ХРАМ
старославянского - хоромы) - спец. здание для религ. культа, богослужения; в перен. - Х. науки - о науч. учреждении, уч. заведении.
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
Храм
старослав. храмъ от хоромы - строение) – культовое знание для выполнения религиозных обрядов. Различаются основные типы храмов: христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Храм
Храм, церковь – здание, предназначенное для богослужений. Иногда "храмом" может называться и часть гражданского здания, используемая для богослужений. Если храм двухэтажный (с алтарем на каждом этаже), то об этажах принято говорить: "верхний храм", "нижний храм". Помещение с алтарем в подвальной части храма имеет особое название: "крипта".
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
ХРАМ
здание, служившее для отправления культа Бога Израиля. Храм представлял собой здание и этим отличался от жертвенника и открытого святилища (бама). Как правило, в храмовом здании находились предметы, символизирующие присутствие Бога (Ковчег Завета, херувимы, а в редких случаях – даже статуя), и утварь, служившая для отправления культа (менора, эфод, жертвенник и т. п.)
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
ХРАМ
Здание, предназначенное для богослужения. В христианской религии – церковь, собор, в мусульманской – мечеть, в иудейской – синагога. Православный храм – это модель Вселенной, соотнесенная со сторонами света. Так, алтарь храма всегда ориентирован на восток. Поэтому, войдя в храм, человек как бы четко определяет свое место в мире. Многие православные храмы представляют собой шедевры зодчества и живописи. Они вошли в сокровищницу не только русского, но и мирового искусства и составляют национальное достояние России.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ХРАМ
культовое здание, предназначенное для богослужения и выполнения религиозных обрядов. Строительству храмов предшествовали алтари на от-крытом воздухе, где приносились жертвы богам. Древ-нейшие культовые постройки относятся к эпохе неоли-та. В IV тыс до н.э. появились первые храмы Месопотамии, а в III тыс. до н.э. — ранние египетские храмовые комплексы и зиккураты. Во II тыс. до н.э. были построены храмовые ансамбли Эгейского мира. В I тыс. до н.э. были возведены храм Соломона в Иеруса-лиме, ранние молельни Индии (чайтья) и китайские каменные залы при гробницах.
Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012
ХРАМ
собирательный термин для обозначения зданий, в которых происходит отправление религиозного культа. В каждой конкретной религии X. имеет особое наименование: в христианстве – собор, костел, кирха; в исламе – мечеть; в иудаизме – синагога; в буддизме нет единого термина и каждая страна имеет свой: тара в Японии, вихара в Шри-Ланке, хурэ в Монголии, дацан в Бурятии и т. д. Здание X. как места общения людей с Богом в любой религии полисемантично. Например, в христианстве и буддизме X. – это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света. Каждая его деталь – архитектурная, живописная и др. – строго регламентирована каноном данной религии. Несмотря на жесткость канона, храмовое зодчество любой страны имеет национальную специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Храм
здание для совершения в нем литургии и частных богослужений (треб). Многие Х. имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на службу. Х. освящается в честь какоголибо священного события или какоголибо святого, день памяти которого является престольным (храмовым) праздником. По православному вероучению Х. представляется иконой преображенного космоса. Освещенный светом свечей и лампад, наполненный звуками песнопений и благовонными воскурениями, он приобщает человека к иному миру, дает возможность живо почувствовать связь человеческой души с нетварным и невидимым Богом. Православный канон предполагает деление Х. на три основные части: алтарь, символизирующий запредельное миру Божество, а потому отгороженный от основной части Х. иконостасом; собственно Х., знаменующий непосредственно связанный с Богом мир, уже оправданный и преображенный в Царство Божие; притвор – западную часть Х., наиболее отдаленную от алтаря и обозначающую земное бытие, откуда начинается движение к истинной вере. Таким образом, в структуре православного Х. воплощается идея духовной динамики человеческой души, призванной двигаться от плоскости земного бытия к миру Небесному и слиянию с запредельным Богом. В свете этой динамики православное богословие рассматривает задачи духовного совершенствования, уподобляя человеческую личность Х. Божию.
Источник: Краткий православный словарь.
ХРАМ
культовое архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Обязательный признак храма – наличие святилища, в котором находится алтарь (у христиан), ступа (у буддистов), михраб (у мусульман) и т. п., а также особых мест для священнослужителей. Храмами являются языческие святилища (храм Зевса в Олимпии, Аполлона в Дельфах и др.), молитвенные залы, церкви, мечети, костелы, часовни и др.
Стремление создать особое ритуальное пространство для священнодействий наблюдалось уже в эпоху палеолита. Древнейшие святилища были построены в неолитическую эпоху (Чатал-Хююк в Малой Азии, Иерихон в Палестине; оба – 7–6-е тыс. до н. э.). Античный храм (сложился в 8–6 вв. до н. э.) мыслился жилищем божества (Зевса, Аполлона, Афины и др.), которому он был посвящен. Присутствие бога в храме олицетворяла его статуя, которую заботливо украшали, ткали для нее одежду и т. д. В храмовых зданиях находились сокровищницы, где хранились дары и пожертвования богам. Внутрь помещения входили только жрецы, совершавшие священные обряды перед изваянием божества. Алтари возводили на открытом воздухе, на них приносили жертвы и воскуривали благовония богам.
С распространением христианства назначение храма было переосмыслено. Он стал домом для совместных молитв и богослужений. Сначала строили базилики, позднее в Византии и на Руси получили распространение крестово-купольные храмы. Среди христианских культовых зданий различают соборы (главные епархиальные храмы), монастырские, приходские, кладбищенские церкви. Обязательная часть христианского храма – колокольня, возведенная как отдельное сооружение или включенная в объем церковного здания.
В 7–8 вв. появился специфический тип мусульманского храма – мечеть. Различают купольные (Куббат-ас-Сахра в Иерусалиме, 687–91), колонные (в Кордове, начата в 785 г.), айванные – со сводчатыми нишами-айванами (Шахская мечеть в Исфахане, 1612–30) мечети.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Храм
евр. бейт-микдаш, т. е. дом святилища. Храм (лат. templum ). Первоначально это слово обозначало отделенный круг для упражнения в искусстве гадания, затем вообще помещение, отделенное для религиозных целей, или здание, посвященное божеству. Этим словом в Библии иногда называются те капища, которые язычники строили для своих богов, например, храм (капище) Навуходоносора в Вавилоне (2 Пар. 36:7); храм Артемиды в Ефесе (Деян. 19:27), как и маленькие серебряные храмы, которые были копией главного (19:24). Однако же идольские храмы часто называются просто домами, например: «Дом Дагона» (1 Пар. 10:10). дом бога Нисроха (4 Цар. 19:13) и т. д. Этим же словом также назывались те помещения, которые израильтянами были посвящены Иегове. Скиния, например, называется домом Господним (1 Цар. 1:7) и храмом (ст. 9; 3:3), также и то святилище, которое было построено в Иерусалиме (3 Цар. 7:21; 4 Цар. 24:13). Иерусалимский храм (евр. хекал, т.е. чертог, как в Прит. 30:28) называется в Ветхом Завете часто домом Господним (3Цар. 8:10; 2 Пар. 3:1; 5:1), также домом Божиим (Езд. 1: 4; 3:8) и храмом Господним (Срав. Езд. 3:6,11; Агг. 1:2; 2:15). В Новом Завете также встречаются все эти три наименования Иерусалимского храма: «храм Божий» (Мат. 26:61); «храм Господень» (Лук. 1:9); и «дом Божий» (Мат. 12:4); «дом Отца Моего» (Иоан. 2:16) и также просто «храм» (Мат. 23:16; Лук. 11:51; греч. дом). Обыкновенное наименование храма в истории Иисуса и апостолов — «святилище», греч. иерон (Мат. 4:5; Деян. 2:46 и т.д.), изредка «храм Божий» (Мат. 21:12). В новозаветных оборотах речи подлинное (греч.) слово — храм (наос) обыкновенно обозначает самое здание храма (Мат. 23:35; 27: 51; Лук. 1:9) в то время, как более общее слово «хиерон» — святилище употребляется для обозначения принадлежащих к храму притворов; следовательно, повсюду, где говорится о том, что Иисус или апостолы (которые не были еврейскими священниками) входили в храм, учили в храме и т. д. (Мат. 21:12; Лук. 24:53; Деян. 21:26), в переводе это различие исчезает. Храм является символом 1) храма тела Иисуса Христа (Иоан. 2:19 и дал.), 2) тел и личностей христиан, как храма Божия и обители Святого Духа (1 Кор. 3:!6 и дал.; 6:19; 2 Кор. 6:16): 3) христианской церкви (Еф. 2:21; Отк. 3:12; 2 Фес. 2:4),4) неба— «храм Божий на небе» ((Отк 7:15; 11:19; 16:17; Срав. Пс. 10:4: Авв. 2:20). В Новом Иерусалиме св. Иоанн не видел храма, ибо Господь Бог Вседержитель— храм его, и Агнец» (Отк. 21:22).
