Крест
Крест
Crest) - нашлемное геральдическое украшение (с 13 века).
Источник: Словарь холодного оружия и доспехов
KРЕСТ
символ спасения и искупления человеческого рода, знамение победы над смертью и адом. Иисус Христос, как искупительная жертва освобождения человечества от власти греха, умер крестной смертью и в третий день воскрес (распятие на кресте было наиболее позорной и мучительной казнью в Римской империи. Она применялась исключительно к рабам, разбойникам и восставшим против власти Рима).
Источник: Православие. Словарь-справочник.
крест
позорнейшее и самое жестокое орудие казни в древнем Риме (Римской империи). На востоке в древности осужденных часто привязывали к столбу и так оставляли умирать. Римляне усовершенствовали это орудие, приделав к нему перекладину. Крест был предназначен и Искупителю нашему Иисусу Христу (Евр 12.2). Осужденные на казнь на кресте должны были нести свой крест сами к месту казни и поэтому Господь образно назвал крестом тот удел, который Его ученики должны сами взять на себя (Мф 10.38; 16.24). (См. распятие)
Крест
символ победы над адом и смертью и спасения рода человеческого. Иисус Христос умер плотью на Кресте, принеся Себя Самого в жертву за грехи человеческие, а на третий день он воскрес. В древности крестная смерть считалась самой мучительной и позорной казнью. Например, в Римской империи к смерти на кресте приговаривали только разбойников, беглых рабов и государственных преступников.
1. Крест нательный – крест, который каждый верующий носит на теле под одеждой.
2. Крест наперсный – принадлежность священника. Его носят поверх священнических одежд.
3. Крест архиерейский носят главы епархий. Помимо него, архиерею полагается носить панагию.
4. Крест напрестольный обычно находится на престоле в алтаре вместе с Евангелием.
1. Крест нательный – крест, который каждый верующий носит на теле под одеждой.
2. Крест наперсный – принадлежность священника. Его носят поверх священнических одежд.
3. Крест архиерейский носят главы епархий. Помимо него, архиерею полагается носить панагию.
4. Крест напрестольный обычно находится на престоле в алтаре вместе с Евангелием.
Источник: Православная энциклопедия.
КРЕСТ
Главный символ христианства. Изображение креста, на котором был распят Христос, известно с IV в. Это трехконечный крест, представляющий собой столб с перекладиной на вершине: на таких крестах во времена римского владычества казнили провинившихся рабов. В V в. начинает распространяться изображение четырехконечного креста, а затем восьмиконечного, широко распространившегося в Русской православной церкви. По своему назначению в церковной и светской жизни кресты подразделяются на выносные, напрестольные, нательные, наперсные и др. Выражение «нести крест свой» означает «терпеливо переносить все тяжести и неприятности жизни». Словосочетание «целовать крест» означает «присягать». Крестовый поход – война в Средние века за освобождение христианских святынь от мусульман. Крестоносец– средневековый воин, участвовавший в крестовых походах.
Источник: Основы православной культуры. 2011
КРЕСТ
священный символ в христианстве, предмет религиозного почитания в православии и католицизме. Иисус Христос был распят на К. Почитался К. и в дохристианских культах. Он служил объектом поклонения древних народов как символ огня, который первоначально добывался трением двух перекрещивающихся палочек, символ солнца и вечной жизни. В раннем христианстве почитание этого «языческого символа» отвергалось. Лишь в IV в. после того как мать римского императора Константина Елена, совершая паломничество в Палестину, якобы нашла К., на котором был распят Христос, в христианстве вводится официальное его почитание. Изображения Иисуса распятым на К. впервые встречаются в VIII в. В разных христианских течениях почитаются разные К.: у католиков — четырехконечные, у православных — четырех-, шести-, восьмиконечные, у старообрядцев — восьмиконечные. В некоторых христианских течениях культ К. отвергается.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Крест
лат. crux) - долгое время являлся у разных народов элементом орнамента или магическим знаком, символом счастья или, напротив, смерти. Как символ жизни или животворящих сил, солнца, ветра изображался в виде креста в круге или в виде свастики (гаммированный крест). Древнеегипетский крест с круглым ушком - иероглиф, обозначавший понятие "жизнь" (так называемый crux ansata). Крест в виде древнееврейской буквы Т ("тау", последняя буква древнееврейского алфавита) считался знаком Бога и причастности к нему (он же - антониевский крест). В христианстве крест стал символом вечной жизни и избавления от страданий, но до конца античности сосуществовал с языческими и иудейскими крестами. Наиболее распространенные варианты христианского креста: греческий (равносторонний), латинский (crux immissa) - не равносторонний, Х - андреевский, хризма - монограмма имени Христа, состоявшая из первых букв - "хио и "ро" (Подробнее см.: Нейхардт А.А. Происхождение креста. - М., 1960).
