МЕССИЯ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕССИЯ
(евр. «помазанник») – обещанный Ветхим Заветом Искупитель, Иисус Христос. Первоначально в иудейской традиции помазанниками Божиими назвались цари, т.к. они помазывались миром на царство. Затем под этим словом стали подразумевать ожидаемого Спасителя.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

МЕССИЯ
помазанник — в некоторых религиях, главным образом иудаизме и христианстве, ниспосланный богом на землю «спаситель», который должен навечно установить свое царство. Предводители различных народных движений нередко объявляли себя М., особенно в древности и в средние века. В мусульманских странах М. называют махди.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Мессия
евр. Машиах-Помазанный Господом) (Ин 1.41; 4.25)-хотя помазанниками назывались и первосвященники, и пророки, и цари (в еврейском тексте в 1Ц 24.7; 26.10 и др. подобных местах стоит слово «мессия»), это название безраздельно прилагается к Иисусу Христу, Спасителю и Господу, Который был обещан и предвозвещен от начала бытия, вначале неотчетливо (Быт 3.15), но затем все более и более ясно (1Ц 2.10; Пс 2.2; Ис 61.1; Дан 7.13-14; Деян 4.27), и Который ожидался на всем протяжении истории израильского народа. (См. помазанник)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Мессия
(от евр. помазанник) – понятие, обозначающее Спасителя. Исторически связано с иудейским религиозным учением о всемирном торжестве и господстве богоизбранного народа под покровительством М., посланного Богом. Даже апостолы, вплоть до Пятидесятницы, не могли освободиться от подобных представлений. В рамках христианства произошло не только исполнение чаяний ветхозаветных пророков о приходе М., но и преодоление национальнорелигиозного характера этих ожиданий. Понятие «М.» здесь неразрывно связано с личностью Богочеловека Иисуса Христа – Спасителя, пришедшего по милости Божией избавить все человечество от греха и смерти.

Источник: Краткий православный словарь.

МЕССИЯ
в ряде религ. учений (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосл. богом спаситель, долженствующий уничтожить зло и установить на земле царство божье. Раньше всего представления о М. возникли, видимо, в религии древ. вавилонян; постепенно оформились в иудаиз-ме после потери древ. евреями политич. независимости, в период т.н. вавилонского пленения (586 — 538 до н.э.). Сначала приход М. связывался с надеждами на реального земного спасителя «из дома царя Давида». В последние века до н.э. с усилением рим. гнета в народе стали представлять М. в кач-ве небесного спасителя, к-рый должен установить на земле царство божье. Одноврем. в нар. массах возникла вера в М. страждущего, к-рый своей мученич. смертью должен будет искупить грехи иуд. народа перед богом. Страждущий М. постепенно отожд. с народом-страдальцем. В иудаизме роль грядущего М. огранич. спасением только еврейского народа. В христианстве — мессианская роль Христа связывается со спасением всего человечества.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

МЕССИЯ
от др.-евр. машиах - помазанник; в греч. пер. - Христос) - в ряде религиозных учений (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом "спаситель", долженствующий уничтожить зло и установить на земле "царство божье". Раньше всего представления о М. возникли, видимо, в религии древних вавилонян; постепенно оформились в иудаизме после потери древними евреями политич. независимости, в период т. н. вавилонского пленения (586-538 до н. э.). Сначала приход М. связывался с надеждами на реального земного "спасителя" "из дома царя Давида". В последние века до н. э. с усилением рим. гнета в народе стали представлять М. в качестве небесного "спасителя", который должен установить на земле "царство божье". Одновременно в народных массах возникала вера в М. страждущего, к-рый своей мученической смертью должен будет искупить грехи иудейского народа перед богом. Страждущий М. постепенно отождествлялся с народом-страдальцем. В иудаизме роль грядущего М. ограничивается спасением только еврейского народа. В христианстве - мессианская роль Христа связывается со спасением всего человечества.

