ИСКУССТВО

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Искусство
один из элементов культуры, результат творческой деятельности человека, направленной на художественно-чувственное познание и отражение мира через призму собственной субъективности.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ИСКУССТВО
художественное творчество в целом: литература, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное, музыка и др., а также произведения И. Высокая степень умения и мастерства. В узком смысле – изобразительное И.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Искусство
(греч. techne, лат. ars). Согласно античным воззрениям, получившим наиболее ясное выражение у Аристотеля, И. (в широком смысле) «появляется. . . тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы. . .»; осмысл. и обобщ. опыт, который, по Аристотелю, является искусством в широком смысле и может быть использован в тех или иных целях. Одни И. (в этом смысле слова) служат удовлетворению материальных потребностей (все виды ремесел, медицина, агрикультура, гимнастика), а другие — для досуга (это мусич. художеств. И. — музыка, танцы, поэзия). Все И. в узком смысле основаны на подражании. Подражательными являются не только мусич., но и изобразительные И. (скульптура, живопись, графика); с некоторыми оговорками — и архитектура, тогда как сами мастера — представители изобразительных И. причислялись к ремесленникам. И., как и природа, создает из противоположностей гармонич. единство. Разница состоит в том, что природа содержит творческое начало в себе самой, а в создании произведений И. непосредств. источником содержания и формообразования является художник. Чтобы быть таковым, он должен знать эстетич. законы, владеть художеств, средствами и технич. приемами, а также (в меньшей степени) фантазией. Художеств, творчество — это по преимуществу творческая деятельность в соответствии с традиционными правилами. Поскольку И. является не самоцелью, но средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет в обществе просветительскую и воспитательную функцию.

