ИОАНН БОГОСЛОВ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иоанн Богослов
любимейший ученик Иисуса Христа, автор одного из канонических евангелий и Апокалипсиса. См. Евангелия, Апокалипсис.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ИОАНН БОГОСЛОВ
согласно евангельской легенде, один из 12 апостолов, "любимый ученик" Иисуса Христа; ему приписывается составление Евангелия от Иоанна (см. Евангелия), Апокалипсиса и 3 посланий. Подобно Иисусу и апостолам, И. Б. - личность мифическая.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ИОАНН БОГОСЛОВ
Евангелист Иоанн — в христ. религ. представлениях любимый ученик Иисуса Христа, наряду с Петром занимающий цент. место среди двенадцати апостолов; по церк. традиции, И. Б. — автор четвертого Евангелия (Евангелие от Иоанна), трех посланий и Апокалипсиса («Откровение Иоанна Богослова»). И. Б. — сын галилейск. рыбака Заведея и жены его Саломии, одной из мироносиц, младший брат (или брат-близнец?) Иакова Старшего; он был учеником Иоанна Крестителя, присутств. при его словах об Иисусе («вот агнец божий») и после них пошел за Иисусом.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ИОАНН БОГОСЛОВ
Святой апостол и евангелист. Родился в Галилее в I в. н.э. Сын зажиточного рыбака Зеведея. Был сначала учеником Иоанна Крестителя, а затем последовал за Христом и стал одним из ближайших и любимых Его учеников. Присутствовал при всех важнейших событиях жизни Спасителя. После смерти Христа, постоянно рискуя жизнью, проповедовал в Иерусалиме и даже в Риме. Был схвачен противниками христианства и отправлен в ссылку на о. Патмос, где написал книгу о будущем церкви и мира – Апокалипсис. После освобождения из ссылки написал несколько посланий, включенных в Новый Завет, и свое Евангелие. Иоанн Богослов прожил долгую жизнь и умер уже в начале II в.н.э.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Иоанн Богослов
апостол и евангелист, любимый ученик Христа, наряду с Петром занимающий центральное место среди 12 апостолов. Церковная традиция считает И. Б. автором четвертого, последнего Евангелия, трех апостольских посланий и Апокалипсиса. Он был сыном галилейского рыбака, учеником Иоанна Крестителя и одним из первых пошел за Христом, став самым близким Его учеником, присутствовавшим при преображении Христа. Во время Тайной вечери И. Б. возлежал на груди Иисуса (Ин. 13, 23). Умирая, Христос завещал И. Б. сыновнюю заботу о Деве Марии. И. Б. был сослан на о. Патмос, где имел Откровение о конечных судьбах мира. В православной традиции И. Б. – прототип мистического богослова и духовного старца, в силу личной близости ко Христу способного воспринимать и возвещать самые глубокие тайны бытия. В таком своем качестве И. Б. порой рассматривается как апостол, наиболее родственный православнохрист. мироощущению. Память его 21 мая, 13 июля и 9 октября по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

ИОАНН БОГОСЛОВ
один из двенадцати апостолов; по церковной традиции — автор четвертого Евангелия (Евангелия от Иоанна), трех посланий и Апокалипсиса («Откровения Иоанна Богослова»). Помимо сведений, предоставляемых каноническими новозаветными книгами, христианская традиция сохранила множество преданий об Иоанне: в частности, известно, что он был в Риме, где претерпел Нероново гонение на христиан, был сослан на остров Патмос (где было составлено «Откровение»), а последние годы жизни провел в Эфесе. Именно к этому периоду предание приурочивает создание Евангелия от Иоанна — по христианской традиции самого последнего из четырех, восполнившего те пробелы, которые были обнаружены Иоанном в творениях Матфея, Марка и Луки; прежде всего, это касалось сокровенной, мистической стороны христианского учения. В соответствии с раннехристианским апокрифом «Деяния Иоанна Богослова», в византийском и древнерусском искусстве Иоанн изображается совместно со своим учеником Прохором, пишущим под его диктовку. Память празднуется дважды: 8(21) мая и 26 сентября (9 октября) — преставление.
      