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
Храм
культовое сооружение (не для собр. верующих), где в древности хран. статуя божества, почитаемая жрецами. По антич. представл. X. был моделью мира, воплощением X. небесного, где обитали боги; через него проходила мировая ось, земля соединялась с небом. Фасад X. разрабатывался в двух уровнях: верх - фронтон - мыслился как «небесный» мир богов, наос соответствовал «земному» уровню. Пространство X. имело свою структуру, в соответствии с ордером, в к-ром он был построен. Гл. часть X. - наос (целла) - и ведущий в нее пронаос имели один вход, обычно с вост. За наосом находился сообщающийся с ним адитон. Отдельный вход имел опистодом. В наосе размещ. культов, статуя, в опистодоме часто хран. казна. С VI в. до н. э. X. мог иметь три нефа с двухъярусными колоннадами (X. Зевса в Олимпии, Афины на Эгине, Парфенон). В интерьере X. использовались занавесы (под потолком или за статуей божества: X. Зевса в Олимпии, Аполлона в Боссах), стены украшались дарами: боевыми щитами, сосудами, картинами. Снаружи X. представлял собой сооружение на ступенчатой платформе (стереобате), на верх, площадке к-рой стояли стены наоса, перекрытые двускатной кровлей, опирающейся на колонны. В зависимости от системы расположения колонн [на одном, на обоих фасадах или по периметру (перистасис)], выделяются осн. типы X.: в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер и псевдопериптер (с настенными колоннами). В рим. архитектуре в результате приспособления гр. периптера к местным (этрусским, италийским) типам X. получил распространение псевдопериптер, наиб, полно отвечавший идее максимального выделения главного фасада (X. Юпитера Капитолийского, Рим; Диоскуров, Рим). В архитектуре рим. провинций, наряду с классич. типами X., существовали местные, связанные с собств. культовыми традициями (башнеобразные святилища - Галлия, Британия, II в. н. э.; т. н. фана - Галлия, Германия, Британия; X. Дугги, III в.). Первые X. строили из дерева и глины (X. Аполлона в Термосе, VIII в. до н. э.) с завершающей стену против входа апсидой или сильно вытянутыми в плане, с рядом колонн посередине (Герайон на Самосе, VII в.). С VI в. преобладают каменные X., снач. из известняка, потом из мрамора. В Риме X. строили из необожженного кирпича и бетона с последующей облицовкой стен мрамором, порфиром, гранитом.
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997
ХРАМ
первонач. огранич., принес. в дар божеству участок земли, позже возвед. на этом участке архитект. постройка. Сначала в Х. хранились только культовые изображ., потом, особенно это хар-рно для римлян, они служили сокровищницами и для картин, и для др. произв. иск-ва. Но Х. не рассматр., как это было принято в христ. церквах, как место собрания верующих. Ранние Х. строились из глины и дерева, а начиная с 7 — 6 вв. до н.э., в период политич. консолидации полисов, у греков начинают появл. каменные Х. Строились они по типу мегаронов. В последующие времена они начинают отличаться от ранних построек более продуман. архитект. формой. Наряду с простыми Х. дорич. ордера в 6 в. до н.э. строятся величеств. Х. ионич. ордера (о. Самос, Эфес, Дидима), к-рые явились своеобразным выражением экономич. мощи малоазиатских полисов. И только в эпоху эллинизма удалось достичь и превзойти подобный размах стр-ва (напр., Х. Артемиды в Магнесии на р. Меандр). Этрусские Х., к-рые строились из дерева и облицовывались терракотовыми плитами, оставили свой след в архитект. оформлении рим. Х. позднего периода Республики, в равной степени это относится и к греко-эллинистич. постройкам. Рим. Х. из мрамора впервые стали появл. во времена Рим. империи как архитект. творения в высшей степени репрезентативного хар-ра и явл. воплощением власти господствующего класса. Со временем все богаче становится декоративный орнамент Х. (напр., Х. в Гелиополе). На многоступенч. цоколе (крепидома) возводился наос (собственно Х.), внутри к-рого находилась целла (внутр. помещение с изображ. божества или его символикой). Наос мог иметь колоннаду, располагавш. между двумя стенными торцами (антами), к-рые образовывали пронаос (передний вестибюль). Такой Х. получил назв. «Х. в антах». Если целла дополнялась опистодомом (задним вестибюлем) с аналогич. расстановкой колонн, то такой Х. назывался «Х. в двойных антах». Х. с колоннадой на фасаде имел назв. «простиль», а Х. с колоннами по торцам — «амфипростиль». Колоннада вокруг наоса — перистасис — создавала своеобразный коридор между собой и Х., такая постройка называлась периптер. Диптером назывался Х., окруж. двумя рядами колонн, а Х. с настенными колоннами получ. назв. «псевдодиптер». Поставл. на стилобат колонны внеш. строения поддерживают балочное перекрытие. Дерев. двускатная крыша состоит из конькового бруса и подпирающих его по бокам стропил с опорой, на к-рых параллельно коньку крыши лежат прогоны. Они покрыты кровельной черепицей, изготовл. из обожж. глины или мрамора, и часто украшены антефиксом на коньке и спуске кровли. На спуск кровли могла быть помещена сима с водосливными выпусками в виде фигурок, а углы конька и крыши могли быть украшены акротерием. Фронтон с венчающим карнизом также мог быть украшен рельефным изображ. на миф. темы.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Храм
(
лат. templum), первоначально огранич., принес, в дар божеству участок земли (
греч. temenos), позже возвед. на этом участке архитектурная постройка (
греч. naos). Сначала в X. хранились только культовые изображения, потом, особенно это характерно для римлян, они служили сокровищницами и для картин, и для других произведений искусства. Но X. не рассматривался, как это было принято в христианских церквах, как место собрания верующих. Ранние X. строились из глины и дерева, а начиная с 7 6 вв. до н. э., в период политич. консолидации полисов, у греков начинают появляться каменные X. Строились они по гипу мегаронов. В последующие времена они начинают отличаться от ранних построек более продуманной архитектурной формой. Наряду с простыми X. дорич. ордера в 6 в. до н. э. строятся величеств. X. ионич. ордера (о. Самос, Эфес, Дидима), которые явились своеобразным выражением экономич. мощи малоазиатских полисов. И только в эпоху эллинизма удалось достичь и превзойти подобный размах строительства (например, X. Артемиды в Магнесии на р. Меандр). Этрусские X., которые строились из дерева и облицовывались терракотовыми плитами, оставили свой след в архитектурном оформлении рим. X. позднею периода Республики, в равной степени это относится и к греко-эллинистич. постройкам. Рим. X. из мрамора впервые стали появляться во времена Римской империи как архитектурные творения в высшей степени репрезентативного характера и являлись воплощением власти господствующего класса. Со временем все ботаче становится декоративный орнамент X. (например, X. в Гелиоиоле). Типы X. На многоступенчатом цоколе (крепидома) возводился наос (собственно X.), внутри котоpoго находилась целла (внутр. помещение с изображением божества или его символикой). Наос мог иметь колоннаду, располагавшуюся между двумя стенными горцами (антами), которые образовывали пронаос (передний вестибюль). Такой X. получил назв «X. в антах». Если целла дополнялась опистодомом (задним вестибюлем) с аналогичной расстановкой колонн, то такой X. назывался «X. в двойных антах». X. с колоннадой на фасаде имел назв. «простиль» (prostylos), а X. с колоннами по торцам — «амфипростиль» (amphiprostylos). Колоннада вокруг наоса — перистасис — (peristasis) создавала своеобразный коридор между собой и X., такая постройка называлась периптер (peripteros). Диптером (dipteros) назывался X., окруж. двумя рядами колонн, а X. с настенными колоннами получил назв. «псевдодиптер» (pseudodipteros). Конструкция X. Поставл. на стилобат колонны внешнего строения поддерживают балочное перекрытие. Деревянная двускатная крыша состоит из конькового бруса и подпирающих его по бокам стропил с опорой, на которых параллельно коньку крыши лежат прогоны. Они покрыты кровельной черепицей, изготовл. из обожж. глины или мрамора, и часто украшены антефиксом на коньке и спуске кровли. На спуск кровли могла быть помещена сима с водосливными выпусками в виде фигурок, а углы конька и крыши могли быть украшены акротерием. Фронтон с венчающим карнизом также мог быть украшен рельефным изображением на мифологич. темы.