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Крест
орудие распятия Иисуса Христа, ставшее после Воскресения Христова символом искупления и спасения рода человеческого, знаком победы Богочеловека над смертью и адом. Символика К. пронизывает весь православный культ и получает в православной традиции сложное, многогранное богословскомистическое толкование. К. понимается, в частности, как новое Древо Жизни; как совокупность жизненных испытаний, которые призван вынести христианин, отстаивающий свою веру; как средство передачи энергии Духа Святого. Поэтому К. священнослужители благословляют верующих, а верующие целуют благословляющий К. Крестное знамение – осенение себя знаком К., совершаемое правой рукой, пальцы которой сложены в «троеперстие», – содержит одновременно образ К. и символику Пресвятой Троицы. Форма К. в Православной Церкви может быть разной: четырех, шести– (для изображения надписи, прибитой над головой распятого Христа) и восьмиконечной (с обозначением бруса для ног Распятого). В православном обиходе имеют место различные по назначению К.: 1) нательный – носимый христианами под одеждой; 2) наперсный, или иерейский (название происходит от церк. – слав. «перси» – грудь) – надеваемый священником поверх рясы; 3) архиерейский – носимый архиереем вместе с панагией; 4) напрестольный – полагаемый на престол рядом с Евангелием.
Источник: Краткий православный словарь.
Крест
священный символ в христианстве, предмет религиозного почитания в православии и католицизме. По христианской версии, на кресте был распят Иисус Христос, что и явилось основанием для превращения изображения этого орудия казни в религиозный символ. В действительности, как свидетельствуют научные данные, крест почитался в дохристианских культах. Его изображения обнаружены при археологических раскопках в разных районах земного шара, в частности в Южной Америке, Новой Зеландии. Установлено, что он служил объектом поклонения других народов как символ огня, который первоначально добывался путем трения двух перекрещивающихся палочек, символ солнца и вечной жизни. В раннем христианстве почитание «языческого символа» отвергалось. Лишь в 4 в., после того как мать римского императора Константина Елена, совершая паломничество в Палестину, якобы нашла крест, на котором был распят Христос, в христианстве вводится его официальное почитание. Изображение Иисуса Христа распятым на кресте встречается в 8 в. В разных христианских течениях почитаются разные кресты: у католиков – четырехконечные, у православных – четырех-, шести-, восьмиконечные, у старообрядцев восьмиконечные. В некоторых христианских течениях отвергается культ креста (баптисты, адвентисты, другие протетантские церкви). См. Христианство.
Крест
1. (лат. crux). Изображения К. на различных предметах, относящихся к древнейшим периодам истории Др. Востока, Азии, Египта, Африки, Средиземноморья и Европы, были обнаружены при археология, раскопках. Здесь К. является или элементом орнамента, или магич. знаком, или символом, причем границы между этими возможными его функциями часто неопределенны. К. как символ жизни или животворящих сил (солнце, ветер) изображался по-разному (К. в круге, гаммированный К.). Др.-егип. К. с ушком — иероглиф «anch» — обозначает понятие «жизнь». В Передней Азии К. наряду с другими символами был прежде всего знаком счастья и сакральным знаком. К. в форме др.-евр. буквы Т («тау». последняя буква др.-евр. алфавита) считался знаком причастности Богу и самого Бога. В греч. (особенно в произведениях геометрия. стиля) и рим. искусстве К. был элементом различных орнаментов (например, меандр), изначально заключавших в себе символику жизни. На надгробиях в Аркадии К. выступает как знак смерти. Совершенно новый смысл он получил в христианстве: смерть Иисуса на К., рим. пытка на К., общая символика жизни, связанная с К., — все это связалось воедино, и К. стал священным символом вечной жизни и избавления от страданий. Вместе с тем вплоть до конца античности христианский К. продолжал сосуществовать с языческими и иудейскими К., у каждого из которых было свое символич. значение.
