с 1885 - "Современность"), журнал монархического направления, издавался в Киеве в 1883-84. Издатель-редактор - Н.Д. Шигарин.
Современник
СОВРЕМЕННИК
Современник
литературный журнал, основанный А.С. Пушкиным. Издавался в 1836-1866 гг. В нем сотрудничали Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров и др.
СОВРЕМЕННИК
1) журнал, выходил в 1836-46 в С.-Петербурге (1 номер в 3 месяца). Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта (1837) издавался группой его друзей во главе с В. А. Жуковским. В 1838 перешел к П. А. Плетневу, который в 1846 передал права на издание Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. 2) Ежемесячный журнал, 1847-1866 (издавали те же редакторы). До 1-й половины 1848 идейный руководитель "С." - В. Г. Белинский, с конца 1850-х гг. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов. Закрыт властями после покушения Д. В. Каракозова на Александра II.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
"СОВРЕМЕННИК"
1. лит. и обществ.-политич. журнал, выходивший в Петербурге в 1836-66; до 1843-4 раза в год, с 1843 - ежемесячно. Основатель "С." - А. С. Пушкин, привлекший к участию в нем Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского и др. После смерти Пушкина журнал издавали Вяземский, В. А. Жуковский, П. А. Плетнев. В 1847 "С." перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. В истории "С." с 1847 выделяется неск. периодов. В 1847-48 идейным руководителем "С." был В. Г. Белинский (офиц. редактором - А. В. Никитенко). Некрасов привлек в "С." лучшие лит. силы того времени: И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева. Статьи Белинского определяли программу журнала: критика современной действительности, пропаганда антикрепостнич. идей, борьба за реалистич. искусство. "С." становится популярным изданием, тираж в 1848 составлял 3100 экз. Смерть Белинского (1848), эмиграция Герцена (1847), политич. реакция и цензурный террор, установившиеся после 1848, осложнили работу редакции. Заметную роль в журнале начал играть А. В. Дружинин, выступавший с позиций "эстетич. критики". Но и в этот период (1849-53) "С." отстаивал гоголевское направление в лит-ре, печатал произв. Л. Н. Толстого, Тургенева, Некрасова, статьи Т. Н. Грановского. Наиболее ярким периодом в истории "С." были 1854-62 гг. В 1854 Некрасов привлек к работе в "С." Н. Г. Чернышевского, в 1856 - Н. А. Добролюбова. Благодаря им к исходу 1858 "С." становится по преимуществу журналом политическим (хотя беллетристика и лит. критика в нем по-прежнему занимали много места), трибуной и идейным центром революц. демократии. В 1861 тираж "С." достиг максимальной цифры - 7126 экз. В 1859-63 издавалось сатирич. приложение к "С." - "Свисток". Смерть Добролюбова (1861), приостановка издания "С." в июне 1862 на 8 мес. и последовавший затем арест Чернышевского (1862) привели к тяжелым последствиям для журнала, хотя Некрасову и удалось с февр. 1863 возобновить издание. В новую редакцию вошли, кроме Некрасова, M. E. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, А. Н. Пыпин. В 1863-1866 в "С." вновь выдвигается на первое место беллетристич. отдел ("Что делать?" Чернышевского, произв. В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского, Салтыкова-Щедрина, Некрасова). Серьезные противоречия внутри редакции привели к заметному снижению идейного содержания "С.", хотя он оставался лучшим из демократич. журналов. В июне 1866 "С." был закрыт властями. Большое место в "С." отводилось историч. мат-лам. В нем активно сотрудничали такие видные ученые, как С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, Н. И. Костомаров, П. П. Пекарский, М. М. Стасюлевич. Лит.: Евгеньев-Максимов В., "Современник" в 40-50-х гг.. Л., 1934; его же, "Современник" при Чернышевском и Добролюбове, Л., 1936; Козьмин Б. П., Журн. "Современник" - орган революц. демократии. Журнально-публицистич. деятельность Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, М., 1957; Сикорский Н. М., Журнал "Современник" и крест. реформа 1861 г., М., 1957; его же, "Современник" - журнал революц. демократии 60-х гг., М., 1962; Боград В., Журн. "Современник" 1847-66. Указатель содержания, М.-Л., 1959; Рыскин Е. И., Журнал А. С. Пушкина "Современник". 1836-37. Указатель содержания, М.,1967. H. М. Сикорский. Москва. 2. ежемесячный (с 1914 - выходил 2 раза в месяц) журнал лит-ры, политики, науки, истории, искусства; изд. в 1911-15 в Петербурге. Именуя себя "внепарт. социалистич. органом", "С." проводил соглашательскую линию, пытаясь совместить марксизм с народничеством, за что подвергался критике в работах В. И. Ленина (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 324 (т. 20, с. 428)). По 1913 фактич. редактором "С." был А. В. Амфитеатров, затем - Н. Суханов (H. H. Гиммер). Вокруг "С." группировались меньшевики-ликвидаторы, эсеры, нар. социалисты, левые либералы.
