АПОКРИФЫ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Апокрифы
греч. apokryphos – тайный, сокровенный) – произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

АПОКРИФЫ
1) книги, содержащие тайные учения или сведения о мистериях; 2) сочинения, предполагаемое авторство которых не подтверждено; 3) произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

АПОКРИФЫ
произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные в библейский канонический текст. В переносном смысле — неизвестные произведения, документы, проливающие новый свет, дающие неожиданную трактовку известным фактам.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

АПОКРИФЫ
(греч. Аpokryphos — сокровенный, тайный) — произведения иудейской и раннехристианской литературы с библейскими сюжетами, содержание которых не совпадало с официальным христианским вероучением. Поэтому апокрифы не признавались церковью «священными» книгами и были запрещены церковью .

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Апокрифы
(греч. тайный, скрытый) – религиозные тексты, которые Церковь не признала священными. Существуют ветхозаветные и новозаветные А. К последним относятся апокрифические евангелия, деяния апостолов, послания и апокалипсисы, не включенные в новозаветный канон. Новозаветные А. делятся на запрещенные («отреченные») и дозволенные для чтения, но не для богослужения.

Источник: Краткий православный словарь.

АПОКРИФЫ
памятники религ. лит-ры, тематич. связанные с произв. канонич. (офиц. признанной) лит-ры, но допускавшие в своих сюжетах или трактовке их толкование, отлич. от офиц. церк. учения. А. делятся на неск. групп. К ветхозаветным относятся сказания о сотвор. мира, об Адаме, Соломоне, Мелхиседеке, о 12 патриархах, о крестном древе и др. К новозаветным А. относятся евангелия Иакова, Никодима и Фомы, апокалипсисы Петра, Павла, «Откровение Варфоломея» и др.; к А. житийного хар-ра — жития Федора Тирона, Георгия Победоносца, Никиты Мученика и т.д. К эсхатологич. А. (о «конце мира») относятся «Хождение богородицы по мукам», «Сказание Мефодия Патарского» и др. Из вопросо-ответных А. наиболее известна «Беседа трех святителей».

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Апокрифы
(греч. тайный, сокровенный), в эллинистич. эпоху — сокров. книги, доступные жрецам или просвещенным, содержащие тайные учения (например, книги Гермеса). В христианстве понятие «А.» было перенесено на сочинения, которые не вошли в состав библейского канона; например, 1-я книга Маккавеев летописно-историч. содержания; легенды — 2-я и 3-я книги Маккавеев, книги Товита и Юдифи; сказания Беседа трех святителей; евангелия — Протоевангелие Якова, Евангелия от Фомы, от Никодима, от Варфоломея, от египтян и от Петра; послания апостолов — Андрея, Фомы, Филиппа, Иоанна, Павла и Петра; письма — например, переписка Павла и Сенеки; апокалипсисы Петра, Павла, Фомы. Сведения об А. значительно обогатились после обнаружения в 1946 в Хенобоскионе (Египет) 50 рукописей секты гностиков, написанных на папирусе на коптском яз. Они дополнили имеющиеся апокрифич. сочинения и донесли до нас совершенно новые. А. представляют собой важные документы своего времени, свидетельствующие о духовных взглядах их авторов и читателей. Не менее важно их влияние на изобразительное искусство, литературу и сами религиозные догматы (например, о непорочном зачатии девы Марии и вознесении Христа на небо).

