ИГРЫ
Игры
античное понятие. Среди культовых празднеств им отводилась важная роль. Во время игр граждане не работали, им предоставлялся один или несколько дней для отдыха. Сопровождались процессиями, ритуальными действиями, спортивными и музыкальными состязаниями, гладиаторскими боями. В Греции самыми значительными были: Олимпийские игры, проходившие с 776 г. до н. э. раз в 4 года; Пифийские — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона; Истмийские — в честь Посейдона; Немейские — посвященные Зевсу. В Риме первоначально носили характер цирковых состязаний (лат. ludi circensis — цирковые) наездников и колесниц. С IV–III в. до н. э. все большее место в них начинают занимать сценические представления.
ИГРЫ
среди культовых празднеств И. отводилась важная роль. Нек-рые из них известны уже с древнейших времен. Как правило, они устраив. регулярно с интервалом в один год или неск. лет и продолжались один день или неск. дней. Во время И. свободные граждане не работали. И. сопровождались процессиями, др. ритуал. действиями, спортив. и муз. состязаниями, сценич. представлениями, увеселениями, а в Риме также цирков. И. и гладиатор. боями. И. устраивались как за обществ., так и за частный счет. В Греции самыми значител. были: Олимпийские И. — спортив. состязания, посвящ. Зевсу, проходившие начиная с 776 до н.э. в Олимпии раз в четыре года; Пифийские И. — спортив. и муз. состязания в честь Аполлона, устраи-вавш. в Дельфах раз в четыре года; Истмийские И. в честь Посейдона, проводивш. раз в два года под Коринфом; Немейские И. — в Немейской долине, посвящ. Зевсу (раз в два года). В Риме И. первонач. носили хар-р исключит. цирковых состязаний наездников и колесниц; с 4 — 3 вв. до н.э. все большее место в них начинают занимать сценич. представления.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Игры
Среди культовых празднеств И. отводилась важная роль. Некоторые из них известны уже с древнейших времен. Как правило, они устраивались регулярно с интервалом в один год или неск. лет и продолжались один день или неск. дней. Во время И. свободные граждане не работали. И. сопровождались процессиями, другими ритуальными действиями, спортивными и музыкальными состязаниями, сценич. представлениями, увеселениями, а в Риме также цирковыми И. и гладиаторскими боями. И. устраивались как за обществ., так и за частный счет. В Греции самыми значительными были: Олимпийские И. — спортивные состязания, посвящ. Зевсу, проходившие начиная с 776 до н. э. в Олимпии раз в четыре года; Пифийские И. — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона, устраивавшиеся в Дельфах раз в четыре года; Истмийские И. в честь Посейдона, проводившиеся раз в два года под Коринфом; Немейские И. — в Немейской долине, посвящ. Зевсу (раз в два года). В Риме И. первоначально носили характер исключительно цирковых состязаний (лат. ludi circensis — цирковые И.) наездников и колесниц; с 4–3 вв. до н. э. все большее место в них начинают занимать сценич. представления.
