ИГРЫ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Игры
античное понятие. Среди культовых празднеств им отводилась важная роль. Во время игр граждане не работали, им предоставлялся один или несколько дней для отдыха. Сопровождались процессиями, ритуальными действиями, спортивными и музыкальными состязаниями, гладиаторскими боями. В Греции самыми значительными были: Олимпийские игры, проходившие с 776 г. до н. э. раз в 4 года; Пифийские — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона; Истмийские — в честь Посейдона; Немейские — посвященные Зевсу. В Риме первоначально носили характер цирковых состязаний (лат. ludi circensis — цирковые) наездников и колесниц. С IV–III в. до н. э. все большее место в них начинают занимать сценические представления.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ИГРЫ
среди культовых празднеств И. отводилась важная роль. Нек-рые из них известны уже с древнейших времен. Как правило, они устраив. регулярно с интервалом в один год или неск. лет и продолжались один день или неск. дней. Во время И. свободные граждане не работали. И. сопровождались процессиями, др. ритуал. действиями, спортив. и муз. состязаниями, сценич. представлениями, увеселениями, а в Риме также цирков. И. и гладиатор. боями. И. устраивались как за обществ., так и за частный счет. В Греции самыми значител. были: Олимпийские И. — спортив. состязания, посвящ. Зевсу, проходившие начиная с 776 до н.э. в Олимпии раз в четыре года; Пифийские И. — спортив. и муз. состязания в честь Аполлона, устраи-вавш. в Дельфах раз в четыре года; Истмийские И. в честь Посейдона, проводивш. раз в два года под Коринфом; Немейские И. — в Немейской долине, посвящ. Зевсу (раз в два года). В Риме И. первонач. носили хар-р исключит. цирковых состязаний наездников и колесниц; с 4 — 3 вв. до н.э. все большее место в них начинают занимать сценич. представления.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Игры
Среди культовых празднеств И. отводилась важная роль. Некоторые из них известны уже с древнейших времен. Как правило, они устраивались регулярно с интервалом в один год или неск. лет и продолжались один день или неск. дней. Во время И. свободные граждане не работали. И. сопровождались процессиями, другими ритуальными действиями, спортивными и музыкальными состязаниями, сценич. представлениями, увеселениями, а в Риме также цирковыми И. и гладиаторскими боями. И. устраивались как за обществ., так и за частный счет. В Греции самыми значительными были: Олимпийские И. — спортивные состязания, посвящ. Зевсу, проходившие начиная с 776 до н. э. в Олимпии раз в четыре года; Пифийские И. — спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона, устраивавшиеся в Дельфах раз в четыре года; Истмийские И. в честь Посейдона, проводившиеся раз в два года под Коринфом; Немейские И. — в Немейской долине, посвящ. Зевсу (раз в два года). В Риме И. первоначально носили характер исключительно цирковых состязаний (лат. ludi circensis — цирковые И.) наездников и колесниц; с 4–3 вв. до н. э. все большее место в них начинают занимать сценич. представления.

Источник: Словарь античности. 1989

ИГРЫ
занимали большое место в жизни ромеев (византийцев) особенно в ранневизантийский период, когда ипподром, на котором устраивались ристания, гимнастические упражнения, борьба и др., стал одним из главных условий городской цивилизованной жизни. Игры приурочивались к языческим и государственным праздникам и организовывались за счет императора. По случаю календ в Большом императорском дворце проводились готские игры. Император приглашал 12 вельмож (по числу апостолов), 8 высших сановников и по 2 представителя от партий (факций) голубых и зеленых. Во время пиршества исполнялся готский танец: 4 танцора по 2 от каждой факции, переодетые «готами» в устрашающих масках со щитами в руках танцевали вокруг императорского стола и пели песни ритуального характера на испорченной латыни. 1го января в день избрания очередного консула на ипподроме проводились консульские игры, до и после которых исполнялись церемониальные танцы сторонников всех четырех партий (красных, белых, голубых и зеленых). В день рождения императора, в день вступления его на престол, в календы и в день основания города устраивались ристания (состязания на колесницах, 24 заезда, каждый по 7 кругов). Перед началом состязаний возничие посещали храм, зажигали свечи и причащались. Знаком к началу заезда служил подъем специального стяга над императорской ложей. После утренних заездов наступал перерыв, а затем бега продолжались до позднего вечера. В отличие от римских луди (10 – 02 колесниц) в каждом заезде участвовало 4 колесницы, представлявшие 4 партии. Как и в Древнем Риме, возничие и зрители, имевшие постоянные места на ипподроме, носили одежду цвета своей партии: голубую, красную, белую, зеленую. В центре ипподрома находились красные и белые, справа от императора – голубые, слева – зеленые. Особо почитались наездники, выступавшие на только что побежденных конях. Прославленным возничим посвящались эпиграммы, им ставились статуи из позолоченной бронзы, их изображения с квадригой коней помещались на мозаиках, светильниках, сосудах, рукоятках ножей. Конные соревнования проводились на ипподроме вплоть до XV в. Среди популярных игр, упомянутых в различных источниках, были «бросание копья», «гоньба шара» и циканий (своеобразное поло), пришедший в Византию от кочевников. Эта игра проводилась в особых помещениях – циканистириях. Две команды верхом на лошадях стремились загнать кожаный мяч величиной с яблоко в заранее намеченную лунку при помощи длинной палки с петлей на конце. В годы правления Андроника III Палеолога (1328 – 8341), когда усилилось западноевропейское влияние, распространились спортивные игры, пришедшие из Италии. Одна из них представляла собой поединок, состоявший из двух частей. Участники игры, закованные в латы и вооруженные копьями с тремя острыми концами, были разделены на филы, димы и фратрии. Тот, кто сбил своего противника с лошади, объявлялся победителем. Далее каждая из команд выбирала по жребию своего предводителя, вооруженного палкой, и начинался бой по типу рыцарских турниров. После его окончания участники во главе с предводителями возвращались на свои места. Император вручал каждому вино. К числу популярных детских игр относились игры, имитирующие военные действия: ампра и петрополемос. В ампре принимали участие две команды, каждая из которых имела своего вождя, место, окруженное рвом, и склад (ампра) для пленных. Выигрывала та команда, в которой никто из игроков, преследовавших своего противника, не попал в плен. Петрополемос проводился за городскими стенами. Две команды, разделенные рвом, метали друг в друга камни руками или пращой. После окончания сражения победители с триумфом входили в город. В XIV в. эта опасная игра была запрещена. Византийцы воспринимали игры, особенно ристании, как выражение связи со славным древнеримским прошлым, поэтому всякие попытки церкви бороться с этими развлечениями зачастую оказывались тщетными.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