Источник: Словарь античности. 1989

АПОКРИФЫ
библейские (от греч. apokrypos - скрытый, тайный) - религ. книги, отличающиеся по своей трактовке библ. сюжетов от канонической, т. е. официально утвержденной христ. церковью лит-ры. A., отражая в своем содержании борьбу различных течений раннего христианства, оказывали сильное влияние на складывание осн. догматов христ. религии. Победившая в ходе борьбы церковь утвердила в 4 в. т. н. канон, в к-рый были включены нек-рые произв. из многочисл. раннехрист. лит-ры; все не попавшие в него были объявлены ложными, или А., а впоследствии - даже еретическими. А. распадаются на 2 осн. группы: первая рассказывает о лицах и событиях из Ветхого завета и связана с др.-иудейской религией, а вторая появляется одновременно с христианством и рассказывает о новозаветных мифах и легендах. Последующее распространение А. связано со ср.-век. демократич. ересями и одинаково преследовалось как католич., так и православной церковью. A., часто отличавшиеся поэтичностью, богатством вымысла (наиболее интересны "Евангелия Фомы", "Деяние Пилата", "Хождение Богородицы по мукам" и др.), оказали значит. влияние на лит-ру и иск-во.

Источн.: Памятники отреченной рус. лит-ры. Собр. и изд. Н. Тихонравовым, т. 1-2, СПБ - М., 1863; Тихонравов Н., Отреченные книги Др. России, Соч., т. 1. М., 1898; Ap?crifos, N. T. Los evangelios ap?crifos. Со ecci?n de textosgriegos y latinos, versi?n critica, estudios introductorios, comentarios e ilustraciones por Aurelio de Santos Otero, Madrid, 1956.

Лит.: Энгельс Ф., К истории раннего христианства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, М., 1936; Перетц В. Н., Материалы к истории апокрифа и легенды, т. 1-2, СПБ, 1899-1901; Жебелев С. A., Евангелия канонические и апокрифические, Л., 1919; Срезневский И. И., Сказания об антихристе в слав. переводах, (т.) 1-2, СПБ, 1873-74; Яцимирский А. И., Библиографич. обзор апокрифов в южнославянской и рус. письменности, П., 1921; Дуйчев И., Най-старият славянски списък на забранени книги, в сб.: Годишник на българския библиографски институт Елин Пелин, т. 3, 1952-1953, С., 1955; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959, с. 183; Torrey Ch. G., The apocryphal literature, New Haven (Conn), 1945.

Л. M. Затуловская. Алма-Ата.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

