Глеб Иванович (1843, Тула – 1902, Санкт-Петербург), русский писатель. Родился в семье чиновника. Учился в Петербургском и Московском ун-тах, но завершить курс обучения не смог. Первые произведения опубликованы в 1862 г. в журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». В начале 1860-х гг. сотрудничает с демократическими журналами «Русское слово» и «Современник». Цикл очерков «Нравы Растеряевой улицы» (1866) сразу поставил писателя в ряд влиятельных представителей реализма второй пол. 19 в. В 1860–70-х гг. Успенский – один из главных авторов журнала «Отечественные записки» Н. А. Некрасова. Основная тематика очерков Успенского этих лет – общественное устройство России, критика социальной несправедливости. Главные герои очерков – бедняки, городские рабочие, разночинцы. Пристальное изучение жизни пореформенной деревни отразилось в цикле очерков «Власть земли» (1882): в отличие от писателей-народников, Успенский видит в крестьянстве в первую очередь воплощение многовековой отсталости, дикости и невежества. Очеркам Успенского неизменно присущи правдивость и жизненность ситуаций и характеров персонажей, яркий образный язык, активно выраженная авторская позиция.
УСПЕНСКИЙ
УСПЕНСКИЙ
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
УСПЕНСКИЙ
Эдуард Николаевич (р. 1937, Егорьевск Московской обл.), русский писатель. Окончил Московский авиационный ин-т (1961), работал инженером, пионервожатым. Начал литературную деятельность как поэт, первая книга стихотворений «Смешной слоненок» (1965). Автор стихотворных сборников «Воздушные шары» (1971), «Все в порядке» (1976), «Разноцветная скамейка» (1991). Широкую известность Успенскому принесли повести «Крокодил Гена и его друзья» (1965), «Дядя Федор, пес и кот» (1973), «Тетя дяди Федора, или Побег из Простоквашино» (1994). Многие повести Успенский переработал в пьесы для кукольного театра и сценарии мультипликационных фильмов. По мотивам повести о крокодиле Гене, книг о дяде Федоре были сняты мультипликационные фильмы. Старуха Шапокляк, почтальон Печкин, Чебурашка, крокодил Гена, дядя Федор, живущий в деревне, пес Шарик, кот Матроскин стали любимыми героями многих поколений детей. Повесть-сказка – основной жанр Успенского: «Вниз по волшебной реке» (1972), «Гарантийные человечки» (1975), «Школа клоунов» (1983), «Колобок идет по следу» (1987), «25 профессий Маши Филипенко» (1988), «Меховой интернат: Поучительная повесть о девочке-учительнице и ее пушистых друзьях» (1989). Их отличительная особенность – увлекательный сюжет, элемент игры, полет фантазии и изобретательности героев. В книгах Успенского звери говорят, живут по законам человеческого общества, решают морально-этические проблемы. Успенский – создатель и автор радио– и телепередач «Радионяня», «АБВГДейка», «В нашу гавань заходили корабли», он руководит семинарами по детской литературе для молодых писателей.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
УСПЕНСКИЙ
1. Константин Николаевич (1874 - 14(27).V.1917) - рус. историк-византинист. С 1910 - приват-доцент Моск. ун-та. Его гл. труд - "Очерки по истории Византии" (ч. 1, М., 1917). На ист. концепции У. сказался идеологич. разброд в среде рус. интеллигенции в годы реакции после поражения революции 1905-07. У. отрицал закономерности ист. явлений; фактически пришел к теории извечности феодализма, не увидев в нем новой, более высокой ступени развития общества. Считая иммунитет (экскуссию) основой визант. феодализма, У. парадоксально утверждал, что после 5-6 вв. этот институт больше не развивался, а к 11 в. и вовсе утратил значение. Особенностью визант. феодализма считал "монастырский феодализм", преувеличивая экономич. и политич. влияние монашества в ранней Византии. Иконоборчество, по У., было борьбой императоров против монастырского землевладения. У. выступал против распространенной в 19 в. общинной теории, утверждая, что "...самый "общинный строй"... ирреален" (см. "Очерки...", ч. 1, М., 1917, с. 162); отрицал какое бы то ни было слав. влияние на складывание визант. общины (визант. община, согласно У., существовала и до слав. колонизации), принижая при этом уровень обществ. развития славян и утверждая, что они в то время были способны лишь разрушать, а но созидать. Народ в изображении У. - аморфная масса, не играющая существенной роли в ист. процессе. Соч. (кроме указ. в ст.): Юстиниан и крупное землевладение сенатской знати, "Голос минувшего", 1913, No 6; Экскуссия - иммунитет в Визант. империи, в сб.: Визант. врем., т. 23, П., 1923; Феофан и его хронография, там же, т. 3, 4, М.-Л., 1950-51. Лит.: Удальцова З. В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории историч. науки в СССР, т. 3, М., 1963, гл. 9; Сюзюмов М. Я., Осн. направления историографии истории Византии иконоборческого периода, в сб.: Визант. врем., т. 22, М., 1963. М. Я. Сюзюмов. Свердловск. 