МЕССИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕССИЯ
(евр. «помазанник») – обещанный Ветхим Заветом Искупитель, Иисус Христос. Первоначально в иудейской традиции помазанниками Божиими назвались цари, т.к. они помазывались миром на царство. Затем под этим словом стали подразумевать ожидаемого Спасителя.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

МЕССИЯ
помазанник — в некоторых религиях, главным образом иудаизме и христианстве, ниспосланный богом на землю «спаситель», который должен навечно установить свое царство. Предводители различных народных движений нередко объявляли себя М., особенно в древности и в средние века. В мусульманских странах М. называют махди.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Мессия
евр. Машиах-Помазанный Господом) (Ин 1.41; 4.25)-хотя помазанниками назывались и первосвященники, и пророки, и цари (в еврейском тексте в 1Ц 24.7; 26.10 и др. подобных местах стоит слово «мессия»), это название безраздельно прилагается к Иисусу Христу, Спасителю и Господу, Который был обещан и предвозвещен от начала бытия, вначале неотчетливо (Быт 3.15), но затем все более и более ясно (1Ц 2.10; Пс 2.2; Ис 61.1; Дан 7.13-14; Деян 4.27), и Который ожидался на всем протяжении истории израильского народа. (См. помазанник)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Мессия
(от евр. помазанник) – понятие, обозначающее Спасителя. Исторически связано с иудейским религиозным учением о всемирном торжестве и господстве богоизбранного народа под покровительством М., посланного Богом. Даже апостолы, вплоть до Пятидесятницы, не могли освободиться от подобных представлений. В рамках христианства произошло не только исполнение чаяний ветхозаветных пророков о приходе М., но и преодоление национальнорелигиозного характера этих ожиданий. Понятие «М.» здесь неразрывно связано с личностью Богочеловека Иисуса Христа – Спасителя, пришедшего по милости Божией избавить все человечество от греха и смерти.

Источник: Краткий православный словарь.

МЕССИЯ
в ряде религ. учений (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосл. богом спаситель, долженствующий уничтожить зло и установить на земле царство божье. Раньше всего представления о М. возникли, видимо, в религии древ. вавилонян; постепенно оформились в иудаиз-ме после потери древ. евреями политич. независимости, в период т.н. вавилонского пленения (586 — 538 до н.э.). Сначала приход М. связывался с надеждами на реального земного спасителя «из дома царя Давида». В последние века до н.э. с усилением рим. гнета в народе стали представлять М. в кач-ве небесного спасителя, к-рый должен установить на земле царство божье. Одноврем. в нар. массах возникла вера в М. страждущего, к-рый своей мученич. смертью должен будет искупить грехи иуд. народа перед богом. Страждущий М. постепенно отожд. с народом-страдальцем. В иудаизме роль грядущего М. огранич. спасением только еврейского народа. В христианстве — мессианская роль Христа связывается со спасением всего человечества.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

МЕССИЯ
от др.-евр. машиах - помазанник; в греч. пер. - Христос) - в ряде религиозных учений (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом "спаситель", долженствующий уничтожить зло и установить на земле "царство божье". Раньше всего представления о М. возникли, видимо, в религии древних вавилонян; постепенно оформились в иудаизме после потери древними евреями политич. независимости, в период т. н. вавилонского пленения (586-538 до н. э.). Сначала приход М. связывался с надеждами на реального земного "спасителя" "из дома царя Давида". В последние века до н. э. с усилением рим. гнета в народе стали представлять М. в качестве небесного "спасителя", который должен установить на земле "царство божье". Одновременно в народных массах возникала вера в М. страждущего, к-рый своей мученической смертью должен будет искупить грехи иудейского народа перед богом. Страждущий М. постепенно отождествлялся с народом-страдальцем. В иудаизме роль грядущего М. ограничивается спасением только еврейского народа. В христианстве - мессианская роль Христа связывается со спасением всего человечества.

