ГОНСАЛЕС
ГОНСАЛЕС
Gonzales), Вирхиния (1874-1923) - деятельница исп. рабочего и коммунистич. движения. По профессии шорница. В 1914 вступила в Исп. социалистич. рабочую партию (ИСРП) и Всеобщий союз трудящихся (ВСТ), работала как пропагандист и организатор среди женщин. В 1915 на съезде ИСРП была избрана в Нац. комитет этой партии, в 1916 и в последующие годы избиралась в Нац. комитет ВСТ. Принимала активное участие в организации августовской забастовки 1917. Г. горячо приветствовала Окт. революцию и активно участвовала в движении в защиту Сов. России. Примкнула к левому крылу ИСРП. На съезде партии в 1919 выступила за вхождение ИСРП в Коминтерн. После отклонения III чрезвычайным съездом ИСРП (апр. 1921) резолюции о вступлении в Коминтерн Г. вместе с группой левых социалистов приняла участие в создании исп. Коммунистич. рабочей партии и вошла в состав ее руководства. После объединения (ноябрь 1921) этой партии с основанной в 1920 Коммунистич. партией Испании Г. на I съезде (1922) компартии Испании вошла в состав ЦК; была избрана секретарем ЦК по работе среди женщин.
Гонсалес
, Хулио (Gonzalez, Julio) 1876, Барселона — 1942, Аркей, близ Парижа. Испанский скульптор и живописец. С детства работал в мастерской отца, занимавшегося обработкой металла и ювелирным делом. Одновременно обучался живописи и рисунку в художественной школе Барселоны. В 1900 вся семья переселилась в Париж, где завязалась долгая дружба Гонсалеса с Пикассо. В первые десятилетия пребывания в Париже работал как ювелир и писал картины в манере Пюви де Шаванна. С середины 1920-х обратился к скульптуре. В 1927—1928 работал в тесном сотрудничестве с Пикассо, который, переняв от своего друга способы обработки железа, способствовал раскрепощению его творческого дара и фантазии. Скульптуры Гонсалеса, выполненные приемом сварки жестяных обрезков, чаще всего имеют сквозную, "каркасную" структуру. Тонкие пластины, стержни, прутья, диски и цилиндры свариваются автогеном в пространственный рисунок, в котором пустоты трактуются как объемные формы (Большое материнство, 1930—1933, Лондон, галерея Тейт; Причесывающаяся женщина, 1933—1936, Стокгольм, Музей современного искусства; Голова-туннель, 1933—1935, Лондон, галерея Тейт; Маленькая танцовщица, 1934—1937, Париж, Нац. музей современного искусства). Механические детали и отходы производства нередко служили Гонсалесу исходным материалом для фантастических образов живых существ (серия Человек-кактус, 1939—1940). На гражданскую войну в Испании художник откликнулся аллегорической статуей Монсеррат, представив в монументальных формах фигуру женщины, оберегающей ребенка (1937, Амстердам, Музей Стеделийк). Творчество Гонсалеса, открывшего для скульптуры выразительные свойства железа и промышленных приемов его обработки, получило широкое признание лишь после кончины мастера, в 1950—1960-е.
Лит.: Julio Gonzalez: A Retrospective: Exh. Catalog. New York, The Guggenheim Museum, 1979.
В. Крючкова
Лит.: Julio Gonzalez: A Retrospective: Exh. Catalog. New York, The Guggenheim Museum, 1979.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006