судов Азовской флотилии, вновь созданной в 1771, вышел в Черное море, положив начало существованию Черноморского флота. После выхода русской армии на Дунай в 1771 была сформирована Дунайская военная флотилия, которая несла охрану в устье Дуная и прикрывала войска со стороны реки. Русско-турецкая война (1768-74) окончилась победой России, которая получила берега Азовского моря и берег Черного моря между Бугом и Днестром. Крым был объявлен независимым. В 1778 в устье Днепра был заложен новый порт Херсон, в котором в 1783 был спущен на воду первый линейный корабль Черноморского флота, а в 1784 была создана уже целая эскадра. В победоносных сражениях (Фидониси, Тендра, Калиакрия) с турецким флотом в ходе Русско-турецкой войны 1787-91 развивалась активная тактика русского флота, основы которой были разработаны адмиралом Ф.Ф. Ушаковым. Важнейшие особенности этой тактики: взаимодействие армии и флота; сочетание огня и маневра; удар по флагманским кораблям противника; атака из походного порядка; создание резерва для нанесения сосредоточенного удара на решающем направлении; тактическая внезапность; непрерывность боевого управления, достигаемая ясностью поставленных задач и предоставлением широкой инициативы командирам. Передовой характер русского военно-морского искусства особенно ярко проявился во время Средиземноморского похода Ушакова 1798-1800. Во время 2-й Архипелагской экспедиции 1805-07 русские корабли под командованием адмирала Д.Н. Сенявина мастерски взаимодействовали с сухопутными войсками и с отрядами местного населения, вели борьбу на коммуникациях противника и осуществляли блокаду его побережья. Во время Русско-турецкой войны 1806-12 в Дарданелльском сражении 1807 и Афонском сражении 1807 маневренная тактика русского флота была обогащена новыми методами ведения морского боя: охват головной части вражеского флота, выделение тактических групп и резерва, атака неприятельского корабля сосредоточенным ударом двух своих кораблей с одного борта, нанесение одновременных ударов на главных и вспомогательных направлениях, непрерывность боевого управления.
Русский военно-морской флот в войнах 2-й пол. XVIII и н. XIX в. по количеству боевых кораблей вышел на третье место в мире после Англии и Франции и превратился в важнейший фактор внешней политики России. В н. XIX в. русский военно-морской флот состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской флотилий. В 1804 на флотах были созданы постоянные соединения - дивизии, которые делились на бригады; дивизии прикреплялись к определенным базам. В 1810 было введено деление личного состава флота на экипажи и роты; всего имелось 98 экипажей 4-ротного состава. В 1802 было образовано Министерство военно-морских сил (переименованное в 1815 в Морское министерство). В 1827 оперативно-стратегические функции были переданы Морскому штабу, который с 1831 стал называться Главным морским штабом (в 1836 ликвидирован и снова создан в 1855). При морском министре впоследствии были созданы Адмиралтейский совет и Ученый комитет. Русские моряки с 1803 по 1855 осуществили свыше 40 кругосветных плаваний, сыгравших важную роль в освоении Дальнего Востока и в изучении тихоокеанского театра.
К началу Крымской войны 1853-56 Россия имела Балтийский и Черноморский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии (40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 15 пароходофрегатов и др.). Общая численность личного состава флота достигла 90 985 чел. Часть русских кораблей была вооружена бомбической артиллерией (тяжелые пушки, стрелявшие разрывными сферическими бомбами); высокого уровня развития достигло минное дело.
Боевая практика Черноморского флота способствовала совершенствованию наступательной тактики применительно к возросшей артиллерийской мощи кораблей. В Черноморском флоте, благодаря деятельности адмиралов М.П. Лазарева, П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, развивались традиции, возникшие и утвердившиеся во времена командования эскадрой адмирала Ушакова. Синопское сражение 1853 показало превосходную боевую выучку, отвагу и героизм моряков Черноморского флота и тактическое новаторство Нахимова. Во время героической Севастопольской обороны 1854-55 русский флот показал пример использования всех сил и средств для активной обороны базы с суши и моря. В ходе войны Севастополь был разрушен, а корабельный состав флота уничтожен. По условиям Парижского мирного договора Россия лишилась права иметь на Черном море береговые укрепления и флот. В связи с применением новых средств борьбы деревянные парусные корабли, вытесняемые паровыми, потеряли свое значение. Первый в мире опыт массовой постановки русским флотом мин на Балтийском и Черном морях показал громадную роль этого нового оружия и потребовал выработки новых тактических приемов борьбы на море. На основе этого опыта в 1877-78 русским флотом впервые была осуществлена идея использования минно-артиллерийских позиций, получившая развитие во всех последующих войнах. После Крымской войны Россия приступила к созданию железно-броненосных паровых кораблей. С 1861 по 1870 в России строились броненосцы береговой обороны, мониторы, канонерские лодки, плавучие батареи и т.п. по проектам и под руководством русских инженеров и техников, в большинстве случаев на отечественных заводах. Корабли имели сильную артиллерию и мощную броню, но недостаточную мореходность, а также малую скорость хода и довольно ограниченную дальность плавания. В 1869 по проекту адмирала А.А. Попова был заложен первый мореходный броненосец "Петр Великий", вступивший в строй в 1877 и положивший начало классу эскадренных броненосцев (существовали до 1907). В 1870 в России были заложены первые корабли класса броненосных крейсеров "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский". В 1871, после отмены ограничительных статей Парижского мирного договора, начал восстанавливаться Черноморский флот. В ходе Русско-турецкой войны 1877-78 все задачи на Черном море и Дунае решались вооруженными пароходами и минными катерами. Первым миноносцем был миноносец "Взрыв", спущенный на воду в 1878. Русские кораблестроители во 2-й пол. XIX в. создали подводные лодки и минные заградители. К концу века на вооружении флота появились нарезные орудия, заряжавшиеся с казенной части; вместо чугунных и железных орудий выпускались стальные орудия, а вместо железных броневых плит - хромоникелевые; были созданы поворотные станы, артиллерийские башни, приборы управления артиллерийским огнем; резко улучшилось качество боеприпасов; поступили на вооружение бронебойные, фугасные снаряды; появились более сильные взрывчатые вещества (пироксилин, мелинит, лидит). В развитии артиллерии и брони большое значение имело изобретение способа изготовления брони (B.C. Пятов), создание бронебойного наконечника (С.О. Макаров), приборов управления огнем (А.П. Давыдов), бездымного пороха (Д.И. Менделеев) и др. Наряду с развитием артиллерии совершенствовалось и минное оружие. Изобретение в 1875 Н.Н. Назаровым минного якоря позволило применять мину не только как оборонительное, но и как наступательное средство. В 1865 И.Ф. Александровский предложил новый вид оружия - торпеду.
