ПЕРСИЙ
ПЕРСИЙ
Авл Флакк (34 — 62) — рим. поэт-сатирик. В дошедших до нас 6 сатирах П. разрабатываются преимуществ. общие морально-этич. проблемы, трактуемые в духе философии стоиков.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПЕРСИИ
• Pers?i.
Из них особенно замечательны:
1. С. Реrsius, победивший во 2-ю Пуническую войну (в 210 г.) тарентийцев. Liv. 26, 39;
2. С. Persius, человек, отличавшийся своей ученостью (Cic. Brut. 26, 99), современник поэта Луцилия. Cic. de or. 2, 6, 25;
3. А. Persius Flaccus, поэт, родился 4 декабря 34 г. от Р. X. в Волатеррах, городе Этрурии, от зажиточных и знатных родителей. Уже на 6 году жизни он лишился отца и остался на руках своей матери Фульвии Сизеннии, которая вступила во второй брак с римским всадником Фузием. До 12 лет П. обучался в своем родном городе, затем был отправлен в Рим, где его учителями были грамматик Реммий Палемон и ритор Вергиний Флав. На 16-м году он познакомился со стоиком Аннеем Корнутом, с которым потом подружился и который доставил ему близкое знакомство с двумя учеными греками, Клавдием Агафемером и Петронием Аристократом, а также с молодым поэтом Луканом. В числе его близких друзей юности называются лирические поэты Цезий Басc и Кальпурний Серрант (Sura? Statura?). Пета Тразею, супруга одной своей родственницы, младшей Аррии, Сервилия Нониана и Плотия Макрина он любил чисто детской любовью. Все эти благоприятные обстоятельства — образование, полученное от знаменитых учителей, живое общение с выдающимися в умственном отношении людьми — должны были всесторонне образовать молодого П. и особенно укрепить его в привязанности к стоическому учению. Эти же обстоятельства имели влияние и на его поэтические наклонности. От первых его трудов до нас только лишь дошли их названия; это были: стихотворное описание путешествия (???????????), стихотворение на геройскую смерть старшей Аррии и одна fabula praetexta (может быть, она называлась Vescia). Впоследствии, побужденный Луцилием и Горацием, он с юношеской страстью обратился к сатире. Однако уже на 28 году жизни, 24 ноября 62 г. от Р. X., он умер от болезни желудка в своем имении на via Appia. Своим родным он оставил значительное состояние, Корнуту свои книги и, кроме того, завещание в его пользу, но Корнут от него отказался. Сатиры П. остались неоконченными; Цезий предпринял их издание и соединил их (числом 6) в одну книгу (liber satirarum). Сатиры эти имели много читателей и пользовались большим уважением (Quint. 10, 1, 94: Multum et verae gloriae quamvis uno libro Persius meruit и подобный же отзыв у Mart. 4, 29, 7) даже у христианских писателей и в продолжение всех средних веков, которые в П. видели не столько поэта, сколько моралиста. Между всеми его сатирами особенно выдается пятая, которая содержит похвалу Корнуту и рассуждения об истинной свободе. Сам тон этой сатиры не саркастический, но мягкий и спокойный, язык чище и легче, чем в других сатирах. В новейшие времена мнения о произведениях П. расходятся. К сатире привело юношу, одаренного чистой, благородной душой и глубоко серьезным характером, негодование на испорченность времени, не дав ему времени самостоятельно ознакомиться с жизнью и возвыситься над идеалами стоической школы. Гораций был его образцом: ему подражал он в форме и из него заимствовал правила для своих произведений. Т. к. он et raro et tarde scriptsit, то этим и объясняется отсутствие легкости и свободы в стиле. Таланта к мимическому изображению, явившегося плодом изучения трудов своих предшественников и древнегреческой комедии, у П. отрицать невозможно: в особенности талант этот проявляется в характеристических очерках вседневной жизни, в искусном пользовании диалогической формой, в картинах и способах выражения, очевидно заимствованных из уст народа. Если теперь раздается столько жалоб на его, иногда почти невыносимую, неясность, которая, впрочем, не была замечаема его современниками, то неясность эта объясняется превратным стремлением того времени к новизне и краткостью стоического способа писания. Эта трудность понимания П. уже рано вызвала потребность в объяснениях. Сохранились средневековые схолии под названием Cornuti commentum и сделанные из них на полях рукописей извлечения (glossae Pithoeanae). Лучше всего они изданы в издательстве О. Яна. Новые ученые с редкой эрудицией (Casaubonus) занимались объяснением П. Издания: Casaubonus (1605, в последний раз напечатанное под ред. Дюбнера, 1833), Weber (1826), Plum (1827), О. Iahn (1843 -лучшее издание), Heinrich (1844); один текст без комментариев издали: К. F. Hermann (1854), О. Iahn (1851 и еще раз вместе с Ювеналом и Сульпицием в 1868 г.). Для характеристики П., как поэта, ср. Teuffel, Studien und Charakteristiken (1871), стр. 396 слл.
