Математика

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [зарубежный] Время: [советское]

Математика
   • Mathemat?ca,
         ??? ?????????? или ????????, означает в известном смысле все вообще научные познания, в специальном же смысле такие, в которых форма науки впервые высказалась с наивозможною точностью, а именно математику. Первоначальное свое развитие и М. получила у греков, благодаря ионическим философам, а еще более благодаря пифагорейцам. Различного рода опыты, задачи и методы были заимствованы, конечно, с Востока, особенно от египтян, но научною обработкою М. обязана грекам. В арифметике особенно прославились Пифагор и после него Архит и Филолай; Пифагор же обогатил геометрию названною по его имени важною теоремою; ею же занимались Анаксагор и Гиппократ Хиосский (450 г. до Р. X.), особенно последний, который нашел будто бы квадратуру круга (lunula) и старался решить пресловутую и занимавшую затем многих ученых древнего мира «Делосскую проблему» — найти способ к удвоению куба. Уже Архит рассматривал в своих лекциях стереометрические отношения, именно первую кривую двоякой кривизны, а Платон ввел в геометрию аналитический метод, равно как и учение о конических сечениях и геометрических точках; этим он настолько расширил математическую науку, что его ученики говорили о трансцендентной геометрии в противоположность к низшей геометрии. Вместе с Платоном и Архитом одновременно почти процветали Евдокс Книдский, Аристей, Менэхм (?????????) и его брат Дейнострат (????????????), которые развили еще более учение о конических сечениях, а так называемая quadratix Дейнострата, открытая жившим в то же время Гиппием ( ??????), стремится к решению задачи — разделить угол на три равные части и решить квадратуру круга. Эти подготовительные работы получают у Аристотеля дальнейшее развитие по отношению к объему и содержанию и разнообразному их применению к механике; наконец, благодаря трудам александрийских ученых, М. достигла той научной полноты, которой можно было достигнуть в древности. В частности, систематическая и методическая разработка арифметики удалась Евклиду; эту же часть М. обогатили своими исследованиями Архимед и Эратосфен. Особенно же прославился вышеупомянутый Евклид в геометрии, где знаменитые «Основы» (?????????) доставили ему название «отца геометрии». Кроме него, Архимед, Аполлоний из Перги и живший позднее Диофант были главными математиками древних. Архимед решил квадратуру параболы, нашел отношение между окружностью и диаметром круга, между объемом шара и описанного около него цилиндра, определил содержания сфероид и вообще значительно расширил геометрический анализ. Аполлоний исследовал свойства сечений косого конуса и довел теорию конических сечений до высокой степени совершенства. Труды этих двух математиков обозначают самую блестящую эпоху геометрии у древних. Геометрическим способом решили «Делосскую проблему» Менэхм и Аполлоний, и именно посредством конических сечений, позднее Никомед (может быть, ок. 150 г. до Р. X.) посредством изобретенной им конхоиды (раковинообразной кривой линии), Диокл (вероятно, в 6 в. от Р. X.) посредством киссоиды (плющеобразной кривой). Гиппарх, величайший астроном в древности, был основателем необходимой ему для его астрономических исчислений плоской и сферической тригонометрии, дальнейшему развитию которой содействовали Гемин, Феодосий (может быть, ок. 50 г. до Р. X.) и астроном Менелай (может быть, ок. 100 г. от Р. X.). Единственное изложение плоской и сферической тригонометрии у древних находим мы в сочинении ??????????? ????????, принадлежащем великому астроному Клавдию Птолемею (ок. 150 г. от Р. X.). Из математиков позднейшего времени в древности следует упомянуть еще двух, Диофонта (между 160 и 360 гг. от Р. X.), который занимался преимущественно так называемым неопределенным анализом, и Паппа, жившего в конце 4 в., который в своем «математическом сборнике» (???????????? ?????????), собрал важнейшие открытия прежних математиков. Механикой долгое время занимались только практически, пока Архимед после различных напрасных опытов других ученых не установил для нее твердых теоретических оснований; посредством законов простых машин (рычага, блока и т. д.) и центра тяжести он положил начало механике твердых тел, а изложением своей гидростатической теории основал механику жидкостей. Из других ученых следует в особенности упомянуть Герона Александрийского (ок. 250 г. до Р. X.), который, между прочим, изобрел названные по его имени приборы: Геронов фонтан, Геронов шар, эолипилу. Не только в Александрии, но и на острове Родосе, в Пергаме и особенно в Сиракузах процветала механика в практическом применении. Меньше знаем мы об успехах в оптике, т. к. сочинения, касающиеся ее, частью сомнительны, частью утрачены. Акустика была сперва указана Пифагором, позднее ею занимался Аристотель. У римлян М. не развивалась: эмпирический навык при разделении земель и при означении места для лагеря казался для них достаточным. Некоторые сведения по этой отрасли мы имеем в сочинении Гигина; кроме того, Варрон, Витрувий и Юлий Фронтин также известны как писатели по этой части.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МАТЕМАТИКА,

