Одежда

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

одежда
почти во всех случаях этим словом в Священном Писании обозначается только одна верхняя накидка (плащ, мантия), которая была главной, а иногда и единственной, частью одежды вообще, употреблявшаяся и как предмет одежды, и как одеяло для ночного сна (Вт 22.17; Ис 22.26; Чис 15.38; Мф 21.8; 23.5; Ин 21.7). Одежда эта (или накидка) делалась обычно в виде квадратного или прямоугольного куска материи (или кожи-Мф 7.15) с отверстием для головы или без него, и в него человек закрывался (заворачивался) почти полностью. К одежде (одетости) в древности на востоке относились так строго, что человек без этой верхней главной накидки считался нагим (Ис 20.2; Мк 14.51; Ин 21.7), хотя бы на нем и были нижняя рубашка (Дан 3.21; Мф 5.40) и род панталон (трусы) (Исх 28.42). Эта верхняя накидка в некоторых местах названа «милоть» и «епанча». Одежда (накидка) всегда охватывалась поясом, но, возможно, ее носили иногда и свободно, поверх пояса (Деян 12.8). Края одежды (накидки) по закону должны были иметь кисти для напоминания о заповедях Божиих (Чис 15.38-41). Одежда имела какое-то отличие для мужчин и женщин (Вт 22.5). Эту верхнюю накидку (одежду) раздирали (разрывали) в момент скорби и печали (Иол 2.13), чтобы «обнажиться», показывая глубину своей скорби. Кроме одежды (накидки) употреблялись также покрывала для головы (Быт 24.15; Исх 34.33; Пр 31.24), которые были подобны современным платкам, но, возможно, и больших размеров (Мк 14.51). (См. также повязка)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ОДЕЖДА
греч. мужская О. — хитон, обычно короткий, реже — длинный, с рукавами или без рукавов; хитон подпоясыв. и закрепляли на обоих плечах, или на одном (т.н. эксомида); верхняя О. — гиматий (плащ), к-рый могли носить и без хитона; полу гиматия перебрасывали обычно через левое плечо, а правое оставляли свободным. С 6 в. до н.э. верхней О. стала служить хламида — небольшой плащ, застегивавш. пряжкой на груди или правом плече. Женщины носили длинный хитон, с рукавами или без, в одном-двух местах перехвач. поясом; поверх него надевали гиматий. Пеплос в отличие от хитона оставался открытым с правой стороны, подпоясыв. под или же над апоптигмой или носился без пояса. На голову женщины надевали покрывало. Штаны считались варварской одеждой; это был типич. элемент наряда воинов инозем. происхождения и амазонок. Последние, судя по изображ., могли наде-вать поверх и короткий хитон. Ткани изготавливали из льна, шерсти; для женской О. использовали виссон, биссус, шелк и пр. волокнистые материалы. Ткани могли быть и белыми, и цветными; в женской О. их часто украшали шитьем и вышивкой. Рим. мужская О. — туника (подобна греч. хитону); поверх надевалась тога (подобна греч. гиматию), к-рая изначально (вплоть до 1-й трети 1 в. до н.э.) была достаточно скромной, а позже стала украшаться множест-вом складок. Тога могла быть белой с пурпурной каймой или окраш. в пурпур — это определялось соц. положением носящего. Паллий — разновидность верхней О., известная и у греков, и у римлян. Для защиты от непогоды надевали пенулу — короткий плащ из войлока. Рим. женщины носили повязку, поддерживавшую грудь; поверх простой сорочки (туники) надевали более длинную столу с рукавами и поясом, а поверх — паллу — широкое, длинное верх. платье.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Одежда
Греч, мужская О — хитон, обычно короткий, реже — длинный, с рукавами или без рукавов; хитон подпоясывали и закрепляли на обоих плечах или на одном (т. н. эксомида); верхняя О. – гиматий (плащ), который могли носить и без хитона; полу гиматия перебрасывали обычно через левое плечо, а правое оставляли свободным. С 6 в. до н. э. верхней О. стала служить хламида — небольшой плащ, застегивавшийся пряжкой на груди или правом плече. Женщины носили длинный хитон, с рукавами или без, в одном-двух местах перехвач. поясом; поверх него надевали гиматий. Пеплос в отличие от хитона оставался открытым с правой стороны, подпоясывался под или же над апоптигмой или носился без пояса. На голову женщины надевали покрывало (kredemnon). Штаны считались варварской одеждой; это был типичный элемент наряда воинов иноземного происхождения и амазонок. Последние, судя по изображениям, могли надевать поверх и короткий хитон. Ткани изготавливали из льна, шерсти; для женской О. использовали виссон, биссус, шелк и пр. волокнистые материалы. Ткани могли быть и белыми, и цветными, в женской О. их часто украшали шитьем и вышивкой. Рим. мужская О. — туника (подобна греч. хитону); поверх надевалась тога (подобна греч. гиматию), которая изначально (вплоть до 1-й трети 1 в. до н. э.) была достаточно скромной, а позже стала украшаться множеством складок. Тога могла быть белой с пурпурной каймой (praetexta) или окраш. в пурпур — это определялось социальным положением носящего. Паллий (pallium) — разновидность верхней О., известная и у греков, и у римлян. Словом «paludamentum» обозначался длинный военный плащ, который носили преим. полководцы, в отличие от более короткого солдатского плаща, именовавшегося «sagum». Для защиты от непогоды надевали пенулу (paenula) — короткий плащ из войлока. Рим. женщины носили повязку, поддерживавшую грудь (fascia pectoralis); поверх простой сорочки (туники) надевали более длинную столу с рукавами и поясом, а поверх — паллу (palla) — широкое, длинное верхнее платье.
        
        рис. 1. Пляшущие менады в хитонах.
        
        рис. 2. Слева: женщина в пеплосе; в центре: римлянин в тоге; справа: женщина в тунике, поверх надета стола.