Источник: Словарь античности. 1989
ИГРЫ
занимали большое место в жизни ромеев (византийцев) особенно в ранневизантийский период, когда ипподром, на котором устраивались ристания, гимнастические упражнения, борьба и др., стал одним из главных условий городской цивилизованной жизни. Игры приурочивались к языческим и государственным праздникам и организовывались за счет императора. По случаю календ в Большом императорском дворце проводились готские игры. Император приглашал 12 вельмож (по числу апостолов), 8 высших сановников и по 2 представителя от партий (факций) голубых и зеленых. Во время пиршества исполнялся готский танец: 4 танцора по 2 от каждой факции, переодетые «готами» в устрашающих масках со щитами в руках танцевали вокруг императорского стола и пели песни ритуального характера на испорченной латыни. 1го января в день избрания очередного консула на ипподроме проводились консульские игры, до и после которых исполнялись церемониальные танцы сторонников всех четырех партий (красных, белых, голубых и зеленых). В день рождения императора, в день вступления его на престол, в календы и в день основания города устраивались ристания (состязания на колесницах, 24 заезда, каждый по 7 кругов). Перед началом состязаний возничие посещали храм, зажигали свечи и причащались. Знаком к началу заезда служил подъем специального стяга над императорской ложей. После утренних заездов наступал перерыв, а затем бега продолжались до позднего вечера. В отличие от римских луди (10 – 02 колесниц) в каждом заезде участвовало 4 колесницы, представлявшие 4 партии. Как и в Древнем Риме, возничие и зрители, имевшие постоянные места на ипподроме, носили одежду цвета своей партии: голубую, красную, белую, зеленую. В центре ипподрома находились красные и белые, справа от императора – голубые, слева – зеленые. Особо почитались наездники, выступавшие на только что побежденных конях. Прославленным возничим посвящались эпиграммы, им ставились статуи из позолоченной бронзы, их изображения с квадригой коней помещались на мозаиках, светильниках, сосудах, рукоятках ножей. Конные соревнования проводились на ипподроме вплоть до XV в. Среди популярных игр, упомянутых в различных источниках, были «бросание копья», «гоньба шара» и циканий (своеобразное поло), пришедший в Византию от кочевников. Эта игра проводилась в особых помещениях – циканистириях. Две команды верхом на лошадях стремились загнать кожаный мяч величиной с яблоко в заранее намеченную лунку при помощи длинной палки с петлей на конце. В годы правления Андроника III Палеолога (1328 – 8341), когда усилилось западноевропейское влияние, распространились спортивные игры, пришедшие из Италии. Одна из них представляла собой поединок, состоявший из двух частей. Участники игры, закованные в латы и вооруженные копьями с тремя острыми концами, были разделены на филы, димы и фратрии. Тот, кто сбил своего противника с лошади, объявлялся победителем. Далее каждая из команд выбирала по жребию своего предводителя, вооруженного палкой, и начинался бой по типу рыцарских турниров. После его окончания участники во главе с предводителями возвращались на свои места. Император вручал каждому вино. К числу популярных детских игр относились игры, имитирующие военные действия: ампра и петрополемос. В ампре принимали участие две команды, каждая из которых имела своего вождя, место, окруженное рвом, и склад (ампра) для пленных. Выигрывала та команда, в которой никто из игроков, преследовавших своего противника, не попал в плен. Петрополемос проводился за городскими стенами. Две команды, разделенные рвом, метали друг в друга камни руками или пращой. После окончания сражения победители с триумфом входили в город. В XIV в. эта опасная игра была запрещена. Византийцы воспринимали игры, особенно ристании, как выражение связи со славным древнеримским прошлым, поэтому всякие попытки церкви бороться с этими развлечениями зачастую оказывались тщетными.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
ИГРЫ