К к. XIX в. полностью завершился переход к паровому броненосному флоту, что потребовало изменения системы комплектования личным составом и перестройки подготовки флота. Закон о всеобщей воинской повинности 1874 предусматривал сокращение срока службы на флоте до 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе), наличие резерва подготовленного личного состава и т.п. Вместе с сокращением срока службы рост технического оснащения кораблей заставлял призывать во флот более квалифицированных людей из среды фабрично-заводских рабочих, что привело к усилению революционного движения во флоте.
В целях повышения технических знаний офицерского состава в Морском кадетском корпусе были расширены курсы технических дисциплин, а также открыты специальные морские училища: инженерное, артиллерийское, штурманское. Офицерские классы при Морском училище в 1862 были реорганизованы в Академический курс, а в 1877 - в Николаевскую морскую академию.
Главный морской штаб в 1867 был опять ликвидирован и вновь создан в 1885. В этот же период появились штабы соединений, состоявшие из флагманских специалистов (штурмана, артиллериста, минера, механика и др.). Основным соединением кораблей считалась эскадра. Дивизии и бригады были упразднены. Эскадра состояла из кораблей различных классов, сведенных в отряды. В 1899 впервые была введена должность командующего флотом и организован штаб флота. Переход от парусного флота к броненосному, появление новых видов оружия потребовали разработки новых теоретических основ ведения войны на море. Большие заслуги в этой области принадлежат адмиралам Г.И. Бутакову и С.О. Макарову.
С 1883 в России началось строительство всех классов кораблей броненосного флота для четырех разобщенных между собой театров (Балтийское и Черное моря, Северный Ледовитый и Тихий океаны). Судостроительная программа, разработанная в 1881 на 20 лет, предусматривала постройку 24 эскадренных броненосцев, 15 крейсеров и более 140 кораблей др. классов. В 1904, когда Япония начала войну против России, судостроительная программа и планы укрепления обороны Порт-Артура и Владивостока еще не были выполнены. Русская 1-я Тихоокеанская эскадра уступала объединенному японскому флоту. В период обороны Порт-Артура (1904) большая часть ее кораблей была уничтожена. Посланная ей на помощь 2-я Тихоокеанская эскадра опоздала и в бою с японским флотом 27-28 мая 1905 у острова Цусима также была почти полностью уничтожена.
Русские моряки во время Русско-японской войны 1904-05 внесли много ценного в разработку способов использования новых боевых сил и средств. Впервые были сравнительно широко применены миноносцы. Искусное использование минных заграждений во взаимодействии с береговой артиллерией создавало прочную оборону Порт-Артура с моря. Интересен опыт применения крупных кораблей (крейсеров) и вспомогательных крейсеров для нарушения морских сообщений противника. После войны Русский военно-морской флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проекту русского кораблестроителя М.П. Налетова накануне 1-й мировой войны 1914-18 было начато строительство первого минного подводного заградителя. Русские конструкторы создали линейные корабли типа "Севастополь", 12-дюймовые орудия длиной в 52 калибра и 3-орудийные башни для установки этих орудий, наиболее совершенные образцы мин и тралов. Дальнейшее развитие получили вопросы ведения наступательного боя на море, на минно-артиллерийские позиции, охраны водного района базы и др. В 1906 был создан Морской генеральный штаб, которому были переданы оперативно-стратегические функции (разработка судостроительных программ, планов войны, оперативно-боевая подготовка флота). Административно-хозяйственные функции выполнял Главный морской штаб как аппарат морского министра.
В ходе 1-й мировой войны русский флот был усилен новейшими кораблями (7 линейных кораблей, 29 эскадренных миноносцев, 35 подводных лодок); впервые появилась морская авиация. Для обороны северного побережья России и защиты морских сообщений была создана флотилия Северного Ледовитого океана. Балтийский и Черноморский флоты в ходе войны нарушали морские сообщения противника и защищали своя морские сообщения, обороняли побережье от вторжения противника и поддерживали приморские фланги армии. Особенно успешными были постановка Балтийским флотом активных минных заграждений в 1914-15, оборона Рижского залива, операции Черноморского флота по содействию флангу Кавказской армии в 1916 и осуществлению блокады Босфора. Впервые в русском флоте было создано оперативное объединение (эскадра), состоявшее из однородных тактических соединений и включавшее авиационные корабли (авиатранспорты). Тактика флота обогатилась опытом использования миноносцев и подводных лодок для нанесения в бою предварительных ударов, а также опытом проведения тактического взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями.
В. Дивин, И. Соловьев
С XVII в. Русское государство начало борьбу за выходы к Балтийскому, Черному и Азовскому морям, в ходе которой к к. XVII в был накоплен опыт использования речных флотилий в совместных действиях с сухопутными войсками. Первые морские боевые корабли были построены в 1667-69 в с. Дединове на Оке для защиты торговых путей по Волге и Каспийскому морю. Лучшим из них являлся 26-пушечный корабль "Орел" (1668, был сожжен во время крестьянской войны 1670-71). На Черном и Азовском морях действовали флотилии парусно-гребных судов запорожских и донских казаков.
Создание регулярного Русского военно-морского флота относится к концу XVII-XVIII вв. и связано с именем Петра I. Во втором Азовском походе 1696 против Турции впервые участвовало 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных в Воронеже на р. Воронеж. После взятия крепости Азов в 1696 по докладу Петра I о строительстве Азовского флота Боярская дума 20 октября 1696 постановила "морским судам быть". Этот день принято считать днем рождения постоянного регулярного Российского военно-морского флота. Азовский флот просуществовал около 15 лет. После неудачного Прутского похода 1711 Россия вынуждена была временно отказаться от Азова и побережья Азовского моря.
Балтийский флот был создан в период Северной войны 1700-21. В 1702-04 на Сяськой, Олонецкой и Лужской верфях в первую очередь было развернуто строительство гребного (галерного) флота, что отвечало задаче содействия армии при ее движении вдоль побережья, техническим возможностям, а также театру военных действий (шхеры). Для обороны завоеванного побережья и действий на морских сообщениях противника в Балтийском море был позже создан парусный корабельный флот из построенных в России и купленных за границей кораблей. Основными классами кораблей были линейные корабли и фрегаты, основным типом парусно-гребных кораблей - скампавеи и галеры. С 1703 до 1723 главной базой Балтийского флота был Петербург, а затем Кронштадт. Кроме того, были сооружены базы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Кораблестроением в России ведал сначала Владимирский приказ, а затем выделенный из него Адмиралтейский приказ. Личный состав флота комплектовался из наиболее здоровых рекрутов, служба была пожизненной. Офицерский состав флота комплектовался из дворян. Дворянские дети проходили обучение в военно-морских учебных заведениях в Школе математических и навигацких наук (осн. 1701) и Морской академии (создана 1715). Практиковались также посылка дворян на учебу в иностранные флоты и наем иностранцев на русскую службу. Вопросы управления флотом и использования его возлагались на Воинский морской приказ. В 1718 была создана Адмиралтейств-коллегия с правами высшего военно-морского органа, во главе которой находились постоянный президент и вице-президент. Временные члены коллегии назначались из флагманов. В период Северной войны в России существовали Балтийский и Азовский флоты, Беломорская и Каспийская флотилии. Тактическое искусство русского флота в Северной войне ярко проявилось в успешных сражениях у Гангута (1714), Эзеля (1719), Гренгама (1720).