Я. А. Ленцман. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Мессия
(от др.-евр. машиах — помазанник, посланец), первоначально цари ряда ближневост. государств, в которых составной частью обряда возведения на престол было помазание освящ. маслом; затем сформировавшаяся в иудаизме идея прихода будущего царя из рода Давида, который спасет свой народ и установит на земле царство мира и справедливости. Сначала он представлялся жрецом, позднее царем, так называли даже приверженца язычества в понимании основателей иудаизма перс, царя Кира, поскольку он способствовал возвращению иудеев из Вавилонского плена в Иудею. По мере усиления в иудаизме различных социально-политич. течений с приходом М. связывается осуществление противоположных надежд. Если зелоты рассчитывали на приход в облике М. военного вождя, то в 1 в. н. э. возникают общины людей, веривших, что М. уже приходил на землю (Иосиф Флавий упоминает неких Федия и «египетского пророка»). Но уже в Апокалипсисе понятие М. переносится из политич. сферы в трансцендентальную. Именно вера в реальность мифа о М. стоит у истоков раннего христианства (М. в переводе на греч. яз. — Христос). Этим сюжетам посвящены оратория Генделя (1742), эпич. поэзия Клопштока (1742 — 1773).

Источник: Словарь античности. 1989

Мессия
евр. Машиах, т.е. Помазанный — слово, соответствующее греч. слову Христос. Цари, первосвященники и, иногда, пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем, поэтому «помазать» часто обозначало «посвящать», и помазанником (Христом) назывался также посвящаемый человек. Так, напр., Кир (Ис. 45:1) называется помазанником Господа, и первосвященник (Лев. 4:3, 5,16) называется помазанником или мессией. Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Искупителя и Царя. Имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый в Своем лице должен соединить три служения, на которые посвящались помазанием, т.е. что он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником. Из множества библейских мест, в которых имеются обетования о Мессии (проходящих красною нитью через весь Ветхий Завет), мы укажем только на важнейшие. Уже в раю было обещано: «Семя жены» (Быт. 3:15). Аврааму обещается «семя», в котором благословлятся все народы земли (Быт. 12: 3; 18:18; 22:18; срав. Гал. 3:16). Умирающий Иаков видит в Нем Примирителя и надеется на помощь Господа (Быт. 49:10,18); Валаам говорит о звезде от Иакова и жезле от Израиля (Чис. 24:17). В Втор. 18:15 и дал. говорится о пророческом служении Христа. Анна — мать Самуила — первая из тех, которые говорят о Помазаннике, хотя еще никакого царя не было в Израиле (1 Цар. 2:10). «Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего». Он должен быть царем из дома Давида (Пс. 88:36,37; 2 Цар. 23:3 и дал., а также первосвященником (Пс. 109: 4). Срав. Зах. 6:12 и дал. Вечному по Своему существу, Ему все же должно было родиться в незначительном городе (Мих. 5:2) и, хотя Он явился в мир младенцем, Ему надлежало быть крепким Богом, Отцом вечности (Ис. 9:6), Иеговой, нашим оправданием (Иер. 23:6). Срав. Мал. 3:1. См. дал. Дан. 9:24 и дал.; Ис. 42:1 и дал.; 53 гл.; 61:1 и дал.; Пс. 2:6 и дал.; Агг. 2:7. Эти места говорят о Его страдании и отвержении, о Его конечной победе и всеобщем владычестве. В Иисусе из Назарета, Который был помазан Духом Святым без меры (Иоан. 3:34; Евр. 1:9; Деян. 4:27) — все эти пророчества получили свое завершение. Он Сам применял к Себе древние пророчества о Мессии и принимал без возражения название — Мессия или Христос (Мат. 16:16; 26: 63 и дал.; Map. 14:61 и дал.; Лук. 4: 17 и дал.; Иоан. 1:41; 6:69; 10:36). Срав. проповеди Петра о Христе (Деян. 2:16 и дал.; 3:12 и дал.). Подобно Самому Христу, Его ученики помазаны (2 Кор. 1:21) помазаны от Святого (1 Иоан. 2:20, 27). Срав. дал. «Слово» и «Премудрость» относительно Мессии.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

