МЕССИЯ
МЕССИЯ
(евр. «помазанник») – обещанный Ветхим Заветом Искупитель, Иисус Христос. Первоначально в иудейской традиции помазанниками Божиими назвались цари, т.к. они помазывались миром на царство. Затем под этим словом стали подразумевать ожидаемого Спасителя.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
МЕССИЯ
помазанник — в некоторых религиях, главным образом иудаизме и христианстве, ниспосланный богом на землю «спаситель», который должен навечно установить свое царство. Предводители различных народных движений нередко объявляли себя М., особенно в древности и в средние века. В мусульманских странах М. называют махди.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Мессия
евр. Машиах-Помазанный Господом) (Ин 1.41; 4.25)-хотя помазанниками назывались и первосвященники, и пророки, и цари (в еврейском тексте в 1Ц 24.7; 26.10 и др. подобных местах стоит слово «мессия»), это название безраздельно прилагается к Иисусу Христу, Спасителю и Господу, Который был обещан и предвозвещен от начала бытия, вначале неотчетливо (Быт 3.15), но затем все более и более ясно (1Ц 2.10; Пс 2.2; Ис 61.1; Дан 7.13-14; Деян 4.27), и Который ожидался на всем протяжении истории израильского народа. (См. помазанник)
Мессия
(от евр. помазанник) – понятие, обозначающее Спасителя. Исторически связано с иудейским религиозным учением о всемирном торжестве и господстве богоизбранного народа под покровительством М., посланного Богом. Даже апостолы, вплоть до Пятидесятницы, не могли освободиться от подобных представлений. В рамках христианства произошло не только исполнение чаяний ветхозаветных пророков о приходе М., но и преодоление национальнорелигиозного характера этих ожиданий. Понятие «М.» здесь неразрывно связано с личностью Богочеловека Иисуса Христа – Спасителя, пришедшего по милости Божией избавить все человечество от греха и смерти.
Источник: Краткий православный словарь.
МЕССИЯ
в ряде религ. учений (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосл. богом спаситель, долженствующий уничтожить зло и установить на земле царство божье. Раньше всего представления о М. возникли, видимо, в религии древ. вавилонян; постепенно оформились в иудаиз-ме после потери древ. евреями политич. независимости, в период т.н. вавилонского пленения (586 — 538 до н.э.). Сначала приход М. связывался с надеждами на реального земного спасителя «из дома царя Давида». В последние века до н.э. с усилением рим. гнета в народе стали представлять М. в кач-ве небесного спасителя, к-рый должен установить на земле царство божье. Одноврем. в нар. массах возникла вера в М. страждущего, к-рый своей мученич. смертью должен будет искупить грехи иуд. народа перед богом. Страждущий М. постепенно отожд. с народом-страдальцем. В иудаизме роль грядущего М. огранич. спасением только еврейского народа. В христианстве — мессианская роль Христа связывается со спасением всего человечества.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
МЕССИЯ
от др.-евр. машиах - помазанник; в греч. пер. - Христос) - в ряде религиозных учений (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом "спаситель", долженствующий уничтожить зло и установить на земле "царство божье". Раньше всего представления о М. возникли, видимо, в религии древних вавилонян; постепенно оформились в иудаизме после потери древними евреями политич. независимости, в период т. н. вавилонского пленения (586-538 до н. э.). Сначала приход М. связывался с надеждами на реального земного "спасителя" "из дома царя Давида". В последние века до н. э. с усилением рим. гнета в народе стали представлять М. в качестве небесного "спасителя", который должен установить на земле "царство божье". Одновременно в народных массах возникала вера в М. страждущего, к-рый своей мученической смертью должен будет искупить грехи иудейского народа перед богом. Страждущий М. постепенно отождествлялся с народом-страдальцем. В иудаизме роль грядущего М. ограничивается спасением только еврейского народа. В христианстве - мессианская роль Христа связывается со спасением всего человечества. Я. А. Ленцман. Москва.
