СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Старообрядчество
совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Старообрядчество
совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ ХVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. патриарха Никона (см. Раскол) и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники С. до 1906 г. преследовались правительством. Делится на ряд течений: половцы, беспоповцы, беглопоповцы, толков и согласий.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
религиозно- общественное движение в России, возникшее со времени раскола в рус. православной церкви (подробнее см. в статье Раскол). Основными церковно-религиозными течениями являются течения поповцев и беспоповщина. Религиозными центрами старообрядческих общин в СССР являются "Старообрядческая Белокриницкая архиепископия Московская и всея Руси", "Беглопоповская архиепископия" и "Высший старообрядческий (беспоповский) Совет" (в Литов. ССР).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
совокупность религиозных групп, не принявших реформы патриарха Никона, течение, оппозиционное официальной Православной церкви. Различия с официальной церковью были канонические и обрядовые (перстосложение при крестном знамении, количество просфор при литургии, хождение против солнца или по солнцу во время крестного хода, удвоение или утроение аллилуй и др), а также отрицание старообрядцами церковных книг и икон, написанных после раскола. Делились на множество толков (согласий, течений): поповцы, беспоповцы, бегуны и т. д.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Старообрядчество
совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном во второй половине 17 в. Суть этих реформ сводилась главным образом к обрядовой стороне: введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения во время богослужения (хождение против солнца – «посолонь»), трехкратное повторение «аллилуйя» в пении, а также исправление церковных книг, изменение формы креста (допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным) и др. См. Раскол, Беглопоповцы, Бегунский толк, Беспоповщина.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
совокупность различного рода религиозных организаций, возникших в середине 17 в. в результате раскола Русской православной церкви, отказавшихся признать церковные нововведения патриарха Никона. Сторонники С. были прокляты на церковном соборе 1666-67 и преданы суду "градских властей". Для раннего С. характерны отрицание "мира", в котором господствует антихрист, проповедь близкого конца света, аскетизм, приверженность старым обрядам и т. п. В С. большую роль играли миряне. В конце 17 в. С. распалось на два основных направления: поповцев и беспоповцев, которые в свою очередь разбились на несколько толков и согласий. Попыткой подчинить старообрядцев официальной церкви было создание в 1801 Единоверческой церкви (см. Единоверие). Имеет в своем составе 2 церкви: Белокриницкую иерархию, возглавляемую архиепископией Московской и всея Руси (центр - на Рогожском кладбище в Москве), а также архиепископию беглопоповцев (центр - в г. Новозыбков Брянской обл.). В 1971 на поместном соборе Русской православной церкви была снята анафема на С.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
общее наименование церковно-религиозных течений, возникавших со времени раскола в Русской православной церкви (возник в середине XVII в. первоначально в среде церковников в связи с церковной реформой патриарха Никона, приступившего к исправлению богослужебных книг и церковных обрядов). Столкновение «никониан» и «староверов» приняло резкие формы. Церковная смута усилилась после разрыва царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном (1658).
Пестрота социального состава старообрядцев, а также территориальная разбросанность обусловили появление в С. ряда течений (толков). С XVIII в. социальная основа С. сделалась более определенной: во главе общин обычно стояли представители купечества, остальная масса С. состояла преимущественно из крестьян и посадских людей. С XVIII в. защита исходных обрядовых требований С. – крестится? двумя перстами, не пользоваться 4-конечным крестом, произносить и писать имя «Исус», а не «Иисус», служить на семи, а не на пяти просфорах и т. д. – отошли в значительной мере на второй план. Споры старообрядцев с официальной церковью проходили по таким вопросам, как допустимость браков (ввиду невозможности или затруднительности совершения церковных браков некоторые старообрядцы проповедовали необходимость безбрачия), допустимость пользования деньгами и покупными вещами, приемлемость молитвы за царя и др.
В период петровских реформ должны были платить двойной подушный оклад и носить особое платье с клееным желтым воротничком.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
