ПАТЕРИКИ
ПАТЕРИКИ
сборники рассказов из жизни монахов (преим. отшельников) различ. стран и монастырей. Первый известный нам П. появился на рубеже 4 — 5 вв. в Египте.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПАТЕРИКИ
греч.: "книги об отцах"), в византийской и славяно-русской литературе сборники повествований о подвижниках какой-либо обители. Из славянских переводных Патериков наиболее древняя рукопись (XII-XIII вв.) Синайский Патерик, или Лимонарь ("Луг духовный", 1896); весьма распространен был также Азбучный Патерик (рукопись 1649), содержащий жития святых в алфавитном порядке. Из оригинальных русских Патериков известны Печерский и Соловецкий. Троицкий Патерик составлен гр. М.В. Толстым в 1897.
ПАТЕРИКИ
греч., ед. ч. - Paterixon, от patnr - отец) - сборники рассказов из жизни монахов (преим. отшельников) различных стран и монастырей. Первый известный нам П. появился на рубеже 4-5 вв. в Египте. Ок. 420 Палладий, епископ Геленупольский (в Вифинии), написал "Лавсаик", где егип. монахам также отведено главенствующее место. Оба памятника составили т. н. Египетский П. В 5 же в. в Египте появились и т. н. "Изречения отцов" ("Apophtegmata patrum"). В сохранившемся варианте материал расположен по алфавиту, по именам отцов - от Антония до Ора (в переводах известен как Алфавитный, или Азбучный П.). Позднее возникли два наиболее известных сборника: Римский П. паны Григория I и т. н. "Луг духовный" (Лимонарь) Иоанна Мосха (ум. в 619), переведенные на различные яз. Распространившиеся в визант. литературе П. начали переводиться на слав. яз. еще при Кирилле и Мефодии. Вскоре появились и слав. переработки П. (болг. переработка П. Иоанна Мосха - "Лимонис" и др.). На Руси П. стали известны с 11 в.; рассказами из П. переполнены древнейшие лит. сборники, преим. Прологи. Занимат. рассказы П., в к-рых фантастич. элемент уживается о реалистич. и бытовым, широко распространились в рукописной книжности. Они вызвали к жизни оригинальные рус. П. - Киево-Печерский патерик и Соловецкий П., отразились в изобразит. иск-ве. Сюжеты П. использованы в творчестве многих рус. писателей. Лит.: Срезневский И. И., Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках, Сб. ОРЯС АН, 1879, т. 20, No 4 (Синайский патерик); Преображенский В. С., Славяно-русский скитский патерик, К., 1909; О. Еремин I., "Сводный" патерик у пiвденно-слов´янських, укра´пнському та московському письменствах, "Зап. iст.-фiлологiч. вiддiлу АН УССР", 1927, кн. 12, 15; его же, К истории древнерус. переводной повести, ТрОДРЛ, т. 3, М.-Л., 1936; Festugiere A. J., Historia monachorum in Aegypto, Brux., 1961; Guy J.-C., Recherches sur la tradition grecque des Apophtegmata patrum, Brux., 1962. А. П. Каждан. Москва, H. H. Розов. Ленинград.