ГОРЬКИЙ

Найдено 1 определение
ГОРЬКИЙ
Максим (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) (1868, Нижний Новгород – 1936, Горки, под Москвой, похоронен на Красной площади), русский писатель, публицист, общественный деятель. Выходец из мещанской среды – родился в семье столяра-краснодеревщика, мать была дочерью владельца красильной мастерской. Горький был талантливым самоучкой, сменил множество профессий и исходил пешком половину России. Закончив только начальную школу, писатель был вынужден сам образовывать и воспитывать себя. С 1889 г. он находился под надзором полиции, и с тех пор все время был в оппозиции к действующей власти.
В 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» под псевдонимом «Максим Горький» появляется первый рассказ «Макар Чудра». В первые десятилетия своего творчества Горький писал романтические произведения. По его мнению, рус. общество нуждалось в примерах подвигов. Он создает образы независимых людей, воплощающих для него идеал воли и свободы. Рассказы «Старуха Изергиль» (1895), «Песня о Соколе» (1895), «Песня о Буревестнике» (1895), «Челкаш» (1895), «Мальва» (1897) собраны в трехтомник «Очерки и рассказы», публикация которого в 1898–99 гг. принесла Горькому широкую известность. Героями – носителями «свободной» морали – выступали «босяки», люди «дна».
Поиск праведного, нового человека, такого, за которым могли бы пойти другие люди, – давняя традиция в рус. литературе. Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, В. Г. Короленко так же искали своих героев среди каторжников или странников. Но Горький вносит в эту тему принципиально новый акцент: босяки для него не являются движущей силой чего бы то ни было. Главное для них – протест, и задача Горького – показать, что в народе еще есть нерастраченные силы.
В кон. 1890-х гг. выходят более крупные, реалистические произведения: повесть «Супруги Орловы» (1897), рассказы «Каин и Артем» (1899), «Двадцать шесть и одна» (1899), роман «Фома Гордеев» (1899), повесть «Трое» (1900), пьеса «Мещане» (1901). Роман «Фома Гордеев» посвящен семье крупного купца-монополиста Маякина. Племянник Маякина, Фома Гордеев, не хочет подчиниться правилам жизни купеческого сословия, однако его романтизм и патетика в конце концов оказываются сломлены. Материалом для повести стало посещение Горьким в 1896 г. Всероссийской торгово-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Повесть «Трое» рассказывает о судьбе трех друзей. В центре – Илья Лунев, в котором борются чувства хозяина и труженика, он ищет смысл жизни и веру. Лунев убивает купца Полуэктова, сделавшего своей содержанкой его любимую девушку, а на деньги Полуэктова открывает мелочную лавочку. Мечта о достижении человеческого счастья в рамках существующего миропорядка оказывается несостоятельной.
Первое драматическое произведение Горького, пьеса «Мещане» (1901), посвященная противостоянию мира мещан и Нила – рабочего человека, исполненного радостного мироощущения.
Мировой успех имела пьеса Горького «На дне» (1902), рассказывающая об обитателях ночлежки, высветившая яркие образы социальных отщепенцев, раскрывшая их жизненную философию. Жизнь ночлежки описана со всеми бытовыми подробностями. Пьеса была написана в период острого промышленно-экономического кризиса, который разразился в России в нач. 20 в. Одна из главных проблем «На дне» – противостояние «дна» и «хозяев». Другая важнейшая тема пьесы – проблема «сладкой лжи», лжи во спасение – нравственна ли, полезна ли она? Как формулировал сам Горький в интервью 1903 г., «что лучше, истина или сострадание?».
В 1904–05 гг. Горький пишет пьесы «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905), центральная проблема которых – интеллигенция и народ, интеллигенция и революция. В первой из этих пьес лагерь «дачников», отгородившихся от жизни мещан, противостоит «трудовым людям» (врач Марья Львовна, Влас, Соня). В «Детях солнца» изображаются люди науки и искусства, искренне заблуждающийся ученый Протасов, исполненный веры в Человека.
В 1906 г. Горький уезжает из России (в связи с революцией 1905 оставаться в России для него было небезопасно). Поездки по Финляндии, Швеции, Германии, Франции, Америке дают ему материал для книг «В Америке» и «Мои интервью».
Значительный резонанс имел горьковский роман «Мать» (1906–07), написанный в Америке и в Италии, на Капри. В романе сочувственно показан процесс нарастания революционного движения в России. Идея в том, что своих героев создает народ, а они, в свою очередь, влияют на развитие народного сознания. Пример этого – образ Пелагеи Ниловны.