движение, возникшее в России в середине XVII в. в связи с унификацией церковных обрядов по греческому образцу, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей старообрядчества от официальной Церкви происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от «никониян» общины, не признавали новых икон, исправленных официальной Церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двоеперстия при совершении крестного знамения и др.). Старообрядчество с самого начала не было единым. К концу XVII – началу XVIII вв. распалось на многие течения, получившие названия «толков» и «согласий», основным было деление на поповцев и беспоповцев. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных Таинств. Основные районы распространения поповщины – Керженские леса, Стародубье, Дон, Кубань; беспоповщины – в основном на севере государства. Беспоповцы отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых Таинств. В 1801 г. часть старообрядцев-поповцев пошла на соглашение с Церковью, предпринятое митрополитом Платоном (Левшиным). Сохраняя совершение богослужения и Таинств по старопечатным книгам и по своим обрядам, они стали признавать главенство Синода и подчиняться местным епархиальным архиереям. Это течение получило название единоверия. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г. принял решение о более лояльном и терпимом отношении к старообрядцам, но эта мера не привела к их примирению с Православием.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
общее наименование религ. течений и орг- ций, возникших в результате раскола Рус. правосл. церкви в сер. 17 в., отказавшихся признать реформу патриарха Никона. Распространение С. в Пенз. крае было следствием карательной политики гос-ва против его последователей в центр. р-нах. Здесь они искали спасение от жестоких преследований. Одним из первых официально зарегистрированных проявлений С. в Пенз. крае было дело монаха Пенз. Предтеченского монастыря Варлаама (см. В. С. Левин). К концу 70-х гг. 18 в. в уездах края насчитывалось, по далеко не полным данным, 260 старообрядцев. К 1914 их числ. возросла до 20474 чел. В Пенз. крае были представлены все осн. направления, согласия и толки С. Первые старообрядч. часовни появляются в крае только в 1852 в Н.-Ломов. у. (Александровка и Кувака). В 1891 старообрядцы Крутца (Пенз. у.) получили разрешение министра внутр. дел на устройство молельни. Только Положение Ком-та министров «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) упростило порядок регистрации старообрядч. общин и открытия их культовых зданий. В результате к 1911 в Пенз. крае насчитывалось 14 официально зарегистрированных старообрядч. общин, а их молитв. домов и часовен – 28. Старообрядч. общины продолжали существовать в крае и в первые десятилетия Сов. власти. Последние упоминания о них относятся к 30-м гг. 20 в. В 1998 официально зарегистрирована одна старообрядч. община в Пенз. обл. Лит: ПЕВ. 1886. № 6; 1898. № 10–13, 18–23; 1899. № 2–3; 1901. № 9– 12, 20–23; 1913. № 16; 1915. № 9–10; Памятная книжка Пензенской губернии на 1911–1912 гг.; Под знаменем ленинизма. 1927. № 26, 27, 28, 44; Миловидов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969. А. Б. Никонов.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Старообрядчество
староверие)    совокупность церковных орг-ций, согласий, толков и групп в России и за ее пределами, не принявших церковной реформы, проведенной патриархом Никоном по указу царя Алексея Михайловича, и ставших оппозиционными или враждебными официальной церкви. Сторонники С. были преданы анафеме на церковном соборе 1666-67. Пестрый социальный состав С. (крест., ч. купечества, предст. старых боярских родов и низшего духовенства) обусловил формирование ряда направлений, в разной степени оппозиционных официальной церкви: поповцы, беглопоповцы, беспоповцы и др. Первые признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, вторые принимали беглых попов, третьи отрицали самую возможность существования истинного священства, т. к. оно "истреблено антихристом". В дальнейшем поповщина и беспоповщина разбились на многочисл. согласия и толки, лишенные четкого организационного и идеологического единства (беглопоповский, поморский, федосеевский, филипповский, страннический и др.) В 1846 на тер. Австрии, в Белой Кринице, была основана Белокриницкая (Австрийская) иерархия, главой стал бывший босносараевский митрополит Амвросий. Впоследствии ее ц. был перенесен в Москву, на Рогожское кладбище.    Преследования со стороны властей и официальной церкви вынуждали старообрядцев к бегству в отдаленные от ц. р-ны России. Со второй пол. XVII в. они появляются на У., в осн. из Поморья и сев. обл. страны. С 20-х XVIII в. усилился приток старообрядцев с р. Керженец (отсюда ур.-сибирское назв. С. "кержаки"). В период пром. освоения У. С. находили приют на частных и даже казенных з-дах. Нередко во главе старообрядческих общин становились крупные заводопромышленники.    