АПОКРИФЫ
греч. «тайный, сокровенный») – произведения иудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в ветхозаветный и новозаветный каноны. Ветхозаветная апокрифическая литература создавалась в эпоху эллинизма и римского господства (IV – II вв. до н.э.) на еврейском и арамейском языках. Она проповедовала верность древним устоям, приверженность культу Яхве, предсказывала пришествие Мессии и наступление конца света. К ветхозаветным апокрифам относятся «Книга Товита», «Книги Маккавеев», «Завещания двенадцати патриархов», «Книга Еноха», «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова», «Книга Юдифи»; фрагмент завещания патриарха Левия, обнаруженный в каирской синагоге, о пришествии «нового жреца», о возрождении Израиля и о воскрешении из мертвых патриархов и других усопших; «Книга Юбилеев» («Малая книга Бытия», в основу которой положен не лунный, а солнечный год, принятый в египетском календаре и в кумранской общине) и др. Среди апокрифической пророческой литературы выделяются послания Иеремии, направленные против языческих культов; книга Варуха, призывающая соблюдать закон; «Мученичество и вознесение Исайи», «Вознесение Моисея», различные откровения о грядущем конце мира и о приходе избавителя. В новозаветных апокрифах, появившихся со второй половины II в., отсутствуют догматы, этические правила христианства, нет изложения учения Иисуса Христа. К ним относятся различные сказания о детстве Иисуса: «Сказание Фомы, израильского философа о детстве Христа» – о чудесах, совершенных Иисусом в возрасте от пяти до двенадцати лет; Протоевангелие от Иакова (ок. 150 г.), содержавшее имена и жизнеописания легендарных родителей Богородицы – Иоакима и Анны, а также рассказ о рождении и воспитании Марии; Евангелие от Петра, описывавшее воскресение Иисуса Христа; Евангелие от Никодима (фарисея и учителя закона, принесшего для погребения Иисуса состав из смирны и алоя), в котором рассказывается о чудесах, совершенных Христом в аду; утерянное Евангелие от Варфоломея, по сообщению Евсевия Кесарийского, проповедовавшего слово Божье в Индии, Месопотамии и Армении; Евангелие от Фомы и от египтян; деяния апостолов – Андрея, Фомы, Филиппа, Иоанна, Павла – и их послания (переписка Павла с Сенекой); откровения (апокалипсисы) Иакова, Павла, Петра, Фомы, одного из семи диаконов первой иерусалимской христианской общины, коринфянина Стефана, Девы Марии о грядущем конце мира и картинах Страшного суда. Сведения об апокрифах значительно расширились после того, как в 1946 г. были обнаружены 50 рукописей секты гностиков, написанные на папирусе на коптском языке. Новозаветные апокрифы, дополнявшие канонические писания, использовались в проповедях и в иконописи. Со временем многие апокрифы стали почитаться, на них ссылались как на образец.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Апокрифы
произведения религиозного характера христианского, гностического или иудейского происхождения, под именем библейского персонажа. Их целью являлось дополнение книг Священного Писания. Апокрифы, касающиеся Ветхого Завета создавались со II в. до н. э., а относящиеся к Новому Завету - со II в. н. э. Их обозначали термином apokryphon (тайный), ибо они содержали истины для посвященных. А. имели двойную цель: изложить информацию касательно фактов, о которых Святое Писание умалчивает, либо говорит вскользь, а также выразить определенное религиозное содержание. А. служили также средством пропаганды в раннем христианстве, шла ли речь об иудеохристианах, гностиках или еретических сектах. Часто А. содержат откровения, данные отдельным людям. А. развивались, разрастались, в результате мы имеем произведения, демонстрирующие основные этапы развития данного апокрифа. А. сохранились почти на всех языках христианской древности (латинском, греческом, сирийском, армянском, грузинском, эфиопском, старославянском, кельтском и др.). По мере формирования канона Святого Писания, апокрифы оставались за чертой: составлялись списки канонических книг, а также запрещенных апокрифических сочинений. Несмотря на это, апокрифы пользовались огромной популярностью, что нашло отражение, в частности, в народной литературе и в произведениях пластических искусств; сыграли они также важную роль в формировании культуры. К значительнейшим ветхозаветным апокрифам принадлежат: Мученичество Исайи, Псалмы Соломона, Деяния Аикара и др. Переписанные по-арамейски или по-гречески, они сохранились часто только в переводах. Новозаветные апокрифы делятся, подобно самому Новому Завету, на евангелия, деяния апостолов, послания и откровения. Евангелия: Существует группа евангелий, сохранившихся фрагментарно, а также некоторое число логий, то есть повествований о Христе (авторство большинства из них не установлено); самое известное собрание логий - найденное в Наг-Хаммаде Евангелие от Фомы (коптское). Сохранившиеся Евангелия разделяются на рассказывающие о детстве Христа (так называемые Протоевангелие Иакова, Евангелие псевдо-Матфея, Евангелие псевдо-Фомы, восточные евангелия о дествте), евангелия страстей (Евангелие Никодема и цикл Пилата), так называемые Вознесения (сборник описаний вознесения Марии). К евангелиям можно причислить также и Историю Иосифа-мастера. Апокрифические деяния апостолов рассказывают о деятельности апостолов в форме, приближенной к греческому роману. К ним принадлежат деяния Петра, Павла, Андрея, Фаддея, Фомы, Иоанна. К этой же группе можно причислить так называемые Псевдоклиментины. Из апокрифических посланий нужно назвать переписку Христа и Абгара, а также св. Павла и Сенеки. К откровениям принадлежат произведения, связанные со смертью Марии и ее потусторонним путешествием, и откровения Иоанна, Павла и т. д.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