ИГРЫ
Относительно игр отроческих, юношеских и взрослых людей в Библии вообще говорится очень немного; из этого впрочем нельзя заключить, что Еврейские дети и юноши были совершенно лишены развлечений, свойственных их возрасту. Дети Евреев, как видно из указания Зах 8:5 и Мф 11:16, забавлялись и играли на улицах. “И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его.” Из Иов 40:24 видно, что дети Евреев забавлялись прирученными птичками и подражали иногда в своих играх обрядам Еврейских брака и погребения. “Но кому уподоблю род сей? говорил Спаситель народу. Он подобен детям, которые сидят на улице. и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели и вы не плясали, мы пели вам печальные песни и вы не рыдали” (Мф 11:16-17). Для взрослых Евреев считались забавою и увеселением беседы в собраниях, приправленные шутками (Иер 15:17). “Не сидел я в собрании смеющихся говорит пророк о себе, и не веселился..”. и решением различных загадок, как например на брачном пиршестве у Самсона (Суд 14:10-14). Талмудисты упоминают также об игре в кости, вероятно заимствованной с некоторыми другими играми от их соседей, Египтян. Что касается до публичных игр. существовавших в древности у Греков и Римлян, то таких игр у Евреев до более, позднего времени не существовало. Гимнастические упражнения между ними первоначально старался ввести первосвященник Иасон, устроивший даже в Иерусалиме училище, в котором главным упражнением было бросание диска (1Мак 1:14, 2Мак 12-14); потом — Ирод, построивший в Иерусалиме и других городах амфитеатры, на которых производились гимнастические упражнения, как-то: бега на колесницах, музыкальные состязания, борьба с дикими зверями и т.п. Впрочем на эти игры и увеселения Евреи смотрели очень неприязненно, совершенно справедливо считая их языческими. Страсть к театральным представлениям особенно была развита у Греков. Ап. Павел, хорошо знакомый с этою их привязанностью, нередко употребляет в своих посланиях слова и термины, относящиеся к этого рода зрелищам. Так например метафорическое выражение: “когда я боролся со зверями в Ефесе” (1Кор 15:32), указывает на борьбу людей со зверями, существовавшую в виде забавы в Греческих и Римских цирках. Впрочем хотя означенные слова апостола и принимаются большинством толкователей в переносном смысле, но они могут быть понимаемы и буквально. “Ибо телесное упражнение мало полезно” (1Тим 4:8), и “если же кто и подвизается” (2Тим 2:5) — указывают на то, что состязающиеся на арене цирков и амфитеатров более или менее продолжительною диетою воздерживались от всего и порабощали тело свое (1Кор 9:25-27). Самое состязание происходило в присутствии многочисленных зрителей. Этим обычаем объясняется следующее выражение апостола: “По сему к .мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей” (Евр 12:1). Победитель в состязании получал обыкновенно награду — венок, состоявший из листьев дикой оливы, или сосны и плюща. Указывая на этот обычай, ап. Павел говорит: “А теперь готовится мне венец правды” (2Тим 4:8). Иногда в руки победителя давались пальмовые ветви (От 7:9). Ап. живо представляет нашему воображению предосторожность состязающихся удалить всякое препятствие, мешающее им в достижении цели, особенно же тесную и длинную одежду: “Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будет проходить предлежащее нам поприще,” говорит он (Евр 12:1). “Ужели не знаете, пишет он в другом месте, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы нетленного.” А затем продолжает: “И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое” (1Кор 9:24-27). “Забывая заднее и простираясь вперед, свидетельствует наконец он о себе в послании к Филип. 3:13-14, стремлюсь к цели. к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.” Все эти термины и выражения, имеющие большее или меньшее отношение к гимнастическим упражнениям древних, несомненно заимствованы от гимнастических упражнений, употреблявшихся в древних цирках.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ИГРЫ (игрища)
народные сборища, сходбища для забавы, увеселенья; скачки, ратоборства; представления разного рода, для потехи (В. Даль). У русского народа существовал целый ряд игр, носивших спортивный характер - состязания на лошадях, кулачный бой, "пышка", лапта, свайка, бабки, сало и др. (об играх в помещении см.: Посиделки). Спортивный характер катанью на лошадях в повозках или санях придавал элемент состязаний, гонки, а также обычай запрыгивать на ходу. Но местами встречалось и катанье верхом. У семейских Забайкалья на Троицу не катались парами и тройками, молодежь устраивала гулянье верхом на лошадях большими компаниями. В деревнях на Верхней Пинеге на Фомино воскресенье катались на лошадях в упряжке, увешанной "множеством колокольчиков, бубенчиков и шаркунов (вид колокольчика)".
Были два календарных дня, выходивших за пределы обычных сроков хороводов, к которым приурочивались летние конные развлечения молодежи: первое воскресенье после дня Петра и Павла и 18 августа - день Флора и Лавра, которые считались покровителями лошадей. Освящением коней и конными состязаниями отмечался один из этих дней.