В повестях «Городок Окуров» (1909–10), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910–11), пьесах «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910) Горький с беспощадной прозорливостью показал бессмысленную жестокость и косность российской уездной жизни, вырастающей до метафоры российской жизни вообще. Центральная идея этих произведений – извращающая все человеческое сила собственничества, общественное равнодушие. Но даже в этом темном царстве Горький пытается найти светлые и жизнеспособные силы.
В 1912–17 гг. Горький создает рассказы, впоследствии вошедшие в сборник «По Руси», – о творческих силах народа, мощи его духа, преодолевающей «свинцовые мерзости» рус. действительности. С глубоким знанием народной психологии и быта «изнутри» поставлена писателем проблема рус. национального характера.
В 1910-х гг. Горький пишет «Русские сказки» и «Сказки об Италии» – два цикла, первый из которых напоминает беспощадные сатирические сказки М. Е. Салтыкова– Щедрина, а второй сделан в виде небольших зарисовок о быте и жизни итальянцев. Затем создается автобиографическая трилогия: «Детство» (1913–14), «В людях» (1916), «Мои университеты» (1923), основная тема которой – формирование характера человека нового типа.
Два последних больших произведения Горького – роман «Дело Артамоновых» (1925) и эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925–36). Роман посвящен истории жизни купеческой семьи, ее восхождения и вырождения. Герои разных поколений проходят через сходные ситуации, что дает возможность читателю сравнивать их между собой. Два сквозных мотива в романе – преступление и возмездие. Функция «суда» над героями романа возложена на дворника Артамоновых, Тихона, в котором сам Горький видел продолжение образа Платона Каратаева и одновременно полемику с Толстым.
В незавершенной эпопее «Жизнь Клима Самгина» (книги 1–4) писателем дана яркая многоплановая картина предреволюционной и революционной жизни России, показана неоднозначная роль рус. интеллигенции с ее колебаниями и метаниями. В романе поставлены традиционные для рус. культуры вопросы: интеллигенция и революция, народ и интеллигенция, личность и история, революция и судьба России. Интеллигенция предстает во множестве фигур, различных идейных, философских и политических течений, во множестве точек зрения на жизнь. Перед нами проходят консерваторы и революционеры, атеисты и ницшеанцы, оптимисты и пессимисты, декаденты, народники. Разветвленная и многоликая система образов в романе держится концентрической формой повествования, единой господствующей в ней точкой зрения Самгина. Корень характера Самгина – гипертрофия «самости», крайний индивидуализм. Будучи сторонником объективной правды, он тем не менее все время старается отвернуться от нее. В развитии сюжета можно проследить логику романа-трагедии, правда, часто рассыпающуюся из-за столкновения различных сторон многообразного художественного сознания Горького.
Работая над «Самгиным», Горький продолжает писать пьесы – в частности, «Егор Булычов и другие» (1932), второй вариант «Вассы Железновой» (1936), в которых вновь представлен любимый Горьким тип купца, дельца, но в новых ситуациях: в пьесы входят мотивы смерти и преступления.
Не менее, чем художественные произведения Горького, известна его публицистика. Он создал литературные портреты (Л. И. Толстого, В. Г. Короленко), воспоминания, письма, публицистику (очерк «В. И. Ленин», 1924, 2-я редакция 1930; «Заметки о мещанстве», 1905; «Разрушение личности», 1909; «О „карамазовщине”» и «Еще о „карамазовщине”», обе – 1913; и др.). Много сделавший для радикальных общественных перемен в России, один из активных строителей советской культуры и признанный основоположник литературы социалистического реализма, Горький тем не менее в публицистической книге «Несвоевременные мысли» (отд. издание – 1918) говорил о преждевременности насильственных преобразований в своей стране и предсказывал разрушительность последствий захвата власти большевиками.
Инициатор многих начинаний (в т. ч. преобразования издательства «Знание», учреждения издательства «Всемирная литература», Института мировой литературы, создания Литературного иститута, организации Союза писателей СССР), лично поддержавший десятки начинающих литераторов, Горький оказал мощное влияние на формирование отечественного литературного процесса и оставил заметный след в мировой культуре 20 в. Значение творчества М. Горького и самой его фигуры неоспоримо. Многие его произведения являются важными вехами рус. культуры.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