Организационные принципы русского флота, методы обучения и воспитания его личного состава, способы ведения боевых действий были обобщены в Морском уставе 1720, где был учтен и положительный опыт иностранных флотов. В развитии русского военно-морского искусства большая заслуга принадлежит Петру I и его соратникам Ф.М. Апраксину, Акиму и Науму Сенявиным, М.М. Голицыну и др. Основные принципы ведения войны на море в дальнейшем были развиты Г.А. Спиридовым, Ф.Ф. Ушаковым, Д.Н. Сенявиным.
В 1-й пол. XVIII в русские морские офицеры сделали много важнейших географических открытий, исследовали северные берега Сибири, берега Камчатки, Аляски, Алеутских и Курильских островов, Сахалина, Охотского моря. В 1740 В. Беринг и А.И. Чириков основали Петропавловск-на-Камчатке С 1741 после периода ослабления флота в 30-х началось усиление боевой мощи флота. В 1752 был основан Морской шляхетный кадетский корпус, куда вошли гардемаринская рота, Морская академия и переведены дворяне из Московской Навигационной школы.
Во 2-й пол. XVIII в экономическое развитие России и интересы обороны ее южных границ от притязаний Турции, а также задачи обеспечения обороны северных и западных границ с моря потребовали усиления военно-морского флота. В 1763 по предложению государственной комиссии в составе С.И. Мордвинова, И.Г. Чернышева, Г.А. Спиридова и др. было реорганизовано управление флотом. Комиссией был разработан утвержденный в 1765 "Регламент о управлении адмиралтейств и флотов", который и закрепил реорганизацию. Вопросы командования флотами и эскадрами были изъяты из ведения коллегии и переданы флагманам, подчиненным коллегии. При флагманах создавались канцелярии, являвшиеся зачатками штабов флотов. Был расширен штат Морского кадетского корпуса и пересмотрены программы. На Балтийском море решено было иметь флот сильнее любого из флотов соседних государств. Значительно оживилась боевая подготовка личного состава. Во 2-й пол. XVIII в. Россия создала сильный флот и впервые пыталась решать военно-политические вопросы путем направления эскадр на отдаленные театры военных действий. Эскадры Балтийского флота совершали походы в Средиземное море с целью обеспечить активными действиями главное стратегическое направление. Эскадра адмирала Спиридова, уничтожив турецкий флот в Чесменском бою 1770, завоевала господство в Архипелаге. В 1771 русская армия овладела берегами Керченского пролива, а также крепостями Керчь и Еникале. В 1773 отряд судов Азовской флотилии, вновь созданной в 1771, вышел в Черное море, положив начало существованию Черноморского флота. После выхода русской армии на Дунай в 1771 была сформирована Дунайская военная флотилия, которая несла охрану в устье Дуная и прикрывала войска со стороны реки. Русско-турецкая война (1768-74) окончилась победой России, которая получила берега Азовского моря и берег Черного моря между Бугом и Днестром. Крым был объявлен независимым. В 1778 в устье Днепра был заложен новый порт Херсон, в котором в 1783 был спущен на воду первый линейный корабль Черноморского флота, а в 1784 была создана уже целая эскадра. В победоносных сражениях (Фидониси, Тендра, Калиакрия) с турецким флотом в ходе Русско-турецкой войны 1787-91 развивалась активная тактика русского флота, основы которой были разработаны адмиралом Ф.Ф. Ушаковым. Важнейшие особенности этой тактики: взаимодействие армии и флота; сочетание огня и маневра; удар по флагманским кораблям противника; атака из походного порядка; создание резерва для нанесения сосредоточенного удара на решающем направлении; тактическая внезапность; непрерывность боевого управления, достигаемая ясностью поставленных задач и предоставлением широкой инициативы командирам. Передовой характер русского военно-морского искусства особенно ярко проявился во время Средиземноморского похода Ушакова 1798-1800. Во время 2-й Архипелагской экспедиции 1805-07 русские корабли под командованием адмирала Д.Н. Сенявина мастерски взаимодействовали с сухопутными войсками и с отрядами местного населения, вели борьбу на коммуникациях противника и осуществляли блокаду его побережья. Во время Русско-турецкой войны 1806-12 в Дарданелльском сражении 1807 и Афонском сражении 1807 маневренная тактика русского флота была обогащена новыми методами ведения морского боя: охват головной части вражеского флота, выделение тактических групп и резерва, атака неприятельского корабля сосредоточенным ударом двух своих кораблей с одного борта, нанесение одновременных ударов на главных и вспомогательных направлениях, непрерывность боевого управления.
Русский военно-морской флот в войнах 2-й пол. XVIII и н. XIX в. по количеству боевых кораблей вышел на третье место в мире после Англии и Франции и превратился в важнейший фактор внешней политики России. В н. XIX в. русский военно-морской флот состоял из Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской, Беломорской и Охотской флотилий. В 1804 на флотах были созданы постоянные соединения - дивизии, которые делились на бригады; дивизии прикреплялись к определенным базам. В 1810 было введено деление личного состава флота на экипажи и роты; всего имелось 98 экипажей 4-ротного состава. В 1802 было образовано Министерство военно-морских сил (переименованное в 1815 в Морское министерство). В 1827 оперативно-стратегические функции были переданы Морскому штабу, который с 1831 стал называться Главным морским штабом (в 1836 ликвидирован и снова создан в 1855). При морском министре впоследствии были созданы Адмиралтейский совет и Ученый комитет. Русские моряки с 1803 по 1855 осуществили свыше 40 кругосветных плаваний, сыгравших важную роль в освоении Дальнего Востока и в изучении тихоокеанского театра.
К началу Крымской войны 1853-56 Россия имела Балтийский и Черноморский флоты, Архангельскую, Каспийскую и Камчатскую флотилии (40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига, 15 пароходофрегатов и др.). Общая численность личного состава флота достигла 90 985 чел. Часть русских кораблей была вооружена бомбической артиллерией (тяжелые пушки, стрелявшие разрывными сферическими бомбами); высокого уровня развития достигло минное дело.