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ИОАНН БОГОСЛОВ
апостол из 12-ти, евангелист (ск. ок. 105-106), согласно церковному преданию, сын Зеведея и Саломии - дочери св. Иосифа, обручника Девы Марии. Иоанн вместе со своим братом Иаковом был призван Иисусом Христом, и оба брата тут же последовали за Господом. Ап. Иоанн был особенно любим Иисусом Христом. Вместе с Иаковом и ап. Петром св. Иоанн был свидетелем Преображения Иисуса Христа. Он присутствовал и во время крестных страданий Господа. Перед своей смертью Иисус Христос поручил Иоанну заботиться о Пресвятой Богородице, Которой апостол служил вплоть до Ее Успения, не отлучаясь из Иерусалима. После Успения Матери Божией ап. Иоанн направился в малоазийский город Ефес, проповедовать в котором ему выпало по жребию. Во времена гонения имп. Нерона св. Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос в Эгейском море. Здесь вместе со своим учеником св. Прохором апостол провел несколько лет. На Патмосе Иоанном было написано "Откровение" (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира. По возвращению в Ефес св. Иоанн написал Евангелие. В Новом Завете ему также принадлежат три послания, в которых он проповедует любовь к Богу и ближним. "Апостолом любви" именует св. Церковь Иоанна Богослова. Прожив более ста лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его. Раскрыв спустя некоторое время могилу апостола, ученики не нашли его тела, таинственным образом взятого Господом. В древности на могиле св. Иоанна каждый год, 21 мая, выступал тонкий слой праха, приносивший исцеления. В память об этом чуде Церковь установила празднование в этот день.
В день весеннего празднования св. Иоанна Богослова крестьяне начинали сеять пшеницу. Перед началом этого дела пеклись особенные пироги, называемые обетными, которые главным образом назначались для неимущих и странников. С этими пирогами хозяева выходили на перекрестки дорог и усердно молились Богу, чтоб он послал им какого-либо доброго человека разделить трудовой хлеб. Если при этом попадался какой-нибудь бедняк или странник, они считали это для себя счастием и милостию Божию; в противном случае они с печалию и чуть ли не со слезами возвращались домой и верили, что на них за что-то прогневался Бог, и тогда вся семья встречала своего домохозяина с горем, и все вместе, погрустив до слез и не касаясь обетного пирога, отдавали его на съедение птицам.
Во многих местах Северо-Западной Руси день Иоанна Богослова чествовали под именем "Николина Бацки", т.е. Николина отца. Основанием такому наименованию послужило отчасти то, что за этим днем непосредственно следует день свт. Николая, отчасти, быть может, внутреннее сродство обоих угодников Божиих по делам любви к ближнему. В этих делах свт. Николай следовал учению и примеру Иоанна Богослова, как сын следует наставлениям и примеру родного отца.
Иоанн Богослов среди русского народа почитался наставником живописного иконного дела. В "Сказании о святых" ему полагалась особая молитва об изучении иконного дела. В русских прописях и азбуковниках XVII в. содержались стихи ап. Иоанну как учителю иконной живописи.
Память ап. и евангелисту Иоанну отмечается 26 сентября/9 октября, 8/21 мая и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ИОАНН БОГОСЛОВ
апостол и евангелист, названный Богословом, был сыном Галилейского рыбака Зеведея и Саломии. Зеведей обладал значительным состоянием, имел работников и пользовался уважением в иудейском обществе, имея доступ к первосвященнику. Мать Иоанна, Саломия, упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Иоанн был сначала учеником пророка Иоанна Kрестителя. Услышав его свидетельство о Христе как об Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира, он вместе с Андреем Первозванным последовал за Спасителем. Постоянным учеником Господа он стал, однако, несколько позже, после чудесного улова рыб на Геннисаретском (Галилейском) озере, когда Господь Сам призвал Иоанна вместе с братом его Иаковом. Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Господу, находясь при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так он удостоился присутствовать при воскрешении дочери Иаира (см. Мк. 5, 37), видеть преображение Господа на горе (см. Мф. 17, 1-8), слышать беседу о знамениях Его второго пришествия (см. Мк. 13, 3-37), был свидетелем Его Гефсиманской молитвы (см. Мф. 26, 37- 46). А на Тайной вечере он был так близок к Господу, что, по его собственным словам, возлежал у груди Иисуса (см. Ин. 13, 23).
По смирению, не называя себя по имени, он тем не менее, говоря о себе в Евангелии, именует себя учеником, «которого любил Иисус». Эта любовь Господа к нему сказалась и в том, что Господь, страдая на Кресте, поручил ему Свою Пречистую Матерь, сказав ему: Се, Матерь твоя (Ин. 19, 27).
Пламенно любя Господа, Иоанн был полон негодования против тех, кто враждебен Господу или чуждался Его. Поэтому он возбранял человеку, не ходившему со Христом, изгонять бесов именем Иисуса Христа (см. Мк. 9, 38) и просил у Господа позволения низвести огонь на жителей одного самарянского селения за то, что они не приняли Его, когда Он путешествовал в Иерусалим через Самарию (см. Лк. 9, 54). За это он и его брат Иаков были названы Господом «сынами грома». Чувствуя любовь Христову к себе, но еще не просвещенный благодатью Святого Духа, он решается просить себе вместе с братом Иаковом места рядом с Господом в Его грядущем Царстве, в ответ на что получает предсказание об ожидающей их обоих чаше страданий (см. Мк. 10, 35-40).
После вознесения Господня мы часто видим апостола Иоанна вместе с апостолом Петром. Наряду с ним он считается столпом Церкви и большей частью пребывает в Иерусалиме. Верный завещанию Господа, он заботился о Пречистой Деве Марии, как самый преданный сын, и только после Ее блаженного успения стал проповедовать в других странах. В проповеднической деятельности апостола Иоанна замечается та особенность, что он избрал себе одну определенную область и всю энергию своего духа направил на то, чтобы искоренить здесь язычество и утвердить святую веру. Предметом его особенных забот были семь малоазийских церквей – в Ефесе, Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии. Преимущественно же он жил в Ефесе.
При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим как единственный оставшийся в живых апостол и по приказанию этого гонителя Церкви был брошен в кипящее масло, но сила Божия сохранила его невредимым, как трех отроков в печи огненной. Тогда Домициан послал его на пустынный остров Патмос. Здесь Иоанн написал Апокалипсис, или Откровение, о судьбах Церкви и всего мира. После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Ефес. Епископы и пресвитеры Ефесской Церкви показали ему три Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком и Лукой. Одобрив эти Евангелия, апостол Иоанн, однако, счел необходимым дополнить то, что в них было пропущено и что он, как последний из оставшихся в живых очевидец, хорошо знал. Это было важно потому, что к концу I в. в христианском мире распространилось множество активных гностических сект, которые, распространяя свои лжеучения, не гнушались искажением и перетолкованием уже имеющихся Священных текстов.
В своем Евангелии апостол Иоанн изложил беседы Спасителя, сказанные Им в Иудее. Приступая к составлению Евангелия, апостол Иоанн назначил пост для Ефесской Церкви и удалился со своим учеником Прохором на гору, где и написал Евангелие, носящее его имя. Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно, по сравнению с первыми тремя, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры – о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении. Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20, 31).
Kроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг как Соборные (т.е. окружные послания). Главная мысль в его посланиях – христианам надо научиться любить: Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Kто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7-8). Kто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Kоторого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4, 20-21).
О последующей деятельности апостола Иоанна предание сохранило несколько замечательных сведений, показывающих, какой любовью было преисполнено его сердце. При посещении одной из малоазийских церквей Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу, отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался начальником шайки разбойников. Иоанн, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими и приведен к начальнику. При виде апостола юноша крайне смутился и бросился бежать от него. Иоанн устремился за ним, трогательными словами любви ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, прежде чем совершенно примирил его с Церковью. В последние годы своей жизни апостол говорил только одно наставление: «Дети, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».
Св. Иоанн Богослов скончался естественной смертью (единственный из апостолов), будучи около 105 лет, в царствование императора Траяна. Обстоятельства смерти апостола Иоанна оказались необычными и даже загадочными. По настоянию апостола Иоанна его закопали живым. На следующий день, когда раскопали могилу апостола, она оказалась пустой. Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, но останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Поводом же к возникновению такого предположения послужили слова, сказанные Спасителем незадолго до Его вознесения. На вопрос апостола Петра, что будет с апостолом Иоанном, Господь ответил: Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду (второй раз), что тебе до того? ты иди за Мною. Апостол Иоанн замечает в своем Евангелии по этому поводу: И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет (Ин. 21, 22-23). Память 8 (21) мая и 26 сентября (8 октября).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1,008.93 кб