Источник: Словарь античности. 1989

ОДЕЖДА (Бгадим)
На иврите слово "бегед" означает О., включая и головной убор. Синонимы "лвуш", "малбуш" включают также и обувь. Существительное "ксут" часто означает верхнюю одежду, в которую человек может завернуться. Те немногие описания О. древних евреев, которые сохранились, взяты из египетских и вавилонских источников, а также из Танаха (Библии). Из сказанного в Торе явствует, что потребность в О. возникла у человека из чувства стыда. До появления этого чувства Адам и его жена Хава ходили нагими. Вначале люди сшили себе О. из фиговых листьев, затем из кожи. Со временем люди научились прясть и ткать шерсть, выращивать лен и хлопок. Египет славился белым льном, из которого изготовляли этон, буц и шеш (виды тканей в Египте). Из рисунков древних египтян очевидно, что в тот период единственной О. мужчин и женщин был был синар (фартук, передник). На основании сказанного в Торе можно предположить, что в древнейший период евреи носили кожаные рубахи. Рубаха закрывала тело только до колен. Надевали ее через голову в отверстие между плечами. На рубаху надевалась симла, или сальма (О., покров). Тора обязывает кредитора (Исх. XXII, 25) возвратить должнику его О. "до захода солнца". Отсюда следует, что эту О. носили и бедняки. Симла, которой покрывались ночью, служила и для переноски грузов: "И понес народ тесто свое прежде, чем оно вскисло; квашни свои, увязанные в О. свои, на плечах своих" (Исх. XII, 34). Штаны носили только священники. О. изготовлялась обычно из шерсти или льна, но Тора воспрещала шить О. из смеси шерсти и льна ("шаатнез"). Высокопоставленные люди и горожане начали щеголять, под влиянием ханаанеян, в цветной О. Давид восклицает в плаче по Шаулу: "Дочери Израиля, плачьте о Шауле, одевшем вас в багряницу" (II Сам. 1,24). Одеяния царедворцев Соломона также были роскошны. Две верхние О. евреи переняли, видимо, у ханаанеев. Одна из них — "меил" — верхняя О., более роскошная, чем симла. Меил надевали царедворцы и члены царской семьи. Хана сшила своему сыну Шмуэлю* маленький меил. Другое одеяние, перенятое евреями у ханаанеев, - это "адерет". Адерет надевался сверху и был, скорее всего, широкой мантией. В книге Ионы (III, .) сказано, что царь Ассирии носил "адерет". Со временем стали удлинять рубаху до лодыжек и пришивать к ней рукава. По мнению некоторых комментаторов, такой была рубаха, которую сшил Яаков Иосефу, чем вызвал зависть его братьев. О. женщин тоже была рубаха и симла. Возможно, что женская О. изготовлялась из цветной и более тонкой ткани. У женщин, как и у мужчин, были разные верхние О. Следует упомянуть митпахат — платок, в который женщина могла увязывать зерно. Боаз отмерил для моавитянки Рут шесть мер зерна в ее платок. Отличительным признаком женской О. был "цаиф" — шаль. Когда Ривка впервые увидела Ицхака в поле, она завернулась в свой цаиф (Быт. XXIV, .5). В Библии названы разные виды шалей: "рдид", "цама", "реала". Чем они отличались одна от другой, нам неизвестно. О. улучшалась и разнообразилась с повышением уровня жизни. Ткачи Вавилона научились ткать "тхелет" (ткань голубого цвета) и вышивать. Богатые евреи уже в те годы покупали себе смены О. на субботы и праздники, когда принято надевать особые О. Со временем стали носить багряницу и золотые украшения. Женщины, конечно, не отставали от мужчин. Об этом свидетельствует длинный список О. и украшений из книги Исайи (III, 18—23). Библия не дает нам точных данных о покрытии головы. Пленные евреи изображены на настенных рисунках с непокрытой головой. Посланцы царя Егу, приносящие дань Салманассару II, изображены в ассирийских О. и с ассирийскими головными уборами. В Книге I Царей (XX, 31) говорится о вретищах на бедрах и веревках на голове. Предполагают, что древние евреи обертывали кусок материи вокруг головы. Важные лица носили тюрбаны. Священники носили на головах некое подобие шапки и диадему. Диадема ("пеэр") вошла в обиход позднее, и надевалась женихом в день свадьбы. В более позднее время евреи, как явствует из Талмуда, покрывают головы. Согласно Шульхан Аруху — настольной книге правил и законов поведения — нельзя пройти с непокрытой головой больше четырех локтей. В древние времена люди ходили босиком. Даже если у них были сандалии, они представляли собой кожаную или деревянную подошву, привязанную к ноге шнурками. Евреи видели в обуви важный предмет туалета. В изречениях хазал* сказано: "Даже дом свой пусть продаст человек, но купит обувь для ног своих". Священники были босы во время богослужения. Хазал придают одежде большое значение. Они учат нас: "В субботу должен человек надеть чистое платье"; "Да не будет твое субботнее облачение подобно О. буднего дня, ибо платье, в котором варит ученик для учителя — да не будет на нем, когда наполнит учителю чашу". Белые О. олицетворяли чистоту, черные — траур. Пятнадцатого Ава*, в день веселья, еврейские женщины ходили в белом. Осужденный надевал черные О. Раввины и главы общин часто издавали правила против стремления к роскоши, дабы не бросаться в глаза соседним народам, ибо сказано: "Не подражайте язычникам и их законам. Не скажи: они разодеты в пурпур, и я разоденусь в пурпур, ибо слова эти — бахвальство и гордыня, и не таковы потомки Яакова, а следует им быть скромными и смиренными". Надевать следует О. недорогие и чистые, но не небрежные и грязные, чтобы не позориться в глазах людей. Следует покупать О. в соответствии со средствами и даже более того, в то время как продукты — только по карману. Особенно педантичными были мудрецы в опрятности своих О. В Средние века установили главы общин в Литве и Польше запрет на ношение дорогих шелковых О., чтобы не тратить лишние деньги и не возбуждать зависть христиан. После погромов Хмельницкого евреи Литвы провозгласили траур на три года, который сопровождался ношением траурных О. Мудрецы требовали скромности при совершении утреннего туалета — не обнажать тело свое, когда нет необходимости в этом, так как сказано: "Будь скромен пред Господом".