В Вельском у. (Вологодская губ.) в воскресенье после Петрова дня крестьяне задолго до заутрени съезжались в село со всего прихода. Полагалось с каждого двора привести на погост если не всех лошадей, то хотя бы одну. Ехали на тарантасах, запряженных по большей части тройками. Иногда в одну тройку впрягали лошадей, принадлежавших разным людям. Можно было приехать и верхом. Приезжали крестьяне и из соседних приходов. Съезд продолжался во время заутрени и обедни. После молебна участники "чуть не бегом" бросались отвязывать коней и верхом подъезжали к церковной паперти, где стоял ушат с освященной водой, и священник ковшом плескал на лошадей в первом ряду. Зрители спешили отойти в сторону. Всадники старались обмыть голову коня, особенно глаза, уши и ноздри. Затем каждый объезжал вокруг церкви и останавливался опять против паперти, в последнем ряду, ожидая, когда до него снова дойдет очередь. Когда вода в ушате кончалась, все участники выезжали из ограды и устремлялись на "буево" - большую площадь недалеко от церкви. Здесь-то и начиналось собственно "фроленье", или "хроленье" (от Фрола - Флора), - своеобразное состязание в верховой езде.
"Буево" проезжали всей толпой, взад и вперед. Лошади были увешаны множеством "шеркунов". Всадники - в рубахах, с ременницами в руках. В этом массовом заезде участвовали опытные ездоки; начинающие плелись сзади, боясь быть смятыми. Задача состояла в том, чтобы показать свое искусство в верховой езде и качества лошади. Здесь, на "буеве", вступали в силу спортивно-игровые нормы поведения. В условия состязаний входило, например, правило стегать лошадь чужую, а не свою. Зрители толпились по краям "буева". Знатоки следили за посадкой всадника, за особенностями хода лошадей, за соблюдением правил. Допускалось и более активное участие зрителей в происходящем. Когда утомленный всадник отъезжал в сторону, чтобы переменить лошадь, кто-либо из зрителей держал ее при этом. Едва седок касался крупа, державший сильным ударом гнал коня в гущу состязавшихся.
И религиозная, и спортивно-развлекательная части этого праздника касались почти исключительно мужской молодежи, девушки же и женщины были активными зрителями и наблюдали за мчавшимися к центру села возницами. Как писал информатор из Хаврогорского прихода Холмогорского у., "как бы за труд от родителей делается удовольствие молодым людям, исключительно мужикам, прокатиться на лошади по всему приходу в праздничном платье и показать удальство своей лошади" (в этом приходе Фролов день был храмовым праздником и потому отмечался особенно празднично).
В немногих ответах на программы научных обществ упоминаются в числе развлечений молодежи кулачные бои. Один из информаторов Орловской губ. сообщал, что в д. Мешковой "бьются на кулачки". Сроки для таких сражений были строго регламентированы: на второй день Рождества, Новый год, Крещение, в субботу и воскресенье Масленицы. Команды составлялись по социально-территориальным частям деревни: "монастырские" и "однодворцы" бились против "дашковских". Последние численностью уступали объединенным усилиям первых двух групп, но действовали более дружно и "нередко даже одолевали противника". На кулачный бой созывали возгласами: "Давай, давай на кулак!" Начинали "кулачки" подростки - 10-12 лет. Затем к ним присоединялись взрослые парни. Следующими вступали в борьбу женатые мужики; иногда участвовали даже старики.
Русская кулачная борьба имела ряд жестко соблюдавшихся правил. Нельзя было бить "лежачего". Также нельзя было бить того, кто присел. Запрещены были удары сзади, с тыла, обязательно следовало заходить вперед, лицом к лицу с противником. Разрешалось биться только "голыми руками" - в кулаке ничего не должно было быть. Нарушителей этих норм наказывали самосудом: их била собственная команда.
Сугубо спортивный характер носила зимняя уличная игра "в пышку" - народная предшественница современного хоккея. Две равные партии играющих становились по обе стороны улицы. Каждый участник имел "кочергу" - палку с загнутым концом. Одна партия начинала игру: крайний игрок поддевал кочергой лежащий на земле шар, и вся партия стремилась гнать его в определенном направлении, а противники возвращали его обратно. Игра проходила очень оживленно, как сообщал житель Волконской вол. Дмитровского у. (Орловская губ.). Если шар удавалось вернуть в начальное положение, то вернувшая его команда переходила на другую сторону улицы, и теперь она начинала игру - гнала шар вперед. Если же начинавшей партии удавалось довести шар до условленного места, то опять начинал игрок из ее состава. В этой игре принимала участие только мужская молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Считалось уместным играть "в пышку" и женатым мужчинам. Играли обычно в праздничные дни.
Летом бытовали разные игры с мячом. Мячи делали кожаные, набитые шерстью. В Западной Сибири, например, описана в 1852 мужская игра с мячом типа лапты. Половина игроков шла "в поле" и распределяла "между собою место, где кому стоять и что делать. Одни станут посредине, другие по бокам, и все обязаны ловить мяч. Один из полевых подает бить мяч. Кто не попадает палкою за третьим разом, тот лишается права бить мяч. Кто бьет за каждым разом, тот продолжает бить до трех промахов".