«СОВРЕМЕННИК»
1) журнал, выходивший в Санкт-Петербурге в 1836–46 гг., один номер в три месяца. Основан А. С. Пушкиным. После его смерти издавался группой друзей поэта во главе с В. А. Жуковским. В 1838 г. перешел к П. А. Плетневу.
2) Ежемесячный журнал, издавался в 1847–66 гг. В 1846 г., во время кризиса с подпиской, Плетнев передал права на журнал И. И. Панаеву и Н. А. Некрасову, ставшему фактически основным редактором. В 1847 – первой пол. 1848 г. ведущим автором был В. Г. Белинский, переживавший новый этап духовного развития под влиянием путешествий по России и Европе и впечатлений от новой русской прозы. «Современник» печатает писателей, сформировавшихся под влиянием натуральной школы, авторов левой ориентации: талантливого критика петрашевца В. Н. Майкова, А. И. Герцена (в т. ч. фельетоны «Письма из Avenue Marigny», написанные в первые месяцы эмиграции). Художественная проза последовательно выражала антикрепостническую направленность: «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Сорока-воровка» А. И. Герцена; уродливость традиционных семейных отношений: повесть «Полинька Сакс» А. В. Дружинина. На рубеже 1840–50-х гг., во время ужесточения цензуры, «Современник» публикует переводные романы, в том числе Ч. Диккенса, У. М. Теккерея, и большие статьи просветительского характера о европейской литературе. Необходимой частью журнала были фельетоны, печатавшиеся под литературными масками Нового Поэта (псевдоним Панаева и Некрасова, пародировавших современную литературу), Иногороднего Подписчика (псевдоним А. В. Дружинина, разбиравшего новые журналы с позиций беззаботного провинциала). Роман А. В. Дружинина в фельетонном стиле «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам» (1850) получил скандальную известность гротескным описанием быта литераторов круга «Современника». В журнале печатались также тексты Козьмы Пруткова. В 1859–63 гг. издается сатирическое приложение «Свисток», в котором активно работал Н. А. Добролюбов. Н. А. Некрасов смог привлечь к сотрудничеству самые значительные литературные силы, в т. ч. достаточно далеких от западнических и социально-критических тенденций писателей: А. Н. Островского, А. А. Фета, Л. Н. Толстого (литературный дебют повесть «Детство», 1852); он печатает статью о Ф. И. Тютчеве (1850), до того почти не упоминавшемся в русской критике; затем редакция издает первую книгу поэта.
В 1855 г. в «Современнике» в качестве ведущего литературного критика утверждается Н. Г. Чернышевский; с осени 1856 г. он редактирует журнал, заменяя уехавшего Некрасова; в 1857 г. отдел литературной критики Чернышевский передает Добролюбову, который с 1858 г. принимает участие в редактировании. При Чернышевском усиленно печатаются работы по философии, экономике (статьи об общинном землевладении) материалистического и социалистического толка, политизируется раздел новостей. В конце 1850-х гг. тираж повышается, журнал приобретает репутацию духовного вождя леворадикальной интеллигенции, соперничая и споря с «Колоколом» А. И. Герцена. Из «Современника» уходят писатели, не разделяющие леворадикальных убеждений: Толстой, Тургенев, Фет. Беллетристический отдел заполняется в основном очерками из народной жизни: Н. В. и Г. И. Успенские, Ф. М. Решетников, В. А. Слепцов, а Добролюбов высоко оценивает, успешно истолковывает в своих публицистических целях творчество идеологически далеких от «Современника» авторов: Островского, Гончарова. Разрыв между «Современником» и большой литературой усугубляется после смерти Добролюбова: в статье М. А. Антоновича (1862) осуждаются «Отцы и дети» Тургенева как клеветнический пасквиль на молодежь. Летом 1862 г. был арестован Чернышевский, «Современник» приостановлен на восемь месяцев. В новую редакцию журнала вошел, в частности, М. Е. Салтыков-Щедрин (хроника «Наша общественная жизнь»). В 1863 г. опубликован написанный Чернышевским в Петропавловской крепости роман «Что делать?». В 1866 г. «Современник» был закрыт властями.