Я. А. Ленцман. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Мессия
(от др.-евр. машиах — помазанник, посланец), первоначально цари ряда ближневост. государств, в которых составной частью обряда возведения на престол было помазание освящ. маслом; затем сформировавшаяся в иудаизме идея прихода будущего царя из рода Давида, который спасет свой народ и установит на земле царство мира и справедливости. Сначала он представлялся жрецом, позднее царем, так называли даже приверженца язычества в понимании основателей иудаизма перс, царя Кира, поскольку он способствовал возвращению иудеев из Вавилонского плена в Иудею. По мере усиления в иудаизме различных социально-политич. течений с приходом М. связывается осуществление противоположных надежд. Если зелоты рассчитывали на приход в облике М. военного вождя, то в 1 в. н. э. возникают общины людей, веривших, что М. уже приходил на землю (Иосиф Флавий упоминает неких Федия и «египетского пророка»). Но уже в Апокалипсисе понятие М. переносится из политич. сферы в трансцендентальную. Именно вера в реальность мифа о М. стоит у истоков раннего христианства (М. в переводе на греч. яз. — Христос). Этим сюжетам посвящены оратория Генделя (1742), эпич. поэзия Клопштока (1742 — 1773).

Источник: Словарь античности. 1989

Мессия
евр. Машиах, т.е. Помазанный — слово, соответствующее греч. слову Христос. Цари, первосвященники и, иногда, пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем, поэтому «помазать» часто обозначало «посвящать», и помазанником (Христом) назывался также посвящаемый человек. Так, напр., Кир (Ис. 45:1) называется помазанником Господа, и первосвященник (Лев. 4:3, 5,16) называется помазанником или мессией. Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Искупителя и Царя. Имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый в Своем лице должен соединить три служения, на которые посвящались помазанием, т.е. что он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником. Из множества библейских мест, в которых имеются обетования о Мессии (проходящих красною нитью через весь Ветхий Завет), мы укажем только на важнейшие. Уже в раю было обещано: «Семя жены» (Быт. 3:15). Аврааму обещается «семя», в котором благословлятся все народы земли (Быт. 12: 3; 18:18; 22:18; срав. Гал. 3:16). Умирающий Иаков видит в Нем Примирителя и надеется на помощь Господа (Быт. 49:10,18); Валаам говорит о звезде от Иакова и жезле от Израиля (Чис. 24:17). В Втор. 18:15 и дал. говорится о пророческом служении Христа. Анна — мать Самуила — первая из тех, которые говорят о Помазаннике, хотя еще никакого царя не было в Израиле (1 Цар. 2:10). «Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего». Он должен быть царем из дома Давида (Пс. 88:36,37; 2 Цар. 23:3 и дал., а также первосвященником (Пс. 109: 4). Срав. Зах. 6:12 и дал. Вечному по Своему существу, Ему все же должно было родиться в незначительном городе (Мих. 5:2) и, хотя Он явился в мир младенцем, Ему надлежало быть крепким Богом, Отцом вечности (Ис. 9:6), Иеговой, нашим оправданием (Иер. 23:6). Срав. Мал. 3:1. См. дал. Дан. 9:24 и дал.; Ис. 42:1 и дал.; 53 гл.; 61:1 и дал.; Пс. 2:6 и дал.; Агг. 2:7. Эти места говорят о Его страдании и отвержении, о Его конечной победе и всеобщем владычестве. В Иисусе из Назарета, Который был помазан Духом Святым без меры (Иоан. 3:34; Евр. 1:9; Деян. 4:27) — все эти пророчества получили свое завершение. Он Сам применял к Себе древние пророчества о Мессии и принимал без возражения название — Мессия или Христос (Мат. 16:16; 26: 63 и дал.; Map. 14:61 и дал.; Лук. 4: 17 и дал.; Иоан. 1:41; 6:69; 10:36). Срав. проповеди Петра о Христе (Деян. 2:16 и дал.; 3:12 и дал.). Подобно Самому Христу, Его ученики помазаны (2 Кор. 1:21) помазаны от Святого (1 Иоан. 2:20, 27). Срав. дал. «Слово» и «Премудрость» относительно Мессии.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Концепт мессия в художественной литературе ХХ века