•Mathematĭca,


τὰ μαθηματικά или μαθήματα, означает в известном смысле все вообще научные познания, в специальном же смысле такие, в которых форма науки впервые высказалась с наивозможною точностью, а именно математику. Первоначальное свое развитие и М. получила у греков, благодаря ионическим философам, а еще более благодаря пифагорейцам. Различного рода опыты, задачи и методы были заимствованы, конечно, с Востока, особенно от египтян, но научною обработкою М. обязана грекам. В арифметике особенно прославились Пифагор и после него Архит и Филолай; Пифагор же обогатил геометрию названною по его имени важною теоремою; ею же занимались Анаксагор и Гиппократ Хиосский (450 г. до Р. X.), особенно последний, который нашел будто бы квадратуру круга (lunula) и старался решить пресловутую и занимавшую затем многих ученых древнего мира "Делосскую проблему" - найти способ к удвоению куба. Уже Архит рассматривал в своих лекциях стереометрические отношения, именно первую кривую двоякой кривизны, а Платон ввел в геометрию аналитический метод, равно как и учение о конических сечениях и геометрических точках; этим он настолько расширил математическую науку, что его ученики говорили о трансцендентной геометрии в противоположность к низшей геометрии. Вместе с Платоном и Архитом одновременно почти процветали Евдокс Книдский, Аристей, Менэхм (Μέναιχμος) и его брат Дейнострат (Δεινόστρατος), которые развили еще более учение о конических сечениях, а так называемая quadratix Дейнострата, открытая жившим в то же время Гиппием ( Ίππίας), стремится к решению задачи - разделить угол на три равные части и решить квадратуру круга. Эти подготовительные работы получают у Аристотеля дальнейшее развитие по отношению к объему и содержанию и разнообразному их применению к механике; наконец, благодаря трудам александрийских ученых, М. достигла той научной полноты, которой можно было достигнуть в древности. В частности, систематическая и методическая разработка арифметики удалась Евклиду; эту же часть М. обогатили своими исследованиями Архимед и Эратосфен. Особенно же прославился вышеупомянутый Евклид в геометрии, где знаменитые "Основы" (στοιχει̃α) доставили ему название "отца геометрии". Кроме него, Архимед, Аполлоний из Перги и живший позднее Диофант были главными математиками древних. Архимед решил квадратуру параболы, нашел отношение между окружностью и диаметром круга, между объемом шара и описанного около него цилиндра, определил содержания сфероид и вообще значительно расширил геометрический анализ. Аполлоний исследовал свойства сечений косого конуса и довел теорию конических сечений до высокой степени совершенства. Труды этих двух математиков обозначают самую блестящую эпоху геометрии у древних. Геометрическим способом решили "Делосскую проблему" Менэхм и Аполлоний, и именно посредством конических сечений, позднее Никомед (может быть, ок. 150 г. до Р. X.) посредством изобретенной им конхоиды (раковинообразной кривой линии), Диокл (вероятно, в 6 в. от Р. X.) посредством киссоиды (плющеобразной кривой). Гиппарх, величайший астроном в древности, был основателем необходимой ему для его астрономических исчислений плоской и сферической тригонометрии, дальнейшему развитию которой содействовали Гемин, Феодосий (может быть, ок. 50 г. до Р. X.) и астроном Менелай (может быть, ок. 100 г. от Р. X.). Единственное изложение плоской и сферической тригонометрии у древних находим мы в сочинении μαθηματικὴ σύνταξις, принадлежащем великому астроному Клавдию Птолемею (ок. 150 г. от Р. X.). Из математиков позднейшего времени в древности следует упомянуть еще двух, Диофонта (между 160 и 360 гг. от Р. X.), который занимался преимущественно так называемым неопределенным анализом, и Паппа, жившего в конце 4 в., который в своем "математическом сборнике" (μαθηματικαὶ συναγωγαί), собрал важнейшие открытия прежних математиков. Механикой долгое время занимались только практически, пока Архимед после различных напрасных опытов других ученых не установил для нее твердых теоретических оснований; посредством законов простых машин (рычага, блока и