рис. Планы храмов.
Источник: Словарь античности. 1989
ХРАМ
здание, которое посвящено Богу и предназначено для молитв и проведения богослужений. Главным богослужением у православных христиан является Божественная литургия, во время которой совершается Таинство Евхаристии. Впервые Евхаристию совершил Иисус Христос с учениками во время Тайной вечери (см. Мф. 26, 26-29). Произошло это в обычном доме, поэтому первые христиане также совершали Евхаристию по домам. Сначала для этого использовали особые комнаты в жилых домах. Во время гонений на христиан храмами стали служить катакомбы. С IV в., т.е. со времени официального признания христианства, началось развитие церковного искусства, в том числе храмовой архитектуры. Для богослужений использовали базилики – здания, которые строились в Римской империи для гражданских собраний. Базиликальный тип христианских храмов остался основным в Западной Европе, а на христианском Востоке в V-VIII вв. сформировался крестово-купольный тип храмов. Принимая Православие, Русь ориентировалась на византийские образцы церковной архитектуры, но со временем в России сложилось несколько самобытных стилей храмовой архитектуры. В конце XV в. в России в связи с развитием деревянного зодчества возник шатровый тип храма. Вместо центрального купола над храмом возвышается остроконечный, чаще всего восьмигранный, шатер с главкой.
В поздних формах этого типа само здание храма имеет вид огромного конуса, напоминающего башню. Известны как деревянные (Успенская церковь в г. Kондопоге, Kарелия), так и каменные храмы этого типа (церковь Вознесения в Kоломенском в Москве). Kроме базиликальных и крестовокупольных в древности возводились православные храмы круглой (символ вечности) и восьмигранной (как знак восьмиугольной вифлеемской звезды) формы.
На внешний вид храма влияет также наличие приделов – дополнительных алтарей внутри основной постройки, которые имеют, по сути, значение дополнительных храмов в одном церковном здании. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на большое количество людей. Иногда они проектируются сразу, иногда «приделываются» позже в связи с перестройкой храма.
Начиная с XV-XVII вв. в России стали возводить двухэтажные храмы. При такой планировке в одном здании расположены две церкви – одна может быть зимней, другая – летней. Теплая церковь находится, как правило, в нижнем ярусе (храм Рождества Христова в с. Бородино Московской области). Ярусы таких церквей соединяются лестницей – внутренней или внешней (храм Благовещения Богородицы в Петровском парке в Москве; Никольская церковь в с. Никольское.
От двухэтажных храмов следует отличать надвратные церкви. Обычно они встречаются в монастырях (например, Преображенский храм Kирилло-Белозерского монастыря). Надвратный храм ставится вторым ярусом над входными воротами монастыря. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусские названия куполов – «маковица», «лоб». Часто церковные купола называют «главами». В древних храмах барабаны были широкими и приземистыми, в некоторых поздних постройках они узкие и вытянутые. Бывают ложные барабаны с куполами, в которых даже устраиваются ложные окна. Такие барабаны внутри храма незаметны: молящийся видит над собой только своды.
Для русских православных церквей традиционно пятиглавие (центральный купол выше остальных четырех). Реже встречается другое количество куполов – 2, 3 (обычно ставятся в один ряд), 7, 9, 13 и 25. Многоглавие свойственно архитектуре конца XVII-XVIII вв., склонной к декоративности. Так, Преображенская церковь на о. Kижи (1714 г.) имеет 22 главы. Kоличество куполов означает: 2 – два естества Христа (Божественное и человеческое); 3 – Пресвятая Троица; 5 – Христос и четыре евангелиста; 7 – семь церковных Таинств, семь Вселенских Соборов; 9 – девять ангельских чинов; 13 – Христос и двенадцать апостолов; 25 – (на Десятинной Церкви, построенной на могиле первых русских мучеников Федора и Иоанна) Христос и 24 апокалиптических старца. Если же 25 куполов встречаются на Богородичном храме, тогда они знаменуют собой в сумме «похвалу Пресвятой Богородице» – число кондаков и икосов в акафисте Богородице. Помимо символики на количество куполов может влиять количество алтарей (в храмах с приделами). При определении количества куполов не учитываются декоративные главки, которые иногда ставят над главным алтарем храма, над его приделами или крыльцом.
Kупол православного храма обязательно увенчивается крестом. Перед водружением креста его обязательно освящают, совершая особую церковную службу. Накупольный крест, как правило, имеет восьмиконечную форму. В России распространены также и четырехконечные накупольные кресты.
Внизу креста иногда помещается полумесяц. Полумесяц под крестом имеет множество толкований, наиболее распространенными среди них являются: якорь – символ спасения и надежды; церковный корабль, кормчий которого – Христос.