АПОКРИФЫ
от греч. anokpufos — тайный, сокровенный) —возникшие на рубеже нашей эры в древнееврейской и древнесирийской среде, а также на христианском Востоке сочинения о персонажах и событиях Священной истории, не вошедшие в официальные иудейский и христианский церковные каноны. Эта религиозно-легендарная литература первоначально предназначалась для посвященных, знающих книжников. Впоследствии А. получили название “отреченных” и вносились в специальные перечни-индексы “отреченных книг”, не допускаемых церковными властями к чтению и распространению в среде правоверных иудеев и христиан. Наиболее раннее свидетельство знакомства древнерусских книжников с таким индексом помещено в “Изборнике Святослава 1073 г.”. В зависимости от содержания и имен библейских и евангельских персонажей А. традиционно разделяют на ветхозаветные и новозаветные (по аналогии с текстами канонической Библии). Ветхозаветные А. делятся, в свою очередь, на две группы. В первую группу входят А., появившиеся в дохристианскую эпоху, но не включенные в иудейский канон ветхозаветных текстов. При переводе Библии с древнееврейского на греческий язык они вошли в ее текст (так наз. Септуагинту), а затем в латинский перевод Библии (так наз. Вульгату) (см. Мещерский). В XVI в. католическая церковь признала эти тексты, и они получили название “девтероканонических” или “вторично-канонических”. В славянский текст Библии эти А. были включены в конце XV в. при составлении ее первого полного перевода (1499 г). при новгородском архиепископе Геннадии (это Книга Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Книга Товита, Книга Иудифь и др.). Вторая группа апокрифических ветхозаветных текстов осталась за пределами библейского Канона (А. об Адаме и Еве, Енохе, Мелхиседеке, Аврааме и др.). Для изучения вопроса о времени и обстоятельствах возникновения А., об их связи с религиозно-нравстт венными и общественными течениями позднего иудейстра, об особенностях раннего христианства неоценимую роль сыграли находки в сер. XX в. древних рукописей в пещерах Хирбет-Кумрана (Верхний Египет) на берегу Мертвого моря, в особенности тексты из пещеры Наг-Хаммади (см.: А м у с и н И. Д. Рукописи Мертвого моря.—М., 1961; Тексты Кумрана.—Вып. 1.—М., 1971; Хосроев А. Л. Александрийское христианство (по данным текстов из Наг-Хаммади).—М., 1991). Рукописи Мертвого моря сохранили почти полностью оригиналы А., известных до тех пор только в более поздних переводах на другие языки. Установлено, что для большинства ветхозаветных сочинений языком оригинала был древнееврейский или арамейский, а для новозаветных — преимущественно греческий. Новозаветные А. возникли уже в первые века нашей эры, дополняя канонический евангельский текст подробностями о земном и крестном пути Иисуса Христа, апостолах, о Богоматери и других евангельских персонажах. Именно в А. разрабатывалась тема Страстей Господних, Сошествия во ад. Страшного суда Древнерусская живопись нередко обращалась к этим апокрифическим сюжетам. Славянские переводы А. появились, по-видимому, вместе с переводами текстов Священного писания в кирилло-мефодиевский период развития переводной письменности на Руси, не ранее 2-й пол. IX в., а на Русь попали с принятием христианства. Происхождение некоторых славянских А. связывают с возникшей в Болгарии в Х в. так называемой “богомильской