т. д.) и центра тяжести он положил начало механике твердых тел, а изложением своей гидростатической теории основал механику жидкостей. Из других ученых следует в особенности упомянуть Герона Александрийского (ок. 250 г. до Р. X.), который, между прочим, изобрел названные по его имени приборы: Геронов фонтан, Геронов шар, эолипилу. Не только в Александрии, но и на острове Родосе, в Пергаме и особенно в Сиракузах процветала механика в практическом применении. Меньше знаем мы об успехах в оптике, т. к. сочинения, касающиеся ее, частью сомнительны, частью утрачены. Акустика была сперва указана Пифагором, позднее ею занимался Аристотель. У римлян М. не развивалась: эмпирический навык при разделении земель и при означении места для лагеря казался для них достаточным. Некоторые сведения по этой отрасли мы имеем в сочинении Гигина; кроме того, Варрон, Витрувий и Юлий Фронтин также известны как писатели по этой части.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Математика
(от греч. mathema — значение, наука). В эпоху античности уровень развития М. был очень высок. Греки использовали накопл. в Вавилонии и Египте арифметич. и геометрич. знания, но достоверных данных, позволяющих точно определить их воздействие, а также влияние традиции крито-микенской культуры, нет. История М. в Др. Греции, включая эпоху эллинизма, делится на 4 периода.
        1. Ионийский период (ок. 600 — 450 до н. э.). В результате самостоятельного развития, а также на основе определ. запаса математич. знаний, заимствованных у вавилонян и египтян, М. превратилась в особую научную дисциплину, основанную на дедуктивном методе. Об этом свидетельствовали сочинения некоторых последователей ионийской натурфилософии и пифагорейцев. Согласно античному преданию, именно Фалес положил начало этому процессу. Однако истинная заслуга в создании М. как науки принадлежит, видимо, Анаксагору и Гиппократу Хиосскому. Демокрит, наблюдая за игрой на музыкальных инструментах, установил, что высота тона звучащей струны изменяется в зависимости от ее длины. Исходя из этого, он определил, что интервалы музыкальной гаммы могут быть выражены отношениями простейших целых чисел. Основываясь на идее об атомистич. структуре пространства (предполагалось, что линии, поверхности и объемы состоят из мельчайших элементов), он вывел формулы для определения объема конуса и пирамиды. Наиболее крупным математиком среди пифагорейцев следует, постровидимому, считать Архита. Для математич. мысли этого периода было характерно наряду с накоплением элементарных сведений по геометрии наличие зачатков теории двойственности, элементов стереометрии, формирование общей теории делимости и учения о величинах и измерении.
        2. Афинский период (ок. 450 — 300 до н. э.). Развиваются специфич. греч. математич. дисциплины, наиболее значительной из которых была геометрич. алгебра. Целью геометризации М., в сущности, был поиск решения чисто алгебраич. задач (линейные и квадратные уравнения) с помощью наглядных геометрич. образов. Он был обусловлен стремлением найти выход из затруднительного положения, в котором оказалась М. вследствие открытия иррациональных величин. Применение новых способов решения задачи о квадратуре круга («теорема о луночках») Гиппократа и в первую очередь доказательство несоизмеримости (соизмеримости) диагонали квадрата с его стороной, постровидимому открытое пифагорейцем Гиппасом Метапонтским (ок. 400 до н. э.), опровергли утверждение, что соотношения любых математич. величин могут быть выражены через отношения целых чисел, т. е. через рациональные величины (Arithmetiса universalis). Под влиянием сочинений Платона и его учеников Феодор Киренский и Теэтет занимались разработкой проблемы несоизмеримости отрезков, в то время как Евдокс Книдский сформулировал общую теорию отношений, которую можно было применять также и для иррациональных величин. Тем самым он внес вклад в преодоление кризиса греч. М. Однако свободному развитию математич. мысли в этот период, дальнейшему становлению ее методологии и накоплению конкретного материала препятствовал провозглашаемый Платоном и его последователями примат умозрительного, в том числе математич., знания над эмпирия.
