Картина

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Картина
произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности (в отличие от этюда и эскиза). К., как правило, не связана, подобно фреске или книжной миниатюре, с определенным интерьером или системой декорирования. Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

КАРТИНА
законченное станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение и предназначенное для восприятия зрителем. В отличие от этюда и эскиза картина представляет собой завер-шенное произведение и воплощает авторский замысел. Вещественной основой картины служит холст, деревянная или металлическая доска, фанера, картон, бума-га, шелк и т.д. Европейский тип картины требует рамы и также подрамника, составляющего жесткую конструкцию вместе с холстом. Дальневосточный тип кар-тины сохраняет традиционную форму свободно развернутого свитка (горизонтального или вертикального).
Как тип художественного произведения картина зародилась в глубокой древности и к XIV–XV вв. стала наиболее распространенной формой изобразительно-го искусства с самыми широкими возможностями. Кар-тины крупнейших живописцев являются чаще всего выдающимися достижениями искусства, поскольку от-ражают новые эстетические идеалы, общественные взгляды, особое видение мира, композиционные, колористические и другие выразительные средства.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

КАРТИНА
произведение станковой живописи, выполненное при помощи станка (мольберта). В отличие от произведений монументальной живописи (фресок, мозаик), неразрывно связанных со стеной здания, для которого они создавались, и включенных в ансамбль его скульптурного и декоративного убранства, картина представляет собой самоценное творение и может существовать в любом интерьере. Картины появились в эпоху Возрождения, постепенно выделившись из храмовых алтарных композиций.
Основой для картины (поверхностью, на которую наносятся краски) может служить дерево, холст, картон, в редких случаях – металл или камень. Ренессансные картины писали на деревянных досках; на рубеже 15–16 вв. начали также использовать холст (В. Карпаччо, А. Мантенья, А. Дюрер, Тициан и др.), который перед началом работы натягивали на деревянный подрамник. Со второй пол. 16 в. небольшие картины создавали иногда на медных досках (Ян Брейгель Бархатный). С 19 в. пользовались также картоном. На любую основу наносился грунт, выравнивающий поверхность, позволяющий прочнее связать ее с красочным слоем и участвующий своим тоном в колорите картины. Чаще всего применяли белый грунт из гипса или мела, смешанного с клеем, позднее – белую масляную краску. С кон. 16 в. наряду с белыми широко применяли цветные грунты – красно-коричневые, серые и др. (Тициан, П. П. Рубенс). Картины пишут в основном темперой или (с кон. 15 в.) масляными красками.
Главное, что выделяет картину из окружающего пространства и превращает ее в цельное, самостоятельное произведение – это рама. Рама концентрирует, собирает впечатление зрителя, уподобляя картину «окну в мир». Рама, в отличие от изображения на плоской поверхности доски или холста, обладает реальным трехмерным объемом; кроме того, она скошена внутрь, уводя взгляд в глубину и подготавливая зрителя к восприятию иллюзорной глубины пространства картины, созданного средствами живописи. Рама возникла из архитектурного обрамления алтарных образов в пространстве храма. Привычная для современного зрителя рама из деревянных реек и профилей появилась в сер. 15 в. Во все времена особенно любили золоченые рамы, украшенные рельефными узорами. Голландские мастера 17 в. предпочитали простые черные или коричневые рамы, сочетавшиеся с маленькими аккуратными интерьерами бюргерских домов. Импрессионисты ввели в обиход белые рамы, усиливавшие радостное звучание их полотен.
Важное значение имеет формат картины – форма плоской поверхности, на которую наносят краски. Наиболее распространен прямоугольный формат. Вытянутая по горизонтали поверхность предрасполагает к неторопливому, подробному повествованию (П. Веронезе, В. Карпаччо, Б. Гоццоли), позволяет создать панорамные пейзажи (А. А. Иванов). Формат квадратный, или такой, где высота чуть превышает ширину, придает изображению характер торжественного предстояния – его чаще всего применяют для алтарных образов и портретов. Картины, вытянутые в высоту, создают ощущение устремленности ввысь (Эль Греко) или, наоборот, низвержения вниз (боковые створки алтарей, изображавшие падение грешников в геенну огненную; «Переход Суворова через Альпы» В. И. Сурикова, 1899).
См. также ст. Живопись и Масляная живопись.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Целостная картина здоровья и целостная картина болезни у школьников-логопатов с синдромом дефицита в