Источник: Словарь античности. 1989

ИСКУССТВО
1) особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; 2) составная часть духовной культу-ры человечества, специфический род духовного освоения действительности и воспроизведения образносимволического содержания; 3) совокупность различных видов художественного творчества — литературы, архитектуры, скульптуры, живописи, графики, музыки, танца, театра, кино и др.
Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон че-ловеческой жизни. Оно сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира, но во всех случаях оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей. Образность в искусстве достигается не простым копированием нату-
 ры. Образ — это такое воспроизведение единичного явления, которое содержит в себе обобщение, то есть выражение общих черт многих подобных явлений. Благодаря этому искусство способно отразить любые доступные восприятию и интересные для людей явления окружающего мира, всегда создавая их соотносительно с человеком. Круг явлений реальной действительности, который отражает художник, принято называть темой произведения. Тема обычно раскрыва-ется в определенном сюжете, действии. Внутренний смысл изображения называется идеей. Эмоционально выраженное отношение художника к изображаемо-му — оценкой. Тема, идея и оценка в своей совокупности составляют содержание художественного произведения. Это содержание воплощается в материально-предметной, чувственно воспринимаемой форме, которая создается посредством материалов и приемов, специфических для каждого вида искусства. Художественная форма в искусстве представляет собой слож-ную структуру произведения, создаваемую посредством особого изобразительновыразительного языка, выра-жающего его образное содержание.
Искусство существует как система отдельных его ви-дов. В настоящее время существуют следующие виды художественного творчества: архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись, графика, художественная фотография, литература, музыка, хорео-графия, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Каждый из этих видов обладает своими особенностями, хотя границы между отдельными видами искусства не абсолют-ны, чаще всего они переплетены между собой или сочетаются различным образом, поскольку воплощают общие законы художественной деятельности. Назначение искусства заключается в стремлении к целостному восприятию мира, в формировании целостной личности, в обеспечении целостности культуры, через преемственность жизненного опыта человечества.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ИСКУССТВО
первые памятники искусства, обнаруженные на территории России - фигурки людей и животных из глины, дерева и рога, различные образцы гравировки на кости и камне, - восходят к верхнему палеолиту. К эпохе мезолита и неолита (к 6-2 тыс. до н. э.) относится расписная керамика Приднепровья.
При раскопках древних скифских курганов (VII-III вв. до н. э.) обнаружено своеобразное прикладное искусство скифов (частью которых в то время являлись и восточнославянские племена). Многие скифские вещи из металла и кости были выполнены в т.н. "зверином стиле". Стилизованные изображения животных или их частей, сцены борьбы животных, характерные для искусства скифов, имели не только декоративное, но и культовое значение, используясь в языческих ритуалах. Собственно русское искусство уходит в глубину 1-го тысячелетия, развиваясь параллельно с первыми зачатками русской письменности (см.: Книга). С древнейших еще ангских времен (III-VII вв. н. э.) до наших дней дошли найденные в археологических раскопках остатки высокоразвитого гончарства, ювелирного ремесла, изделия из камня и кости. По сообщениям древних писателей Прокопия, Иордана, Менандра и др., славянские языческие храмы были украшены богатыми орнаментами, а идолы богов (из дерева, камня и даже металла) являли собой произведения искусства. Представление об этом дает художественно выполненный т.н. Збручский идол (V в.), представляющий собой четырехгранный столб из серого известняка (высота 2,67 м) с тремя ярусами искусно сделанных рельефов разных языческих богов. Скульптура эта была найдена в р. Збруч рядом с небольшим селением. Можно представить, какие скульптурные изображения и рельефы создавались в столице Руси и больших городах. Расцвет антского государства в эпоху царя Божа (VI-VII вв.), упоминаемого в "Слове о полку Игоревен, можно, по-видимому, считать и временем расцвета антского (восточнославянского) искусства.
К моменту принятия христианства древнерусское искусство уже имело свои устоявшиеся приемы и традиции. Поклонение силам добра и света в мировоззрении восточных славян после Крещения Руси усилило духовные начала христианства, создав условия для развития могучего жизнеутверждающего искусства. На месте порушенных языческих капищ и сброшенных идолов строятся православные храмы, до сих пор поражающие своей гармонией и совершенством.