3) Ежемесячный журнал литературы, политики, науки, истории, искусства. Выходил в 1911–15 гг. в Санкт-Петербурге под редакцией А. В. Амфитеатрова и Н. Н. Суханова.
2) Ежемесячный журнал, издавался в 1847–66 гг. В 1846 г., во время кризиса с подпиской, Плетнев передал права на журнал И. И. Панаеву и Н. А. Некрасову, ставшему фактически основным редактором. В 1847 – первой пол. 1848 г. ведущим автором был В. Г. Белинский, переживавший новый этап духовного развития под влиянием путешествий по России и Европе и впечатлений от новой русской прозы. «Современник» печатает писателей, сформировавшихся под влиянием натуральной школы, авторов левой ориентации: талантливого критика петрашевца В. Н. Майкова, А. И. Герцена (в т. ч. фельетоны «Письма из Avenue Marigny», написанные в первые месяцы эмиграции). Художественная проза последовательно выражала антикрепостническую направленность: «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича, «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Сорока-воровка» А. И. Герцена; уродливость традиционных семейных отношений: повесть «Полинька Сакс» А. В. Дружинина. На рубеже 1840–50-х гг., во время ужесточения цензуры, «Современник» публикует переводные романы, в том числе Ч. Диккенса, У. М. Теккерея, и большие статьи просветительского характера о европейской литературе. Необходимой частью журнала были фельетоны, печатавшиеся под литературными масками Нового Поэта (псевдоним Панаева и Некрасова, пародировавших современную литературу), Иногороднего Подписчика (псевдоним А. В. Дружинина, разбиравшего новые журналы с позиций беззаботного провинциала). Роман А. В. Дружинина в фельетонном стиле «Сентиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам» (1850) получил скандальную известность гротескным описанием быта литераторов круга «Современника». В журнале печатались также тексты Козьмы Пруткова. В 1859–63 гг. издается сатирическое приложение «Свисток», в котором активно работал Н. А. Добролюбов. Н. А. Некрасов смог привлечь к сотрудничеству самые значительные литературные силы, в т. ч. достаточно далеких от западнических и социально-критических тенденций писателей: А. Н. Островского, А. А. Фета, Л. Н. Толстого (литературный дебют повесть «Детство», 1852); он печатает статью о Ф. И. Тютчеве (1850), до того почти не упоминавшемся в русской критике; затем редакция издает первую книгу поэта.
В 1855 г. в «Современнике» в качестве ведущего литературного критика утверждается Н. Г. Чернышевский; с осени 1856 г. он редактирует журнал, заменяя уехавшего Некрасова; в 1857 г. отдел литературной критики Чернышевский передает Добролюбову, который с 1858 г. принимает участие в редактировании. При Чернышевском усиленно печатаются работы по философии, экономике (статьи об общинном землевладении) материалистического и социалистического толка, политизируется раздел новостей. В конце 1850-х гг. тираж повышается, журнал приобретает репутацию духовного вождя леворадикальной интеллигенции, соперничая и споря с «Колоколом» А. И. Герцена. Из «Современника» уходят писатели, не разделяющие леворадикальных убеждений: Толстой, Тургенев, Фет. Беллетристический отдел заполняется в основном очерками из народной жизни: Н. В. и Г. И. Успенские, Ф. М. Решетников, В. А. Слепцов, а Добролюбов высоко оценивает, успешно истолковывает в своих публицистических целях творчество идеологически далеких от «Современника» авторов: Островского, Гончарова. Разрыв между «Современником» и большой литературой усугубляется после смерти Добролюбова: в статье М. А. Антоновича (1862) осуждаются «Отцы и дети» Тургенева как клеветнический пасквиль на молодежь. Летом 1862 г. был арестован Чернышевский, «Современник» приостановлен на восемь месяцев. В новую редакцию журнала вошел, в частности, М. Е. Салтыков-Щедрин (хроника «Наша общественная жизнь»). В 1863 г. опубликован написанный Чернышевским в Петропавловской крепости роман «Что делать?». В 1866 г. «Современник» был закрыт властями.
3) Ежемесячный журнал литературы, политики, науки, истории, искусства. Выходил в 1911–15 гг. в Санкт-Петербурге под редакцией А. В. Амфитеатрова и Н. Н. Суханова.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006