В 1800 по указу пр-ва создается единоверческая церковь, в к-рой С. было позволено служить по старым книгам и обрядам, но священников назначали епархиальные архиереи. Нек-рое распространение единоверия на У. было следствием насильственного воздействия церковных и светских властей, стремления старообрядцев избегать преследований. После рев. 1905-07 положение С. было легализовано (указы 17 апр. 1905 и 17 окт. 1906). На У. нач. стр. и освящение церквей Белокриницкой иерархии.    Как культ. явление С. характеризуется консервативностью не только обрядовой жизни, но и быта, одежды, песнопений, иконописания, нравственных устоев. Для С. характерны сравнительно высокая грамотность, начитанность, почитание книг и икон. Это нашло выражение и в идеологическом отстаивании старой веры, в публицистике. Следование традициям старины способствовало созданию ценнейших произв. Невьянской школы иконописи, худ. оформлению рукописных, а в дальнейшем и печатных книг.    В XX в. на У. происходит активизация деятельности С., открытие новых храмов и молитвенных домов. Осн. направления С.: Белокриницкая иерархия (Старообрядческая митрополия Московская и Всея Руси), беспоповское согласие, часовенное согласие, филипповцы, поморцы, небольшие и все еще законспирированные группы истинноправославных христиан странствующих (ИПХС).    Колосницин В.И., Медведев А.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Старообрядчество
совокупность религиозных общин, отказавшихся признать церковную реформу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона (см. Раскол) и сохранивших приверженность древнерусскому обряду. Судьба С. в России была тяжела. Преданные анафеме на соборе 1666–1667 старообрядцы, сохранявшие верность русской церковной старине, в течение многих десятилетий подвергались преследованиям со стороны властей. В конце XVII в. С. раскололось на два основных направления: поповское и беспоповское. Первое признавало возможность и необходимость старообрядческого священства, второе отрицало возможность иметь священников. Беспоповцы заявляли о прерыве апостольского преемства в связи с реформированием Русской Церкви и о том, что теперь каждый христианин должен быть священником. В свою очередь поповщина и беспоповщина разбились на различные ветви («толки» и «согласия»). Крупнейшей организацией С. поповского направления стала Белокриницкая иерархия (название происходит от села Белая Криница в Австрийской Галиции, где обосновалась община переселившихся из России поповцев), которая выразила стремление старообрядцев создать свой епископат, обладающий каноническим правом посвящения в духовный сан. Сторонники учреждения иерархии склонили бывшего БосноСараевского митрополита Амвросия присоединиться к С., и он в 1846 возглавил С. иерархию.
Старообрядцы много сделали для развития русской промышленности и торговли – известны династии Морозовых, Ряпушинских, Гучковых, Солдатенковых, Коноваловых. Освоение Сибири, развитие судоходства на Волге, строительство больниц, библиотек, типографий, создание музеев – таков был вклад С. в развитие русской экономики и культуры. Со времени реформ Александра II С. перешло от оппозиции царскому правительству к его поддержке. После легализации С. в 1905 началось его возрождение. С этого времени за 12 лет предреволюционного периода старообрядцами было построено более 800 храмов, созданы новые епархии, открыты монастыри, приходские и певческие школы, основаны типографии в различных городах, началось издание журналов, календарей, певческих книг знаменного распева. В 1912 в Москве был открыт Старообрядческий богословскоучительский институт. С. общины активно включились в общественную жизнь; в период революции 1905–1907 занимали главным образом охранительные позиции. К 1917 С. в России достигло расцвета. Древлеправославная Церковь Белокриницкой иерархии состояла из 23 епархий, имела 19 епископов, около 3 тысяч священнослужителей. Во время большевистской революции и Гражданской войны значительная часть С. поддержала антибольшевистское движение, в силу чего правительство Колчака уравняло С. в правах с РПЦ. Все это вызвало гонения на С. со стороны советских властей. Разрушение традиционного быта, социальной структуры и культуры русского общества в советский период отрицательно сказалось на состоянии С. К 1986 Старообрядческая Церковь насчитывала всего пять епархий, управляемых тремя епископами, и 126 приходов, в которых было 54 священника и 7 диаконов. Новый заметный подъем С. начался в конце 1980х. На Освященном соборе 1988 в Москве была учреждена С. митрополия. С 2005 Русскую Православную Старообрядческую Церковь возглавляет митрополит Московский и всея Руси Корнилий. По состоянию на 2013 она имела 12 епархий и около 1 млн прихожан. Старообрядцы, относящие себя к древлеправославным, проживают в Болгарии, США, Канаде, Австралии и других странах. Поместный собор РПЦ в 1971 отменил анафемы, наложенные на С. собором 1666–1667. См. также Раскол.