Мрачные, тяжелые образцы византийского храмоздательства на Руси приобретают новое содержание и пропорции. Бог - добро, смысл жизни - служение Богу, добротолюбие. Все лучшее должно быть отдано Богу. В отличие от многих других стран, где цари и вельможи прежде всего строили гигантские дворцы для себя, русские князья сооружают храмы для Бога. Светские, мирские постройки создавались хоть и не без изящества и искусства, вплоть до XVII в. представляли собой бревенчатые срубы (клети). Богатство и знатность различались между собой по количеству объединенных между собой срубов. Таким, например, был даже уже в XVII в. дворец царя Алексея Михайловича.
Искусство Древней Руси впитало в себя культурные традиции славянской древности, своеобразно перевоплотило влияние Византии, изысканно облагородив его. Для древнерусских храмов, в которых использовался византийский тип крестово-купольного здания, характерна ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции, гармоничная уравновешенность пространства и массы. В первые два века после принятия христианства русские зодчие построили храмы, до сих пор непревзойденные по своему совершенству. Мировыми образцами духовного зодчества стали такие древнерусские памятники, как Софийский собор в Киеве (1037) и Софийский собор в Новгороде (1045-50). В XII-XIII вв. сложились самобытные архитектурные школы в Новгороде, Пскове, Владимире, Галиче, Полоцке и др. городах и княжествах. Среди значительнейших произведений этого периода: отмеченные пластической мощью и лаконизмом объемов новгородские соборы н. XII в. - Николо-Дворищенский, Георгиевский Юрьева монастыря, собор Антониева монастыря; более изысканные по пропорциям, стройные, украшенные богатым архитектурным и рельефным декором сооружения владимиро-суздальской школы 2-й пол. XII в. - Дмитриевский и Успенский соборы Владимира, церковь Покрова на Перли и мн. др. Отдельные монументально-декоративные циклы (мозаики и фрески Софии Киевской, фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1199) и иконы свидетельствуют о высоком уровне живописи Киевской Руси.
Русская икона превзошла все мыслимые границы постижения духовного мира, и создала совершенно сверхъестественную возможность приближения к Божеству. Иконописание стало священной формой русского искусства, главным его жанром. Иконы изображали священные события и лица, не только отражая их мистическую реальность, но и символизируя значение этих событий в Священной истории. Детали материального мира, воплощавшие образ на иконе, имели второстепенное значение. Высший смысл имел только символ Божественного, сгусток духовной энергии, заряжавший человека на служение Богу. Согласно преданию, первая икона - Богоматерь с Младенцем Христом - написана ап. Лукой. Первым выдающимся русским иконописцем был прп. Алипий (ск. 1114), монах Печерского монастыря в Киеве. Платы за свои труды он не брал, а если случалось, что ему платили, то отдавал эти деньги нищим. Одна из его икон - образ Богородицы Свенской-Печерской - хранится ныне в Третьяковской галерее.
Высшего расцвета русское иконописание достигло в XIV-XVI вв. в произведениях Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия. Главная особенность русской иконы этого времени - внутренняя духовность, светоносность. Свет здесь носит не внешний характер, как в западноевропейской живописи, а истекает изнутри духовного образа иконы, создавая ощущение, близкое музыкальному.
В "Троице" Андрея Рублева вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи "Троицы" - жертвенность как высочайшее состояние духа, созидающего гармонию мира и жизни.
Развитие искусства в Древней Руси - это стремление к духовно-нравственному возвышению, движение к Богу. Подчинение человеческого "я" Божественному совершенству рождало необыкновенно прекрасные произведения, создание которых было немыслимо в понятиях материалистического сознания. Искусство преобразовывалось в молитву, а молитвенное состояние давало высшие художественные результаты.
В к. XIII-XV вв. переживала расцвет новгородская школа (своеобразные типы одноглавых церквей; росписи Феофана Грека, 2-я пол. XIV в.; островыразительные иконы и памятники книжной миниатюры). На одно из ведущих мест выдвинулась Псковская школа. Развивались также архитектурные и живописные школы Ростова, Ярославля, Твери, Вологды. С XIV в. на первое место постепенно вышла художественная школа Москвы. Величайшими достижениями русского и мирового искусства XV-XVI вв. явились московские памятники, отличающиеся особым пространственным размахом композиционных решений, живописностью силуэта, богатством декора (ансамбль Московского Кремля - XVII в.; церковь Вознесения в Коломенском, 1532; храм Василия Блаженного в Москве, 1555-60).
Наряду с церковным зодчеством и иконописью, выдающимися памятниками русского искусства являлись рукописи с их художественным письмом, миниатюрами и ювелирной отделкой переплета ("Изборник Святослава", "Остромирово Евангелие", "Мстиславово Евангелие" и мн. др.), а также многочисленные памятники декоративно-прикладного искусства (художественное шитье, резьба по дереву, изделия из металла).
