РЕАЛИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

РЕАЛИЗМ
вещественный, действительный — в литературе и искусстве — правдивое изображение действительности в художественных образах.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Реализм
стилистическое направление в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов(просветительский реализм, критический, социалистический).

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Реализм
лат. realis – вещественный, действительный) – 1) философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта; 2) понятие, характеризующее познавательную функцию искусства; правдивое, объективное отображение действительности; правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных видов искусства.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Реализм
(от лат. realis — действительный, материальный) — художественное направление в середине — второй половине XIX в., проявившееся в литературе и изобразительном искусстве. Для реализма характерны правдивое изображение действительности, аскетизм художественной формы, обращение к бытовым сюжетам. Повседневность, критика нравов и социальные контрасты — типичные темы для реализма. В стиле реализма творили писатели Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, художники И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и др.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

РЕАЛИЗМ
в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В России — художественный метод, характерный для творчества: писателей — А. С. Пушкина, Я В. Гоголя, Я. А. Некрасова, Л. Я. Толстого, А. Я. Островского, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. М. Горького и др.; композиторов — М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и отчасти Я. А. Римского-Корсакова, художников — А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, И. Е. Репина, В. А. Серова и передвижников, скульптора А. С. Голубкиной; в театре — М. С. Щепкина, М. Я. Ермоловой, К С. Станиславского.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Реализм
способ художеств, освоения действительности, появляющийся на различных ступенях историч. развития — Р. Ренессанса и Р. Просвещения, критич. Р., социалистич. Р. В произведениях античной литературы (гомеровский эпос, аттич. трагедия и комедия, рим. сатира) выступают мн. характерные признаки Р. — определение существ, связей между природой и обществом, их общие закономерности, выявление противоречий обществ, жизни и стремление к их преодолению, взаимосвязь индивидуума и общества и пр. Открытым остается вопрос, можно ли говорить о существовании уже в античности полностью разработанного метода Р. или только о его тенденциях и элементах. Так, в мифе нашли отражение богатые возможности в постижении и преобразовании природы и обществ, действительности. Исчезновение мифическирелигиозного мировоззрения способствовало развитию реалистич. тенденций в античной литературе.

Источник: Словарь античности. 1989

РЕАЛИЗМ
(лат. realis — действительный, вещественный) — направление и метод в художественном творчестве, основывающийся на объективном, правдивом и натуралистическом воспроизведении и изобра-жении действительности. В более строгом смысле реа-лизмом называют движение в европейском искусстве и литературе середины XIX в., возникновение которого явилось ответной реакцией на романтическую и классическую идеализацию, а также отрицание общепринятых академических норм. Реализм основан на художественном отражении жизни в формах самой жизни, на правде видимого, через которую художник проника-ет в сущность окружающего мира. В рамках реалистического творчества возможны фантастические или гро-тесковые образы, символы и иносказания, отдельные отступления от внешнего правдоподобия ради выразительности и правды целого.
Термин «реализм» был предложен французским литературным критиком Шанфлери в 50-х годах XIX в. и быстро получил распространение в различных видах искусств и национальных культурах. Реализм предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: древние наивные наскальные изображения, идеализированный реализм античного искусства, одухотворенность и одновременно «натура-лизм» поздней готики и т.д. Однако наиболее реалистичным было искусство Возрождения, которое и стало прологом реализма как самостоятельного художественного явления. Основой реализма
XIX в. было резко критическое отношение к буржуазной действительности. Отсюда характерной чертой этого направления стало отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, целенаправленное стремление давать оценку явлениям общественной жизни. На ру-беже XIX–XX вв. реализм в живописи был вытеснен импрессионизмом, а в литературе — натурализмом.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