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Одежда
Еврейская одежда вообще была широка, имела много складок, и, наверное, весьма напоминает современную одежду в библейских, странах, особенно у арабов. Различие между женской и мужеской одеждой в древние времена было очень небольшое. В Сирии часто затрудняются на большом расстоянии отличить фигуру женщины — от мужчины. Все же должно было существовать различие между мужским и женским платьем, может быть, более тонкий материал или какие-нибудь украшения, потому что закон воспрещает мужчинам носить женское платье и наоборот (Втор. 25: 5). Шитье платья древних времен было делом женщин, и даже самые знатные из них не считали для себя это занятие неприличным (1 Цар. 2:19; Прит. 31:22 и дал.; Деян. 9:39). Платья не разрешалось ткать из смеси льна и шерсти (Лев. 19:19; Втор. 22: 11). Мужчины и женщины носили нижнее белье или рубашку и верхнюю одежду или мантию. Нижним бельем (евр. кутонет, лат. туника) служила узкая рубашка, иногда с рукавами, которая доходила до колен; она опоясывалась кожаным или льняным поясом (4 Цар. 1:8; Мат. 3:4; Иер. 13:1). Верхняя одежда или мантия представляла большой четыреугольный кусок материи, который набрасывался на плечи и покрывал все тело. На четырех углах этой мантии израильтянин должен был иметь кисточки, прикрепленные голубым шнуром, для напоминания о заповедях Господних (Чис, 15: 38; Втор. 22:12). Мантия служила постелью и одеялом бедняка (Исх. 22:26 и дал.). Тот, кто ходил без мантии, назывался нагим (1 Цар. 19:24; Ис. 20:2 и дал.; Иоан. 21:7), так что слово «нагой» часто имеет то же значение, что и наше слово «раздетый», как у Map . 14:51 или «плохо одетый» (Иак. 2:15; 2 Кор. 11:27). Об употреблении этого слова в духовном смысле см. Отк. 3:17; Срав. Ос. 2:3. Между этими двумя одеждами иногда носили третью — длинную одежду без рукавов, евр. меиль (1 Цар. 15:27; 18: 4; Иов. 1:20).
Платьем для путешественников на случай ненастья служила такая же мантия или плащ, которую Павел оставил в Троаде (2 Тим. 4:13). Верхняя одежда отличалась цветом, тонкостью материала и роскошью. Мы читаем о власяницах, которые носили пророки (4 Цар. 1:8; Зах. 13:4; Срав. Евр. 11:37), далее говорится о мантиях из узорчатых драгоценных материалов, из тончайшего льна или пурпура: тканных золотом (Иез. 16:10 и дал.), привозных (И. Нав. 7:21; Соф. 1:8) или изготовляемых у себя дома (Прит. 31:22). Большой гардероб считался богатством (Ис. 3:6; Лук. 15: 22; Иак. 5:2); платья часто дарили (Быт. 45:22; 1 Цар. 18:4; 4 Цар. 5:5; Есф. 4:4; 6:8 и дал. Цари имели особых служащих, которые смотрели за их гардеробом (4 Цар. 10:22; 2 Пар. 34:22). Рассказывают об арабском стихотворце, жившем в Куфе в 9-ом столетии, который получал столько подарков платьями, что после своей смерти оставил 100 верхних перемен, 200 рубашек и 500 чалм (Срав. 6:19; Иак. 5:2). Иногда в полы мантии завязывали то, что хотели скрыть (Иез. 5:3). Когда одежда стягивалась поясом, то могли прятать вещь за пазуху (Мат. 10: 9). При поясах, которые евреи любили украшать, носили чернильницы (Иез. 9:2), на поясах же носили мечи (Суд 3:16; 2Цар. 20:8).
Штанов израильтяне не носили; они были принадлежностью священнических одежд (Исх. 28:42 и дал.). Персы же ходили в штанах (Дан. 3:21,27 евр. текст). Голову обыкновенно не покрывали; если же покрывали, то или той же мантией, или особым платком (покрывалом). О шляпах и шапках упоминается редко. (Срав. Ис. 61:3). Обыкновенно, удовлетворялись повязкой, которая не допускала волосам развеваться во время работы (Иов. 29:14), или простым платком, под которым прятали волосы Эти простые повязки, наверное послужили началом тех головных украшений, которые впоследствии служили признаком достоинства и величия, а именно: венцы или диадемы, которые на древних памятниках имеют множество разновидностей. Они носились царями (2 Цар. 1:10; 12:30), царицами (Есф. 2:17), первосвященниками (Исх. 28:36; 29:6; 39:30), невестою и женихом (Песн П. 3:11; Иез. 16:12), сановниками (Есф. 8:15). Персы, кажется, украшали венцами даже своих лошадей (Есф. 6:8). Венцы делались из золота, драгоценных камней и других дорогих материалов; иногда этими вещами служили венки Из цветов, веток или листьев. Латинское слово корона обозначает венок. Такие венки служили знаками отличия у воинов и призами на всякого рода состязаниях (1 Кор. 9:25; 2 Тим. 4:8). Язычники таким же образом украшали как жрецов, так и животных для жертвоприношений (Деян. 14:13). Венец или венок служит, нередко, символом славы, власти, блаженства и вечной жизни (Плач 5:16; 2 Тим. 4:8; 1 Пет. 5:4; Отк. 2:10; Срав. Прит. 12: 4; Ис. 62:3). Обувь составляли сандалии из кожи или дерева, они привязывались к ногам ремнями, из которых один охватывал пятку и, встречаясь с другим концом, пропущенным между большим и остальными пальцами, связывался с ним. Вследствие того, что такая обувь оставляла большую часть ноги неприкрытой, необходимо было часто омывать ноги. Даже на этой второстепенной части одежды (срав. выражение «продают бедного за пару сандалий» Ам. 2:6; 8:6) были украшения на ремнях, особенно у женщин (Песн. П. 7:2). Вероятно к женским сандалиям иногда нашивали кожу, так что они имели вид туфель; такую обувь употребляли изнеженные персы И вавилоняне (Иез. 16:10). Роскошная обувь (Иез. 16:10) по-еврейски называлась тахаш (см. «Сафьян»). Пестрая или пурпурового цвета обувь считалась роскошью; ее носили тиряне, персы, греки и римляне. Развязывать, снимать и носить в руках обувь, было делом рабов (Мат. 3:11; Map. 1:7; Иоан. 1:27; Деян. 13:25). Ученики раввинов считали за честь обувать и разувать своего учителя. При входе в дом снимали обувь, при выходе же снова обувались (Деян. 12:8; срав. Исх. 12:11). На святом месте нужно было снимать обувь (Исх. 3:5; И. Нав. 5:15). Когда магометанин входит в мечеть, то оставляет свои туфли направо вне дверей в том случае, если не имеет слуги, который носил бы их. В знак горя ходили босыми (2 Цар. 15:30; Ис. 20:2 и дал.; Иез. 24:17,23). Об одежде женщин можно сказать, что она была немного длиннее и тоньше мужской. Особенностью их одежды служило покрывало (См. «Покрывало») различных сортов. Об их головных украшениях и прочих предметах роскоши, трудно что-нибудь сказать определенно. Недостатка в них не было, что видно, напр., из Ис. 3: 16 и дал., где мы встречаем длинный перечень женских украшений, которые громил пророк: цепочки на ногах, звездочки, луночки, серьги, ожерелья, опахала, запястья и т.д.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Одежда