Совершенство форм и содержания русского духовного искусства начинает разрушаться с XVI в. по мере проникновения в него западного, католического и протестантского влияния. Прежде всего это влияние поражает русскую икону. Она утрачивает обращенность к внутреннему миру человека - светоносность. Вместо этого в икону приходит внешний свет, нарядность, многосоставность и перегруженность композиции. То же самое происходит и в церковном зодчестве. Оно теряет ясность, уравновешенность пространства и массы, величавость пропорций, обмирщается. В XVII в. еще более усиливаются светские тенденции, фольклорное и декоративное начала. Эти процессы заметно усиливаются как в зодчестве, где пространственные решения сочетались с интересом к пестрому "узорчатому" внешнему убранству (церкви Покрова в Филях, Уборах, соборы в Рязани, Астрахани и др.), так и в живописи (насыщенные реалистическими элементами иконы и парсуны Симона Ушакова; росписи церквей Москвы, Ярославля, Костромы).
В XVIII-XIX вв. русское духовное искусство вытесняется. На его место приходит господство светского начала, западноевропейских и католических установок. Русские города постепенно теряют свой национальный облик. Главными художественными стилями становятся сначала барокко, а затем классицизм. В 1757 в Петербурге создается Академия художеств, ставшая официальным центром русского искусства. Развитое барокко в русской архитектуре завершилось в сер. XVIII в. творчеством В.В. Растрелли (Большой дворец в Петергофе, 1747-52; Смольный монастырь, 1748-54, и Зимний дворец, 1754-62, - оба в Петербурге, перестройка Большого Екатерининского дворца в Пушкине, 1752-57, и др.) и С.И. Чевакинского (Никольский Морской собор в Петербурге, 1753-62). В дальнейшем получил распространение русский классицизм, претворивший на национальной почве художественные принципы античности и т.н. Просвещения. Классицистическое направление представлено творчеством выдающихся русских архитекторов XVIII в. - 1-й пол. XIX в.: в Москве и ее окрестностях - В.И. Баженова (Дом Пашкова, ныне старое здание Румянцевской библиотеки, 1784-86, и др.), М.Ф. Казакова (здание Сената, 1776-87, и др.), а также Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьева, О.И. Бове; в Петербурге и его окрестностях - А.Ф. Кокоринова и И.Е. Старова (Таврический дворец, 1783-89, и др.).
Тем не менее духовные начала русского искусства продолжали сохраняться в творчестве русских портретистов И.Н. Никитина, A.M. Матвеева, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, Д.Г. Левицкого, а также скульптора Ф.И. Шубина.
Русские духовные начала проявлялись также в поэтически-одухотворенной классицистической скульптуре М.И. Козловского, И.П. Мартоса (памятники Козьме Минину и кн. Пожарскому), И.П. Прокофьева, Ф.Г. Гордеева, в исторической живописи А.П. Лосенка и Г.И. Угрюмова.
Еще в большей степени жажда духовности ощущается у художников русского романтизма - В.А. Тропинина и О.А. Кипренского (портретная живопись), С.Ф. Щедрина (пейзажи), А.Г. Венецианова (поэтичный крестьянский жанр). Особых духовных высот в русском искусстве 1-й пол. XIX в. достигли К.П. Брюллов, А.А. Иванов ("Явление Христа народу") и П.А. Федотов.
Во 2-й пол. XIX в. большинство лучших русских художников объединяются в рамках Товарищества передвижных художественных выставок (см.: Передвижники) - В.Г. Перов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедов, Н.А. Ярошенко, В.В. Верещагин, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин и др. В значительной степени их объединил протест против навязываемого Академией художеств классицизма и космополитизма. Однако стремление вернуться к народным духовным основам у передвижников извращалось ложно понимаемым чувством народного блага, воспринимаемого многими из них вне Православия и самодержавного государственного строя. И в этом они тесно смыкались с классицизмом, также отрицавшим их, но только с позиции дохристианской античности.
Академизм и передвижничество, господствовавшие в русском искусстве в XVIII-XIX вв., безусловно, внесли свой вклад в его развитие, но вместе с тем отклонили его от национальной почвы. И академизм, и передвижничество усматривали настоящее русское искусство только с Петра I, а до него видели лишь подражательность и примитивность. Прервалась преемственность в развитии духовных начал, которые в любой стране носят прежде всего национальный характер. Извращается само понятие духовности. У академистов оно представляется в идеальных античных образцах, у передвижников - в идейности и тенденциозности. По сути дела, передвижничество было оппозиционным, антиправительственным течением русской художественной интеллигенции, зачастую лишенной национального сознания и стремившейся показать русскую жизнь односторонне, только в темных тонах - если крестьянина, то обязательно бедного и забитого, если купца, то обязательно толстого и пьяного, если чиновника, то обязательно отвратительного и жалкого. Обличительная тенденциозность, очернение "цветущей сложности" русской жизни считались "славнейшей традицией русского искусства". На самом же деле такое мировосприятие духовно обедняло русских художников, вымывало из-под них национальную почву. С к. XIX в. в русском искусстве происходит отторжение передвижнического духа.