Боевая практика Черноморского флота способствовала совершенствованию наступательной тактики применительно к возросшей артиллерийской мощи кораблей. В Черноморском флоте, благодаря деятельности адмиралов М.П. Лазарева, П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина, развивались традиции, возникшие и утвердившиеся во времена командования эскадрой адмирала Ушакова. Синопское сражение 1853 показало превосходную боевую выучку, отвагу и героизм моряков Черноморского флота и тактическое новаторство Нахимова. Во время героической Севастопольской обороны 1854-55 русский флот показал пример использования всех сил и средств для активной обороны базы с суши и моря. В ходе войны Севастополь был разрушен, а корабельный состав флота уничтожен. По условиям Парижского мирного договора Россия лишилась права иметь на Черном море береговые укрепления и флот. В связи с применением новых средств борьбы деревянные парусные корабли, вытесняемые паровыми, потеряли свое значение. Первый в мире опыт массовой постановки русским флотом мин на Балтийском и Черном морях показал громадную роль этого нового оружия и потребовал выработки новых тактических приемов борьбы на море. На основе этого опыта в 1877-78 русским флотом впервые была осуществлена идея использования минно-артиллерийских позиций, получившая развитие во всех последующих войнах. После Крымской войны Россия приступила к созданию железно-броненосных паровых кораблей. С 1861 по 1870 в России строились броненосцы береговой обороны, мониторы, канонерские лодки, плавучие батареи и т.п. по проектам и под руководством русских инженеров и техников, в большинстве случаев на отечественных заводах. Корабли имели сильную артиллерию и мощную броню, но недостаточную мореходность, а также малую скорость хода и довольно ограниченную дальность плавания. В 1869 по проекту адмирала А.А. Попова был заложен первый мореходный броненосец "Петр Великий", вступивший в строй в 1877 и положивший начало классу эскадренных броненосцев (существовали до 1907). В 1870 в России были заложены первые корабли класса броненосных крейсеров "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский". В 1871, после отмены ограничительных статей Парижского мирного договора, начал восстанавливаться Черноморский флот. В ходе Русско-турецкой войны 1877-78 все задачи на Черном море и Дунае решались вооруженными пароходами и минными катерами. Первым миноносцем был миноносец "Взрыв", спущенный на воду в 1878. Русские кораблестроители во 2-й пол. XIX в. создали подводные лодки и минные заградители. К концу века на вооружении флота появились нарезные орудия, заряжавшиеся с казенной части; вместо чугунных и железных орудий выпускались стальные орудия, а вместо железных броневых плит - хромоникелевые; были созданы поворотные станы, артиллерийские башни, приборы управления артиллерийским огнем; резко улучшилось качество боеприпасов; поступили на вооружение бронебойные, фугасные снаряды; появились более сильные взрывчатые вещества (пироксилин, мелинит, лидит). В развитии артиллерии и брони большое значение имело изобретение способа изготовления брони (B.C. Пятов), создание бронебойного наконечника (С.О. Макаров), приборов управления огнем (А.П. Давыдов), бездымного пороха (Д.И. Менделеев) и др. Наряду с развитием артиллерии совершенствовалось и минное оружие. Изобретение в 1875 Н.Н. Назаровым минного якоря позволило применять мину не только как оборонительное, но и как наступательное средство. В 1865 И.Ф. Александровский предложил новый вид оружия - торпеду.
К к. XIX в. полностью завершился переход к паровому броненосному флоту, что потребовало изменения системы комплектования личным составом и перестройки подготовки флота. Закон о всеобщей воинской повинности 1874 предусматривал сокращение срока службы на флоте до 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе), наличие резерва подготовленного личного состава и т.п. Вместе с сокращением срока службы рост технического оснащения кораблей заставлял призывать во флот более квалифицированных людей из среды фабрично-заводских рабочих, что привело к усилению революционного движения во флоте.
В целях повышения технических знаний офицерского состава в Морском кадетском корпусе были расширены курсы технических дисциплин, а также открыты специальные морские училища: инженерное, артиллерийское, штурманское. Офицерские классы при Морском училище в 1862 были реорганизованы в Академический курс, а в 1877 - в Николаевскую морскую академию.
Главный морской штаб в 1867 был опять ликвидирован и вновь создан в 1885. В этот же период появились штабы соединений, состоявшие из флагманских специалистов (штурмана, артиллериста, минера, механика и др.). Основным соединением кораблей считалась эскадра. Дивизии и бригады были упразднены. Эскадра состояла из кораблей различных классов, сведенных в отряды. В 1899 впервые была введена должность командующего флотом и организован штаб флота. Переход от парусного флота к броненосному, появление новых видов оружия потребовали разработки новых теоретических основ ведения войны на море. Большие заслуги в этой области принадлежат адмиралам Г.И. Бутакову и С.О. Макарову.
С 1883 в России началось строительство всех классов кораблей броненосного флота для четырех разобщенных между собой театров (Балтийское и Черное моря, Северный Ледовитый и Тихий океаны). Судостроительная программа, разработанная в 1881 на 20 лет, предусматривала постройку 24 эскадренных броненосцев, 15 крейсеров и более 140 кораблей др. классов. В 1904, когда Япония начала войну против России, судостроительная программа и планы укрепления обороны Порт-Артура и Владивостока еще не были выполнены. Русская 1-я Тихоокеанская эскадра уступала объединенному японскому флоту. В период обороны Порт-Артура (1904) большая часть ее кораблей была уничтожена. Посланная ей на помощь 2-я Тихоокеанская эскадра опоздала и в бою с японским флотом 27-28 мая 1905 у острова Цусима также была почти полностью уничтожена.
Русские моряки во время Русско-японской войны 1904-05 внесли много ценного в разработку способов использования новых боевых сил и средств. Впервые были сравнительно широко применены миноносцы. Искусное использование минных заграждений во взаимодействии с береговой артиллерией создавало прочную оборону Порт-Артура с моря. Интересен опыт применения крупных кораблей (крейсеров) и вспомогательных крейсеров для нарушения морских сообщений противника. После войны Русский военно-морской флот пополнился новыми кораблями всех классов. По проекту русского кораблестроителя М.П. Налетова накануне 1-й мировой войны 1914-18 было начато строительство первого минного подводного заградителя. Русские конструкторы создали линейные корабли типа "Севастополь", 12-дюймовые орудия длиной в 52 калибра и 3-орудийные башни для установки этих орудий, наиболее совершенные образцы мин и тралов. Дальнейшее развитие получили вопросы ведения наступательного боя на море, на минно-артиллерийские позиции, охраны водного района базы и др. В 1906 был создан Морской генеральный штаб, которому были переданы оперативно-стратегические функции (разработка судостроительных программ, планов войны, оперативно-боевая подготовка флота). Административно-хозяйственные функции выполнял Главный морской штаб как аппарат морского министра.
В ходе 1-й мировой войны русский флот был усилен новейшими кораблями (7 линейных кораблей, 29 эскадренных миноносцев, 35 подводных лодок); впервые появилась морская авиация. Для обороны северного побережья России и защиты морских сообщений была создана флотилия Северного Ледовитого океана. Балтийский и Черноморский флоты в ходе войны нарушали морские сообщения противника и защищали своя морские сообщения, обороняли побережье от вторжения противника и поддерживали приморские фланги армии. Особенно успешными были постановка Балтийским флотом активных минных заграждений в 1914-15, оборона Рижского залива, операции Черноморского флота по содействию флангу Кавказской армии в 1916 и осуществлению блокады Босфора. Впервые в русском флоте было создано оперативное объединение (эскадра), состоявшее из однородных тактических соединений и включавшее авиационные корабли (авиатранспорты). Тактика флота обогатилась опытом использования миноносцев и подводных лодок для нанесения в бою предварительных ударов, а также опытом проведения тактического взаимодействия подводных лодок с надводными кораблями.