Относительно игр отроческих, юношеских и взрослых людей в Библии вообще говорится очень немного; из этого впрочем нельзя заключить, что Еврейские дети и юноши были совершенно лишены развлечений, свойственных их возрасту. Дети Евреев, как видно из указания Зах 8:5 и Мф 11:16, забавлялись и играли на улицах. “И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его.” Из Иов 40:24 видно, что дети Евреев забавлялись прирученными птичками и подражали иногда в своих играх обрядам Еврейских брака и погребения. “Но кому уподоблю род сей? говорил Спаситель народу. Он подобен детям, которые сидят на улице. и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели и вы не плясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали” (Мф 11:16-17). Для взрослых Евреев считались забавою и увеселением беседы в собраниях, приправленные шутками (Иер 15:17). “Не сидел я в собрании смеющихся говорит пророк о себе, и не веселился..”. и решением различных загадок, как например на брачном пиршестве у Самсона (Суд 14:10-14). Талмудисты упоминают также об игре в кости, вероятно заимствованной с некоторыми другими играми от их соседей, Египтян. Что касается до публичных игр. существовавших в древности у Греков и Римлян, то таких игр у Евреев до более, позднего времени не существовало. Гимнастические упражнения между ними первоначально старался ввести первосвященник Иасон, устроивший даже в Иерусалиме училище, в котором главным упражнением было бросание диска (1Мак 1:14, 2Мак 12-14); потом — Ирод, построивший в Иерусалиме и других городах амфитеатры, на которых производились гимнастические упражнения, как-то: бега на колесницах, музыкальные состязания, борьба с дикими зверями и т.п. Впрочем на эти игры и увеселения Евреи смотрели очень неприязненно, совершенно справедливо считая их языческими. Страсть к театральным представлениям особенно была развита у Греков. Ап. Павел, хорошо знакомый с этою их привязанностью, нередко употребляет в своих посланиях слова и термины, относящиеся к этого рода зрелищам. Так например метафорическое выражение: “когда я боролся со зверями в Ефесе” (1Кор 15:32), указывает на борьбу людей со зверями, существовавшую в виде забавы в Греческих и Римских цирках. Впрочем хотя означенные слова апостола и принимаются большинством толкователей в переносном смысле, но они могут быть понимаемы и буквально. “Ибо телесное упражнение мало полезно” (1Тим 4:8), и “если же кто и подвизается” (2Тим 2:5) — указывают на то, что состязающиеся на арене цирков и амфитеатров более или менее продолжительною диетою воздерживались от всего и порабощали тело свое (1Кор 9:25-27). Самое состязание происходило в присутствии многочисленных зрителей. Этим обычаем объясняется следующее выражение апостола: “По сему к .мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей” (Евр 12:1). Победитель в состязании получал обыкновенно награду — венок, состоявший из листьев дикой оливы, или сосны и плюща. Указывая на этот обычай, ап. Павел говорит: “А теперь готовится мне венец правды” (2Тим 4:8). Иногда в руки победителя давались пальмовые ветви (От 7:9). Ап. живо представляет нашему воображению предосторожность состязающихся удалить всякое препятствие, мешающее им в достижении цели, особенно же тесную и длинную одежду: “Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будет проходить предлежащее нам поприще,” говорит он (Евр 12:1). “Ужели не знаете, пишет он в другом месте, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы нетленного.” А затем продолжает: “И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое” (1Кор 9:24-27). “Забывая заднее и простираясь вперед, свидетельствует наконец он о себе в послании к Филип. 3:13-14, стремлюсь к цели. к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.” Все эти термины и выражения, имеющие большее или меньшее отношение к гимнастическим упражнениям древних, несомненно заимствованы от гимнастических упражнений, употреблявшихся в древних цирках.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ИГРЫ
• Ludi.
I. Общественные.
