УСПЕНСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

УСПЕНСКИЙ
Глеб Иванович (1843, Тула – 1902, Санкт-Петербург), русский писатель. Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском и Московском ун-тах, но завершить курс обучения не смог. Первые произведения опубликованы в 1862 г. в журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». В начале 1860-х гг. сотрудничает с демократическими журналами «Русское слово» и «Современник». Цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866) сразу поставил писателя в ряд влиятельных представителей реализма второй пол. 19 в. В 1860–70-х гг. Успенский – один из главных авторов журнала «Отечественные записки» Н. А. Некрасова. Основная тематика очерков Успенского этих лет – общественное устройство России, критика социальной несправедливости. Главные герои очерков – бедняки, городские рабочие, разночинцы. Пристальное изучение жизни пореформенной деревни отразилось в цикле очерков «Власть земли» (1882): в отличие от писателей-народников, Успенский видит в крестьянстве в первую очередь воплощение многовековой отсталости, дикости и невежества. Очеркам Успенского неизменно присущи правдивость и жизненность ситуаций и характеров персонажей, яркий образный язык, активно выраженная авторская позиция.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

УСПЕНСКИЙ
Эдуард Николаевич (р. 1937, Егорьевск Московской обл.), русский писатель. Окончил Московский авиационный ин-т (1961), работал инженером, пионервожатым. Начал литературную деятельность как поэт, первая книга стихотворений «Смешной слоненок» (1965). Автор стихотворных сборников «Воздушные шары» (1971), «Все в порядке» (1976), «Разноцветная скамейка» (1991). Широкую известность Успенскому принесли повести «Крокодил Гена и его друзья» (1965), «Дядя Федор, пес и кот» (1973), «Тетя дяди Федора, или Побег из Простоквашино» (1994). Многие повести Успенский переработал в пьесы для кукольного театра и сценарии мультипликационных фильмов. По мотивам повести о крокодиле Гене, книг о дяде Федоре были сняты мультипликационные фильмы. Старуха Шапокляк, почтальон Печкин, Чебурашка, крокодил Гена, дядя Федор, живущий в деревне, пес Шарик, кот Матроскин стали любимыми героями многих поколений детей. Повесть-сказка – основной жанр Успенского: «Вниз по волшебной реке» (1972), «Гарантийные человечки» (1975), «Школа клоунов» (1983), «Колобок идет по следу» (1987), «25 профессий Маши Филипенко» (1988), «Меховой интернат: Поучительная повесть о девочке-учительнице и ее пушистых друзьях» (1989). Их отличительная особенность – увлекательный сюжет, элемент игры, полет фантазии и изобретательности героев. В книгах Успенского звери говорят, живут по законам человеческого общества, решают морально-этические проблемы. Успенский – создатель и автор радио– и телепередач «Радионяня», «АБВГДейка», «В нашу гавань заходили корабли», он руководит семинарами по детской литературе для молодых писателей.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

УСПЕНСКИЙ
1. Константин Николаевич (1874 - 14(27).V.1917) - рус. историк-византинист. С 1910 - приват-доцент Моск. ун-та. Его гл. труд - "Очерки по истории Византии" (ч. 1, М., 1917). На ист. концепции У. сказался идеологич. разброд в среде рус. интеллигенции в годы реакции после поражения революции 1905-07. У. отрицал закономерности ист. явлений; фактически пришел к теории извечности феодализма, не увидев в нем новой, более высокой ступени развития общества. Считая иммунитет (экскуссию) основой визант. феодализма, У. парадоксально утверждал, что после 5-6 вв. этот институт больше не развивался, а к 11 в. и вовсе утратил значение. Особенностью визант. феодализма считал "монастырский феодализм", преувеличивая экономич. и политич. влияние монашества в ранней Византии. Иконоборчество, по У., было борьбой императоров против монастырского землевладения. У. выступал против распространенной в 19 в. общинной теории, утверждая, что "...самый "общинный строй"... ирреален" (см. "Очерки...", ч. 1, М., 1917, с. 162); отрицал какое бы то ни было слав. влияние на складывание визант. общины (визант. община, согласно У., существовала и до слав. колонизации), принижая при этом уровень обществ. развития славян и утверждая, что они в то время были способны лишь разрушать, а но созидать. Народ в изображении У. - аморфная масса, не играющая существенной роли в ист. процессе.

Соч. (кроме указ. в ст.): Юстиниан и крупное землевладение сенатской знати, "Голос минувшего", 1913, No 6; Экскуссия - иммунитет в Визант. империи, в сб.: Визант. врем., т. 23, П., 1923; Феофан и его хронография, там же, т. 3, 4, М.-Л., 1950-51.

