СУДЕЙКИН
СУДЕЙКИН
Георгий Порфирьевич (11.IV.1850 - 16.XII.1883) - жандармский офицер, подполковник (с 1882). С нач. 70-х гг. служил в Киевском губ. жандармском управлении, в 1879 раскрыл Киевскую орг-цию "Народной воли". В нач. 1881 назначен зав. агентурой Петерб. охранного отделения, стал ближайшим сотрудником директора департамента полиции В. К. Плеве и министра внутр. дел Д. А. Толстого. С. вовлек на путь предательства С. П. Дегаева, к-рый выдал охранке В. Н. Фигнер, воен. орг-цию "Народной воли". Система провокаций, созданная С. и Дегаевым, нанесла непоправимый урон революционерам. С. хотел парализовать революц. движение и одновременно путем убийства Д. А. Толстого и вел. кн. Владимира Александровича деморализовать пр-во и получить пост министра внутр. дел. Был убит народовольцами. Лит.: Дегаевщина (мат-лы и док-ты), "Былое", 1906, No 4; Седов М. Г., Героич. период революц. народничества, М., 1966.
СУДЕЙКИН
Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург – 1946, Нью-Йорк), русский живописец, график, художник театра. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909); В 1909 г. поступил в Петербургскую академию художеств, занимался в мастерской Д. Н. Кардовского. Один из организаторов художественного объединения «Голубая роза». Член объединения «Мир искусства» (с 1910 г.). В 1911 г. стал одним из организаторов литературно-художественного кабаре «Бродячая собака», для которого создал настенную роспись. После Октябрьской революции (1917) уехал в Крым, в 1919 г. перебрался в Тифлис, в 1920 г. выехал в Париж, с 1922 г. жил и работал в Нью-Йорке.
Свой творческий путь начал в качестве театрального художника, оформив спектакли Частной оперы С. И. Мамонтова в театре Эрмитаж (кон. 1890-х гг.). В 1904 г. представил свои работы на выставке «Алая роза» в Саратове, многие участники которой впоследствии вошли в объединение «Голубая роза». Одновременно с занятиями станковой живописью увлекся искусством иллюстрации, активно сотрудничал с журналами «Весы» (1904–09), «Аполлон», «Сатирикон», оформлял книги поэта-символиста М. А. Кузмина. В 1906 г. по приглашению С. П. Дягилева участвовал в выставке русских художников в Осеннем салоне в Париже.
Опираясь на традиции лубка, народной игрушки, вывески, Судейкин создал свой яркий, праздничный, балаганный фарсовый стиль, пленяющий не столько мастерством письма, сколько удивительной жизненной силой («Карусель», 1910; «Арлекинада», 1915; цикл «Масленичные герои», 1910-е гг.).
В том же стиле художник создал, находясь в эмиграции, декорации и костюмы для опер И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1924), «Свадебка» (1929), «Соловей» (1925; все – для Метрополитен-опера).
Свой творческий путь начал в качестве театрального художника, оформив спектакли Частной оперы С. И. Мамонтова в театре Эрмитаж (кон. 1890-х гг.). В 1904 г. представил свои работы на выставке «Алая роза» в Саратове, многие участники которой впоследствии вошли в объединение «Голубая роза». Одновременно с занятиями станковой живописью увлекся искусством иллюстрации, активно сотрудничал с журналами «Весы» (1904–09), «Аполлон», «Сатирикон», оформлял книги поэта-символиста М. А. Кузмина. В 1906 г. по приглашению С. П. Дягилева участвовал в выставке русских художников в Осеннем салоне в Париже.
Опираясь на традиции лубка, народной игрушки, вывески, Судейкин создал свой яркий, праздничный, балаганный фарсовый стиль, пленяющий не столько мастерством письма, сколько удивительной жизненной силой («Карусель», 1910; «Арлекинада», 1915; цикл «Масленичные герои», 1910-е гг.).
В том же стиле художник создал, находясь в эмиграции, декорации и костюмы для опер И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1924), «Свадебка» (1929), «Соловей» (1925; все – для Метрополитен-опера).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007