        3. Эллинистич. период (ок. 300 — 150 до н. э.). В эпоху эллинизма античная М. достигла высшей стадии развития. В течение мн. столетий осн. центром математич. исследований оставался александрийский Мусейон. В этот период появляется труд, в котором систематизируются и обобщаются достижения предшествующих поколений математиков. Ок. 325 до н. э. Евклид написал сочинение «Начала» (13 книг); будучи последователем Платона, он практически не рассматривал прикладные аспекты М. Им уделял особое внимание Герон Александрийский. Только создание учеными Зап. Европы в 17 в. новой М. переменных величин оказалось по значению выше того вклада, который Архимед внес в разработку математич. проблем. Он не только, по сути дела, приблизился к анализу бесконечно малых величин, но и выступил в поддержку материалистич. взглядов Демокрита. Аполлоний Пергский, основываясь на трактатах Менахма (ок. 350 до н. э.), Евклида и других, создал законч. теорию конических сечений. В области математич. исследований в этот период осн. внимание уделялось также изучению алгебраич. кривых, которыми занимались Диокл (ок. 180 до н. э.), Никомед (ок. 180 до н. э.), Персей (ок. 150 до н. э.), и разработке математич. методов в теоретич. астрономии (теория эпициклов, вычисление хорд), что нашло отражение в трудах Аполлония Пергского, Менелая Александрийского и Клавдия Птолемея. Наряду с широким использованием М. в прикладных целях (Архимед) и применением ее для разрешения проблем в области физики и механики вновь обнаружилась тенденция, в частности со стороны неопифагорейцев, приписывать числам особые, сверхъестеств. качества (Ямвлих).
        4. Завершающий период (ок. 150 — 60 до н. э.). К самостоятельным достижениям рим. М. можно отнести лишь создание системы грубо приближ. вычислений и написание неск. трактатов по геодезии, в основу которых легли работы Герона Александрийского. Наиболее значительный вклад в развитие античной М. на ее заключительном этапе внес Диофант. Использовав, видимо, данные егип. и вавилон. математиков, он продолжил разработку методов алгебраич. исчислений. Деятельность неопифагорейцев и неоплатоников, а также математиков, работавших в александрийском Мусейоне, была обусловлена стремлением сохранить знания, накопл. выдающимися представителями греч. математич. мысли. Наряду с усилением религиозно-мистич. интереса к числам продолжалась также разработка подлинной теории чисел. Этим занимался, в частности, Никомах Герасский (ок. 100 до н. э.). Были также составлены превосходные комментарии ко мн. математич. сочинениям и написаны работы, в которых систематизировались итоги исследований в области М. (Папп Александрийский и неоплатоник Прокл). В целом в условиях острого кризиса рабовладельч. способа производства и перехода к феодальной общественно-экономической формации в М. наблюдался регресс. Зверское убийство автора ряда трудов по М. Ипатии в 415 символизировало конец александрийской математич. школы. В 529 по приказу визант. императора Юстиниана, ярого поборника христианской веры, афинская Академия как центр распространения «языческих и губительных учений» была закрыта. Теперь только Византия вплоть до 9 в. оставалась хранительницей традиций античной М. Благодаря сохранившимся визант. копиям сочинений греч. математиков и их позднейшим араб, переводам до нас дошла значительная часть математич. знаний, накопл. в период распада Римской империи. Бурное развитие науки в Зап. Европе в эпоху Возрождения привело к тому, что зап.-европ. ученые постепенно ознакомились с сочинениями греч. математиков (б. ч. сохранились в араб, и евр. переводах). В 15 — 16 вв. гуманисты проводили текстологич. исследования сохранившихся работ с целью восстановления первоначальных текстов. В 16 — 17 вв. труды крупнейших греч. математиков (Евклид, Папп, Птолемей, Аполлоний, Диофант) вышли на лат. и греч. яз. Они оказали огромное влияние на становление высшей М. нового времени.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
385.86 кб