Лит.: Удальцова З. В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории историч. науки в СССР, т. 3, М., 1963, гл. 9; Сюзюмов М. Я., Осн. направления историографии истории Византии иконоборческого периода, в сб.: Визант. врем., т. 22, М., 1963.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск. 2. Порфирий (Константин) (1804 - 19.IV.1885) - рус. церковный деятель, исследователь Бл. Востока (преим. в области истории православной церкви). Епископ (с 1865). Род. в семье соборного псаломщика. В 1829 окончил Петерб. духовную академию. Принял монашество под именем Порфирия. В 1831 был назначен законоучителем, а в 1838 проф. богословия, церк. истории и церк. права в Одесском Ришельевском лицее. В 1841-42 - настоятель рус. посольской церкви в Вене. Рус. пр-во и Синод направляли У. (1843-46, 1847-54, 1858-61) на Бл. Восток (в Палестину, Сирию, Египет, М. Азию) для выяснения положения там православной церкви. В 1847-54 У. возглавлял рус. духовную миссию в Иерусалиме; в это время выступил с проектом объединения рус. и коптской церквей.

У. - автор ряда работ, содержащих описание рукописей, древних памятников Бл. Востока, этнографич. наблюдения, а также одной из первых на рус. яз. работ об Эфиопии. Собрал ценные вост. рукописи, в т. ч. одну из лучших рукописей "Истории" Яхьи Антиохийского, к-рая легла в основу исследования В. Р. Розена. У. открыл Синайский кодекс Библии 4 в. н. э. За свои науч. труды был избран почетным членом Новоросс. ун-та в Одессе (1866); Моск. ун-т присвоил ему в 1869 ученую степень доктора греч. филологии.

Соч.: Книга бытия моего, т. 1-8, СПБ, 1894-1902; Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году..., СПБ, 1856; Путешествие по Египту..., СПБ, 1856; Восток христианский. Абиссиния, К., 1866; Описание греч. рукописей монастыря св. Екатерины на Синае, т. 1-3, СПБ, 1911-17.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 5, М.-Л., 1958, с. 108; Коростовцев M. A., Ходжаш С. И., Востоковедная деятельность Порфирия Успенского, в сб.: Ближний и Средний Восток, М., 1962.

М. А. Коростовцев. Москва. 3. Федор Иванович (7(19).II.1845 - 10.IX.1928) - рус. историк, один из крупнейших представителей бурж. византиноведения и славяноведения. Академик (с 1900), член мн. иностр. ученых об-в. С 1874 - доцент, в 1879-94 - проф. Новороссийского ун-та в Одессе. В 1894-1914 - директор основанного им Рус. археол. ин-та в Константинополе и ред. "Известий" ин-та. В этот период он руководил рядом археол. экспедиций (в М. Азию, Болгарию, Сирию, Палестину и др.), во время к-рых был собран ценный мат-л. В 1915-28 У. - ред. "Визант. временника". В 1922-1927 читал курс лекций в Ленинградском ун-те. У. опубликовал ок. 200 науч. работ, важнейшая из к-рых - "История Визант. империи". Этот труд охватывает всю историю Византии и сопредельных с ней стран в 5-15 вв., базируется на огромном количестве источников (визант., слав., зап.-европ. и вост.), мн. из к-рых впервые были введены в науч. оборот. У. наибольшее внимание уделял внутр. истории Византии и визант.-слав. отношениям; развивал мысль о влиянии на социально-экономич. развитие Византии обществ. строя славян, принесших с собой общинные порядки. Свободное крест. землевладение и слав. община сохранялись, по мнению У., почти на всем протяжении существования империи. "Устойчивость" общины У. объяснял покровительством императорской власти, "охранявшей" общину от натиска крупных землевладельцев. Такая трактовка У. коренных вопросов визант. истории была связана с его бурж.-консервативными взглядами, складывавшимися в период разложения старых обществ. отношений в России, и идеалистич. мировозрением, определившим его идейно- теоретич. позиции: преувеличение значения церк. вопросов в истории, игнорирование классового характера гос-ва и идеализация визант. монархии, православной церкви, резко отрицательное отношение к нар. движениям и классовой борьбе, панслав. тенденции.

В первое десятилетие Сов. власти У. являлся главой рус. византиноведения. По кардинальным вопросам агр. и социальной истории он оставался, однако, на своих старых позициях. Из написанного У. после 1917 наиболее значит. след в историографии оставили исследования по истории Трапезундской империи, основанные на архивных материалах. Ценным вкладом в византиноведение была публикация У. совместно с В. Н. Бенешевичем "Вазелонских актов" (Л., 1927).

Соч.: История Визант. империи, т. 1-3, СПБ, М.-Л., 1913-48; К истории крест. землевладения в Византии, "ЖМНП", 1883, No 1-2; Значение визант. и юж.-слав. пронии, СПБ, 1883; Следы писцовых книг в Византии, "ЖМНП", 1884, No 1, No 2, 1885, No 7; Визант. землемеры. Наблюдения по истории сел. х-ва, в кн.: Тр. VI археологич. съезда в Одессе в 1884, т. 2, О., 1888; Очерки по истории визант. образованности, СПБ, 1891; Очерки из истории Трапезунтской империи, Л., 1929.