2. (лат. crux), поврежд., не поддающееся объяснению место в тексте, в спец. изданиях отмечается знаком †.
рис. Крест: 1 — греческий; 2 — латинский (crux immissa); 3 крест в форме буквы Т («ray»), или антониевский крест; 4 — андреевский крест; 5 — крест с ушком (crux ansata); 6 — крест в круге; 7 — гаммированный крест, или свастика (crux gammata); 8 — монограмма имени Христа, состоящая из первых букв — «хи» и «ро».
2. (лат. crux), поврежд., не поддающееся объяснению место в тексте, в спец. изданиях отмечается знаком †.
рис. Крест: 1 — греческий; 2 — латинский (crux immissa); 3 крест в форме буквы Т («ray»), или антониевский крест; 4 — андреевский крест; 5 — крест с ушком (crux ansata); 6 — крест в круге; 7 — гаммированный крест, или свастика (crux gammata); 8 — монограмма имени Христа, состоящая из первых букв — «хи» и «ро».
Источник: Словарь античности. 1989
КРЕСТ
вид государственной награды за военные и другие отличия и заслуги, знак ордена. Различного вида кресты являлись основными орденскими знаками всех российских орденов. Среди них особое место занимает так называемый Андреевский, или косой, крест (в геральдике — «салтир»), на котором, по христианским легендам, распяли причисленного затем к лику святых апостола Андрея — покровителя России. Этот святой первый, кто, «благославляя вся Российскую землю, семя Святого Евангелия разсеял». Косой крест синего (голубого) цвета стал знаком ордена Св. Андрея Первозванного — высшей награды в России, а также символом русского флота (см. Андреевский флаг). 4-конечный равноконечный крест с несколько расширяющимися концами и круглым медальоном в средокрестии принят в качестве знака орденов Св. Александра Невского, Св. Георгия, Св. Владимира и Св. Анны (так называемый Аннинский крест). Знаком ордена Св. Иоанна Иерусалимского, являвшегося при Павле I фактически высшим в системе российских наград, был так называемый Мальтийский крест белого цвета с раздвоенными в виде «ласточкина хвоста» концами (лучами). Являлся символом Мальтийского ордена основанного в XII в. крестоносцами. Подобную форму, но с шариками на концах лучей имеют российские ордена польского происхождения — Белого Орла и Св. Станислава. Своеобразным «продолжением» ордена Св. Георгия являлись отличавшиеся по внешнему виду 5 золотых офицерских крестов на Георгиевских лентах, учрежденных в 1789-1810 для участников штурма Очакова, Измаила, Праги (предместье Варшавы) и др. Золотые кресты предназначались для офицеров, представленных к награде, но почему-либо не получивших орден Св. Георгия или Св. Владимира. Для нижних чинов предназначался имевший форму креста Знак отличия военного ордена (с 1913 — Георгиевский крест), разделенный на 4 степени. Обособленно от орденских знаков носились близкие к ним по форме, но не имеющие лент кресты «За службу на Кавказе» (1864) и «Порт-Артур» (1914), которыми награждались все участники этих событий. Различные кресты составляли основу большинства полковых нагрудных знаков и присутствовали на многих медалях.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
Крест
евр. цлав. Распятие. Крест. Распятие. Слово крест, лат. «крукс», первоначально обозначало вообще позорный столб или столб мучения, который мог иметь различную форму. У некоторых* древних народов преступников привязывали к столбу за руки над головою, и выставляли их, таким образом, на общее посрамление и голодную смерть. Другой способ подобного наказания заключался в том, что врывали в землю заостренный кол и насаживали на него живого человека. Таким образом, Дарий посадил на колы более 3000 жителей покоренного Вавилона. В этом случае смерть наступала скорее. Наказание через повешение применялось в Египте (Быт. 40:19), в Персии (Езд. 6:11; Есф. 2:23), а также у евреев (Чис. 25:4; Втор. 21:22 и дал.; И. Нав. 8:29), хотя в этих последних случаях, по-видимому, вешали мертвое тело для посрамления. Смотри «Правосудие». Наказание через распятие является медленным убийством человека. При этом пользовались той формой креста, которая нам более известна и состоит из двух кусков дерева различной