В. Дивин, И. Соловьев
ФЛОТ ВОЕННО-МОРСКОЙ
ВМФ) - вид вооруж. сил, предназначенный для выполнения стратегич. и оперативных задач на океанских и морских театрах воен. действий; в нек-рых гос-вах наз. военно-мор. силами (ВМС). ВМФ выполняет задачи как самостоятельно, так и совместно с др. видами вооруж. сил. Гл. свойства ВМФ - большая ударная мощь его осн. родов сил, высокая маневренность корабельных и авиац. группировок, большой пространств. размах действий, способность скрытно развертывать свои подводные лодки и внезапно наносить мощные удары по противнику, постоянная высокая боевая готовность его частей и соединений. Организационно делится на флоты и флотилии. Зарождение ВМФ относится к эпохе рабовладельч. общества (Др. Египет, Финикия, Др. Греция, Др. Рим и др.), когда начало развиваться мореплавание. Флоты состояли из гребных судов, осн. типами к-рых в Др. Греции и Др. Риме были: триера (в Др. Риме - трирема) - судно с 3 рядами весел, расположенных один над другим, и пентера (в Др. Риме - пентерема) - судно с 5 рядами весел. В 1 в. до н. э. в рим. флоте появились легкие маневренные суда с одним рядом весел - либурны. Боевые действия гребных судов сводились к сближению с судами противника и нанесению им таранного удара или высадке на них абордажных групп, к-рые вели бой холодным оружием. Применялось также метательное оружие (лук и стрелы, дротики), а с 1 в. до н. э. использовались метательные машины (баллисты и катапульты). В период раннего феодализма (до 11 в.) ВМФ существенного развития не получил. В 7 в. венецианцы на основе рим. либурны создали улучшенный тип гребного судна - галеру. В 6-9 вв. вост. славяне, ведя борьбу с Византией, совершали походы через Черное м. (в 7 в. и через Средиземное м.) на парусно-гребных челнах, способных плавать по рекам и в море. В 7-8 вв. норманны строили легкие беспалубные парусно-гребные суда (драккары), имевшие мачту и рей для прямого паруса. Их длина достигала 30-40 м (до 32 пар весел), число воинов (они же гребцы) - 100-150 чел. В 9 в. с расширением набегов норманнов на Англию и др. страны размеры судов увеличились; на корме и в носовой части сооружались надстройки для десантных отрядов. К кон. 10 в., когда Венеция установила свое монопольное господство в Адриатике и стала посредником в торговле Зап. Европы с Востоком, возникла необходимость защиты торг. судоходства от пиратов и венецианцы создали сильный ВМФ. В 11-12 вв. возникают флоты Генуи и др. итал. гос-в, затем Франции, Испании и др. Осн. типом воен. корабля была галера (длина 25 м, ширина 10 м, высота надводного борта 1,5-2 м). Галеры имели 25-30 пар весел, на каждом из к-рых работало 3-5 гребцов из невольников, каторжников и частично наемников. Боевой экипаж состоял из 50-100 чел., вооруженных холодным и метательным оружием. При попутном ветре использовался парус. В кон. 10 - нач. 11 вв. создаются парусные суда (нефы). В 11-12 вв. появляются средства навигации- компас, мор. карты, секстан, что позволило совершать длит. плавания в открытом море. Начался переход от гребного к парусному флоту, завершившийся к сер. 17 в. (до 19 в. гребные суда сохранялись лишь в России и Швеции). Развитие мор. торговли привело к образованию во 2-й пол. 13 в. в Сев. Германии торг. союза приморских городов - Ганзы, к-рая для защиты своего судоходства создала сильный парусный ВМФ. Воен. суда этого флота - "когги" имели: длину 40 м, ширину 10 м, водоизмещение до 800 т, скорость хода ок. 8 узлов, экипаж до 250 чел.; у "когги" было 2 палубы, 3 мачты и вместительные трюмы. Переход к парусному флоту и его совершенствование расширили возможности дальних плаваний, что создало условия в 15 в. для Великих географических открытий. Распространение огнестрельного оружия привело к вооружению (с 16 в.) парусных судов артиллерией. Однако тактика парусных флотов вначале сохраняла черты тактики гребного флота - сближение вплотную с противником при использовании огня артиллерии и абордажные бои. В кон. 16 - нач. 17 вв. в Англии, Испании, Франции и др. странах возникают постоянные регулярные воен. флоты под единым управлением адмиралтейств, а для строительства кораблей создаются гос. верфи. В 16-18 вв. между Англией, Голландией, Испанией и Францией развернулась борьба за господство на море и колонии, в ходе к-рой к сер. 18 в. Великобритания, создавшая сильный ВМФ, стала первой в мире мор. державой. В нач. 18 в. Петр I создал регулярный русский военно-морской флот и Россия выдвинулась в число крупных мор. держав. В 17-18 вв. происходит быстрое развитие корабельной артиллерии, к-рая становится гл. оружием в мор. бою, на кораблях увеличивается число пушек, размещаемых на 2-3 палубах у бортовых амбразур, происходят изменения в боевом составе флотов, их организации и тактике, на основе чего зарождается классификация воен. кораблей. Сначала в Великобритании (1651), а затем в др. странах корабли были разделены на 6 рангов: 1-3-й ранги - линейные корабли (44-100 орудий) для ведения арт. боя в линии; 4-5-й ранги - фрегаты (с меньшим числом орудий) для разведки и самостоят. действий против торг. судоходства противника; 6-й ранг - посыльные и вспомогат. суда. Линейные корабли объединялись в эскадры, к-рые делились на 3 отряда (дивизии): авангард, центр и арьергард. Отряды вели бой в линии баталии (кильватерной колонны), стремясь подойти к противнику с наветренной стороны и поражать его арт. огнем. Утвердилась линейная тактика мор. боя. В боевых столкновениях применялись также брандеры (суда, нагруженные горючими и взрывчатыми материалами), а при известных условиях и абордаж. Достижения в области техники в 18 в. создали условия для развития воен. кораблестроения. Водоизмещение линейных кораблей достигло 3-4 тыс. т, число орудий - 120-125. Бронзовые орудия заменялись чугунными, возросли их скорострельность (1 выстрел в 3 мин.) и дальность стрельбы (до 600 м). Большая эффективность корабельной артиллерии и усовершенствование кораблей обусловили во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. переход от линейной тактики к маневренной, к-рая была успешно применена рус. флотоводцами Г. А. Спиридовым и Ф. Ф. Ушаковым, англ. флотоводцем Г. Нельсоном и принята в др. флотах. Дальнейший технич. прогресс позволил в 1-й пол. 19 в. перейти к строительству боевых кораблей с паровыми двигателями. В 1824 впервые в боевых действиях принял участие англ. пароход "Лайтнинг". Несколько позже в ряде стран, в т. ч. и в России (1836), появились парусно-паровые пароходофрегаты (водоиз- мещение до 1400 т, скорость 8-9 узлов, вооружение 16-28 орудий), использовавшиеся для разведки, связи и буксировки парусных кораблей. В 1836-1837 вместо колесных пароходов началось строительство винтовых. На вооружение флотов стали поступать