Более развернутое описание русской лапты 1860-80-х находим у В.И. Даля. Игроки делились на две половины, с двумя "матками", то есть, выражаясь современным языком, двумя капитанами команд. Одна часть - в "городе", другая - в "поле". В "городе" один игрок подавал мяч - "гилил", другой - бил мяч лаптою, то есть палкою или специальной плоской дощечкой, расширяющейся с одного конца. Если в "поле" удавалось поймать мяч с лету, "городская" команда проигрывала и шла в "поле". Если с лету поймать не удавалось, то, пока мяч поднимали, игрок, который бил лаптой, должен был добежать до черты "поля" и вернуться на свое место. Он бросался бежать сразу же после удара. Команда "поля" старалась, схватив мяч, "салить", "пятнать" им бегущего. Если попадали, шли в "город".
Мужской характер игры во времена В.И. Даля подчеркивала пословица: "Не берись, девка, за лапту". В то же время на Алтае, например, в 1870-х "девицы играли в лапту с парнями, огромными стягами ударяя мячик так, что он исчезал из виду".
Другие мячи набивали конским волосом и тоже обшивали кожей, иногда разноцветной. В такие мячи играли поочередно, с ударом об землю, ловили через ногу или руку, как это делается и в современных играх, но уже только детских. С мячом играли также в "воробьи": в выкопанную в земле ямку клали деревянную дощечку, на нее - мяч. Бросали жребий, кому бить первому. От удара палкой по свободному концу дощечки мяч летел далеко; игрок, поймавший мяч, сменял бившего. Аналогичная игра с чуркой, косо заостренной с концов, называлась "чижом".
Большой популярностью пользовались игры в "свайку" и "бабки". "Свайка" делалась из железа в виде гвоздя с большой головкой и заостренным концом. В играх взрослых она достигала четырех-пяти фунтов (1,5-2 кг). Второй предмет игры - железное кольцо. "Свайку" брали за острие и метали так, чтобы она воткнулась в центр кольца. А.С. Пушкин к статуе играющего в свайку сделал такую надпись:
Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, - тешится быстрой игрой!
Особенно ценился такой удар, когда "свайка", попав во внутреннюю часть кольца, отлетала от него в сторону. Тот, кто с десяти раз не мог воткнуть "свайку", должен был в качестве штрафа подавать ее другим игрокам.
Бабки делали из подкопытной кости. Их вываривали в кипятке. Самую большую и тяжелую кость выбирали для битка. Иногда ее еще наливали свинцом. Каждый игрок ставил несколько пар своих бабок на ровном месте в один ряд. Группа бабок называлась "гнездом", а все гнезда вместе - "коном". Начинал игру тот, чей биток, брошенный из кона, отлетел дальше других. Сбитое гнездо поступало в качестве выигрыша тому, кто бил.
Игре в бабки повезло в литературе. Ее тоже воспел Пушкин. А в наши дни В.П. Астафьев посвятил ей целую вдохновенную главу в своем "Последнем поклоне". Там он говорит, что начинает рассказ "с игры давней, распространенной в старину во всех русских деревнях, и самой ранней в году - с игры в бабки".
К девичьим развлечениям спортивного типа относились прыжки на качающейся доске, положенной поперек колоды. Две девушки становились на концах доски и раскачивались, делая высокие скачки. "Кто выше подскакивает, тому честь и похвала", - написал в 1852 об этом девичьем состязании житель Тюменского у. Допустимо было также для девушек бегать "взапуски", догоняя друг друга. "Тут большое наслаждение девушке, если она сумеет словить свою подругу на самом бегу".
В повседневных зимних развлечениях односельчан вне помещения бытовала игра "в сало". В ней принимали участие парни, девушки, а также "молодки и молодожены". Ближе к вечеру они все собирались кружком "в трех шагах от ворот какого-нибудь задворка". Один из парней становился у ворот, прислонившись к ним спиною. Из круга его спрашивали, кого ему "в сало" давать; парень у ворот должен был выкрикнуть имя и фамилию какой-либо из девушек. Вызывали обычно того, кто нравился. К названной девушке сразу же подбегали парни, выхватывали ее из толпы и гнали к воротам, приговаривая: "Иди у сало, у сало, у сало!" (Запись в Волконской вол. Дмитровского у. Орловской губ.). Добежав до ворот, девушка кокетливо упрекала парня: "Ванек, змей! Ну зачем же ты мине кликал-то?" Теперь двое у ворот тихо сговаривались, кого следующего вызвать; подходили к толпе и неожиданно начинали хлопать по спине выбранного ими парня, приговаривая: "В сало, в сало!" К ним присоединялись другие. Парень бежал к воротам и вызывал себе пару и т.д.
Во время игры "в сало" пели разные песни, в том числе величальные. Последние адресовали обычно молодоженам. "Величать принято только что недавно женатых, - писал корреспондент из Орловской губ., - притом отличающихся или хороших мужей или жен, которые тут же участвуют. Придя домой, рассказывают: нынче величали Гришинаго Степка, Ванька Деминаго и Питруху Залетенкова".
Другая подвижная зимняя игра вне помещения приурочивалась также к будним вечерам. Участники разбивались на пары и устанавливали (по желанию или перебором рук на палке), какая пара будет искать первой. Эта пара оставалась у ворот, остальные прятались: по две-три и больше пар в одном месте (в сарае, под стрехой, в омете соломы, овине, сенях). Иногда парни при этом вольничали, а на громко протестующих девушек шикали - нельзя шуметь, найдут. Нашедшие и отысканные вместе искали остальных участников игры: "водила" в следующий раз пара, которую нашли первой.
М.М. Громыко