традиционная народов У. Материал, из к-рого ее шьют, покрой зависят от окружающей среды, хоз. занятий, моды. Развитие О. нас. У. в ист. плане проследить трудно, т.к. она плохо сохраняется в археол. пам. Мало сведений о ней дают и ранние письменные источники. По археол. материалам эпохи ср.век. региона реконструируются прямые рубахи из льняной, шерстяной ткани, кожаные и плетеные пояса, меховые кафтаны, кожаная обувь типа поршневой, лыковый тип лаптей. По всей тер., вплоть до Зап. Сибири, были распространены украшения с шумящими подвесками. В сев. р-нах преобладала меховая О. На процесс формирования нац. О. оказывали определенное влияние соседние народы.    По этнографическим материалам XIX-XX вв. на тер. региона можно выделить четыре комплекса О. Первый из них - О. рус., коми-зырян, к.-п.. Мужская О. состояла из длинной туникообразной (без швов на плечах) рубахи из белого холста или пестряди, с длинными рукавами, прямым или косым разрезом ворота, к-рую носили навыпуск, подпоясывали плетеным, тканым или кожаным поясом. Мужские штаны шили из грубого холста или пестряди. Верхней О. были понитки, зипуны, армяки из сукна, прямоспинные и отрезные по линии талии, со сборами или фалдами и невысоким стоячим воротником. Зимой носили полушубки из овчины, крытые тканью, в сев. р-нах - О. из оленьего меха (коми-оленеводы, рус. - в дорогу). Головными уборами были шапки или шляпы с небольшими полями из самодельного сукна, зимой - шапки из овчины, на С. - из оленьего меха. Обувью служили лапти или кожаные, типа галош, башмаки, зимой носили валенки, на С. - обувь из оленьего меха. Существовала специальная охотничья О. - суконный лузан (безрукавка с незашитыми боками, капюшоном и большими внутр. карманами спереди и сзади для переноски грузов) или шабур и меховая или кожаная обувь с короткими суконными голенищами, кожаные сапоги. Женская О. состояла из рубахи с поликами (вставками на плечах), сборками у ворота и пышными рукавами, сшитой из белой ткани, пестряди, шелка. Поверх носили косоклинный сарафан (к-рый со второй пол. XIX в. вытеснялся прямым) из набойки, пестряди, синего холста, шелка, подпоясанный самодельным или покупным орнаментированным поясом, и передник. Верхняя О. и обувь аналогичны мужской. На голову девушки надевали повязки из ленты или позумента, замужние женщины носили повойники, сборники, кокошники и др., выходя из дома покрывались платком, зимой шалью. Украшениями служили серьги, бусы, кольца. С конца XIX в. сначала через зажиточных крест., особенно рус., распространялась городская О.    Второй комплекс включает О. поволжских (мордва, марийцы) и прикамских (удмурты) финнов, тюркоязычных чувашей, юж. групп хантов и манси. Удмурты и чуваши больше, чем др. народы этой группы, использовали пестрядь. Мужская О. близка таковой первого комплекса, добавляются прямоспинная халатообразная О. из белого холста, круглые бараньи шапки. Женская О. состояла из туникообразной рубахи из холста, украшенной вышивкой шелковыми или шерстяными нитками, полосами красной ткани, и штанов (у марийцев, мокши, чувашей, нек-рых групп удмуртов). Поверх надевали распашную О. из того же материала и с аналогичными украшениями. Рубаха постепенно сменялась платьем на кокетке. О. для прохладной погоды мало отличалась от мужской. У хантов и манси плечевая О., особенно суконные кафтаны, богато украшалась бисером. Различия в костюмах этого комплекса проявились еще и в форме головных уборов. У хантов и манси это налобные повязки, платки и треугольные косынки, у народов Поволжья и Приуралья - сложные головные уборы на жесткой основе разл. формы, покрытые вышитыми полотенцами. Обувью служили лапти (к З. от У.) и кожаные башмаки, украшенные бисером (к В.). Многообразные украшения выполнялись из монет, бисера, раковин-каури, шерстяных ниток, пуговиц. У мордвы было специальное набедренное украшение, у марийцев - разл. поясные.    Третий комплекс - О. тюркоязычных народов (татары Поволжья, Приуралья, прилегающих р-нов Зап. Сибири, башкиры), для к-рой характерно использование разл. покупных тканей, сукна, овчины, простегивание тканей, наличие безрукавок, сильная приталенность разнообразной плечевой О. Особенности О. этого комплекса состоят в том, что у всех бытовали рубахи и платья с воланами, женские штаны, мужские тюбетейки, войлочные шляпы и цилиндрические меховые шапки, женские налобные повязки, колпаки и шапочки, вышитые бисером и монетами.Женщины, выходя на улицу, покрывали голову платком. Обувью служили лапти или мягкие кожаные сапоги, зимой - валенки. В украшениях большое место занимал металл.    Четвертый комплекс - О. нас. сев. ч. региона: ненцев, сев. хантов и манси. Мужская О. шилась из меха и состояла из штанов, к-рые носили ворсом внутрь, и малицы - О. глухого (без разреза спереди) покроя, с пришитыми рукавами и капюшоном, к-рую подпоясывали поясом с висящим на нем ножом в ножнах. В сильные морозы и в дорогу поверх надевали парку или гусь (О. мехом наружу). Обувь - низкие кожаные или меховые с коротким суконным голенищем башмаки у обских угров, высокая, из полос камуса или поршневидная ровдужная (замшевая) - у всех. Уже во второй пол. XIX в. мужчины носили покупную О. Бытовала специальная О. из сукна - летняя или охотничья. У ханты и манси к нач. XX в. в качестве нац. О. сформировалось платье-рубаха на кокетке. Женская О. для прохладной погоды - из сукна, шир., прямая, с воротником. Зимой носили шубы из оленьего меха. Обские группы хантов и манси поверх платья надевали халат из хлопчатобумажной ткани, украшенный аппликативным орнаментом, шубы шили из шкурок лебедя. Головные уборы хантов и манси - платки, т.к. существовал обычай закрывать лицо перед определенными категориями родственников; ненки носили шапки из оленьего меха с ажурными мет. подвесками, спускающимися вдоль спины, и платки. Женская обувь мало отличалась от мужской.    Первый комплекс характеризует нас., к-рое занималось земледелием, жив-вом, охотой, а также з-дскими работами; второй - земледельческо-скотоводческое нас. к З. от У. и охотников и рыболовов, занимавшихся в небольшом объеме еще и земледелием и жив-вом - к В. Третий комплекс - одежда нас., в х-ве к-рого большую роль играло как жив-во, так и земледелие; четвертый комплекс - О. охотников и рыболовов тайги и оленеводов тайги и тундры.    Во второй пол. XX в. нац. О. носили пожилые люди коренных национальностей. К концу в. она приобрела характер праздничной для людей всех возрастов. Продолжает бытовать промысловая и дорожная О.    Лит.: Белицер В.Н. Народы Среднего Поволжья и Приуралья // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX - начало XX в.). Определитель. М., 1971; Прыткова Н.Ф. Верхняя одежда // Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л., 1961; Лебедева Н.И., Масалова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX - начала XX в. // Русские: Историко-этнографический атлас. М., 1967; Народы Поволжья и Приуралья: Историко-этнографические очерки. М., 1985; Финно-угры и балты в эпоху средневековья: Археология СССР. М., 1987; Материальная культура: Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 3. М., 1989; Молотова Т.Л. Марийский национальный костюм. Йошкар-Ола, 1992; Лебедева С.Х., Христолюбова Л.С. Традиционные одежда и украшения// Удмурты. Историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993; Шитова С.Н. Башкирский народный костюм. Уфа, 1993.    Федорова Е.Г.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