РЕАЛИЗМ
в искусстве (от лат. realis – действительный, материальный), в широком смысле – способность искусства правдиво, неприкрашенно изображать человека и окружающий его мир в жизнеподобных, узнаваемых образах, при этом не копируя пассивно и бесстрастно натуру (в отличие от натурализма), а отбирая в ней главное и стремясь передать в видимых формах сущностные качества предметов и явлений. В этом смысле реалистическим можно назвать искусство Рембрандта, Д. Веласкеса и многих др. мастеров.
В более узком смысле реализм – одно из основополагающих художественных направлений сер. и второй пол. 19 в. в Европе и Америке, провозгласившее целью искусства наблюдение и объективное изображение окружающей действительности, выражение «правды жизни». Термин был введен французским литературным критиком Шанфлери в 1850-е гг. Реалисты утверждали свои принципы в борьбе как с академизмом, так и с поздним романтизмом, выродившимся к сер. 19 в. в набор расхожих штампов.
Реализм появился первоначально во Франции, в творчестве Г. Курбе, который поставил перед собой задачу создания героизированной монументальной картины на современный сюжет. Реализм 19 в. не сводился к работе художников с натуры и на пленэре, хотя это стало массовой практикой, но отличался прежде всего социальной направленностью, стремлением обличать негативные явления современности, поэтому по отношению к нему часто употребляют термин критический реализм (Ж. Ф. Милле во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцель, В. Лейбль в Германии, передвижники в России). Кажущаяся простота, доступность образного языка реалистов 19 в. часто побуждали критиков и публику воспринимать их искусство как иллюстрацию и пропаганду определенных (в том числе политических) идей, что в корне противоречит сущности этого многогранного художественного направления.
В 20 в. многие мастера отказались от подражания формам действительности, кульминацией чего стало возникновение абстрактного искусства. Термин «реализм», потеряв эстетическую определенность, стал употребляться для обозначения самых разных направлений, придерживающихся опознаваемых форм видимой реальности (сюрреализм, социалистический реализм и др.), в результате чего понятие реализма потеряло эстетическую определенность.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Реализм

Реализм XIX в. вырастал, осваивая наиболее плодотворные идейно-эстетические традиции всех предшествовавших, а также сопутствовавших и даже противоборствовавших ему художественных направлений, прежде всего нового классицизма и романтизма, вместе с тем преодолевая их ограниченность.
Классицизм стремился к отражению объективного реального мира, исходя из того, что это возможно только на основе вполне определенных, заранее данных абсолютных критериев истины и красоты. Искусство классицизма могло обобщать реальную действительность, но не в типичных, а в идеализированных или условно схематичных образах, либо необычайно приподнятых, либо приниженных.
Романтизм стремился отстраниться от окружающей действительности, субъективно преображать ее. Романтики то вовсе отрицали объективную реальность мира, то полагали невозможным и ненужным его объективное воспроизведение средствами художественного творчества. Но именно потому, что романтики отвергали самый принцип заранее заданных логических и эстетических критериев и отважно стремились изображать внутренне противоречивые, необычайные (а с точки зрения классицистов — незакономерные и даже неэстетичные) явления живой действительности, их произведения нередко воплощали и диалектическую правду жизни. Неспособные и не считавшие возможным постичь и воспроизвести общие закономерности общественной жизни, романтики с тем большим увлечением обращались к проблемам частным, индивидуальным, к внутреннему миру человеческих мыслей, страстей и настроений.
Реализм в отличие от романтизма стремился к отражению объективного реального мира. В противоположность же классицизму он не исходил из заранее установленных представлений об этом мире. Основой реалистического искусства стали непосредственные, живые и непредвзятые восприятия и правдивое отражение реальной действительности. Они обычно были неотделимы от стремлений проследить и раскрыть заключенные в этой действительности глубинные силы, скрытые от простейшего поверхностного наблюдения, но управляющие событиями и связью явлений.
Великие художники-реалисты XIX в. с беспощадной правдивостью изображали язвы и пороки буржуазного общественного строя и буржуазной морали, хотя часто испытывали затруднения в утверждении положительного общественного идеала, нередко ошибались в определении путей его достижения.
Вершинами реализма в литературе были произведения Стендаля, Бальзака, Мериме, Флобера, Диккенса, Теккерея, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого. Реализм нашел яркое выражение и в области изобразительных искусств, особенно в живописи и графике, создав основу для высокого расцвета бытового жанра (Федотов, Перов, Милле, Курбе, Манэ, Дега), пейзажной живописи (Констебль, Коро, А. Иванов), портрета (Жерико, Крамской, Репин), политической карикатуры (Домье).
Художники-реалисты, обобщая живую действительность, создавали «типичные характеры в типичных обстоятельствах».(Фридрих Энгельс — Маргарите Гаркнесс, начало апреля 1888 г., «К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве», т. I, M. 1957, стр. 11.) Художественное обобщение и типизацию они осуществляли в ярких и конкретных индивидуализированных образах, глубоко проникая в психологию отдельных людей, в сущность развития общественных и личных отношений между людьми.
В реалистическом искусстве были развиты многие существенно новые средства художественного отражения действительности. Художники-реалисты сознавали и изображали в своих произведениях зависимость человеческих судеб, нравов и психологии от конкретных исторических условий, от общественной среды, они стремились возможно глубже проникать во внутренний мир мыслей и чувств, познавать непоследовательные, противоречивые особенности человеческих характеров, часто отображая не только постоянные, сложившиеся качества, но и развитие, становление характеров.
Таким образом, основными завоеваниями творческого опыта литературы и искусства XIX столетия явились прежде всего широта, глубина и правдивость общественной панорамы, принцип историзма, новая методика художественного обобщения (создание типических и вместе с тем индивидуализированных образов), глубина психологического анализа, раскрытие внутренних противоречий в психологии и взаимоотношениях людей.
Общая картина литературы и искусства XIX в. чрезвычайно многообразна и сложна. Наряду с общими чертами искусство каждой страны имело свои отличительные особенности, которые определялись характером социально-политических условий в истории каждого народа. Каждая нация имела свою собственную политическую судьбу, свой жизненный уклад, свой строй мышления и чувств.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 6. 1961