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ИГРЫ
   • Ludi.

    I. Общественные.

         a) У греков (???????), см. Olympia, Олимпия; Pythia, Пифия; Nemea, Немея; Isthmia, Истмии.

         b) У римлян (ludi). Публичные сценические и праздничные И., по своей главной цели благодарственные празднества, совершаемые в честь отдельных богов, стояли в тесной связи с религией и богопочитанием также у римлян. И хотя позднее, уже к концу Республики, религия все более и более приходила в упадок, все-таки эти И. не только сохранялись, как вообще внешняя сторона и форма религии, без перерыва до позднейших императоров, но и праздновались со все возрастающею пышностью и великолепием. Эти общественные И. (ludi publici) были или годичные и постоянные (ludi stati), или давались по обетам в особых случаях (ludi votivi), или же были чрезвычайные И. (ludi extraordinarii). По своему составу и месту исполнения они разделялись на circenses, gladiatorii и scaenici. Установление первых, названных по цирку, месту их исполнения, приписывали уже Ромулу, который там праздновал Consualia в честь Нептуна. Liv. 1, 9. Они устраивались эдилами со все увеличивающимся блеском, но самые великолепные были при императорах. Их открывали торжественной процессией, причем впереди несли статуи богов, потом следовали должностные лица, сенаторы, всадники, корпорации жрецов и т. д. В самом цирке шествие обходило спину (spina) и приносились жертвы. Потом размещались по местам и начинались И.: cursus, certamen gymnicum, ludus Troiae, venatio, pugna pedestris и equestris, naumachia. И. гладиаторские происходили в амфитеатре, сценические — в театре (об этом разделении И. ср. Cic. legg. 2, 15). Самые главные из римских общественных И. были следующие:

       1. 1. Apollinares, установленные во 2-ю Пуническую войну в честь Аполлона для того, чтобы он ограждал государство от дальнейшего несчастия (Liv. 25, 12. 26, 23); они продолжались еще во времена императоров. При этом также исполнялись сценические И., время празднования их было 5 июля, место — circus maximus. Liv. 27, 11. 30, 38. Cic. Brut. 20. Cic. ad Att. 2, 19;

       2. 1. Capitolini, учрежденные по изгнании галлов в честь Юпитера. Liv. 5, 20. При этом происходили гимнастико-сценические и музыкальные И. Herod. 1, 9, 2. Позднее еще упоминается agori Capitolinus, certamen Capitolinum. Suet. Dom. 13;

       3. l. Florales, также Floralia, весенний праздник, совершавшийся в первые дни мая в честь Флоры, впервые праздновавшийся в 238 г. до Р. X. Рlin. 18, 29, 69. В позднейшее время много позволяли себе при этом шалостей и своеволия;

       4. l. Magni, упоминаемые Ливием (2, 36), впервые 491 г. до Р. X., а именно ex instauratione, потому что во время одного начавшегося празднества произошло осквернение их. Это нередко случалось при римских И., поэтому такие возобновленные И. назывались ludi instaurativi. Cic. div. 1, 26, 55. Хотя Ливий довольно часто упоминает о ludi magni, все-таки он не дает более подробного описания их, Дионисий Галикарнасский, напротив (1, 66), довольно подробно говорит о них, причем старается во всех этих И. доказать их греческое происхождение. По его рассказу, по крайней мере до начала Пунических войн, ежегодно тратилось на них 500 мин серебра. Они происходили в circus maximus и состояли первоначально только в ристалищах на колесницах, к чему присоединялись состязания атлетов и звериная травля;

       5. l. Megalenses, также Megalesia, Megalensia, совершались в честь magna mater, ?????? ????, символ которой в виде с неба упавшего камня принесен был в Рим в 205 г. до Р. X. Ей воздвигли храм, и вскоре затем учредили также И. Liv. 29, 14. Вначале они были circenses; как ludi scaenici (см. Театральные представления) их впервые поставили курульские эдилы Г. Атилий Серран и Л. Скрибоний Либон. Liv. 34, 54. Дух и характер этих И. изображается в одном месте у Цицерона (harusp. resp. 12). Во времена императоров, когда культ Изиды был повсюду распространен, вошли, как кажется, в обычай при этих И. обряды, соединенные с мистериями;

       6. I. Рlеbeii, установленные или после изгнания царей, или по восстановлении согласия между патрициями и плебеями, праздновались в цирке Фламиниев в начале ноября и нередко ex instauratione и по своему составу были главным образом также circenses; часто, кажется, при этом устраивалось пиршество (epulum). Они были ludi stati. Liv. 23, 10. 27, 21. 31, 4;

       7. l. Romani, упоминаемые у Ливия обыкновенно рядом с ludi plebeii, составляли празднества патрициев, в то время как те принадлежали плебеям. К ним прибавились сценические И; позднее, кажется, они состояли из театральных И. По Цицерону (Verr. 1, 10, 31), они продолжались 15 дней и были посвящены Юпитеру, Юноне и Минерве;