Лит.: Каптерев С. Н., Uspenskiana (I. Хронологич. указатель тр. II. Лит-ра о Ф. И. Успенском), "Визант. врем.", 1947, т. L (XXVI); УдальцоваЗ., К вопросу об оценке трудов акад. Ф. И. Успенского, "ВИ", 1949, No 6; ее же, Византиноведение, в кн.: Очерки истории историч. науки в СССР, т. 2, М., 1960, с. 508-24, т. 3, М., 1963, с. 514-26, т. 4, М., 1966, с. 615-21.

З. В. Удальцова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Иван Александрович Успенский: «Служенье тихое на ниве просвещенья»

Кочурина С. А.
Раскрываются наиболее значимые периоды жизни директора Томского учительского института Ивана Александровича Успенского (1867-1943 гг.). Определены основные факторы, повлиявшие на формирование его профессионального кредо.
Читать PDF
0.00 байт

Вятский Успенский Трифонов монастырь в призме церковных реформ Петра I

Кустова Елена Витальевна
В статье дается характеристика реформ Петра I в отношении монашества, анализируются их цели и средства, а также реализация этих преобразований на примере Вятского Успенского Трифонова монастыря.
Читать PDF
0.00 байт

Вятский Успенский Трифонов монастырь в первые годы советской власти

Кустова Елена Витальевна
В статье на примере Успенского Трифонова монастыря рассматривается духовная жизнь г. Вятки в 1918_1923 гг.
Читать PDF
0.00 байт

Отчет о межрегиональной церковно-исторической конференции «Свято-Успенский Далматовский монастырь —

Никулин Иван Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Ф. И. Успенский на склоне дней (по материалам академических протоколов 1927-1928 гг. )

Лебедева Г. Е., Якубский В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Н. В. Петровский. Так кто же взорвал Успенский собор?

И.Г
Читать PDF
0.00 байт

Успенский собор Свияжска во Всемирном и российском культурном наследии

Валеев Раф.М., Валеева Р.Р.
Раскрыты место и роль Успенского собора в мировой и российской истории Строительство Свияжска, Успенского собора и монастыря создало возможности для завоевания Казанского ханства, превращения Московского царства в многонациональну
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Порфирий (Успенский) и болгария

Никитин Архимандрит Августин
Статья посвящена выдающемуся деятелю Русской Православной Церкви, основа-телю Русской духовной миссии в Иерусалиме епископу Порфирию (Успенскому;1804-1885).
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Порфирий (Успенский) и Эфиопская Церковь

Никитин Августин
Российско-эфиопские связи насчитывают не одно столетие. Они поддерживались не только в политической, но и в церковно-литературной сфере. Эти связи развивали такие видные церковные историки и востоковеды как профессор СПбДА В.В.
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Порфирий Успенский: краткий очерк его жизни и первые страницы «Книги бытия его»

А. А. Красев
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Порфирий Успенский: краткий очерк его жизни и первые страницы «Книги бытия его»

А. А. Красев
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Порфирий Успенский: краткий очерк его жизни и первые страницы «Книги бытия его»

А. А. Красев
Читать PDF
0.00 байт

Тихвинский Успенский и Введенский монастыри в XVII В. История взаимоотношений

Жуков Артем Евгеньевич
В историографии вопрос о взаимоотношениях монастырей друг с другом рассматривался нечасто. Поэтому особый интерес представляет опыт контактов Тихвинского Успенского и Введенского девичьего монастырей.
Читать PDF
0.00 байт

Петр Арцыбашев и Тихвинский Успенский монастырь

Шереметов Никита Андреевич
Несмотря на многочисленность материалов архива Тихвинского Успенского монастыря, в научной литературе не так много исследований, посвященных его истории. В статье рассматривается период монастырской жизни с 1656 по 1673 г.
Читать PDF
0.00 байт

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь в первые послереволюционные годы

Михаил Витальевич Шкаровский
Богородичный Успенский монастырь в Тихвине к 1917 г. был одной из самых значительных обителей Русской Православной Церкви. Уже через год после революции он испытал на себе антирелигиозные гонения со стороны советских властей.