Храм делится на три части: алтарь, среднюю часть и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами. В архиерейских кафедральных соборах в середине храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ХРАМ
культовое здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Здание, в котором происходило христианское богослужение, называлось церковью (греч. kiriake – Божий дом). В отличие от античных храмов, являвшихся местом пребывания божества, христианский храм предназначался для общины верующих, приобщавшихся к миру духовному, божественному. Поэтому византийские зодчие уделяли больше внимания не фасаду, а внутреннему пространству церкви, сделав его вместительным и удобным как для священнослужителей, так и для паствы. В восточной части храма, которая ассоциировалась с центром Земли и Иерусалимом, где на Голгофе был распят Христос и откуда он должен был прийти, чтобы судить людей, находился алтарь. В западной части, у входа в храм, была расположена крещальня – символ приобщения к христианству. С IV в. стали воздвигаться мартирии, имевшие центрическую форму и крестообразный план, и базилики (см. базилика) нередко на месте старых античных храмов, колонны которых использовались для членения здания на продольные нефы. Колонны разной высоты и толщины уравнивали с помощью баз (подножие, основание колонны) и импостов (в византийской архитектуре – каменная подушка между капителью и пятой арки). С появлением арки на колоннах возникла так называемая «кубоватая» капитель – сочетание куба и шара, – скошенная со всех сторон. В отличие от античной византийские колонны не имели каннелюр. К восточной стене храма пристраивалась полукруглая, прямоугольная или граненая апсида, в которой помещался алтарь, к западной стене примыкал атриум. Поперечный трансепт, пересекавший продольные нефы, придавал плану форму креста – главного символа христианства. Часто трехнефные или пятинефные базилики имели три апсиды. В южной апсиде обычно располагался диаконник – помещение, в котором хранились иконы, облачения и другие предметы, необходимые для богослужения. В северной апсиде находился жертвенник – помещение, где хранились предметы для подготовки и освящения святых даров (см. базилика Константина I в Вифлееме, базилика Иоанна Предтечи Студийского монастыря). В V в. сирийские архитекторы видоизменили план базилики, приблизив его к квадрату с вытянутым вширь помещением главного нефа, небольшим числом колонн и куполом на квадратном основании. По сторонам широкой входной арки (чаще всего на южном фасаде) были расположены две угловые башни, над аркой – лоджия с колоннами (см. церковь Симеона Столпника, базилика КальбЛузе). Сирийские храмы, сооруженные из крупных тесаных блоков белого камня, не имели атриума. Подобный тип здания с куполом, возведенным с помощью угловых ниш (тромпов), восходил к иранским дворцовым сооружениям Фирузабада (III в.). Он лег в основу квадратного в плане крестовокупольного храма, утвердившегося в восточных провинциях Византии. Византийские зодчие VI в. Исидор из Милета и Анфимий из Тралл соединили базилику с центрическим храмом, создав купольную базилику, символизировавшую мироздание. Ее центром стал купол, венчавший здание и воплощавший идею духовного единения с творцом (см. церковь св. Ирины, церковь св. мучеников Сергия и Вакха). Высшим достижением этих зодчих явилось сооружение храма св. Софии (см. храм св. Софии). Новый тип крестовокупольного храма с квадратной вимой, подкупольным пространством, где совершалось богослужение, жертвенником (помещение северной апсиды, где хранились предметы для освещения святых даров) и диаконником (помещение в южной апсиде для икон, облачения и других предметов) по сторонам алтаря, с которым они были соединены проходами, получили распространение в Константинополе, в греческих и восточных провинциях (Эфесе, Никее). В конце VI – начале VII вв. окончательно оформилась система символического толкования различных частей внутреннего пространства храма. Он уподоблялся космосу и делился сверху вниз на три зоны в соответствии с иерархическим строением мироздания и с образом тех мест, которые были связаны с земной историей Христа. В куполе – символе неба – изображался ХристосПантократор, реже – сцена «Вознесение» или «Сошествие св. Духа на апостолов». На стенах барабана, также символизировавшего небо, и на парусах размещались архангелы, ангелы, праотцы, ветхозаветные пророки и евангелисты, описавшие земную жизнь Спасителя, между окнами барабана – апостолы как распространители того света, который заключает в себе слово Христово. В верхней части апсиды, символического изображения пещеры – места рождения Христа, – помещалась фигура Богоматери, олицетворявшей «предстояние» земной церкви. На стенах храма изображались сцены, написанные на сюжеты священной истории (праздники: «Рождение Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Рождество Христово» и др.) и земной жизни Иисуса Христа. В нижней части стены находились изображения канонизированных святых, постигших божью «благодать», на столбахустоях – мучеников, пострадавших за христианскую веру. К IX в. крестовокупольный тип храма утвердился по всей империи, но со своими местными особенностями в каждой провинции. Масштабы церквей уменьшились, однако усилилась их устремленность ввысь. Части здания, примыкавшие к подкупольному пространству (средокрестью), образовали четыре рукава креста, перекрытые цилиндрическими сводами. Барабан купола стал более высоким, увеличилось число его граней. Входные проемы и удлиненные окна, нередко тройные, отличались более сложным обрамлением, что придавало зданию как бы пирамидальный характер. Этому способствовал и новый вариант кирпичной кладки («утопленный» ряд кирпичей: каждый второй ряд отступал от поверхности стены) с увеличившимися интервалами между рядами кирпича и широкими, более светлыми полосами раствора (Аттикджами, церковь монастыря Липса, надгробная церковь Романа Лакапина в Константинополе, церковь Богоматери Панагии в Фессалонике и др.). Зодчие палеологовской эпохи (1261 – 1453) усложнили план крестовокупольного храма: они увеличили и повысили подкупольное пространство за счет расширения купола на высоком барабане и сужения боковых частей храма; выработали новую систему каркаса, в основе которого было 16 столбовустоев, выступавших на фасаде в виде лопаток; увеличили количество оконных проемов (тройных, трехчастных), что придавало стенам ажурность, создавало впечатление перспективы и усиливало контрасты света и тени; умножили число граней барабана и апсид, сделав их более вытянутыми; использовали новые декоративные средства в украшении фасадов – цвет и узорчатую кирпичную кладку, в которой ряды красного кирпича чередовались с рядами белого камня или каменные блоки разделялись кирпичами; внесли вклад в разработку проблемы связи храма с окружающей средой (южная церковь монастыря Липса, церковь Богоматери Паммакаристы в Константинополе, церкви св. Феклы и Богоматери Панагии Мухлиотиссы во Влахернском дворце, церковь св. Апостолов в Фессалонике, церковь Периблентос в Мистре, церквиусыпальницы, построенные феодальной знатью в XIII – XIV вв. и др.). Церкви в Фокиде и в Аттике (Греция) испытали западноевропейское влияние. Их купола, охватывавшие весь наос и опиравшиеся на восемь устоев, образовывали восьмигранник. Ширина тромпов, служивших переходом к барабану купола, равнялась ширине ветвей креста, что придавало равновесие и гармоничность интерьеру. Однако процесс формирования нового стиля в храмовой архитектуре был насильственно прерван турецким завоеванием, но многие традиции византийского церковного зодчества продолжали использоваться в балканских странах и в Древней Руси.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
Храм
строение своеобразной архитектуры, предназначенное для общественных богослужений и молитв. Каждый храм освящается архиереем и имеет алтарь с престолом. Внутри он состоит из трех основных частей: притвора, средней части и алтаря. В последнем, помимо престола, находится жертвенник. Алтарь отделен от средней части храма иконостасом.
В средней части храма перед иконостасом расположена солея с клиросами и амвоном. В кафедральном соборе или храме в центре имеются архиерейская кафедра и архиерейский амвон. Крупные храмы имеют колокольни, а более мелкие – звонницы с колоколами. Крышу венчает купол с крестом. Храм освящают в честь какоголибо праздника (Рождество Христово и др.), в честь Божьей Матери, событий из Ее жизни (Успение) и Ее икон (Утоли моя печали), а также в честь святых (Серафим Саровский, Иоанн Богослов) или Господа Бога (Троицкий или Спасский храм). При этом сам праздник либо день памяти святого становится престольным или храмовым праздником.