       8. l. Saeculares, столетние И., были учреждены консулом Л. Валерием Попликолою по внушению Сивиллиных книг. Празднуя их, имели в виду достигнуть постоянного владычества над Италиею и соединенных с этим преимуществ. Год первого их празднования уже древними не был установлен; совершение этих И. каждый раз вносилось в записки квиндецимвиров, на обязанностях которых, по крайней мере во времена императоров, лежало также и выполнение этих И.; прежде, может быть, устройство их принадлежало децемвирам. Они праздновались регулярно каждые 100 лет, и если иной раз проходило 110 лет, то причина этого, вероятно, заключалась в особенных обстоятельствах времени. Празднование продолжалось 3 дня и 3 ночи; ночные празднества часто соединялись с безнравственными выходками, поэтому Август дозволял юношам и девицам участвовать в них только под присмотром старших родственников. Перед началом празднества раздавались lustralia, факелы, сера и смола, также пшеница, ячмень и бобы. Затем герольд приглашал народ сходиться на И., quos nunquam quisquam spectasset nес spectaturus esset. Затем устраивались большие жертвенные пиршества, lectisternia, соединенные с торжественными молитвами к Юноне. Празднества открывались торжественным шествием (pompa), затем следовали И. в цирке, главная часть этих И.; к ним присоединялось также ludicrum Troiae (Tac. ann. 11, 11); притом исполнялись также гладиаторские И., к которым императоры прибавили еще соединенные с большими издержками звериные травли (venationes). Во времена императоров эти празднества совершались не всегда вполне регулярно. Вначале они праздновались в честь Плутона и Прозерпины, позднее — многих богов, но преимущественно Аполлона и Дианы. Во время празднования их консулы, позднее императоры приказывали децемвирам или квиндецимвирам вопрошать Сивиллины книги, потом рассылались по всей Италии глашатаи объявлять о великом торжестве. В продолжение нескольких дней приготавливались к торжеству молитвами, жертвоприношениями, украшением алтарей цветами; сперва приносили жертвы ночью подземным богам, паркам, помогающим в родах богиням, богине земли (Tellus), затем на Капитолии Юпитеру, Аполлону и Диане, а старейшим богам устраивался lectisternium. Ночи проводили в пляске и пении веселых песен; наконец, в храме Аполлона на Авентинской горе исполнялось большое торжественное пение (carmen saeculare) 27 мальчиками и столькими же девочками. Этим собственно заканчивались празднества, однако веселье продолжалось еще далее. Spectacula nocturna, упоминаемые Светонием (Oct. 31), кажется, состояли в театральных представлениях;

       9. l. Augustales. Следует различать три праздника, учрежденные в честь Августа. Празднование дня его рождения (23 сентября) совершалось во время его правления, если и не по закону, то все-таки по установившемуся обычаю (Dio Cass. 54, 26. 34. 55, 6. Suet. Oct. 57). В древних календарях стоит под этим числом: Augusti natalis. Ludi Circenses. По благополучном возвращении его с Востока в 18 г. до Р. X. день его въезда в Рим (12 октября) был объявлен праздником, который должен был праздноваться ежегодно и назывался Augustalia (Dio Cass. 54, 10). Только 8 лет спустя, в 10 г. до Р. X., кажется, сенат издал определенные правила о том, как совершать этот праздник (???? ??????? ??? ????????, Dio Cass. 54, 34). В Calend. Maff. стоит под 12 октября Augustalia. Ludi Augustales по смерти Августа были учреждены Тиберием в честь divus Augustus (Tac. ann. 1, 15) в 14 г. до Р. X. и в первый раз в том же самом году (Tac. ann. 1, 54) они были празднуемы с 5 по 11 октября под председательством трибунов. Тогда только было объявлено, чтобы эти ludi Augustales праздновались ежегодно, и выполнение их поручалось претору перегрину (Tac. ann. 1, 15). В Calend. Amitern., составленном по смерти Августа, помещено под 5 октября Ludi divo Augusto et fort. reduci commit., а под 6-11 октября Ludi; кроме того, сохранилось празднование Augustalia 12 октября, под которым значится: Ludi in Circ. fer. ex S. C. Q. E. D. imp. Caes. Aug. ex transmarinis provinc. urbem intravit araq. fort. reduci constit. Дион (56, 46. 47) сообщает об упомянутом Тацитом сенатском заседании, в котором шла речь об Augustales и было постановлено предварительное решение, но он, очевидно (у него 1. Augustales постоянно называются Augustalia), ошибается, полагая, что то решение относилось к дальнейшему празднованию Augustalia (праздник возвращения) и после смерти Августа; поэтому, вероятно, его заметка (54, 34. ´? ???? ???? ´??????) касается ludi Augustales, которые потом праздновались до позднейших времен императоров;

       10. Ludi Tarentini, см. Tarentini ludi, Терентинские игры;

       11. Ludi Taurii, см. Taurii ludi, Таврийские игры. ср.: Friedl?nder, Beckers Handbuch der Rom. Alterth. IV, стр. 473 слл.

    II. Семейные И. и забавы у греков и римлян.

         Для развлечения у греков существовало очень много разнообразных И., особенно во время пиршества, Поллукс (9, 7) насчитывает их приблизительно до полсотни, в числе которых встречаются И., весьма употребительные еще и в наше время, напр., крашеные куклы из обожженной глины (?????, ?????????? или ???????????, также ??????, всевозможные фигуры, также мифологические), обруч (??????), волчок (´??????, ?????????), И. в жмурки (?????? ?????), конек (Plut. Ages. 25) и др. Самые обыкновенные И. следующие:

       1. И. в бабки и кости, alea, в которых употреблялись бабки, tali, ???????????, ?????????????? или камешки — кубы, tesserae, ?????. Бабки (tali) имели 4 ровных плоскости, на которых точками или черточками обозначались очки 1и 6 да 3 и 4; 2 и 5 вовсе не было. Брали по 4 таких бабки, трясли их в кубке (pyrgus, turricula, phimus, fritillus) и затем выкидывали их на доску (alveus, alveolus, abacus). Самый счастливый удар назывался Venus, именно если все 4 бабки показывали разные очки (Horat. Od. 2, 7, 25); самый неудачный назывался Canis, если на каждой бабке было 1. Другая из этих И. состояла в том, что пять астрагалов, которые клали на ладонь, подбрасывали вверх и затем ловили оборотною стороною руки. Кубы (tesserae) имели, как и теперь на всех шести сторонах, очки: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Как бабки, так и кубы употреблялись в азартных И., которые были строго запрещены, или пользовались ими при выборах и т. д. Собственно И. в кубы (??????) шла большею частью на деньги; собирались для этого в помещениях, которые назывались ??????? или ??????????;