Мощным толчком для национального возрождения в живописи и архитектуре стало "открытие" русской иконы и церковного зодчества, долгое время считавшихся в образованном обществе жалкими подражательными примитивами. После расчистки русских икон и реставрации древних русских церквей стало совершенно очевидно, что речь идет о памятниках искусства мирового значения. Перед взором русских людей открылся целый океан великого искусства Древней Руси, носящего духовный характер. Это открытие расширило духовное поле и национально-культурный кругозор деятелей русского искусства. Произошло возвышение их духовного потенциала.
Только великий подъем мог родить таких титанов русской национальной живописи, как В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, М.А. Врубель, И.Е. Репин, В.И. Суриков, К.А. Коровин, А.И. Куинджи, В.А. Серов, И.И. Левитан, В.Д. Поленов. Росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве являются высочайшим образцом русской духовной живописи. Образы русских святых и картины "Страшного Суда" и "Всадника Апокалипсиса" поражают своей цельностью и мощью духа. В картинах Васнецова "Три богатыря", "Аленушка", "Три царевны подземного царства", "Иван-царевич" и во многих других оживает эпический мир Древней Руси, духовно тесно связанный с современной жизнью.
Вершиной русской духовной живописи стали произведения М.В. Нестерова. Прежде всего, конечно, его участие в росписи того же Владимирского собора - Рождество Христово, Воскресение, Святые Кирилл и Мефодий, Константин и Елена, Филарет и Варвара, Борис и Глеб, Михаил и Ольга. Чарующей духовной мощью полны картины Нестерова "Видение отроку Варфоломею" и "Пустынник".
М.А. Врубель, создавший также целый ряд икон и стенных росписей, поражает обостренным ощущением величия древнерусского искусства, его высокой духовности, монументальности и пластической выразительности. Тяготея к древнерусскому искусству, Врубель не подражает ему, а развивает. Великолепны его оформления спектаклей Римского-Корсакова "Садко", "Царская невеста", "Сказка о Царе Салтане". В картинах "Демон" и "Демон поверженный" Врубель по-новому ставит главный русский вопрос добра и зла, показывает трагическое одиночество личности вне национальной жизни.
Историческая живопись В.И. Сурикова раскрывает глубокую цельность и полноту духовной жизни России на разных этапах ее развития. "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы" и другие его картины стали изобразительной антологией русской жизни.
В целом же период царствования Николая II по количеству великих национальных художников не знал себе равных в русской истории. Существовали целые художественные центры, поставившие своей целью возрождение народного искусства и возвращение к истокам: в частности, Абрамцево, Талашкино, Поленово.
Художественный кружок в Амбрамцеве, душой которого был русский предприниматель и меценат С.И. Мамонтов, увлекавшийся пением, музыкой и ваянием, объединял целую плеяду талантливых художников, скульпторов, композиторов, музыкантов, актеров, певцов. Здесь создавались живописные полотна, возводились здания в древнерусских архитектурных формах, возрождалось гончарное производство, разрабатывались и декорировались предметы повседневного быта, ставились самобытные спектакли. Через этот кружок прошли многие из великих русских художников, обогатив друг друга и русское искусство глубоким национальным порывом.
В Талашкине старанием кн. М.К. Тенишевой были организованы художественные мастерские: столярная, резьбы и росписи по древу, чеканки по металлу, керамическая, окраски тканей и вышивания. Княгиня собирала "стародавние образцы неугасимой красоты" русского быта и давала им творческое развитие в своих мастерских, превратившихся "в заповедное место, в тот живой родник, у истоков которого взаимно обогащались и декоративно-прикладное профессиональное искусство прославленных корифеев, и народное творчество". В мастерских участвовали тысячи человек.
В поиск новых форм русского искусства большой вклад внесла группа художников, примыкавших к журналу "Мир искусства", душой которого был художник А.Н. Бенуа. Они обогатили русское искусство новыми формами и приемами, создали красочные образы русской жизни и природы. Н.К. Рерих, А.Я. Головин, В.Э. Борисов-Мусатов, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, Б.М. Кустодиев стали своего рода вторым кругом русских художников, вольно или невольно формировавшимся вокруг духовного центра русской живописи, рассмотренного нами выше.