ересью” (по имени попа Богомила). Южнославянская литература, в частности древнеболгарская, в процессе передачи А. на русскую почву выполняла роль “литературы-посредницы”. С некоторыми А. древнерусский читатель знакомился через Толковую Палею и хронографы. По словам Н. А. Мещерского, “славянские апокрифы представляют собою громадную научную ценность как в историческом и источниковедческом, так и в литературно-художественном плане”. Древнейшие из известных славянских списков А. датируются XII в. (“Хождение Богородицы по мукам”) и рубежом XII—XIII вв. (“Паралипомен Иеремии”, “Сказание об отце нашем Агапии”, “Слово Евсевия Александрийского о сошествии Иоанна Предтечи в ад”). В жанровом отношении славянские А. в основном следуют за разнообразием форм текстов Священного писания, складывающегося в течение нескольких веков из разных письменных и устных источников. Так, известны апокрифические евангелия: Евангелие Никодима, тайного ученика Христа, пришедшего после его казни снять с креста тело Иисуса и похоронить, “Евангелие Фомы”, “Первоевангелие Иакова” (о детстве девы Марии), апокрифическое “Откровение Иоанна Богослова”, “Апокалипсис Авраама”, “Видение апостола Павла”, “Видение пророка Даниила”. Эти тексты носят эсхатологический характер, в них повествуется об ожидаемом “конце света”. Сюда относится и известное “Хождение Богородицы по мукам”. Существуют апокрифические деяния (“Деяния апостолов Андрея, Петра, Матфея”), апокрифические жития (“Житие Андрея Юродивого”, “Житие Василия Нового”), апокрифические заветы (“Заветы двенадцати патриархов”, “Заветы Авраама”). А. распространялись и в вопросо-ответной форме (“Беседа трех святителей”, “Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской”, “Иерусалимская Беседа” и др.). Различные жанровые формы могли смешиваться. В древнерусской литературе А., несмотря на запрещения их распространения, активно читались и переписывались в сборники, нередко рядом с вполне каноническими текстами. Вопрос о степени “апокрифичности” этих сочинений и их функции в древнеславянской книжности сложен. Наиболее основательная работа об этом принадлежит польскому слависту Ал. Наумову, давшему подробное и исчерпывающее определение А.: “Церковнославянским апокрифом мы называем средневековое литературное произведение на церковнославянском языке, развивающее диахронически или синхронически план библейского повествования в качестве его неправомочной конкретизации или вносящее семантические акценты, входящие в противоречие с официально признанными”. Помимо книжного, на Руси существовал и устный путь распространения А. Их рассказывали, возвращаясь из путешествий в Святую Землю, паломники — “калики перехожие”. В знаменитом “Хождении игумена Даниила” присутствует немалое количество апокрифических сюжетов, связанных с библейскими святынями и слышанных Даниилом в Палестине. А. привлекали внимание читателей прежде всего тем, что конкретизировали и дополняли скупое на подробности библейское повествование, причем дополняли в живой, занимательной форме, часто со значительным элементом средневековой фантастики. Они поднимали важнейшие мировоззренческие вопросы о смысле бытия, о начале и конце мира, об аде и рае с подробным описанием как райского блаженства, так и адских мук. В А. с поразительной детализацией изображалась судьба человеческой души после смерти, “мытарства”, которым подвергались души грешников. А. превращались в своего рода “народную Библию”, занимающую промежуточное положение между книжной и устной традициями. Апокрифические сюжеты нашли отражение и в духовных стихах (Стих о Голубиной книге. Сон Богородицы и др.). Изд:. Памятники отреченной русской литературы / Собраны и изданы Н. Тихонравовым.