       2. к И., которые требовали внимания и ума, принадлежала так называемая ??????? или ???????, в которой употреблялись камешки (??????). Один род этой И., называемой ?????, кажется, имел некоторое сходство с нашей И. в шашки. Отдельные поля (??????) игральной доски назывались притом ??????, ходить камешками называлось ?????? ???? ??????, брать назад свой ход — ??????????. Цель И. состояла в том, чтобы запереть противника. Камешек, очутившийся между двумя чужими, был взят. Изобретателем ?????? называется Паламед. Подобных И. в Риме было две, ludi latrunculorum и duodecim scriptorum. Первая была похожа на нашу И. в шахматы или это был род И. в крепость, в которой следовало брать камешки противника или запереть их (ligare, alligare). Вторая (Cic. de or. 1, 50, 217), подобная немецкому Puff, зависела больше от счастья, и камешки передвигались смотря по удару костей — кубиков;

       3. Ludere par impar, ??????????, И. в чет и нечет, была азартная И., в которой противник должен был отгадывать, держат ли в руке четное или нечетное число монет или других предметов;

       4. И. в мяч, ???????????; древность ее видна уже из Гомерова описания И. навсикаи. Она настоятельно рекомендовалась греческими врачами и весьма охотно исполнялась как молодыми, так и взрослыми. В гимназиях была отведена особая комната, в которой учитель, ????????????, давал наставления в этой И. Мяч (???????, ????????) делался из кожи и набивался легким веществом. В ???????????? играли двое маленьким мячом. С размаху кидали его в наклонном направлении на землю, так что он делал несколько прыжков, чем больше, тем лучше, и соучастник должен был затем со своего места принимать его ладонью и так же отбрасывать его. При И. в ???????? кидали мяч вверх как можно выше и участвующий в И. должен был его ловить. В И. ?????????? или ????????, собственная родина которой была Спарта, общество делилось на две равные партии линиею; ???????. Сзади каждой партии играющих линия определяла границу, переходить которую во время И. они не имели права. Мяч, положенный на ???????, брал один из играющих и бросал в сторону противников, которые должны были ловить его и отбрасывать назад, не переступая проведенных границ. Игра кончалась, как только одна партия была отброшена за пограничную линию. В И. ????????, как кажется, играли пустыми мячами, и именно так, что кидающий целил мяч в одного товарища, в действительности же давал ему другое направление. Наконец, при ??????????? прикреплялся к потолку комнаты наполненный легкими веществами шар, спускавшийся до живота играющего. Задача состояла в том, чтобы грудью или руками приводить его все в более и более быстрое движение. Римляне от pila (обыкновенного мяча) отличали follis, большой, наполненный воздушный шар, и paganica, набитый перьями мяч. Играли или в подачку (datatim), когда ловили и отбрасывали мяч руками, или в подбивку (expulsim), когда локтем подбивали падающий с высоты мяч, направляя его к другому; для этой цели локоть защищался деревянным кольцом. В И. tvigon было 3 участника, которые бросали и ловили мячи левою рукою. При И. в подхват, harpastum (по Афенею прежде называвшейся ????????), подбрасывали один или несколько мячей, и играющие должны были ловить (по Гулю и Конеру);

       5. был ли распространен у римлян ????????, неизвестно. О семейных И. и забавах у греков и римлян ср. главным образом Becker, Charicles, II, стр. 292 слл., Gallus, III, стр. 325 слл., Grasberger, Erziehung und Unterricht im klass. Alerthum, часть 1(1864).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Феномен «Игры в царя» в политической культуре России раннего нового времени: психосоциальные корни

Мухин Олег Николаевич
Рассматриваются проявления так называемой «игры в царя» (ситуаций, характеризующихся временным присвоением царского титула «рядовому» лицу), бытовавшей в политической культуре России во второй половине XVI первой четверти XVIII в.
Читать PDF
0.00 байт

Азартные игры в Пскове в 1920-е гг

Филимонов Анатолий Васильевич
Читать PDF
0.00 байт

Политические игры эпохи перестройки

Щипцов Олег Владимирович
Излагается точка зрения автора на последствия коренных преобразований советского политического пространства
Читать PDF
0.00 байт

Перспективы изучения вопроса о распространении традиции игры на цимбалах в Сибирском регионе в XX-XI

Пилипенко С. А.
В статье рассматриваются вопросы связанные с выявлением ареала распространения игры на цимбалах в Западной и Восточной Сибири.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о распространении игры на цимбалах в Западной Сибири (по материалам Новосибирской и Омской

Пилипенко С. А.
В статье рассматриваются вопросы распространения игры на цимбалах в Западной Сибири в XX веке. Особенности игры и профессиональной подготовки цимбалистов.
Читать PDF
0.00 байт

«Олимпийские игры: история и современность». Научная конференция «Восток и Запад: приоритеты эпохи»

Гвоздева Татьяна Борисовна
Читать PDF
0.00 байт

«Олимпийские игры в политике и в культуре». Научная конференция «Восток и Запад: приоритеты эпохи» (

Гвоздева Татьяна Борисовна
Читать PDF
0.00 байт

Этнонационализм и геополитические игры на Кавказе

Черноус Виктор Владимирович
Отправная точка исследования автора актуализация проблемы геополитики Кавказа, «Кавказского вопроса», играющего роль катализатора в обострении глобальных противоречий.
Читать PDF
0.00 байт

Военные настольные игры в русской досуговой культуре и воспитательных практиках XIX начала XX века

Костюхина Марина Сергеевна
Статья посвящена истории и типологии настольных военных игр, их роли в досуге и воспитательных практиках русского общества XIX начала XX века.
Читать PDF
0.00 байт

Древние Пифийские и современные Дельфийские игры

Селиванова Л. Л.
Having studied narrative and epigraphic sources (victorious inscriptions), and also sculpture, cutterplasty and vase-painting 6th-4th cc. ВС, the author comes to the following conclusions.
Читать PDF
0.00 байт

Фрэнсис Янгхазбенд в Уссурийском крае: маленький эпизод Большой Игры

Киселёв Дмитрий Викторович
Работа посвящена малоизвестному эпизоду из жизни Ф.Э. Янгхазбенда, знаменитого британского путешественника и военного деятеля.
Читать PDF
0.00 байт

Компьютерные игры: вред или польза?