МЕССИЯ (Машиах)
Дословно — помазанник. Так назывался в древности каждый, кто был помазан елеем на священническую должность или царство. Персидский царь Кир тоже назван помазанником Божьим, хотя и не был помазан елеем, ибо суждено ему было освободить народ Израиля от вавилонского плена. В более поздний период это понятие сузилось, и "Машиах" стало именем будущего помазанника, Мессии, который избавит Израиль от его последнего изгнания, - Машиах бен Давид (Машиах из дома Давида) и Машиах бен Иосеф (Машиах из дома Иосефа). В Библии есть множество описаний дня избавления и прихода М. Например: "И взойдут на гору Сион, чтобы судить гору Эсава, и будет Господу царство" (Ов. I, 21) ; или "Так сказал Всемогущий Бог: "В те дни крепко ухватятся десять человек из всех разноязычных народов за край платья иудея, говоря: мы пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Бог" (Зх. VIII,23); или "Вот Я посылаю вам пророка Элиягу (Илью) перед наступлением дня Господня, великого и страшного" (Мал. III, 23). Приход М. хазал* представляли как освобождение от государственного порабощения, желая подчеркнуть, что все несчастья мира — евреев и других народов - вызваны этим порабощением, а с прекращением его исчезнет власть человека над человеком: нет разницы между современным миром и временем М., кроме государственного порабощения. Рамбам* писал: "Мудрецы и пророки мечтали о приходе М. не для того, чтобы народ Израиля господствовал над всем миром, и не для того, чтобы евреи притесняли идолопоклонников, и не для того, чтобы народы превозносили бы евреев, и не для того, чтобы есть, пить и веселиться, а для того, чтобы свободно изучать Тору и мудрость и чтобы не было над ними угнетающего и притесняющего их; чтобы удостоились они жизни в будущем мире... И не будет там голода и войны, ненависти и соперничества". В комментариях хазал обрисован облик М.: он возведен на высшую ступень мудрости и морали. За многовековую историю галута (изгнания) возникло множество сказаний о приходе М., нередко противоречащих друг другу. В "Гилхот мелахим" Рамбам выражает чаяния народа, ожидающего прихода М., на основе текстов Писания и трудов мудрецов: "Царь Машиах восстанет и вернет царство Давида к былому величию, и построит Храм, и соберет рассеяние Израиля. И будет правосудие, как прежде [...] И тот, кто не верит в приход М. или не ожидает его прихода, — не пророков он отрицает, а Тору и Моисея, учителя нашего, ибо сказано: "И вернет Господь, Бог твой, изгнанных твоих и сжалится над тобою, и опять соберет тебя Господь, Бог твой..." (Втор. XXX, 3—4). И сказано это Торой и повторено всеми пророками. [...] И да не взбредет тебе на ум, что царь наш Машиах должен творить чудеса и знамения, оживить мертвых и т. д. Это не соответствует истине. Рабби Акива, величайший из мудрецов Мишны*, был поклонником Бен Козивы [Бар Кохбы] и говорил, что он — царь Машиах. И верили он и другие мудрецы того времени, что Бар Кохба - царь Машиах, пока не убили его. И не требовали они от него чудес и знамений. Главное же в том, что Тора, законы и наставления ее — вечны, нечего добавить к ним или убавить от них. И если восстанет царь из дома Давида, верный Торе и соблюдающий ее мицвот, как Давид, отец его, согласно Торе Письменной и Устной, и заставит весь Израиль жить по законам Торы и будет вести войны Господа - это доказательство того, что он — Машиах. Если сделает так и преуспеет, и построит Храм на месте его, и соберет рассеяние Израиля, то он наверняка Машиах, и он исправит мир так, что все будут служить Господу, ибо сказано: "Ибо тогда сделаю язык народов чистым, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно" (Цфан. III, 9) [...] "Да не подумает никто, что с приходом Машиаха изменится что-либо в устройстве мира... нет, мир не изменится. А то, что сказано у Иешаягу "И волк будет жить с агнцем, и барс с козленком будет лежать" — притча и аллегория. Смысл этого в том, что Израиль будет жить в безопасности от нечестивых идолопоклонников, подобных волкам и барсам, как сказано: "...Волк степной опустошит их, а барс грозит их городам" (Иер. V, .). И вернутся все к истинной религии, и не будут грабить и творить зло [...] А то, что сказано: "И лев, подобно волу, будет есть солому" (Ис. XI, 7) и все подобное, что сказано о М., — аллегория".