— М , 1863.— Т. 1—2; Порфирьев И Я;1) Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки.— СПб., 1877//СОРЯС — Т 17, № 1; 2) Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки,— СПб., 1890 // СОРЯС.— Т. 52, № 4; Апокрифы: Беседа трех святителей, Сказание, как сотворил Бог Адама; Сказание отца нашего Агапия; Хождение Богородицы по мукам / Подг текста, перевод и комм. М. В. Рождественской // ПЛДР: XII век.—М., 1980.—С 137—184, 647—652, Суды Соломона / Подг текста, перевод и комм. Г. М. Прохорова // ПЛДР: XIV— середина XV века,—М., 1981.—С. 66—87, 541—542. Лит.: Сперанский М. Н. Славянские апокрифические евангелия.— М., 1896, Тихонравов Н С. Отреченные книги Древней России // Тихонравов Н. С. Соч — М., 1898.— Т 1.— С. 127—225; Адрианова-Перетц В. П. Апокрифы//История русской литературы.—М., Л., 1941.—Т. 1.—С. 71—86; Белоброва О. А Переводная беллетристика XI—XIII вв // Истоки русской беллетристики.—С. 143—154; К а г а н М. Д., К о б я к Н. А., П а н ч е н к в А. М., Понырко Н. В., Прохоров Г. М., Рож-дественскаяМ В.,СалминаМ А , Т в о р о г о в О. В. Апокриф о Енохе; Апокриф о Ма-карий Римском, Апокрифические сказания о успении Богородицы; Апокрифы и сказания о Данииле, Апокрифы о Аврааме, Апокрифы о Андрее Первозванном; Апокрифы о апостолах Петре и Павле; Апокрифы о апостоле Филиппе; Апокрифы о Илье пророке; Апокрифы о Иоанне Богослове; Апокрифы о Мельхиседеке, Апокрифы о Моисее, Видение Исайи; Вопросы Варфоломеевы к Богородице; Евангелие Иакова; Евангелие Никодима; Епистолия Иисуса Христа о неделе; Житие Василия Нового; Заветы двенадцати патриархов, Лествица Иакова; Мучение Никиты; Откровение Варуха; Паралипомен Иеремии; Послание Пилата к Тиберию; Сказание Афродитиана; Слово Епифания Кипрского о погребении Иисуса Христа и о Иосифе Аримафейском; Слово на Лазареве воскресение; Слово святых апостолов Петра и Андрея, Матфея и Руфа, и Александра; Хождение Агапия в рай; Хождение Богородицы по мукам // Словарь книжников.— Вып. 1.— С. 40— 67, 95—98, 102—103, 119—124, 142—143, 183— 184, 230—231, 266—268,282—283,296—298,373— 374.396—398.423—425,426—428,439—441,462— 465; [Каган М. Д„ Лурье Я. С., Понырко Н. В., Салмина М. А., Троицкая Т. С.] Апокриф о Адаме и Еве, Апокриф о иерействе Иисуса Христа; Апокриф о Ламехе; Апокриф о Давиде; Апокрифы о Иакове брате Господнем; Апокрифы о крестном древе; Апокрифы о Соломоне, Беседа трех святителей; “Воспоминание отчасти святыя горы Афон-ския, како наречена бысть Святая гора и коих вин ради тако проэвася” // Словарь книжников.— Вып 2, ч. 1.—С. 47—68, 89—93, 142—144; [Ванеева Е И., Каган М. Д., Прохоров Г. М., Салмина М А, Творогов О. В.] Легенда о кровоточивой жене Веронике; “О всей твари”; “От коих частей создан бысть Адам”; Семьдесят имен Богу; Сказание Анфилога царя о святой литургии; Сказание о двенадцати пятницах, Хождение Зосимы к рахманам // Словарь книжников — Вып 2, ч. 2.— С. 6—7, 145—146,153—155, 318—319, 344— 345. 358—359, 489—491. М. В Рождественская