b) У римлян (ludi). Публичные сценические и праздничные И., по своей главной цели благодарственные празднества, совершаемые в честь отдельных богов, стояли в тесной связи с религией и богопочитанием также у римлян. И хотя позднее, уже к концу Республики, религия все более и более приходила в упадок, все-таки эти И. не только сохранялись, как вообще внешняя сторона и форма религии, без перерыва до позднейших императоров, но и праздновались со все возрастающею пышностью и великолепием. Эти общественные И. (ludi publici) были или годичные и постоянные (ludi stati), или давались по обетам в особых случаях (ludi votivi), или же были чрезвычайные И. (ludi extraordinarii). По своему составу и месту исполнения они разделялись на circenses, gladiatorii и scaenici. Установление первых, названных по цирку, месту их исполнения, приписывали уже Ромулу, который там праздновал Consualia в честь Нептуна. Liv. 1, 9. Они устраивались эдилами со все увеличивающимся блеском, но самые великолепные были при императорах. Их открывали торжественной процессией, причем впереди несли статуи богов, потом следовали должностные лица, сенаторы, всадники, корпорации жрецов и т. д. В самом цирке шествие обходило спину (spina) и приносились жертвы. Потом размещались по местам и начинались И.: cursus, certamen gymnicum, ludus Troiae, venatio, pugna pedestris и equestris, naumachia. И. гладиаторские происходили в амфитеатре, сценические — в театре (об этом разделении И. ср. Cic. legg. 2, 15). Самые главные из римских общественных И. были следующие:
1. 1. Apollinares, установленные во 2-ю Пуническую войну в честь Аполлона для того, чтобы он ограждал государство от дальнейшего несчастия (Liv. 25, 12. 26, 23); они продолжались еще во времена императоров. При этом также исполнялись сценические И., время празднования их было 5 июля, место — circus maximus. Liv. 27, 11. 30, 38. Cic. Brut. 20. Cic. ad Att. 2, 19;
2. 1. Capitolini, учрежденные по изгнании галлов в честь Юпитера. Liv. 5, 20. При этом происходили гимнастико-сценические и музыкальные И. Herod. 1, 9, 2. Позднее еще упоминается agori Capitolinus, certamen Capitolinum. Suet. Dom. 13;
3. l. Florales, также Floralia, весенний праздник, совершавшийся в первые дни мая в честь Флоры, впервые праздновавшийся в 238 г. до Р. X. Рlin. 18, 29, 69. В позднейшее время много позволяли себе при этом шалостей и своеволия;
4. l. Magni, упоминаемые Ливием (2, 36), впервые 491 г. до Р. X., а именно ex instauratione, потому что во время одного начавшегося празднества произошло осквернение их. Это нередко случалось при римских И., поэтому такие возобновленные И. назывались ludi instaurativi. Cic. div. 1, 26, 55. Хотя Ливий довольно часто упоминает о ludi magni, все-таки он не дает более подробного описания их, Дионисий Галикарнасский, напротив (1, 66), довольно подробно говорит о них, причем старается во всех этих И. доказать их греческое происхождение. По его рассказу, по крайней мере до начала Пунических войн, ежегодно тратилось на них 500 мин серебра. Они происходили в circus maximus и состояли первоначально только в ристалищах на колесницах, к чему присоединялись состязания атлетов и звериная травля;
5. l. Megalenses, также Megalesia, Megalensia, совершались в честь magna mater, ?????? ????, символ которой в виде с неба упавшего камня принесен был в Рим в 205 г. до Р. X. Ей воздвигли храм, и вскоре затем учредили также И. Liv. 29, 14. Вначале они были circenses; как ludi scaenici (см. Театральные представления) их впервые поставили курульские эдилы Г. Атилий Серран и Л. Скрибоний Либон. Liv. 34, 54. Дух и характер этих И. изображается в одном месте у Цицерона (harusp. resp. 12). Во времена императоров, когда культ Изиды был повсюду распространен, вошли, как кажется, в обычай при этих И. обряды, соединенные с мистериями;
6. I. Рlеbeii, установленные или после изгнания царей, или по восстановлении согласия между патрициями и плебеями, праздновались в цирке Фламиниев в начале ноября и нередко ex instauratione и по своему составу были главным образом также circenses; часто, кажется, при этом устраивалось пиршество (epulum). Они были ludi stati. Liv. 23, 10. 27, 21. 31, 4;
7. l. Romani, упоминаемые у Ливия обыкновенно рядом с ludi plebeii, составляли празднества патрициев, в то время как те принадлежали плебеям. К ним прибавились сценические И; позднее, кажется, они состояли из театральных И. По Цицерону (Verr. 1, 10, 31), они продолжались 15 дней и были посвящены Юпитеру, Юноне и Минерве;