Что касается поведения молящихся, еще на пути к храму верующий должен прочесть молитву, начинающуюся словами: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». Вместо нее также можно читать псалмы 50 или 90, тропарь или кондак дня. Кроме того, можно вспоминать события, которые Церковь празднует в этот день. В храм нужно входить с благоговением и тихо: разговоры, шум и смех оскорбляют святость храма и величие присутствующего в нем Бога. Войдя в храм, нужно остановиться в притворе и сотворить три поклона со следующими молитвами: «Боже, милостив буди мне, грешному», «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя» и «Создавый мя, Господи, прости мя». После каждой молитвы положен поклон. Поклоны (поясные) положены и на следующих молитвословиях: «Кресту Твоему покланямся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
«Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем»; «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь»; «Господи помилуй! [трижды] Благослови»; «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». После входа в храм нужно поклониться на две стороны прежде пришедшим людям и сотворить три поклона (поясных) с Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», после чего сосредоточить внимание на богослужении. Мужчины в храме обычно встают с правой стороны, а женщины – с левой. После отпуста положено читать то же самое, что и при входе в храм, с такими же поклонами. Сама церковная служба совершается со многими малыми и великими поклонами. Поклоны нужно совершать с внешним благообразием и внутренним благоговением, не торопясь и, по возможности, одновременно с другими молящимися. Перед тем как поклониться, нужно перекреститься. При малом поклоне нужно нагнуться так, чтобы рукой можно было достать до пола, а при великом поклоне нужно преклонить колена с тем, чтобы достать до земли головой. Крестное знамение нужно изображать правильно, не спеша, соединив вместе указательный, большой и средний пальцы, а безымянный и мизинец согнуть и прижать к ладони. Первые три пальца складывают вместе в ознаменование того, что Бог наш есть Святая Троица, а оставшиеся два пальца в ознаменование того, что Господь наш Иисус Христос – Бог и Человек. Сложенной для крестного знамения правой рукой нужно сначала прикоснуться ко лбу, чтобы Господь просветил наш ум, затем на живот, чтобы Он укротил воюющую плоть, после чего на правое и левое плечо – для освящения наших дел. Крестные знамения и поклоны нужно совершать по окончании молитвенных прошений, а не во время или перед ними. Перед началом богослужения следует трижды поклониться в пояс. После этого на службе нужно полагать тройные поклоны на всяком «Придите, поклонимся», на «Святый Боже», на тройном «Аллилуйя» и на «Буди имя Господне.», которое также поется три раза. Однако на тройном «Аллилуйя» во время чтения шестопсалмия полагаются не поклоны, а только крестные знамения. Тройные поклоны с крестными знамениями положены также на «Сподоби, Господи». На каждой ектенье нужно внимательно слушать прошения и вознося молитвы к Богу, осенять себя крестным знамением с поклоном. При пении или чтении тропарей и стихир поклоны положены только в том случае, если текст молитвословий к этому побуждает словами «поклонимся», «припадем», «молимся». После «Честнейшую Херувим.» и перед «Именем Господним благослови, отче.» полагается поясной поклон. По «Достойно.» и во время пения «Честнейшую херувим.» перед девятой песнью канона положен поклон дню, а после слов «Хвалим, благословим» – поясной поклон. Перед чтением Евангелия и после него положено по одному поясному поклону, то же самое – на полиелее после величания. В начале пения «Верую.», при произнесении «Силою Честнаго и Животварящаго Креста.» и чтении паримий нужно осенить себя крестом без поклона. Когда священник произносит «Мир всем.» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами» хор отвечает «И со духом твоим.». В это время нужно поклониться в пояс в направлении алтаря, не осеняя себя крестным знамением. Поклон без крестного знамения положен также при всяком благословении священника и при отпусте, если тот совершается без креста. После возглашения «Главы ваша Господеви приклоните.» нужно опустить голову и стоять так до окончания молитвы: в такой момент священник молится обо всех приклонивших главу. Когда священник осеняет народ крестом, образом, Евангелием или Святой чашей, нужно перекреститься, наклонив голову. А если осеняют дикирием и трикирием, кадят или благословляют рукой, креститься не нужно, достаточно только поклониться. Так следует отличать поклонение святыне от преклонения пред людьми. При личном благословении священника мирянин должен сложить ладони крестообразно, правую на левую и приняв в них руку священника, поцеловать ее, но перед этим не креститься. При лобызании креста, Евангелия, иконы или мощей нужно подходить к святыням в порядке очереди, не спеша и не толкая друг друга, класть два поклона с крестными знамениями перед целованием святыни и один после. Также прикладываясь к образам Божьей Матери или Спасителя, не следует целовать их в лики. Патриарший чиновник XVII века указывал, что прикладываясь к иконе Спасителя, нужно целовать Его в ножку или ручку (при поясном изображении). Божью Матерь и святых целуют в ручку, а образ Усекновения главы Иоанна Предтечи и Убрус (нерукотворный образ Спаса) – в косы волос. В некоторых случаях на чтимых иконах изображают несколько святых, однако целовать образ положено только один раз, чтобы при большом стечении народа не задерживать других и не нарушать этим благочиния в храме. От Пасхи до Троицы, от Рождества до Крещения Господня и во все Господские праздники земные поклоны в храмах отменяются. Приступая к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых, нужно поклониться до земли, сложить руки крестообразно на груди и с благоговением подойти к Святой чаше. Затем нужно громко назвать свое имя, принять Святые дары и, облобызав чашу, отойти в сторону. До принятия теплоты нельзя разговаривать, осенять себя крестным знамением или творить поклоны. В день причащения причастникам не положено до самого вечера творить земные поклоны. После литургии тем, кто не причащался, раздают антидор, чтобы они вкусили освященного хлеба. Антидор и освященные просфоры можно вкушать только натощак. Расходиться из храма после службы нужно в благоговейном молчании, благодаря Господа в молитве за то, что сподобил нас присутствовать в храме. «По отпущению же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец», – гласит церковный Устав. Приходя в храм Божий, нужно постоянно помнить о том, что мы пришли туда, где присутствуют ангелы, святые, Божья Матерь и Сам Господь Бог: «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним». Поэтому, входя в храм Божий, нужно помнить слова святого первоверховного апостола Павла: «.стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (Второе послание к Солунянам, 2, 15).
Все сказанное выше освящено веками, однако в наши дни вопрос о поведении в храме стоит особенно остро. Например, можно прочесть рекомендацию святого отца, касающуюся внешнего вида и даже состояния прихожанина. Кроме того, в храм не рекомендуют приходить в состоянии опьянения, с собаками (нечистое животное, после которого храм придется заново освящать) и т. п. Особого внимания заслуживает и внешний вид женщины. Дело в том, что брюки и джинсы в наши дни стали обыденной женской одеждой. Церковь же запрещает им носить все, что она считает мужской одеждой. Святые отцы рекомендуют вспомнить о том, что в общественном месте не всегда удобно появляться в шортах или джинсах с кроссовками. Данная одежда хороша для отдыха, дискотеки и пр. В храм же лучше пойти в более скромной одежде (в юбке или платье) и не забыть взять с собой платок: ведь женщина должна находиться в храме с покрытой головой, а мужчина, напротив, должен снять головной убор.
Источник: Православная энциклопедия.
храм
центральное и единственное место поклонения израильского народа своему Богу, дом имени Господа (3Ц 5.5), построенный по завещанию и чертежам Давида его сыном Соломоном в Иерусалиме на горе Мориа (2Пар 3.1), затем возобновленный Зоровавелем и перестроенный Иродом (см. ниже). Храм заменил скинию (см.), когда израильский народ после сорокалетнего хождения по пустыням обосновался на Ханаанской земле.
Храмом в Писании называется и скиния, явившаяся его прообразом (1Ц 1.9; 3.3; Пс 5.8; 26.4; 137.2), а также дела и сами тела отдельных верующих (1Кор 3.16-17; 6.19) и Сам Господь Бог и Агнец Его (От 21.22; в этом же смысле нужно понимать и другие упоминания храма в книге Откровение).
В отношении Иерусалимского храма этим словом называется как только одна средняя часть здания (3Ц 6.5,17,22; 2Пар 3.13) и все здание целиком (3Ц 6.10 и др.), так и весь комплекс построек вместе со всеми дворами и портиками. Ибо, когда говорится, что Господь учил в храме (Лк 19.45,47), то имеются в виду только дворы (возможно, только внешний), ибо, не будучи из колена Левиина и священником, Спаситель определенно не входил во внутренний двор и в само здание храма (также см. Лк 2.27,37; 18.10; Деян 3.1; 5.20,25; 21.26-30; 22.17; 24.18; 26.21). В связи с этим следует заметить, что все изображения храма, похожие на православные церкви или католические соборы, в которых стоят молящиеся, совершенно неверные, ибо внутрь здания (по размерам очень небольшого и темного-см. ниже) никто кроме священников не имел права входить. Все молились на одном из внешних дворов.
Храм во многих местах называется также домом Божиим и домом Господним.
1. Храм Соломона.
Первый храм, построенный в Иерусалиме, был очень красив и богат. На земле не было другого такого прекрасного сооружения. Он был по сравнению с другими местами поклонения различным божествам как солнце по сравнению с мелкими звездами. Глядя на второй храм во время его сооружения, старики, видевшие первый храм, плакали (Езд 3.12).