Храм Апостола Иоанна Богослова в городе Костроме

Игумен Димитрий (Нетесин
В статье рассказывается о храме святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Читать PDF
290.08 кб

Использование Пс 2 в Откровении Иоанна Богослова

Небольсин Антон Сергеевич
Откровение Иоанна Богослова известно своим широким использованием Ветхого Завета. Это использование осуществляется не путем цитат, а путем аллюзий, степень близости которых к исходному тексту различна.
Читать PDF
2.21 мб

Проблема добра и зла в «Откровении» Иоанна Богослова

Петев Николай Иванович
В данной статье рассмотрен нравственный аспект «Откровения» Иоанна Богослова, который отражается в общей картине эсхатологического разрушения бытия.
Читать PDF
437.01 кб

«Воипостасная сущность» в богословии Иоанна Грамматика

Давыденков О.
В статье рассматриваются причины введения термина «воипостасное» в контекст христологических споров VI в.
Читать PDF
1.40 мб

Замечания о 1-м послании святого апостола Иоанна Богослова

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
1.42 мб

Символика чисел в Откровении св. Апостола Иоанна Богослова

Алексий Дикарев
Читать PDF
111.35 кб

Поучение в день памяти св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова

Венедикт Кантерс
Читать PDF
209.13 кб

Апокалипсис св. Иоанна Богослова в русской поэзии XIX-XX веков

Барышникова Ирина Юрьевна
Отображение апокалиптических мотивов в русской поэзии XIX-XX веков качественно различается в зависимости от творческой личности автора. Некоторые (И. А.
Читать PDF
277.36 кб