Похожие термины:

  • АДРИАНОВ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь

    Ярославская еп., в окрестностях Пошехонья. Основан в 1540 прп. Адрианом и старцем Леонидом. В монастыре соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, подле правого клироса, почивали мощи прп. Адриана
  • УСПЕНСКИЙ Алексей Александрович

    (1892-1941) В 1920-ых сотрудничал в ж. "Бегемот", "Смехач", "Чиж" и "Еж". Живописец, график, художник-прикладник. Окончил Центр. уч-ще техн. рисования (Петроград, 1917). Жил в Петрограде - Ленинграде. С 1922 член "Об-ва
  • Успенский Александр Иванович

    (1902-1940). Сотрудник советских органов госбезопасности. Комиссар госбезопасности 3-го ранга (1938). Член партии с 1920 года. В органах ВЧК с 1920 года. В 1933-1934 годах — заместитель полпредства ОГПУ по Московск
  • АЛЕКСАНДРО-КУШТСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь

    Вологодская еп., на берегу р. Кушты, основан в н. XV в. прп. Александром Куштским, мощи которого покоились здесь под спудом в приделе его имени; над ним медная рака; этот монастырь в 1764 был упразднен, а в
  • Успенский, Александр Михайлович

    [9 (21). 10.1859 (в нек-рых источ. 1852). Тамбов — 1920, Москва] — арт. оперы (тенор), камерный певец Род. в семье священника, с 1879 обучался пению в Моск. конс., в 1890—91 совершенствовался за границей. В 1890— 1920 выступ
  • УСПЕНСКИЙ Леонид Александрович

    8.08.1902 (с. Голая Снова, ныне Голосовка Воронежской обл.) 11 /12.12.1987 (Париж). Иконописец. Сын небогатого помещика и крестьянки. Окончил гимназию. В 16 лет вступил в Красную Армию. На Крымском фронте попал в
  • Успенский, Виктор Александрович

    род. 31 авг. 1879 в Калуге, ум. 9 окт. 1949 в Ташкенте. Композитор. Нар. арт. ТССР (1929) и УзССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жил в Средней Азии. В 1898 окончил Оренбургский воен. кадетский корпус. В
  • Успенский, Владислав Александрович

    род. 7 сент. 1937 в Омске. Композитор. Нар. артист РСФСР (1988). В 1962 окончил Ленингр. конс. по кл. композиции Б. А. Арапова, в 1965—аспирантуру там же (рук. Д. Д. Шостакович). Преподаватель с 1965 по кл. гармонии, ан
  • АЛЕКСАНДРОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь

    Владимирская еп., в Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви. Построен еще Иоанном Грозным, который в 1564, оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих о
  • Анатолий, игумен Пустынский Успенский

    1860-69 г. игумен Пустынский Успенский могилевский. {Половцов}
  • Успенский, Андрей

    Генеральный директор компании "ПиоГлобалЭссетМенеджмент" (бывшей "Пионер Первый") с июня 2002 г.; родился в 1970 г.; окончил экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, Чикагскую школу би
  • Успенский, Борис Андреевич

    Профессор Института высших гуманитарных исследований при Российском государственном гуманитарном университете; родился 1 марта 1937 г.; доктор философских наук, профессор; академик РАЕН, академик
  • КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь

    Новгородская еп., при г. Кириллове, на берегу Сиверского канала. Основан в 1397 прп. Кириллом, мощи которого почивали здесь под спудом в церкви его имени; пред серебряной ракой, на стене, находился обра
  • Успенский, Владислав Борисович

    Член-корреспондент РАЕН (1996); родился 25 января 1931 г. в г. Ростове Ярославской области; окончил Ярославский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского в 1953 г., доктор педагогических н
  • БРУСЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь

    Московская еп., в Коломне. Основан в 1552. Здесь находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери, которая, по преданию, составляла один из непосредственных списков с явленной Казанской иконы.
  • ДАЛМАТОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ ИСЕТСКИЙ мужской монастырь

    Екатеринбургская еп., в г. Далматове, Шадринского у., Пермской губ., на берегу р. Исети. Основан в 1644 иноком Невьяжского (Тобольской еп.) монастыря Далматом. В XVII в. монастырь подвергался опустошению и
  • Успенский, Петр Демьянович

    [05(17)05.1878 — 02.10.1947] — теософ и оккультист. Род. в Москве, в семье разночинцев. После окончания общей гимназии получил матем. образование. В начале века сотрудничал со многими "левыми" изд., выступ
  • ДИВНОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь

    Воронежская еп., в окрестностях г. Коротояка, при впадении р. Тихой Сосны в Дон, на меловой горе, на которой возвышаются меловые столбы. Некоторые столбы имели причудливые формы, напоминающие то люд
  • Успенский, Николай Дмитриевич

    род. 16 янв. 1900, погост Поля Новгородской обл. Музыковед. Кандидат искусствоведения (1947), диссертация "Лады русского севера". Учился в Новгородской духовной семинарии. В 1924 окончил Петроград. бог
  • ДРАНДСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь

    Сухумская еп., в местности Дранды, близ Черного моря, в окрестностях Сухуми. Основан в 1885 на развалинах древнего храма (существовавшего в VIII в.). Здесь находилась древняя икона, найденная под алтарем