ОДЕЖДА
   • Vestis,

    I.

         Греческая одежда.

         Греч. О. была двух родов: ????????? (нижняя О., вроде рубахи) и ??????????? или ??????????? (верхняя О., накидки). К ????????? принадлежит ????? — хитон, дорический из шерсти, без рукавов, ионический несколько длиннее, льняной, который со времен Перикла носили в Афинах. ?????, который перепоясывали в талии поясом или лентой, имел или два рукава, или две рукавные прорехи, (?????????????), или один рукав, ??????????????, называвшийся ???????, оставлявший свободными правую руку и часть груди. Хитон первого рода носили свободные люди, второго рода — рабы и рабочие. Рубашку стали носить только в более поздние времена, и ?????????? не есть рубашка, которую носили под хитоном, а скорее короткий хитон, между тем как ???????? женщин есть, по всей вероятности, рубашка. Поверх хитона носили ????????? или ?????????, иначе ????????, большой четырехугольный кусок материи, в который, следуя хорошему тону, полностью закутывались. Накидывали его на левое плечо, придерживая рукой, затем тянули его вправо через правое плечо или под правую руку и наконец опять перекидывали через левое плечо (????? ?????? ??????????????). ??????? доходил по крайней мере до колен; носить его короче считалось неприличным. В Спарте носили короткий плащ (???????? ?????????), так называемый ??????, ?????????, который также переняли подражатели спартанских нравов в других государствах (????????????). Мальчики в Афинах носили в прежние времена один только хитон; став эфебами, они надевали хламиду (??????), род плаща, который застегивали на правом плече или груди. Ниспадающие концы назывались ????? или ????????. Хламиду в особенности надевали также тогда, когда ездили верхом или путешествовали. В женском одеянии следует также прежде всего обратить внимание на хитон, который был двоякого рода: дорический — простая, не слишком длинная шерстяная рубашка, состоящая из двух кусков материи, которые до груди были сшиты, между тем как верхние части, покрывавшие грудь и спину, застегивались на плечах, и ионический — широкая льняная, доходящая до ног, обильная складками рубашка с широкими рукавами, большей частью закрытыми, и только иногда разрезанными вверху, начиная с плеча. Длинные концы, которые при застегивании дорического хитона ниспадали на спину и грудь, назывались ???????, ??????????. При ионическом хитоне с рукавами ??????? составляет особую часть одеяния, которую надевали поверх хитона. Выпуклость, образовавшуюся на груди от ионического хитона, который обыкновенно был длиннее тела и поэтому приподнимался или подтягивался с помощью пояса, называется ??????. Пояс (??????, ????, ????????) следует отличать от ????? (также ??????, ??????????, ????o??????), — повязки, которую под хитоном подвязывали под грудь. Верхнее платье женщин (?????????, ???????????) похоже на ???????? мужчин. Название ?????? в обыкновенном употреблении слова означает вообще О. Под хитоном, если не всегда, то все-таки часто, носили тонкую рубашку, ????????. Что касается материй для О., то она была у мужчин шерстяная, особенно с тех пор, как вышли из употребления льняные хитоны. Для употребления в зимнее время служила ???????, верхнее платье или ???????? из особенно плотной материи. И хитон также носили зимой из более плотной материи (?????), летом же из более легкой. ????????? (также ???????, ???????? и, вероятно, также ?????? из тонкой мягкой шерсти) есть летние платья. Женщины употребляли, кроме шерсти и полотна, еще и другие материи, в особенности биссос (??????), белую или желтую материю, изготовленную из растительных волокон, по всей вероятности, из хлопчатой бумаги. Другим сортом материи были тонкие и прозрачные ?????????, из особенно тонкого льна, растущего в Аморгосе. Шелк (??????, ??????) вошел в употребление в Греции гораздо позже. ?????? означает, вероятно, сырой шелк, коконы, которые стали разматывать прежде всего на острове Косе; из нитей ткали так называемые ?????????. Известны косские прозрачные ткани. Меха весьма мало употреблялись; но хитоны из кожи (?????) встречаются. Что касается цвета, то пестрые материи, наряду с белыми, очень рано вошли в употребление как у мужчин, так в особенности у женщин (???? материи темного цвета, ????????, ???????). Особенно любили вытканные или вышитые узоры, как кайму по краям платья, по подолу или вороту (´??), или шедшие вертикально по обеим сторонам, где куски хитона сшивались, или же спереди (???????, ???????). Подобными каймами отделывался также ???????? (?????????, ´????????, ????????). Бахрома и кисти называются ???????, ???????. Встречаются также разбросанные вытканные узоры, цветы и т. п., особенно на женском хитоне (?????? ???????????); также с правильным рисунком платья, с продольными и поперечными полосками. Парадной О., устройство которой нельзя точнее определить, была ??????; название это относилось не к форме платья, а только к материи и украшению. Точно так же ????????? была платком или покрывалом, а не особенным видом О. ??????? был хитон из шкурок или кожи для крестьян, особенно для пастухов; им можно было также накрыть голову. Вместо ???????? служила для крестьян ??????. Шляпы и шапки надевались исключительно во время путешествия. Общее название для них — ????? и ??????. ???????, который обыкновенно носили при хламиде, был фессалийского или македонского происхождения и имел поля особой формы. Первоначально македонская ?????? имела горизонтальные круглые, часто весьма широкие поля. Шапки, особенно головные покрышки моряков и ремесленников, были обычно без козырька, часто с несколько выдающимся краем; изготовлялись они большей частью из войлока. Обувь носили вообще только вне дома. Греки не считали неприличным дома или даже на улице ходить босиком. Входя в дом, они снимали обувь. В обуви следует отличать подошву, башмак и сапог. Простые подошвы, которые подвязывались под ногу — ??????????. ????????? (????????) имел ремень, шедший выше пальцев (????? или -??); этот ремень, постепенно расширяясь, образовывал род верхней покрышки. Подошвы были из кожи, часто из нескольких слоев, иногда из пробки, часто снабженные разнообразными ремнями. ??????, кажется, был род ботинок, покрывавший ногу спереди и сзади, прикреплявшийся ремнями. ??????? мужчин были настоящие башмаки, которые носили простые люди, также ?????????; изящнее были ???????? (????????), ботинки или башмаки, которые прикреплялись ремнями у щиколоток. ?????????? были сапоги, ?????????? кожаная обувь простолюдинов. Женщины носили, кроме ?????????, так называемые ???????, иначе ????????. Это был обыкновенный род женской обуви. Изящнее были ????????. Рабыни носили ?????????. Обыкновенным материалом была кожа (поэтому ?????????? — сапожник), цвет — черный или же натуральный цвет кожи;

    II.