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

ВЕСЕННЕЕ ПОЛНОЛУНИЕ: "АПОКРИФЫ" Д. МЕРЕЖКОВСКОГО И М. БУЛГАКОВА

Бонецкая Н.К.
В статье сопоставлены два «апокрифа ХХ века» вольные интерпретации евангельского эпизода распятия Иисуса Христа: «роман о Понтии Пилате» М. Булгакова («Мастер и Маргарита») и трактовка данного сюжета в книге Д.
Читать PDF
0.00 байт

«Cказание о 12 пятницах» и «Cон царя Иоаса»: взаимодействие двух апокрифических текстов

Иванов Сергей Валентинович
В статье рассматриваются три списка Сказания о 12-ти пятницах, в которых обнаруживается интерполяция, заимствованная из другого апокрифического текста, а именно Сна царя Иоаса.
Читать PDF
0.00 байт

“глиняные птички”: апокрифический мотив в фольклорных легендах

Белова Ольга Владиславовна
В статье рассматривается один из случаев адаптации мотива апокрифических евангелий (оживление глиняных птичек Иисусом) в фольклорной традиции восточных и западных славян.
Читать PDF
0.00 байт

“апокрифическая” надпись с Мангупа и обряды “изобличения вора”: магия и право между античностью и ср

Виноградов Андрей Юрьевич, Желтов Михаил Сергеевич
Находка византийского хлебного штампа с текстом Пс 29:8 в развалинах Мангупской базилики стала поводом для пересмотра всей традиции византийского обряда изобличения вора при помощи специального хлеба, поскольку в составе именно эт
Читать PDF
0.00 байт

Малый апокриф к последней монографии или загадка французской калоши

Евсевьев Михаил Юрьевич
С тех пор прошло сорок лет. Сорок лет. Уже нет страны, где можно было издать монографию о Поле Синьяке в Воениздате. Нет и самого Воениздата. И кто теперь помнит о правнуке полковника Мореля.
Читать PDF
0.00 байт

Благовестие св. Апостола Павла и апокрифическая иудейская литература

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
0.00 байт

НЕИЗВЕСТНОЕ АПОКРИФИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ «СКАЗАНИЕ СОЛОМОНА КАКО ЯСТИ ВО ВСЯ ДНИ» В СЛАВЯНО- МОЛДАВСКОЙ

Паскаль Александр Дмитриевич
Статья посвящена публикации неизвестного текста апокрифического сочинения «Сказание Соломона како ясти во вся дни», бытовавшего в славяно-молдавской книжности XV–XVI вв.
Читать PDF
0.00 байт

Апокриф «Хождение Богородицы по мукам» и богородичные мотивы в контексте творчества Ф. М. Достоевско

Коротаева Инна Владимировна
Выявлены глубинные причины связи художественной литературы XIX века и древнерусских апокрифов на примере творчества Ф.М.Достоевского. Во всех поздних романах писателя мы встречаем мотив Богородицы Матери-земли.
Читать PDF
0.00 байт

Апокриф «Хождение Богородицы по мукам» в финальной сцене поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины»

Коротаева Инна Валерьевна
Рассмотрены апокрифические истоки финальной сцены поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» как основы сюжетного действия VI главы.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты эсхатологии апокрифов

Филатов М. В.
Читать PDF
0.00 байт

Вариативность способов включения в заговоры апокрифического текста «Сон Богородицы»

Туякова Анастасия Владимировна
В статье рассматриваются вариативные элементы в текстах заговоров, функционирующих в современном Приамурье и построенных на основе апокрифического сюжета «Сон Богородицы».
Читать PDF
0.00 байт

Семантика «Сердца» в формировании житийных смыслов в литературном апокрифе Б. К. Зайцева «Сердце Авр

Налобин А. В.
Автор рассматривает и объясняет семантику слова «сердце» и его связь с метафорами в рамках рассказа, являющегося литературно-художественным апокрифом.
Читать PDF
0.00 байт

Об апокрифах древних и новых (хождение Богородицы по мукам и «Амнистия» Ю. О. Домбровского)

Климова Маргарита Николаевна
Статья посвящена некоторым особенностям традиционных русских представлений о посмертной участи человека. Приведено сравнение древнерусского апокрифа Хождение Богородицы по мукам с лагерным стихотворением Ю.О.
Читать PDF
0.00 байт

Апокрифическая повесть "Страсти Христовы": некоторые вопросы структуры и поэтики

Савельева О. А.
В статье рассмотрены вопросы структуры и поэтики апокрифической повести «Страсти Христовы».
Читать PDF
0.00 байт

Бретонская ветвь романов Круглого Стола и ее связь с христианской апокрифической литературой

Мальский Игорь Степанович
Предлагаемый вашему вниманию текст имеет долгую и сложную историю. Это отрывок незаконченной работы лингвиста И. Мальского. В далеких уже 90-х годах он предпринял попытку издать т. н.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Апокрифы о Андрее Первозванном

    Апокрифы о Андрее Первозванном. Согласно четвероевангелию, Андрей был галилеянином и братом апостола Петра (Матфей, IV, 18–20). По евангелию от Иоанна (I, 35, 40–42), Андрей – один из учеников Иоанна Крест
  • Апокрифы о апостоле Филиппе

    Апокрифы о апостоле Филиппе – цикл переводных памятников, в которых отражены апокрифические предания об апостоле Филиппе. «Мучение святого апостола Филиппа» (нач.: «Бысть по восшествии господни
  • Апокрифы о апостоле Фоме