Гришкова Лилия Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Скоморох-мессия: от душераздирающего хохота к трансцендентному слову в произведениях А. Башлачева

Qualin Anthony
Настоящая статья посвящена исследованию образа “Поэта” в произведениях А. Башлачева.
Читать PDF
0.00 байт

Свет американской свободы и «Империя Тьмы»: образ России в контексте «новой мессианской идеи» в США

Журавлева В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозно-политические коллизии в Иудее в i В. До Н. Э. В свете мессианско-эсхатологической хроноло

Тантлевский Игорь Романович
В статье исследованы предсказания Даниила о «семидесяти седьминах» и выявлено его возможное влияние на мессианские ожидания иудеев в первом веке до нашей эры (включая членов Кумранской общины).
Читать PDF
0.00 байт

Специфика польского романтического мессианизма XIX века

Травкина А. А.
В статье рассматривается польский романтический мессианизм XIX в. как специфический феномен, оказавший влияние на польскую культуру не только XIX в., но и всего последующего периода.
Читать PDF
0.00 байт

Греческие мифы и культы региона Мессинского Пролива

Высокий М. Ф.
The article is devoted to the cultural specificity in the region of Messina strait. The history of regional cults is exposed in connection with the process of the local peacemaking.
Читать PDF
0.00 байт

\ геополитика \ мессианский крен в политике США

Воробьева Ирина
Читать PDF
0.00 байт

Фактор мессианизма во внешней политике СССР

Герштейн Илья Захарьевич
В данной статье рассматривается эволюция концептуальных основ внешней политики Советского государства от классовой мессианистской к национально-государственной, а затем к либеральной мессианистской.
Читать PDF
0.00 байт

Франкофония как современная форма французского мессианизма

Силичева Наталия Дмитриевна
Читать PDF
0.00 байт

Российская элита: историческое мессианство и современные тренды

Лу Дань, Сунь Юйминь, Чэнь Яньцзюнь, Щукин Анатолий Александрович
Предлагаемая вниманию читателя статья рассматривает с точки зрения современной китайской социологии истоки и условия формирования российской элиты, предпосылки появления и закрепления у неё мессианского комплекса «спасителя России
Читать PDF
0.00 байт

Концепция русского мессианства в зарубежной славистике (Питер Дункан)

Дыркова Л.А.
В статье исследуется концепция русского мессианства в интерпретации Питера Дункана представителя школы славянских и восточноевропейских исследований (Великобритания). Он является автором вышедшей в 2002 г.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция «Мессианского века» в иудейской апокалиптической литературе периода Второго Храма

Тодиев Александр
В библейской науке довольно широко распространено мнение о наличии хилиазма в богословии апостола Павла.
Читать PDF
0.00 байт

Ветхозаветные пророчества о Мессии в кумранских рукописях

Димитрий Юревич
Читать PDF
0.00 байт

Портрет Мессии в литературе эпохи Второго Храма

Александр Тарасенко
Данная статья является частью неопублико1 ванной монографии и анализирует мессиан1 ским воззрениям в Палестине в так называ1 емую эпоху Второго Храма.
Читать PDF
0.00 байт

Гражданская война как кратер для новой мессианской идеи

Степанян Араик Оганесович
В статье анализируется проблема появления универсальной идеологии для пролетарских масс в кратере гражданской войны.

Похожие термины:

  • ХРИСТОС-МЕССИЯ

    слово «Христос» на греческом означает то же самое, что слово «Мессия» на еврейском: «помазанник». Поскольку христианство пришло к нам из Византии, мы называем Иисуса Христом, а евреи – Мессией. Наз
  • ЗАКОНЫ МЕССИЯ

       • Leges Messiae,          трибуна К. Мессия, 57 г. до P. X.:        1. предложение о возвращении из изгнания Цицерона. Cic. р. red. in sen. 8, К. Фабриций внес это предложение в народное собрание, см. Lex Fabricia, Закон Фа
  • МЕССИЯ (Машиах)

    Дословно — помазанник. Так назывался в древности каждый, кто был помазан елеем на священническую должность или царство. Персидский царь Кир тоже назван помазанником Божьим, хотя и не был помазан е
  • Мессин 1-я мировая война