8. l. Saeculares, столетние И., были учреждены консулом Л. Валерием Попликолою по внушению Сивиллиных книг. Празднуя их, имели в виду достигнуть постоянного владычества над Италиею и соединенных с этим преимуществ. Год первого их празднования уже древними не был установлен; совершение этих И. каждый раз вносилось в записки квиндецимвиров, на обязанностях которых, по крайней мере во времена императоров, лежало также и выполнение этих И.; прежде, может быть, устройство их принадлежало децемвирам. Они праздновались регулярно каждые 100 лет, и если иной раз проходило 110 лет, то причина этого, вероятно, заключалась в особенных обстоятельствах времени. Празднование продолжалось 3 дня и 3 ночи; ночные празднества часто соединялись с безнравственными выходками, поэтому Август дозволял юношам и девицам участвовать в них только под присмотром старших родственников. Перед началом празднества раздавались lustralia, факелы, сера и смола, также пшеница, ячмень и бобы. Затем герольд приглашал народ сходиться на И., quos nunquam quisquam spectasset nес spectaturus esset. Затем устраивались большие жертвенные пиршества, lectisternia, соединенные с торжественными молитвами к Юноне. Празднества открывались торжественным шествием (pompa), затем следовали И. в цирке, главная часть этих И.; к ним присоединялось также ludicrum Troiae (Tac. ann. 11, 11); притом исполнялись также гладиаторские И., к которым императоры прибавили еще соединенные с большими издержками звериные травли (venationes). Во времена императоров эти празднества совершались не всегда вполне регулярно. Вначале они праздновались в честь Плутона и Прозерпины, позднее — многих богов, но преимущественно Аполлона и Дианы. Во время празднования их консулы, позднее императоры приказывали децемвирам или квиндецимвирам вопрошать Сивиллины книги, потом рассылались по всей Италии глашатаи объявлять о великом торжестве. В продолжение нескольких дней приготавливались к торжеству молитвами, жертвоприношениями, украшением алтарей цветами; сперва приносили жертвы ночью подземным богам, паркам, помогающим в родах богиням, богине земли (Tellus), затем на Капитолии Юпитеру, Аполлону и Диане, а старейшим богам устраивался lectisternium. Ночи проводили в пляске и пении веселых песен; наконец, в храме Аполлона на Авентинской горе исполнялось большое торжественное пение (carmen saeculare) 27 мальчиками и столькими же девочками. Этим собственно заканчивались празднества, однако веселье продолжалось еще далее. Spectacula nocturna, упоминаемые Светонием (Oct. 31), кажется, состояли в театральных представлениях;
9. l. Augustales. Следует различать три праздника, учрежденные в честь Августа. Празднование дня его рождения (23 сентября) совершалось во время его правления, если и не по закону, то все-таки по установившемуся обычаю (Dio Cass. 54, 26. 34. 55, 6. Suet. Oct. 57). В древних календарях стоит под этим числом: Augusti natalis. Ludi Circenses. По благополучном возвращении его с Востока в 18 г. до Р. X. день его въезда в Рим (12 октября) был объявлен праздником, который должен был праздноваться ежегодно и назывался Augustalia (Dio Cass. 54, 10). Только 8 лет спустя, в 10 г. до Р. X., кажется, сенат издал определенные правила о том, как совершать этот праздник (???? ??????? ??? ????????, Dio Cass. 54, 34). В Calend. Maff. стоит под 12 октября Augustalia. Ludi Augustales по смерти Августа были учреждены Тиберием в честь divus Augustus (Tac. ann. 1, 15) в 14 г. до Р. X. и в первый раз в том же самом году (Tac. ann. 1, 54) они были празднуемы с 5 по 11 октября под председательством трибунов. Тогда только было объявлено, чтобы эти ludi Augustales праздновались ежегодно, и выполнение их поручалось претору перегрину (Tac. ann. 1, 15). В Calend. Amitern., составленном по смерти Августа, помещено под 5 октября Ludi divo Augusto et fort. reduci commit., а под 6-11 октября Ludi; кроме того, сохранилось празднование Augustalia 12 октября, под которым значится: Ludi in Circ. fer. ex S. C. Q. E. D. imp. Caes. Aug. ex transmarinis provinc. urbem intravit araq. fort. reduci constit. Дион (56, 46. 47) сообщает об упомянутом Тацитом сенатском заседании, в котором шла речь об Augustales и было постановлено предварительное решение, но он, очевидно (у него 1. Augustales постоянно называются Augustalia), ошибается, полагая, что то решение относилось к дальнейшему празднованию Augustalia (праздник возвращения) и после смерти Августа; поэтому, вероятно, его заметка (54, 34. ´? ???? ???? ´??????) касается ludi Augustales, которые потом праздновались до позднейших времен императоров;
10. Ludi Tarentini, см. Tarentini ludi, Терентинские игры;
11. Ludi Taurii, см. Taurii ludi, Таврийские игры. ср.: Friedl?nder, Beckers Handbuch der Rom. Alterth. IV, стр. 473 слл.