Вышли в свет альманахи серии «История и математика»

Читать PDF
156.93 кб

И. Р. Шафаревич о долге математика и гражданина

Баранец Наталья Григорьевна, Верёвкин Андрей Борисович, Калантарян Ирина Григорьевна
В статье рассматриваются представления о политике, идеологии и задачах науки выдающегося современного математика И.Р. Шафаревича.
Читать PDF
770.50 кб

Переписка математика А. А. Ляпунова 1941-1945 гг. Как источник по истории науки и повседневности в п

Крайнева Ирина Александровн
Статья посвящена военному прошлому математика Алексея Андреевича Ляпунова (1911-1973) ученого-энциклопедиста. Основной источник переписка Ляпунова 1941-1945 гг. После войны преподавал в Артиллерийской академии им. Ф.
Читать PDF
86.54 кб

Гуманитарная научная область - «Математика социальных пространств» - расширяет горизонты древнерусск

Симонов Р.А.
Читать PDF
156.72 кб

Невероятные приключения математика на фронте

Прямицын Владимир Николаевич
Статья посвящена судьбе выдающегося советского математика, физика и метеоролога А. А. Фридмана. Ученый родился в Санкт-Петербурге и с раннего детства проявил склонность к точным наукам.
Читать PDF
101.11 кб

Математика и искусство

Раушенбах Борис Викторович
Читать PDF
104.43 кб

Математика и филология: круглый стол, посвященный 70-летию ректора МГУ В. А. Садовничего

Холиков Алексей Александрович
Читать PDF
398.12 кб

МАТЕМАТИКА И НАРРАТОЛОГИЯ: В ПОИСКАХ ПУТЕЙ СБЛИЖЕНИЯ

Семенова Софья Юльевна
Читать PDF
419.80 кб

Обсуждение календарной реформы в Русской зарубежной Церкви: богословие и математика

Иеромонах Никодим (Денис Владимирович Хмыров)
Статья посвящена обсуждению календарной реформы в начале ХХ века. Рассмотрено, какие теоретические споры в сфере богословия и практические сложности, касающиеся церковных праздников, вызвал перевод в 1918 г.
Читать PDF
718.45 кб

Этнография и математика: опыт статистической типологии южнорусской свадебной обрядности

Бузин Владимир Серафимович
Статья посвящена статистической типологии южнорусской свадебной обрядности. В качестве выборки были использованы описания 27 ритуалов, общий список признаков которых составил 141 номер.
Читать PDF
280.62 кб