Челпанов В. Б.
Статья посвящена анализу внешней картины здоровья (ВнКЗ) и внешней картины болезни (ВнКБ) у школьников-логопатов.
Читать PDF
0.00 байт

Картина мира и картина социальной реальности: социально-конструктивистский подход

Армер Екатерина Валерьевна
Представлен социально-конструктивистский подход к определению картины мира и картины социальной реальности.
Читать PDF
0.00 байт

Картина мира как основа коммуникативной культуры алтайцев

Тадина Надежда Алексеевна
Раскрываются мифологические параметры картины мира алтайцев, которая впервые рассматривается как основа их традиционной культуры общения, прослежена взаимосвязь природа человек в соответствии с этническим мировоззрением и изложена
Читать PDF
0.00 байт

Картина мира по представлению древних индоиранских племен Центральной Азии

Мирбабаев Абдуллоджон Кенджабоевич, Усмонов Негматжон Насимович
В статье впервые исследуются истоки формирования космологического представления предков современных таджиков на основе материалов археологии, а также письменных источников, в том числе Авесты.
Читать PDF
0.00 байт

Картина как свидетель истории (опыт осмысления)

Шукурова Айсулу Эркиновна
Статья посвящена историко-культурному обзору коллекции исторической живописи XIX века, происходящей из фондов Гатчинского дворца-музея.
Читать PDF
0.00 байт

Российский Дальний Восток в контексте новейшей отечественной историографии: картина последних лет

Галлямова Людмила Ивановна
Study of History of the Russian Far East in the context of modern Russian historiography. The results of the last years is the title of the article by Doctor of Historical Sciences, Professor Liudmila I. Galliamova.
Читать PDF
0.00 байт

Этническая картина на территории Верхнеуральского уезда — Нагайбакского района с 1842 года до начала

Атнагулов Ирек Равильевич
В статье показана динамика изменения этнического состава населения на территории Верхнеуральского уезда — Нагайбакского района за период с 1842 г. по настоящее время. Основным этническим компонентом региона до 1842 г.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая картина становления основных экокультуросистем Северной Азии

Ломанов П. В.
В статье рассматриваются закономерности формирования и развития региона Северной Азии, где исторически сосуществуют три основные экокультуросистемы таежных охотников и рыбаков, скотоводов и земледельцев, оленеводов.
Читать PDF
0.00 байт

Культурная картина Смуты 1605–1612 гг. Глазами русских писателей

Камедина Людмила Васильевна
Для проникновения в духовный смысл Смуты начала XVII в. взяты для анализа художественные картины Смутного времени, зафиксированные современником Авраамием Палицыным, потомками Александром Пушкиным и Михаилом Загоскиным.
Читать PDF
0.00 байт

Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII - начало ХХ века): категории воинской м

Матвев О. В.
Устная или народная история (историоговорение) и письменная история (историография) представляют собой две последовательные стадии развития исторических знаний.
Читать PDF
0.00 байт

Масштабная историческая картина создания Волго-Донского канала. Рецензия на книгу Н. И. Бусленко «Во

Варфоломеева М. И.
В рецензии на книгу Н.И. Бусленко «Волго-Дон: слияние вод.
Читать PDF
0.00 байт

Миграционная картина Псковского региона с середины xix века до распада СССР

Василенко Павел Владимирович
Псковская область регион, в течение длительного времени подверженный депопуляционным процессам.
Читать PDF
0.00 байт

Межэтнические взаимодействия в современной Руанде: этнические ценностные ориентации и картина мира (

