КАРТИНЫ
КАРТИНЫ
1) К. представляли собой дерев. доски, плиты и плитки из обожж. глины или камня, металлич. и др. пластины с нанес. на них фигурными или орнаментал. изображ. Древнейш. свидетельствами явл. глиняные метопы из Терма (7 в. до н.э.); этрусской сферы — бокканерские и кампанские плиты. Меньший формат имеют коринфские К. на глине из Пендескуфии и К. на дереве из Питсы (6 в. до н.э.). Эллинистич. К. на мраморе, напр., в Геркулануме, копируют классич. образцы. В большом кол-ве сохран. рим.-кампанские настенные К., к-рые, как правило, составляли одну из декоратив. составных частей настенной живописи. Особое значение имеют превосходно сохранивш. в большинстве случаев поясные портреты умерших. Фамильные рим. портреты представляли собой пластич. слепки из воска или к.-л. др. материала с лица умерше-го члена семьи. 2) К. как изображ. использовались для декоратив. оформления др. предметов. Фигурные композиции появ. на сосудах, пряжках и т.д. во времена господства геометрич. стиля (8 в. до н.э.). В дальнейшем с точки зрения истории иск-ва (иконографич. и стилистич.) большую роль играли метопные, фризовые и фронтонные рельефы, рельефы на гробницах и саркофагах, т.н. рельефные К. (напр., икарийский рельеф,), а также многочисл. вазопись. Соотнош. между содержанием К. и ее многочисл. обрамлением варьировалось от их функционал. единства до чисто декоратив. оформления.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Картины
1. К. (греч. pinakes) представляли собой деревянные доски, плиты и плитки из обожж. глины или камня, металлич. и другие пластины с нанес, на них фигурными или орнаментальными изображениями. Древнейшими свидетельствами являются глиняные метопы из Терма (7 в. до н. э.); из этрусской сферы — бокканерские и кампанские плиты. Меньший формат имеют коринфские К. на глине из Пендескуфии и К. на дереве из Питсы (6 в. до н. э.). Эллинистич. К. на мраморе, например в Геркулануме, копируют классич. образцы. В большом количестве сохранились римско-кампанские настенные К., которые, как правило, составляли одну из декоративных составных частей настенной живописи. Особое значение имеют превосходно сохранившиеся в боль шинстве случаев поясные портреты умерших. Фамильные рим. портреты (лат. imagines maiorum) представляли собой пластич. слепки из воска или к.-л. другого материала с лица умершего члена семьи.
2. К. как изображения использовались для декоративного оформления других предметов. Фигурные композиции появились на сосудах, пряжках и т. д. во времена господства геометрич. стиля (8 в. до н. э.). В дальнейшем с точки зрения истории искусства (иконографически и стилистически) большую роль играли метопные, фризовые и фронтонные рельефы, рельефы на гробницах и саркофагах, т. н. рельефные К. (например, икарийский рельеф, Ikariosrelief), а также многочисл. вазопись. Соотношение между содержанием К. и ее многочисл. обрамлением варьировалось от их функционального единства до чисто декоративного оформления.
2. К. как изображения использовались для декоративного оформления других предметов. Фигурные композиции появились на сосудах, пряжках и т. д. во времена господства геометрич. стиля (8 в. до н. э.). В дальнейшем с точки зрения истории искусства (иконографически и стилистически) большую роль играли метопные, фризовые и фронтонные рельефы, рельефы на гробницах и саркофагах, т. н. рельефные К. (например, икарийский рельеф, Ikariosrelief), а также многочисл. вазопись. Соотношение между содержанием К. и ее многочисл. обрамлением варьировалось от их функционального единства до чисто декоративного оформления.
Источник: Словарь античности. 1989