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Концепт мессия в художественной литературе ХХ века

Гришкова Лилия Владимировна
Читать PDF

Скоморох-мессия: от душераздирающего хохота к трансцендентному слову в произведениях А. Башлачева

Qualin Anthony
Настоящая статья посвящена исследованию образа “Поэта” в произведениях А. Башлачева.
Читать PDF

2004. 03. 004. Маршаль Р. , Мессиан К. Экономический анализ гражданской войны по полю Колье. Marchal

Жилина И. Ю.
Читать PDF

«Святой Франциск Ассизский» Оливье Мессиана: реализация модели духовной оперы

Кулыгина Надежда Александровна
Автор прослеживает генезис и идентифицирует композиционную модель духовной оперы «Святой Франциск Ассизский» Оливье Мессиана.
Читать PDF

Образовательный дискурс фортепианной музыки Мессиана (на примере цикла «Двадцать взглядов на Младенц

Виноградова В. С.
В статье говорится о роли фортепиано в творчестве О.Мессиана, о пристрастиях композитора в сфере фортепианной музыки.
Читать PDF

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВСЕЛЕННАЯ ОЛИВЬЕ МЕССИАНА

Гудимова С.А.
Читать PDF

Биополитика, мессианизм и экономия спасения в философии Джорджо Агамбена

Сивков Денис Юрьевич
Читать PDF

Идеи и символы христианства в операх П. Дюка и О. Мессиана

Азарова Валентина Владимировна
В статье рассмотрена проблема претворения идей и символов христианства в операх крупных французских композиторов XIX–ХХ вв.: П. Дюка («Ариана и Синяя Борода») и О. Мессиана («Святой Франциск Ассизский»).
Читать PDF

О педагогической деятельности О. Мессиана: музыкально-аналитические принципы и установки

Рахматулина Наталья Алексеевна
Автор впервые делает попытку выявить и обобщить наиболее важные музыкально-аналитические принципы и установки О. Мессиана, разработанные и введенные им в ходе педагогической деятельности в Парижской консерватории.
Читать PDF

Особенности музыкально-художественного мышления О. Мессиана

Старикова Елена Николаевна
В статье рассматриваются разнообразные компоненты (пение птиц, витражность, индийские и греческие ритмы, григорианские хоралы), составляющие музыкальное творчество французского композитора Оливье Мессиана.
Читать PDF

«Витражное мышление» Оливье Мессиана

Старикова Елена Николаевна
В статье определяются свойства «витражного мышления», характерного для творчества французского композитора Оливье Мессиана.
Читать PDF

Франкофония как современная форма французского мессианизма

Силичева Наталия Дмитриевна

Похожие термины:

  • ХРИСТОС-МЕССИЯ

    слово «Христос» на греческом означает то же самое, что слово «Мессия» на еврейском: «помазанник». Поскольку христианство пришло к нам из Византии, мы называем Иисуса Христом, а евреи – Мессией. Наз
  • ЗАКОНЫ МЕССИЯ

