вид служебной переписки в России в XVI-XVII вв. Содержала распоряжения, поручения должностным лицам, записи частных лиц.
ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАМЯТЬ
историко-публицистическое произведение В.А. Чивилихина (кн. 1 - 1978, дополн. изд. - 1984, кн. 2 - 1981), с патриотической позиции рассказывает о русской истории и культуре, показывает величие России, ее героев и подвижников. Публикация книги стала важной вехой в возрождении русского национального сознания, пробудив у десятков тысяч русских людей теплые, благодарные чувства к жизни и деяниям своих героических предков. "Память, - писал Чивилихин, - это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без коего дети вырастут слабыми незнайками, не способными достойно, мужественно встретить будущее". Название книги дало имя русскому патриотическому объединению "Память".
ПАМЯТЬ
русское патриотическое объединение, получившее название по книге В.А. Чивилихина "Память", пользовавшейся большой популярностью среди русских патриотов. Создано в 1982 активистами из комиссии по шефству над памятниками истории и культуры МГО (Московское городское отделение) ВООПИК (у истоков ее стояли П.Д. Барановский, его соратники и ученики). В первые годы "Память" собиралась во Дворце культуры Метростроя, объединив в своих рядах людей самых разных профессий и возрастов - инженера Г.И. Фрыгина и слесаря К.Н. Андреева, бригадира рабочих В.М. Лапина и подполковника Ю.В. Золина, композитора А.С. Лобзова, супругов - журналиста и преподавателя Э.Д. и Л.И. Дьяконовых, братьев Е. и В. Поповых, артиста Москонцерта В.М. Кобзева и мн. др.
На заседаниях "Памяти" заслушивались доклады и устраивались вечера на самые разнообразные темы - "Поэзия Николая Рубцова", "Он пел Россию голосом и сердцем" о Ф.И. Шаляпине, вечер памяти, посвященный русскому художнику К.А. Васильеву, творческие встречи с главным редактором журнала "Роман-газета" В.Н. Ганичевым, с доктором исторических наук Н.Н. Яковлевым, писателями И.М. Шевцовым, В.Н. Крупиным, Д.А. Жуковым, поэтами В.В. Сорокиным, Г.В. Серебряковым, Т.А. Пономаревой. Объединение "Память" сыграло заметную роль в возрождении русского национального сознания в сер. 1980-х.
О. Платонов
На заседаниях "Памяти" заслушивались доклады и устраивались вечера на самые разнообразные темы - "Поэзия Николая Рубцова", "Он пел Россию голосом и сердцем" о Ф.И. Шаляпине, вечер памяти, посвященный русскому художнику К.А. Васильеву, творческие встречи с главным редактором журнала "Роман-газета" В.Н. Ганичевым, с доктором исторических наук Н.Н. Яковлевым, писателями И.М. Шевцовым, В.Н. Крупиным, Д.А. Жуковым, поэтами В.В. Сорокиным, Г.В. Серебряковым, Т.А. Пономаревой. Объединение "Память" сыграло заметную роль в возрождении русского национального сознания в сер. 1980-х.
О. Платонов
Память
Зачастую противопоставляют память и историю. Память в этом смысле рассматривается как субъективно искаженное и зависящее от взглядов ее носителей присутствие прошлого в том или ином виде в обществе, в представлениях социальных групп и индивидов. История, напротив, представляет собой развитие событий, описанное историками в соответствии с научными критериями. Характеризуя память социальных групп, Жерар Нуарьель пишет: «Хотя их память чаще передает более глубокую и насыщенную (потому что более жизненную) правду, чем правда историка, она в то же время обычно является выборочной, неполной и пристрастной». Но это различие проблематично, так как сам историк по отношению к памяти небеспристрастен, являясь или сам заинтересованным лицом, или свидетелем, симпатизирующим какойлибо из сторон. Конечно, следует различать виды памяти. Индивидуальная память выходит далеко за рамки истории и относится к области неврологии, тогда как групповая память, т. е. конструирование групповой идентичности на основе обычаев и воспоминаний прошлого, все чаще и чаще становится полем исторических исследований. Социолог Морис Хальбвакс (1877-1945) посвятил часть своей работы изучению «коллективной памяти», подчеркивая социальный характер индивидуальной памяти и воспоминаний и их связь с настоящими интересами и целями. Следы событий и память о них стали в настоящее время самостоятельным предметом исторических исследований. Примером может служить изучение того, как на протяжении почти ста лет, вплоть до наших дней жила память о солдатах, расстрелянных в 1914-1918 гг.; исследовались различные проявления этой памяти (правовые документы, художественная литература, памятные годовщины и др.), ее интенсивность и цели, которые преследовало обращение к прошлому (это могла быть защита ветеранами своих боевых товарищей, критика милитаризма со стороны левых, забота о «жертвах» истории и т. д.). Выяснилось, что образ расстрелянного сохранялся в памяти постоянно со времен Первой мировой войны, видоизменяясь при этом в разных социальных группах и в зависимости от исторической обстановки \Offenstadt N. Les Fusilles de la Grande Guerre et la memoire collective. P., 2002 (1999)]. В современных западных обществах, где горизонт ожидания затуманен и организующее влияние коллективных политических проектов ослабло, значение памяти настолько возросло, что, по мнению ряда авторов, появилась новая болезнь - «коммеморит» (так Франсуа Досс назвал страсть к увековечиванию памяти всего и вся). Пьер Нора, объединив усилия сотни историков в крупном коллективном труде (Les Lieux de memoire. P., 1984-1992), попытался собрать и описать французские «места памяти» в широком и символическом смысле этого слова (речь шла о памятниках; исторических деятелях национального масштаба, таких как историк Лависс или Жанна д'Арк; классических литературных произведениях, например «Путешествие двух детей по Франции», и т. д.). Недавно появилось подобное немецкое издание (Deutsche Erinnerungsorte. Miinchen, 2001). Издание под редакцией Пьера Нора критиковали за телеологический характер, иначе говоря, за содержащуюся в нем более или менее явную поддержку некоего национального мифа (Englund S. De l'usage de la Nation par les historiens, et reciproquement; L'histoire des ages recents. «Les France» de P. Nora / / Politix. 1994. N 26). И в самом деле, распространенное понятие «долг памяти» не может не вызывать сомнений, так как содержит в себе идею однозначного прочтения прошлого, близкого к официальной памяти и противостоящего гибкому и разнообразному восприятию того же самого прошлого. Наряду с ним употребляется более нейтральное и подразумевающее некий процесс понятие «работа памяти».
• Устная история (и ее источники)
• Устная история (и ее источники)
Источник: Словарь историка 2011