бомбические пушки калибром до 80 фунтов (220 мм), к-рые имели большую разрушит. силу. В 1-й пол. 19 в. в рус. флоте появилось минное оружие. Во время Крымской войны 1853-56 выявилось большое преимущество паровых кораблей перед парусными, и после войны завершился переход от парусного флота к паровому. Произошло дальнейшее усиление артиллерии (корабли стали вооружаться гладкоствольными орудиями калибром до 406 мм), в связи с чем появились броненосцы с броней толщиной до 610 мм, к-рые во 2-й пол. 19 в. стали гл. ударной силой флотов для борьбы с броненосцами противника и береговыми укреплениями. Переход к паровому флоту усилил привязанность флота к берегу и базам ввиду необходимости пополнения запасов топлива, боеприпасов и проведения ремонта механизмов. Развитие минного оружия и появление самодвижущейся мины - торпеды привело к зарождению миноносцев и минных заградителей. В процессе совершенствования кораблестроения видоизменялось расположение артиллерии: вместо бортовых орудий - казематные, барбетные и башенные арт. установки. В 90-х гг. появился класс эскадренных броненосцев (водоизмещение до 12 тыс. т, скорость хода 16-18 узлов), вооруженных 4 305-мм орудиями, 6 и более 152-мм орудиями и имевших броневой пояс 300-450 мм. Для ведения разведки и действий на коммуникациях предназначались крейсера, имевшие меньшее вооружение и броневую защиту, но обладавшие более высокой скоростью хода. В 1900 в США началось строительство подводных лодок (их проекты создавались еще в 18-19 вв.), к-рое вскоре развернулось и в др. странах. На кораблях появились первые радиостанции. Броненосные и минно-торпедные корабли получили широкое применение во время русско-японской войны 1904-05, опыт к-рой выявил необходимость создания новых классов кораблей (линейных кораблей, тральщиков и др.) и новых образцов минного и арт. оружия; наметились основы тактики мор. боя с участием большого числа броненосных кораблей; определилась необходимость организации дозоров, разведки и траления в целях обеспечения благоприятного режима в районе своих баз. Во время войны был получен опыт широких минных постановок, действий крейсеров на коммуникациях, перевозок войск и высадки десантов, ночных действий миноносцев, обороны воен.-мор. базы и ведения противоблокадных действий и т. д. После войны началась гонка мор. вооружений. При этом первостепенное значение придавалось созданию крупных кораблей с сильным арт. вооружением, на к-рые возлагалась задача добиться решающей победы в генеральном сражении, завоевать господство на море и тем самым предрешить исход всей войны. Вместо эскадренных броненосцев с 4 крупнокалиберными орудиями с 1906 началось строительство линейных кораблей - дредноутов, вооруженных 10-12 орудиями калибра 254-305 мм и защищенных мощной броней. Для ведения разведки, отражения атак эскадренных миноносцев (эсминцев) и нарушения мор. коммуникаций начали строиться быстроходные легкие крейсера. Совершенствовались эсминцы, предназначавшиеся как для ночных атак крупных кораблей, так и для участия в генеральном сражении вместе с линейными кораблями. Получили развитие минные заградители, были созданы тральщики, значительно усовершенствованы подводные лодки, к-рые предназначались для уничтожения надводных кораблей и торг. судов противника, для ведения разведки и постановки минных заграждений у берегов противника. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 были созданы первые гидросамолеты и авиатранспорты (на неск. самолетов). Большое развитие получил ВМФ в ходе Первой мировой войны 1914-18 и после нее. По мере присоединения к воюющим коалициям Турции, Италии, США и др. и вступления в строй строившихся кораблей численность корабельного состава, участвовавшего в войне, значительно возросла. Всего в боевых действиях участвовало св. 2900 боевых кораблей. Основой боевой мощи флотов считались крупные надводные корабли - линкоры и линейные крейсера (водоизмещением до 35 тыс. т) с мощными артиллерией (калибра до 381 мм) и броней (до 356 мм). В ходе войны на этих кораблях начали устанавливать зенитные орудия. Большое развитие получили эсминцы (водоизмещение до 2 тыс. т, скорость хода 38 узлов), к-рые стали наиболее многочисл. и универсальными кораблями. Были усовершенствованы минные заградители и тральщики, численность к-рых резко возросла. Видное место в составе всех флотов (особенно германского) заняли подводные лодки. Установилась их классификация - деление на большие (водоизмещением до 1900 т), средние (до 940 т) и малые (до 600 т), увеличились дальность плавания (до 5500 миль), скорость хода (надводная до 18, подводная до 9-10 узлов), число торпедных аппаратов (до 6). Подводные лодки оказались эффективным средством нарушения коммуникаций и ударов по боевым кораблям и превратились в самостоят. род сил флота, способный решать не только тактические, но и оперативно-стратегич. задачи. Они уничтожили 192 боевых корабля, в т. ч. 12 линкоров, 23 крейсера, 39 эсминцев и др. Общие потери торг. флота всех стран от действий подводных лодок составили ок. 6 тыс. судов (14 млн. регистровых брутто-т). Повышение активности подводных лодок вызвало появление средств борьбы с ними: были выделены легкие силы флота, применены противолодочные мины, сети, спец. снаряды и гидроакустич. средства поиска. Для поиска и уничтожения подводных лодок Антанта и США привлекли в 1918 ок. 5000 кораблей различных классов, 2000 самолетов и дирижабли. В ходе войны появились новые классы и подклассы боевых кораблей: авианосцы, сторожевые и патрульные корабли, торпедные и арт. катера. Впервые в боевых действиях на море начала участвовать мор. авиация, к-рая вела разведку и корректировку арт. огня, наносила бомбовые и торпедные удары по кораблям и базам. В результате флоты стали превращаться в объединения разнородных сил при доминирующем положении надводных сил. —***—***—***— Таблица 1 Состав ВМФ крупнейших держав к началу 1-й мировой войны 1914-18 (без учета устаревших кораблей) [s]ФЛОТ_1.JPG[/s] Во время 1-й мировой войны воен. действия распространились на все моря и океаны. В ходе их было уничтожено ок. 1250 боевых кораблей (37 линейных кораблей и линейных крейсеров, 58 крейсеров, 265 эсминцев и миноносцев, 270 подводных лодок и др.) и ок. 17 млн. т торг. тоннажа. Наряду с развитием повседневной боевой деятельности флотов зародилась новая форма боевых действий - мор. операция, под к-рой понимались согласованные, объединенные единым замыслом и планом действия разнородных сил флота в определенный короткий промежуток времени, направленные на достижение оперативной или стратегии, цели. В 20-30-е гг. развернулось широкое строительство ВМФ. Усиленное строительство линкоров (водоизмещением 35-45 тыс. т) и крупных авианосцев (водоизмещением до 22 тыс. т) началось в США, Великобритании и Японии, а также в фаш. Германии. Рост корабельного состава флотов и мор. авиации сопровождался их дальнейшим совершенствованием и зарождением новых видов оружия и технич. средств флота - мор. авиации, артиллерии, минно-торпедного оружия, гидроакустич. средств обнаружения, радиолокации. В условиях угрозы империалистич. агрессии СССР уделял большое внимание развитию Советского Военно-Морского Флота, к-рый за годы довоен. пятилеток превратился в мощную силу. Во время Второй мировой войны 1939-45 воен. действия распространились на все морские и океанские театры. В них приняли участие флоты Германии, Великобритании (с доминионами), Франции, Италии, СССР, Японии и США, а также флоты Польши, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Греции, Румынии, Югославии, Финляндии и др. стран. —***—***—***— Таблица 2 Состав ВМФ основных воюющих стран к моменту их вступления во 2-ю мировую войну 1939-45 [s]ФЛОТ_2.JPG[/s] Всего в составе флотов к моменту их вступления в войну насчитывалось ок. 1700 кораблей осн. классов. Если учесть св. 3500 кораблей, построенных в годы войны, то всего в боевых действиях участвовало более 5000 кораблей осн. классов. Кроме того, в войне приняло участие огромное число средних и малых кораблей др. классов (корветы, фрегаты, сторожевые корабли, патрульные суда, тральщики, минные заградители, охотники за подводными лодками, катера всех типов, десантные корабли, вспомогательные и специальные корабли и суда). Воен. действия на море развивались в двух осн. направлениях. Первое включало боевые действия по нарушению океанско-морских коммуникаций, к-рые являлись одним из осн. звеньев, обеспечивающих развертывание и использование воен.-экономич. потенциала воевавших стран и поддержание минимально необходимого жизненного уровня гражд. населения. За время войны через Атлантич. ок. и прилегающие к нему моря прошло 11 500 конвоев союзников, в составе к-рых насчитывалось ок. 250 тыс. судов. Важное место в мор. перевозках занимала переброска войск. Из США через порты Атлантич. ок. было отправлено 4,5 млн. чел. и через порты Тихого ок. - 2,5 млн. чел. На нарушение этих перевозок были направлены осн. усилия нем.-фаш. флота (гл. обр. подводных лодок). В связи с тем, что вооруж. силы Великобритании и США в течение ряда лет не вели боевых действий на сухопутном фронте против фаш. Германии, англо-амер. командование смогло привлечь к защите своих коммуникаций огромные силы: св. 30 авианосцев, ок. 3500 эсминцев, эскортных и др. кораблей, св. 2500 самолетов берегового базирования. Др. важнейшим направлением воен. действий на море было участие флотов в действиях против береговых объектов противника и в обороне своего побережья от воздействия с моря. За годы войны зап. союзниками было высажено св. 600 десантов, в т. ч. ряд крупных (в Сев. Африке, Италии, Франции, на островах Тихого ок.); 110 десантов было высажено Сов. ВМФ. Широкие масштабы имели эвакуации войск морем (английских - из Норвегии, Бельгии, Греции, с о. Крит. американских - с Филиппинских островов, немецких - из Туниса, Крыма, Курляндии и т. п.). В интересах защиты мор. коммуникаций и высадки десантов неоднократно проводились крупные операции по уничтожению сил флота противника в море и базах (налет англ. авиации на Таранто в нояб. 1940, бой у мыса Матапан между англ. и итал. флотами в марте 1941, операция англ. флота против герм. линкора "Бисмарк" в мае 1941, операция япон. флота против флота США в Перл-Харборе в дек. 1941 и др.). В результате расширения масштабов воен. действий на море возросла потребность в кораблях и самолетах, увеличилось взаимодействие разнородных сил флота, усилилась напряженность боевых действий флотов, усложнились мероприятия по их обеспечению. Широкое развитие получила мор. операция, подготавливаемая и проводимая на основе заранее разработанного замысла и плана, тщательной разведки и всесторонней организации взаимодействия между группировками сил. Утвердилась теория ведения операций по нарушению мор. сообщений, десантных и противодесантных операций и операций по уничтожению сил противника в море и в базах и др. Одновременно формировалась теория планирования и ведения систематич. боевой деятельности различных родов сил флота и организации всех видов обороны (ПВО, противолодочной и противоминной обороны). Большое развитие получили теория и практика взаимодействия объединений ВМФ с объединениями сухопутных войск, ВВС и войск ПВО, а также взаимодействие флотов двух и более гос-в, входивших в одну коалицию с общими органами управления. Большое влияние на боевую деятельность флотов оказала авиация. Ее рост и совершенствование расширили возможности нанесения ударов по надводным боевым кораблям и транспортам в море и в базах, по портовым сооружениям, складам, подъездным путям. Если во время 1-й мировой войны удельный вес кораблей, потопленных авиацией, составлял ок. 2%, то во время 2-й мировой войны из общего числа погибших линейных кораблей авиацией было потоплено 35,5%, авианосцев - 41,7%, крейсеров - 28,4%, эсминцев и миноносцев - 27,5%. Исключительно важную роль авиация играла во всех десантных операциях (напр., в Нормандской десантной операции 1944 участвовало 14 300 самолетов союзников), в обеспечении эвакуации войск. Авиация берегового базирования производила скрытные постановки мин в водах противника. Особое значение имела авианосная авиация, применение к-рой позволило распространить возд. угрозу флоту противника практически на все районы Мирового океана. Группировки надводных сил и отд. корабли, прикрываемые истребителями авианосной авиации, получили возможность действовать у побережья противника, и наоборот, корабли, лишенные такого прикрытия, стали уязвимыми целями для береговой и авианосной авиации. Под влиянием этого фактора уже в ходе войны резко снизилось значение линейных кораблей и тяжелых крейсеров с арт. вооружением. Использование авианосной авиации позволило вести мор. бои в условиях, когда противостоящие группировки кораблей находились в неск. сотнях миль друг от друга вне досягаемости корабельной артиллерии. Возросли значение и количество авианосцев, особенно в составе флота США. Если в начале войны в нем было лишь 8 легких, тяжелых и эскортных авианосцев, то к концу 1944, несмотря на потери, числилось 32 легких и тяжелых и св. 90 эскортных авианосцев; кроме того, 20 находились в постройке. Существенное влияние авиация оказала и на роль надводных торпедных кораблей. Если во время 1-й мировой войны они активно участвовали в мор. боях, применяя торпедное оружие, то во время 2-й мировой войны возможности атак с применением торпед со сравнительно небольших дистанций резко сократились и торпедные корабли стали чаще использоваться для противолодочного и противовозд. охранения авианосцев, соединений надводных кораблей и конвоев и для поддержки мор. десантов. Большой размах приняло строительство подводных лодок. Если к началу войны в составе иностр. ВМФ было 468 подводных лодок, то за время войны их было построено еще 1669, в т. ч. 1131 - в Германии. Подводные лодки явились наиболее эффективным средством уничтожения торг. судов. Из общих потерь торг. флота (ок. 36 млн. регистровых брутто-т) они потопили 60% (св. 22 млн. т). Кроме того, подводными лодками было потоплено 3 линкора, 17 авианосцев, 32 крейсера, св. 250 эсминцев, фрегатов и др. противолодочных кораблей. 