II. Семейные И. и забавы у греков и римлян.
Для развлечения у греков существовало очень много разнообразных И., особенно во время пиршества, Поллукс (9, 7) насчитывает их приблизительно до полсотни, в числе которых встречаются И., весьма употребительные еще и в наше время, напр., крашеные куклы из обожженной глины (?????, ?????????? или ???????????, также ??????, всевозможные фигуры, также мифологические), обруч (??????), волчок (´??????, ?????????), И. в жмурки (?????? ?????), конек (Plut. Ages. 25) и др. Самые обыкновенные И. следующие:
1. И. в бабки и кости, alea, в которых употреблялись бабки, tali, ???????????, ?????????????? или камешки — кубы, tesserae, ?????. Бабки (tali) имели 4 ровных плоскости, на которых точками или черточками обозначались очки 1и 6 да 3 и 4; 2 и 5 вовсе не было. Брали по 4 таких бабки, трясли их в кубке (pyrgus, turricula, phimus, fritillus) и затем выкидывали их на доску (alveus, alveolus, abacus). Самый счастливый удар назывался Venus, именно если все 4 бабки показывали разные очки (Horat. Od. 2, 7, 25); самый неудачный назывался Canis, если на каждой бабке было 1. Другая из этих И. состояла в том, что пять астрагалов, которые клали на ладонь, подбрасывали вверх и затем ловили оборотною стороною руки. Кубы (tesserae) имели, как и теперь на всех шести сторонах, очки: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Как бабки, так и кубы употреблялись в азартных И., которые были строго запрещены, или пользовались ими при выборах и т. д. Собственно И. в кубы (??????) шла большею частью на деньги; собирались для этого в помещениях, которые назывались ??????? или ??????????;
2. к И., которые требовали внимания и ума, принадлежала так называемая ??????? или ???????, в которой употреблялись камешки (??????). Один род этой И., называемой ?????, кажется, имел некоторое сходство с нашей И. в шашки. Отдельные поля (??????) игральной доски назывались притом ??????, ходить камешками называлось ?????? ???? ??????, брать назад свой ход — ??????????. Цель И. состояла в том, чтобы запереть противника. Камешек, очутившийся между двумя чужими, был взят. Изобретателем ?????? называется Паламед. Подобных И. в Риме было две, ludi latrunculorum и duodecim scriptorum. Первая была похожа на нашу И. в шахматы или это был род И. в крепость, в которой следовало брать камешки противника или запереть их (ligare, alligare). Вторая (Cic. de or. 1, 50, 217), подобная немецкому Puff, зависела больше от счастья, и камешки передвигались смотря по удару костей — кубиков;
3. Ludere par impar, ??????????, И. в чет и нечет, была азартная И., в которой противник должен был отгадывать, держат ли в руке четное или нечетное число монет или других предметов;
4. И. в мяч, ???????????; древность ее видна уже из Гомерова описания И. навсикаи. Она настоятельно рекомендовалась греческими врачами и весьма охотно исполнялась как молодыми, так и взрослыми. В гимназиях была отведена особая комната, в которой учитель, ????????????, давал наставления в этой И. Мяч (???????, ????????) делался из кожи и набивался легким веществом. В ???????????? играли двое маленьким мячом. С размаху кидали его в наклонном направлении на землю, так что он делал несколько прыжков, чем больше, тем лучше, и соучастник должен был затем со своего места принимать его ладонью и так же отбрасывать его. При И. в ???????? кидали мяч вверх как можно выше и участвующий в И. должен был его ловить. В И. ?????????? или ????????, собственная родина которой была Спарта, общество делилось на две равные партии линиею; ???????. Сзади каждой партии играющих линия определяла границу, переходить которую во время И. они не имели права. Мяч, положенный на ???????, брал один из играющих и бросал в сторону противников, которые должны были ловить его и отбрасывать назад, не переступая проведенных границ. Игра кончалась, как только одна партия была отброшена за пограничную линию. В И. ????????, как кажется, играли пустыми мячами, и именно так, что кидающий целил мяч в одного товарища, в действительности же давал ему другое направление. Наконец, при ??????????? прикреплялся к потолку комнаты наполненный легкими веществами шар, спускавшийся до живота играющего. Задача состояла в том, чтобы грудью или руками приводить его все в более и более быстрое движение. Римляне от pila (обыкновенного мяча) отличали follis, большой, наполненный воздушный шар, и paganica, набитый перьями мяч. Играли или в подачку (datatim), когда ловили и отбрасывали мяч руками, или в подбивку (expulsim), когда локтем подбивали падающий с высоты мяч, направляя его к другому; для этой цели локоть защищался деревянным кольцом. В И. tvigon было 3 участника, которые бросали и ловили мячи левою рукою. При И. в подхват, harpastum (по Афенею прежде называвшейся ????????), подбрасывали один или несколько мячей, и играющие должны были ловить (по Гулю и Конеру);
5. был ли распространен у римлян ????????, неизвестно. О семейных И. и забавах у греков и римлян ср. главным образом Becker, Charicles, II, стр. 292 слл., Gallus, III, стр. 325 слл., Grasberger, Erziehung und Unterricht im klass. Alerthum, часть 1(1864).