Челышев К.
Обзор современных компьютерных игр
Читать PDF
0.00 байт

СССР — Куба: странные игры обмена

Левинтов Александр Евгеньевич
Читать PDF
0.00 байт

Игры утопистов ХХ века: смысловые галлюцинации

Некрасов С.Н
Читать PDF
0.00 байт

Конференция «Олимпийские игры в античности». Научная конференция «Восток и Запад: приоритеты эпох» (

Гвоздева Т.Б.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Олимпийские игры 1936

    general kratoligy) составная, ведущая часть кратологии (науки о власти), самостоятельная область знания, характеризующая общую систему (совокупность) существующих или вновь разрабатываемых учений, образу
  • СМЕРТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ КИЕВСКОГО ДИНАМО

    По материалам А. Косарева)   Футбольный клуб «Динамо» (Киев) был создан в 1927 году и считался своего рода ведомственной командой украинских чекистов. В полном соответствии с существовавшей тогда пр
  • Клятва в Зале для игры в мяч

    Клятва в Зале для игры в мяч (Tennis Court Oath), драматич. инцидент, произошедший в Версале на первом этапе Великой Французской революции. 17 июня 1789 г. третье сословие "Генеральных штатов под председательс
  • Игры древнегреческие

    общенар. празднества, приуроченные к святилищам определенных богов. Имея первонач. культовый характер (религ. церемония сопровождала открытие игр и в классич. эпоху), И. др.-гр. со вр. приобрели знач
  • ТАЙНЫЕ ИГРЫ С ФЕЛЬДМАРШАЛОМ ПАУЛЮСОМ

    (Материал М. Вержбы)   Вокруг имени Паулюса, победно проведшего свою армию от Парижа до Волги, всегда было много разговоров и слухов. Начать с того — кто же был он по званию? Вроде бы генерал-фельдмар
  • ФОЛЛИС, ИГРЫ

    •Follis, см. Ludi, 10.
  • ИКАРИЙСКИЕ ИГРЫ

    разновидность акробатики в цирке.
  • СТОЛЕТНИЕ ИГРЫ

       • Saecul?res ludi,          см. Ludi, Игры, 5.
  • ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ

    в Древней Греции общегреческие празднества и состязания — гимнастические, конные, поэтические и др. в честь бога Посейдона. Проходили на Истме один раз в два года.
  • КАПИТОЛИЙСКИЕ ИГРЫ

    муз. и атлетич. состязания, учрежд. Домицианом по образцу Олимпийских игр; проводились в Риме с 86 вплоть до нач. 4 в. н.э. раз в четыре года, летом. В программу К. и. входили и конные состязания. Победите
  • Настольные игры

    Сохранившиеся образцы и рисунки свидетельствуют о существовании Н. и. от крито-минойской вплоть до рим. императорской эпохи. Игральные доски Н. и. разграфлялись на поля, по которым, согласно устано
  • НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ

    в Древней Греции общегреческие спортивные и музыкальные состязания. Проходили в Немейской долине в Арголиде, Южная Греция при храме Зевса один раз в 2 года.
  • Олимпийские игры

    в Древней Греции общегреческие празднества и состязания: езда на колесницах, пятиборье, кулачный бой, праздник искусств. Устраивались в честь бога Зевса с 776 г. до н. э. в Олимпии один раз в 4 года. Про
  • ПАНАМЕРИКАНСКИЕ ИГРЫ

    крупнейшие комплексные спортивные соревнования на Американском континенте, проводятся с 1951 г. раз в 4 году по большинству видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
  • ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ

    периодически (по циклам) устраиваемые общие Олимпийские, Пифийские, Истмий-ские и Немейские игры. Победитель, к-рый в один из таких циклов в каком-то виде соревнов. победил во всех 4 играх, получал ти
  • ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ

    в Древней Греции общегреческие празднества и состязания, музыкальные и спортивные. Проходили раз в 8 лет, с VI в. до н. э. — раз в 4 году в Дельфах при храме Аполлона Пифийского, вторые по значению посл
  • Игры римские

    зрелища, к-рые приурочивались в Др. Риме к гор. праздникам. И. р. делились на регулярные и устраиваемые по случаю. Среди регулярных И. самыми древ, были, по-вид., Римские (Великие), к-рые из дававшихся по
  • Секулярные игры

    (лат. ludi saeculares), рим. праздник, заключающий saeculum (столетний цикл). Он проводился в 249 и 149 до н. э. как искупительный праздник, сопровождавшийся ночными жертвоприношениями силам подземного мира, и долж
  • ТАВРИЙСКИЕ ИГРЫ

       • Taur?i ludi,          игры в честь подземных богов, учрежденные в Риме Тарквинием Гордым по поводу заразы и после того несколько раз повторенные. Подобно тарентинским играм (Tarentini ludi), они имели це
  • ТЕРЕНТИНСКИЕ ИГРЫ

       • Tarent?ni или Terent?ni ludi,          игры в честь Плутона (Dis) и Просерпины, праздновавшиеся на одном месте Марсова поля в Риме, считавшемся вулканическим (????????? ??????) и называвшемся Tarentum или Теrentum. По пр