Из них особенно замечательны:
1. С. Реrsius, победивший во 2-ю Пуническую войну (в 210 г.) тарентийцев. Liv. 26, 39;
2. С. Persius, человек, отличавшийся своей ученостью (Cic. Brut. 26, 99), современник поэта Луцилия. Cic. de or. 2, 6, 25;
3. А. Persius Flaccus, поэт, родился 4 декабря 34 г. от Р. X. в Волатеррах, городе Этрурии, от зажиточных и знатных родителей. Уже на 6 году жизни он лишился отца и остался на руках своей матери Фульвии Сизеннии, которая вступила во второй брак с римским всадником Фузием. До 12 лет П. обучался в своем родном городе, затем был отправлен в Рим, где его учителями были грамматик Реммий Палемон и ритор Вергиний Флав. На 16-м году он познакомился со стоиком Аннеем Корнутом, с которым потом подружился и который доставил ему близкое знакомство с двумя учеными греками, Клавдием Агафемером и Петронием Аристократом, а также с молодым поэтом Луканом. В числе его близких друзей юности называются лирические поэты Цезий Басc и Кальпурний Серрант (Sura? Statura?). Пета Тразею, супруга одной своей родственницы, младшей Аррии, Сервилия Нониана и Плотия Макрина он любил чисто детской любовью. Все эти благоприятные обстоятельства — образование, полученное от знаменитых учителей, живое общение с выдающимися в умственном отношении людьми — должны были всесторонне образовать молодого П. и особенно укрепить его в привязанности к стоическому учению. Эти же обстоятельства имели влияние и на его поэтические наклонности. От первых его трудов до нас только лишь дошли их названия; это были: стихотворное описание путешествия (???????????), стихотворение на геройскую смерть старшей Аррии и одна fabula praetexta (может быть, она называлась Vescia). Впоследствии, побужденный Луцилием и Горацием, он с юношеской страстью обратился к сатире. Однако уже на 28 году жизни, 24 ноября 62 г. от Р. X., он умер от болезни желудка в своем имении на via Appia. Своим родным он оставил значительное состояние, Корнуту свои книги и, кроме того, завещание в его пользу, но Корнут от него отказался. Сатиры П. остались неоконченными; Цезий предпринял их издание и соединил их (числом 6) в одну книгу (liber satirarum). Сатиры эти имели много читателей и пользовались большим уважением (Quint. 10, 1, 94: Multum et verae gloriae quamvis uno libro Persius meruit и подобный же отзыв у Mart. 4, 29, 7) даже у христианских писателей и в продолжение всех средних веков, которые в П. видели не столько поэта, сколько моралиста. Между всеми его сатирами особенно выдается пятая, которая содержит похвалу Корнуту и рассуждения об истинной свободе. Сам тон этой сатиры не саркастический, но мягкий и спокойный, язык чище и легче, чем в других сатирах. В новейшие времена мнения о произведениях П. расходятся. К сатире привело юношу, одаренного чистой, благородной душой и глубоко серьезным характером, негодование на испорченность времени, не дав ему времени самостоятельно ознакомиться с жизнью и возвыситься над идеалами стоической школы. Гораций был его образцом: ему подражал он в форме и из него заимствовал правила для своих произведений. Т. к. он et raro et tarde scriptsit, то этим и объясняется отсутствие легкости и свободы в стиле. Таланта к мимическому изображению, явившегося плодом изучения трудов своих предшественников и древнегреческой комедии, у П. отрицать невозможно: в особенности талант этот проявляется в характеристических очерках вседневной жизни, в искусном пользовании диалогической формой, в картинах и способах выражения, очевидно заимствованных из уст народа. Если теперь раздается столько жалоб на его, иногда почти невыносимую, неясность, которая, впрочем, не была замечаема его современниками, то неясность эта объясняется превратным стремлением того времени к новизне и краткостью стоического способа писания. Эта трудность понимания П. уже рано вызвала потребность в объяснениях. Сохранились средневековые схолии под названием Cornuti commentum и сделанные из них на полях рукописей извлечения (glossae Pithoeanae). Лучше всего они изданы в издательстве О. Яна. Новые ученые с редкой эрудицией (Casaubonus) занимались объяснением П. Издания: Casaubonus (1605, в последний раз напечатанное под ред. Дюбнера, 1833), Weber (1826), Plum (1827), О. Iahn (1843 -лучшее издание), Heinrich (1844); один текст без комментариев издали: К. F. Hermann (1854), О. Iahn (1851 и еще раз вместе с Ювеналом и Сульпицием в 1868 г.). Для характеристики П., как поэта, ср. Teuffel, Studien und Charakteristiken (1871), стр. 396 слл.