       • Leges Messiae,          трибуна К. Мессия, 57 г. до P. X.:        1. предложение о возвращении из изгнания Цицерона. Cic. р. red. in sen. 8, К. Фабриций внес это предложение в народное собрание, см. Lex Fabricia, Закон Фа
  • МЕССИАН Оливье

    (Эжен Проспер Шарль) (р. 10 XII 1908, Авиньон) Французский композитор О. Мессиан по праву занимает одно из почетных мест в истории музыкальной культуры XX в. Он родился в интеллигентной семье. Отец - ученый-
  • МЕССИАНИЗМ, МЕССИАНСТВО

    религиозная вера в пришествие Мессии.
  • Мессианизм

    (машиах – помазанник) – учение о грядущем пришествии в мир божьего посланника – мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок. В иудаизме мессией первоначально именовался ц
  • Мессианская эклога

    Четвертая из десяти эклог (пасторальных поэм) Вергилия, где автор предсказывает рождение младенца, который должен принести мир на землю и вернуть золотой век. Не ясно, имел ли в виду Вергилий ожида
  • МЕССИДОР

    десятый месяц французского республиканского календаря 1793—1805 гг.: 19/20 июня-18/19 июля.
  • Мессинг, С. В

    автор брош. о зрительных путях у костистых рыб (СПб., 1907). {Венгеров}
  • Мессинский кризис

    событие, имевшее место в Западном Средиземноморье во второй половине позднего миоцена (в конце его или в течение мессинского века), в интервале времени 6,87-5,16 млн. лет. Характеризуется существовани
  • Мессианство

    вера в пришествие мессии - помазанника, посланника бога, призванного навечно установить царство Божье на земле. Мессианские идеи о своем особом предназначении на земле могут овладевать и целыми н
  • ДЕЦИЙ, Гай Мессий Квинт

    Римский император в 249-251 гг. Род. в 195 г. Умер 251 г. Деций родился в Паннонии, в городе Сирмий (Виктор: "О Цезарях"; 29). Пройдя все ступени военной карьеры, он был в 249 г. отправлен императором Филиппом в Ме
  • ГОСТИЛИАН, Гай Валент Мессий Квинт

    Римский император в 251-252 гг. Умер 255 г. Сын Деция. Гостилиан был избран в императоры сенатом после смерти Деция, но вскоре умер от чумы. Соправителем его был Галл (Виктор: "О жизни и нравах римских имп
  • Мессин 1-я мировая война

    На рассвете 7 июня 1917 после 10-дневного арт. обстрела фельдмарш. Хейг, имея целью отбить у противника возвышенность у Мессина для дальнейшего продвижения на Ипр, взорвал 19 траншей под герм. позициями
  • АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА

    antonello da messina) (ок. 1430, Мессина, о. Сицилия – 1479, там же), итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Биографических сведений о нем почти не сохранилось. В 1450 г. переехал в Неаполь, где познакомился
  • Мессина I Арагонское завоевание Сицилии

    Место сражения 2 окт. 1284 между сицилийским флотом адм. Роджера де Лаурия и франц. флотом Карла Анжуйского. Сицилийцы, многократно превосходившие противника по численности, нанесли французам сокруш
  • Мессина

    , Франческо (Messina, Francesco) 1900, Лингуаглосса, провинция Катания — 1995, Милан. Итальянский скульптор. Один из видных мастеров пластики XX столетия. Начал заниматься скульптурой с раннего возраста, поступи
  • МЕССИНГ (Якобсон) Анна Михайловна

    (жена С. Мессннга) (1890-1967). Сотрудник советских органов госбезопасности. Член СДКП и Л с 1906 года. В 1907 и 1912 годах арестовывалась. Участник Октябрьской революции, член Военно-революционного комитета (В
  • МЕССИНГ Станислав Адамович

    (1890-1938). Сотрудник советских органов госбезопасности. Член РСДРП с 1908 года. С 1913 года — на военной службе. В 1917 году избран членом полкового комитета. Участник Октябрьской революции 1917 года в Москве.