Мессия
(от др.-евр. машиах — помазанник, посланец), первоначально цари ряда ближневост. государств, в которых составной частью обряда возведения на престол было помазание освящ. маслом; затем сформировавшаяся в иудаизме идея прихода будущего царя из рода Давида, который спасет свой народ и установит на земле царство мира и справедливости. Сначала он представлялся жрецом, позднее царем, так называли даже приверженца язычества в понимании основателей иудаизма перс, царя Кира, поскольку он способствовал возвращению иудеев из Вавилонского плена в Иудею. По мере усиления в иудаизме различных социально-политич. течений с приходом М. связывается осуществление противоположных надежд. Если зелоты рассчитывали на приход в облике М. военного вождя, то в 1 в. н. э. возникают общины людей, веривших, что М. уже приходил на землю (Иосиф Флавий упоминает неких Федия и «египетского пророка»). Но уже в Апокалипсисе понятие М. переносится из политич. сферы в трансцендентальную. Именно вера в реальность мифа о М. стоит у истоков раннего христианства (М. в переводе на греч. яз. — Христос). Этим сюжетам посвящены оратория Генделя (1742), эпич. поэзия Клопштока (1742 — 1773).
Источник: Словарь античности. 1989
Мессия
евр. Машиах, т.е. Помазанный — слово, соответствующее греч. слову Христос. Цари, первосвященники и, иногда, пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем, поэтому «помазать» часто обозначало «посвящать», и помазанником (Христом) назывался также посвящаемый человек. Так, напр., Кир (Ис. 45:1) называется помазанником Господа, и первосвященник (Лев. 4:3, 5,16) называется помазанником или мессией. Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Искупителя и Царя. Имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый в Своем лице должен соединить три служения, на которые посвящались помазанием, т.е. что он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником. Из множества библейских мест, в которых имеются обетования о Мессии (проходящих красною нитью через весь Ветхий Завет), мы укажем только на важнейшие. Уже в раю было обещано: «Семя жены» (Быт. 3:15). Аврааму обещается «семя», в котором благословлятся все народы земли (Быт. 12: 3; 18:18; 22:18; срав. Гал. 3:16). Умирающий Иаков видит в Нем Примирителя и надеется на помощь Господа (Быт. 49:10,18); Валаам говорит о звезде от Иакова и жезле от Израиля (Чис. 24:17). В Втор. 18:15 и дал. говорится о пророческом служении Христа. Анна — мать Самуила — первая из тех, которые говорят о Помазаннике, хотя еще никакого царя не было в Израиле (1 Цар. 2:10). «Господь будет судить концы земли и даст крепость Царю Своему и вознесет рог Помазанника Своего». Он должен быть царем из дома Давида (Пс. 88:36,37; 2 Цар. 23:3 и дал., а также первосвященником (Пс. 109: 4). Срав. Зах. 6:12 и дал. Вечному по Своему существу, Ему все же должно было родиться в незначительном городе (Мих. 5:2) и, хотя Он явился в мир младенцем, Ему надлежало быть крепким Богом, Отцом вечности (Ис. 9:6), Иеговой, нашим оправданием (Иер. 23:6). Срав. Мал. 3:1. См. дал. Дан. 9:24 и дал.; Ис. 42:1 и дал.; 53 гл.; 61:1 и дал.; Пс. 2:6 и дал.; Агг. 2:7. Эти места говорят о Его страдании и отвержении, о Его конечной победе и всеобщем владычестве. В Иисусе из Назарета, Который был помазан Духом Святым без меры (Иоан. 3:34; Евр. 1:9; Деян. 4:27) — все эти пророчества получили свое завершение. Он Сам применял к Себе древние пророчества о Мессии и принимал без возражения название — Мессия или Христос (Мат. 16:16; 26: 63 и дал.; Map. 14:61 и дал.; Лук. 4: 17 и дал.; Иоан. 1:41; 6:69; 10:36). Срав. проповеди Петра о Христе (Деян. 2:16 и дал.; 3:12 и дал.). Подобно Самому Христу, Его ученики помазаны (2 Кор. 1:21) помазаны от Святого (1 Иоан. 2:20, 27). Срав. дал. «Слово» и «Премудрость» относительно Мессии.