Завьялова Ольга Юрьевна
Читать PDF
0.00 байт

Картина мира по представлению древних индоиранских племен Центральной Азии

Мирбабаев Абдуллоджон Кенджабоевич, Усмонов Негматжон Насимович
В статье впервые исследуются истоки формирования космологического представления предков современных таджиков на основе материалов археологии, а также письменных источников, в том числе Авесты.
Читать PDF
0.00 байт

Арктическая традиционная картина мира: циклическая передача знаний в общинах коренных народов Еврази

Мустонен Теро, Лехтинен Ари
Данная статья освещает механизмы и способы сохранения системы знаний коренных народов циркумполярного Севера через внимательное отношению к тому, чем обеспокоены старейшин общин, которые на собственном опыте наблюдали переплетение

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Культурная картина мира

    мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и
  • КАРТИНА-СВИТОК

    один из наиболее типичных видов станкового искусства — картины (произведения живописи, обладающим законченным характером и самостоятельным художественным значением) в Китае. Выполнялись на вер
  • Народная картина

    вид живописного искусства, развивавшийся на Харьковщине в ХVІІ - ХVІІІ ст. Он дополнял иконопись. Главным сюжетом данного творчества были известные или легендарные казаки («старшинские» портреты).
  • КАРТИНГ

    спортивные гонки на картах, а также площадка для таких гонок.
  • КАРТИННЫЕ РАМЫ

    антич. К. р. представл. собой в большинстве случаев обыкнов. плоские, окрашен. в красный цвет или имеющие надписи планки, к-рые приколачив. гвоздями или прикреплялись штифтами по периметру картины. Е
  • Галерея картин Т.Г. Шевченко

    собрание его художественных произведений в Х-ве. Начала формироваться по решению правительства УССР в 1933 на базе Литературного музея Т. Шевченко при НИИ Шевченко НКО УССР. Первоначально она насчи
  • HEBEPKИHСKAЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

    Открылась в 1990 в пгт Неверкино по инициативе бр. И. М. и А. М. Мануйловых. Первоначально располагалась в здании ср. школы, где было выставлено свыше 70 произв. живописи, графики и скульПенз. Пенз. художн
  • МУЗЕЙ ОДНОЙ КАРТИНЫ

    филиал ПКГ, уникальное учреждение культуры, открыт 12.2.1983 в Пенз., в особняке 19 в. (ул. Кирова, 11). Идея создания М. о. к. принадлежала Г. В. Мясникову, реализована В. Пенз. Сазоновым. Здесь экспонировались
  • ПЕНЗЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

    имени К. А. Савицкого, собрание произведений живописи и графики, открыта 1 янв. 1892. В основу галереи легла коллекция рус. и зарубежного искусства, подаренная Пенз. бывшим губернатором Н. Д. Селиверсто
  • ИДЕИ ДЛЯ ЖИВОПИСНЫХ КАРТИН ИЗ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

    сюжеты для украшения некоторых комнат в царском дворце. Л. написал их в 1764г. по поручению Екатерины II., переданному И. И. Бецким. Всего предложено 25 тем, из которых первые 16 расположены в хронологичес
  • Лубок (народная картинка)

    вид графики, изображение с подписью, отличавшееся простотой и доступностью образов. Первоначально – вид народного творчества. Откликался на политические события; выполнялся в технике ксилографи
  • КАРТИНИ

    Kartini), Раден Адженг (21.IV 1879 - 17.IX.1904) - индонез. просветительница и патриотка. Дочь регента Джапары (Ява). Окончила нач. голл. школу на Яве. Много занималась самообразованием. Блестяще владея голл. яз., К.
  • КАРТИНЫ

    1) К. представляли собой дерев. доски, плиты и плитки из обожж. глины или камня, металлич. и др. пластины с нанес. на них фигурными или орнаментал. изображ. Древнейш. свидетельствами явл. глиняные метоп
  • Федоров, Н. (гравер народных картинок)

    гравер народных картинок: Александр II, P. H. К. {Ровинский}