         Римская одежда.

         Обыкновенная О. римлян в мирное время состояла из 2 (или 3) частей: туники (tunica interior и exterior) и тоги (toga). Туника надевалась на голое тело. Это был род рубашки, первоначально без рукавов, позже с рукавами, которые, однако, не доходили до локтя. Это была настоящая и рабочая О. римлянина. Как нижнее платье, туника не должна была быть длиннее тоги (верхнего платья). Quint. 11, 3. Более длинные туники (tunicae tulares) считались неприличными для мужчин. (Cic. Cat. m. 2, 10. Horat. Sat. 1, 2, 25). Тунику подпоясывали под грудью с помощью cingulum (поэтому succinctus), особенно во время охоты, работы и т. п. Встречаются также две туники: нижняя, interior, плотнее прилегавшая к телу, и верхняя, exterior. Первая называлась subucula, вторая, может быть, intusium, у Горация (ер. 1, 1, 95) просто tunica (другие принимают intusium только в смысле женской туники). Изготовлялись туники из шерсти, позже из льна. Сенаторы носили тунику, называвшуюся tunica laticlavia от широкой пурпурной полосы, которая была выткана на тунике спереди и шла от шеи (или ворота) до пояса. (Plin. n. h. 8, 48). Точно так же у всадников на тунике был angustus clavus, состоявший из двух более узких пурпурных полос. Широкую кайму на тунике (latus clavus) позволил носить Август сыновьям сенаторов после достижения ими совершеннолетия (Suet. Oct. 38). Поэтому между военными трибунами стали отличать трибунов с широкой каймой, сыновей сенаторов (tribuni laticlavi), от остальных трибунов (tribuni angusticlavi). Suet. Oth. 10. Штаны (braccae) оставались неизвестными до позднейших времен Империи. Впрочем, для защиты от зимнего холода старые и слабые люди (напр., Август, Suet. Oct. 82) окутывали голени и икры (fasciae, feminalia, cruralia). Носить же особые набрюшники и галстуки считалось признаком изнеженности. Поверх туники носили тогу (toga). Это было настоящее верхнее платье римского гражданина, отличавшее его от неграждан (поэтому он назывался togatus, противоположность sagulatus. Verg. Aen. 1, 282: Romanus rerum dominos gentemque togatam). Поэтому изгнанники ее не носили. Не смели носить тогу первоначально также и жившие в Риме граждане, впрочем, впоследствии это не соблюдалось (Sall. Iug. 21). По исследованиям Лауница (Heidelberger Philologen-Versammlung, стр. 51), тога была полукруглым куском материи (имевшим форму примерно лампового колпака в поперечном разрезе), левый конец которого был длиннее правого, а верхний край или ворот представлял довольно глубокую выемку. В выемку вставлялся другой кусок материи (sinus), наружный край которого образовывал неправильную кривую линию. Накидывали ее двояким образом, прежде просто, впоследствии широко и с более обильными складками (ср. Quint. 11, 3, 137 слл.). Сначала ее перекидывали через левое плечо, так что оно полностью покрывалось; затем тянули ее через спину вперед, на грудь, и здесь, примерно в середине ее ширины, собирали ее в складки, так что верхняя часть ниспадала в виде sinus´a, a нижняя покрывала живот и голени. Таким образом образовывалась из-под правого плеча или правой руки косо шедшая поперек груди выпуклость со складками (umbo). Остальное затем перекидывалось через левое плечо и левую руку, которая поэтому была покрыта вдвойне. На концах часто были пришиты кисти или пуговицы для украшений или для того, чтобы своей тяжестью держать их в отвесном положении. Цвет был белый (toga alba, ср. Horat. Sat. 2, 2, 60. albatus). Лица, домогавшиеся общественных должностей, надевали блестящую белую тогу (toga candida, поэтому они назывались candidati). Обвиненные обычно старались публично возбудить к себе участие народа (ср. Tac. ann. 3, 23), поэтому они и внешним образом являлись в довольно небрежном платье и надевали грязную тогу (toga sordida, Liv. 2, 54. 45, 20). Высшие правительственные лица (magistrates) носили тогу, окаймленную пурпурной полосой (toga praetextata). Впрочем, такую же тогу было позволено носить и отрокам до достижения ими совершеннолетия, когда они надевали так называемую мужскую тогу (toga virilis). Также и женщинам было позволено носить платья, окаймленные или совершенно пестрые, т. к. они не принадлежали к составу граждан (civitas, Цивитас). Императорская тога отличалась цветом, она всегда была пурпурная (toga purpurea), иногда вышитая золотом (toga picta). Пурпурное платье носили также триумфаторы и председатели при процессиях на общественных играх; она может быть употреблялась и при некоторых жертвоприношениях, ср. Trabea, Трабея. Материя изготовлялась из шерсти, самая же ценная шерсть была апульская и терентинская, кроме того, милетская и лаконская. Шелковые материи стали носить только позже, во времена Империи, их считали признаком расточительности; упоминаемые иногда sericae vestes были только полушелковые материи. Vestes Coae, из весьма тонкой и прозрачной шелковой ткани, также часто, вероятно, из биссоса, подвергались порицанию, как платья слишком роскошные и непристойные. Грязное платье отдавали чистить валяльщику (fullo, см. Валяльщик), который не только лощил свежие материи, выходившие из-под ткацкого станка, но чистил и также ношеные платья с помощью особой травы (herba lanaria). Тога оставалась еще долго парадным платьем при императорском дворе (Spart. Hadr. 22) и официальным платьем чиновников и знатных, хотя уже во времена Августа (и раньше, Cic. Phil. 2, 30) вошло в моду носить лацерну поверх тоги (lacerna), a иногда даже и взамен нее. Эта lacerna не была, подобно пенуле (paenula), vestimentum clausum, a была открытый, легкий плащ, который обыкновенно застегивался пряжкой (fibula) на правом плече. Она служила больше для наряда (также и для покрытия и защиты тоги, ср. Juv. 9, 28: munimenta togae); поэтому для нее, выбирались ценные материи и пестрые цвета; впрочем, и белые считались всегда весьма приличными. Для нее также брали дважды крашенный