Слово в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Ливерий Воронов
Читать PDF
31.62 мб

Актовый день. Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Ф. Н. Амбарцумов
Читать PDF
154.75 кб

Методы интерпретации, эсхатология и структура Откровения Иоанна Богослова

Небольсин Антон Сергеевич
В статье рассматриваются основные интерпретационные подходы к Откровению Иоанна Богослова и производится их сопоставление с эсхатологией книги и ее структурой.
Читать PDF
184.51 кб

Слово на литургии в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Ливерий Воронов
Читать PDF
791.95 кб

ПРОГРАММА РОСПИСИ ХРАМА АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА г. КОСТРОМЫ

Димитрий Нетесин
Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Костромы, являясь памятником архитектуры и живописи Федерального значения, на сегодняшний день остается практически не изученным.
Читать PDF
1.32 мб

Первенство в Церкви в богословии митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа)

Шишков А. В.
В статье впервые для русскоязычной литературы осуществляется попытка анализа богословской концепции первенства в Церкви, разработанной митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) на основании собственных моделей евхаристической э
Читать PDF
16.42 мб

«Слово Иоанна Богослова об Успении Богоматери» как иконографический источник

Рыбко Елена Александровна
В настоящее время сложился значительный корпус исследований, посвященных различным апокрифам, которые стали источником иконографии византийского и древнерусского искусства.

Похожие термины:

  • Богословский, Иоанн

    главный священник армии действующей в Пруссии, при Елизавете Петр. 1758 г. {Половцов}
  • Апостол Иоанн Богослов

    Один из любимых учеников Иисуса апостол Иоанн, сын Заведеев, родился в селении Вифсаиде. Мать его Саломия была дочерью Иосифа, земного мужа девы Марии. Будучи людьми благочестивыми, родители Иоанн
  • ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА

    в Арте (XIII в.) типа «ставропистэгос» представляет собой однонефное, прямоугольное, крестовокупольное здание, но без купола. Средний неф и трансепт, пересекающиеся на месте купола, образуют в плане
  • Апокрифы о Иоанне Богослове

    Апокрифы о Иоанне Богослове. В древнерусской книжности встречается несколько А., связанных с именем Иоанна Богослова (автора четвертого Евангелия, трех посланий и «Откровения», завершающего Библ
  • Откровение Иоанна Богослова

    последняя книга Нового Завета и Библии (см.), в которой записано откровение (явление в видении) Господа Иисуса Христа Апостолу и евангелисту Иоанну, когда он был сослан за проповедь слова Божия на о
  • Иоанн, архим. Богословск. мон

    близ г. Рязани, с 1756 г.; † 4 февр. 1759 г. {Половцов}
  • Откровение св. Иоанна Богослова

    Апокалипсис, - одна из книг Нового завета, приписываемая Иоанну Богослову, автору 4-го евангелия и 3 посланий, вошедших в новозаветный канон. Откровение содержит пророчества о конце света, о борьбе м
  • Иоанникий, игум. Богословского мон

    Архангельск. еп., 1575 г. {Половцов}
  • ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ мужской монастырь

    Рязанская еп., в окрестностях Рязани, на берегу Оки при с. Окаемове. Построен на берегу р. Прони, в Михайловском у., в XIII в.; возобновлен в 1533; около 1615 перенесен в настоящее место. В соборном храме нахо
  • Откровение Иоанна Богослова - Апокалипсис

    последняя по месту и завершающая по смыслу книга Нового Завета и всей Библии, написанная апостолом Иоанном Богословом на о. Патмос. Относительно времени написания Апокалипсиса среди исследовател
  • Иоанна Богослова апостола под Вязом церковь

    (Новая площадь, дом № 12). Деревянный храм на этом месте известен с 1493 г. У его алтаря до 1775 г. рос огромный вяз, вблизи располагалось кладбище. Впервые каменный храм был построен в 1658 г. После войны 18
  • Иоанна Богослова апостола на Бронной церковь

    (Богословский переулок, дом № 4). Храм был построен в слободе царских мастеров-оружейников (бронников). Сохранились сведения, в которых датой его постройки называется 1587 год. Современное церковное
  • СУРСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ женский монастырь

    Архангельская еп., в с. Суре, Пинежского у., учрежденный в 1900 из женской общины, основанной в 1899 св. Иоанном Кронштадтским на своей родине; при монастыре школа. К нему был приписали Троицкий скит.
  • КРЫПЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ мужской монастырь

    Псковская еп., в окрестностях Пскова. Основан в XV в. прп. Саввою, мощи которого и почивали здесь. В 1911 монастырь был обращен в общежительный. Ежегодно 29 августа совершался из монастыря крестный ход в