Математика и реальность: круглый стол в редакции Вестника ВятГУ (январь 2011)

Орлов Владимир Вячеславович
Читать PDF
93.72 кб

Математика и философия

Жулева Людмила Дмитриевна
Рассматривается роль математики в развитии научного познания, определяется взаимосвязь философии и математики.
Читать PDF
91.35 кб

Логика и математика

Бочаров Вячеслав Александрович
В статье обсуждается мнение о том, что логика в своих исследованиях использует математические методы познания.
Читать PDF
169.62 кб

Флоренский - любовь и математика: обратная перспектива человека

Макарычев С. П., Макарычев М. С.
Читать PDF
0.00 байт

Между Л. Мицлером и И. Маттезоном (творческий процесс И. С. Баха и «Музыкальная математика»)

Коростелёв Валерий Валентинович
Статья посвящена воззрениям на соотношение музыки и математики в эпоху Барокко, особенно в связи с творческим процессом И.С. Баха и определением музыки, данным Г.В. Лейбницем. Наибольшее внимание уделено анализу позиций Л.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Россия, разд. Математика

    Рпоха письменных памятников застает в России употребление десятичной системы счисления в пределах 1 - 10000 (тьма) и дробей двоичной системы вместе с некоторыми другими простейшими дробями в роде 1/3,
  • Математика математические науки и школы в Харькове

    Активно развивались в Х-ве на протяжении почти двух с половиной веков. Математические классы были одними из наиболее многочисленных в Харьк. коллегиуме. Бурное развитие их осуществлялось в открыт
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

    процесс внедрения и применения математических методов в исторической науке. М. и. и. выступает отражением междисциплинарной интеграции, в результате которой математические методы становятся нео
  • ЛЕВ МАТЕМАТИК

    конец VIII в. — ок.869) — визант. ученый-энциклопедист. Занимался разработкой проблем физики, практич. механики, математики, акустики, интересовался медициной и астрономией. Внес много нового в развит
  • Окунев, Сергей, математик

    автор математических сочинений 1832—40 г. {Половцов}
  • Кузнецов, учитель математики

    Морск. корпуса, ст. сов.; род. 1772 г.; † 1848 г. {Половцов}
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

    выдающееся мировое открытие, сделанное русским математиком Л.С. Понтрягиным, в основе его лежит так называемый принцип максимума Понтрягина.
  • ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА ИЗЛОЖЕННАЯ МАТЕМАТИЧЕСКИ

    неоконченная работа Л., написанная на латинском языке в апреле-мае 1756 г. Впервые опубликовано: латинский текст в Акад. Изд. Т. VI, полный русский текст Меншуткин. Эту работу Л. написал так называемым ―
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

    вспомогательные методы, предназначенные для создания на основе системы статистических показателей формальноколичественной модели изучаемого феномена. Использование математических методов св
  • ШКОЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ И НАВИГАЦКИХ НАУК

    в 1701–1715 гг. государственное учебное заведение в Москве для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и др. В 1715–1752 гг. Московская подготовительная школа петербургской
  • Школа математических и навигационных наук

    учебное заведение, готовившее моряков, инженеров, артиллеристов и других специалистов, открыта по указу Петра I в Москве в Сухаревой башне, одновременно обучалось 500 человек. Старшие, навигационны
  • Математическое общество в Харькове

    Было создано при Харьк. университете в 1879. Его руководителями и активными членами были А.М. Ляпунов, В.А. Стеклов, В.Л. Кирпичов, Д.М. Синцов (1906–1946). В 1922 возобновило свою работу, было восстановлено из
  • ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

    первое по времени сочинение Л. в области физической химии. Над этим произведением Л. работал в конце 1741 г. Оно сохранилось только в написанной на латинском языке рукописи и впервые опубликовано Б. Н