пурпур (dibaphum), который особенно был дорог, так что стоимость лацерны могла доходить до 10.000 сестерций (Mart. 8, 10). Август велел через эдилов запретить ношение лацерны в народных собраниях (Suet. Oct. 40). Дорожным или зимнем платьем служила paenula, длинный простой плащ без рукавов, из плотной и толстой материи (ср. Gausapa) или из кожи (paenula scortia, Mart. 14, 130), вероятно, с выемкой у шеи. Его накладывали на голову и таким образом покрывали все тело до колен. Обычно paenula (также и lacerna) имела капюшон (сиcullus), который надвигали на голову. Laena была род широкой накидки (duarum togarum instar); endromis не являлось платьем, а было толстым платком или покрывалом, который надевали после гимнастических упражнений для того, чтобы не простудиться. Точно так же во время упражнений покрывали бедра и ляжки легким передником (campestre, Horat. ер. 1, 11. 18). Synthesis было легкое, удобное, широкое, со складками платье из материи более ярких цветов; особенно его носили на пирах, публично также в праздник Сатурналий; являться в нем в другое время, как это делал Нерон (Suet. Nero. 51), считалось бесстыдством. Как покрытие для головы упоминается македонская causia с широкими полями и фессалийский pileus, скорее шапка, чем шляпа. О petatus и galerus см. Galerus, об apex см. Апекс. Обыкновенно днем ходили с непокрытой головой (capite aperto), a Адриан не покрывал ничем головы даже во время своих путешествий (Spart. Hadr. 17). В театре Калигула позволил надевать pileus для защиты от солнечных лучей (Dio Cass. 59, 7). Август даже в зимнее время защищал свою голову от солнечных лучей, покрывая ее петазом (petasus). Suet. Oct. 82. Обувь, как кажется, у римлян была в большем употреблении, чем у греков. Дома носили сандалии (soleae), которые снимали за столом (demere и poscere soleas, ср. Horat. Sat. 2, 8, 77). При тоге носили башмаки (calceus), Cic. Мil. 20. Plin. ep. 7, 3. Они полностью покрывали ногу и имели один ремень, между тем красные или белые башмаки сенаторов имели 4 ремня (corrigiae, Horat. Sat. 1, 6, 28) и покрывали ногу выше. На башмаке патрициев было изображение рога луны из слоновой кости или серебра (lunula). Mulleus, похожий на calceus senatorius, составлял обувь курульных должностей. Во времена Империи вошли в употребление пестрые (или цветные) башмаки, наподобие женских. Crepidae, которые считают не римской обувью (Liv. 29, 19), были похожи на soleae; были ли они с каблуками — неизвестно. Военное платье римлянина было sagum. Это был шерстяной солдатский плащ, доходивший до колен, который носили поверх панциря и туники, приподнятой до колен. Оно застегивалось на плече пряжкой (fibula). Во времена крайней опасности, как, напр., в союзную войну, надевали и носили его даже в самом Риме (Vell. Pat. 2, 16: ut ad saga iretur diuque in eo habitu maneretur). Sagum полководца, которое было несколько длиннее, называлось paludamentum; оно было белого или пурпурного цвета (Val. Max. 1, 6, 11: cum in proelium exeuntibus album aut purpureum dari soleret). Отправляясь на войну, полководец надевал его на Капитолии, возвращаясь с войны, вступал в Рим только в тоге (togatus), за исключением того случая, когда он возвращался триумфатором. О солдатской обуви (caligae, ocreae) см. Калиги; о покрытии для головы (galea, cassis) см. также Arma, Оружие, 8. Полное одеяние римской матроны состояло также из 3 частей: tunica, stola и palla. Tunica была довольно длинна, имела рукава только тогда, когда верхнее платье было без рукавов, и полностью покрывалось последним; она не сшивалась, а застегивалась пряжками, была длиннее тела и подпоясывалась под грудями с помощью cingulum, образуя обширную выпуклость со складками (cingulum — пояс, которым иногда и мужчины подпоясывали тунику под грудью во время работы, охоты и т. п., succincti). К подолу туники пришивалась или притыкалась иногда фалбала (instita). Stola составляла отличительное платье римской матроны; вольноотпущенницы и meretrices не смели носить ее, а носили вместо этого тогу (toga). Palla надевалась только при выходе из домa; это было настоящее нарядное платье, которое можно было также накинуть на голову, так что вся фигура покрывалась. Матроны носили, вероятно, также длинную вуаль (flammeum, ricinium). Образец одеяния представляет Pudicitia в Ватикане. Как головной убор встречается женский чепец или шапочка, которая называлась calautica или calvatica (только не calantica) и ткалась из различного материала: золотых нитей, шелка, биссоса, шерсти. Как особенно тонкая материя для О. упоминается иногда carbasus из тонкого испанского льна, нечто вроде тонкого плотного кембрика или батиста. Встречаются и упоминаются также перчатки, manicae (Plin. ep. 3, 5, 15), впрочем, только для защиты от холода, по-другому они называются chirothecae. Одежду рабов составляла более простая, узкая туника, которая называлась exomis, (Gell. 7, 12), высоко подпоясанная или приподнятая для того, чтобы движения при работе были более свободными. Ее цветом был цвет натуральной шерсти, не обработанной валяльщиком (fullo), поэтому и не белый, как у свободных людей, а потемнее, серый, pullatus. На улице или в пути они носили поверх туники более грубую пенулу или лацерну. О тоге у рабов или ст?ле и п?лле у рабынь не могло быть, конечно, и речи. Прислуга за столом императоров и знатных была одета в белоe платье, albati (Suet. Dom. 12). Под рабской одеждой (servilis habitus) скрывались иногда кутилы и беглецы (Tac. ann. 13, 25. Tac. hist. 4, 36).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

ОДЕЖДА ИЗОБРАЖЕНИЙ УМЕРШИХ У ОБСКИХ УГРОВ В КОЛЛЕКЦИЯХ МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ им. ПЕТРА ВЕЛ

Федорова Елена Геннадьевна
Рассматривается одежда изображений умерших, входящих в состав коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Читать PDF

Жертвенная одежда северных хантов в ХХ в.