РЕАЛИЗМ
позднелат. realis – вещественный, действительный), художественный метод, творческим принципом которого является изображение жизни с помощью типизации и создания образов, соответствующих сути самой жизни. Литература для реализма – средство познания человека и мира, поэтому он стремится к широкому охвату жизни, освещению всех ее сторон без ограничения; в центре внимания – взаимодействие человека и социальной среды, влияние условий общества на формирование личности.
Категория «реализм» в широком смысле определяет отношения литературы к действительности вообще, независимо от того, к какому течению или направлению в литературе принадлежит данный автор. Любое произведение в той или иной мере отражает реальность, но в некоторые периоды развития литературы действовала установка на художественную условность; напр., классицизм требовал «единства места» драмы (действие должно происходить в одном месте), что делало произведение далеким от жизненной правды. Но требование жизнеподобия не означает отказ от средств художественной условности. Искусство писателя состоит в умении концентрировать реальность, рисуя героев, которых, может быть, и не было на самом деле, но в которых воплотились подобные им реальные люди.
Реализм в узком смысле сформировался как направление в 19 в. Следует отличать реализм как метод от реализма как направления: мы можем говорить о реализме Гомера, У. Шекспира и т. д. как о манере отражения действительности в их произведениях.
Вопрос о возникновении реализма решается исследователями по-разному: корни его видят в античной литературе, в эпохах Возрождения и Просвещения. Согласно наиболее распространенной точке зрения, реализм возник в 1830-е гг. Его непосредственным предшественником считается романтизм, основная особенность которого – изображение исключительных характеров в исключительных обстоятельствах с особым вниманием к сложной и противоречивой личности с сильными страстями, непонятой окружающим ее обществом, – так называемого романтического героя. Это был шаг вперед по сравнению с условностью изображения людей в классицизме и сентиментализме – направлениях, предшествующих романтизму. Реализм не отрицал, а развивал достижения романтизма. Между романтизмом и реализмом в первой половине 19 в. трудно провести четкую границу: произведения используют и романтические, и реалистические приемы изображения: «Шагреневая кожа» О. де Бальзака, романы Стендаля, В. Гюго и Ч. Диккенса, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Но в отличие от романтизма главная художественная установка реализма – типизация, изображение «типических характеров в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс). Эта установка предполагает, что герой концентрирует в себе свойства эпохи и той социальной группы, к которой он принадлежит. Напр., заглавный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – яркий представитель отмирающего дворянства, характерными чертами которого названы лень, неспособность к решительным действиям, боязнь всего нового.
Вскоре реализм разрывает с романтической традицией, что воплощается в творчестве Г. Флобера и У. Теккерея. В русской литературе этот этап связан с именами А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Этот этап принято называть критическим реализмом – вслед за М. Горьким (не следует забывать, что Горький желал из политических соображений подчеркнуть обличительную направленность литературы прошлого в противоположность утверждающим тенденциям социалистической литературы). Основной особенностью критического реализма называют изображение отрицательных явлений русской жизни, видя начало этой традиции в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Н. В. Гоголя, в произведениях натуральной школы. Авторы по-разному решают свою задачу. В произведениях Гоголя нет положительного героя: автор показывает «сборный город» («Ревизор»), «сборную страну» («Мертвые души»), соединяющие в себе все пороки русской жизни. Так, в «Мертвых душах» каждый герой воплощает собой какую-либо отрицательную черту: Манилов – мечтательность и невозможность воплотить мечты в действительность; Собакевич – тяжеловесность и медлительность и т. д. Однако отрицательный пафос в большинстве произведений не лишен утверждающего начала. Так Эмма, героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» с ее тонкой душевной организацией, богатым внутренним миром и способностью живо и ярко чувствовать, противопоставлена господину Бовари – человеку, мыслящему шаблонами. Другая важная особенность критического реализма – внимание к социальной среде, сформировавшей характер персонажа. Например, в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поведение крестьян, их положительные и отрицательные черты (терпение, доброта, щедрость, с одной стороны, и угодливость, жестокость, глупость – с другой) объясняются условиями их жизни и особенно социальными потрясениями периода реформы крепостного права 1861 г. Верность действительности в качестве главного параметра оценки произведения выдвигал уже В. Г. Белинский при разработке теории натуральной школы. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. Ф. Писемский и др. выделяли также критерий общественной полезности произведения, его влияния на умы и возможные последствия его прочтения (стоит вспомнить феноменальный успех достаточно слабого романа Чернышевского «Что делать?», ответившего на многие вопросы современников).
Зрелый этап развития реализма связан с творчеством писателей второй половины 19 в., прежде всего Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. В европейской литературе в это время наступил период модернизма и принципы реализма использовались в основном в натурализме. Русский реализм обогатил мировую литературу принципами социально-психологического романа. Открытием Ф. М. Достоевского признается полифония – умение сочетать в произведении различные точки зрения, не делая ни одну из них доминирующей. Сочетание голосов героев и автора, их переплетение, противоречия и согласия приближает архитектонику произведения к действительности, где нет единого мнения и одной, последней правды. Основополагающая тенденция творчества Л. Н. Толстого – изображение развития человеческой личности, «диалектики души» (Н.Г. Чернышевский) в сочетании с эпической широтой изображения жизни. Так, изменение личности одного из главных героев «Войны и мира» Пьера Безухова происходит на фоне изменений в жизни всей страны, и один из переломных моментов его мировосприятия – Бородинское сражение, переломный момент в истории Отечественной войны 1812 г.
На рубеже 19 и 20 вв. реализм переживает кризис. Он заметен и в драматургии А. П. Чехова, основная тенденция которой – показать не ключевые моменты в жизни людей, а изменение их жизни в самые обычные, ничем не отличающиеся от других моменты – так называемое «подводное течение» (в европейской драматургии эти тенденции проявлялись в пьесах А. Стриндберга, Г. Ибсена, М. Метерлинка). Преобладающим течением в литературе начала 20 в. становится символизм (В. Я. Брюсов, А. Белый, А. А. Блок). После революции 1917 г., встраиваясь в общую концепцию строительства нового государства, возникли многочисленные объединения писателей, которые считали своей задачей механическое перенесение категорий марксизма в литературу. Это привело к признанию новым важным этапом в развитии реализма в 20 в. (в первую очередь в советской литературе) социалистического реализма, который был призван изображать осмысленное в духе социалистической идеологии развитие человека и общества. Идеалы социализма предполагали неуклонный прогресс, определение ценности человека пользой, приносимой им обществу, и ориентацию на равенство всех людей. Термин «социалистический реализм» закрепился на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. Образцами социалистического реализма были названы романы «Мать» М. Горького и «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, его черты были выявлены в творчестве М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, в сатире В. В. Маяковского, И.Ильфа и Е.Петрова, Я. Гашека. Основным мотивом произведений социалистического реализма считали развитие личности человека-борца, его самосовершенствование и преодоление трудностей. В 1930–40-е гг. социалистический реализм окончательно приобрел догматические черты: появилась тенденция приукрашивать действительность, главным был признан конфликт «хорошего с лучшим», стали появляться недостоверные психологически, «искусственные» персонажи. Развитие реализму (вне зависимости от социалистической идеологии) дала Великая Отечественная война (А. Т. Твардовский, К. М. Симонов, В. C. Гроссман, Б. Л. Васильев). С 1960-х гг. литература в СССР стала отходить от социалистического реализма, хотя многие писатели придерживались принципов классического реализма.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
150.60 кб