В царствование Николая II новое дыхание и стремительный порыв к национальным русским формам приобретает и архитектура. Разрозненные проявления русского стиля предыдущего царствования в 1890-х сливаются в широкое художественное движение, объединенное поисками монументального национального стиля под началом и при явной гегемонии архитектуры. Русские архитекторы эпохи национального возрождения отказываются от буквалистского использования чисто внешних форм древнего русского зодчества, но творчески развивают его дух и мотивы - пластичность, силуэтность, богатырско-эпический строй. Заметными вехами на пути русского возрождения стали сооружения павильона русского прикладного искусства на Всемирной выставке 1900 в Париже (худ. К.А. Коровин и арх. И.Е. Бондаренко), павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901) и Ярославский вокзал в Москве (1904, арх. Ф.О. Шехтель), доходный дом Перцова в Соймоновском пер. в Москве (1907) и постройки в Талашкине ("Теремок", театр, собственный дом, 1902, арх. С.В. Малютин), дом для вдов и сирот художников в Лаврушинском переулке (арх. Н.С. Курдюков) и старообрядческие церкви в Москве (2-я пол. 1900-х - 1910-е, арх. И.Е. Бондаренко).
Великолепные образцы русского зодчества были созданы архитектором А.В. Щусевым - Казанский вокзал на Каланчевской площади в Москве, церкви в Почаевской лавре и Марфо-Марчинской обители.
Даже стиль модерн в архитектуре и искусстве, получивший распространение в самом к. XIX в. носил в России сугубо национальный характер. Недаром у его отечественных истоков стояли Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов и К.А. Коровин.
Блестящим выражением возрождения древнерусского зодчества стали сооружения арх. В.А. Покровского, сумевшего развить декоративные мотивы и конструктивные особенности традиционной русской архитектуры применительно к новым условиям и создавшего функционально удобные и эстетически совершенные постройки: здания Ссудной кассы в Москве и Государственного казначейства в Нижнем Новгороде, ряд других строений, которые поражали совершенством форм и современными удобствами. Самым выдающимся произведением Покровского стал Федоровский собор в Царском Селе (1910-15), нижний - пещерный - храм которого особенно любила посещать царская семья. При Федоровском соборе был воздвигнут Русский городок. В его строительстве и отделке, кроме Покровского, принимали участие и другие архитекторы, лучшие художники и скульпторы. Городок состоял из трех основных зданий и был окружен сказочно красивой кремлевской стеной с башнями и тремя воротами, опоясанными "скульптурным кружевом древней русской росписи". Стена прерывалась фронтоном трех больших зданий, выступавших вперед. Главным зданием была так называемая Трапезная государя, состоявшая из многочисленных комнат, включая двухсветный трапезный зал со сводами, украшенными гербами всех российских губерний и областей.
После захвата власти в России еврейскими большевиками русское национальное искусство оказалось в трагическом положении. Русским художникам и зодчим фактически запрещалось национально мыслить и творить в традиционных формах. Им навязывают различные формы псевдоискусства - вроде конструктивизма или абстракционизма, призванных разрушать русскую духовность. В 1920-е - 30-е были снесены десятки тысяч памятников архитектуры, и прежде всего церквей, уничтожены миллионы икон, фресок, картин, предметов декоративно-прикладного искусства.
Русскому искусству был нанесен невосполнимый урон. Тем не менее русское духовное искусство продолжало жить в произведениях художников М.В. Нестерова, П.Д. Корина ("Русь уходящая"), А.А. Пластова, К.С. Петрова-Водкина, К.Ф. Юона, Б.М. Кустодиева, скульпторов С.Т. Коненкова, В.И. Мухиной, архитекторов А.В. Щусева, И.В. Жолтовского, И.А. Фомина. Члены художественного объединения "Маковец" (С.В. Герасимов, М.С. Родионов, В.Н. Чекрыгин, Н.М. Чернышев и др.) даже обращаются к традициям русской иконописи.
По мере космополитизации жизни после смерти Сталина деградирует и искусство. Русские художники и зодчие вытесняются, их место занимают посредственные ремесленники, преимущественно из евреев. Художественный уровень резко снижается. Начиная с 1950-х на территории России не было создано значительных художественных произведений, которые можно было поставить рядом с лучшими образцами русского искусства XVIII-XIX вв. Снова осуществляются варварские сносы архитектурных памятников (даже в Кремле), а на их месте возводятся серые, безликие, лишенные какого-либо своеобразия постройки. В изобразительном искусстве преобладают кич, нелепые заимствования западных авангардных форм. Среди этого художественного упадка встречаются редкие островки духовного русского искусства, которое, в частности, продолжает жить в произведениях таких русских мастеров, как И.С. Глазунов, В.М. Клыков, Ф.В. Викулов, Г.М. Коржев, К.А. Васильев.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
160.60 кб