2008. 03. 007. «Горький» писатель в «Сладкой» стране: Максим Горький между Капри, Сорренто и Москвой

Любин В. П.
Читать PDF
0.00 байт

Максим Горький в зеркале 1929-1930 годов: рецензия на книгу: М. Горький. Письма апрель 1929-июль 193

Малыгина Нина Михайловна
Читать PDF
0.00 байт

М. Горький и русское издательское дело в Германии в начале 20-х гг.

Катаева Алмазия Гаррафовна
Читать PDF
0.00 байт

Горький дым отечества

Голдин В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Горький и вечерний рабочий литературный университет (ВРЛУ)

Курилов Александр Сергеевич
В статье рассматривается зарождение идеи создания учебного заведения для молодых начинающих писателей и отношение М. Горького к созданию литературного института для рабочих и крестьян при оргкомитете Союза писателей СССР.
Читать PDF
0.00 байт

96. 04. 001. Эндрюс Дж. Т. Другая сторона деятельности Максима Горького: Горький, наука и Просвещени

Юдин Б. Г.
Читать PDF
0.00 байт

М. Горький. О русском крестьянстве

Публикация и комментарии И.А.Ревякиной
Читать PDF
0.00 байт

«Люблю Горький и его славное, замечательное студенчество, его институт и моих по нему товарищей» (из

Кузнецов Андрей Александрович, Соломонов Владимир Анатольевич
Статья представляет новые и малоизвестные факты биографии крупного русского историка С.Н. Чернова. Источниками являются письма С.Н. Чернова С.И. Архангельскому. Новая информация о С.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Назад в СССР: куприн и Горький в изображении В. Е. Гущика (1938- 1940)

Гузаиров Тимур
В статье в историко-литературном контексте рассматриваются ранее не изученные мемуарные тексты русского писателя-эмигранта В.Е. Гущи-ка о А.И. Куприне и М.А. Горьком.
Читать PDF
0.00 байт

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ КРИТИКА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ: М. ГОРЬКИЙ И "НОВАЯ ЖИЗНЬ"

Чони Паола
Автор исследует статьи Максима Горького в газете «Новая жизнь» и анализирует его отношение к Октябрьской революции.
Читать PDF
0.00 байт

А.М. ГОРЬКИЙ О "РЕВОЛЮЦИЯХ" 1917 ГОДА. ЧАСТЬ 1

Хлебников Г.В.
Рассматриваются эксплицитные и имплицитные мотивы «Несвоевременных мыслей» А.М. Горького, некоторые приемы артикуляции материала, неявные и явные интенции текста.
Читать PDF
0.00 байт

М. Горький о деформации общественных отношений в России начала XX века

Привалова М. В.
В статье предпринята попытка осмысления взглядов М. Горького на деформацию общественных отношений в России начала XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен толпы в русской прозе 1900-х годов. Статья вторая. М. Горький

Антощук Л. К.
Читать PDF
0.00 байт

Л. Толстой и М. Горький: путь к «Новому реализму»

Кондрашова Ирина Игоревна
В статье раскрыта сложная и многогранная концепция народности литературы, разработанная Львом Толстым в некоторых его исследованиях конца XIX начала XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Пьесы-ремейки в «Новой драме» (М. Биттер-младший «На донышке» – М. Горький «На дне»)

Багдасарян О. Ю.
В статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты, связанные с феноменом ремейка (в кино и литературе), а также анализируется один из ремейков новой драмы («На донышке» И. Шприца).