К вопросу о возникновении термина «Социалистический реализм»

Захаров А. В.
The article concerns how the name of the Soviet official artistic method "socialist realism" came into being. According to some archive sources and memories, this term was first used by I.V.
Читать PDF
592.70 кб

Методология исследования международных отношений: реализм

Шабага Андрей Владимирович
В статье исследуются истоки и концептуальные возможности анализа международных отношений в рамках реалистической парадигмы.
Читать PDF
111.02 кб

Реализм после живописи: новые / старые тенденции в российском искусстве

Котломанов Александр Олегович
Читать PDF
521.16 кб

Некритический реализм: симптомы российской художественной жизни 2016 года

Котломанов Александр Олегович
Читать PDF
230.29 кб

«Духовный реализм» и «духовный формализм»: икона и портрет в творчестве М. В. Нестерова

Н. К. Гаврюшин
Читать PDF
95.16 кб

Космическая одиссея и магический реализм (процессы внеязыковой идентификации в современном кинематог

Подлужный Сергей Викторович
В статье рассматривается развитие магического реализма как следствие кризиса сознания европейской культуры, его возрастающая актуальность и влияние на язык современного кинематографа.
Читать PDF
284.60 кб

Магический реализм как способ реализации латиноамериканского кода

Елина Е. А.
Произведение изобразительного искусства рассматривается в аспекте его двукодовой семиотической организации иконической и вербальной, т.е. как феномен креолизованного текста.
Читать PDF
250.08 кб

Реализм и цветовой колорит в обучении студентов ХГФ станковой живописи

Артищук Артем Николаевич
В статье рассматриваются и анализируются особенности реалистического понимания живописной действительности студентами ХГФ, где особую роль играют общий цветовой строй и колорит.
Читать PDF
88.73 кб

Мистический реализм и парадоксы судьбы художника Бориса Митавского

Демшина Анна Юрьевна
Андеграунд, неофициальное искусство советского периода отдельная страница в истории отечественного искусства. Поэтому чрезвычайно важно документировать и фиксировать творческий и социальный опыт того периода.
Читать PDF
421.78 кб

Духовный реализм в живописи Болгарии XIX–XX вв.

М. А. Аникин
Читать PDF
95.24 кб

Магический реализм

Кислицын Константин Николаевич
Автор анализирует термин «магический реализм».
Читать PDF
98.84 кб

Леоновский реализм и его интерпретации

Матушкина Валентина Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Иллюзия: пещерная жизнь или бегство от реальности. Символизм Платона и фантастический реализм Мирчи

Медведева О. А.
Читать PDF
0.00 байт

Реализм и постмодернизм в достижении музыкально-исполнительской аутентичности художественного образа

Борисов Борис Петрович
В условиях кризиса всемирно-исторического идеала искусство теряет опору на реализм правды жизни и превращается в производителя художественных симулякров.
Читать PDF
0.00 байт

«Духовный реализм» в живописи Болгарии XIX-XX вв

Аники Михаил Александрович
Автор статьи обращается к наиболее ярким примерам болгарской живописи XIX-XX вв., объединяя творчество упоминаемых мастеров понятием «духовный реализм».

Похожие термины:

  • Критический реализм

    художественный метод показа окружающей действительности с позиций демократических идеалов в искусстве. К.Р. не только правдиво воспроизводил жизнь во всех ее проявлениях, но и акцентировал свое
  • НЕЖНЫЙ РЕАЛИЗМ

    То же, что и «изысканная традиция» в литературе США последней трети 19 века. Реже встречается другое синонимичное выражение: «джентльменский реализм». «Нежный реализм» весьма заметное и продуктив
  • ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ РЕАЛИЗМ

    художественный метод в европейском искусстве и литературе XVIII в., в соответствии с которым все явления общественной жизни и поступки отдельных людей оценивались как разумные или неразумные. Созда
  • СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

    официальный метод советской литературы и искусства, провозглашенный в 1934 г. Главная цель искусства С.Р. – активное воспитывающее воздействие на массы, «иллюстрирование» идеологических догм, мифо
  • Поворот в развитии реализма. Флобер. Братья Гонкур

    Июньские баррикадные бои 1848 г. являются великой гранью в истории XIX в. Революционная роль буржуазии на Западе сыграна, и она выступает теперь против рабочего класса как сила, поддерживающая сущест