На храм было израсходовано (по 1Пар 22.14; 29.4,7): 3888,03т золота, 36612т серебра, много больше 648т меди и более 3600т железа (см. 3Ц 7.47; 1Пар 22.14; железо). Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней-см. 1Пар 29.1,8, и др. материалов) и по древним и по современным оценкам неслыханно велика. Для сравнения можем напомнить, что плата солдата и поденного рабочего в 1 в. равнялась примерно 1 кг серебра в год (см. деньги). (См. также Соломон)
Конструктивные детали первого храма (центрального здания) описаны в 3Ц 6; 7.15-51; 2Пар 3.1-5.1. Он был длиною 35м шириною 10м и состоял из трех частей: притвора-глубиной 5м, средней части-глубиной 20м и дальней части (Святого-святых, давира)-глубиной и высотой 10м. Высота средней части была равна 15м. Такой же высоты, по-видимому, был и притвор (по 2Пар 3.4-60м).
Высота двух медных колонн, поддерживавших верхнюю часть притвора, была равна 9м (3Ц 7.15; 4Ц 25.17; Иер 52.21) или 17,5м (2Пар 3.15, но, может быть, здесь указана длина двух колонн). Если последняя цифра точнее предыдущей, то притвор был выше средней части здания храма и общий вид его был ступенчатый. Диаметр колонн равнялся двум метрам.
С трех сторон храм охватывала пристройка в три этажа общей высотой 7,5м. Слева от входа в храм (с южной стороны) на второй этаж этой пристройки вела круглая лестница.
Каменные стены храма внутри и снаружи были выложены досками (3Ц 6.9,15).
На верху средней части были сделаны несквозные (декоративные) окна (3Ц 6.4).
Храм внутри освещался только собственными светильниками. Через входную дверь в него могли проникать только лучи восходящего солнца. Давир за завесой как и в скинии был всегда темным.
Перед Святым-святых (самым дальним отделением) был установлен постоянный курильный жертвенник (3Ц 6.22). Все поверхности стен, потолка и пола храма были сплошь выложены золотом. Также был выложен золотом и притвор (и его верхняя часть-«горницы») (2Пар 3.4,9). Толщина этого покрытия в давире была 0,2мм (2,9г золота на кв. см.) (2Пар 3.8). Храм внутри и снаружи украшали резные изображения (3Ц 6.29) и драгоценные камни (2Пар 3.6).
Непосредственно к храму прилегал «священнический двор», а вокруг него был «большой двор» (2Пар 4.9), который был обнесен стеной. Внутренний двор, по-видимому, не был обнесен стеной, но был выше внешнего (3Ц 6.36; Иер 36.10).
В Библии упоминаются следующие ворота (см.) в ограде храма или в сопряженных с ним городских стенах, положение которых в большинстве случаев теперь определить невозможно:
- верхние (возможно, выходящие на север) (4Ц 15.35; 2Пар 23.20; 27.3; Иер 20.2; Иез 9.2) (в 4Ц 11.6 названы Сур, а во 2Пар 23.5-Иесод),
- внутренние (Иез 8.3,14) (возможно, предыдущие),
- восточные (Неем 3.29; Иез 8.16; 10.19; 11.1; 43.1; 46.1) (в 1Пар 9.18 названы царские, а в Иер 17.19-сынов народа),
- Гаммифкад (Неем 3.31),
- жертвенника (Иез 8.5),
- новые (Иер 26.10; 36.10) (возможно, верхние),
- северные (Иер 8.14) (возможно, верхние),
- третий вход (Иер 38.14),
- Шаллехет (1Пар 26.16).
Перед входом в храм был установлен жертвенник всесожжений высотой 5м и 10м х 10м в плане (2Пар 4.1).
Храм строился 7,5 лет (3Ц 6.1,38) и был освящен около 962 г. до РХ.
Этот великолепный храм уже при сыне Соломона был ограблен египетским царем Сусакимом (3Ц 14.26), а остальные его сокровища царь Аса сам отдал сирийцам (3Ц 15.18). Позже храм был восстановлен, но израильский царь Иоас снова его почти полностью ограбил (4Ц 14.14). Затем его очистил иудейский царь Ахаз (4Ц 16.8), а за ним-Езекия (4Ц 18.15-16). Манассия окончательно осквернил храм (4Ц 21.5,7,11). И вот пришел суд. Навуходоносор при первом своем приходе забрал все имевшиеся тогда сокровища храма (4Ц 24.13), а при втором (в 586 г. до РХ)-полностью разрушил его и сжег (4Ц 25.9). После этого, как видно из Иер 41.5 богослужение, по-видимому, было на некоторое время учреждено в Массифе (см. Массифа,в).
2. Храм Зоровавеля.
В 536 г. до РХ персидский царь Кир разрешил евреям, плененным Навуходоносором, вернуться в Иудею и восстановить свой храм (Езд 1.1-3). Зоровавель, возглавивший вышедших из плена, по возвращении в Иерусалим восстановил жертвенник (Езд 3.2), а затем приступил и к восстановлению храма (Езд 3.8). Однако, работы эти вскоре остановились (Езд 4.21), но, возможно, не полностью (Езд 5.16). Они возобновились только при Дарии Гистаспе (см. Персия) в 520 г. до РХ и были завершены через четыре года, то есть в 516 г. до РХ (Езд 6.15).
По повелению Кира храм мог быть размерами 30м высоты и 30м в ширину (по-видимому, в любом направлении) (Езд 6.3), но не известно, каким он был построен на самом деле. Известно только, что он выглядел весьма незначительным по сравнению с первым храмом (Агг 2.3). В Мишне-одной из частей Талмуда сказано, что, поскольку ковчега не было в этом храме, в нем не было и Самого Бога.
Но через пророка Аггея было предсказано, что слава этого храма будет больше славы первого (Агг 2.9). И действительно, несмотря на то, что он был осквернен Антиохом Епифаном в 167 г. до РХ (см. обновления праздник), а затем почти полностью перестроен Иродом (см. ниже), в этом храме (Иерусалимском храме) проповедовал и учил Господь Иисус Христос.
После освобождения из вавилонского плена много евреев осело также в Египте, где они в царствование Птоломея 7 (181-146 гг. до РХ) построили себе храм по образцу Соломонова в городе Леонтополе, который существовал не менее трех столетий и в котором регулярно проводились богослужения.
3. Храм Ирода.
Ирод Великий (см. Ирод,а) на восемнадцатом году своего правления (то есть в 20 г. до РХ) начал перестройку храма. Многочисленные и довольно подробные сведения об этом имеются у И.Флавия, в Талмуде и других источниках.
Поскольку евреи не согласились целиком снести храм Зоровавеля, чтобы построить новый, задуманный Иродом, он удалялся частями и заменялся новым. Строительство это не было полностью закончено ко времени Христа (Ин 2.20), но завершилось только в 64 г., всего за шесть лет до полного разрушения храма.
По конструкции и внешнему виду храм был великолепен (Мк 13.1). Его дворы были устроены террасами и здание храма стояло на самой верхней из них. Оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит. Его высота достигала 50м, примерно такими же были и боковые размеры (с пристройками). Здание храма внутри и снаружи было выложено золотом и драгоценными камнями. Но Святое-Святых как и во втором храме было пусто. Зато над входом в храм была укреплена огромная виноградная лоза из чистого золота с кистями в человеческий рост. Храм окружали несколько дворов: священников, израильтян, женщин и язычников. Этот последний окружали великолепные портики (колоннады). Самый прекрасный из портиков-царский (на юге) состоял из пяти рядов колонн и был длиной 250м. Восточный (или Соломонов) портик возвышался над глубокой Кедронской долиной и их угол, по-видимому, назван в Мф 4.5 «крыло храма».
Главными из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота. Они были покрыты медью и потому иногда назывались Красные (Деян 3.2,10).
Все дворы разделялись стенами. Между двором язычников и другими дворами была особо высокая стена, за которую фанатичные евреи под страхом смертной казни никого из не евреев не пускали (Деян 21.27-29, ср. Еф 2.14).
Поскольку храм со всеми его дворами занимал значительное пространство, равное нынешней площади Харам, через него, сокращая путь, люди иногда проходили из одной части города в другую. Это строго запрещалось. Не разрешалось также что-нибудь проносить через храм (Мк 11.16), ходить в грязной обуви.