2. Порфирий (Константин) (1804 - 19.IV.1885) - рус. церковный деятель, исследователь Бл. Востока (преим. в области истории православной церкви). Епископ (с 1865). Род. в семье соборного псаломщика. В 1829 окончил Петерб. духовную академию. Принял монашество под именем Порфирия. В 1831 был назначен законоучителем, а в 1838 проф. богословия, церк. истории и церк. права в Одесском Ришельевском лицее. В 1841-42 - настоятель рус. посольской церкви в Вене. Рус. пр-во и Синод направляли У. (1843-46, 1847-54, 1858-61) на Бл. Восток (в Палестину, Сирию, Египет, М. Азию) для выяснения положения там православной церкви. В 1847-54 У. возглавлял рус. духовную миссию в Иерусалиме; в это время выступил с проектом объединения рус. и коптской церквей. У. - автор ряда работ, содержащих описание рукописей, древних памятников Бл. Востока, этнографич. наблюдения, а также одной из первых на рус. яз. работ об Эфиопии. Собрал ценные вост. рукописи, в т. ч. одну из лучших рукописей "Истории" Яхьи Антиохийского, к-рая легла в основу исследования В. Р. Розена. У. открыл Синайский кодекс Библии 4 в. н. э. За свои науч. труды был избран почетным членом Новоросс. ун-та в Одессе (1866); Моск. ун-т присвоил ему в 1869 ученую степень доктора греч. филологии. Соч.: Книга бытия моего, т. 1-8, СПБ, 1894-1902; Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году..., СПБ, 1856; Путешествие по Египту..., СПБ, 1856; Восток христианский. Абиссиния, К., 1866; Описание греч. рукописей монастыря св. Екатерины на Синае, т. 1-3, СПБ, 1911-17. Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 5, М.-Л., 1958, с. 108; Коростовцев M. A., Ходжаш С. И., Востоковедная деятельность Порфирия Успенского, в сб.: Ближний и Средний Восток, М., 1962. М. А. Коростовцев. Москва. 3. Федор Иванович (7(19).II.1845 - 10.IX.1928) - рус. историк, один из крупнейших представителей бурж. византиноведения и славяноведения. Академик (с 1900), член мн. иностр. ученых об-в. С 1874 - доцент, в 1879-94 - проф. Новороссийского ун-та в Одессе. В 1894-1914 - директор основанного им Рус. археол. ин-та в Константинополе и ред. "Известий" ин-та. В этот период он руководил рядом археол. экспедиций (в М. Азию, Болгарию, Сирию, Палестину и др.), во время к-рых был собран ценный мат-л. В 1915-28 У. - ред. "Визант. временника". В 1922-1927 читал курс лекций в Ленинградском ун-те. У. опубликовал ок. 200 науч. работ, важнейшая из к-рых - "История Визант. империи". Этот труд охватывает всю историю Византии и сопредельных с ней стран в 5-15 вв., базируется на огромном количестве источников (визант., слав., зап.-европ. и вост.), мн. из к-рых впервые были введены в науч. оборот. У. наибольшее внимание уделял внутр. истории Византии и визант.-слав. отношениям; развивал мысль о влиянии на социально-экономич. развитие Византии обществ. строя славян, принесших с собой общинные порядки. Свободное крест. землевладение и слав. община сохранялись, по мнению У., почти на всем протяжении существования империи. "Устойчивость" общины У. объяснял покровительством императорской власти, "охранявшей" общину от натиска крупных землевладельцев. Такая трактовка У. коренных вопросов визант. истории была связана с его бурж.-консервативными взглядами, складывавшимися в период разложения старых обществ. отношений в России, и идеалистич. мировозрением, определившим его идейно- теоретич. позиции: преувеличение значения церк. вопросов в истории, игнорирование классового характера гос-ва и идеализация визант. монархии, православной церкви, резко отрицательное отношение к нар. движениям и классовой борьбе, панслав. тенденции. В первое десятилетие Сов. власти У. являлся главой рус. византиноведения. По кардинальным вопросам агр. и социальной истории он оставался, однако, на своих старых позициях. Из написанного У. после 1917 наиболее значит. след в историографии оставили исследования по истории Трапезундской империи, основанные на архивных материалах. Ценным вкладом в византиноведение была публикация У. совместно с В. Н. Бенешевичем "Вазелонских актов" (Л., 1927). Соч.: История Визант. империи, т. 1-3, СПБ, М.-Л., 1913-48; К истории крест. землевладения в Византии, "ЖМНП", 1883, No 1-2; Значение визант. и юж.-слав. пронии, СПБ, 1883; Следы писцовых книг в Византии, "ЖМНП", 1884, No 1, No 2, 1885, No 7; Визант. землемеры. Наблюдения по истории сел. х-ва, в кн.: Тр. VI археологич. съезда в Одессе в 1884, т. 2, О., 1888; Очерки по истории визант. образованности, СПБ, 1891; Очерки из истории Трапезунтской империи, Л., 1929. Лит.: Каптерев С. Н., Uspenskiana (I. Хронологич. указатель тр. II. Лит-ра о Ф. И. Успенском), "Визант. врем.", 1947, т. L (XXVI); УдальцоваЗ., К вопросу об оценке трудов акад. Ф. И. Успенского, "ВИ", 1949, No 6; ее же, Византиноведение, в кн.: Очерки истории историч. науки в СССР, т. 2, М., 1960, с. 508-24, т. 3, М., 1963, с. 514-26, т. 4, М., 1966, с. 615-21. З. В. Удальцова. Москва.