Похожие термины:

  • Катастрофа самолета АНТ-20 Максим Горький

    18 мая 1935 года в Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла авиакатастрофа с самым большим самолетом своего времени — АНТ-20 «Максим Горький». Погибли 47 человек, среди которых шестеро детей
  • Горький Алексей Максимович

    наст. имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868-1936 гг.) - русский писатель, публицист. Отец - столяр-краснодеревщик, мать - из дворян. Учился всего 2 года. С 10 лет началась его жизнь "в людях". Жил среди
  • Ньюкомб, Джордж Горький Ручей

    Родился в 1866 г. в Форт?Скотте, шт. Канзас. В юности оставил дом и уехал в Техас. Работал там на Джона Слаутера, за что получил прозвище «Слаутер Кид». В 1883 г. уехал в Оклахому, где работал ковбоем. Св
  • Горький, Г

    автор "Песен друзьям" (Лович, 1910). {Венгеров}
  • КАТАСТРОФА САМОЛЕТА МАКСИМ ГОРЬКИЙ

    (Материал В. Иванова)   В свое время в архивах было обнаружено предсмертное письмо летчика Николая Благина, пилотировавшего машину, которая врезалась в самолет «Максим Горький». Но эта находка тол
  • МАКСИМ ГОРЬКИЙ

    (наст. имя и фам. Ал. Макс. Пешков) (16.3.1868, Н. Новгород – 18.6.1936, Горки, под М.), писатель. В янв. 1904 приезжал в ПЕНЗ. «по конспиративным делам», посетил худож. уч-ще (в память об этом на здании установлена ме
  • ГОРЬКИЙ, персоналия

    Максим (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова) (16(28).III.1868 - 18.VI.1936) - рус. пролетарский писатель, основоположник лит-ры социалистич. реализма. Род. в Н. Новгороде в семье столяра. С 11 лет работал "мальчи
  • Горький, Сергей

    автор др. "Зина Черемушкина" (СПб., 1912). {Венгеров}
  • ГОРЬКИЙ, топоним

    до 1932 - Нижний Новгород) - город, обл. центр РСФСР, у слияния Оки с Волгой, речной порт, аэропорт. Ж.-д. узел. 1003 т. ж. (1961) (в 1621 - 5 т. ж., в 1810 - 10 т. ж., в 1841 - 32т. ж., в 1861 - 38 т. ж., в 1897 - 90 т. ж., в 1917 - 148,1 т. ж.
  • МАКСИМ ГОРЬКИЙ (АНТ-20)

    советский 8-моторный самолет. Главный конструктор - А. Н. Туполев. Построен в 1 экземпляре в 1934; в то время - самый большой самолет в мире. Размах крыльев 63 м, масса 42 т; 72 пассажира и 8 членов экипажа. Пот
  • Горький Максим (Пешков Алексей Максимович)

    (1868-1936) – выдающийся русский советский писатель, драматург, литературный критик и публицист, участник революционного движения, общественный деятель. В начале творчества тяготел к романтизму(«Мак
  • Горький, Г. (С. К. Пастушенко)

    автор "Песен друзьям" (Лович, 1910). {Венгеров}
  • горькие травы

    Исх 12.8; Чис 9.11)-например, листья цикория, которые по закону евреи должны были есть с Пасхою в память о своих страданиях в египетском плену. Они были также символом будущих страданий Спасителя.