    Апокрифы о апостоле Фоме – цикл переведенных с греческого произведений, состоящий из «Евангелия Фомы» и сказаний о деяниях и о смерти апостола. Греческие тексты апокрифов изданы в кн.: Thilo I. C. Codex apo
  • Апокрифы о апостолах Петре и Павле

    Апокрифы о апостолах Петре и Павле – переводной апокрифический цикл, получивший распространение у южных и восточных славян. А. возникли в ранней христианской литературе: на «Апокалипсис Павла» с
  • Апокрифы о Аврааме

    Апокрифы о Аврааме – переводные сказания об Аврааме, канонический рассказ о котором содержится в гл. 12 и 15 книги Бытия. В апокрифе «Откровение Авраама» рассказывается, как Авраам, усомнившись в ве
  • Апокрифы о Иоанне Богослове

    Апокрифы о Иоанне Богослове. В древнерусской книжности встречается несколько А., связанных с именем Иоанна Богослова (автора четвертого Евангелия, трех посланий и «Откровения», завершающего Библ
  • Апокрифы о Иакове брате Господнем

    Апокрифы о Иакове брате Господнем (неканонические сказания об апостоле Иакове, авторе новозаветного соборного послания). Апокрифическая литература об Иакове брате Господнем основывается на четы
  • Апокрифы и сказания о Данииле

    Апокрифы и сказания о Данииле – цикл переводных апокрифических сочинений. В их основе лежит библейская книга пророка Даниила и толкования на нее Ипполита. И. Евсеев (см. его работы: 1) Книга пророка
  • Апокрифы о Давиде

    Апокрифы о Давиде – цикл легенд о персонаже Ветхого завета, авторе Псалтири, пастухе и певце, ставшем царем. Приблизительную их классификацию создал А. И. Яцимирский (Библиографический обзор). Боль
  • Апокрифы о крестном древе

    Апокрифы о крестном древе – легенды о судьбе деревьев, из которых были сделаны кресты для распятия Христа и казненных вместе с ним разбойников. А. «о крестном древе, о дву кресту разбойничю и о лбе
  • Апокрифы о Феодоре Тироне

    См. Мучение Феодора Тирона
  • Апокрифы о Илье Пророке

    Апокрифы о Илье Пророке – цикл апокрифических произведений, рано проникших в Древнюю Русь. В русских индексах отреченных книг, начиная с Изборника 1073 г., встречается указание на то, что в древнерус
  • Апокрифы о Иоанне Предтече

    См. Сказания о Иоанне Предтече (Крестителе)
  • Апокрифы о Исайе

    См. Видение Исайи
  • Апокрифы о Мельхиседеке

    Апокрифы о Мельхиседеке – цикл переводных апокрифических произведений, связанных с именем упомянутого в Послании апостола Павла к евреям (VII, 1–3) иерея Мельхиседека, человека без рода и вечно свя
  • Апокрифы о Моисее

    Апокрифы о Моисее. В индексах запрещенных книг с именем библейского пророка Моисея связываются два названия: «Завет Моисеев» и «Исход (вар. «Восход», «Вознесение») Моисеев». До сих пор не представи
  • Апокрифы о Павле

    См. Апокрифы о апостолах Петре и Павле
  • Апокрифы о Петре

    См. Апокрифы о апостолах Петре и Павле
  • Апокрифы о Соломоне

    Апокрифы о Соломоне – памятники славянской и русской литературы, посвященные библейскому царю Соломону. Обширный комплекс А. включал рассказы о Соломоне и «дивием звере» Китоврасе, человеке с дв
  • ПОЗДНИЕ ПИСАНИЯ (АПОКРИФЫ) (Ктувим ахароним, хицониим)

    Еще в древности известны были, кроме вошедших в Библию, так называемые "внешние" книги. Эти книги не были отмечены святостью Священного Писания и не были столь ревностно хранимы евреями в их бескон