Древний Египет эпохи Среднего царства: искусство и мировоззрение

Ванюкова Д. В.
Статья посвящена рассмотрению становления и развития древнеегипетского искусства эпохи Среднего царства в неразрывной связи с мировоззренческими особенностями, присущими мышлению египтян той эпохи.
Читать PDF
265.28 кб

Рецензия на книгу С. М. Перевалова «Тактические трактаты Флавия Арриана: Тактическое искусство; Дисп

Читать PDF
296.38 кб

Культура, искусство, досуг

Читать PDF
206.76 кб

"Русское искусство» снова в России

Леонидов Виктор Владимирович
Читать PDF
209.10 кб

Международный конгресс «Плейстоценовое искусство мира» и проблемы изучения древнейшей знаковой деяте

Волкова Ю. С.
Статья представляет собой краткий обзор ключевых проблем изучения искусства эпохи плейстоцена, и их отражение в материалах международного конгресса «Плейстоценовое искусство мира», участником которого была автор статьи.
Читать PDF
220.25 кб

Искусство Древней Руси: к проблеме формирования особенностей национального художественного мышления

Михайлов Ю. И., Губкина Л. М.
В статье рассматриваются культурно-исторические предпосылки формирования системы православной символики русского искусства.
Читать PDF
94.89 кб

Искусство французского сада сады Версаля

Баратон Алан , Рекшан Ирина Юрьевна
Читать PDF
6.96 мб

Об энциклопедии «Удмуртская Республика: культура и искусство»

Семёнов Юрий Валерианович
Читать PDF
193.66 кб

Искусство стратегии. Уроки Стива Джобса, Билла Гейтса и энди Гроува. Д. Йоффи, M. Кусумано. М. : Ман

Читать PDF
370.38 кб

Первобытное искусство как визуальная семиотика в исследованиях социальных и культурных антропологов

Новик Юлия Олеговна
Abstract The article raises the problem of interdisciplinary semiotic-anthropological interrelations which is very important for the modern theory of the primitive art.
Читать PDF
515.21 кб

Декоративно-прикладное искусство Саяно-Алтая рубежа I-II тыс. Н. Э. И верования тюрков

Король Галина Георгиевна
Средневековое декоративно-прикладное искусство саяно-алтайского региона в Центральной Азии представлено наиболее массовыми на-ходками широко распространенных украшений из цветного металла снаряжения всадника: сбруи коня, пояса вса
Читать PDF
225.96 кб

Советское официальное искусство как проявление преобладающего модуса времени

Чеботарёва А. З.
В данной статье рассматривается специфический модус времени, преобладавший в советском массовом плакате (на примере коллекции Серго Григоряна «Советский политический плакат»): «Помнить нельзя, забыть», «Отверженное прошлое», «Свет
Читать PDF
0.00 байт

Западноевропейское искусство XVIII–XIX вв. Из собрания принцессы Е. Г. Саксен-альтенбургской

А. Е. Чернявская
Читать PDF
228.68 кб

Искусство русских изографов на Балканских землях (XVIII-XX вв.)