длины, скрепленных между собою. Были также кресты в форме буквы Т и буквы X. Распятие на таких крестах было у римлян общепринятой смертной казнью для самых тяжких преступников, как то: разбойников, мятежников и тому подобных. Распятие, как говорит Цицерон, было самой жестокой и ужасной из всех казней. Благодаря римлянам, оно было введено также в Палестине, и это наказание для рабов и преступников применили к Иисусу (Мат. 27:26; Иоан. 19:18). После бичевания ременной плетью приговоренный к распятию был обязан сам нести свой крест до места казни, которое обычно находилось вне города, около большой дороги. Там с него снимали одежду и распинали его на кресте, который перед этим вкапывали в землю. На кресте прибивалась дощечка с указанием вины. Распинаемого привязывали веревками или прибивали его руки и ноги гвоздями. Для упора среди креста был выступ для сидения, под ногами же ничего не было. Смерть наступала после ужасных мучений и очень медленно. В большинстве случаев распятый на кресте жил более 12 часов, а иногда смерть наступала только на третий день. Вот почему Пилат был удивлен, узнав о быстрой смерти Иисуса ( Map . 15:44). Смерть наступала не от потери крови: воспаление ран, мучение от жажды, прилив крови к голове и сердцу отнимали постепенно силу у страдающего. Сильные натуры умирали от голода. Поэтому перебивание голеней считалось смягчением наказания, так как это укорачивало мучения. Мертвые тела оставляли висеть на кресте на растерзание диким зверям или для гниения. Евреи, обыкновенно, снимали их и хоронили.
Иисусу также должно было нести Свой крест, хотя Он изнемогал под его тяжестью, так что пришлось заставить земледельца Симона помочь Ему (Иоан. 19:17; Мат. 27:32). Перед казнью Ему предложили пить крепкий напиток по еврейскому обычаю, согласно Прит. 31:6: Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею». Иисус отказался, ибо Он хотел страдать и умереть в полном сознании (Мат. 27:34), хотя потом, томимый жаждою, Он вкусил уксуса, который подали Ему (Иоан. 19:28 и дал.). Предшествовавшие ужасные страдания ускорили Его смерть и солдатам не нужно было перебивать Его костей, но один из них копьем пронзил Ему бок (Иоан. 19:33) во исполнение пророчества (Исх. 12:46; Зах. 12:10). Размышляя о том, что осужденный должен был сам нести крест, мы можем понять слова Иисуса, обращенные к Его последователям о несении креста (Мат. 10:38; 16:24). Крест — дерево проклятия (Гал. 3:13; Евр. 12:2) — сделался славным символом спасения после того, как на нем был распят Иисус (Гал. 6:14). Это орудие мучения — соблазн для неверующих евреев (Гал. 5:11) и безумие для язычников (1 Кор. 1:23) — сделалось для христиан символом жизни, который даже над могилами свидетельствует о жизни и воскресении во имя Того, Кто смирил Себя до смерти и смерти крестной (Фил. 2:8).
Иисусу также должно было нести Свой крест, хотя Он изнемогал под его тяжестью, так что пришлось заставить земледельца Симона помочь Ему (Иоан. 19:17; Мат. 27:32). Перед казнью Ему предложили пить крепкий напиток по еврейскому обычаю, согласно Прит. 31:6: Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею». Иисус отказался, ибо Он хотел страдать и умереть в полном сознании (Мат. 27:34), хотя потом, томимый жаждою, Он вкусил уксуса, который подали Ему (Иоан. 19:28 и дал.). Предшествовавшие ужасные страдания ускорили Его смерть и солдатам не нужно было перебивать Его костей, но один из них копьем пронзил Ему бок (Иоан. 19:33) во исполнение пророчества (Исх. 12:46; Зах. 12:10). Размышляя о том, что осужденный должен был сам нести крест, мы можем понять слова Иисуса, обращенные к Его последователям о несении креста (Мат. 10:38; 16:24). Крест — дерево проклятия (Гал. 3:13; Евр. 12:2) — сделался славным символом спасения после того, как на нем был распят Иисус (Гал. 6:14). Это орудие мучения — соблазн для неверующих евреев (Гал. 5:11) и безумие для язычников (1 Кор. 1:23) — сделалось для христиан символом жизни, который даже над могилами свидетельствует о жизни и воскресении во имя Того, Кто смирил Себя до смерти и смерти крестной (Фил. 2:8).