75 подводных лодок, а также повреждено 12 линкоров, 9 авианосцев и 22 крейсера. Все флоты понесли значит. потери на минах, поставленных подводными лодками. Во время 2-й мировой войны изменилась роль различных видов оружия и технич. средств флота. Арт. оружие, являвшееся в прошлом осн. средством поражения надводных кораблей, утратило это значение и стало осн. средством подавления полевой и береговой артиллерии в ходе десантных операций. Вместе с тем резко возросла роль зенитной артиллерии. Важное значение сохранило торпедное оружие, особенно подводных лодок, к-рым было потоплено 45 линкоров и крейсеров, 19 авианосцев, 208 эсминцев и др. эскортных кораблей и 5039 торг. судов. Намного возросли масштабы использования минного оружия. Если во время 1-й мировой войны было выставлено 308 тыс. мин, то во время 2-й мировой войны - ок. 800 тыс. мин. Кроме якорных мин с ударными (контактными) взрывателями, нашли широкое применение неконтактные мины с магнитными, акустич. и комбинированными взрывателями. Появление новых видов оружия вызвало к жизни новые средства защиты и обороны. В целях борьбы с новыми типами мин и защиты от них были созданы электромагнитные и акустич. тралы, введено размагничивание корпусов кораблей; акустич. самонаводящимся торпедам было противопоставлено спец. буксируемое шумящее в воде устройство, отвлекавшее торпеду на себя. Получили дальнейшее развитие гидроакустич. средства обнаружения подводных и надводных целей, стали широко применяться радиолокаторы на кораблях и самолетах, что позволило наносить удары по противнику ночью и в условиях плохой видимости. Увеличились возможности радиосвязи, радиоперехвата, радиопеленгования и опознавания (система "свой - чужой"). Возросло значение штабов как органов управления флотами, повысилось значение разведки и всех др. видов обеспечения боевых действий ВМФ. Широкое развитие получила система обеспечения ВМФ плавучими и передовыми стационарными базами, во многих случаях предвоен. воен.-мор. базы стали играть роль тыловых баз. Большую и активную роль в войне играл торг. флот, к-рый понес значит. потери. Страны антигитлеровской коалиции и нейтральные страны потеряли 5160 торг. судов общим тоннажем 21,6 млн. т, в т. ч. Великобритания - 11,3 млн. т, США - 3,3 млн. т. С учетом навигац. потерь общие потери составили 6470 судов общим тоннажем 24,3 млн. т. Страны гитлеровской коалиции потеряли торг. суда общим тоннажем ок. 15 млн. т; из них Япония - св. 8 млн. т. Однако развитая экономика позволила воевавшим гос-вам, особенно антигитлеровской коалиции, развернуть судостроит. пром-сть и не только восполнить потери в тоннаже, но и увеличить его в ходе войны. В послевоен. период гл. особенностями развития ВМФ крупнейших мор. держав, в т. ч. и Сов. ВМФ, явились оснащение осн. родов сил (надводных кораблей, подводных лодок и авиации) новыми видами оружия, прежде всего ракетно-ядерного, внедрение атомных энергетич. установок, широкое применение радио- электроники и др. научно-технич. достижений в кораблестроении. Современный ВМФ имеет все средства ведения войны, к-рыми располагают вооруж. силы гос-в в целом, что делает его способным выполнять широкий круг оперативно-стратегич. задач в войне. Осн. задачами ВМФ являются: уничтожение наземных объектов противника и сил его флота на море и в базах, поддержка сухопутных войск на сухопутных театрах воен. действий, высадка мор. десантов и отражение десантов противника, нарушение океанских и мор. вражеских коммуникаций и защита своих. Под влиянием научно-технич. революции в воен. деле изменилась роль родов сил флота. На первое место по ударной силе и значению вышли атомные подводные лодки, вооруженные дальнобойными ракетами с подводным стартом и самонаводящимися торпедами. Атомные двигатели обеспечили подводной лодке возможность совершать длительные скрытные плавания на больших глубинах с большими скоростями и в течение продолжит. времени находиться в море без пополнения материальных средств, причем эта продолжительность определяется в значит. мере физич. и психологич. возможностями экипажей. Атомные ракетные лодки способны поражать с больших расстояний как морские цели, так и важные объекты, расположенные на побережье и в тылу противника. Надводные корабли предназначаются для поиска и уничтожения подводных лодок противника, борьбы с его надводными кораблями, высадки мор. десантов, поддержки сухопутных войск и др. В ВМС США большая роль отводится ударным авианосцам. На вооружении надводных кораблей имеются ракеты различных типов и назначения, палубные самолеты и вертолеты. Общей для надводных кораблей и подводных лодок является их высокая оснащенность новейшим навигац. оборудованием, средствами связи дальнего действия и различными средствами радиоэлектроники. Важную роль играет авиация ВМФ, к-рая предназначена для уничтожения подводных и надводных кораблей, а также транспортов противника. В состав ВМФ входят также береговые ракетно-артиллерийские войска (для обороны побережья) и морская пехота (для действий в составе мор. десантов). Лит.: Энгельс Ф., Избр. воен. произведения, М., 1956; Кладо Н. Л., Введение в курс истории воен.-мор. искусства, СПБ, 1910; Петров М. Б., Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота в связи с эволюцией воен.-мор. искусства, Л., 1927; Иванов Л. Н., Мор. соперничество империалистич. держав, М.-Л., 1936; Шесшов А. П., История воен. кораблестроения с древнейших времен и до наших дней, М.-Л., 1940; Шведе Е. Е., Воен. флоты. 1939-1940. Справочник по воен.-мор. флотам иностр. гос-в, М., 1940; Еремеев Л. М., Шергин В., Подводные лодки иностр. флотов во второй мировой войне, М., 1962; История воен.-мор. искусства, т. 1-3, М., 1963; Боевой путь Советского Военно-Морского флота, (2 изд.), М., 1967; Потапов И. Н., Развитие воен.-мор. флотов в послевоен. период, М., 1971; Горшков С. Г., Воен.-мор. флоты в войнах и в мирное время, "Морской сборник", 1972, No 2-6, 8-12. См. также лит. при статьях Русский военно-морской флот и Советский Военно-Морской Флот. Л. М. Еремеев. Москва.