В. И. Косик
Читать PDF
139.85 кб

Искусство скифов Алтая и картина мира

Щеброва Светлана Яковлевна

Похожие термины:

  • Искусство эпохи революции 1789—1794 гг

    личность, наделенная в глазах последователей авторитетом, источник которого - ее исключительные качества (в том числе и сверхъестественные).
  • АГИТАЦИОННО-МАССОВОЕ ИСКУССТВО

    Агитационное искусство родилось в годы революции и Гражданской войны в обстановке прямых классовых столкновений. В начале 1918 г. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды. В том же году вышел
  • Аналитическое искусство

    специфический тип искусства, разрушающий внешне жизнеподобие формы, стремящийся передать невидимые процессы, происходящие в ней. Создателем концепции и идеологии А. И. был П. Филонов. Элементы А. И
  • Вавилонсое и Ассирийское искусство

    Если можно воочию наблюдать богатство и разнообразие аккадской литературы II тысячелетия до н. э,, то об изобразительном искусстве этого времени известно мало. Большинство строении — даже огромны
  • АССИРИЙСКОЕ ИСКУССТВО

    Ассир. госуд. возникло в 3 тыс. до н.э. и в теч. долгого времени было в подчин. у Вавилонии и Митанни. На ранней стадии своего развития А. и. было близко иск-ву Вавилонии. Особенности Ассир. госуд. нашли я
  • Искусство эпохи Августа

    произведения искусства — архитектурные сооружения, картины, скульптуры, художеств, изделия рим. ремесленников, в первую очередь столичных, — созданные в период принципата Августа с 27 до н. э. по 14
  • Дегенеративное искусство

    Entartete Kunst), используемое нацистской пропагандой определение, отражавшее личную точку зрения фюрера, в адрес различных видов современного изобразительного искусства. Будучи несостоявшимся художн
  • Декорационное искусство

    искусство оформления сцены, спектакля, представления, кинофильма, телевизионной передачи и т.д.
  • ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО

    сценография),искусствосоздания зрительного образа спектакля с помощью декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Театрально-декорационное искусство уходит корнями в глубокую древно
  • Декоративное искусство

    область пластического искусства, произведения которого наряду с архитектурой формируют окружающую человека материальную среду, вносят в нее эстетическое образное начало. Д. и. подразделяется на
  • Монументально-декоративное искусство

    вид искусства, объединяющий живопись, скульптуру, украшающие архитектурное сооружение.
  • Декоративно-прикладное искусство

    раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.
  • ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА

    («чистое искусство») — теория, сложившаяся в середине XIX в. во Франции и утверждавшая идеи самоценнности художественного творчества, независимости искусства от политики и общественных требований
  • Греческая культура VII-IV вв. до н.э.Искусство

    Собственно греческое искусство, пришедшее на смену искусству эгейского мира, явилось результатом сложного процесса взаимодействия традиций, присущих местному населению, культурных достижений т
  • Религиозное мировоззрение и искусство населения нижней Месопотамии III тысячелетия до н.э

    Эмоционально окрашенное сопоставление явлений по принципу метафоры, т.е. путем совмещения и условного отождествления двух или более явлений с каким-либо общим типичным признаком (солнце — птица,
  • ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

    искусство древнейших людей. Оно зарождается на первых ступенях развития человечества. Однако лишь от времени позднего палеолита до нас дошли выразительные памятники живописи, скульптуры, прикла
  • ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ИСКУССТВО

    искусство древнегреческих государств, занимавших южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших свое вли
  • ДРЕВНЕЙ ИНДИИ ИСКУССТВО

    искусство государства, расположенного на полуострове Индостан и в бассейнах рек Инда и Ганга; одна из древнейших культур человечества. В истории индийского искусства выделяют период существован
  • ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ИСКУССТВО

    искусство государства, расположенного в нижнем течении р. Нил (Северо-Восточная Африка), где возник один из древнейших очагов цивилизации. В истории древнеегипетского искусства выделяют следующи
  • ДРЕВНЕГО РИМА ИСКУССТВО

    искусство государства, возникшего на Апеннинском полуострове, впоследствии распространившегося назападную и юго-восточную части Европы, Малую Азию, побережье Северной Африки, Сирию и Палестину (