Источник: Краткий православный словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Старообрядчество в Лифляндии в эпоху Николая I. Учреждение рижского викариатства

Крастелев Игумен Михаил
В начале XIX в. в Прибалтийском крае широкое распространение получило старообрядчество.
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядчество в культуре дореволюционной России как проблема исторической науки

Молзинский Владимир Владимирович
История старообрядчества дает возможность увидеть в нем зарождение двух взаимодополняющих тенденций русской культуры старообрядчества и государственного православия.
Читать PDF
0.00 байт

Симбирское старообрядчество до начала XX века

Виноградов А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема перехода прихожан из официального православия в старообрядчество на территории Томской губе

Ильин Всеволод Николаевич
Старообрядчество как ветвь русского православия в Российской империи ни юридически, ни богословски не признавалось.
Читать PDF
0.00 байт

Забайкальское старообрядчество начала XX В. В контексте имперского регионализма

Костров Александр Валерьевич
В статье рассматривается влияние имперской политики на формирование особенностей старообрядческих сообществ Забайкалья и анализируется процесс реализации реформы 1905-1906 гг. в регионе.
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядчество в условиях либерализации государственной политики в 1860-е годы (на материалах Ярос

Наградов Илья Сергеевич
В статье исследуются взаимоотношения старообрядцев, русской православной церкви и органов гражданской власти в 1860-е гг.
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядчество Курского края в условиях советской антирелигиозной кампании 1920-х 1930-х гг

Симоненков Константин Владимирович
В статье рассмотрена история борьбы советских властей со старообрядчеством в первые послереволюционные десятилетия. Опираясь на материалы Курского края, автор рассматривает формы и методы этой борьбы.
Читать PDF
0.00 байт

Конфессиональная реформа начала XX В. И старообрядчество байкальской Сибири

Костров А. В.
Рассматривается конфликт староверов байкальской Сибири с местным чиновничеством в связи с конфессиональной реформой 1905-1906 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Обновленчество и старообрядчество: антитеза или объединяющая парадигма?

Головушкин Дмитрий Александрович
Статья поднимает один из дискуссионных вопросов российской церковной истории: обновленчество и старообрядчество это антитеза или объединяющая парадигма?
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядчество в условиях модернизации: исследования и материалы / В. П. Богданов, ред. М. : макс

Воронцова Елена Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядчество на Южном Урале (политика местных государственных органов по отношению к старообрядч

Сляднев Михаил
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядчество Клинского уезда Московской губернии в XIX веке

Семилетникова Е.С.
В статье освещаются некоторые аспекты бытования старообрядцев на территории Клинского уезда Московской губернии в XIX веке.
Читать PDF
0.00 байт

Городское старообрядчество: проблемы изучения духовных центров белокриницкого согласия в Западной Си

Рыговский Данила Сергеевич
В статье представлен спектр научных проблем, связанных с изучением городских духовных центров белокриницкого согласия, перспективных для познания современной старообрядческой культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Светская власть и старообрядчество в Байкальском регионе: эволюция государственной политики в XIX в

Васильева Светлана Владимировна, Бураева Светлана Валерьевна
Императорская власть России не оставляла без внимания оппозиционно-духовное движение старообрядчество.
Читать PDF
0.00 байт

«Аще враг требует злата - дадите. . . »: старообрядчество и коррупция в полиции и органах государств

Керов Валерий Всеволодович
В статье проанализировано использование коррупции старообрядцами в России в конце XVIIIXIX вв.

Похожие термины:

  • Церковный раскол. Старообрядчество

    В 1653–1656 гг., стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон проводил реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец был
  • Раскол старообрядчество

    религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. в ходе проведения религиозной реформы патриарха Никона. Желая укрепить церковь, Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядо
  • Лукьянов, Иоанн, старообрядческий священник

    путешественник по Св. земле в царствование Петра Великого, 1709 г. {Половцов}
  • РОГОЖСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ КЛАДБИЩЕ

    Практически сразу после реформ патриарха Никона московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никоникан». Первоначально они имели небольшие кладб
  • Сергий, настоятель старообрядческого мон

    Белицкого у., Могилев. губ., писатель 1799 г. {Половцов}
  • Лазарь (старообрядческий учитель)

    Лазарь - известный старообрядческий учитель. Священник города Романова, Лазарь входил в кружок ревнителей старины (Стефан Вонифатьев , Аввакум , Тропов и другие). Будучи прекрасным начетчиком, Лаза