Богордаева Аксана Александровна
Рассматриваются особенности изготовления, украшения и покроя предметов одежды, приносимых в жертву духам-покровителям у северных хантов.
Читать PDF

Одежда духов и одежда-приклад обских угров в коллекциях Музея антропологии и этнографии им. Петра Ве

Федорова Елена Геннадьевна
Рассматривается одежда изображений духов из коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Читать PDF

Одежда в обрядовой практике хакасских шаманов

Бурнаков Венарий Алексеевич
Читать PDF

Однодворческая одежда Коротоякского уезда Воронежской губернии

Н. П. Гринкова
Читать PDF

Одежда и атрибуты свата-посредника у чувашей

Петров Игорь Георгиевич
Читать PDF

Татьяна Дашкова. Невидимые миру рюши: одежда в советском предвоенном и военном кино

Душенко К.В.
Читать PDF

ТРАДИЦИОННАЯ ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА УДМУРТОВ В МАТЕРИАЛАХ ЭКСПЕДИЦИИ ШАПП ДЕ’ОТРОША

Нечвалода Елена Евгеньевна
Читать PDF

Женская одежда у бурят во второй половине xix - начале XX века

Бадмаев Андрей Андреевич
Работа посвящена изучению этнотерриториальной специфики в женской одежде бурят второй половины XIX начала XX в. по различным материалам (архивные, литературные, музейные и полевые).
Читать PDF

Одежда горожанок Сибири во второй половине XIX начале XX вв

Гончаров Ю. М.
В статье систематизированы и обобщены данные разнообразных источников об одежде сибирских горожанок последних десятилетий XIX первых лет XX вв.
Читать PDF

Форменная одежда членов Государственного совета в XIX веке

Курочкина Елена Николаевна
Показано, что исследование факторов, влияющих на преобразование гражданского форменного платья, способствует определению возможных путей развития всего государственного аппарата.
Читать PDF

Одежда крепостных крестьян и дворовых людей тамбовской губернии в первой половине XIX в

Коньшина Юлия Юрьевна
В статье одежда крепостных крестьян и дворовых людей рассмотрена как личное имущество.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • брачная одежда

    Мф 22.11,12)-одежда, которую в древности на востоке хозяин брачного пира давал всем гостям, или такая, которую полагалось надевать в соответствии с определенным местным обычаем.
  • Одежда духовенства и монашествующих

    Традиционной одеждой всех клириков, а также т. н. поставленных Сутанаслужителей (чтеца и аколита), является сутана – черное разрезное платье с застежками до пола. Цвет сутаны зависит от степени кли
  • ОДЕЖДА ВОСТОЧНАЯ И ОСОБЕННО ЕВРЕЕВ

    Мф 24:18). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных (Быт 3:21). Одежды восточных жителей вообще были длинные,
  • ОДЕЖДА И ЖИЛИЩА В ПАЛЕОЛИТЕ

    в 1964 г. в Сунгире под г. Владимиром было раскопано погребение палеолитического человека, похороненного 30 тыс. лет назад. На ногах и руках у него были браслеты, а вся О. была по краю обшита бусинами, вы
  • НЕСШИТАЯ ОДЕЖДА

    вид одежды, основу которой составляет несшитый кусок ткани.
  • РАСПАШНАЯ ОДЕЖДА

    тип наплечной одежды с разрезом спереди.
  • ОДЕЖДА ЧУВАШСКАЯ

    уходит корнями в тюркские традиции, хотя имеет и ряд черт, характерных для др. народов Среднего Поволжья. Для одежды использовались холст, сукно, обработанная кожа. Сукно ткали тонкое, толстое и ону
  • ОДЕЖДА КАЗАЧЬЯ

    к нашему времени во многом изменилась по сравнению с национальными фасонами древности, которые почти целиком вышли из употребления. У женщин они уступили место общеевропейским модам, а у мужчин з
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАЗАКОВ

    как и у других народов, создалась из примитивных форм, путем развития их на основах целесообразности, традиций и местных художественных вкусов. Но к нашему времени одежда казачьего кроя сохранила
  • Защитная одежда

    индивидуальное средство защиты личного состава от попадания на кожные покровы и обмундирование различных отравляющих, радиоактивных и зажигательных веществ, биологических средств, компонентов
  • ОДЕЖДА МОРДОВСКАЯ

    нац. костюм мордвы длительное время формировался в центр. полосе Европейской ч. России. В сер. 19 в. нар. костюмы мокши и эрзи достигли законченной формы. Традиционно морд. нац. одежда развивалась по д
  • ОДЕЖДА РУССКАЯ

    была неоднородной и различалась в Пенз. губ. по степени смешения с мордовской и тат. одеждой, напр. мещерская одежда. В целом О. р. в Пенз. обл. относится к южнорус. типу. Мужская О. р. была традиционной.
  • ОДЕЖДА ТАТАРСКАЯ

    отражает традиции тюркских племен: широкая и длинная рубаха (кулмэк) и штаны с широким шагом (как у мужчин, так и у женщин), бишметы, прямоспинные зыбыны, шубы (тун), тулупы (толып). Этнич. традиции прос
  • Одежда русских людей киевских времен

    Одеждой «простой чади» древней Руси служили широкие «порты», длинные, до самых щиколоток, такие же длинные перепоясанные рубахи с длинными, расширяющимися книзу рукавами. На груди рубаха имела вы
  • МАГИСТР ИМПЕРАТОРСКИХ ОДЕЖД,

    •Magister vestis linĕae или lintĕae, смотритель за бельем императора. (Название начальников и должностных лиц в светских и духовных корпорациях)
  • ВОСКРИЛИЯ ОДЕЖД

    Мф 23:5) состояли из пурпурно-голубых кистей на четырех концах верхней одежды; по предписанию закона Моисеева (Чис 15:37), они должны были напоминать заповеди Господни. Фарисеи думали, что чем шире их во
  • раздирать одежду

    разрывать одежду (см.) в знак глубокой печали (Быт 37.29,34; Иол 2.13). Первосвященники по закону не должны были ни по какому случаю раздирать своих одежд (Лев 21.10), поэтому судивший Иисуса первосвященник К
  • Форма одежды военная

    комплект предметов военного обмундирования, снаряжения и знаков различия военнослужащих, установленных для личного состава ВС государства. В Советских ВС подразделяется на парадную, парадно-вых
  • ЛЕН, ЛЬНЯНЫЕ ОДЕЖДЫ

    Исх 9:31, Лев 13:47; по Евр пишта) — одно из растений, хорошо известных жителям древней Палестины и Египта. Последний с незапамятных времен славился производством и выделкою льна. Из льна приготовлялис
  • перемена одежды

    Быт 45.22; Суд 14.12,13,19; 4Ц 5.5,22,23)-комплект одежды, состоящий из верхней накидки (одежды) и нижнего белья (панталон, рубахи). (См. одежда)