    обжалование постановления или решения низшей инстанции в вышестоящую, которая имеет право рассматривать это решение по существу. В советской судебной системе института апелляции нет, есть касса
  • АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА

    antonello da messina) (ок. 1430, Мессина, о. Сицилия – 1479, там же), итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Биографических сведений о нем почти не сохранилось. В 1450 г. переехал в Неаполь, где познакомился
  • Мессина I Арагонское завоевание Сицилии

    Место сражения 2 окт. 1284 между сицилийским флотом адм. Роджера де Лаурия и франц. флотом Карла Анжуйского. Сицилийцы, многократно превосходившие противника по численности, нанесли французам сокруш
  • ДЕЦИЙ, Гай Мессий Квинт

    Римский император в 249-251 гг. Род. в 195 г. Умер 251 г. Деций родился в Паннонии, в городе Сирмий (Виктор: "О Цезарях"; 29). Пройдя все ступени военной карьеры, он был в 249 г. отправлен императором Филиппом в Ме
  • Мессианская эклога

    Четвертая из десяти эклог (пасторальных поэм) Вергилия, где автор предсказывает рождение младенца, который должен принести мир на землю и вернуть золотой век. Не ясно, имел ли в виду Вергилий ожида
  • ГОСТИЛИАН, Гай Валент Мессий Квинт

    Римский император в 251-252 гг. Умер 255 г. Сын Деция. Гостилиан был избран в императоры сенатом после смерти Деция, но вскоре умер от чумы. Соправителем его был Галл (Виктор: "О жизни и нравах римских импе
  • МЕССИАНИЗМ, МЕССИАНСТВО

    религиозная вера в пришествие Мессии.
  • Мессианство

    вера в пришествие мессии - помазанника, посланника бога, призванного навечно установить царство Божье на земле. Мессианские идеи о своем особом предназначении на земле могут овладевать и целыми н
  • МЕССИДОР

    десятый месяц французского республиканского календаря 1793—1805 гг.: 19/20 июня-18/19 июля.
  • Мессина

    , Франческо (Messina, Francesco) 1900, Лингуаглосса, провинция Катания — 1995, Милан. Итальянский скульптор. Один из видных мастеров пластики XX столетия. Начал заниматься скульптурой с раннего возраста, поступи
  • Мессинг, С. В

    автор брош. о зрительных путях у костистых рыб (СПб., 1907). {Венгеров}
  • МЕССИАН Оливье

    (Эжен Проспер Шарль) (р. 10 XII 1908, Авиньон) Французский композитор О. Мессиан по праву занимает одно из почетных мест в истории музыкальной культуры XX в. Он родился в интеллигентной семье. Отец - ученый-
  • Мессианизм

    (машиах – помазанник) – учение о грядущем пришествии в мир божьего посланника – мессии, призванного установить справедливый и угодный богу порядок. В иудаизме мессией первоначально именовался ц
  • Мессинский кризис

    событие, имевшее место в Западном Средиземноморье во второй половине позднего миоцена (в конце его или в течение мессинского века), в интервале времени 6,87-5,16 млн. лет. Характеризуется существовани
  • МЕССИНГ (Якобсон) Анна Михайловна

    (жена С. Мессннга) (1890-1967). Сотрудник советских органов госбезопасности. Член СДКП и Л с 1906 года. В 1907 и 1912 годах арестовывалась. Участник Октябрьской революции, член Военно-революционного комитета (В
  • МЕССИНГ Станислав Адамович

    (1890-1938). Сотрудник советских органов госбезопасности. Член РСДРП с 1908 года. С 1913 года — на военной службе. В 1917 году избран членом полкового комитета. Участник Октябрьской революции 1917 года в Москве.
  • Мессин (Messines) 1-я мировая война

    На рассвете 7 июня 1917 после 10-дневного арт. обстрела фельдмарш. Хейг, имея целью отбить у противника возвышенность у Мессина для дальнейшего продвижения на Ипр, взорвал 19 траншей под герм. позициями