Этот величественный, но без Бога и превращенный в вертеп разбойников (Мф 21.13) храм как и предсказал Господь (Лк 13.2) при взятии Иерусалима Титом был разрушен и сожжен, а его богатства вывезены в Рим. На его месте вскоре был построен храм Юпитеру, а в 691 г.-мусульманское святилище, сохранившееся доныне и известное как мечеть Омара. (См. Иерусалим)
4. Храм Иезекииля.
В Иез 40-43 описаны детали храма, который был показан пророку в видении в земле халдейской на двадцать пятом году пленения иудеев.
Этот храм-величественное и стройное сооружение, со множеством вспомогательных помещений, размещенных в строгом порядке, не воплотился ни во втором, ни в третьем храме.
По-видимому, он и не является предвидением какого-то реального храма, ибо Господь упразднил всякое храмовое служение (Ин 4.21-24). Апостол Иоанн также не видел на небе храма (От 21.22). Но, поскольку сказано, что в этом храме Господь Бог будет жить вовеки (Иез 43.7), он, по-видимому, является образом богопочитания еврейского народа на земле.
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
ХРАМ
• Templum,
называется всякое отрезанное, т. е. отделенное и очерченное место (одного корня с ?????, ???????), особенно же
a) пространство, которое авгур своим посохом (lituus) обводит по небу и земле для того, чтобы в этом кругу наблюдать за полетом птиц; точно так же называется более узкое освященное место, в котором он садился для своих ауспиций или наблюдений. При сем он смотрел или на юг, так что по левую руку имел юго-восток, юго-запад же по правую, или же на восток, имея по правую руку юго-восток, северо-восток же по левую. Знамения с левой руки считались счастливыми, с правой — предвещали несчастье, ср. Nissen, das Templum (1869).
b) Далее этим именем называется всякое место, посвященное богу и отделенное от остальной непосвященной земли, как-то: храмовый участок и наконец сам ?., ????, aedes.
Первоначальная цель X. была служить защитой от непогоды для истукана или статуи бога. Можно принять за правило, что не было истукана без X. или какой-либо другой защиты, точно так же как не было X. без истукана. Впрочем, как истукан не считался самим богом, так точно и X. не считался постоянным местопребыванием бога, хотя и верили, что он любит и особенно посещает то место, где ему поклонялись и приносили жертву. У Гомера упоминается только раз об истукане (
Il. 6, 92. 303), о X. же очень часто (
Il. 2, 549, 6, 88. 9, 405, 5, 446. 1, 39. 8, 203.
Ноm. Od. 8, 80). Из одного места
«Одиссеи» (
Ноm. Od. 6, 10) можно заключить, что в каждом городе был один или несколько X. Храмы этого древнего времени были, вероятно, весьма просты и необширны. Впоследствии, когда архитектура развилась и когда она обратилась преимущественно к сооружению X., подобно тому как пластика обратилась к изваянию статуй богов, X. строились не только просторнее и красивее, но и число их значительно увеличилось. Украшались они тем более, чем более в самой религии и культе развивалось стремление к чувственности и воплощению всего духовного в формы человеческие и осязаемые. Место, на котором строился X., выбиралось и освящалось торжественно (такое основание и освящение места под X. или X. называлось ´???????, inauguratio, dedicatio, consecratio). Само здание, посвященное богу, не только отделялось от частной земли или частных домов особенным участком (напр., рощей) или же оградой (´?????, ?????????), имевшей один только вход, но и отличалось от частных построек всей своей конструкцией и особенно своей простотой и плоской кровлей. Как жилище бога, X. первоначально состоял из одной только кельи или комнаты (cella), имевшей форму четырехугольника, в которой поставлена была статуя бога. Эту самую простую форму X. представляет нам X. на горе Оху в южной части Эвбеи (
см. Ocha, ´???,
Оха). Дальнейшее развитие этой простой формы состояло в прибавлении к ней предхрамия. Т. к. эта часть была открыта для народа и должна была внушать благоговение вступающему во внутренность святыни, то и архитектура этой части должна была быть сложнее и позаботиться о внешней, поражающей глаза, орнаментике. Оттого этой пристройке дали вид открытой колоннады и присоединили к ней разнообразные украшения. Затем, придавая все большие размеры X., стали выводить подобную колоннаду с украшениями вокруг всей святыни или того здания, в котором находилась статуя бога. Таким образом создалась внешняя форма X. При устройстве колоннад руководились простыми и естественными соображениями, вытекающими из характера и назначения X.; точно так же ясно было определено отношение между архитектонической и пластической частями. Обе части служили дополнением друг друга. Архитектура является как бы остовом, или основой, для пластики, а пластика как бы венцом архитектуры. Архитектоническая часть состояла из ряда колонн, покоившихся на общем основании, состоявшем из нескольких ступеней, и затем из архитрава, т. е. балки, лежавшей на колоннах и своей формой указывавшей на плоское покрытие предхрамия и на связь его с собственно X. (cella, ????). Над архитравом не тотчас шел карниз, а между ними оставалось пространство для пластической орнаментики. Это пространство со своими украшениями есть фриз и называлось у греков ??????? (собственно носитель изображений или фигур). Затем уже за фризом следовал карниз, главная часть которого, сильно выступающая плита, служила как бы завершением строения. Впрочем, на лицевой стороне X. и соответствующей ей задней стороне возвышался над карнизом фронтон, имевший форму плоского треугольника. Площадь этого треугольника содержала в себе самую главную скульптурную орнаментику, для которой служил как бы рамкой сильно выступающий карниз фронтона. Смотря по более простому или искусному применению этих архитектонических форм и X. были различных видов:
1. X. in antis или ??? ????????? с двумя колоннами, когда боковые стены его выступали за главный фасад или фронтон и оканчивались пилястрами (antae, ??????????), между которыми с лицевой стороны поставлены были две колонны, поддерживавшие архитрав, соединявший обе боковые стены или пилястры.
2. Prostylos, X. с колоннадой впереди, которая шла во всю ширину фасада, так что крайние колонны стояли впереди ант (antae) или краеугольных пилястров боковых стен.
3. Amphiprostylos, X. с колоннадой или простилем с обеих сторон, т. е. с передней или лицевой и задней.
4. Peripteros, X. с колоннадой со всех сторон. Кроме того, нужно заметить, что сам X. или святилище, окруженное круговой колоннадой, могло быть построено по одному из трех вышеназванных видов, так что периптер мог иметь двойной ряд колонн с передней и задней стороны (когда, напр., X. был построен по второму виду, т. е. в форме амфипростиля).
5. Pseudoperipteros (мнимый периптер), т. е. X., окруженный не настоящими колоннами, а полуколоннами, выдающимися наружу из стен X. (особенно боковых стен и задней стены).
6. Dipteros, X., окруженный со всех сторон двойной колоннадой.
7. Pseudo-Dipteros, мнимый диптер, т. е. X., окруженный одним только рядом колонн, без второго внутреннего ряда; но расстояние между колоннами и стенами X. было такое же, как в настоящем диптере. X., имевшие форму псевдопериптера и псевдодиптера, встречаются редко.
Кроме того, отличаются X. по числу колонн фасада, которое всегда было четное, т. к. в середине их был вход, и называли: tetrastylos X. с четырьмя колоннами, hexastylos с 6 колоннами, осtastylos с 8 колоннами, dekastylos с 10 колоннами, dodekastylos с 12 колоннами. Число колонн по бокам периптера было неопределенное. Часто, хотя и не постоянно, число это было одним больше двойного числа колонн фасада. Вообще же можно сказать только то, что предпочитали продолговатую форму X. и нечетное число боковых колонн. Кроме X., имевших форму продолговатого четырехугольника, были еще круглые X., разделявшиеся на два главных вида:
1. mоnopteros, без святилища (cella или ????), имевший вид ротонды, крыша которой покоилась на колоннах, расставленных кругом;
2. peripteros, со святилищем (cella), окруженным колоннадой.
В X. более значительных были следующие главные части:
1. основание, или цоколь, со ступенями, suggestus, ??????, ?????????, имевшее целью не только дать твердую опору X., но и возвысить его и отличить от остальных частных зданий. Ступеньки шли вокруг или с лицевой стороны, и притом их было нечетное число, чтобы подымающийся имел возможность правой ногой коснуться первой и последней.
2. Святилище (или X. в настоящем тесном смысле), cella, ????, ?????, ?????; иногда таких святилищ было несколько в одном здании, притом расположенных рядом, одно возле другого, как в X. Тосканского стиля, или же два (???? ????????), расположенных одно позади другого, с особенными входами с передней стороны и с задней, как это было в греческих X. Святилище, или целла, было сверху покрыто плоской крышей. Но в так называемых открытых ?. (´???????? ????,
см. Гипетральный храм) целла оставалась непокрытой, по крайней мере в середине, т. к. в подобных рамах внутри целлы устраивалась колоннада в два этажа, из которых верхний этаж был покрыт и, таким образом, отчасти служил прикрытием для целлы. Внутри целлы находилась статуя бога. Она стояла на пьедестале (??????), прямо против входных двустворчатых дверей, у задней стены целлы (?? ´????), в нише (???????), и была часто огорожена решеткой или стенкой и покрыта завесой. Статуи в древнейшие времена были глиняные, большей частью покрытые красной краской (как, напр., статуя Юпитера Капитолийского в Риме), или деревянные, позже железные или бронзовые, но чаще всего мраморные, иногда также из золота и слоновой кости (???????????????). Перед статуей бога стоял алтарь, большей частью мраморный, круглый или четырехугольный или же треугольный, разнообразно украшенный. Часто в одной целле стояло несколько истуканов и несколько алтарей. На алтарях, стоявших внутри целлы, совершались только бескровные жертвы (
см. Ara). В некоторых X., кроме целлы, было еще особенно священное отделение, ´?????? или ???????, куда могли входить одни только жрецы в определенное время; часто оно находилось под землей и в таком случае, вероятно, содержало или источник или бассейн для воды, стекавшей с крыши.
3. Предхрамие, ???????, ????????, frons, anticum, т. е. часть X. перед целлой. Впрочем, frons означало вообще лицевую сторону или фасад X., a ??????? внутреннюю часть X. перед святилищем.
4. Описфодом или постик, ????????????, posticum, т. е. часть X. позади целлы, если X. имел также в задней части вход и колоннаду. Впрочем, ???????????? называлась также просто комната позади целлы, служившая для хранения утвари и сокровищ, особенно в богатых X. (следовательно, нечто вроде ризницы).
5. Колоннада, портики, ???????, alae, portucus. Украшение портиков состояло преимущественно в скульптурной или выпуклой работе на фризах над архитравом колонн.
6. Фонтон на обеих фасадных сторонах, над колоннадой, fastigium, также trichorium по причине своей треугольной формы, ?????? или ???????, по сходству его с фигурой орла с распростертыми крыльями. Верхушка фронтона, а также оба нижние края его украшались иногда статуями, вазами или фигурами, изображавшими листья растений (каковые украшения назывались ??????????). Площадь же фронтона в древнейшие времена оставлялась пустой, без украшений, впоследствии, однако, украшалась рельефными скульптурными изображениями, относившимися или к самому божеству (в честь которого был построен X.), или к деяниям народа и города. Подробности о колоннах, разных стилях колонн, метопах и т. п.
см. под словом Columna,
Колонна,
7. Пристройки, или приделы, ??????????, только в особенных случаях, как, напр., в X. Афины Паллады в Афинах (
см. ?????????,
Эрехтейон).
Несколько иначе устроена была внутренность в так называемых открытых X. (
см. ´????????,
Гипетральный храм). Здесь, как выше было сказано, целла оставалась непокрытой; но внутри ее, параллельно с боковыми стенами, ставились два ряда колонн, часто в два этажа, причем верхний этаж, колонны которого были обыкновенно другого стиля, служил галереей. Или же стены целлы имели выступы, образуемые пилястрами, между которыми устраивались более или менее глубокие ниши. Подобное устройство встречается обыкновенно в тех X., в которых особенное внимание обращено было на роскошную обстановку. X. этого рода, которые внутри имели колоннады, Витрувий преимущественно называет гипефрами, или открытыми (aedes hypaetros). Но мы можем с большой вероятностью предположить, что в большинстве случаев все остальные греческие X. были в некотором роде гипефрами, или открытыми, т. к. они могли получать свет только через большее или меньшее отверстие в крыше (Opaion), иначе они оставались бы совершенно темными, даже если бы были отворены все двери. Во время дождя это отверстие, кажется, закрывалось отчасти или вполне коврами или же подъемной кровлей, дощатой или металлической. О праве убежища в X.
см. Asylum. Т. к. X. были неприкосновенны, то в них обыкновенно хранили деньги, особенно в X. значительных, наиболее посещаемых и находившихся в торговых центрах. Спартанцы до времен Лисандра хранили свое золото и серебро в X. Аркадии или большей частью в Дельфах. В некоторых X. накоплены были огромные сокровища (
см. ???????,
Приношения), хранившиеся в целле, постике и других частях X., иногда даже в ограде (
ср. Phocis,
Фокида, 2, 2). Этрусские X. имеют свои особенности как относительно устройства колонн, так и относительно распределения частей X. Впрочем, о них мы знаем только по описанию Витрувия (4, 7), т. к. от них не осталось никаких следов. Основная форма этрусского X. близко подходила к квадрату. Этот квадрат разделялся на две половины, из которых передняя заключала в себе предхрамие, или колоннаду, а задняя — X. в тесном смысле, или святилище. Это последнее обыкновенно состояло из трех целл (или отделений), одной более широкой посередине и двух более узких по сторонам, или же последние две целлы заменялись боковыми колоннами. Колонны были расставлены на более далеком расстоянии друг от друга, чем в греческих X., и были длиннее и тоньше. Архитрав был деревянный и не имел фриза. Вместо того над архитравом выдавались концы или шляпки поперечных балок, на которых покоился далеко выступавший карниз. Фронтон или крыша имели значительную высоту. Один из главнейших X. в этом роде был X. Капитолийский в Риме, постройка которого начата была в 600 г., а окончена только в 509 г. до Р. X. Римские X. позднейших времен представляли копию с греческих с некоторыми видоизменениями. Некоторые из сохранившихся X. имеют круглую форму и окружены снаружи перистилем или круговой колоннадой. Другие же X. получили своеобразную форму оттого, что к покрытию X. был применен свод. Свод был частью бочарный или коробовый. Важнейшие X. этого рода суть Пантеон в Риме (
см. Roma,
Рим, 18) и X. Венеры и богини Ромы, также в Риме. Другие формы сводчатых X. встречаются в позднейшие времена римской архитектуры. Об отдельных частях X. можно заметить еще следующее. Наружные стены целлы были просты и гладки и содержали немного украшений; только внизу они были снабжены карнизом, а вверху стропилами. Некоторые X. (как, напр., Парфенон) имели, кроме того, еще фриз с рельефной скульптурной работой. Внутренние же стены целлы были украшены картинами, изображавшими деяния богов и героев, которым был посвящен X. Редко встречается, чтобы в больших и известных X. не было подобной стенной живописи. Потолки X. были большей частью плоские и деревянные; особенно употребляли для этого кедровое дерево, как весьма прочное. Пол, по крайней мере, в цветущие времена архитектуры, был или мраморный, или мозаичный. Украшение портиков состояло преимущественно в рельефной скульптурной работе на фризах и фронтонах. Многие X. имели перибол (?????????), ограду, т. е. место, обнесенное стеной, назначение которой было отделить святыню от всего несвященного, окружающего ее. Эта ограда, шедшая или кругом всего X., или находившаяся только с передней части X., была украшена статуями, памятниками, алтарями. Дверь имела форму продолговатого четырехугольника и высота ее равнялась приблизительно двойной ее ширине.
Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884